Главная
страница 1

- -

Религия

Современный Крит – остров с населением 630 тысяч человек. 98 % проживающих на острове – православные христиане. Греческая православная церковь – одна из древнейших в мире. Православие пришло на Крит вместе со святым Титом, учеником апостола Павла. Греческая православная церковь автокефальна, ее представителем является архиепископ Афин. В то же время православные церкви монастырской республики на Святой горе Афон, а также церкви Додеканесских островов и Крита подчиняются непосредственно Вселенскому Патриарху, чья резиденция находится в Стамбуле.

На Крите находится немало известных монастырей (мужских и женских), посещаемых как туристами, так и паломниками. Греческая православная церковь историческими корнями тесно связана с русской православной церковью. В целом ряде монастырей бережно хранятся русские иконы, церковная утварь и богатые облачения из России – убедительные свидетельства тесных уз. Ввиду исторического развития в Греции сказывается и влияние католичества. Так, например, все праздники, кроме Пасхи, отмечаются по католическому календарю, а храмы, в отличие от русских, более аскетичны по своему убранству, а во многих, как в костелах, службу можно провести в деревянных креслах.

Большинство обычаев на Крите, как и во всей Греции, связано с религиозными обрядами или праздниками, хотя многие из них языческого происхождения. Религиозные традиции, восходящие к дохристианским временам, – это приношения по обету: люди, которые больны, или те, чьей жизни угрожает опасность, дают обет поднести выбранному святому знак своей благодарности. Это может быть все, что угодно – от возжигания свечи до постройки часовни. Также греки подносят tama – тонкие серебряные таблички с уменьшенным изображением того, что просили уберечь от зла или вылечить – сердца, глаза, ноги, руки. Эти приношения украшают рамки икон святых.

Начав с церковных праздников, следует сказать о праздновании Рождества, Крещения, Масленицы, Пасхи, Успения богородицы и дней святых.

Рождество – семейный праздник, полный уюта, ароматов и особого вкуса блюд традиционной кухни. Крещение (6 января) празднуют в гаванях, где священники освящают воду, бросая в море крест. Ныряльщики устремляются в холодную воду, соревнуясь в том, кому удастся достать крест. Масленица празднуется в последний день употребления мясной пищи. В Чистый Понедельник, когда начинается пост, всюду под открытым небом празднует множество народа, который развлекается, запуская воздушных змеев.

Самый большой праздник православия – Пасха. Начинается он со Страстной недели, во время которой практически все блюдут пост и заходят в церковь, пусть даже всего на несколько минут, чтобы отстоять специальную службу. Женщины красят яйца, крестные родители покупают обувь, одежду и свечу крестникам. В Страстную Пятницу, день траура, Эпитафию – изображение Христа, украшенное тысячами цветов, – выносят из церкви и проносят через деревню и окрестности (в городах) к кладбищу. На кладбище каждый зажигает свечу, после этого Эпитафия со всей процессией возвращается в церковь, где верующие целуют изображение Христа. В течение ночи Святой Субботы, каждый красиво одевается и идет к церкви, где продолжаются церемонии. Как раз перед полуночью священник выключает огни во всей церкви, зажигает свечу от Вечного огня, поет «Христос Воскресе» и передает пламя людям. После этого все выходят из церкви на улицу. Колокола звенят непрерывно, и люди говорят друг другу «Христос Воскресе» – в ответ «Воистину Воскресе». Все идут домой и в семейном кругу отмечают Пасху, вкушая суп из ягненка, пасхальный пирог и пасхальное печенье.
Один из важных дней православного грека – крестильный день. Крещение обычно происходит в первый год после рождения ребенка. Младенца называют «ребенком» (он не имеет имени), пока его не окрестят. Во время крещения малыша раздевают и обертывают в белое полотенце. Священник благословляет воду и добавляет оливковое масло, принесенное крестными родителями. Он трижды погружает ребенка в благословенную воду, произнося выбранное имя. Ребенок получает причастие от священника, который благословляет его с «мирром» (оливковое масло, благословляемое Патриархом). Затем младенца одевают в белую одежду, и священник помещает золотую цепь с крестиком на его шею. Очаровательный обычай, относящийся к обряду крещения ребенка: крестные должны подарить ему золотой крестик на цепочке и полный набор воскресных туалетов, включая ботиночки, а то будет считаться, что крестник пойдет по жизни спотыкаясь и у него не будет достаточно одежды.

К церковным праздникам относятся также празднования дней святых. Греки редко празднуют свои дни рождения, чаще приглашая на свои именины. Наиболее популярные дни святых:



1 января – Св. Василия

6 января – Св. Фотини (Светланы)

7 января – Иоанна Крестителя

17 января – Св. Антония

23 апреля – Св. Георгия

21 мая – Св. Константина и Елены

30 июня – Ап. Петра и Павла

15 августа – Св. Марии

30 августа – Св. Александра

17 сентября –Св. Софии

8 ноября – Арх. Михаила и Гавриила

25 ноября – Св. Катерины

30 ноября – Ап. Андрея

6 декабря – Св. Николая

9 декабря – Св. Анны



Обычаи и традиции

Из-за своего географического положения, бурной истории, народ острова Крит постоянно испытывал на себе влияние самых разных культур. Однако критянам удалось сохранить свой самобытный характер. Это, прежде всего, страсть к свободе и независимости и абсолютная любовь к своему острову. В повседневной жизни критяне порывисты, хитроваты, не слишком пунктуальны. Для них опоздание на полчаса – привычное дело. Критяне склонны преувеличивать свои возможности и часто обещают больше, чем могут сделать. Но делают они это от полноты чувств, от желания сделать все для любимого гостя.

Гостей здесь действительно любят. Заехав в деревню и спросив дорогу, Вы не только получите подробное описание Вашего дальнейшего следования, но и угощение сладостями, раки. Тут лучше согласиться и не обижать хозяев, ведь они это делают от чистого сердца.

Обувь в греческих домах снимать не принято. Приглашают Вас на кофе или на обед – об этом Вам сообщают при приглашении. Не принято звонить по телефону с 14:00 до 18:00 и после 22:00, если Вы не договорились о звонке заранее.

Греки при встрече обмениваются двоекратным поцелуем. Пожилых людей или незнакомых принято называть «кирие» или «кириа» («господин» или «госпожа»). В зависимости от времени суток используются приветствия «калимера» (доброе утро, добрый день), «калиспера» (добрый вечер). Существует также универсальная фраза для приветствия и прощания – «я сас», что соответствует нашему выражению «будьте здоровы». По-гречески, «нет» звучит, как «охи», при этом следует кивок головы снизу вверх, «да» как «нэ».

В деревнях можно встретить людей одетых в традиционные одежды: мужчины носят критские брюки – врака, черные рубашки и повязывают голову черными платками. Реже встречаются женщины в национальной одежде.

Несмотря на ритм и суматоху нашего времени, критяне сохраняют свои традиции. И по сей день критяне не забыли традиционных ремесел. Сейчас это превратилось в производство сувениров, тогда как раньше было жизненной потребностью людей. Во многих домах сохранились ткацкие станки, на которых женщины ткали и ткут коврики из овечьей шерсти. Распространено производство керамики, резьба по дереву, изготовление ножей, плетение кружев, вышивка.

Не надо пугаться, но на Крите до сих пор существует вендетта, т.е. кровная месть. Туристов она не касается – это дела между отдельными семьями. Убивают в рамках вендетты сейчас очень редко, но ее механизм исправен и, возможно, именно боязнь вендетты привела к тому, что на Крите по много лет подряд не бывает тяжелых преступлений – убийств, воровства, изнасилований. Вендетта существовала у многих древних народов. Разница только в том, что, например, у арабов можно откупиться, а у греков откупиться нельзя. Мир может быть установлен, и цепь вендетты прервана, только если вступят между собой в брак представители двух враждующих родов.

Критяне, любящие праздники, застолья, с удовольствием поют народные песни и танцуют традиционные танцы. Критским изобретением считается «мантинада» – пятнадцатисложные двустишия, преимущественно любовного, но также сатирического, исторического, социального содержания. Основная черта мантинад – импровизация, которая зачастую превращается в поэтическое состязание между певцами.

Как в песне, так и в народном танце, критяне проявляют свое жизнелюбие, гордый и независимый характер. «Сиганос» – медленный танец, в котором ведущий словно тянет за собой вереницу пар, чтобы вывести их из Лабиринта. «Пентозалис» – танец из пяти основных шагов, воинственный, лихой, дающий возможность импровизации танцорам. «Сиртос» – тянущийся, с медленными, простыми движениями по кругу. «Кастринос» – ираклийский танец, чисто мужской, состоящий из восьми шагов к центру круга и стольких же от центра. Танец «суста» исполняется мужчиной и женщиной и носит любовный характер.



Критяне – горячий народ, любящий и умеющий праздновать. По всей Греции ходят мифы об их страсти к оружию. На каждой церемонии, будь то свадьба, рождение, крещение – они стреляют в воздух или в дорожные знаки. Раньше на трассах стояли специальные таблички, предупреждающие о запрете стрельбы в дорожные знаки.



Смотрите также:
Современный Крит остров с населением 630 тысяч человек. 98 проживающих на острове православные христиане. Греческая православная церковь одна из древнейших в мире
61.66kb.
1 стр.
Православная Церковь Америки: От духовной Миссии к Поместной Церкви
151.07kb.
1 стр.
Экскурсии на острове корфу и острове крит
35.63kb.
1 стр.
Курсовая работа российская православная церковь как субъект социальной работы студентка I курса группы сор-01-1
227.16kb.
1 стр.
Помни Чернобыль!
30.3kb.
1 стр.
Две недели отдыха на острове Самуи с «Женским тренинговым центром Юлии Свияш» с 27 февраля по 13 марта 2013 Остров Самуи
79.05kb.
1 стр.
Жильбер Синуэ Дни и ночи
3277.35kb.
14 стр.
Детский и молодежный отдых «Дельфин клуб» детский лагерь в Греции о. Крит в сезоне 2013 г
68.7kb.
1 стр.
Научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» советское государство и русская православная церковь в период с
212.82kb.
1 стр.
В тридцатых годах Кабардино-Балкарская Автономная Республика имела население около 268 тысяч человек, проживающих преимущественно в сельской местности. Столица кбасср имела население около 70 тысяч жителей
55.09kb.
1 стр.
Русская Православная Церковь во время Великой Отечественной Войны Церковь на оккупированной территории
146.39kb.
1 стр.
Православная Церковь в Великом Княжестве Литовском с конца ХVІ до конца ХVІІІ столетия: в противостоянии католикам и униатам
365.17kb.
2 стр.