Тема
|
Содержание Образовательного стандарта основного общего образования по химии
|
Знания умения, навыки из Образовательного стандарта основного общего образования по химии
|
Материал учебника
|
Демонстрации, лабораторные опыты и практические работы
|
Методы познания веществ и химических явлений
|
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности
|
Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием
|
§1. Техника безопасности при химических экспериментах
§2. Приемы работы с веществами и химическая посуда
|
Лаб. опыт: приемы обращения с лабораторным оборудованием
|
Химия как часть естествознания.
Химия наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях
|
Знать: понятия о веществах
|
§3. Вещество как объект изучения химии
|
Лаб. опыт: знакомство с образцами простых и сложных веществ
|
Чистые вещества и смеси веществ
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование
|
Уметь: различать чистое вещество и смеси
|
§8. Смеси и методы их разделения
|
Лаб. опыт:
разделение смесей.
Пр. раб. № 2.
Очистка загрязненной поваренной соли
Пр. раб. № 3. Водопроводная и дистиллированная вода
|
Вещество
|
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии
|
Уметь: характеризовать агрегатные состояния веществ
|
§4. Агрегатные состояния и переходы между ними
|
Демонстрация: возгонка йода
|
Растворы. Растворимость
|
Понимать: важнейшие химические понятия – раствор и растворимость
|
§6. Растворы
§7. Растворимость
|
|
Чистые вещества и смеси веществ
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование
|
Уметь: различать чистое вещество и смеси
|
§8. Смеси и методы их разделения
|
Лаб. опыт:
разделение смесей.
Пр. раб. № 2.
Очистка загрязненной поваренной соли
Пр. раб. № 3. Водопроводная и дистиллированная вода
|
Вещество
|
Проведение расчетов массовой доли растворенного вещества в растворе
|
Уметь: вычислять массовую долю вещества в растворе
|
§9. Расчет массовых долей
|
|
Атомы и молекулы. Химический элемент
|
Понимать: важнейшие химические понятия – химический элемент, атом, молекула
|
§11. Атомы, элементы, нуклиды
|
Пр. раб. № 4.
Выделение меди из ее соединений
|
Химические формулы.
Качественный и количественный состав вещества
|
Определять: состав веществ по их формулам
|
§12. Химические формулы.
|
|
Уметь: вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения
|
§ 13. Относительная атомная масса и расчет массовой доли элемента в соединении
|
Расчетные задачи:
-вычисление относительной молекулярной массы;
-вычисление массовой доли элемента в соединении;
-установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов
|
Периодический закон и Периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева.
Группы и периоды Периодической системы
|
Знать: основные законы химии – Периодический закон Д.И. Менделеева
Характеризовать: химические элементы на основе их положения в ПСХЭ
Д.И. Менделеева
Уметь: объяснять физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в ПСХЭ
Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп
|
§14. Периодический закон и Периодическая система элементов
§15. Металлы и неметаллы
|
Демонстрация: образцы типичных металлов и неметаллов
|
Понятие о валентности и степени окисления
|
Определять: валентность и степень окисления элемента в соединениях
|
§16. Валентность. Графические формулы
|
Составление формул соединений по валентности
|
Основные классы неорганических веществ
|
Определять: принадлежность веществ к определенному классу соединений
Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов
|
§ 20. Оксиды. Составление формул оксидов
§ 21. Определение валентности по ПСХЭ Д.И. Менделеева
§22. Горение
§23. Реакции простых веществ с кислородом
|
Демонстрация: Знакомство с образцами оксидов
Лаб. опыты:
по тексту учебника
|
Вещество
|
Основные классы неорганических веществ
|
Определять: принадлежность веществ к определенному классу соединений
Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов
|
§25. Гидроксиды.
§26. Реакции дегидратации. Соответствие между гидроксидами и оксидами
§27. Реакции гидратации. Гидроксиды, соответствующие оксидам
§28. Кислоты и основания. Индикаторы
§29. Соли
§30. Взаимодействие кислот с металлами. Активность металлов и сила кислот
|
Пр. раб. № 6.
Исследование свойств индикаторов
Пр. раб. № 7.
Исследование взаимодействия кислот с металлами
|
Определять: принадлежность веществ к определенному классу соединений.
Составлять: формулы неорганических соединений изученных классов
|
§33. Кислотные и основные оксиды. Обобщенная реакция нейтрализации
§34. Взаимосвязи между классами веществ
|
Демонстрация:
Реакция между основным и кислотным оксидом
Пр. раб. № 8.
Реакции кислот и оснований с оксидами
|
Количество вещества, Моль. Молярная масса. Молярный объем
|
Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции
|
§35. Количества вещества и молярная масса
§36. Связь количества вещества реагентов и продуктов по уравнению реакции
§37. Расчеты по уравнениям реакций
§38. Молярный объем
|
Пр. раб. № 9.
Определение массы вещества по массе продуктов его разложения
(На усмотрение учителя.)
Пр. раб. № 10.
Определение массы реагента по объему газообразных продуктов
(На усмотрение учителя.)
|
Вещество
|
Строение атома. Ядро и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химической связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая
|
Знать и понимать: важнейшие химические понятия: ион, химическая связь, электронный уровень и подуровень, электроотрицательность
Определять: вид химической связи, вещества определенного вида связи
|
§40. Электронные уровни и номер периода в ПСХЭ Менделеева
§41. Электронные подуровни и номер группы и подгруппы
§42. Орбитали и конфигурации валентных электронов. Электронные формулы
§43. Образование ковалентной химической связи и валентность
§44. Радиус атома. Электроотрицательность и полярность связи
§45. Ионная связь
|
Демонстрация:
модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентной и ионными связями
|
Химическая реакция
|
Химическая реакция.
Условия и признаки химических реакций
|
Знать: важнейшие химические понятия – химическая реакция
Уметь: определять условия и признаки химических реакций
|
§5. Химические реакции. Условия протекания химической реакции. Признаки химической реакции
|
Лаб. опыты:
-взаимодействие оксида магния с кислотами;
-взаимодействие углекислого газа с известковой водой;
-получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств
Демонстрация реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций
|
Химическая реакция
|
Сохранение массы веществ при химической реакции
|
Знать и понимать: уравнения химических реакций
Знать: основные законы химии. Закон сохранения массы веществ при химической реакции
|
§ 18. Уравнения химических реакций
|
|
Классификация химических реакций
|
Знать и понимать: важнейшее химическое понятие классификация химических реакций
Определять: тип химических реакций.
|
§19. Классификация химических реакций
|
|
|
Типы химических реакций
|
Определять: тип химических реакций.
|
§32. Реакция нейтрализации
|
Демонстрация:
Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора
|
Элементарные основы неорганичес-кой химии
|
Кислород. Озон
|
Распознавать опытным путем кислород
|
§24. Кислород
|
Пр. раб. №5.
Получение кислорода и исследование его свойств
|
Водород. Водородные соединения неметаллов
|
Распознавать опытным путем водород
|
§31. Водород
|
Демонстрация:
Получение водорода
|