Тема 4. «Информационное общество». Постмодернистские подходы к массовой коммуникации.
«Информационное общество»: история появления концепции, отличительные черты. Концепция «информациональное общество» (М. Кастельс) и его отличие от «информационного общества». Понятия М. Кастельса «информациональная экономика», «социальная исключенность». Трансформация труда и занятости в информациональном обществе.
Постмодернистские подходы к массовой коммуникации. Понятие «global village», концепция «the medium is the message» (М. Маклюэн). Концепция «общество спектакля» (Г. Дебор). Понятие «симуляция коммуникации», современная эпоха как «эра гиперреальности» (Ж. Бодрийяр).
Постмодернистское прочтение СМИ по А. Черных: десять ключевых характеристик (идеальная форма коммуникации, основная форма репрезентации опыта, следование логике языковой игры, отказ от объективности в пользу собственного опыта, дискретность картины мира, интертектуальность, обратимость и др.).
Тема 5. Теоретическая модель средств массовой коммуникации.
Теоретическая модель средств массовой коммуникации: дистанционные способы передачи информации, анонимность адресата, создание информации как промышленное производство, безличность отправителя, устойчивость контакта, подчинение законам рынка.
Функции массовой коммуникации и особенности их определения в зарубежном, советском и постсоветском научном дискурсах.
Специфика массовой аудитории. Стадии понимания сообщения получателем по Дж. Гэллапу. Формулы AIDА (attention, interest, desire, action), ACARA (attention, comprehension, acceptance, retention, action). Виды воздействия сообщений на аудиторию: подкрепление убеждений, малая конверсия, сущностная конверсия. Тенденции диверсификации и демассовизации аудитории.
Факторы, влияющие на восприятие аудиторией сообщения: первичность, уникальность, виральность сообщения; предупреждение сообщением свершенного события, апелляция к чувствам, коммуникативная обстановка. Тактики повышения доверия к сообщению: апелляция к повседневному опыту аудитории, привлечение концептуальных оппозиций, обращение к авторитетам и «лидерам мнений», воссоздание механизма обратной связи.
Массмедиа как манипулятор общественным мнением. Массмедиа как agenda setter («устанавливающий повестку дня»). Понятие «спираль молчания» (Э. Ноэль-Нойманн). Позиция «общественное мнение не существует»; понятия «социальное поле», «символическая власть» («власть наименований и классификаций»), «агенты поля», «цензура поля» (П. Бурдье).
Тема 6. Социологический анализ в массовой коммуникации: исследование содержания сообщений массмедиа и мнения аудитории.
Методы исследования содержания сообщений массмедиа: контент-анализ, дискурс-анализ. Процедура проведения контент-анализа. Выявление интенций коммуницирующего; техники «прочтения» новостей по Ю. Латыниной).
Методы исследования мнений аудитории: различные виды опросов. Этапы организации и проведения опросов. Особенности составления анкеты: структура, типы вопросов, типичные ошибки. Особенности проведения устного опроса. Особенности изучения мнения аудитории через интернет.
ФОРМЫ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ
В соответствии с учебным планом основными формами текущей аттестации слушателей являются лабораторные занятия. Подготовка к ним является результатом активной работы слушателей на лекциях и самостоятельной работы.
Примерный сценарий лабораторных занятий
Лабораторное занятие 1. Коммуникация как феномен действительности и предмет изучения.
Вопросы для обсуждения:
-
Дайте определение понятия «коммуникация». Охарактеризуйте многообразие уровней этого определения.
-
Какие подходы к пониманию процесса социальной коммуникации вы можете выделить? В чем специфика каждого из них?
-
Что означает знаковость коммуникации? Почему обмен знаками составляет ядро теории коммуникации?
-
Почему социальная коммуникация невозможна без обратной связи?
-
Чем отличаются друг от друга коммуникативные ситуации, имеющие целью: а) получение информации; б) непосредственное общение; в) достижение взаимопонимания?
-
Какие точки зрения на проблему соотношения терминов «коммуникация» и «общение» вы знаете? Какой точки зрения придерживаетесь вы? Почему?
-
Почему коммуникация представляет собой субъектно-субъектное взаимодействие?
Обсуждение может проводиться в форме выступления слушателей, организации дискуссии в малых группах или общей дискуссии, а также «мозгового штурма». Для подготовки к занятию слушателям отводится 6 часов самостоятельной работы, куда входит чтение дополнительной литературы, а также подготовка устного выступления.
Литература
-
Войскунский, А. Е. Я говорю, мы говорим... Очерки о человеческом общении. / А. Е. Войскунский. – М., 1990.
-
Диалог и коммуникация – философские проблемы // Вопр. философии. 1989. № 7.
-
Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие. / В. Б. Кашкин. – Воронеж, 2001.
-
Матьяш, О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование: сб. науч. тр. Теория коммуникации & прикладная коммуникация // О. И. Матьяш; под общ. ред. И. Н. Розиной. Ростов н/Д., 2004. С. 103-122.
-
Основы теории коммуникации: учебник / под ред. проф. М. А. Василика. М., 2005. С. 9-16.
-
Парахонский, Б. А. Язык культуры и генезис знания. / Б. А. Парахонский. – Киев, 1988. С. 69-145.
-
Сидорская, И. В. Введение в теорию информации и коммуникации: пособие для студентов фак. журналистики. / И. В. Сидорская. – Минск, 2000. С. 3-14.
-
Чертов, Л. Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи / Л. Ф. Чертов. – СПб., 1993. С. 210-218.
-
Фурс, В. В. История наук об информации и коммуникации: учеб. пособие. / В. В. Фурс. – Минск, 2001. С. 6-19.
Занятие 2. Массовая коммуникация.
Вопросы для обсуждения:
-
Определите ключевые проблемы теорий массовой коммуникации.
-
Дайте определение понятию «массовая коммуникация».
-
Охарактеризуйте структуру массовой коммуникации.
-
Какова роль коммуникаторов в создании массовой информации? Кто и какими средствами осуществляет контроль за процессом создания массовой информации в средствах массовой информации?
-
Охарактеризуйте специфику основных видов средств массовой информации как каналов коммуникации. Каковы особенности их коммуникативного времени и коммуникативного пространства?
-
Выделите основные типы реакций аудитории на потребление массовой информации. В чем специфика обратной связи в массовой коммуникации?
-
Какие коммуникативные барьеры, на ваш взгляд, наиболее ярко проявляют себя в массовой коммуникации? Как их можно преодолеть?
Обсуждение может проводиться в форме выступления слушателей, организации дискуссии в малых группах или общей дискуссии, а также анализа case-study. Для подготовки к занятию слушателям отводится 4 часа самостоятельной работы, куда входит чтение дополнительной литературы, а также подготовка устного выступления на основе анализа деятельности средства массовой информации, с которым сотрудничает слушатель.
Литература
-
Богомолова, Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н. Н. Богомолова. – М., 1991.
-
Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1996. С. 241-265.
-
Назаров, М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М. М.Назаров. – М., 2003.
-
Основы теории коммуникации: учебник / под ред. проф. М. А. Василика. М., 2005. С. 116-123, 432-477.
-
Сапунов, Б. М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации / Б. М. Сапунов. – М., 1998.
-
Сидорская, И. В. Введение в теорию информации и коммуникации: пособие для студентов фак. журналистики / И. В. Сидорская. – Минск, 2000. С. 25-33.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ И ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ
Примерный список вопросов к зачету
по разделу «История коммуникации»
-
Эволюция смыслового наполнения понятий «информация» и «коммуникация».
-
Специфика коммуникационных систем, принятых у животных.
-
Дописьменные формы коммуникации.
-
Устная коммуникативная традиция в Древней Греции.
-
Письменная коммуникация в доосевых культурах. Изобретение и эволюция алфавита: межкультурные параллели.
-
Значение печатного станка для развития коммуникации в Новое время.
-
Развитие функциональной нагрузки европейской прессы. Эволюция наполнения газетных полос.
-
Становление прессы как «четвертой власти» в демократическом обществе.
-
Технические и социальные предпосылки изобретения телеграфа, телефона, радио, телевидения.
-
Основные этапы формирования системы массовой коммуникации.
-
Специфика художественного переосмысления информации в кино.
-
Основные элементы различных коммуникационных моделей.
-
Математическая теория связи К. Шеннона.
-
«Медиа» и «сообщение» в теории М. Маклюэна.
-
«Парадигма эффектов» Г. Ласуэлла.
-
Трансформация источника сообщения в концепции «Смерти автора» Р. Барта.
-
Концепция «плоского мира» Т. Фридмана.
-
Новейшие коммуникационные технологии и медиатизация общества.
-
Глобализация и диверсификация информационного пространства.
-
Традиционные СМИ и интернет: сходство и различие коммуникационных сообщений, соседство и конкуренция за человечество.
Примерный список вопросов к экзамену
по разделу «Теория коммуникации»
-
Многозначность понятия «коммуникация».
-
Понятие и сущность процесса социальной коммуникации.
-
Субъектно-субъектный характер социальной коммуникации. Взаимоотношение терминов «коммуникация» и «общение».
-
Условия и постулаты эффективной коммуникации.
-
Функции коммуникации.
-
Коммуникативные процессы у человека и животных: основные различия.
-
Типология коммуникации.
-
Полисемантичность понятия информации.
-
Знаковый характер информационного взаимодействия.
-
Ресурсный и коммуникативный подходы к проблеме информации.
-
Соотношение понятий «информация» и «знание». Когнитология как современная наука.
-
Метод моделирования в исследовании коммуникации. Основные структурные модели коммуникации.
-
Коммуникативная модель Лассуэлла и анализ ее основных элементов.
-
Коммуникационная модель Шеннона-Уивера.
-
Модель двухступенчатой коммуникации Лазарсфельда-Клаппера.
-
Основные элементы коммуникативного процесса.
-
Обратная связь в разных видах коммуникации.
-
Барьеры в коммуникации. Типологии барьеров и основные способы их преодоления.
-
Понятие коммуникации и междисциплинарный характер коммуникационного знания.
-
Объект и предмет теории коммуникации. Коммуникативистика и коммуникология.
-
Категории коммуникативного пространства и коммуникативного времени.
-
Понятие межличностной коммуникации. Аксиомы межличностной коммуникации.
-
Эффекты восприятия в межличностной коммуникации.
-
Особенности использования вербальных и невербальных средств в межличностной коммуникации.
-
Понятие группы и классификация групп.
-
Специфика группового принятия решений.
-
Понятие коммуникационной сети. Личностная и групповая коммуникационные сети. Коммуникативные роли индивидов в группе.
-
Основные типы коммуникационных связей в группе.
-
Теории массовой коммуникации.
-
Понятие массовой коммуникации.
-
Система функций массовой коммуникации.
-
Коммуникатор в массовой коммуникации. Характеристики эффективного коммуникатора.
-
Основные виды СМИ как каналы коммуникации.
-
Аудитория массовой коммуникации.
-
Обратная связь и коммуникативные барьеры в массовой коммуникации.
Примерный список вопросов к экзамену
по разделу «История коммуникации»
-
Предмет, задачи категориальный аппарат наук об информации и коммуникации.
-
Дописьменные формы коммуникации. Специфика коммуникации в доосевых культурах.
-
Изобретение и эволюция алфавита: межкультурные параллели.
-
Античная философия и вопросы коммуникации.
-
Основные этапы развития письменности. Значение печатного станка для коммуникации в Новое время.
-
История прессы: от рекламных листовок до социального института. Пресса как «четвертая власть»
-
История радио- и телевещания. Кинематограф как форма коммуникации и как средство пропаганды.
-
Новейшие коммуникационные технологии и медиатизация общества.
Примерный список вопросов к экзамену
по разделу «Психология коммуникации»
-
Объект, предмет и задачи психологии коммуникации.
-
Психология коммуникации и смежные науки.
-
Общение и социальные группы, виды общения.
-
Функции общения.
-
Коммуникативная сторона общения.
-
Интерактивная сторона общения.
-
Перцептивная сторона общения и ее механизмы.
-
Культура общения.
-
Особенности общения в массовой коммуникации.
-
Психологическая характеристика аудитории СМИ.
-
Психологические типы коммуникатора («роли» В.Ф. Олешко, «типосиндромы» Е.И. Пронина, типы харизматической личности Голдхабера, типы контакта Миллоу).
-
Парадигма «неограниченных эффектов» массовой коммуникации в психологических теориях.
-
Парадигма «ограниченных эффектов» массовой коммуникации в психологических теориях.
-
Профессиональное общение в журналистике.
-
Фазы речевого общения в работе журналиста.
-
Репортер в стрессовых ситуациях.
-
Психологический аспект информационной безопасности.
-
Характеристика творческих способностей журналиста.
-
Технологии создания журналистского произведения.
-
Патопсихология медиатворчества.
-
Интернет-общение – трансформация традиционных форм общения.
-
Интернет-зависимость как феномен психической зависимости.
-
Сетевой этикет.
-
Психология восприятия в рекламной коммуникации.
-
Технологии поиска креативной концепции и рекламной идеи.
-
Социально-психологическая общность (толпа) как результат общения.
-
Психологические особенности PR-коммуникации.
-
Модель скрытого управления людьми (по В. П. Шейнову).
-
Принципы делового общения.
-
Влияние личностных качеств на общение, типы темпераментов по К. Юнгу, И. Майерс-Бриггс, типы модальностей по Бендлеру, Гриндеру.
-
Психология деловых бесед и переговоров.
-
Предмет и задачи социопсихолингвистики.
-
Константные элементы коммуникативного текста.
-
Психологические типы коммуникативных текстов (по Б. А. Зильберту, Е. Е. Прониной).
-
Пралогическое мышление и мифологический текст.
-
Рационалистическое мышление и убеждающий текст.
-
Позитивистское мышление и прагматический текст.
-
Гуманистическое мышление и смысловыявляющий текст.
-
Драйв-мышление и гедонистический текст.
-
Net-мышление и сетевой текст.
-
Приемы суггестивного воздействия в текстах СМИ.
-
Приемы суггестивного воздействия в рекламных текстах.
-
Приемы суггестивного воздействия в текстах PR.
-
Психологическая ментальность белорусов на рубеже ХХ-XXI вв.
Примерный список вопросов к экзамену
по разделу «Социология коммуникации»
-
Ключевые исследовательские проблемы в поле социальной коммуникации.
-
Язык как знаковая система и как инструмент конструирования социальной реальности. Понятие «дискурс».
-
Эпохи истории человечества в контексте доминирующих средств массовой коммуникации (М. Маклюэн).
-
Понимание массовой коммуникации в рамках критической теории.
-
Этапы развития медиа-исследований по А. Черных.
-
Понятие «информациональное общество» (М. Кастельс): ключевые понятия.
-
Концепция «the medium is the message» (М. Маклюэн).
-
Концепция «общество спектакля» (Г. Дебор).
-
Понятия «симуляция коммуникации», «конец социального» (Ж. Бодрийяр).
-
Постмодернистское прочтение медиа по А. Черных.
-
Массмедиа как манипулятор общественным мнением: понятия agenda setter, «спираль молчания».
-
Понятия «социальное поле», «символическая власть», «агенты поля», «цензура поля» (П. Бурдье).
-
Факторы, влияющие на восприятие сообщения аудиторией.
-
Процедура проведения контент-анализа.
-
Этапы организации и проведения опросов, особенности составления анкеты (структура, типы вопросов, типичные ошибки).
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
РАЗДЕЛ 1 «Теория коммуникации»
Основная:
-
Василик, М. А. Наука о коммуникации или теория коммуникации? К проблеме теоретической идентификации / М. А. Василик // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. трудов. – СПб., 2004. С. 4-11.
-
Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие / В. Б. Кашкин. – Воронеж, 2001.
-
Матьяш, О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование: сб. науч. трудов Теория коммуникации & прикладная коммуникация // О. И. Матьяш; под общей ред. И. Н. Розиной. – Ростов н/Д., 2004. С. 103-122.
-
Основы теории коммуникации: учебник / под ред. проф. М. А. Василика. – М., 2005.
-
Сидорская, И. В. Теория коммуникации: учебно-методический комплекс для студентов фак. журналистики, обучающихся по специальности «Информация и коммуникация (технологии коммуникации)» / И. В. Сидорская. – Минск, 2008.
-
Сидорская, И. В. Введение в теорию информации и коммуникации: пособие для студентов факультета журналистики / И. В. Сидорская. – Минск, 2000.
-
Соловьев, А. И. Основы информационно-коммуникационной деятельности: пособие для студентов Института журналистики БГУ / А. И. Соловьев. – Минск, 2009.
Дополнительная: