Главная
страница 1


1 Цели и задачи изучения дисциплины


    1. Цель преподавания дисциплины

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС). Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

В дисциплине рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; основы проектирования и применения экобиозащитной техники, методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий; разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, актов терроризма и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; контроль и управление условиями жизнедеятельности, в том числе оценка риска и управление рисками.




    1. Задачи изучения дисциплины

Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями, необходимыми для:

- создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

- прогнозирования развития негативных воздействий на человека и окружающую среду, оценки и управления рисками.

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств защиты от поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

Задачей изучения дисциплины является приобретение студентами соответствующих компетенций.
1.3 Межпредметная связь

Дисциплина ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке бакалавров и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общеобразовательных дисциплин.



2 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц



(часов)

Семестр

1










Общая трудоемкость дисциплины

2(72)

2 (72)










Аудиторные занятия:

1 (36)

1 (36)










лекции

0.5 (16)

0.5 (16)










практические занятия (ПЗ)
















семинарские занятия (СЗ)

1 (20)

1 (20)










лабораторные работы (ЛР)
















другие виды аудиторных занятий
















промежуточный контроль
















Самостоятельная работа:

1 (36)

1 (36)










изучение теоретического курса (ТО)

0.5 (18)

0.5(18) (36)










курсовой проект (работа):
















расчетно-графические задания (РГЗ)
















реферат

0.5 (18)

0.5 (18)










задачи
















задания
















другие виды самостоятельной работы
















Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет











3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)


п/п


Модули и разделы дисциплины

Лекции

зачетных единиц

(часов)


ПЗ или СЗ

зачетных единиц

(часов)


ЛР

зачетных единиц

(часов)


Самостоятельная работа зачетных единиц

(часов)


Реализуемые компетенции

1

Модуль 1. Введение. Предмет и цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»


0.056

(2)


0.056

(2)





0.056

(2)


ОК-7

ОК-9


ОК-10


2

Модуль 2.

Чрезвычайные ситуации природного характера





0.112

(4)


0.112

(4)





0.336

(12)


ОК-7

ОК-9


ОК-10


3

Модуль 3.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера




0.112

(4)


0.167

(6)





0.28

(10)


ОК-7

ОК-9


ОК-10


4

Модуль 4.

Меняющиеся факторы среды обитания и здоровье населения.




0.056

(2)


0.056

(2)





0.167

(6)


ОК-7

ОК-9


ОК-10


5

Модуль 5. Социально-экономические чрезвычайные ситуации

0.056

(2)


0.112

(4)





0.112

(4)


ОК-7

ОК-9


ОК-10


6

Модуль 6. Российская система предупреждения и ликвидации ЧС

0.056

(2)


0,056

(2)





0.056

(2)


ОК-7

ОК-9


ОК-10



3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
Модуль 1. Введение. Предмет и цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Лекция 1. 0.056 з.е., 2/2 (аудиторная / самостоятельная в часах). Предмет, цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Основные задачи курса. Характеристика системы «человек – среда обитания». Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Негативные воздействия естественного, антропогенного и техногенного происхождения. Примеры воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Чрезвычайные ситуации: общие понятия и классификация. Критерии и признаки чрезвычайных ситуаций. Определение чрезвычайных ситуаций (ЧС). Классификация чрезвычайных ситуаций, построенная по группам, типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих ЧС. Поражающие факторы ЧС. Различие терминов «авария», «катастрофа» и «стихийное бедствие». Социально-экономические последствия чрезвычайных ситуаций.
Модуль 2. Чрезвычайные ситуации природного характера
Лекция 2. 0,056 з.е., 2/2. Классификации чрезвычайных ситуаций природного характера : ЧС эндогенного и ЧС экзогенного происхождения. Землетрясения. Понятие землетрясения. Характеристика землетрясений: глубина очага, понятия «гипоцентр» и «эпицентр» землетрясения. Сейсмическая энергия, излучаемая из гипоцентра землетрясения. Определение магнитуды землетрясения, шкала Рихтера. Диапазон шкалы Рихтера. Интенсивность землетрясения – характеристика степени ущерба, нанесенного стихией в данном конкретном месте. Шкала интенсивности землетрясения – 12-бальная шкала Меркалли (MSK-64). Диапазон шкалы Меркалли. Соотношение между шкалой Рихтера и шкалой Меркалли. Примеры наиболее крупных землетрясений на нашей планете. Сейсмоопасные регионы Земли. Сейсмологические наблюдения. Возможность прогнозирования землетрясений (краткосрочный и долгосрочный прогнозы). Мероприятия по защите населения и территорий от землетрясений. Поведение населения при землетрясении (при нахождении в момент землетрясения в помещении или на улице). Оказание правильной помощи пострадавщим при землетрясении, извлечение из из-под обломков и завалов. Извержение вулканов. Определение вулканизма. Состав магмы и лавы, различие между ними. Классификация вулканов: действующие, дремлющие и потухщие. Характеристика вулканических выбросов (объем, высота ,длительность). Регионы планеты, характеризующиеся повышенным вулканизмом. Примеры наиболее сильных извержений вулканов. Профилактические меры по уменьшению потерь от извержения вулканов . Поведение населения при угрозе извержения вулкана. Цунами. Определение, механизм зарождения цунами. Характеристики цунами: сила цунами (в баллах), высота волны, скорость распространения волны цунами, расстояние распространения вглубь суши. Разрушительные, экологические и экономические последствия цунами. Основные районы образования цунами на планете и в России. Мероприятия, осуществляемые в цунами опасных районах для борьбы с этим стихийным бедствием. Безопасное поведение населения при угрозе возникновения цунами.

Лекция 3. 0,056 з.е., 2/2. Наводнения. Классификация наводнений по повторяемости, масштабам и наносимому ущербу. Типы наводнений: половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон, наводнения при прорыве гидротехнических сооружений. Характеристика наводнения по основным параметрам водного режима реки – уровень и расход воды, объем наводнения. Защита от наводнений. Действия населения при угрозе наводнений. Поведение населения в случае внезапного наводнения. Действия населения после спада воды. Обвалы, оползни. Определение обвала. Классификация обвалов по объему. Признаки возможного обвала. Поражающие факторы обвала. Оползни. Характеристика оползней. Причины возникновения оползней: естественно-природные, антропогенные. Классификация оползней по объему. Скорость движения оползней. Наблюдения за состоянием склонов, признаки зарождающегося оползня. Анализ и прогнозирование обвалов и оползней. Проведение защитных работ. Соблюдение безопасного режима жизнедеятельности. Сели, снежные лавины. Определение селя. Деление селевых потоков по составу материалов на: водокаменные, грязевые, грязекаменные. Скорость движения селей. Примеры. Совпадение трех условий для возникновения селя : крутизна склона не менее 10 градусов, наличие значительного объема воды, наличие на склонах достаточного количества легко перемещаемых пород. Причины , являющиеся толчком возникновения селя. Действия населения при угрозе схода селей. Снежные лавины .Определение снежной лавины (снежного обвала). Основные факторы лавинообразования. Типы лавин: осовы, лотковые, прыгающие. Необходимые действия при угрозе схода лавин. Лесные и торфяные пожары. Виды лесных пожаров и их последствия. Сила пожара и скорость его распространения. Способы тушения лесных пожаров. Особенности торфяных пожаров. Основные причины возгорания торфяников. Борьба с торфяными пожарами. Поведение населения при угрозе лесных и торфяных пожаров. Бури, ураганы, смерчи. Определение и классификация данных явлений. Шкала Бофорта. Характеристика смерча (торнадо). Циклоническая деятельность в атмосфере - циклоны и антициклоны. Предупредительные и оперативные защитные мероприятия при угрозе бури, урагана, смерча и после получения «штормового предупреждения». Чрезвычайные ситуации космического характера. Ударно-столкновенные ЧС (не разрушенные части космических объектов сталкиваются с поверхностью Земли). Воздушно-взрывные ЧС (космические объекты полностью разрушаются в атмосфере).
Модуль 3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Лекция 4. 0,056 з.е., 2/2. Транспортные аварии и катастрофы. Аварии на городском транспорте. Виды дорожно-транспортных происшествий. Безопасное поведение в автотранспорте, электротранспорте. Особенности поведения в метро. Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте. Основные причины железнодорожных катастроф. Рекомендации по спасению из поезда, потерпевшего катастрофу. Правила выживания при ЧС на железнодорожном транспорте. Правила поведения населения при нахождении в зоне действия железнодорожного транспорта. Аварии на авиационном транспорте. Понятие авиапроисшествия – авиационная катастрофа, авиационная авария. Причины, приводящие к авиапроисшествиям. Распределение авиапроисшествий по элементам псолета (взлет, крейсерский полет, заход на посадку, посадка). Значение предполетного инструктажа пассажиров. Поведение пассажира самолета, терпящего катастрофу. Снижение вероятности спасения при формировании состояния паники или апатии. Аварии на водном транспорте. Классификация аварий и катастроф на водном транспорте, причины их возникновения. Роль морального фактора при выживании на спасательных средствах. Характеристики спасательных средств. Действия терпящих кораблекрушение. Основные правила высадки с судна. Действия после высадки на спасательный плот или шлюпку.

Лекция 5. 0,056 з.е., 2/2. Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом химически опасных веществ. Классификация аварийно химически опасных веществ (АХОВ) по скорости наступления поражающего действия: быстродействующие и медленнодействующие АХОВ. Стойкие и нестойкие АХОВ. Четыре класса опасности химических веществ по степени воздействия на организм человека. Классификация АХОВ по ведущему синдрому общего отравления(вещества с преимущественно удушающим действием, общеядовитого действия, нервнопаралитического действия, кожно-нарывного действия, слезоточивого и раздражающего действия, психохимические вещества, метаболические яды). Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ. Аварии с выбросом АХОВ. Токсические характеристики наиболее опасных химических веществ. Поведение населения, проживающего вблизи химически опасных объектов. Правила движения по зараженной местности. Меры безопасности при угрозе химического заражения помещения. Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом радиоактивных веществ. Понятие радиоактивности, ионизирующей радиации. Естественные источники радиоактивности на Земле (космические и земные). Вклад газа радона в естественный радиационный фон. Характеристика радона и его влияние на здоровье человека. Техногенные источники радиоактивности. Аварии на радиационно-опасных объектах и причины их возникновения. Чернобыльская катастрофа и ее последствия. Экспозиционная доза и единицы ее измерения (рентген). Поглощенная доза, эквивалентная доза, эффективная эквивалентная доза, коллективная эффективная эквивалентная доза – определения и единицы измерения (Грей, Зиверт). Нормы радиационной безопасности (НРБ). Механизмы действия ионизирующих излучений на биологические объекты. Понятие острой и хронической лучевой болезни у человека. Действия населения при аварии на атомных электростанциях. Защита населения от действия ионизирующих излучений.

Аварии на гидротехнических сооружениях. Основные цели устройства плотин. Классификация плотин (глухие, водосбросные). Определение гравитационной плотины, контрфорсной плотины, арочной плотины. Аварии на гидротехнических сооружениях. Причины и виды гидродинамических аварий и их последствия. Поведение населения при угрозе и во время гидродинамических аварий. ЧС военного характера в мирное время. Экологические аспекты конверсии оборонного комплекса и утилизации вооружения и военной техники. Влияние на окружающую среду военных учений.



Модуль 4. Меняющиеся факторы среды обитания и здоровье населения.
Лекция 6. 0,056 з.е., 2/2. Химические, физические, биологические факторы и здоровье человека. Глобальные экологические проблемы современности – парниковый эффект, кислотные осадки, озоновые дыры, проблемы бытовых и промышленных отходов, уничтожение лесов. Антропогенное воздействие на биосферу в целом и устойчивое, безопасное развитие человечества. Атмосферные условия производственной и бытовой среды –химический состав воздуха, гигиенические параметры микроклимата производственных и бытовых помещений. Воздействие шума и вибрации на здоровье человека. Освещение производственных и бытовых помещений. Производственный травматизм. Бытовые травмы – механические, температурные, электротравмы, отравления, психоэмоциональные воздействия. Первая медицинская помощь.
Модуль 5. Социально-экономические чрезвычайные ситуации
Лекция 7. 0,056 з.е., 2/2. Чрезвычайные ситуации социального характера. Массовые беспорядки. Толпа, виды толпы, безопасность в толпе. Массовые погромы. Безопасное поведение на массовых зрелищах и праздниках. Чрезвычайные ситуации криминального характера – кража, мошенничество, посягательство на жизнь и здоровье. Необходимая самооборона в криминальных ситуациях, средства самозащиты. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе. Причины терроризма. Международный терроризм. Борьба с терроризмом. Правила поведения для заложников. Сущность и содержание информационной безопасности. Основы защиты деловой информации и сведений, составляющих государственную и служебную коммерческую тайну. Органы защиты государственной тайны. Защита интеллектуальной собственности. Объекты авторского права. Методы и средства защиты электронной информации. Информационные технологии и здоровье. Сотовая радиотелефонная связь. Экономическая безопасность государства. Система экономической безопасности – объект безопасности, субъект безопасности, механизм обеспечения безопасности, практические действия по обеспечению безопасности. Экономические потребности общества. Основные опасности и угрозы экономической безопасности государства (появление зоны риска, вызов, опасность, угроза). Важнейшие критерии и показатели экономической безопасности государства. Разновидности теневой экономики. Экономическая безопасность предприятия –деструктивные факторы, «добросовестная конкуренция», «недобросовестная конкуренция», последствия экономического шантажа, стратегический план экономической безопасности. Система обеспечения экономической безопасности личности – кредитование, кредитные карточки, персональные ссуды, ипотечное кредитование, инвестирование, страхование человека и имущества, защита прав потребителя.
Модуль 6. Российская система предупреждения и ликвидации ЧС
Лекция 8. 0,056 з.е., 2/2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): задачи и структура. Территориальные подсистемы РСЧС. Функциональные подсистемы РСЧС. Уровни управления и состав органов по уровням. Координирующие органы, органы управления по делам ГО и ЧС, органы повседневного управления. Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты. Структура ГО в РФ. Задачи ГО, руководство ГО, органы управления ГО, силы ГО, гражданские организации ГО. Структура ГО на промышленном объекте. Планирование мероприятий по гражданской обороне на объектах. Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Особенности и организация эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования.
3.3 Практические занятия


п/п


№ раздела

дисциплины



Наименование практических занятий,

объем в часах



1


Модуль 1

Определение чрезвычайных ситуаций (ЧС). Классификация ЧС, 2 часа.

2


Модуль 2

ЧС эндогенной природы – землетрясения, извержения вулканов, цунами. 2часа.

3


Модуль 2

ЧС экзогенной природы – обвалы, оползни, сели, снежные лавины, пожары, смерчи, ураганы. 2 часа
часа.

4

Модуль 3

ЧС на различных видах транспорта. 2 часа.

5


Модуль 3

Химически опасные объекты. Радиационно-опасные объекты. 2 часа.

6


Модуль 3

Аварии на гидротехнических сооружениях. 2 часа.

7


Модуль 4

Факторы окружающей среды и здоровье населения. Производственный и бытовой травматизм. Оказание первой медицинской помощи. 2 часа.

8


Модуль 5

ЧС социального характера (массовые беспорядки, терроризм, криминальные ЧС). ЧС экономического характера (государства, предприятия, личности). 2 часа.

9

Модуль 5

Сущность информационной безопасности. 2часа.

10

Модуль 6

Российская система предупреждения и ликвидации ЧС. 2 часа



3.4 Лабораторные занятия

учебным планом не предусмотрено.



3.5 Самостоятельная работа

Часы на самостоятельную работу отводятся по всем блокам программы в количестве 36 часов (1 зачетная единица): на изучение теоретического курса – 18 часов (0.5 зачетная единица). Задания на самостоятельную работу студенты получают у преподавателей. Сдача заданий по семинарским занятиям производится в соответствии с графиком текущего контроля.

При изучении дисциплины студенты готовят по одному реферату в середине семестра, по мере изучения в лекционном курсе соответствующих модулей. Примерные темы рефератов:

- гигиеническое нормирование вредных факторов;

- устройство и расчет систем и аппаратов для очистки газовых и жидких выбросов в окружающую среду;

- исследование устойчивости функционирования объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- химически опасные производства, расположенные на территории Красноярского края;

- радиационно-опасные производства, расположенные на территории Красноярского края;

- терроризм в современном мире;

- социально-политические чрезвычайные ситуации;

- чрезвычайные ситуации природного характера;

- психологическая и физическая подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- структура и функционирование МЧС.


Семинарские занятия
Задания для самостоятельной проработки к практическим занятиям указаны в соответствующих источниках следующим образом: К - Куклев Ю.И….[17], КЮ - Крылов В.А., Юченкова Т.В….[18], Д - Дубровский В.И., Федорова В.Н….[19], О - Оценка сейсмической опасности….[20], ГО - Гражданская оборона……[21], ПС - Прусенко Б.Е., Сажин Е.Б., Сажина Н.Н…[3]

1 занятие: К – Глава 1, вопросы 1-4.

2 занятие: К – Глава 1, решение задач

3 занятие: К – Глава 10, вопросы 1-10; КЮ – Глава 3, задача – стр.177.

4 занятие: К – Глава 5, вопросы и задачи.

5 занятие, 6 занятие: ПС, Нормативные документы по ТБ для

конкретных учебных и производственных помещений

7 занятие: [20],[21],[22],[23],[24]

8 занятие: [20],[21],[22],[23],[24]

9 занятие: [20],[21],[22],[23],[24]


Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы. Пример графика приведен в Приложении А.

3.6 Содержание модулей дисциплин при использовании системы зачетных единиц

При модульном построении дисциплины, заполняется таблица приведенная в Приложении В.



4 Учебно-методические материалы по дисциплине
4.1 Основная и дополнительная литература, информационные

Ресурсы
а.) Основная литература:
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В.Белов, А.В.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. Ред. С.В.Белова. 4-е изд.-М.: Высшая школа. 2004. – 606 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Т.А. Хван, П.А.Хван. – Ростов на Дону: «Феникс», 2002.- 318 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ Под. ред. Л.А. Михайлов. -Санкт-Петербург: «Питер»,2008.-461 с.

4. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие/ Под. ред. В.В. Денисова,- Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2007.-720.


б.) дополнительная литература:
1.Глебова Е.В. Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие для вузов.-М.: ИКФ «Каталог», 2003.-344 с.

2. Фомочкин А.В. Производственная безопасность: Учебное пособие для вузов.- М.: Изд. «Нефть и газ», 2004.-4 с.

3.Прусенко Б.Е., Сажин Е.Б., Сажина Н.Н.. Аттестация рабочих мест: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд.»Нефть и газ», 2004.-320 с.

4.Мартынюк В.Ф., Прусенко Б.Е. Защита окружающей среды в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. «Нефть и газ», 2003.- 335 с

5. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2003.- 336 с.

6. Сборник задач по безопасности жизнедеятельности. Под ред. Б.Е.Прусенко. – М.: Изд. «Нефть и газ», 2003.- 220 с.

    7. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- М.: Высшая школа, НМК СПО, 2000.- 343 с.

    8. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. М.: Медицина, 1988.-576с.

    9. Охрана труда в машиностроении. Учебник под ред. Юдина Е.Я. и Белова С.В. М.: Машиностроение, 1983.- 432с.

    10. Охрана окружающей среды. Учебник под ред. С.В.Белова. М.: Высшая школа, 1991.- 307с,

    11. Гражданская оборона. Учебник для втузов. В.Г.Атаманюк, Л.Г.Ширшев, Н.И.Акимов. М.: Высшая школа, 1989.

    12.  Майоров А.В., Мостаков Г.К., Шибанов Г.П. Безопасность функционирования автоматизированных объектов. М.: Машиностроение, 1988.-264с.

    13. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов /П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Е.А. Подгорных и др. - М.: Высшая школа, 1999.-318 с.

    14. Хенли Э.Дж., Кумасото X. Надежность технических систем и оценка риска. М.: Машиностроение, 1984.- 528с.

    15. Маршал В. Основные опасности химических производств. М.: Мир, 1989.

    16. Русак О.Н. Безопасность и охрана труда. Учебное пособие. С-П. ЛТА, МАНЭБ, 1998,320с. 

17. Куклев Ю.И. Физическая экология: Учебное пособие.-М.: Высшая школа, 2001.- 357 с.

18. Крылов В.А., Юченкова Т.В. Защита от электромагнитных излучений. М.: «Советское радио», 1972, 216 с.

19. Дубровский В.И., Федорова В.Н. Биомеханика: Учеб. для сред. И высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 672 с.

20. Оценка сейсмической опасности и сейсмического риска: Пособие для должностных лиц / Под ред. чл.-корр. РАН Г.А.Соболева. – М.: Центр БСТС, 1997.

21. Гражданская оборона М.: Вып. 4, 2006

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 5.10.1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

23. Федеральный Закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г.

24. Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11.10.1994 г.


4.2 Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения

Видеофильмы. Кинофильмы, диапозитивы по травмирующим и вредным факторам, коллективным и индивидуальным средствам защиты.


4.3 Контрольно-измерительные материалы

  1. Темы рефератов по лекционному блоку.

  2. Контрольные вопросы к практическим занятиям.

  3. Тесты для промежуточного контроля знаний.

  4. Вопросы к зачету.


5. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса

по дисциплине в системе зачетных единиц

На основе методических указаний и Временного положения об организации учебного процесса в Сибирском федеральном университете с использованием системы зачетных единиц даются общие рекомендации по организации учебного процесса и полному перечню учебной, учебно-методической литературы и нормативных актов.

Заполняется таблица, приведенная в Приложении С.
Приложение А
Пример заполнения графика учебного процесса и самостоятельной работы

ГРАФИК
учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине Безопасность жизнедеятельности



030900.62 «Юриспруденция» направления, юридического института, 1 курса на 1 семестр


п/п

Наименование

дисциплины

Семестр

Число часов аудиторных занятий

Форма

контроля

Часов на самостоятельную работу

Недели учебного процесса семестра

Всего

По видам

Всего

По видам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

Безопасность жизнедеятельности




36

Лекции – 16




36

ТО – 18

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО







Практические – 20




РФ –18




ВРФ

























СРФ






















ЛР


























































КН


























































ВТ




















































Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; РЗ – расчетное задание; ВРЗ – выдача расчетного задания; СРЗ – сдача расчетного задания; КР – курсовая работа; ВКР – выдача курсовой работы; СКР – сдача курсовой работы; КП – курсовой проект; ВКП – выдача курсового проекта; СКП – сдача курсового проекта; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; СРФ – сдача реферата; ЛР – лабораторные работы; ВЛР – выполнение лабораторной работы; ЗЛР – защита лабораторной работы; КН – контрольная неделя (аттестационная неделя); ВТ – входное тестирование по дисциплине.
Заведующий кафедрой современного естествознания Ю.Ю. Логинов
Директор института фундаментальной подготовки В.М. Журавлев

«_______» _______________________ 2011 г

Приложение В

Перечень модулей дисциплины



п/п


Наименование модуля,

срок его реализации



Перечень тем лекционного курса, входящих

в модуль


(Перечень тем в соответствии
с п. 3.2)

Перечень практических и семинарских занятий, входящих

в модуль

(Перечень

тем в соответствии


с п. 3.3)

Перечень лабораторных занятий, входящих в модуль

(Перечень лабораторных работ в соответствии с п. 3.4)



Перечень самостоятельных видов работ, входящих в модуль, их конкретное наполнение

(Перечень видов работ и их содержания в соответствии с п.3.5)



Реализуемые компетенции

Умения

Знания

1



Модуль 1. Введение. Предмет и цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

1 неделя


Тема: 1.


Практические занятия: 1





Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 1.

ОК-7

ОК-9


ОК-10








2

Модуль 2.

Чрезвычайные ситуации природного характера

2-3 неделя


Тема: 2,3


Практические занятия: 2,3.




Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 2,3.


ОК-7

ОК-9


ОК-10








3

Модуль 3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

4-5 неделя



Тема: 4,5.

Практические занятия: 4,5,5.




Самостоятельное изучение теоретического курса по темам:4,5.

ОК-7

ОК-9


ОК-10








4

Модуль 4.

Меняющиеся факторы среды обитания и здоровье населения.

6 неделя


Тема: 6.

Практические занятия: 6.




Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 6.

ОК-7

ОК-9


ОК-10








5

Модуль 5. Социально-экономические чрезвычайные ситуации

7 неделя



Тема: 7.

Практические занятия: 7, 7.




Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 7.

ОК-7

ОК-9


ОК-10








6

Модуль 6. Российская система предупреждения и ликвидации ЧС

8 неделя


Тема: 8.

Практические занятия: 8.




Самостоятельное изучение теоретического курса по темам: 8.

ОК-7

ОК-9


ОК-10








Приложение С

Трудоемкость модулей и видов учебной работы в относительных единицах по дисциплине Безопасность жизнедеятельности,

Юридического института 1 курса на 1 семестр 201__/201_ уч. года



п/п


Название модульной дисциплины

Срок реализации модуля

Текущая работа (50 %)

Аттестация

(50 %)


Итого

Виды текущей работы

Сдача зачета

Сдача экзамена

Посещаемость лекций

Практические и семинарские занятия

Подготовка и сдача рефератов

Промежуточный контроль

























1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1.

Всего

(3 з.е)


18




20

20

10
















50




100

1.1

Модуль № 1

1

Нед.






































1.2

Модуль № 2

2-3

Нед.





4































1.3

Модуль № 3

4-5

Нед.





4

10

5


























1.4

Модуль № 4

6

Нед.





4































1.5

Модуль №5

7

Нед.





4

10

5

























1.6

Модуль № 6

8

Нед.





4


































Смотрите также:
1 Цели и задачи изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»
299.41kb.
1 стр.
1 Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель преподавания дисциплины Учебная дисциплина «Социальная работа молодежных общественных организаций»
287.74kb.
1 стр.
Цели и задачи изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины
192.51kb.
1 стр.
Рабочая программа По дисциплине «Предметы антиквариата» По специальности
312.65kb.
1 стр.
1. цель и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям цель и задачи изучения дисциплины
222.32kb.
1 стр.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки аспиранта, требования к уровню освоения содержания дисциплины
159.56kb.
1 стр.
1. Цель и задачи преподавания дисциплины Цель преподавания учебной дисциплины «Макроэкономический анализ»
443.13kb.
1 стр.
1. цель и задачи дисциплины, требования к знаниям и умениям цель и задачи изучения дисциплины
304.4kb.
1 стр.
1. Цель преподавания дисциплины
211.64kb.
1 стр.
Программы учебной дисциплины «Система сми» Цели и задачи дисциплины
21.51kb.
1 стр.
Рабочей учебной программы дисциплины б в. 12 «Плавание и методика преподавания»
10.64kb.
1 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 31 > Программа дисциплины Цель и задачи дисциплины
348.67kb.
1 стр.