Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

Календарно-тематическое планирование уроков МХК

10 класс

Программа Л. А. Рапацкой

34 часа





Название раздела, тема урока

Элементы содержания

изучаемого материала



Кол-во

часов


Требования к уровню подготовки учащихся

Тип, форма урока

Средства обучения

Дата план

Дата факт.

1

Введение

Происхождение искусства. Мировая художественная культура – единство в многообразии. Художественный образ – основное средство отображения и познания мира в искусстве. Происхождение искусства и формирование основ художественного мышления.


1




Изучение нового материала

Презентация «Введение в предмет МХК»

Сен.

5.09








Художественная культура древнейших цивилизаций


































2

Художественная культура первобытного мира.

(Альтамир, Стоунхендж)



Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал – единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность.

Космически -природная картина мира. Зооморфные и антропоморфные

мифологические представления. Единство мира человека и мира природы.

Ритуально-магические основания искусства древнего мира. Язычество и художественная культура. Иерархия искусств и их функции в древних обществах.

Первобытный синкретизм искусств.


1

Знать: основные периоды в культуре первобытного общества, понятия: синкретизм, пещерные росписи, дольмены, менгиры. Основные памятники культуры: росписи пещеры Альтамира, Ласко, Стоунхендж и т.д.

Уметь: находить отличия первобытной культуры различных эпох, анализировать произведения искусства данного периода

Изучение нового материала

Презентации «Кромлех», Первые художники», «Первый современные люди эпохи Мезолита»

12. 09




3

Особенности художественной культуры Месопотамии. Вавилон.

Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Художественная культура Древнего мира.

Географическое положение. "Месопотамия" - значит "Земля между реками" (между Евфратом и Тигром). В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

Архитектура зиккуратов – порождение мифа и природы (Ур и Вавилон). Образы эпоса (“Сказание о Гильгамеше”) и мифов в декоре храмов и светских сооружений (комплекс Вавилона, ассирийские дворцы).

Вавилонская башня, акведук в Джерване, керамика в Ашшуре



1

Знать: основные периоды развития культуры Месопотамии;

памятники архитектуры и скульптуры: Вавилонская башня, акведук в Джерване .



Уметь: анализировать произведения культуры Месопотамии, приводить примеры, делать сравнительный анализ произведений искусства

Изучение нового материала

Презентация «Художественная культура Древней Месопотамии»

19. 09




4

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности.

Архитектура страны фараонов.Идея Вечной жизни – основа древнеегипетской культуры. Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора Пирамиды, наземные храмы (Гиза, Карнак, Луксор, Рамессеум).


1

Знать: основные периоды культуры Древнего Египта и их особенности, основные культу египтян. Памятники архитектуры и скульптуры: комплекс пирамид в Гизе, скульптура Сфинкса, храм в Луксоре, Абу-Симбел и т.д. Определения: пилоны, заупокойный культ, сфинкс.

Уметь: анализировать произведения культуры древнего Египта, приводить примеры, делать сравнительный анализ произведений искусства разных периодов

Изучение нового материала

Презентация «Художественная культура Древнего Египта», индивидуальные карточки «Скульптура и архитектура Египта»

26. 09




5

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц.

Сфинкс, скульптурный портрет Рахотепа и Нофрет, портрет писца Каи, рельефы и фрески, сокровища гробницы Тутанхамона.



1

Изучение нового материала

Индивидуальные карточки «Музыкальные инструменты Египта»

3. 10




6

Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции.



Индия – «страна чудес».Правда--добро--красота” — магическая формула индийской культуры. Индийские храмы — “каменные цветы” Южной Индии.

Художественная культура Востока. Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре народов Древнего Востока. Индуистский храм и буддийская ступа – модели Вселенной Древней Индии (храмы Кхаджурахо, ступа в Санчи, 5 храмов Махабалипурама, Минарет Куб-Минар).



Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо -- модель Вселенной Древней Индии.

Роль скульптуры в древнеиндийском искусстве. Фресковые циклы Аджанты.



Эпос “Махабхарата” и “Рамаяна”. Тадж-Махал – образец индо-мусульманской эстетики. Тадж - Махал — великий памятник любви и красоты.

Волшебный мир индийской миниатюры. Условность и канон в изображении мифологических персонажей. Культ Кришны в индийском искусстве. Роль индуизма и буддизма в художественной культуре Индии.



1

Знать: как на протяжении веков в культуре Индии складывались отношения с природой. Памятники архитектуры и живописи Индии. Понятия: пейзажная лирика, гармония, лирический пейзаж.

Уметь: называть отличительные особенности культуры Индии, характерные черты в искусстве. анализировать художественное произведение по плану.

Уметь: называть характерные черты культуры той или иной восточной страны, шедевры её искусства.

Изучение нового материала

Презентация «Художественная культура Древней и средневековой Индии»,

индивидуальные карточки «Архитектурные памятники Индии»



10. 10




7

Художественная культура Древнего и средневекового Китая.

Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений Художественная культура Китая: по пути дао

Осмысление мира и человека в искусстве Древнего Китая. Ритуал и магия: гадания, погребальные обряды, священные бронзовые сосуды. “Книга перемен” как древнейший памятник китайской культуры. Иероглифика: синтез поэзии, живописи и каллиграфии в китайской культуре. Даосизм и китайская живопись.

Конфуцианские ценности в традиционном Китае. Символизм китайского искусства. Декоративно-прикладное искусство Китая с древности до наших дней .

Космологизм – основа китайской культуры. Единство слова, знака и изображения в китайской живописи (пейзажный жанр “горы-воды”). Запретный город Гугун, храм Неба, парк Ихэюань в Пекине как идеальное воплощение небесной гармонии.

Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине

Музыка в средневековом Китае. Музыкальный театр. Книга песен. Китайские народные музыкальные инструменты.



1

Знать: как на протяжении веков в культуре Китая) складывались отношения с природой. Памятники архитектуры и живописи Китая. История строительства Великой Китайской стены. Понятия: пейзажная лирика, гармония, лирический пейзаж.

Уметь: называть отличительные особенности культуры Китая, характерные черты в искусстве. Анализировать художественное произведение по плану.


Изучение нового материала

Презентация «Художественная культура Древнего и средневекового Китая»

17. 10




8

Жанры китайской живописи и пекинская музыкальная драма.

Даосизм и китайская живопись.

Пейзаж «горы-воды», «цветы-птицы», портрет, историко-бытовая живопись.



1

Изучение нового материала

Презентация «Кимано – традиционная китайская одежда»,

Индивидуальные карточки «Живопись Китая»



24. 10




9

Художественная культура Японии.

Философия и мифология в садовом искусстве Японии.




Эстетика синтоизма в японской культуре (архитектура святилища Аматерасу в Иссе).

Постижение гармонии с природой. Становление художественно-образной системы. Культ гор и камней, цветов и деревьев. Храмовое зодчество и парковое искусство. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.

Ключевая идея японской художественной культуры “все в одном” (чайный домик, философские сады камней, гравюра на дереве).

Неповторимость японской поэзии. Символика художественного языка.

Монастырь Хорюдзи, Золотой павильон в Киото, «Замок Белой цапли»,


1

Знать: как на протяжении веков в культуре Японии складывались отношения с природой. Памятники архитектуры и живописи Японии. Понятия: пейзажная лирика, гармония, лирический пейзаж; основные памятники литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, театрального искусства Японии, характерные их черты и особенности;

понятия: музыкальная драма, гравюра «Укие-э», статуэтки ницкэ, медресе и т.д. Особенности религиозных учений и направлений.



Уметь: называть отличительные особенности культуры Японии, характерные черты в искусстве. Анализировать художественное произведение по плану;

приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода.



Изучение нового материала

Презентации «Архитектура Японии, традиционный японский дом»,


31. 10




10

Японская живопись и театр.

Работы Китагава Утомара, Кацусико Хокусая, Андо Хиросиге, традиции театра Ноо, народный театр Кабуки. Мастера нецке.

1

Изучение нового материала

Индивидуальные карточки «Живопись японских мастеров»;

презентации «Японский театр»; «Гравюры Кацусика Хокусая», «Искусства страны восходящего солнца»



7. 11





11

Художественная культура мусульманского Востока.

Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд).

Ислам — мировая религия, оказавшая влияние на развитие художественной культуры арабских стран. Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Образы Иисуса Христа и христианских святых в Коране.

Архитектурные особенности мечети, ее канонические формы, ориентация на Мекку. Мечеть Куббад ас-Сахра в Иерусалиме Сохранение принципов возведения мечети в наши дни (мечети России). Минарет, его предназначение и архитектурный облик. Запрет на изображение видимого мира и развитие орнамента в изобразительном искусстве Арабского Востока. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.

Образы арабской культуры в русской музыке и поэзии (А.С. Пушкин, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков).


1

Знать:

нравственные законы ислама;

памятники архитектуры мечеть Куббад ас-Сахра , Смарканда, Регистана, характерные черты и особенности;

понятие Коран,



Уметь: называть отличительные особенности культуры Востока, характерные черты в искусстве.

Анализировать художественное произведение по плану;

приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода.


Изучение нового материала




14. 11







Художественная культура Европы: становление христианской традиции

12

Античность: колыбель европейской художественной культуры.

Эгейское искусство и его значение. Мировоззрение и мировосприятие человека в античный период развития культуры. Истоки древнегреческой художественной культуры. Крито-микенская пластика и архитектура. Крито-микенская культура.

Кносский дворец – легендарный Лабиринт (фрески, мелкая пластика). “Циклопическая” архитектура Микен. Древняя художественная символика и ритуал в современной культуре.

Вазопись. Изобразительные повествования на амфорах и в кратерах.

Эпоха Гомера. Греческая мифология и ее отражение в искусстве и литературе Древней Греции.

Эпические поэмы Гомера. Образы Гомера в истории европейской художественной культуры. Идеал героизма в поэме “Илиада”. Странствия Одиссея —

фантазия и мечты о неизведанном.

Зарождение лирической поэзии. Расцвет культа гармонии и красоты в век Перикла и Фидия.



(Эсхил, Софокл, Еврипид).

Лабиринт и Минотавр — миф или история? Боги Олимпа и герои в древнегреческом искусстве.

Дионис и греческая трагедия. Человек против рока (“Прикованный Прометей” Эсхила, “Антигона” Софокла). Эстетический идеал эллинизма. Музыкальное искусство Древней Греции. Античная музыкальная теория, учение о гармонии сфер Воспитательная роль музыки.

Синтез искусств в театре.

Театрализованное действо. Человек и рок в древнегреческом театре. Теория музыки, учение о ладах и их влиянии на человека («грусть лидийского, приподнятость фригийского и воинственность дорийского лада» Театрализованное действо.






Знать: основные периоды в культуре Древней Греции и достижения греков в области искусства. Знать памятники культуры: поэмы «Илиада» и «Одиссея» Понятия: миф, крито-микенская культура, Называть представителей Олимпийского пантеона Древней Греции, пересказывать мифы.

Уметь: отличать произведения ранних эпох от произведений античности, выделять их характерные особенности, приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры. Работать со специальной литературой по предмету, делать сообщения.

Изучение нового материала

Презентации:

«Греческий театр», «Греческие боги»;

индивидуальные карточки «вазопись», «скульптура», «архитектура Греции», «Греческие боги», «Греческие музыкальные инструменты»


28. 11




13

Золотой век Афин. Выдающиеся скульпторы Древней Эллады.

Место и роль античного наследия в мировой художественной культуре. Феномен эллинизма как синтез двух типов культуры.

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя.

Прогулка по Афинскому Акрополю. Архитектура Древней Греции как синтез искусств. Основные архитектурные стили — ордера. Гармония греческого храма-- божество, природа, человек ( Афинский Акрополь, Парфенон и Эрехтейон). Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь).

Куросы и коры, творения Мирона, Праксителя, Скопаса и Леохара, скульптуры эллинизма.

Куросы и Коры — “улыбки архаики”.


1

Знать: основные периоды в культуре Древней Греции и достижения греков в области искусства. Знать памятники культуры: Афинский Акрополь; известных греческих скульпторов (Скопас, Поликлет, Лисипп, Пракситель)и архитекторов.

Понятия: акрополь, ордер, капитель, куросы, коры.



Уметь: отличать произведения ранних эпох от произведений античности, выделять их характерные особенности, приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры. Работать со специальной литературой по предмету, делать сообщения

Изучение нового материала. Заочное путешествие по Акрополю.

Презентации «Скульптура и архитектура Древней Греции»,

индивидуальные карточки «скульптура», «архитектура Греции»



5. 12




14

Культура Древнего Рима.

Архитектура императорского Рима.Символы римского величия: Римский форум Романум, Колизей, Пантеон, триумфальные арки.

Архитектура и скульптура как отражение величия Древнего Рима (Римский форум, Колизей, Пантеон, Алтарь Мира, конная статуя Марка Аврелия). Римский дом (мозаики и фрески Помпей). Традиции античного мира в европейской и отечественной культуре. Раннехристианское искусство (Равенна).




1

Знать: периодизацию культуры Древнего Рима, основные достижения каждого периода в области искусства. Памятники культуры: Колизей, Пантеон, скульптурные портреты римлян. Понятия: гладиаторские бои, стоицизм, эпикурейство, сатура, базилика, термы и т.д. Богов Древнего Рима

Уметь: отличать произведения ранних эпох от произведений античности, выделять их характерные особенности, анализировать основные тенденции развития культуры и искусства Древнего Рима, приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры. Делать сравнительный анализ культур Древней Греции и Рима. Выполнять учебные проекты и проводить исследования.

Изучение нового материала

Презентации «Архитектура Древнего Рима»,

«Римский портрет»;

индивидуальные карточки «Скульптурный портрет», «Архитектура Рима»


12. 12




15

От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия

Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет — духовное откровение иудейского народа. Тексты Ветхого Завета, их разновидности (Пятикнижие, Пророки, Писания). Шестоднев. Грехопадение и изгнание из рая Адама и Евы. Каин и Авель. Всемирный потоп и Ноев ковчег. Вавилонская башня. Образ патриарха Авраама. Ветхозаветная Троица. Моисей, его скрижали. Десять заповедей. Псалтирь.

Новый Завет, Евангелия. Основное содержание стихов. Образ Иисуса Христа — Сына Божия, Спасителя мира. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь. «Отче наш». Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Крестный путь. Распятие, смерть, воскрешение Христа. Евангельские образы в западноевропейском искусстве (становление основной иконографии).




Знать:

общее содержание Ветхого и Нового Заветов, Евангелия;

10 заповедей Завета;

суть основных христианских праздников;

основные учения Божии;

понятия: «псалтырь», «псалмы», «Евангелие», «Библия», «Апокалипсис».



Уметь:

обосновывать учения Иисуса Христа;

пересказывать суть основных библейских сюжетов.



Изучение нового материала




19. 12




16

Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности

Византия: место встречи Востока и Запада

Формирование нового идеала в жизни и в искусстве. Роль античного наследия. Формирование христианской догматики и зарождение традиций иконописи. Символика света и цвета в иконе. Конструктивные и композиционные принципы крестово-купольного византийского храма (София Константинопольская). Художественные принципы и образный строй монументальной живописи в Византии (мозаики в церкви Сан Витале в Равенне).



1




Изучение нового материала

Презентация «Художественная культура Византии»;

индивидуальные карточки «Храмовая мозаика Византии»;

г/з «Аллилуйя»


26. 12




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 10 класс на 2011-2012 учебный год
534.94kb.
4 стр.
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 11 класс на 2011-2012 учебный год
732.42kb.
4 стр.
Рабочая программа по предмету "Мировая художественная культура"
206.05kb.
1 стр.
Пояснительная записка Программа по предмету «Мировая художественная культура»
1176.04kb.
5 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура»
269.87kb.
1 стр.
Мировая художественная культура. Древность, Средние века, Новое время. 10 класс (35 ч)
353.12kb.
1 стр.
Программа мировая художественная культура для основного общего образования
954.1kb.
5 стр.
Учитель Райшина Татьяна Валентиновна п. Целинный 2011 пояснительная записка рабочая программа
341.71kb.
1 стр.
Рабочая программа курса «искусство» 8-9 класс 2011-2012 учебный год
367.98kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа полного среднего образования 11 класс 2011-2012 учебный год
291kb.
1 стр.
Ефремовой Ольги Венияминовны 6 класс 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
297.94kb.
1 стр.
Лекция «Мировая художественная культура»
11.5kb.
1 стр.