Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

МОУ «Старошешминская средняя общеобразовательная школа»




«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ФИО

Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР _____________ ФИО.


«____»____________2011 г.


«Утверждено»

Директор школы

_____________ФИО
Приказ № ___ от «___»____2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории

Гребневой Л.Н.


по учебному курсу «Литература»

5класс

Базовый уровень


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2011 г.

2011 - 2012 учеб. года


Рабочая программа по литературе в 5 классе

(базовый уровень)
Составитель: Шандренкова Н.Г. , учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №31»
Статус документа

Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.



II. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; норма оценок по предмету; перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:



  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 5 класса рассчитана на 2 часа в неделю.

Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.


III. Содержание программы

Введение.

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.



Устное народное творчество.

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Малые жанры фольклора.

Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр.

Русские народные сказки.

«Царевна - лягушка». «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».



Из Древнерусской литературы.

Связь литературы с фольклором. «Повесть временных лет».



Из литературы 18 века.

М. В. Ломоносов. «Случилось вместе два астронома в пиру…»



Из литературы 19 века.

И.А.Крылов. « Ворона и лисица», « Волк и ягненок», « Свинья под дубом», «Волк на псарне».

Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.



В. А. Жуковский.

«Спящая красавица», «Кубок». Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А. Жуковского-переводчика.



А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке.

М. Ю. Лермонтов «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

Н. В. Гоголь« Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

Н.А.Некрасов. «На Волге». Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа. «Мороз , красный нос». Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.

Ф.И. Тютчев

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…». Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.



А.А. Фет

Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них  у дуба, у березы…».



Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.

И. С. Тургенев. «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»

А. П. Чехов. «Хирургия». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Роль художественной детали.

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»

С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».

А.П. Платонов «Никита».

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.

Русские поэты о Родине. А. Майков, А. Пушкин. А. Фет, Ф. Тютчев, В. Кольцов.

Дети и война. К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». А. Твардовский «Рассказ танкиста»

Русские поэты 20 века. Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня». Д. Кедрин «Аленушка». А. А. Прокофьев «Аленушка». С. Есенин. «Разгулялась вьюга». И. Бунин. «Леса в снегу»

С. Черный. «Кавказский пленник »

Из зарубежной литературы. Стивенсон. «Вересковый мед».

Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

Г. X. Андерсен. «Снежная королева».

Ж. Санд. «О чем говорят цветы?»

М. Твен. «Приключения Тома Сойера».

Лондон. «Сказания о Кише».
Структура курса


Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

Введение.

1

1




Устное народное творчество

14

1

3

Мотивы фольклора в литературе

18

1

2

Из литературы XIX века.

21

3

1

Из литературы XX века.

14

2

1

ИТОГО

68

8

7

следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по литературе в X классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта; «Программы по литературе для 5 11 классов»
766.7kb.
4 стр.
Рабочая программа по литературе в 5 классе Учитель: Генералова О. В
327.82kb.
1 стр.
Примерная программа по литературе Разработана учителем русского языка и литературы Приваловой Т. Н. Рабочая программа по литературе, 5 класс
168.08kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе в 5 классе
372.46kb.
4 стр.
Программа по литературе в 6 классе на 2012 2013 учебный год учитель Сафиулина С. С
112.7kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе в 10 б классе Учитель: Шайдуллина Эндже Азатовна 2012-2013 учебный год
687.19kb.
4 стр.
Рабочая программа по литературе 6, 7, 8,9 классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Разработчик : Чуркина Г. М
846.83kb.
5 стр.
Рабочая программа по литературе в 8 классе Челноковой Наталии Алексеевны
439.49kb.
2 стр.
Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2012-2013 учебный год составлена на основе следующих документов
341.11kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса (наименование предмета) в классе основного общего образования базовый уровень учитель г. Переславль-Залесский 20 г. Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Английский язык в 6 классе»
163.03kb.
1 стр.
Тематическое планирование по литературе 5 класс 2013 2014 учебный год Рабочая программа по литературе для 5 класса
379.74kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Просеминарий по современной литературе» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература»
272.71kb.
1 стр.