Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 М. Шостак Устные коммуникации Речь как профессиональное общение с открытой аудиторией Основные положения лекций и рекомендуемая литература Созидательная коммуникативистика заслон манипуляции Риторика древнее искусство красногласия и столь же древнее прагматически направленное умение одного человека профессионала общаться со многими, в современном социуме предстает вариантом устных коммуникации, действенных и социально ответственных. Неправомерно отождествлять риторику с манипуляцией. Эта тенденция проявилась в минувшем столетии в связи с «успехами» политиков-демагогов, манипулировавших народами как толпами, и в связи с попытками применить демагогические приемы в деловой сфере, приспособив к ситуации конкурентной борьбы. Влияние опасной тенденции ощущается и поныне. Так, к примеру, вышедший в 2007 году в нашей стране двухтомник «Спичмейкер» («Речи нового поколения. 600 готовых к использованию речей») предлагает «готовые коммуникативные решения», а именно: «модульные тексты с четко поставленными задачами и целями, адаптированные к конкретным ситуациям». Составители, предваряя этот труд саморекламой, уверяют, что «предусмотрели все (все универсальные блоки-модули), чтобы больше не нужно было подолгу готовиться к выступлению», и полагают эту задачу выполнимой, поскольку «в проекте «Спичмейкер» используются все основные методики воздействия на собеседника или аудиторию – от научно обоснованной нейролингвистики до тайны древнерусской техники очарования и гипнотических приемов». При таком подходе подлинное общение (взаимодействие) вообще не в счет; разговор идет лишь только, исключительно, об однонаправленном воздействии, о манипулировании сознанием тех, в кого прицелился «оратор». Стимулом к выступлению оказывается собственный корыстный интерес, собеседник изначально видится врагом, отсюда рекомендации, как идти путем обмана, реализуя желание «обставить», одурачить другого. Малопродуктивность такого «общения», его «мелкость» очевидна в сравнении с огромной культурой языкового контакта, накопленной и явленной нашей цивилизацией. Демагогия как «тень риторики» известна давно; ее ухищрения «казаться правым не будучи правым» издавна изучались, учитывалась разная степень их разрушительного действия в публичных выступлениях и спорах. Тревожен, однако, явный антагонизм новоявленных «речей нового поколения» по отношению к самому принципу общественных дискуссий (главной поддержки демократического социального устройства), где подлинность взаимодействия, подлинность коммуникации, необходимое условие их плодотворности.
Правда, при условии, что и сам оратор при этом «готов учиться», что он выходит к аудитории с надеждой на общение, на реакции, которые помогут ему сработать точнее. Что он сможет подавить в себе и «соблазн лидерства» и «соблазн учительства», сможет сдержать порыв к бесконтрольному творческому самовыражению. Замечательные возможности общения с открытой аудиторией часто остаются лишь гипотетическими возможностями. Качественная обратная связь не дается просто так, аудиторию весьма трудно побудить к общению. Особенности и возможности открытого профессионального общения коммуникатора с аудиторией связаны с особым состоянием «людей в толпе», в массе себе подобных. Что мешает наладить контакт, склоняет к неосознанному манипулированию? Во-первых изначальное состояние открытой аудитории: доминанта «зрелищности» (те, кто смотрят на оратора, скорее «публика», нежели люди, склонные к общению); Во-вторых, возникающий в массе «эффект толпы», который нивелирует подлинные эмоциональные реакции и обостряет опасный момент «взаимозаряжения эмоциями; В-третьих, пониженная критичность восприятия в массе людей (заторможенная мыслительная деятельность, как бы потеря собственного интеллектуального «я», пониженная способность сомневаться), которая еще явственней понижается в отвлекающих от рассуждений условиях «зрелища» При таком состоянии аудитории «блокировать цензуру разума» (по выражению составителей уже упоминавшегося пособия «Спичмейкер») не составляет особого труда; манипулировать легко. Гораздо труднее, думая о пользе выступления для слушателей, а не о собственной мелкой выгоде, преодолевать мыслительную пассивность, понуждать к размышлению, к общению; в этом и состоит главнейшая задача оратора- коммуникатора. См. Хайнц Леммерман, Учебник риторики, М. 1997 (или последующие переиздания) Гл.1, разд. 1.2.2 («Главное о речи») и 1.2.3. («Ответственность оратора») а также Гл. 4., разд. 4.2.8(«О психологии масс») Многоликий собеседник Приблизительность представлений о характере и задачах общения порождает опасные недоразумения, подмену понятий. (Например, «интерактив» на телевидении чаще понимается не как путь взаимообогащения, помощь в самоконтроле, а лишь как профессиональный прием привлечения внимания к передаче, повышения ее рейтинга). Притупляется чувство взаимообщения со слушателями и чувство ответственности за результат выступления, тогда как необходим не только видимый «эффект собеседования», но целеустремленное речевое поведение, продуктивная совместная работа, в основе которой -убежденность в способности аудитории к разумному сотрудничеству. Условия подлинного общения:
Общие задачи при подготовке речи Первые два условия общения предполагают учет состава аудитории, знание ее интересов (насущного, полезного), ее ожиданий, а также информационной базы, естественной для этой аудитории. Второе и третье обстоятельства вынуждают приспосабливаться к состоянию аудитории. Отсюда – три типа речей как три типа общения:
См. Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), М., 1998 (или последующие переиздания); Гл. III., разд. А «Тема речи» (Интересы аудитории) Информативная речь Цели информационной речи: пробудить интерес к предмету; дать новые полезные сведения в виде скорректированного, обновленного варианта уже имеющихся знаний, помочь систематизации «обрывков знаний», сведении и догадок, прояснить картину в целом. Коммуникатор отвечает за налаживание общения как процесса «перетекания информации» и взаимообмена информацией. (Усвоение информации общее дело; все решают только совместные усилия). Две задачи оратора ( в отличие от докладчика):
Что мешает усвоению информации
Желаемый результат информирующего выступления оратора, помогающего аудитории ориентироваться, проясненность, обретение твердой почвы под ногами, прочной основы для рассуждений и действий. См. Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), М., 1998 (или последующие переиздания); Гл. III., разд. Б.2.: «Информационная речь» Информативные (предметные) речи (Сообщения, разъяснения, обучение, представление программ и планов)
Ситуативная речь Оратор выражает эмоции аудитории в форме яркой, выразительной, доставляющей удовольствие. Однако, он и «управляет» эмоциями: он оказывается в состоянии их «разрулить» (подкрепляя «материалом для эмоций» (напоминая о таких фактах и событиях, которые вызовут эмоции). Желаемый результат ситуативного выступления оратора коммуникатора, помогающего аудитории в социальной ориентации: достижение эмоциональной стабильности, необходимой для рассуждений и приятия решений и некий эффект воодушевления (эмоциональный посыл) Ряд соображений относительно подготовки ситуативных речей см. Хайнц Леммерман, Учебник риторики, М. 1997 (или последующие переиздания), гл.3. Раздел 3.7 («Речь по специальному поводу») Ситуативные речи («ритуальные»и «рамочные») (Визит вежливости, презентации, поздравления, траурные речи, «спич» политика /«речь с бокалом в руке»/, церемонии награждения и пр.)
Убеждающая речь Если аудитория охотно соглашается, выражает готовность воспринять идеи оратора как свои собственные, это чаще всего не успех, но провал выступления коммуникатора: срабатывает «принцип экономии мышления» (изза нежелания сомневаться). Оратору необходимо создать обстановку активного соразмышления. Изначальный конфликт спорная информация. Цель – осмысленное отношение к проблемной ситуации. Изображая конфликт, любой оратор (и манипулятор, и коммуникатор) «подогревает» его эмоциями. Дальше, однако, их пути расходятся. Один идет путем внушения (манипулятор как гипнотизер: рассудок надо «усыпить»). Другой, коммуникатор, напротив, делает все, чтобы рассудок пробудить. Лучший прием – изобрести себе противника. При подготовке к речи попробовать себя разубедить. Искать изъян в собственных рассуждениях. Быть готовым публично высказать придирки к собственной концепции. Позиционировать себя как «бойца» (Осведомленность, владение ситуацией. Выбор сильного противника - демонстрация мощного контртезиса). Особую роль играет проверка аргументации – собственной и «чужой» Плюрализм мнений фон, на котором единственно возможно организовать общение в пропагандистском убеждающем выступлении (Демонстрация уважения к мыслям других (по крайней мере внимания к ним); «Напоминание» аудитории о ее возможных идеях) Информация в рассуждающей речи:
Итоги рассуждающей речи коммуникатора:
В целом, нужно:
См. Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), М., 1998 (или последующие переиздания) Гл III., разд. Б.4: «Убеждающая речь» (с коррекцией третьей фразы) и Гл.XI: «Доводы агитационной речи» «Речь -рассуждение» Убеждающие (пропагандистские) речи (Публичное обсуждение проблемных и конфликтных ситуаций)
Вспомогательный материал в речи Функциональность ссылок, цитат, цифр, примеров и другого вспомогательного материала в речах оратора нельзя назвать полностью идентичной тому эффекту, на который рассчитывает коммуникатор пишущий, журналист. Помимо усиления достоверности сообщений и уточнения «степени владения журналиста материалом» здесь оказывается важным, первостепенным, поддержка контакта с аудиторией.
Итак, целесообразность вспомогательного материала в речах: во-первых, и прежде всего, связана с необходимостью бороться с прерывистостью внимания, необходимостью «приманок для слуха», любопытного, обескураживающего, неожиданного; во-вторых, выступают как популяризация и как уточнения, корректирущие смысл; в третьих – они помогают обработке незнакомого материала в свете знакомого, способствуют достижению эффекта узнавания (сведений и идей), столь важного для поддержки общения. См. Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), М., 1998 (или последующие переиздания) Гл. 6. («Вспомогательный материал») Вступления и завершение речей См. Хайнц Леммерман, Учебник риторики, М. 1997 (или последующие переиздания) гл. 3. Раздел 3.5.1 («Вступления») Раздел 3.5.2 («Заключения») А также к теме: Оратор и слушатели См. Хайнц Леммерман, Учебник риторики» М. 1997 (или последующие переиздания) гл. 4. Разделы 4.2.1; 4.2.3; 4.2.4; 4.2.5.; 4.2.6.;4.2.7; 4.3.3. («Речевое мышление») Повторим: цели и задачи всех, любых (в любой форме) речей коммуникатора связаны с активной помощью аудитории в ее социальной ориентации. Пропаганда переводится в план рассуждения, переходящего в обсуждение. Для этого предлагается временное лидерство выступающего при демократическом взаимодействии всех участников общения..
В принципе, для коммуникатора важно умение превратить свое монологическое выступление в диалог. Желательно при этом испытывать удовольствие от самого процесса общения и доставлять удовольствие своим слушателям, надеясь при расставании почувствовать, общение было не зря. Памятка РИТОРИКА (Работа коммуникатора с «открытой» аудиторией) Зачет - студент отвечает на вопросы собеседования и представляет фрагмент подготовленной речи (3-4 минуты, устное выступление, «рассуждение вслух»). Студент должен быть готов Уточнить:
Cформулировать:
Вопросы собеседования
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дополнительная литература
Смотрите также: М. Шостак Устные коммуникации
168.9kb.
1 стр.
Шостак М. И. Деконструктивное в полемике или кое-что о демагогии
36.91kb.
1 стр.
Вербальная коммуникация
182.19kb.
1 стр.
Вячеслав Дудченко о природе консультационной коммуникации Москва 2006
239.96kb.
1 стр.
Проблема сверхсветовой коммуникации
49.91kb.
1 стр.
Виртуализация коммуникации феномен, меняющий мир
43.89kb.
1 стр.
Управление культуры одесской облгосадминистрации одесская областная филармония
73.08kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «теория и история коммуникации» специальности переподготовки 1-23 02 74
492.39kb.
5 стр.
Курсовая работа символизация предмета маркетинговой коммуникации
401.51kb.
1 стр.
Тезисы выступления на III всероссийской кадровой конференции «тэк россии: от кадровых ресурсов к человеческому капиталу»
126.12kb.
1 стр.
Изучение медиатекста в семиотике: методологические аспекты
128.96kb.
1 стр.
Мокьюментари как форма актуальной визуальной коммуникации 43.01kb.
1 стр.
|