Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

17

Готический собор – как образ мира.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Региональные школы Западной Европы. Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира, отражающей представления о двух порядках бытия и духовной жизни человека. Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства.

Разделение церкви, два типа христианской культуры. Западная католическая церковь. Романский стиль в искусстве.

(Собор в Вормсе, Пизанская башня)

Храмовое зодчество. Внутренняя структура и символика храма. «Пламенеющая готика» (собор Нотер Дам де Пари, собор в Шартре, Кёльнский собор) европейских соборов. Изобразительное искусство, развитие живописи, скульптуры; мозаики и фрески.

Древнейшие напевы христианских храмов. Григорианский хорал. Средневековая секвенция «Dies irae», ее символика в мировой музыкальной культуре. Орган.

Художественная культура Средних веков. Отражение восточно-христианского мировосприятия в архитектуре византийского крестово-купольного храма. Западно-христианская базилика – символ романского стиля. Альгамбра – синтез романской и мусульманской культур. Эстетика готики. Готический храм – образ мира. Синтез искусств в готике. Региональные варианты готического стиля (Германия, Франция, Италия, Испания). Монодия как основа средневековой религиозной музыки (григорианский хорал).

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор – как образ мира


1

Знать: основные памятники архитектуры, скульптуры средневековой Западной Европы;

Понятия: готический и романский стили.



Уметь: характеризовать архитектурное искусство средних веков.

Изучение нового материала

Презентации «Архитектура средневековья: романский и готический стили»,

«Живопись эпохи средневековья», Великие замки мира»;

индивидуальные карточки «Архитектура средневековья: романский и готический стили»


16. 01




18

Театральное искусство в средние века.



Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Средневековый эпос. Эпос и пример-проповедь – источники сюжетов в средневековой скульптуре, живописи, миниатюре.

Образы средневековой культуры в искусстве последующих эпох.

Средневековый театр – традиции (театры трагедии, комедии)


1

Знать:

основные направления музыкального и театрального искусства средних веков, их жанры. Понятия: капелла, мистерия, фарс, барды, трубадуры, труверы, моралите, баллада, трубадур.



Уметь: характеризовать музыкальное и театральное искусство средних веков, определять их жанры

Изучение нового материала

Презентации: «Куртуазная поэзия: темы и жанры»,

23. 01




19

Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма.

Воплощение идеалов. Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Периодизация Возрождения: Проторенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий Ренессанс.

Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Предшественники Возрождения. Н. Пизано, Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто. Флорентийские мастера: Ф. Брунеллески, Мазаччо, Донателло. Расцвет живописи во второй половине XV в. (Ф. Липпи, П. Перуджино, С. Ботичелли).

Развитие музыки в эпоху Возрождения (хоровая полифоническая музыка, мадригал, инструментальная музыка для лютни, виолы, флейты, клавесина и др.). Рождение оперы, первые оперные композиторы (К. Монтеверди)*.

Художественная культура эпохи Возрождения. Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Ренессанса. Проторенессанс в литературе (Данте) и живописи (Джотто). Мастера архитектуры (Ф. Брунеллески, Д. Браманте, А. Паладио) и изобразительного искусства (Мазаччо, Донателло, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Тинторетто).

Развитие ренессансного искусства в городах Италии. Жемчужины архитектуры и скульптуры Флоренции

(Донателло, Брунеллески). Новое понимание пространства в городской архитектуре. Возрастание роли живописи.

Рационализм художественного метода. Роль перспективы. Воскрешение античных образов (Сандро Боттичелли).




1

Знать: основные периоды в культуре эпохи Возрождения, их особенности и достижения. Памятники архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, театра и творчество их авторов: Брунеллески, Донателло, Боттичелли, Мазаччо, Джотто.

Уметь: характеризовать культуру и искусство эпохи Возрождения, называть её характерные черты. Приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры, авторов. Сопоставлять и анализировать разные произведения искусства.

Изучение нового материала

Индивидуальные карточки «Живопись художников эпохи Возрождения»

Презентация «Творчество Джотто»,




30. 01




20

«Золотой век» Высокого Возрождения в Италии и Флоренции.


Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан, Джорджоне, Тициан, Тинторетто). Универсальность гения Леонардо да Винчи ( шедевры живописи :” Тайная вечеря”, “Мадонна в гроте”,” Монна Лиза”). Неосуществленные замыслы Леонардо: наброски, рисунки, проекты.

Идеал красоты в живописи Рафаэля — “Cикстинская мадонна”. Фрески

Рафаэля в Ватикане. “Афинская школа” как воплощение ренессансных представлений об античности.

Микеланджело как ваятель, живописец, архитектор и поэт. Особенности его стиля. “Давид” — воплощение героического дарования мастера. Капелла Медичи ( Гробница Лоренцо Медичи). Росписи Сикстинской капеллы. Внутренний смысл “Cотворения Адама”.

Завершение строительства Собора Святого Петра в Риме. Сонеты Микеланджело. Ощущение трагичности заката культуры.Мастера Высокого Возрождения. Наследие Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Венецианская школа живописи и архитектуры (Б. Джорджоне, П. Веронезе, А. Палладио). Собор св. Петра в Риме. Д. Браманте.




1

Знать: основные периоды в культуре эпохи Возрождения, их особенности и достижения. Памятники архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, театра и творчество их авторов: Брунеллески, Донателло, Боттичелли, Мазаччо, Джотто, Л.да Винчи, Рафаэля, Микеланджело,Тициана, Буанарроти.

Уметь: характеризовать культуру и искусство эпохи Возрождения, называть её характерные черты. Приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры, авторов. Сопоставлять и анализировать разные произведения искусства.

Изучение нового материала

Презентации «Творчество Рафаэля», «Творчество Леонардо да Винчи», «Творчество Микеланджело Буанаротти»,

« «Образ Мадонны»,

«Ренессанс Итальянского возрождения»


6. 02




21

Северное Возрождение в поисках правды о человеке.


Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Возрождение во Франции и Испании. (Гентский алтарь Я. ван Эйка; мастерские гравюры А.Дюрера, комплекс Фонтенбло)

Основные черты бюргерской культуры Германии и Нидерландов. “Пламенеющая готика” Германии (Кельнский собор). Преобладание портретной и жанровой живописи. Религиозная живопись братьев Ван Эйк. Мрачные фантазии Иеронима Босха. Народный колорит Питера Брейгеля старшего. Повышенная экспрессия и личностное начало немецкой религиозной живописи. Альбрехт

Мастера искусств Германии и Нидерландов (И. Босх, А. Дюрер, П. Брейгель - старший и др.). Дюрер — великий живописец, гравер, мыслитель. Гротеск и экзальтации

Влияние протестантизма на духовную жизнь Германии. Иоганн Гутенберг

и появление первых печатных книг — революция в культуре Европы. “Похвала глупости” Эразма Роттердамского — великий памятник немецкого гуманизма.

Возрождение во Франции. Гуманизм Франсуа Рабле. Поэзия Франсуа Вийона и Пьера де Ронсара. Скептицизм Мишеля Монтеня. Придворный характер французского искусства. Архитектурный ансамбль Лувра и Фонтенбло. Маньеризм в искусстве.


1

Знать: основные периоды в культуре эпохи Возрождения, их особенности и достижения. Памятники архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, театра и творчество их авторов: Брунеллески, Донателло, Боттичелли, Мазаччо, Джотто, Л.да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Брейгеля, Шекспира.

Уметь: характеризовать культуру и искусство эпохи Возрождения, называть её характерные черты. Приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры, авторов. Сопоставлять и анализировать разные произведения искусства.

Изучение нового материала

Презентация «Искусство Северного Возрождения»,

индивидуальные карточки «Живописцы Северного Возрождения»



13. 02




22

Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Театр В.Шекспира.


Развитие театра и его особая роль в культуре

Англии.

Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Предшественники Уильяма Шекспира (К.Мерло и Б.Джонсон). Роль Шекспира в мировой художественной культуре. Загадка У.Шекспира. Человек перед лицом бытия — трагедии Шекспира. Человек перед лицом истории — хроники Шекспира. Ситуация ошибок и превратностей судьбы-- комедии Шекспир Театр Шекспира, комедия дель- арте, церковная и светская музыка; творчество Д. Палестрины, А. Габриели, О. Лассо.

Франко-фламандская полифоническая музыка. Творчество Орландо Лассо. Новые музыкальные жанры: опера (К.Монтеверди), инструментальная музыка (А.Корелли, А.Вивальди). Вершина свободной полифинии в творчестве И.-С.Баха. Высший расцвет свободной полифонии (И.-С.Бах).


1

Знать: основные периоды в культуре эпохи Возрождения, их особенности и достижения. Особенности музыки эпохи Возрождения, музыкальные инструменты;

особенности театра;

творчество У. Шекспира, Д. Палестрины, А. Габриели, О. Лассо.

Уметь: характеризовать культуру и искусство эпохи Возрождения, называть её характерные черты. Приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры, авторов. Сопоставлять и анализировать разные произведения искусства.


Изучение нового материала

Презентации

«Театральное искусство эпохи Возрождения», «Музыка эпохи Возрождения», «Викторина - У. Шекспир»



20. 02




23

Художественная культура 17 в.: многоголосие школ и стилей.


Художественная культура 17 в.: Особенности художественной культуры Возрождения в Англии. Гуманистические тенденции в творчестве Джефри Чосера.

Эпоха Возрождения в Испании. Специфика становления художественной культуры Испании. Испанский придворный портрет. Стилевой синкретизм испанской живописи. Призрачное искусство


2

Знать: основные направления художественного искусства 17 в;

Произведения живописи, скульптуры, музыки, театра и творчество их авторов: Эль Греко, Веласкес, Питер Рубенс, Антонис ван Дейк, Фран Хальс, Ян Вермер.



Уметь: характеризовать культуру и искусство эпохи Возрождения, называть её характерные черты. Приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры, авторов. Сопоставлять и анализировать разные произведения искусства

Изучение нового материала

«Многоголосие художественных школ»

27. 02




24

Реалистическая живопись Голландии.


Реализм XVII в. в живописи. Творчество Рембрандта. Мифологические и библейские сюжеты («Даная», «Возвращение блудного сына»), портретные шедевры художника

Искусство маньеризма. Эль Греко






Знать: основные направления художественного искусства 17 в;

произведения живописи, скульптуры, авторов: Рембрандт, Эль Греко.



Уметь: характеризовать культуру и искусство эпохи Возрождения, называть её характерные черты.; приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры, авторов; сопоставлять и анализировать разные произведения искусства

Изучение нового материала

Презентации «Творчество Рембрандта»,


5. 03




25

Развитие музыки и театра XVII века.

Расцвет светского музыкального искусства. Опера-сериа (К. Монтеверди, А. Скарлатти), инструментальные сочинения А. Корелли, А. Вивальди; творчество французских клавесинистов (Ж.Ф. Рамо, Ф.Куперена, Л.К. Дакена). Музыканты Франции - Жан Батист Люлли, Фрасуа Куперен,

Титаны музыкального искусства: И.С. Бах и Г.Ф. Гендель. Философское и религиозное содержание музыки Баха. Духовные сочинения (Высокая месса си минор, Страсти по Матфею). Органная и клавирная музыка. «Хорошо темперированный клавир». Судьба наследия Баха.



Расцвет комедийного жанра, испанская комедия «плаща и шпаги» (Лопе де Вега, П. Кальдерон).

1

Знать:

имена известных композиторов эпохи Возрождения: С. Баха,

А. Вивальди, А. Скарлатти, их музыкальные творения;

музыкальные инструменты – орган, скрипка, клавесин.



Уметь:

определять музыку известных музыкантов того времени;

анализировать музыкальные произведения.


Изучение нового материала

Музыкальные произведения:

С. Баха,

А. Вивальди,

А. Скарлатти



12. 03




26

Художественная культура Нового времени.

Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. (Л.Бернини) Барокко в архитектуре Художественная культура Нового времени. Эстетика барокко. Барокко как стиль ансамбля: город, собор, дворец, парк (Л. Бернини). Италия.

Искусство рококо (А.Ватто, Ф.Буше).



Изобразительное искусство XVII в., сочетание сюжетов и образов, обобщающих развитие художественной культуры Европы предшествующих столетий. Формирование новых жанров в живописи (исторический, бытовой, натюрморт).

Европейские школы живописи и выдающиеся мастера (Караваджо, Андре Ленотр, Клод Перро, Жюль Ардуэн – Мансару,



.


2

Знать: основные направления художественного искусства Италии и Франции 17 в;

архитектурные стили барокко и роккоко;

произведения архитектуры и живописи, их авторов Караваджо, Андре Ленотр, Клод Перро, Жюль Ардуэн – Мансару

Уметь: характеризовать культуру и искусство эпохи Возрождения, называть её характерные черты. Приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры, авторов. Сопоставлять и анализировать разные произведения искусства


Изучение нового материала

Презентация «Архитектура Барокко»

»


19.03






27

Классицизм и ампир в архитектуре Франции XVII века.

Классицизм и ампир как общеевропейские стили. Франция — родина классицизма. (ансамбли Парижа, Версаля). ) От классицизма к академизму в живописи (Н.Пуссен Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль. Эстетика классицизма, рожденная под влиянием рационализма и нормативных установок. Воплощение в эстетике классицизма представлений о главенстве общественного над личным, долга - над чувством. Канонизация античной классики как образца для подражания. (

Живопись – Никола Пуссен, Клод Желле.

Пуссен – основоположник классицизма. «Аркадские пастухи», «Танкред и Эрминия» - стройность композиции, математически выверенная организация пространства, точный рисунок, ритм

Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э.Делакруа.

Мастера «галантного» жанра (живопись рококо). А. Ватто «Паломничество на остров Киферу», «Жиль», Ф.Буше : парадные портреты маркизы де Помпадур.

Теория классицизма (Н.Буало). Классицистская трагедия (П.Корнель и К.Расин, Мольер



1

Знать: основные направления художественного искусства и и Франции 17 в;

архитектурные стили ампир и классицизм;

произведения архитектуры и живописи, их авторов - Никола Пуссен, Клод Желле.

Уметь: характеризовать культуру и искусство эпохи Возрождения, называть её характерные черты. Приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры, авторов. Сопоставлять и анализировать разные произведения искусства


Изучение нового материала

Презентации «Архитектура классицизма»,

фото архитектуры Франции 17 в.,

индивидуальные карточки «Живописцы Франции 17 в


26. 03





28

Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума

Просвещение как важнейший этап обновления художественной культуры Европы. Гуманистические идеалы просветителей, их мечты о Свободе, Равенстве, Братстве всех народов и сословий. Критический анализ общественных отношений и нравственного облика человека — главный смысл культуры Просвещения. Наследие энциклопедистов. Вольтер. Ж.-Ж. Руссо.

Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э.Делакруа).

Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Рационализм как норма художественного творчества.

Архитектура модерна. В. Орта, А.Гауди, В.И.Шехтель

Изобразительное искусство, парадоксы несовместимой образности (сочетание утонченности и изысканности с грубоватостью, заземленностью, простонародностью). Творчество Ж.А. Ватто, И.О. Фрагонара, Ж.Б. Греза, Ж.Л. Давида. Ж. Шарден. Франсуа Буше, Томаса Гейнсборо.

Скульптура в творчестве Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, А. Кановы.

Расцвет литературы. Романы Д. Дефо, Дж. Свифта. Поэзия И.В. Гете, Р. Бернса. Драматургия Ф. Шиллера, Р. Шеридана (по выбору учителя). Становление романа (Ален Рене Лесаж, Генри Филдинг).

Творчество Вольфганга Гете и Фридриха Шиллера Веймарская школа в литературе.

Значение искусства европейского Просвещения для развития русской художественной культуры. Классицизм как важнейший стиль, освоенный русским искусством.

Значение творчества энциклопедистов для художественной культуры.

Новое понимание отношения “человек и природа”. Вольтер и Руссо.

Проблема воспитания новых поколений людей. Мечта о природе и сентиментализм.


1

Знать:

архитектурные памятники модерна В. Орта, А.Гауди, В.И.Шехтель;

творчество Ж.А. Ватто, Ф.Буше, И.О. Фрагонара, Ж.Б. Греза, Ж.Л. Давид, скульптуру Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, А. Кановы;

романы Д. Дефо, Дж. Свифта. Вольтер и Руссо, И.В. Гете, Р. Бернс;



драматургию Ф. Шиллера, Р. Шеридана;

Просвещения для развития русской художественной культуры.



Уметь:

сопоставлять и анализировать разные произведения искусства;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;



Изучение нового материала

презентации «Искусство эпохи Европейского Просвещения»

«Модерн» «Архитектура европейского классицизма»

Индивидуальные карточки «Архитектура модерна. Гауди»


2. 04




29

Симфонизм в произведениях мастеров Венской классической школы.

Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В.-А.Моцарт, Л.ван Бетховен).

Венский музыкальный классицизм. Рождение сонатно-симфонического цикла. Оперное наследие Вольфганга Амадея Моцарта. Его сонаты и симфонии, “Реквием’.

Симфоническое и фортепианное наследие Людвига Ван Бетховена. Классические и романтические тенденции, героика в его музыке.

Значение музыки венских классиков в истории мировой музыкальной культуры. Творчество И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена. Кристаллизация форм классической сонаты и симфонии. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.

Творчество К. Глюка, Й. Гайдна,


1


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 10 класс на 2011-2012 учебный год
534.94kb.
4 стр.
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 11 класс на 2011-2012 учебный год
732.42kb.
4 стр.
Рабочая программа по предмету "Мировая художественная культура"
206.05kb.
1 стр.
Пояснительная записка Программа по предмету «Мировая художественная культура»
1176.04kb.
5 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура»
269.87kb.
1 стр.
Мировая художественная культура. Древность, Средние века, Новое время. 10 класс (35 ч)
353.12kb.
1 стр.
Программа мировая художественная культура для основного общего образования
954.1kb.
5 стр.
Учитель Райшина Татьяна Валентиновна п. Целинный 2011 пояснительная записка рабочая программа
341.71kb.
1 стр.
Рабочая программа курса «искусство» 8-9 класс 2011-2012 учебный год
367.98kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа полного среднего образования 11 класс 2011-2012 учебный год
291kb.
1 стр.
Ефремовой Ольги Венияминовны 6 класс 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
297.94kb.
1 стр.
Лекция «Мировая художественная культура»
11.5kb.
1 стр.