Главная
страница 1

United Nations

Development Programme




Disabled People

Society of Uzbekistan


Исследование международного опыта в обучении инвалидов с использованием компьютерных технологий

Ташкент 2005



Содержание:



  1. Введение




  1. Статистическая информация об эффективности зарубежных обучающих программ для инвалидов




  1. Анализ причин эффективности наиболее успешных образовательных программ для инвалидов




  1. Описание зарубежных образовательных методик, которые могут быть использованы в Узбекистане и пути их адаптации




  1. Описание осуществляемых обучающих проектов для инвалидов в Узбекистане




  1. Рекомендации для организации программ в образовании инвалидов с использованием ИТ в Узбекистане и прогнозирование их эффективности на основе передового мирового опыта




  1. Описание наиболее успешных обучающих проектов для инвалидов



  1. Введение

Обучение инвалидов является важнейшим элементом комплексной реабилитации, которая обеспечивает полную самостоятельность и экономическую независимость граждан с ограниченными возможностями.


Обеспечение равных возможностей в получении образования для инвалидов является важной составной Реализации принципов Независимой жизни инвалидов.

В наиболее развитых странах всего мира уделяется большое внимание проблеме обеспечения доступа инвалидов к профессиональному образованию. Как видно из мирового опыта, наиболее эффективным механизмом обучения является использование компьютерных технологий.


На сегодняшний день в Финляндии, Норвегии и Голландии свыше 70% инвалидов имеют опыт обучения полезным жизненным и профессиональным навыкам с использованием компьютерных технологий.
Данное исследование ставит своей целью изучить и проанализировать наиболее успешные проекты по обучению инвалидов с использованием компьютерных технологий, разработать рекомендации по возможности внедрения передового опыта в Узбекистане.



  1. Статистическая информация об эффективности

зарубежных обучающих программ для инвалидов
В виду естественных причин, вызванных заболеваниями, инвалиды сталкиваются с определенными трудностями в получении общего и профессионального образования.
На сегодняшний день в мире существует несколько методик обучения инвалидов, в том числе:

Интегрированное обучение – предполагается обучение инвалидов в обычных учебных заведениях наравне со всеми. Плюсы – возможность социальной и психологической реабилитации инвалидов через общение со сверстниками и участие в «обычной жизни», минусы - риск возникновения и развития комплексов, техническая сложность налаживания обучающего процесса для инвалидов, имеющих ярко выраженные нарушения – слабовидящие, слабослышащие и отстающие в развитии.

Раздельное обучение - предполагающее обучение инвалидов в специализированных учебных заведениях–интернатах. Плюсы - возможность максимально учитывать специфику заболевания и способности инвалида при организации учебного процесса, минусы- сложная последующая адаптация инвалидов в общество, развитие страха общения.

Дополнительное обучение – предполагает организацию преимущественно профессионально- обучающих семинаров, тренингов и курсов на базе независимых объединений инвалидов. Плюсы- высокая эффективность профессионального образования и возможность обучать как взрослых, так и детей, а также подстраивать учебный процесс под возможности инвалидов. Минусы – необходимость закупки дорогостоящего компьютерного оборудования, что требует дополнительных финансовых средств.
Следует отметить, что с распространением информационных технологий и компьютерной техники, компьютерные технологии все больше используются во всех трех системах обучения.

Однако наибольшую эффективность демонстрируют обучающие проекты, использующие компьютерные технологии в рамках дополнительного обучения инвалидов.

Широкое распространение во всем мире получили Компьютерные классы или компьютерные центры, предлагающие обучение для инвалидов.

Изначально в силу экономических причин подобные центры появились в наиболее развитых странах- США, Западной Европе и Японии, но постепенно, в том числе за счет поддержки международных организаций, стали все больше распространяться и в развивающихся странах. На сегодняшний день только в России действует более шестидесяти подобных центров, предоставляющих бесплатные услуги инвалидам.



По данным международной ассоциации объединений инвалидов (Disabled peoples International / www.dpi.org ) доступ к компьютерным центрам в Западной Европе составляет 86%, в США – 78%, в Японии 92%, в России 20%, в странах СНГ – мене 8%.
Существующие компьютерные центры делятся по специализации: 73% предоставляют услуги инвалидам общих заболеваний и слуха и 27% инвалидам по зрению, что связано с наличием специального оборудования. 76% инвалидов, обращающихся в компьютерные центры, в возрасте от 16 до 35 лет.
В соответствии с данными Handicap international в Западной Европе более 85% инвалидов, имеющих доступ к компьютерному обучению проживают в городах и только 15% в сельской местности.
По данным Mobility International USA, В США 89% инвалидов имеют компьютер дома или на работе, в России этот показатель составляет 9%.
В зависимости от методики обучения и материальных ресурсов организации, при которой действует компьютерный класс, количество обучающихся инвалидов варьируется от 30 до 300 человек в месяц.
По Данным Международного института инвалидности, в США использование компьютерных технологий повышает успеваемость учащихся на 50% и улучшает усвоение материалов на 30%.



  1. Анализ причин эффективности наиболее успешных

образовательных программ для инвалидов
Причинами высокой эффективности наиболее успешных зарубежных проектов по обучению инвалидов с использованием компьютерных технологий является :


  • Использование передовых методик обучения – сочетание очной и заочной формы обучения , обучение на расстоянии посредством общения через компьютер позволяет обеспечить доступ к образованию даже для тех инвалидов, которые не могут передвигаться (дистанционное обучение, что подразумевает наличие электронной версии курса. Электронная версия дополнена расширенными комментариями преподавателя, интерактивными и мультимедийными материалами. Анимация, флэш-презентации, аудио, видео - всё это помогает сделать учебный курс более доступным, наглядным и легким для усвоения- Компьютерный центр Mobility international USA ).

  • Качественная ресурсная база, что достигается за счет создания Компьютерного центра для инвалидов на базе крупных учебных заведений (Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ имени Баумана), или на базе устойчивой общественной организации инвалидов (Компьютерный центр при Ассоциации инвалидов Антигуа и Барбуда).

  • Наличие высококвалифицированных преподавателей, владеющих методикой работы с инвалидами (часто преподаватели сами инвалиды- Центр Независимой жизни Коннюс, Финляндия ).




  • Проведение занятий в небольших и малых группах от 5 до 20 человек.




  • Обучение востребованным в обществе навыкам, в зависимости от коньюктуры конкретного государства это могут быть:

  • Пользователь ПК.

  • Оператор,

  • Администратор сети,

  • Вэб дизайнер,

  • Телефонный консультант,

  • секретарь референт,

  • бухгалтер,

  • аудитор,

  • художник мультипликатор,

  • переводчик,

  • специалист по навыкам независимой жизни,

  • администратор НПО,

  • и др.




        • Высокая степень трудоустройства выпускников (за чет создания специальных баз данных и договоренностей с работодателями – Всероссийская ассоциация обществ инвалидов).

Непременным условием высокой эффективности образовательных проектов для инвалидов является первоначальная материально-техническая поддержка со стороны крупных партнеров- государство, международные или национальные фонды.





  1. Описание зарубежных образовательных методик,

которые могут быть использованы в Узбекистане и пути их адаптации

Для обучения инвалидов с помощью компьютера применяется программируемое обучение в форме двух основных методик : очное( традиционное) обучение, с лекциями преподавателей, семинарами и практическими работами и дистанционное обучение, включающее специальные методики преподавания через сеть. Применяя новейшие программные разработки в области Интернет-технологий, удается достичь эффекта реального присутствия слушателя на занятиях. Используя данный вид обучения, слушатель может существенно сэкономить свое время.

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающей системы. Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации.

Средства и методы компьютерного обучения

Применение современных информационных технологий в образовании позволяет:



  • индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;

  • контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

  • обеспечить самоконтроль учебно-познавательной деятельности;

  • демонстрировать визуальную учебную информацию;

  • моделировать и имитировать процессы и явления;

  • проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

  • прививать умение в принятии оптимальных решений;

  • повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации.

Дистанционное образование - это универсальная форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра как традиционных, так и новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств. При этом процесс обучения не зависит от местоположения студента и очень гибок во времени.

Однако, использование дистанционного метода обучения в Узбекистане является проблематичным ввиду слабого материального положения потенциальных учеников, что делает невозможным использование компьютера на дому и доступ к Интернет.

Наиболее перспективным представляется очное обучение выбранным специальностям. Профессиональное образование имеет особое значение для инвалидов, т. к. именно оно обеспечивает возможность интеграции инвалидов в общество. Отличительной особенностью образовательных учреждений для инвалидов является неоднородность состава студентов по характеру заболеваний, степени нарушения трудоспособности, возрастным показателям и общеобразовательной подготовке. Это требует личностно-ориентированного подхода к организации учебного процесса, поиска наиболее эффективных педагогических технологий обучения.

5. Описание осуществляемых обучающих проектов для инвалидов в Узбекистане
К сожалению, в Узбекистане существует очень мало возможностей для инвалида получить качественное образование:
Школьное образование детей – инвалидов
Законодательство Узбекистана предусматривает гарантии получения инвалидами базового среднего образования (9 классов). Если ребенок по состоянию здоровья не может проходить обучение в общеобразовательной школе (включая обучение на дому), он может обучаться в специальном учебном заведении. По данным узбекского общества инвалидов в Узбекистане проживают более 70 000 детей – инвалидов, требующих особого подхода при организации образовательного процесса.
В ходе опроса проведенного Центром социальных исследований Тахлил, была получена информация о 58 детях школьного возраста. 38% из них учатся в обычных школах (в т.ч. к 7% детей учителя приходят заниматься на дом), 21% опрошенных детей-инвалидов учатся в специализированных школах, а 41% детей школьного возраста не посещают школу вообще.

В ходе опроса были выявлены существенные региональные различия в доступе детей-инвалидов к обучению (см. рис.2).


Профессиональное образование инвалидов
Низкое качество общего среднего образования, получаемого инвалидами, помимо ограничений, связанных со здоровьем инвалида, создает дополнительные препятствия для получения инвалидами профессионального образования. При этом если среднее образование гарантировано законодательством, то профподготовка инвалидов осуществляется только на общих основаниях.
В спецшколах-интернатах дети-инвалиды получают только базовые профессиональные навыки. Даже те спецшколы, где имеется специальное оборудование и станки, и в которых обучение детей профессиям проводится на достаточно хорошем уровне, не имеют права выдавать сертификат о полученном профессиональном образовании.
В Республике существует единственное специализированное профессиональное учебное заведение для инвалидов, расположенное в г.Ташкенте – Республиканское профтехучилище для инвалидов при Министерстве Труда и Социальной Защиты населения Республики Узбекистан. В училище учатся 465 инвалидов со всего Узбекистана в возрасте от 15 до 30 лет. В данный момент обучение ведется только на узбекском языке. В училище инвалиды проходят обучение по следующим специальностям: портной широкого профиля; мастер по ремонту и пошиву обуви; мастер по ремонту радио- и телеаппаратуры; мастер по ремонту сложной бытовой техники (холодильники, пылесосы, кондиционеры); бухгалтер; оператор ЭВМ.
При поступлении инвалидов в средние профессиональные колледжи и лицеи льготы не предусмотрены. Поступление на общих основаниях, в особенности для окончивших спецшколу-интернат и обучавшихся на дому, проблематично из-за низкого качества полученного базового образования. Некоторые колледжи, как правило, расположенные рядом со спецшколами, согласны сформировать спецгруппы для инвалидов, но при этом выдвигают маловыполнимое условие: вся учебная группа должна состоять из инвалидов и обучаться они должны по одной специальности.
Высших учебных заведений для инвалидов в Узбекистане не существует. Специальные гарантии для инвалидов в системе высшего образования (сниженный проходной балл при поступлении в ВУЗ) были отменены в 1998 году. Квоты для инвалидов в ВУЗах не устанавливаются уже около 15 лет. В том случае, если инвалид не смог набрать проходной балл для обучения в ВУЗе по государственному гранту, он может поступить на платное отделение. В этом случае инвалиды имеют право на получение беспроцентного банковского кредита на обучение в ВУЗе Проблема получения высшего образования является одной из основных, инвалиды часто обращаются за помощью в ННО и общества инвалидов с просьбой оказать содействие при поступлении в ВУЗ.

Судя по результатам опроса, 18,6% инвалидов имеют среднее профессиональное образование, 14,7% - высшее образование.



Рисунок 1. Охват детей-инвалидов школьным обучением

в % от числа детей школьного возраста в каждом регионе




Рисунок 2. Уровень образования респондентов в возрасте 18 лет и старше

В то же время анализ результатов исследования, проведенного Центром Тахлил в 2004 году в Узбекистане, показал, что высокие показатели образования инвалидов достигаются в основном за счет возрастной группы старше 35 лет, т.е. тех инвалидов, которые получали образование еще в советский период. Высокие показатели образования инвалидов в СССР достигались за счет системы льгот и квот для инвалидов-студентов в профессиональных учебных заведениях всех уровней и на всей территории страны. В итоге, в группе инвалидов старше 35 лет сосредоточены почти все специалисты с высшим и средним профессиональным образованием. Среди молодых инвалидов показатели образования резко ухудшаются – причем как на уровне профессионального образования, так и на уровне базового. 4,6% инвалидов в возрасте 18-35 лет не имеют начального образования, 9,1% имеет начальное образование – 4 класса, 13,6% - среднее профессиональное и 9,1% - высшее. В то же время в группе 36-59 лет не имеют образования всего 1,4% инвалидов, имеют начальное образование 2,8%, 22,7% имеют среднее профессиональное образование и 16,7% - высшее.


Среди респондентов-мужчин в два раза больше тех, кто имеет среднее и высшее профессиональное образование. Доля женщин, не имеющих образования или имеющих только начальное образование, в 2 раза выше, чем у мужчин. Доля городских жителей, имеющих профессиональное образование, в 2 раза выше, чем у сельских респондентов.
Таким образом, в настоящее время проявилась четкая тенденция снижения доступа инвалидов к образованию вообще и к профессиональным учебным заведениям в частности.
Роль общественных объединений и дополнительного образования
В сложившейся ситуации наиболее эффективной представляется деятельность общественных объединений инвалидов по развитию дополнительного профессионального образования. В частности, в Фергане при обществе инвалидов сформировано обучающее производство по подготовке молодых инвалидов по производству национальных костюмов, в Джизаке действует центр подготовки инвалидов по специальности бухгалтер, однако во всех этих учебных процессах не используется компьютерная техника.
С сентября 2003 года в Ташкенте действует Центр компьютерной грамотности инвалидов, специалисты которого на безвозмездной основе обучают слушателей азам компьютерной грамотности, использования сети Интернет.
Данный проект был поддержан Финским фондом АБИЛИС, что позволило создать материальную и методическую базу для продолжения деятельности Центра в будущем.
Как показывает опыт деятельности Центра, возможность изучения компьютера и освоения специальности оператора ПК пользуется большим спросом у инвалидов (особенно молодых) однако существующих ресурсов не хватает для охвата всех желающих и расширения изучаемых специальностей.

6. Рекомендации для организации программ в образовании инвалидов с использованием ИТ в Узбекистане и прогнозирование их эффективности на основе передового мирового опыта
Как видно из вышеизложенного, использование компьютерных технологий для обучения инвалидов востребовано и возможно в форме организации компьютерного Центра.

Оптимальным считаем создание Центра компьютерного образования инвалидов на базе местного крупного общественного объединения инвалидов, обладающего ресурсами для самостоятельного продолжения деятельности.


Оптимальное количество рабочих мест от 10 до 20.

Рабочее место учащегося, кроме монитора (дисплея) и клавиатуры, может содержать принтер, такие элементы мультимедиа, как динамики, синтезаторы звуков, текстовые и графические редакторы. Целью применения указанных технических и программных средств является обеспечение учащихся средствами решения, справочным материалом и средствами регистрации ответов.

Форма обучения – очная,

Количество смен обучающихся – 3,

Количество обучающихся в месяц – 30-60 человек,

Предполагаемые специальности – оператор ПК, администратор сети, вэб-дизайнер, бухгалтер, специалист по навыкам независимой жизни.

Создание виртуальной базы данных выпускников для трудоустройства.
Возможное участие международных организаций могло бы заключаться в следующих мероприятиях:


  • Оказание помощи ННО инвалидов для технического оснащения Компьютерных центров,

  • Разработка стандартов обучения для инвалидов с помощью компьютерных технологий;

  • Проведение международных конференций с участием местных специалистов для обмена опытом,

  • Помощь в разработке учебно-методических пособий в соответствии и образовательными стандартами для спецкурсов, принимая во внимание потребность в обучении на разных языках;

  • Выявление потребностей в обеспечении учебно-наглядными пособиями и обеспечение ими компьютерного центра в соответствии с выявленными приоритетами;

  • Создание производственной базы по тиражированию учебно-наглядных пособий для спец курсов;

  • Оказание содействия при создании механизма трудоустройства выпускников курсов.


Результатами подобной деятельности могло бы стать:


  • Повышение уровня доступности профессионального образования для инвалидов,

  • Ежегодное обучение и трудоустройство 360-720 человек,

  • Вовлечение молодых инвалидов в активную социальную деятельность,

  • Формирование информационного и профессионального пространства для повышения эффективности и профессионализма движения инвалидов в Узбекистане.



  1. Описание наиболее успешных проанализированных

обучающих проектов для инвалидов.
Центр компьютерного обучения при МГТУ им. Н.Э. Баумана Россия

Центр создан 1998 году при поддержке международной программы создании всемирной сети PEN-International. Центр оснащен новейшей компьютерной техникой и беспроводным доступом в Интернет, что позволяет использовать широкий спектр методик обучения, включая метод дистанционного образования. Основная цель центра довузовская и первоначальная адаптация студентов инвалидов. В центре обучаются инвалиды из 4 стран СНГ, среднее число слушателей Центра 800 человек в год.


Центр Независимой жизни Коннюс, Финляндия

Центр существует более 10 лет. Основная деятельность – содействие инвалидам и их организациям в реализации и освоении принципов независимой жизни. Центр проводит профессиональную подготовку инвалидов по специальностям: социальный работник, бухгалтер, администратор компьютерных сетей, дизайнер, юристконсульт. Предоставляет инвалидам бесплатный хостинг доступ и к Интернет, обучение компьютерной грамотности.

Средне количество пользователей 1600 человек в год.
Учебный центр "Горизонт" на базе Омской областной клинической больницы

Учебный центр призван способствовать расширению возможностей инвалидов, предоставляет инвалидам возможность освоения компьютерных технологий. Помимо реабилитационных и медицинских услуг предполагает обучение специальностям Интернет дизайнер, программист, оператор ЭВМ, бухгалтер, психолог.

Среднее количество посетителей Центра 2200 инвалидов в год.
Интернет-класс обучения инвалидов Социально-реабилитационного центра г. Казани

Интернет класс действует с 2001 года в рамках социальной программы горда Казани.

Предоставляет посетителям возможность изучения и пользования компьютером, проводит компьютеризированные курсы по социально психологической адаптации инвалидов и расширения доступа к образованию и профессиональному обучению. В программе деятельности Класса изучение общеобразовательных дисциплин с использованием компьютерной техники, изучение специальностей бухгалтера, дизайнера одежды, администратора компьютерных сетей. Среднее количество посетителей центра 4000 в год.
Центр реабилитации инвалидов «Надежда» Хабаровск

Центр отрылся в 2001 году и оказывает широкий спектр услуг инвалидам: социальная помощь, проведение медицинских и психологических консультаций, биржа труда, Компьютерный центр.

Основные услуги компьютерного центра включают: бесплатное освоение компьютера на уровне пользователя, использование сети Интернет для общения с зарубежными инвалидами, углубленное изучение компьютера, профессиональная подготовка инвалидов, размещение информаций о подготовленных инвалидах в сети Интернет на сайте организации.

Среднее количество посетителей 3000 человек в год.


Молодежный клуб инвалидов "Преодоление" Минск

Клуб оказывает комплексную поддержку молодым инвалидам для подготовки их к самостоятельной жизни. При клубе действует компьютерный центр , в котором проводятся регулярные занятия по освоению компьютера, изучению специальностей программиста, оператора ЭВМ, администратора сети, Интернет дизайнера, бухгалтера, финансового консультанта, юрисконсульта, социального работника.

Посещаемость клуба более 4 000 человек в год.

Компьютерный центр при Московском институте-интернате для инвалидов

Центр работает с 2000 года. Оказываемые услуги включают Компьютерную диагностику личностных качеств учащихся, начальное и углубленное изучение компьютера. Осуществляет профессиональную подготовку по специальностям бухгалтер, аудитор, налоговый консультант, создатель и администратор Интернет сайтов. Внедрена система дистанционного обучения инвалидов на дому по общеобразовательным предметам и специальностям бухгалтера, социального работника и веб дизайнера.

Центр охватывает свыше 6 000 инвалидов ежегодно.
Компьютерный центр ABAPD -Antigua & Barbuda Association of Persons with Disabilities,

Компьютерный центр создан в 2002 году при поддержке фонда АБИЛИС, основная цель центра – предоставление инвалидам равных возможностей доступа к профессиональным навыкам, изучение компьютера, использование сети Интернет, разработка специальных обучающих программ для инвалидов, обучение по специальностям бухгалтера, дизайнера одежды, консультанта по независимой жизни, тренера НПО.

Среднее количество посетителей центра – 400 человек в год.

Компьютерный класс National Centre for Promotion of Employment for Disabled People,

Компьютерный класс создан в 1999 году для расширения предлагаемых профессиональных навыков для инвалидов. На базе компьютерного класса создана техническая и информационная база для обучения инвалидов компьютерной грамоте, адаптации учебных курсов для обучения и трудоустройства инвалидов на дому , распространения информации о подготовленных специалистах и существующих вакансиях через Интернет сайт.

Количество посетителей – 1 500 человек в год.
Компьютерный центр Института «Реакомп» Москва,

Компьютерный центр – совместный проект Московского общества инвалидов и правительства Москвы, направлен на трудовую и психологическую реабилитацию инвалидов через изучение компьютера, расширения круга общения через Интернет, освоение новых специальностей и трудоустройство. При центре действует сайт обеспечивающий доступ к ресурсам по проблемам инвалидов.

Количество клиентов центра – 800 человек в год.
Алтайский краевой общественный благотворительный фонд детей-инвалидов "Ярославна"

При фонде с 2003 года действует центр компьютерной подготовки.

Основное направление деятельности – обучение инвалидов использованию компьютерной техники, разработка обучающих программ для инвалидов, социально психологическая реабилитация инвалидов через освоение новых профессий, общения с другими инвалидами по всему миру, проведение международных Интернет форум и конференций по проблемам инвалидов.

Количество пользователей - 700 человек в год.


Department of Georgia disabled affairs Center of professional education and training

Центр профессионального образования инвалидов оснастил компьютерный центр как часть программы по социально трудовой реабилитации инвалидов 2002 году. В центре при помощи компьютерных технологий инвалиды обучаются специальностям связанным с использованием компьютера. В программе обучения компьютерная грамотность, бухгалтерия, PR менеджмент, организация эдвокэси компаний, виртуальные консультации юристов и психологов.



Количество посетителей 1000 человек в месяц.


Смотрите также:
Исследование международного опыта в обучении инвалидов с использованием компьютерных технологий Ташкент 2005
169.33kb.
1 стр.
Н. Г. Чернышевского опыт организации научного взаимодействия школа-вуз с применение информационно-коммуникационных технологий
31.51kb.
1 стр.
Учебный план надомного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
124.61kb.
1 стр.
Урок английского языка с использованием компьютерных технологий
61.25kb.
1 стр.
Л. С. Краснова Опыт применения компьютерных технологий в практике обучения студентов-иностранцев русской звучащей речи
96.84kb.
1 стр.
Использование компьютерных технологий на уроках биологии
46.07kb.
1 стр.
Сценарий педагогического проекта
151.98kb.
1 стр.
Рабочая программа Специальность «Связи с общественностью»
104.97kb.
1 стр.
Исследование компьютерных технологий обновления топографических карт по материалам космической съемки
258.94kb.
1 стр.
На изготовление видео и аудио продукции
16.87kb.
1 стр.
Подготовка выпускников к защите курсовых работ бакалавров на английском языке с использованием информационных технологий в неязыковом вузе
35.02kb.
1 стр.
И методы поиска информационных ресурсов с использованием семантических технологий
238.24kb.
1 стр.