Главная
страница 1


Министерство науки и образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский физико-технический институт (государственный университет)»

МФТИ (ГУ)

Кафедра «Физика высокотемпературных процессов»
«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе
О. А. Горшков

2012 г.

.



Рабочая УЧЕБНАЯ Программа
по дисциплине: Магнитная гидродинамика

по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»

профиль подготовки: Физика и химия плазмы

факультет: МБФ

кафедра: Физика высокотемпературных процессов

курс: 4 (бакалавриат)

семестры: 8 Дифференцированный зачет: 8 семестр

Трудоёмкость в зач. ед.: вариативная часть – 1 зач. ед.;

в т.ч.:

лекции: 32 час.;

практические (семинарские) занятия: нет;

лабораторные занятия: нет;

мастер классы, индивид. и групповые консультации: нет;

самостоятельная работа: 4 час.;

курсовые работы: нет.

ВСЕГО часов 36
Программу составил: д.т.н., профессор Медин С.А.
Программа обсуждена на заседании кафедры физики высокотемпературных процессов
«____» _______________2012 г.
Заведующий кафедрой академик, д.ф.-м.н. В.Е. Фортов



ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ.


Вариативная часть, в т.ч. :

__1__ зач. ед.

Лекции

_32_ часа

Практические занятия

__-__ часов

Лабораторные работы

__-__ часов

Индивидуальные занятия с преподавателем

__-__ часов

Самостоятельные занятия, включая подготовку курсовой работы

_4_ часа

Мастер- классы, индивидуальные и групповые

Консультации



__-__ часов

Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)

__-__ часов

ВСЕГО

36 часов (1 зач. ед.)

Итоговая аттестация

Диф. зачет: 8 семестр




  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью освоения дисциплины «Магнитная гидродинамика» является изучение методов теоретических исследований течений электропроводной жидкости в магнитном поле и применения этих методов для решения фундаментальных и прикладных задач.
Задачами данного курса являются:

  • объединение уравнений электродинамики и гидродинамики в замкнутую систему уравнений электромагнитной гидродинамики;

  • формулировка магнитогидродинамического приближения, рассмотрение свойств уравнений магнитной гидродинамики и определение критериев подобия;

  • рассмотрение фундаментальных проблем магнитной гидродинамики - поверхностей разрыва, волновых процессов и устойчивости равновесных конфигураций;

  • решение прикладных задач: о течениях в магнитогидродинамических каналах, пограничных слоях и краевых электродинамических эффектах.




  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Магнитная гидродинамика» включает в себя разделы, которые могут быть отнесены к вариативной части профессионального цикла Б.3.



Дисциплина «Магнитная гидродинамика» базируется на материалах курсов бакалавриата: базовая и вариативная часть кода УЦ ООП Б.2 (математический естественнонаучный блок) по дисциплинам «Высшая математика» (математический анализ, высшая алгебра, дифференциальные уравнения и методы математической физики), блока «Общая физика» и региональной составляющей этого блока и относится к профессиональному циклу. Освоение курса необходимо для разносторонней подготовки бакалавров к профессиональной деятельности, включающей как проведение фундаментальных исследований, так и постановку и решение инженерных задач с использованием современной компьютерной техники.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Освоение дисциплины «Магнитная гидродинамика» направлено на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных интегральных компетенций бакалавра:

а) общекультурные (ОК):

  • способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей её достижения, к анализу последствий научной, производственной и социальной деятельности (владение культурой мышления) (ОК-1);

  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию (ОК-2);

  • способность обнаруживать определенные связи, новые точки зрения в предметах обсуждения, интегрировать имеющиеся знания в исследованиях и разработках, обосновывать целесообразность их проведения (ОК-13);

  • способность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, к работе над междисциплинарными проектами (ОК-16);

б) профессиональные (ПК):

  • способность формализовать и решать отдельные части нестандартной задачи в общей постановке (ПК-1);

  • способность применять основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии, других естественных и социально-экономических науках (ПК-3);

  • способность самостоятельно работать на компьютере на уровне квалифицированного пользователя, применять информационно-коммуникационные технологии для обработки, хранения, представления и передачи информации с использованием универсальных пакетов прикладных программ, знание общих подходов и методов по совершенствованию информационно-коммуникационных технологий (ПК-6);

  • способность применять физические подходы и методы выявления структуры объектов и связи явлений в природе, технике и технологиях (ПК-11);

  • способность применять теорию и методы математики и информатики для построения качественных и количественных моделей в науке, технике и технологиях (ПК-12);

  • способность понимать, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты прикладных математических, физических исследований, направленных на решение инженерных, технических, социально-экономических, информационных технологических инновационных задач (ПК-17).




  1. конкретные Знания, умения и навыки, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Магнитная гидродинамика» обучающийся должен:




    1. Знать:

  • фундаментальные понятия, законы, теории классической и современной физики;

  • порядки численных величин, характерные для различных разделов электродинамики и гидродинамики;

  • современные проблемы теплофизики, энергетики, физики земли, математики;

  • основы термодинамики, молекулярной физики, физики плазмы, газовой динамики,

  • методы решения задач математической физики,

  • прикладные проблемы энергетики, авиационно-космических технологий.

    1. Уметь:

  • пользоваться своими знаниями для решения фундаментальных, прикладных и технологических задач;

  • делать правильные выводы из сопоставления результатов теории и эксперимента;

  • производить численные оценки по порядку величины;

  • делать качественные выводы при переходе к предельным условиям в изучаемых проблемах;

  • видеть в технических задачах физическое содержание;

  • осваивать новые предметные области, теоретические подходы и экспериментальные методики.

  1. Владеть:

  • культурой постановки и моделирования физических задач;

  • навыками грамотной обработки результатов экспериментов и сопоставления с теоретическими и литературными данными;

  • практикой исследования и решения теоретических и прикладных задач.



  1. Структура и содержание дисциплины

    1. Структура преподавания дисциплины

Перечень разделов дисциплины и распределение времени по темам


№ темы и название

Количество часов

1. Уравнения магнитной гидродинамики

8

2. Магнитостатика и магнитогидродинамические течения

14

3. МГД-течения в каналах

14

ВСЕГО (зач. ед. (часов))

36 часов (1 зач. ед.)


Лекции:


№ п.п.

Темы

Трудоёмкость

(количество часов)



1

Уравнения Максвелла. Нерелятивистское приближение, преобразование Лоренца. Закон Ома. Электродинамические условия на поверхностях разрыва. Уравнения сохранения электрического заряда, импульса и энергии электромагнитного поля. Пондеромоторная сила, тензор плотности потока импульса, плотность потока энергии, плотность работы поля над веществом.

2

2

Интегральные и дифференциальные уравнения сохранения массы, импульса и энергии вещества. Условия на поверхности разрыва. Магнитогидродинамическое приближение, физические ограничения и оценка главных членов в уравнениях Максвелла. Уравнение индукции, вмороженность и диффузия магнитного поля. Критерии подобия магнитной гидродинамики.

2

3

Соотношения на поверхностях разрыва. Классификация поверхностей разрыва. Прямой скачок в идеально проводящей среде, отношение плотностей и допустимые начальные скорости. Ударная адиабата для совершенного газа.

3

4

Невозмущенное состояние и линеаризация уравнений. Альфвеновские волны. Магнитозвуковые волны. Векторные диаграммы магнитогидродинамических волн. Диссипативное затухание альфвеновских волн.

2

5

Равновесие проводящей жидкости в магнитном поле. Условие равновесия ограниченного объема. Равновесные цилиндрические конфигурации, z-пинч и тета-пинч.

3

6

Задача устойчивости скинированного z – пинча. Постановка задачи и линеаризация уравнений. Дисперсионное уравнение. Перестановочная и винтовая моды неустойчивости, способы их подавления, области существования устойчивых конфигураций.

3

7

Постановка задачи Гартмана. Распределение скорости, эффект Гартмана, гидравлическое сопротивление. Распределение давления, пинч-эффект. Распределения плотности тока и магнитного поля, эффект конвекции магнитного поля.

3

8

Уравнения сохранения массы, импульса и энергии среды. Электродинамические уравнения, осреднение гидродинамических параметров потока. Электродинамические параметры канонического потока, осреднение закона Ома, МГД-ускоритель и МГД-генератор.

3

9

Уравнения обращения воздействий. Анализ МГД-воздействий на течение в канале постоянного сечения. Генераторный, ускорительный и тормозной режимы течения, эффекты механического и теплового воздействий. M, u – диаграмма, свойства и предельные режимы течения в МГД-устройствах.

4

10

Пограничный слой на стенках каналов. Уравнения сохранения и электродинамические соотношения. Граничные условия и сопряжение с уравнениями ядра потока. Особенности течений на электродных и изоляционных стенках.

3

11

Вторичные течения, механизм генерации вторичных течений токами Холла. Численное моделирование вторичных течений. Магнитоаэротермическая неустойчивость.

2

12

Концевые электродинамические эффекты в МГД-каналах. Влияние распределения магнитного поля на концевые эффекты. Эффект Холла в канале с секционированными электродами.

2

ВСЕГО (зач. ед. (часов))

32 часа (1 зач. ед.)


Самостоятельная работа:


№ п.п.

Темы

Трудоёмкость

(количество часов)



1

Уравнения Максвелла. Нерелятивистское приближение, преобразование Лоренца. Закон Ома. Электродинамические условия на поверхностях разрыва. Уравнения сохранения электрического заряда, импульса и энергии электромагнитного поля. Пондеромоторная сила, тензор плотности потока импульса, плотность потока энергии, плотность работы поля над веществом.

0,3

2

Интегральные и дифференциальные уравнения сохранения массы, импульса и энергии вещества. Условия на поверхности разрыва. Магнитогидродинамическое приближение, физические ограничения и оценка главных членов в уравнениях Максвелла. Уравнение индукции, вмороженность и диффузия магнитного поля. Критерии подобия магнитной гидродинамики.

0,3

3

Соотношения на поверхностях разрыва. Классификация поверхностей разрыва. Прямой скачок в идеально проводящей среде, отношение плотностей и допустимые начальные скорости. Ударная адиабата для совершенного газа.

0,3

4

Невозмущенное состояние и линеаризация уравнений. Альфвеновские волны. Магнитозвуковые волны. Векторные диаграммы магнитогидродинамических волн. Диссипативное затухание альфвеновских волн.

0,3

5

Равновесие проводящей жидкости в магнитном поле. Условие равновесия ограниченного объема. Равновесные цилиндрические конфигурации, z-пинч и тета-пинч.

0,3

6

Задача устойчивости скинированного z–пинча. Постановка задачи и линеаризация уравнений. Дисперсионное уравнение. Перестановочная и винтовая моды неустойчивости, способы их подавления, области существования устойчивых конфигураций.

0,3

7

Постановка задачи Гартмана. Распределение скорости, эффект Гартмана, гидравлическое сопротивление. Распределение давления, пинч-эффект. Распределения плотности тока и магнитного поля, эффект конвекции магнитного поля.

0,3

8

Уравнения сохранения массы, импульса и энергии среды. Электродинамические уравнения, осреднение гидродинамических параметров потока. Электродинамические параметры канонического потока, осреднение закона Ома, МГД-ускоритель и МГД-генератор.

0,3

9

Уравнения обращения воздействий. Анализ МГД-воздействий на течение в канале постоянного сечения. Генераторный, ускорительный и тормозной режимы течения, эффекты механического и теплового воздействий. M, u – диаграмма, свойства и предельные режимы течения в МГД-устройствах.

0,4

10

Пограничный слой на стенках каналов. Уравнения сохранения и электродинамические соотношения. Граничные условия и сопряжение с уравнениями ядра потока. Особенности течений на электродных и изоляционных стенках.

0,4

11

Вторичные течения, механизм генерации вторичных течений токами Холла. Численное моделирование вторичных течений. Магнитоаэротермическая неустойчивость.

0,4

12

Концевые электродинамические эффекты в МГД-каналах. Влияние распределения магнитного поля на концевые эффекты. Эффект Холла в канале с секционированными электродами.

0,4

ВСЕГО (зач. ед. (часов))

4 часа




    1. Содержание дисциплины




п/п


Название модулей

Разделы и темы лекционных занятий

Содержание

Объем

Аудиторная работа

(часы)


Самостоятельная работа

(часы)


1

I

УРАВНЕНИЯ МАГНИТНОЙ ГИДРОДИНАМИКИ

Уравнения электродинамики


Уравнения Максвелла. Нерелятивистское приближение, преобразование Лоренца. Закон Ома. Электродинамические условия на поверхностях разрыва. Уравнения сохранения электрического заряда, импульса и энергии электромагнитного поля. Пондеромоторная сила, тензор плотности потока импульса, плотность потока энергии, плотность работы поля над веществом.

2

0,3

2

Уравнения магнитной гидродинамики

Интегральные и дифференциальные уравнения сохранения массы, импульса и энергии вещества. Условия на поверхности разрыва. Магнитогидродинамическое приближение, физические ограничения и оценка главных членов в уравнениях Максвелла. Уравнение индукции, вмороженность и диффузия магнитного поля. Критерии подобия магнитной гидродинамики.

2

0,3

3

Поверхности разрыва

Соотношения на поверхностях разрыва. Классификация поверхностей разрыва. Прямой скачок в идеально проводящей среде, отношение плотностей и допустимые начальные скорости. Ударная адиабата для совершенного газа.

3

0,3

4

Магнитогидродинамические волны

Невозмущенное состояние и линеаризация уравнений. Альфвеновские волны. Магнитозвуковые волны. Векторные диаграммы магнитогидродинамических волн. Диссипативное затухание альфвеновских волн.

2

0,3

5

II

МАГНИТОСТАТИКА И МАГНИТОГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ

Магнитостатика

Равновесие проводящей жидкости в магнитном поле. Условие равновесия ограниченного объема. Равновесные цилиндрические конфигурации, z-пинч и тета-пинч.

3

0,3

6

Неустойчивость скинированного z-пинча





Задача устойчивости скинированного z–пинча. Постановка задачи и линеаризация уравнений. Дисперсионное уравнение. Перестановочная и винтовая моды неустойчивости, способы их подавления, области существования устойчивых конфигураций.

3

0,3

7

Задача Гартмана


Постановка задачи Гартмана. Распределение скорости, эффект Гартмана, гидравлическое сопротивление. Распределение давления, пинч-эффект. Распределения плотности тока и магнитного поля, эффект конвекции магнитного поля.

3

0,3

8

Квазиодномерное приближение

Уравнения сохранения массы, импульса и энергии среды. Электродинамические уравнения, осреднение гидродинамических параметров потока. Электродинамические параметры канонического потока, осреднение закона Ома, МГД-ускоритель и МГД-генератор.

3

0,3

9

III

МГД-ТЕЧЕНИЯ В КАНАЛАХ

Обращение воздействий в магнитной гидродинамике

Уравнения обращения воздействий. Анализ МГД-воздействий на течение в канале постоянного сечения. Генераторный, ускорительный и тормозной режимы течения, эффекты механического и теплового воздействий. M, u – диаграмма, свойства и предельные режимы течения в МГД-устройствах.

4

0,4

10
Течение у стенок каналов




Пограничный слой на стенках каналов. Уравнения сохранения и электродинамические соотношения. Граничные условия и сопряжение с уравнениями ядра потока. Особенности течений на электродных и изоляционных стенках.

3

0,4

11

Вторичные течения

Вторичные течения, механизм генерации вторичных течений токами Холла. Численное моделирование вторичных течений. Магнитоаэротермическая неустойчивость.

2

0,4

12
Концевые электродинамические эффекты

Концевые электродинамические эффекты в МГД-каналах. Влияние распределения магнитного поля на концевые эффекты. Эффект Холла в канале с секционированными электродами.

2

0,4



  1. Образовательные технологии




№ п/п

Вид занятия

Форма проведения занятий

Цель

1

лекция

изложение теоретического материала

получение теоретических знаний по дисциплине

2

лекция

изложение теоретического материала с помощью презентаций

повышение степени понимания материала

3

самостоятельная работа студента

подготовка к экзамену и зачету с оценкой

повышение степени понимания материала




  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Контрольно-измерительные материалы

Перечень контрольных вопросов для сдачи дифференцированного зачета в 8-ом семестре.



  1. Уравнения Максвелла. Нерелятивистское приближение, преобразование Лоренца. Закон Ома. Электродинамические условия на поверхностях разрыва.

  2. Уравнения сохранения электрического заряда, импульса и энергии электромагнитного поля. Пондеромоторная сила, тензор плотности потока импульса, плотность потока энергии, плотность работы поля над веществом.

  3. Интегральные и дифференциальные уравнения сохранения массы, импульса и энергии вещества. Условия на поверхности разрыва.

  4. Магнитогидродинамическое приближение, физические ограничения и оценка главных членов в уравнениях Максвелла. Уравнение индукции, вмороженность и диффузия магнитного поля. Критерии подобия магнитной гидродинамики.

  5. Соотношения на поверхностях разрыва. Классификация поверхностей разрыва. Прямой скачок в идеально проводящей среде, отношение плотностей и допустимые начальные скорости. Ударная адиабата для совершенного газа.

  6. Невозмущенное состояние и линеаризация уравнений. Альфвеновские волны. Магнитозвуковые волны. Векторные диаграммы магнитогидродинамических волн. Диссипативное затухание альфвеновских волн.

  7. Равновесие проводящей жидкости в магнитном поле. Равновесные цилиндрические конфигурации, z-пинч и -пинч. Задача устойчивости скинированного z – пинча. Дисперсионное уравнение. Перестановочная и винтовая моды неустойчивости.

  8. Эффект Гартмана, распределения скорости и давления, гидравлическое сопротивление. Пинч-эффект. Распределения плотности тока и магнитного поля, эффект конвекции магнитного поля.

  9. Квазиодномерное приближение. Уравнения сохранения массы, импульса и энергии среды.

  10. Обращение воздействий в магнитной гидродинамике. Генераторный, ускорительный и тормозной режимы течения, эффекты механического и теплового воздействий.

  11. МГД – течения в каналах. Пограничный слой на стенках каналов. Уравнения сохранения и электродинамические соотношения. Особенности течений на электродных и изоляционных стенках.

  12. Вторичные течения, механизм генерации вторичных течений токами Холла. Численное моделирование вторичных течений. Магнитоаэротермическая неустойчивость.

  13. Концевые электродинамические эффекты в МГД-каналах. Влияние распределения магнитного поля на концевые эффекты. Эффект Холла в канале с секционированными электродами.



  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    1. Необходимое оборудование для лекций и практических занятий: компьютер и мультимедийное оборудование (проектор), доступ к сети Интернет




  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




    1. Основная литература

  1. Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Теоретическая физика. Том VIII. Электродинамика сплошных сред. М.: Физматлит, 2003.

  2. Самарский А.А., Попов Ю.П. Разностные методы решения задач газовой динамики. М.: Едиториал УРСС, 2004.


Дополнительная литература

  1. Шерклиф Дж. Курс магнитной гидродинамики. М.: Мир, 1967. 320с.

  2. Куликовский А.Г., Любимов Г.А. Магнитная гидродинамика, М.: Физматгиз, 1962. 248с.


Электронные ресурсы, включая доступ к базам данных и т.д.

  1. Курс лекций «Физика плазмы», http://www.inp.nsk.su/chairs/plasma/sk/fpl.ru.shtml

Программу составил



__________________ (д.т.н., профессор Медин С.А.)

«_____»_________2012 г.


Смотрите также:
Рабочая учебная программа по дисциплине: Магнитная гидродинамика по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
174.49kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Экспериментальная магнитная гидродинамика по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
183.76kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физика высоких плотностей энергии по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
183.34kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Основы газодинамики по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
153.42kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Термодинамика конденсированного состояния по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
197.99kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физические свойства плазмы по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
186.9kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Нестационарная аэродинамика летательных аппаратов по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
39.4kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Электрофизические процессы в импульсной энергетике по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
174.64kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газодинамике по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
183.07kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Физико-химические процессы в газоразрядной плазме по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
278.91kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Теоретические и технические основы численного анализа по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
177.82kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине: Современные проблемы теплофизики и энергосберегающих технологий по направлению: 010900 «Прикладные математика и физика»
173.21kb.
1 стр.