Главная
страница 1
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в адаптивной школе.

Лехтина Лариса Петровна (lehtina_lp@bk.ru)

Управление образования, город Осинники

Аннотация.

В статье рассматриваются вопросы организации обучения в условиях адаптивной школы с использованием ИКТ. Описано использование ИКТ на уроках истории. Представлен опыт работы по формированию информационной компетенции обучающихся. Рассматриваются разные пути повышения информационной насыщенности урока. Обозначена необходимость повышения квалификации педагогов в области ИКТ.

Происходящие изменения в современных условиях, предъявляют новые требования к школе. Она должна готовить к жизни человека, способного адаптироваться к развивающемуся социуму, свободного, ответственного. Отсюда вытекает одна из основных целей - создание условий для получения каждым учеником образования, соответствующего его способностям, интересам и возможностям. Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

Изменение образовательной парадигмы, связанное с переходом от монокультурной традиции к диалоговой культуре, повлекло за собой серьёзные трансформации в технологиях преподавания. Данный процесс ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия субъектов образовательного процесса. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения в школе адаптивного вида.

Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объёмных и ярких представлений о прошлом.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях адаптивной школы. Современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а так же содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

Современный образовательный процесс, в условиях адаптивной школы, предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, становятся эффективным инструментом в руках учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Оснащение кабинета современным мультимедийным оборудованием создает основу для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

На уроках истории и обществознания педагоги используют программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы создаются презентации к урокам. Кроме этого в практике педагогов работа по создание презентаций самими учащимися.

Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объём производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.

В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса.

В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете.

Энциклопедии – предназначенные для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. На уроках широко используются исторические энциклопедии: CD «Династия Романовых. Три века российской истории», CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», энциклопедии-путеводители CD «Эрмитаж», CD «Московский Кремль» и другие.

Программы-репетиторы – ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену). CD «Репетитор по истории» - это тестирующая программа для школьников и абитуриентов.

Электронные учебники являются одним из основных инструментов для регулярных систематических занятий по предмету. ( CD «История России: XX век», CD «История Отечества IX-XVIII вв.»)

Велико значение использования возможностей Интернета при подготовке и на уроках истории.

Большую помощь в работе с Интернетом оказывают каталоги образовательных ресурсов. Профессионалы и любители создают в Интернете сайты, посвящённые отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе.

Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru/ru/http://www.1september.ru/ru/http://www.1september.ru/ru/http://www.1september.ru/ru/http://www.1september.ru/ru/http://www.1september.ru/ru/ - и его раздел «История», который содержит электронную версию газеты «История» и сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/http://his.1september.ru/urok/http://his.1september.ru/urok/http://his.1september.ru/urok/http://his.1september.ru/urok/http://his.1september.ru/urok/ . На этих сайтах содержится большое количество сценариев, уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.

Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объём информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.

Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. В адаптивной школе информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить», «подтянуть» самых слабых и пассивных. Параллельно работающий «автоматизированный обучающий конвейер» — это лишь еще один педагогический инструмент.

В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера.

Литература

1.      Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г.

2.      Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2001 № 8.

3.      Антонова Т.С. Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ век»// Преподавание истории в школе. 1998 № 4. С.57-61

4.      Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос, 2001 г.

5.      Румянцев В.Б. Всемирная истории в Интернете.// Преподавание истории и в школе. 2002 № 8. С.75-77



6. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
7. Женина Л.В., Маткин А.А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И.Г.Семакина.–Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.


Смотрите также:
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в адаптивной школе
68.51kb.
1 стр.
Использование компьютерных технологий на уроках биологии
46.07kb.
1 стр.
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»
55.82kb.
1 стр.
Информационно коммуникационных технологий на уроках физики
71.24kb.
1 стр.
Использование информационно коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в условиях сельской школы
93.77kb.
1 стр.
Жалпы мәлімет Білім жетілдіру
425.48kb.
3 стр.
Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности хозяйственных судов
111.49kb.
1 стр.
Семинара «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании»
120.04kb.
1 стр.
Сивцевой Ирины Федоровны директора моу «Оймяконская сош»
853.54kb.
5 стр.
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
52.88kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе
377.39kb.
3 стр.
Использование лего-технологий на уроках в начальной школе в соответствии с фгос нового поколения
40.99kb.
1 стр.