Главная
страница 1



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологического консультирования

Кафедра индивидуальной и групповой психотерапии



МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

для самостоятельной работы студента

очной формы обучения
Специальность 030301 – Психология,

Специальность 030302 – Клиническая психология


Автор и составитель

профессор Д.Г. Сороков

Москва 2007 г.

1. Автор и составитель пособия к. психол .н. Д.Г. СОРОКОВ



2. Общий объём самостоятельной работы студента по дисциплине 58 часов
3. Планирование самостоятельной работы студента
Раздел 1: Специфика содержания, целей и методов обучения психологии
Тема 1.1. История преподавания психологии в дореволюционной России и в СССР. 4 часа

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

- В рамках каких учебных дисциплин преподавались психологические знания в вузах XVIII-ХХ вв.?

- Какие основные изменения происходили в преподавании психологии в российских университетах в начале ХХ в.?

- В чем заключалась сложность преподавания психологии в 20-30-х гг.?

- Когда началось возрождение психологического образования в СССР и в чем это проявлялось?

- Когда и где были открыты первые психологические факультеты в России?

- Когда психологические науки были выделены в России в качестве самостоятельной группы?

- Когда имело место значительное расширение массового психологического образования в России?

- Какие позитивные уроки можно извлечь из истории преподавания психологии в средних учебных заведениях?

- Каковы основные причины неудовлетворительного преподавания психологии в истории среднего образования?

- В рамках каких учебных дисциплин преподавалась психология в XIX в.?

- Когда началось преподавание психологии на эмпирической основе в российской школе?

- Когда психология в третий раз была введена в учебные планы средних школ в России?

- Какие новые тенденции в преподавании психологии появились в 60-х гг.?

- Когда происходило значительное расширение преподавания психологии как факультативного предмета в российских школах?
Рекомендации студенту по освоению материала.

Обратить внимание на:

- драматичный путь эмансипации психологии как учебного предмета (9);

- типичные и воспроизводящиеся на протяжении ХХ века ошибки в организации преподавания психологии в средних учебных заведениях (9).

Ключевые положения:

- качественное преподавания психологии в высших и средних учебных заведениях должно базироваться на объединении современных достижений в области научной психологии, дидактики и педагогической технологии и сопровождаться изданием качественных учебных пособий для студентов и школьников (9).


Основная литература: конспект лекции
Дополнительная литература:

9. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии [Текст] / В.Н. Карандашев. – Спб.: Питер, 2005. – 249 с. ЧЗ


Типовые задания:

- составьте сводную таблицу по истории развития преподавания психологии в России-СССР, где можно было бы сопоставить его этапные моменты как в области высшего, так и среднего образования;

- проанализируйте таблицу на предмет выявления ключевых этапов и фамилий педагогов, чей опыт и учебные пособия оказали существенное влияние на развитие представлений о специфике, целях, методах преподавания психологии.

Тема 1.2. Современное состояние и актуальные проблемы преподавания психологии в высших и средних учебных заведениях России. 4 часа

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

- Проанализируйте современные представления о предмете, содержании, целях обучения психологии и сравните результаты с собственным опытом обучения в институте (1; 6).

- Сформулируйте ваши представления о предмете, содержании, целях обучения на факультете психологического консультирования (9).


  • Сформулируйте основные теоретические положения психологии активных методов обучения (1: 11).

  • Сформулируйте основные требования с позиции теории развивающего обучения к методике преподавания психологии (1; 11).

  • Назовите основные группы современных методов преподавания психологии (1: 9);

  • сравните роль и место психологии в обучении и воспитании учащихся указанных учебных заведений (1; 2; 7);

  • проанализируйте роль и место психологических дисциплин в подготовке специалистов следующих квалификаций: «Психолог. Преподаватель психологии», «Педагог-психолог» (9).


Рекомендации студенту по освоению материала.

Обратить внимание на:

  • современные представления о структуре процесса обучения (11);

  • развитие организационной структуры учебного процесса (9);

  • методы интенсификации процесса обучения (1)

  • современные отечественные и зарубежные образовательные модели для студентов-психологов и педагогов (9);

  • основные подходы к преподаванию психологии в школе (2; 7).

- определение роли и места психологии как гуманитарного учебного предмета в обучении и воспитании учащихся дошкольных, средних и среднеспециальных учебных заведений, техникумов, психологических, педагогических и «непрофильных» ВУЗов (1; 11; 13).



Ключевые положения:

  • методика преподавания психологии (1; 7);

  • психология учебной деятельности студента (9);

  • формирование учебной деятельности студентов (1);

  • понятие теории обучения в психологии (1; 11);

  • преподавание в вузе как развивающее обучение (1).

  • психология активных методов обучения (1);

  • методы программированного обучения (1; 11);

  • методы проблемного обучения (1; 11);

  • методы интерактивного (коммуникативного) обучения (1: 11).

  • гуманитарный подход и гуманитарная парадигма образования (2);

  • феноменологический подход и диалогическая парадигма образования (13);

  • деятельностный подход и психотехническая парадигма образования (1);

  • личностный подход и персонологическая парадигма образования (11).


Основная литература:

1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. Гриф, АБ.


Дополнительная литература:

2. Актуальные проблемы методики преподавания психологии в педвузе и школе [Текст]: сб. научных трудов / под ред. Ю.М. Забродина. – М.: Изд-во «Прометей» МГПИ, 1990. – 143 с. (Электронную версию автор предоставляет студентам).

6. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Специальность 020400 «Психология» [Текст]. – М., 2000. (Электронную версию автор предоставляет студентам).

7. Дубровина, И.В. Преподавание психологии в школе: III – XI классы [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Изд-во МПСИ, 2003. Гриф, АБ.

9. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии [Текст] / В.Н. Карандашев. – Спб.: Питер, 2005. – 249 с. ЧЗ

11. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии [Текст] / В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 128 с. ЧЗ.

13. Хозиев, В.Б. Психология [Текст]: учеб. пособие для 10-11-х специализированных класов (гуманитарных психологических учреждений) / В.Б. Хозиев. – М.: Изд-во МПСИ, 2000. – 384 с. ЧЗ.
Типовые задания:

- Дайте общую характеристику предмета, цели и содержания методики преподавания психологии: в дошкольном образовательном учреждении, в начальной и средней школе, в педагогических колледжах и вузах, в психологических ВУЗах и для учителей в целях повышения квалификации.

- Сравните основные параметры концепции и методы преподавания психологии в школе, в вузе и при повышении квалификации учителей.

- Определите роль и место психологии как гуманитарного учебного предмета в обучении и воспитании учащихся дошкольных, средних и среднеспециальных учебных заведений, техникумов, психологических, педагогических и «непрофильных» ВУЗов.




Тема 1.3. Современное состояние преподавания психологии в Европе и США. 4 часа

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

- Когда психология была впервые введена в качестве учебного предмета в школьные программы многих европейских стран и США?

- Какая основная тема рассматривалась на уроках психологии в США в 50-х гг.?

- Охарактеризуйте основные тенденции современного психологического образования в мире.

- Какие типы базового психологического образования существуют в европейских странах и США?

- Какова типичная длительность и структура базового психологического образования в США и странах Европы?

- Какие типы последипломного психологического образования существуют за рубежом?

- Что в 1990-х гг. способствовало повышению качества преподавания психологии в школах США?

- Каковы особенности подготовки и сертификации специалистов в области психологического консультирования в США и странах Западной Европы?
Рекомендации студенту по освоению материала.

Обратить внимание на:

- основные тенденции современного психологического образования в мире (9);

- тенденцию по сближению национальных систем психологического образования в странах Европы в рамках Болонского процесса (9);

- на современный опыт эффективного последипломного психологического образования в США (12).


Ключевые положения:

- требования национальных ассоциаций США и стран Европы к специалистам в области психологического консультирования в контексте различных школ и направлений психотерапии (конспект).


Основная литература: конспект лекции
Дополнительная литература:

9. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии [Текст] / В.Н. Карандашев. – Спб.: Питер, 2005. – 249 с. ЧЗ

12. Реньге, В. Психотехническая подготовка учителей за рубежом [Текст] // Психологическое консультирование и психотерапия: Хрестоматия. – Т. 1. – М., 1999. – С. 260 – 286. ЧЗ.
Типовые задания:

- составьте сводную таблицу, в рамках которой можно было бы сопоставить традиционные особенности систем высшего психологического образования в США, Англии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, скандинавских стран по следующим параметрам: структура учебных заведений, тип образовательных программ, сроки базового и специального психологического образования, возможности последипломного психологического образования, цели и содержание психологического образования;

- сформулируйте основные тенденции сближения национальных систем высшего и постдипломного психологического образования в рамках Болонского процесса.

Раздел 2: Проектирование содержания психологических дисциплин
Тема 2.1. Проектирование целей обучения психологии. Таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания. 4 часа

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:


  • охарактеризуйте таксономию учебных задач по психологии (1; 11);

  • опишите особенности основных категорий учебных целей (1: 11);

  • приведите примеры обобщенных типов учебных целей учащихся (1; 9).


Рекомендации студенту по освоению материала.

Обратить внимание на:

  • приведенные примеры обобщенных типов учебных целей (1; 9);

  • соответствующие им образовательные модели (1; 11).


Ключевые положения:

- Основные категории учебных целей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, восприятие, реагирование, усвоение, организация и распространение ценностных организаций на деятельность (1: 11).


Основная литература:

1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. Гриф, АБ.


Дополнительная литература:

6. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Специальность 020400 «Психология» [Текст]. – М., 2000. (Электронную версию автор предоставляет студентам).

7. Дубровина, И.В. Преподавание психологии в школе: III – XI классы [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Изд-во МПСИ, 2003. Гриф, АБ.

9. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии [Текст] / В.Н. Карандашев. – Спб.: Питер, 2005. – 249 с. ЧЗ

11. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии [Текст] / В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 128 с. ЧЗ.
Типовые задания:


  • проанализируйте предмет и цели обучения психологии и сравните с собственным опытом обучения в МГППУ;

  • сформулируйте предмет и цели обучения на факультете психологического консультирования;

- с использованием рассмотренной таксономии учебных задач по психологии конкретизируйте по отношению к специфике преподавания психологии на факультете ПК формулировки обобщенных типов учебных целей;

- конкретизируйте для преподавания психологии в указанном типе учебных заведений примеры обобщенных типов учебных целей.


Тема 2.2. Логическая структура содержания обучения. 6 часов

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  • назовите психологические закономерности отбора учебного материала из психологической науки в учебный предмет (1; 11);

  • назовите дидактические закономерности отбора учебного материала из психологической науки в учебный предмет (3; 11);

  • перечислите методы выделения учебных элементов как дидактических единиц содержания дисциплины (1; 3).


Рекомендации студенту по освоению материала.

Обратить внимание на:

  • методику построения логической структуры содержания обучения (1; 3).


Ключевые положения:

- Логическая структура содержания образования как целесообразная система учебных элементов (3; 11).


Основная литература:

1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. Гриф, АБ.


Дополнительная литература:

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с. ЧЗ.

11. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии [Текст] / В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 128 с. ЧЗ.
Типовые задания:


  • Выделите учебные элементы содержания обучения по проектируемой дисциплине.

  • Разработайте и представьте в виде схемы логическую структуру содержания обучения по проектируемой дисциплине.



Раздел 3: Способы и формы организации процесса преподавания психологии
Тема 3.1. Структура, типология и принципиальные возможности дидактических процессов. 8 часов

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  • Охарактеризуйте дидактический процесс как основу педагогической технологии (1; 8);

  • Приведите обобщенную структуру алгоритма функционирования дидактического процесса (1; 3);

  • Приведите типологию алгоритмов управления в дидактическом процессе (1; 3);

  • Сформулируйте закон принципиальных возможностей дидактического процесса (3; 4)


Рекомендации студенту по освоению материала.

Обратить внимание на:

- системную взаимосвязь алгоритма функционирования дидактического процесса и алгоритма его управления как основу достижения образовательной цели (3; 8).


Ключевые положения:

  • дидактический процесс – основа педагогической технологии (1; 3);

  • закон принципиальных возможностей дидактического процесса (3; 4).


Основная литература:

1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. Гриф, АБ.


Дополнительная литература:

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с. ЧЗ.

4. Братченко, С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты) [Текст] / С.Л. Беспалько. – М.: Смысл, 1999. – 137 с. (Электронную версию автор предоставляет студентам).

8. Ильясов, И.И. Структура процесса обучения [Текст] / И.И. Ильясов. – М., 1986. ЧЗ.


Типовые задания:

  • опираясь на закон принципиальных возможностей дидактического процесса, выберите дидактический процесс, соответствующий целям проектируемой психологической дисциплины;

  • конкретизируйте и опишите ключевые элементы структуры алгоритмов функционирования и управления применительно к проектируемому дидактическому процессу.


Тема 3.2. Педагогические технологии и психотехники в области дидактики. 8 часов

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  • Каковы основные функции лекционной формы обучения? (1)

  • Назовите основные психологические условия эффективности лекционной формы преподавания (1).

  • Каковы принципы отбора материала для лекции? (1)

  • Охарактеризуйте основные положения методики чтения лекции (1).

  • Охарактеризуйте методические особенности проведения практических, семинарских и лабораторных занятий в учебных группах (1; 5).

  • систематизируйте представленные педагогические технологии и психотехники в контексте этапов учебного занятия (5; 10);

  • сопоставьте изученные техники с дидактическими принципами, которым они соответствуют (1; 5; 10).


Рекомендации студенту по освоению материала.

Обратить внимание на:

  • Техники повышения интереса к учебному материалу, повторения пройденного; уровни и виды домашнего задания, приемы подачи домашнего задания; подготовка учащихся к докладу и др. (5);

  • методику организации и управления учебной дискуссией (1; 5).

  • техники коллективной учебной деятельности (5);

  • техники игровой учебной деятельности (5; 12);

  • техники соуправления аудиторией; режиссуры целостной учебно-воспитательной ситуации (5);

  • техники устного опроса и письменного контроля (1; 5);

  • техники оценивания (1; 5).


Ключевые положения:

  • Принципы педагогической технологии и психотехники в области дидактики (1; 5);

  • Проектирование процессов обучения с заранее заданным конечным эффектом (5).

  • Основные принципы и структура гуманитарной экспертизы в образовании (4);

  • Методика оценки эффективности методик преподавания психологии (5).


Основная литература:

1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. Гриф, АБ.


Дополнительная литература:

4. Братченко, С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты) [Текст] / С.Л. Беспалько. – М.: Смысл, 1999. – 137 с. (Электронную версию автор предоставляет студентам).

5. Гин, А.А. Приемы педагогической техники [Текст]: пособие для учителей / А.А. Гин. – Гомель, 1999. (Электронную версию автор предоставляет студентам).

10. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст] / А.А. Леонтьев. – М., 1996. АБ.

12. Реньге, В. Психотехническая подготовка учителей за рубежом [Текст] // Психологическое консультирование и психотерапия: Хрестоматия. – Т. 1. – М., 1999. – С. 260 – 286. ЧЗ.
Типовые задания:

- Разработайте учебную программу курса (по избранной Вами психологической проблематике).

- Спроектируйте предполагаемые результаты, содержание, схему, формы и методы обучения по вашему курсу.

- Разработайте методику преподавания курса с использованием изученных дидактических техник.

- Спроектируйте учебные ситуации в рамках разрабатываемого Вами курса с использованием интерактивных техник взаимодействия с аудиторией с учетом ее (аудитории) специфики.

- Продемонстрируйте исполнение отдельных методических приемов и фрагментов занятий в рамках разрабатываемого курса.

- Проведите коллективный анализ эффективности методики преподавания разработанной Вашим коллегой дисциплины.
Тема 3.3. Тьюторская поддержка как организационная форма продуктивного взаимодействия преподавателя с учащимся. 8 часов

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

- Какова история возникновения и развития тьюторства в английской системе высшего психологического образования?

- Каковы функции тьютора?

- Каковы современные организационные формы взаимодействия тьютора со студентом?


Рекомендации студенту по освоению материала.

Обратить внимание на:

Методы и техники тьюторского консультирования (конспект, 12).


Ключевые положения:

- тьюторское консультирование и психологическое консультирование есть варианты реализации принципов и методов современной консультативной психологии (конспект);

- базовые техники понимающей психотерапии применимы в рамках решения задач тьюторского консультирования (конспект)..
Основная литература: конспект лекции
Дополнительная литература:

12. Реньге, В. Психотехническая подготовка учителей за рубежом [Текст] // Психологическое консультирование и психотерапия: Хрестоматия. – Т. 1. – М., 1999. – С. 260 – 286. ЧЗ.


Типовые задания:

- составьте сводную таблицу, в рамках которой можно было бы сопоставить особенности тьюторского и психологического консультирования по следующим параметрам: цель, клиент, источник запроса, предмет работы, рамки консультации, задействованные ресурсы, необходимый и достаточный результат, техники и приемы, опасности для консультанта и клиента.



Тема 3.4. Планирование и анализ эффективности дидактического процесса. 8 часов

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  • проведите психолого-педагогический анализ известных Вам дидактических процессов (1; 3);

  • Каковы критерии оценки эффективности алгоритма функционирования дидактического процесса (3; 4)?

  • Каковы критерии оценки алгоритма управления дидактического процесса (3; 4)?

  • Охарактеризуйте и задействуйте на примере методику планирования и оценки эффективности спроектированного дидактического процесса (3; 4).


Рекомендации студенту по освоению материала.

Обратить внимание на:

  • методику планирования и оценки эффективности спроектированного дидактического процесса (3; 4).


Ключевые положения:

- критерии оценки эффективности алгоритма функционирования и алгоритма управления дидактического процесса (1; 3; 4).


Основная литература:

1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. Гриф, АБ.


Дополнительная литература:

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с. ЧЗ.

4. Братченко, С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты) [Текст] / С.Л. Беспалько. – М.: Смысл, 1999. – 137 с. (Электронную версию автор предоставляет студентам).
Типовые задания:


  • в соответствии с изученной методикой спланируйте эффективность дидактического процесса как в части алгоритма функционирования, так и в части алгоритма управления дидактическим процессом (на примере изучения одной из тем спроектированной дисциплины);

  • подготовьте его к демонстрации на семинарском занятии;

  • проанализируйте в соответствии с результатами демонстрации реальную эффективность спроектированного и осуществленного дидактического процесса на примере избранной темы проектируемой дисциплины.


Тема 3.5. Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии. 4 часа

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме:

  • Каковы особенности культуры самоорганизации деятельности преподавателя психологии? (1; 9)

  • Перечислите основные «личные» психотехники преподавателя психологии (1; 9; 10; 11).


Рекомендации студенту по освоению материала.

Обратить внимание на:

  • принципы самоорганизации и рационализации деятельности преподавателя (1; 5; 9);

  • технологию создания картотеки преподавателя (5);

  • подготовку темы и ее технологию (1; 9; 11).


Ключевые положения:

  • технология моделирования различных форм академических и факультативных занятий данного содержания (1; 5);

  • методика оценки эффективности методик преподавания психологии (5; 11).


Основная литература:

1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. Гриф, АБ.


Дополнительная литература: 5, 9 - 11

5. Гин, А.А. Приемы педагогической техники [Текст]: пособие для учителей / А.А. Гин. – Гомель, 1999. (Электронную версию автор предоставляет студентам)..

9. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии [Текст] / В.Н. Карандашев. – Спб.: Питер, 2005. – 249 с. ЧЗ

10. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст] / А.А. Леонтьев. – М., 1996. АБ.

11. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии [Текст] / В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 128 с. ЧЗ.
Типовые задания:


  • синтезируйте спектр моделей свободно избранной вами формы проведения занятий для избранного возраста и контингента слушателей по спроектированной психологической дисциплине (теме Учебной программы);

  • проанализируйте разработанные модели на предмет сочетания оптимальной организации продуктивного взаимодействия с аудиторией и каждым учащимся с целостностью предполагаемых учебно-воспитательных ситуаций;

  • оцените с позиции принципов самоорганизации деятельности преподавателя предложенные модели преподавания психологии.



4. Рекомендации по подготовке к итоговому зачёту
Итоговый контроль (зачет) проводится в форме защиты Учебно-исследовательского проекта по Программе учебной дисциплины, спроектированной студентом в составе микрогруппы однокурсников-проектировщиков (примерный перечень тем см. ниже). Защита включает в себя:

 представление и анализ теоретической основы спроектированной учебной дисциплины,

 обоснование предлагаемого методического аппарата по преподаванию дисциплины,

 демонстрацию проведения отдельных занятий (методик, методических приемов) по избранным темам дисциплины с сокурсниками в качестве слушателей,

 анализ эффективности проведенного занятия.

Каждому студенту предлагается проанализировать разработанный им в составе микрогруппы проект психологической дисциплины на предмет сочетания оптимальной организации продуктивного взаимодействия с аудиторией и каждым учащимся с целостностью предполагаемых учебно-воспитательных ситуаций.


Задание к учебно-исследовательской работе микрогрупп студентов-проектировщиков по дисциплине «Методика преподавания психологии»:

  1. применительно к одному из следующих названий психологических дисциплин (либо инициативному, согласованному с преподавателем) спроектировать и описать (в соответствии с предложенной преподавателем формой): цель, задачи, содержание, адекватные цели дидактические процессы и формы их организации, эффективность отдельного (демонстрационного) занятия;

  2. разработать и оформить в соответствии с существующими требованиями Учебную программу по спроектированной дисциплине.


В итоговой оценке выполнения зачетной работы учитывается обратная связь со стороны коллег-однокурсников, которая дается с использованием метода гуманитарной экспертизы образовательных проектов.

Особое внимание при проектировании учебной дисциплины по психологии необходимо обратить на:


  • роль целеполагания как краеугольного камня содержания дисциплины и основу соответствующего дидактического процесса;

  • социальные и психолого-педагогические характеристики адресата проектируемой психологической дисциплины;

  • диагностичность поставленной цели в соответствии с избранным и психологически обоснованным уровнем освоения учащимися нового опыта;

  • взаимозависимость и взаимообусловленность дидактической цели и проектируемого дидактического процесса;

  • взаимозависимость и взаимообусловленность проектируемого дидактического процесса и организационных форм его воплощения;

  • предварительное планирование эффективности проектируемого дидактического процесса как по алгоритму функционирования, так и по алгоритму управления;

  • необходимость предварительной (еще до выхода в аудиторию!) коррекции алгоритма функционирования и алгоритма управления проектируемого дидактического процесса в случае, когда рассчитанные в ходе планирования коэффициенты эффективности не обеспечивают зафиксированного в поставленной образовательной цели уровня освоения опыта.



5. Примерные названия психологических дисциплин для проектирования


  1. Психология (для технических вузов)

  2. Основы педагогики и психологии (для медицинских колледжей)

  3. Основы психологии общения (для дошкольников)

  4. Основы психологии общения (для младших школьников)

  5. Основы психологии общения (для младших подростков)

  6. Основы психологии общения (для старших подростков)

  7. Основы психологии общения (для старшеклассников)

  8. Тренинг социально-психологической компетентности (для подростков)

  9. Тренинг социально-психологической компетентности (для старшеклассников)

  10. Тренинг социально-психологической компетентности (для студентов психологических вузов)

  11. Тренинг социально-психологической компетентности (для студентов педагогических колледжей)

  12. Тренинг социально-психологической компетентности (для студентов медицинских колледжей)

  13. Тренинг социально-психологической компетентности (для студентов технических вузов)

  14. Тренинг социально-психологической компетентности (для студентов педагогических вузов)

  15. Основы возрастной и педагогической психологии (для студентов педагогических вузов)

  16. Основы возрастной и педагогической психологии (для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов)

  17. Основы возрастной и педагогической психологии (для воспитателей)

  18. Основы возрастной и педагогической психологии (для учителей)

  19. Основы возрастной и педагогической психологии (для родителей)

  20. Тренинг компетентности в педагогическом общении (для воспитателей дошкольных учреждений)

  21. Тренинг компетентности в педагогическом общении (для воспитателей групп продленного дня в начальной школе)

  22. Тренинг компетентности в педагогическом общении (для учителей)

  23. Тренинг компетентности в педагогическом общении (для социальных работников и педагогов)


6. Рекомендуемая литература




6.1. Основная литература





  1. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. Гриф, АБ.


6.2. Дополнительная литература


  1. Актуальные проблемы методики преподавания психологии в педвузе и школе [Текст]: сб. научных трудов / под ред. Ю.М. Забродина. – М.: Изд-во «Прометей» МГПИ, 1990. – 143 с. (Электронную версию автор предоставляет студентам).

  2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с. ЧЗ.

  3. Братченко, С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты) [Текст] / С.Л. Беспалько. – М.: Смысл, 1999. – 137 с. (Электронную версию автор предоставляет студентам).

  4. Гин, А.А. Приемы педагогической техники [Текст]: пособие для учителей / А.А. Гин. – Гомель, 1999. (Электронную версию автор предоставляет студентам)..

  5. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Специальность 020400 «Психология» [Текст]. – М., 2000. (Электронную версию автор предоставляет студентам).

  6. Дубровина, И.В. Преподавание психологии в школе: III – XI классы [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Изд-во МПСИ, 2003. Гриф, АБ.

  7. Ильясов, И.И. Структура процесса обучения [Текст] / И.И. Ильясов. – М., 1986. ЧЗ.

  8. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии [Текст] / В.Н. Карандашев. – Спб.: Питер, 2005. – 249 с. ЧЗ

  9. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст] / А.А. Леонтьев. – М., 1996. АБ.

  10. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии [Текст] / В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 128 с. ЧЗ.

  11. Реньге, В. Психотехническая подготовка учителей за рубежом [Текст] // Психологическое консультирование и психотерапия: Хрестоматия. – Т. 1. – М., 1999. – С. 260 – 286. ЧЗ.

  12. Хозиев, В.Б. Психология [Текст]: учеб. пособие для 10-11-х специализированных класов (гуманитарных психологических учреждений) / В.Б. Хозиев. – М.: Изд-во МПСИ, 2000. – 384 с. ЧЗ.


Смотрите также:
Методическое пособие по дисциплине методика преподавания психологии для самостоятельной работы студента
208.46kb.
1 стр.
Программа по курсу «Методика преподавания психологии» предназначена для студентов, обучающихся на 4 курсе факультета психологии
116.56kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Правоведение» содержит в себе описание самостоятельной работы и ее отдельных видов
225.07kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по дисциплине Административное право Германии (на немецком языке, dsg) содержит методические указания для семинарских занятий и для самостоятельной работы студентов
138.72kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методология сравнительного правоведения»
203kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по дисциплине Уголовное право Германии (на немецком языке, dsg)содержит методические указания и задания для семинарских занятий, методические указания для самостоятельной работы студентов
91.99kb.
1 стр.
Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя по учебной дисциплине
345.14kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие Кострома 2007 (075)
900.65kb.
9 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
331.05kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
925.04kb.
6 стр.
Танец и методика преподавания: народно-сценический танец
15.59kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
446.71kb.
3 стр.