Главная
страница 1
МГУ

М. Шостак
Устные коммуникации

Речь как профессиональное общение с открытой аудиторией

Основные положения лекций и рекомендуемая литература


Созидательная коммуникативистика ­ заслон манипуляции

Риторика ­ древнее искусство красногласия и столь же древнее прагматически направленное умение одного человека ­ профессионала общаться со многими, в современном социуме предстает вариантом устных коммуникации, действенных и социально ответственных.

Неправомерно отождествлять риторику с манипуляцией. Эта тенденция проявилась в минувшем столетии в связи с «успехами» политиков-демагогов, манипулировавших народами как толпами, и в связи с попытками применить демагогические приемы в деловой сфере, приспособив к ситуации конкурентной борьбы. Влияние опасной тенденции ощущается и поныне. Так, к примеру, вышедший в 2007 году в нашей стране двухтомник «Спичмейкер» («Речи нового поколения. 600 готовых к использованию речей») предлагает «готовые коммуникативные решения», а именно: «модульные тексты с четко поставленными задачами и целями, адаптированные к конкретным ситуациям». Составители, предваряя этот труд саморекламой, уверяют, что «предусмотрели все (все универсальные блоки-модули), чтобы больше не нужно было подолгу готовиться к выступлению», и полагают эту задачу выполнимой, поскольку «в проекте «Спичмейкер» используются все основные методики воздействия на собеседника или аудиторию – от научно обоснованной нейролингвистики до тайны древнерусской техники очарования и гипнотических приемов».

При таком подходе подлинное общение (взаимодействие) вообще не в счет; разговор идет лишь только, исключительно, об однонаправленном воздействии, о манипулировании сознанием тех, в кого прицелился «оратор». Стимулом к выступлению оказывается собственный корыстный интерес, собеседник изначально видится врагом, отсюда рекомендации, как идти путем обмана, реализуя желание «обставить», одурачить другого.

Малопродуктивность такого «общения», его «мелкость» очевидна в сравнении с огромной культурой языкового контакта, накопленной и явленной нашей цивилизацией. Демагогия как «тень риторики» известна давно; ее ухищрения «казаться правым не будучи правым» издавна изучались, учитывалась разная степень их разрушительного действия в публичных выступлениях и спорах. Тревожен, однако, явный антагонизм новоявленных «речей нового поколения» по отношению к самому принципу общественных дискуссий (главной поддержки демократического социального устройства), где подлинность взаимодействия, подлинность коммуникации, ­ необходимое условие их плодотворности.

Открытая аудитория и ее характеристики
Открытой называется аудитория, которую видит оратор, и которая смотрит на него. (Профессиональный термин «Держать глаза!» подчеркивает особую важность этого обстоятельства). Состояние открытого общения позволяет получать «обратную связь», столь необходимую коммуникатору для коррекции своих действий, практически, немедленно, в тот момент, когда он говорит. И это обстоятельство, открывая бесконечные возможности совершенствования выступления, его оттачивания на ходу, превращает речь в подготовленную импровизацию. Рассуждение вслух, которое оратор – коммуникатор предлагает аудитории, может стать гораздо точнее и ближе к истине при таком «диалоге», когда ответная реакция понятна без слов, ­ просто видна.

Правда, при условии, что и сам оратор при этом «готов учиться», что он выходит к аудитории с надеждой на общение, на реакции, которые помогут ему сработать точнее. Что он сможет подавить в себе и «соблазн лидерства» и «соблазн учительства», сможет сдержать порыв к бесконтрольному творческому самовыражению.

Замечательные возможности общения с открытой аудиторией часто остаются лишь гипотетическими возможностями. Качественная обратная связь не дается просто так, аудиторию весьма трудно побудить к общению.

Особенности и возможности открытого профессионального общения коммуникатора с аудиторией связаны с особым состоянием «людей в толпе», в массе себе подобных.



Что мешает наладить контакт, склоняет к неосознанному манипулированию?

Во-первых ­ изначальное состояние открытой аудитории: доминанта «зрелищности» (те, кто смотрят на оратора, скорее «публика», нежели люди, склонные к общению);

Во-вторых, возникающий в массе «эффект толпы», который нивелирует подлинные эмоциональные реакции и обостряет опасный момент «взаимозаряжения эмоциями;

В-третьих, ­ пониженная критичность восприятия в массе людей (заторможенная мыслительная деятельность, как бы потеря собственного интеллектуального «я», пониженная способность сомневаться), которая еще явственней понижается в отвлекающих от рассуждений условиях «зрелища»

При таком состоянии аудитории «блокировать цензуру разума» (по выражению составителей уже упоминавшегося пособия «Спичмейкер») не составляет особого труда; манипулировать легко. Гораздо труднее, думая о пользе выступления для слушателей, а не о собственной мелкой выгоде, преодолевать мыслительную пассивность, понуждать к размышлению, к общению; в этом и состоит главнейшая задача оратора- коммуникатора.

См. Хайнц Леммерман, Учебник риторики, ­ М. 1997 (или последующие переиздания) Гл.1, разд. 1.2.2 («Главное о речи») и 1.2.3. («Ответственность оратора») а также Гл. 4., разд. 4.2.8(«О психологии масс»)



Многоликий собеседник
Приблизительность представлений о характере и задачах общения порождает опасные недоразумения, подмену понятий. (Например, «интерактив» на телевидении чаще понимается не как путь взаимообогащения, помощь в самоконтроле, а лишь как профессиональный прием привлечения внимания к передаче, повышения ее рейтинга). Притупляется чувство взаимообщения со слушателями и чувство ответственности за результат выступления, тогда как необходим не только видимый «эффект собеседования», но целеустремленное речевое поведение, продуктивная совместная работа, в основе которой ­-убежденность в способности аудитории к разумному сотрудничеству.
Условия подлинного общения:

  • приемлемость темы (взаимный интерес);

  • необходимость единой «платформы знаний о предмете»;

  • приемлемость обстановки общения;

  • учет состояния обоих сторон


Общие задачи при подготовке речи
Первые два условия общения предполагают учет состава аудитории, знание ее интересов (насущного, полезного), ее ожиданий, а также информационной базы, естественной для этой аудитории.
Второе и третье обстоятельства вынуждают приспосабливаться к состоянию аудитории. Отсюда – три типа речей как три типа общения:

  • Информативные речи

  • Ситуативные речи

  • Пропагандистские (убеждающие) речи ­ рассуждения

См. Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), ­ М., 1998 (или последующие переиздания); Гл. III., разд. А «Тема речи» (Интересы аудитории)



Информативная речь
Цели информационной речи: пробудить интерес к предмету; дать новые полезные сведения в виде скорректированного, обновленного варианта уже имеющихся знаний, помочь систематизации «обрывков знаний», сведении и догадок, прояснить картину в целом.
Коммуникатор отвечает за налаживание общения как процесса «перетекания информации» и взаимообмена информацией. (Усвоение информации ­ общее дело; все решают только совместные усилия).
Две задачи оратора ( в отличие от докладчика):

  • Пробудить желание усвоить информацию;

  • Помочь ее усвоить


Что мешает усвоению информации

  • Отсутствие внимания;

  • Отсутствие заинтересованного внимания (связанного с ощущением полезности информации);

  • «Запутанность» информации;

  • Неясности смысла (необходимы прояснение терминов, облегчения слов, которые надо воспринять на слух);

  • Перенасыщенность (необходимо уменьшение количества информации, воспринимаемой на слух);

  • «Комок информации» (необходимо «дозирование»);

  • Провалы внимания (необходимость «возвратно-поступательного» движения от одного блока информации к другому);

  • Психологический тормоз «знания о незнании», преувеличенная эксклюзивность «чужого» знания (необходимость обработать информацию в свете «знакомого» аудитории).


Желаемый результат информирующего выступления оратора, помогающего аудитории ориентироваться, ­ проясненность, обретение твердой почвы под ногами, прочной основы для рассуждений и действий.

См. Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), ­ М., 1998 (или последующие переиздания); Гл. III., разд. Б.2.: «Информационная речь»



Информативные (предметные) речи

(Сообщения, разъяснения, обучение, представление программ и планов)




«Образ» оратора

Компетентный человек

Цель речи


Расширение «информационного поля» привычных знаний

Профессиональная задача оратора в речах данного типа

Помочь усвоить новую информацию

Сложности работы


Пассивность аудитории. Выяснение степени осведомленности; уточнение ракурса «полезности». Необходимость представлять «новое» как бесспорное, очевидное

Промежуточные этапы в решении задач и достижении цели


Вызвать желание слушать и воспринимать информацию (представлять ее как интересную и как полезную)

-Обеспечить возможность восприятия информации («сжатие», дозирование, упрощение, прояснение, популяризация)

-«Чужое» как «свое» (преодоление барьера отторжения «чужого») »; попытки «вживить» новые фрагменты в уже существующую систему знаний


Приемы изложения



Все варианты повторов (поступательно-возвратное движение), уточнение понятий с помощью определений и сравнений, разработка понятий совместно с аудиторией, поэтапное «закрепление» материала

Способы передачи информации


Повествование, описание, объяснение (с соответствующими приемами «дозирования» информации)

Особые соображения



Поиск возможностей «повторять не повторяясь». Необходимость уточнения представления о «фундаменте знания» у данной аудитории.


Ситуативная речь
Оратор выражает эмоции аудитории в форме яркой, выразительной, доставляющей удовольствие. Однако, он и «управляет» эмоциями: он оказывается в состоянии их «разрулить» (подкрепляя «материалом для эмоций» (напоминая о таких фактах и событиях, которые вызовут эмоции).
Желаемый результат ситуативного выступления оратора­ коммуникатора, помогающего аудитории в социальной ориентации: достижение эмоциональной стабильности, необходимой для рассуждений и приятия решений и некий эффект воодушевления (эмоциональный посыл)
Ряд соображений относительно подготовки ситуативных речей см. Хайнц Леммерман, Учебник риторики, М. 1997 (или последующие переиздания), гл.3. Раздел 3.7 («Речь по специальному поводу»)
Ситуативные речи («ритуальные»и «рамочные»)

(Визит вежливости, презентации, поздравления, траурные речи, «спич» политика /«речь с бокалом в руке»/, церемонии награждения и пр.)


«Образ» оратора



«Актер»


Цель речи




Создать психологический комфорт (возможно, разрядить обстановку) превратить предполагаемые «нужные» ритуальные эмоции в подлинные.

Иногда - переломить ситуацию, перенасыщенную, накаленную эмоциями. Либо – «разрулить» ее в другое, менее напряженное эмоциональное состояние, если надо вывести аудиторию из состояния коллективной истерии

Профессиональная задача оратора в речах данного типа



Предоставлять материал ( информацию, собственные размышления и предположения) для подпитки подлинных эмоций и для желаемого эффекта «владения эмоциями».



Сложности работы

(Проблемы общения)

Состояние аудитории - капризное. Она совершенно точно знает, как нужно выступать, как и что нужно говорить в данной ситуации. Надо поначалу вести себя

соответственно ожиданиям аудитории (вести разговор на волне эмоций).

Необходима также особая «забота об удовольствиях».



Промежуточные этапы в решении задач и достижении цели







  • Поддержать эмоции (найти слова для состояния, которое «ясно без слов»);

  • «Укрупнить» эмоции (найти образные эквиваленты эмоциональному состоянию);

  • Развить и укрепить (подпитать информацией) идеи, связанные с ситуацией;

  • Не ограничиваясь поддержкой только одной, «заданной» эмоции, ее постепенно корректировать (возможно, желая переменить);

  • Закрепить новое или скорректированное эмоциональное состояние



Приемы и способы изложения материала




Это самая короткая речь, наиболее точно оформленная (желательно, в образной, афористичной манере)

Весь спектр вспомогательных материалов - иллюстраций (сравнения, шутливые определения, обыгранные цифры)


Особые соображения, специфика подготовки выступлений данного типа


Речь «по случаю» должна оставлять впечатление импровизации. Однако – одна из самых подготовленных. Опасно превращаться в массовика-затейника, призывая к эмоциям, навязывая их

Убеждающая речь

Если аудитория охотно соглашается, выражает готовность воспринять идеи оратора как свои собственные, это чаще всего не успех, но провал выступления коммуникатора: срабатывает «принцип экономии мышления» (из­за нежелания сомневаться). Оратору необходимо создать обстановку активного соразмышления. Изначальный конфликт ­спорная информация. Цель – осмысленное отношение к проблемной ситуации.

Изображая конфликт, любой оратор (и манипулятор, и коммуникатор) «подогревает» его эмоциями. Дальше, однако, их пути расходятся. Один идет путем внушения (манипулятор как гипнотизер: рассудок надо «усыпить»). Другой, коммуникатор, напротив, делает все, чтобы рассудок пробудить.

Лучший прием – изобрести себе противника. При подготовке к речи попробовать себя разубедить. Искать изъян в собственных рассуждениях. Быть готовым публично высказать придирки к собственной концепции. Позиционировать себя как «бойца» (Осведомленность, владение ситуацией. Выбор сильного противника - демонстрация мощного контртезиса). Особую роль играет проверка аргументации – собственной и «чужой»



Плюрализм мнений ­ фон, на котором единственно возможно организовать общение в пропагандистском убеждающем выступлении (Демонстрация уважения к мыслям других (по крайней мере ­ внимания к ним); «Напоминание» аудитории о ее возможных идеях)

Информация в рассуждающей речи:

  • о проблемной ситуации и «теневых сторонах» фактов (материал для обрисовки положения вещей);

  • о вариативности мнений и позиций (материал для сопоставлений)

  • о качестве доказательств в уже известных мнениях и позициях

Итоги рассуждающей речи коммуникатора:

  • уточнить, в чем суть проблемной ситуации);

  • побудить аудиторию к активному размышлению;

  • отторгнуть, закрыть неверные и потому опасные ходы рассуждений;

  • организовать «подвижки в сознании» аудитории,

  • нацелить на продолжение дискуссии

В целом, нужно:

  • Выступая с убеждениями, предполагать предубеждения и быть готовым сражаться с ними и их отодвигать;

  • Уметь представлять себя на месте аудитории. Предугадывать возражения и их немедленно рассматривать;

  • Вести «диалог в монологе», подготавливая совместные с аудиторией догадки и открытия, новый взгляд («Как мы раньше не догадались!..»)

См. Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), ­ М., 1998 (или последующие переиздания) Гл III., разд. Б.4: «Убеждающая речь» (с коррекцией третьей фразы) и Гл.XI: «Доводы агитационной речи»



«Речь -рассуждение»

Убеждающие (пропагандистские) речи

(Публичное обсуждение проблемных и конфликтных ситуаций)



«Образ» оратора



Активный «боец» (ему не страшно и временное отступление). Спокойствие и сила.

Демонстрация уверенности в способности здраво и обстоятельно во всем разобраться). Собранность, решимость, тактический расчет

Цель речи



Убедить аудиторию в ее силах активно участвовать в поисках выхода, в способности здраво мыслить, рассуждать, и на этой основе – действовать




Профессиональные задачи оратора в речах такого типа




Подтолкнуть аудиторию на путь размышлений и поддерживать на этом пути (материал для сомнений, конфликты). Вести «диалог в монологе», стремясь к эффекту соразмышления



Сложности работы

(Проблемы общения)

Психологическая разбалансированность аудитории (разброд, шатания, паника, не способствующие общению)

Невозможность действовать только логическими аргументами при рассуждении вслух.

Сложности самоконтроля над внелогической и психологической аргументацией, ее дозированием.



Промежуточные этапы в решении задач и достижении цели



Расширить информационное поле знаний по проблеме. Отстаивать свою мысль, корректируя ее на ходу (допуская, что, возможно, она не точна), провести путем: от истоков мысли ­ к ее оформлению.

Сократить дистанцию между собой и аудиторией. Представить аудитории незнакомые идеи как знакомые («встраивание идей»)

Приемы и способы изложения материала и представления рассуждений



Демонстрация контртезисов. Подработка собственных тезисов («размышление вслух»). «Диалог в монологе» Все возможные способы создания «конфликта идей» в ситуации обсуждения, как бы совместного с аудиторией



Особые соображения



При подготовке - поиск весомого контр-тезиса («сильного противника»). Во время общения оратор дает наглядный урок тщательного обсуждения всех позиций



Вспомогательный материал в речи
Функциональность ссылок, цитат, цифр, примеров и другого вспомогательного материала в речах оратора нельзя назвать полностью идентичной тому эффекту, на который рассчитывает коммуникатор пишущий, журналист. Помимо усиления достоверности сообщений и уточнения «степени владения журналиста материалом» здесь оказывается важным, первостепенным, поддержка контакта с аудиторией.


  • В этом свете из разряда вспомогательных материалов желательно исключать наглядные пособия, по крайней мере быть осторожными с ними (не злоупотреблять проектором; «картинки», отвлекающие от общения, оставить на потом, или напротив, предварить ими речь);

  • определения и сравнения получают важную роль не иллюстративного, но активно стимулирующего внимание материала: сужающего или расширяющего предмет обсуждения. (Определение, уточняя понятие, «сужает» его смысл, делает более «определенным»; сравнение же, используя образ, притчу, намеренно «расширяет», раздвигает круг внимания к явлению или идее, привнося «надлогический», философический смысл);

  • использование примеров требует особой осмотрительности (при рассуждении вслух простой пример-иллюстрация часто необоснованно выглядит решающим аргументом);

  • цитаты и цифры трудны для представления устным путем и, чтобы не сбивать с толку аудиторию, требуют особой обработки, пояснений, атрибутирования (расшифровки источника);

  • ссылки на авторитет легко могут оказаться лазейкой для манипулирования (древнейший манипулятивный прием: спрятаться от оппонентов за «спину» власть предержащего, непререкаемого в данной ситуации «САМ сказал!»): а ссылки на опыт аудитории («как известно..», «мы все знаем, что..»и т.п.) часто как бы делают «ненужными» доказательства…

Итак, целесообразность вспомогательного материала в речах:

во-первых, и прежде всего, связана с необходимостью бороться с прерывистостью внимания, необходимостью «приманок для слуха», любопытного, обескураживающего, неожиданного;

во-вторых, выступают как популяризация и как уточнения, корректирущие смысл;

в третьих – они помогают обработке незнакомого материала в свете знакомого, способствуют достижению эффекта узнавания (сведений и идей), столь важного для поддержки общения.
См. Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), ­ М., 1998 (или последующие переиздания) Гл. 6. («Вспомогательный материал»)
Вступления и завершение речей
См. Хайнц Леммерман, Учебник риторики, М. 1997 (или последующие переиздания) гл. 3. Раздел 3.5.1 («Вступления») Раздел 3.5.2 («Заключения»)

А также к теме: Оратор и слушатели


См. Хайнц Леммерман, Учебник риторики» ­ М. 1997 (или последующие переиздания) гл. 4. Разделы 4.2.1; 4.2.3; 4.2.4; 4.2.5.; 4.2.6.;4.2.7; 4.3.3. («Речевое мышление»)

Повторим: цели и задачи всех, любых (в любой форме) речей коммуникатора связаны с активной помощью аудитории в ее социальной ориентации.

Пропаганда переводится в план рассуждения, переходящего в обсуждение. Для этого предлагается временное лидерство выступающего при демократическом взаимодействии всех участников общения..

Главая профессиональная задача оратора-коммуникатора ­борьба с пониженной критичностью восприятия, борьба за качественную обратную связь

В принципе, для коммуникатора важно умение превратить свое монологическое выступление в диалог. Желательно при этом испытывать удовольствие от самого процесса общения и доставлять удовольствие своим слушателям, надеясь при расставании почувствовать, ­общение было не зря.


Памятка

РИТОРИКА

(Работа коммуникатора с «открытой» аудиторией)
Зачет - студент отвечает на вопросы собеседования и представляет фрагмент подготовленной речи (3-4 минуты, устное выступление, «рассуждение вслух»).

Студент должен быть готов

Уточнить:

  • Предполагаемый состав слушателей и обстановку выступления;

  • Свои соображения по поводу нежелательных тона и манеры общения, поворотов темы («Чего не делать…» в такой обстановке, при такой аудитории)

  • Конкретную цель выступления («Я хочу…», «Я надеюсь..»);

  • Направления работы по активизации аудитории («Мне предстоит…»);

Cформулировать:

  • Главный тезис, ведущее утверждение;

  • «Контр-тезис»: возражения воображаемого противника («есть точка зрения…»)

  • «Ключевые слова» (три - четыре) для запоминания опорных моментов речи

Вопросы собеседования


  1. «Открытая» аудитория, ее характеристики. Особенности «коллективного мышления» и поведения

  2. Интересы аудитории: общие, групповые, конкретные, оперативные и подготовка речи

  3. Борьба оратора ­коммуникатора за качественную «обратную связь»

  4. Три типа речей как варианты общения с «открытой» аудиторией

  5. Работа над информативной речью

  6. Пропагандистская (убеждающая) речь коммуникатора в отличие от убеждающего выступления оратора-манипулятора

  7. Ситуативные и ритуальные выступления в практике оратора-коммуникатора

  8. Вспомогательный материал, поддерживающий рассуждения

  9. Вступления, «предвступления» и обращения к аудитории

  10. Концовки речей


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Поль Л. Сопер Основы искусства речи (пер. с англ.). - М. 2008

  2. Леммерман Х. Учебник риторики (пер. с нем.) - М., 2005


Дополнительная литература

  1. Античные риторики (Собр. текстов и статей. ред. А. Тахо - Годи). - М., 1978

  2. Безменова Н. Очерки по теории и истории риторики. - М., 1991

  3. Общая риторика. (Дюбуа Дж., Пир Ф. и др. Пер. с фр.) - М., 1986

  4. Павлова К. Психология споров. - Владивосток, 1988

  5. Поварнин С. Искусство спорить. - М. 1921

  6. Кохтев Н. Основы ораторской речи. - М., 1992

  7. Снелл Фрэнк. Искусство делового общения (пер. с англ.). - М., 1990


Смотрите также:
М. Шостак Устные коммуникации
168.9kb.
1 стр.
Шостак М. И. Деконструктивное в полемике или кое-что о демагогии
36.91kb.
1 стр.
Вербальная коммуникация
182.19kb.
1 стр.
Вячеслав Дудченко о природе консультационной коммуникации Москва  2006
239.96kb.
1 стр.
Проблема сверхсветовой коммуникации
49.91kb.
1 стр.
Виртуализация коммуникации феномен, меняющий мир
43.89kb.
1 стр.
Управление культуры одесской облгосадминистрации одесская областная филармония
73.08kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «теория и история коммуникации» специальности переподготовки 1-23 02 74
492.39kb.
5 стр.
Курсовая работа символизация предмета маркетинговой коммуникации
401.51kb.
1 стр.
Тезисы выступления на III всероссийской кадровой конференции «тэк россии: от кадровых ресурсов к человеческому капиталу»
126.12kb.
1 стр.
Изучение медиатекста в семиотике: методологические аспекты
128.96kb.
1 стр.
Мокьюментари как форма актуальной визуальной коммуникации
43.01kb.
1 стр.