Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

ШКОЛЬНАЯ РАЗДЕВАЛКА

В раздевалках инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также, можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.



ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ

В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширина прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Также, желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В тоже время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.

Желательно, чтобы детям-инвалидам в столовой помогали — или сотрудники столовой, или можно организовать дежурства старшеклассников. В некоторых школах, где учатся дети-инвалиды, есть практика приносить завтраки всему классу непосредственно в классные кабинеты. Это, конечно, не соответствует санитарно-гигиеническим правилам, зато способствует сближению детей.

ШКОЛЬНЫЙ ТУАЛЕТ

В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе и инвалидов-колясочников.

Размеры специализированной кабины не менее: ширина — 1,65 м; глубина — 1,8 м.

Ширина двери в специализированной кабине — не менее 900 мм. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 0,8 м от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.



СПОРТИВНЫЙ ЗАЛc:\documents and settings\admin\рабочий стол\фотографии керемет\video_ts кадр - 12951.jpg

Детей-инвалидов необходимо также задействовать и на уроках физкультуры. Они могут выполнять посильные упражнения и участвовать в различных играх вместе с классом.

Это поможет им не отделяться от сверстников и выполнять школьную программу в более полном объеме. Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей, пользующихся инвалидными колясками, надо немного переоборудовать. В душевой, так же, как и в туалете, одну кабинку необходимо оборудовать так, чтобы ребенок инвалид мог ей воспользоваться, т.е. ширина двери должна быть не менее 90 см и коляска должна входить в кабинку целиком. Желательно, чтобы в раздевалке все проходы были не уже 90 см.

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

Читальный зал школьной библиотеки тоже желательно оборудовать с учетом доступа учащихся-инвалидов: часть кафедры выдачи книг в абонементе рекомендуется понизить до уровня не выше 0,7 м. Один-два стола сделать высотой не менее 0,7 м. Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.



КЛАССНЫЕ КАБИНЕТЫ

Здесь тоже важно учесть, что ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) — 1500х1500мм.

Около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д.

Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 0,9 м. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться около доски. А доску желательно повесить пониже. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом (например, положить и закрепить наклонную доску). Это могут сделать и одноклассники на уроке труда.




  • Ребенок с нарушением зрения

Когда в школу приходит ребенок со слабым зрением, то он будет испытывать затруднения в ориентации в пространстве. Поэтому для комфортного пребывания в школе ему надо помочь именно в этом плане. В начале учебного года с ребенком надо пройти по зданию школы (устроить «экскурсию»), для того, чтобы он запомнил месторасположение кабинетов и помещений, которыми он будет пользоваться. Все препятствия и повороты должны быть озвучены. Желательно дать ребенку возможность пощупать двери и углы. Также, если по каким-либо причинам месторасположение этих помещений изменится, надо будет еще несколько раз пройти по новому маршруту.

ВХОД В ШКОЛУ

Крайние ступени лестницы при входе в школу для ориентации ребенка с ослабленным зрением необходимо покрасить в контраст ные цвета. Обязательно нужны перила. Перила должны быть по обеим сторонам лестницы на высоте 70 и 90 см. Для детей младших классов — 50 см. Удобнее всего перила круглого сечения с диаметром не менее

3-5 см. Длина перил должна быть больше длины лестницы на 30 см с каждой стороны. Дверь тоже лучше сделать яркой контрастной окраски. Если двери стеклянные, то на них яркой краской надо пометить открывающиеся части.

ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ

Вдоль коридоров можно сделать поручни по всему периметру, чтобы человек, который плохо видит, мог, держась за них, ориентироваться при передвижении по школе. Еще одним способом облегчения ориентации инвалида по зрению внутри школы может являться разнообразное рельефное покрытие полов. То есть при смене направления

меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки.

Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Еще одним решением проблемы передвижения по лестнице плоховидящего или незрячего ребенка может быть организация дежурств

старшеклассников, которые по очереди будут сопровождать ребенка на лестнице. Желательно, чтобы на классных кабинетах таблички были крупным шрифтом контрастных цветов или таблички с надписью шрифтом Брайля.

ШКОЛЬНАЯ РАЗДЕВАЛКА

В раздевалках учащимся с плохим зрением нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать её поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Желательно, чтобы этой зоной пользовались только одни и те же люди. Необходимо несколько раз провести ребенка к этому месту, чтобы он его запомнил.



ШКОЛЬНАЯ СТОЛОВАЯ

В столовой у ребенка-инвалида по зрению должно быть свое постоянное место, которым будет пользоваться только он. Также, желательно, чтобы это место находилось в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой, но в тоже время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников. Желательно также, чтобы ребятам с плохим зрением в столовой помогали работники или дежурные.



КЛАССНЫЕ КАБИНЕТЫ

Здесь тоже важно учесть, что инвалиду по зрению необходимо создать условия для ориентации в пространстве. Для создания доступной и комфортной обстановки в классе рекомендуется оборудовать для них одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном — это его способ конспектировать. Желательно, чтобы пособия, которые используются на разных уроках, были не только наглядными,

но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.


  • Ребенок с нарушением слуха

Архитектурные барьеры для людей с проблемами слуха – не препятствие. Главная проблема для них – получать информацию в том же объеме, что и все остальные дети. Для того, чтобы неслышащие дети могли учиться в обычной школе, лучше всего, чтобы им переводил сурдопереводчик. Но, скорее всего, в обычную школу придет ребенок, который уже имеет навыки общения: может говорить, немного слышать иличитать по губам. Перед тем, как начать учить его, выясните, какими навыками он обладает и как лучше организовать учебный процесс и общение со сверстниками. Общаясь с неслышащим или слабослышащим ребенком, нужно говорить очень четко (не нужно кричать), не забывать дублировать сказанное, особенно если дело касается чего-то важного: правил, инструкций и т.п. – записями. Учебные фильмы по возможности должны быть снабжены субтитрами. Для того, чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков. Слабослышащего ребенка лучше сажать на первую парту. Места для тех, чей слух совсем слабый, могут быть оборудованы электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками.

ТЕРРИТОРИЯ ШКОЛЫ

Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории, прежде всего, следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток, на пешеходных дорожках, должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд, уклон которого не более 1:10, как у пандуса, ширина не менее 90 см.

Детей с полной или частичной потерей зрения необходимо провести по территории, чтобы они запомнили маршрут и препятствия. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются цвета ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный.
7.ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ

Инвалидность устанавливается в МСЭК (медико - социальная экспертная комиссия) на основании их заключения.

На МСЭК направляются дети в возрасте от 6 месяцев (кроме случаев бесспорного наступления у ребенка стойких выраженных признаков нарушения жизнедеятельности).

Перечень документов, необходимых для освидетельствования во МСЭК для детей до 18 лет:


  1. свидетельство о рождении ребенка,

  2. паспорт родителя (опекуна) или справка, заменяющая паспорт, выданная МВД,

  3. документ об опекунстве, выданной органом опеки (при умерших родителях, либо при лишении их родительских прав),

  4. направление учреждения здравоохранения (форма 88 д/у, срок действия направления до 3-х месяцев),

  5. амбулаторная карта,

  6. медицинские документы, подтверждающие заболевание (выписка из истории болезни, заключение профессионального специалиста, результаты обследований),

  7. при временном проживании ребенка у родственников - справку от квартального комитета или домкома о временном проживании ребенка по указанному адресу.

Справка МСЭК об инвалидности ребенка выписывается по адресу прописки родителей или опекуна.

При освидетельствовании детей в интернатах в справке указывается адрес интерната и родителей или опекуна (по прописке).

В сложных ситуациях, неясности ситуации, при проживании детей у родственников в других регионах от родителей вопрос решается совместно с территориальными отделениями социальной защиты.


  1. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ МСЭК

Если Вы не согласны с экспертным решением МСЭК, то, Вы можете обжаловать его на основании письменного заявления, подаваемого в учреждение, проводившее освидетельствование, или в Главное управление медико-социальной экспертизы (в настоящее время Центр МСЭ людей с ограниченными возможностями здоровья при ГАСО при Правительстве КР).

Медико – социальные экспертные комиссии, проводившие освидетельствование, в 3-5 - дневный срок со дня получения заявления направляют это заявление со всеми имеющимися документами в Главное управление медико-социальной экспертизы.

Главное управление медико-социальной экспертизы не позднее месяца со дня поступления заявления, 7 дней после поступления медицинских документов проводит медико-социальную экспертизу лица и на основании полученных результатов выносит решение.

Решение Главного Управления медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в ГАСО КР.

Лицо, неудовлетворенное решением Центра медико-социальной экспертизы людей с ограниченными возможностями здоровья, переосвидетельствуется специальной расширенной комиссией, в состав которого входят специалисты ГАСО КР, врачи – эксперты Центра медико-социальной экспертизы людей с ограниченными возможностями здоровья, представители Министерства здравоохранения КР, Федерации профсоюзов КР.

Решение расширенной комиссии Центра медико-социальной экспертизы людей с ограниченными возможностями здоровья может быть обжаловано в суде.



По вопросам, касающимся деятельности МСЭК, обращайтесь в Центр медико-социальной экспертизы лиц с ограниченными возможностями здоровья по адресу:

720040, г. Бишкек, ул. Боконбаева, 144А. Тел.: 30-10-80, 30-08-24, 30-08-23.



Ниже приводим список МСЭК по областям и районам:

  1. Центр МСЭ ЛОВЗ при ГАСО КР

Г. Бишкек, ул. Боконбаева, 144А.

Тел.: 301080, 300823



  1. Психиатрическая межрайонная МСЭК

Г.Бишкек, ул. Советская,1.

Тел.: 51-05-66,57-49-63



  1. Фтизиатрическая межрайонная МСЭК

Г.Бишкек, ул. Ахунбаева, 92А.

Тел.:51-03-32



  1. Глазная межрайонная МСЭК

Г.Бишкек, ул. Фучика,3.

Тел.: 65-54-62



  1. Ошская межрайонная МСЭК

Г.Ош, пер. Моминова,10

Тел.: (03222) 2-92-85



  1. Ошская психиатрическая межрайонная МСЭК

Г.Ош, ул.Касымбекова,9

Тел.: (03222) 3-58-67



  1. Ошская фтизиатрическая межрайонная МСЭК

Г.Ош, ул.Чкалова,3

Тел.: (03222) 7-02-87



  1. Ошская глазная межрайонная МСЭК

Г.Ош, пер. Моминова,10

Тел.: (03222) 2-17-01



  1. Кара-Суйская межрайонная МСЭК

Г. Кара-Суу, ул. Г. Айтиева, 54.

Тел.: (03222) 2-64-56



  1. Жалалабатская межрайонная МСЭК

Г.Жалалабат, ул. Пушкина,148.

Тел.: (03722)7-31-38



  1. Жалалабатская психиатрическая межрайонная МСЭК

Г.Жалалабат, ул. Пушкина,148.

Тел.: (03722)7-06-18



  1. Нарынская областная МСЭК

Г.Нарын, ул.Качкынова,11.

Тел.: (03522) 5-09-04



  1. Иссык-Кульская областная МСЭК

Г.Каракол, ул.Токтогула, 245.

Тел.: (03922) 5-27-34



  1. Таласская областная МСЭК

Г.Талас, ул. Ленина, 257.

Тел.: (03422) 5-26-10




  1. ДИРЕКТОРИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ УСЛУГИ ДСОВЗ




  1. г.Бишкек

Центры поддержки и развития детей
«Ювентус», учебно-реабилитационный центр

Адаптация и интеграция подростков с ограниченными возможностями в общество через учебные программы, направленные на социально-психологическую, медицинскую реабилитацию, профессиональное обучение, помощь в создании рабочих мест или формы занятости в зависимости от интеллектуальных возможностей ребенка.

г. Бишкек, ул. Молдокулова 100/1.

(0312) 60-45-10, (0550) 37-31-62, 93-35-51

n_semn@mail.ru, n_sem@hotmail.kg

Семененко Надежда Петровна


"Оберег" реабилитационный центр

Возвращение к полноценной жизни подростков и молодых людей с ограниченными возможностями, их социальная реабилитация и адаптация в окружающий мир путем педагогической и частично медицинской коррекции в условиях дневного и ночного стационара. г.Бишкек 720042, ул.Васильева 95, (0312) 37-17-17

obereg.kg@mail.ru

Джабраилова Ольга Николаевна



«Умут-Надежда», детский реабилитационный центр

Имеют 3 центра, включая детский сад, обучение ремеслам и трудовым навыкам и лечебно-педагогическая программа.

Возраст от 2 до 25-30 лет.

г.Бишкек, ул. Репина, 210

(0312) 48-44-85, 49-19-55

nadeshda@elcat.kg

Карла-Мария Шелике
«Родничок», центр адаптации детей-инвалидов

Реабилитация детей с ограниченными возможностями. Также при «Родничке» организованы подготовительные курсы к школе. Пройти реабилитационный курс могут дети и подростки разного возраста. Сроки реабилитационного периода в этом центре не ограничены.

г.Бишкек, ул. Кулатова, д. 19

(0312) 93-67-91

tbakt@mail.ru

Тургунбаева Бактыгуль Эгембаевна


Центр по реабилитации и развитию людей с проблемами зрения

Центр обучает людей пользованию компьютером с помощью звуковой программы. Также создают аудиокниги,

включая обучающие материалы, выпускают ежемесячный журнал.

г.Бишкек, пр.Эркиндик, 14-9

(0312) 69-70-91, 0555-40-99-41

Троченко Андрей и Вадим


Центр развития слуха и речи

Развитие слуха и речи у слабослышащих детей и/или с нарушениями речи. Психологическая поддержка детей и родителей. Подготовка к школе, арт-терапия.

г.Бишкек, пр. Мира 41, каб.25.(поликлиника строителей); и

г.Бишкек, ж/м Ынтымак, ул.Азия 31а

(0312) 46-41-76, (0557) 900-940

Ногойбаева Гульнара Женишбековна


Городской реабилитационный центр для лиц с ограниченными возможностями при мэрии г.Бишкек

Оказание социальной, медицинской, психологической помощи для лиц с ограниченными возможностями.

г.Бишкек, ул. Великолукская 29а

(0312) 67-93-71

Аманкулова Гульнара
Профессиональное обучение
Профессионально-технический Лицей № 18

Обучение молодежи с инвалидностью профессии «швея». Содействуют трудоустройству. Предоставляют 3-разовое питание, общежитие, месячные стипендии.

г.Бишкек, ул.Горького 2А

(0312) 44-96-62, 44-96-43, факс 449754

Иманкулов Азамат Эшенкулович
Профессионально-технический Лицей № 27

Работают с молодежью с инвалидностью с 2001 г. Обучают профессии сварщика, сантехника, мойщика, заправщика авто, водитель категории "Б". Предоставляют 3-разовое питание, общежитие, месячные стипендии. Обучение 2 года с выдачей диплома по окончании. Каждые 2 года принимают девушек на профессии «парикмахера», «повара», «компьютерная грамотность».

г.Бишкек, ул.Л.Толстого 242

(0312) 41-80-55, 41-80-65

Маньковский Игорь Борисович
Общественные организации
Ассоциация Родителей Детей Инвалидов г.Бишкек

Социальная, информационная, техническая и гуманитарная поддержка родителей и их детей с инвалидностью.

г.Бишкек, мкрн Кок Жар, д.1 п/п 4,(0312) 51-76-34

ardi@alatv.kg

www.kelechek.kg

Дыйканбаева Тамара Канаевна


Ассоциация слепых и глухих Кыргызстана

Обеспечение равных прав и возможностей в обществе для инвалидов по зрению и глухих, защита их прав, интересов, социальная реабилитация, приобщение к труду, учебе, культуре и спорту

г.Бишкек 720017, ул. Боконбаева 191

(0312) 353381, факс (0312) 24-43-02

erc@elcat.kg

Мамбетакунов Калык Барктабасович__


ОО «Движение молодежи с ограниченными с ограниченными возможностями здоровья»

Продвижение прав и реализация возможностей молодых инвалидов через образование, трудоустройство и интеграцию. Предлагает курсы английского языка, кройки и шитья, компьютерной грамотности, сборки мебели.

г.Бишкек, ул.Жукеева - Пудовкина 34 (здание общежития БГУ)

(0312)  425 293; (0773) 88-19-04

disabledyouthkg@gmail.com

Веб сайт: www.disabledyouth.kg

Асангариев Мирбек
Общественное Объединение «Психическое здоровье и общество»

Поддержка лиц, пользующихся психиатрическими услугами

г.Бишкек, ул Манаса, 16

(0312) 38-19-74, 31-61-45

mhealth@mail.kg, rehab@totel.kg

Макенбаева Бурул


Объединение девушек с физическими ограниченными возможностями «Назик Кыз»

Поддержка и развитие потенциала молодых ЛСОВ.

г.Бишкек, ул.Правды 178

(0312) 29-40-00, (0773) 74-42-22

ukeimura@gmail.com

Мураталиева Укей


Спешиал Олимпикс Кыргызской Республики

Социальная реабилитация детей с интеллектуальными отклонениями посредством физической культуры и спорта

г.Бишкек 720064, ул.Ахунбаева, 97 - 33

(0312) 57-04-66, (0772) 37-39-00

kanat-olympic@mail.ru

Мамбеталиев Канат


Ассоциация инвалидов Ленинского района Бишкека

Правовая поддержка инвалидов, детей-инвалидов и членов их семей, благотворительность, реабилитация, устройство на работу, объединение инвалидов по интересам.

г.Бишкек, ул. Токтогула 244

(0312) 65-83-79, 64-14-90, 36-77-22 (д.)

Сысоенко Людмила Ильинична
Ассоциация людей с ограниченными возможностями "Икар"

Спортивная комната для людей и молодежи с ограниченными возможностями, кто желает развиваться физически.

г.Бишкек, ул.Тыныстанова 8а (офис), спортивное помещение расположено возле Медицинского Университета

(0312) 57-01-19, 51-47-91, (0773) 19-24-65

Исаков Бакыт
Диабетическая Ассоциация Кыргызстана

Медико-социальная поддержка и содействие адаптации лиц с сахарным диабетом

г. Бишкек, ул. Панфилова, 199

(0312) 66-26-84, 66-64-18

dia_n@list.ru

Светлана Мамутова


Общественный Фонд «Юридическая помощь инвалидам»

Фонд предоставляет юридическую консультацию и защиту людям и организациям людей с ограниченными возможностями.

г.Бишкек, 10 мкрн, 10

(0312) 35-33-59, (0772) 50-62-57

tolkunbek@hotbox.ru

Толкунбек Исаков


Другие общественные организации
Общественный Фонд по поддержке и социальной реабилитации малоимущих людей с ограниченными возможностями

Проведение обследования состояния условий жизни малоимущих и многодетных семей, пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, в детских домах, детских приемниках-распределителях, домах престарелых и бездомных

г.Бишкек, 6 м-н 22/1

(0312) 52-14-64, 57-93-83, (0777) 40-03-85

Идрисов Никуштай
Сеть НКО по защите прав и продвижению интересов детей

Содействовать улучшению положения детей в Кыргызстане путем защиты их прав и продвижения интересов с непосредственным их участием в целях повышения ответственности государства и гражданского общества за реализацию Конвенции ООН по правам ребенка.

г. Бишкек, ул. Минина 47

(0312) 56-50-85, 54-04-86

network@elсat.kg
Ассоциация трудотерапевтов Кыргызстана

Физиотерапия, психологические и технические услуги для ЛСОВ.

Бишкек, Национальный центр хирургии и педиатрии, ул. Ахунбаева, 190

(0312) 49-12-98, 49-39-44 (конт.), (0555) 66-63-29

Мамбетисаева Анара Камчибековна
Государственные специализированные учреждения



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Проект «Улучшение образования и социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья» Пакет по поддержке прав детей с ограниченными возможностями здоровья Бишкек 2010
759.1kb.
4 стр.
Методические рекомендации для педагогов по составлению педагогической характеристики на детей с ограниченными возможностями здоровья составил
284.19kb.
1 стр.
Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
5055.22kb.
21 стр.
Программа «Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов Новосибирской области на 2011 2013 годы»
403.22kb.
3 стр.
Специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
64.02kb.
1 стр.
Методические рекомендации к обследованию детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-медико-педагогическими комиссиями
361.84kb.
1 стр.
Дополнительная общеобразовательная программа
144.84kb.
1 стр.
Отчет по проекту «Создание комнаты релаксации для людей с ограниченными возможностями здоровья»
20.57kb.
1 стр.
Заведующий мбдоу детским садом №18
1381.84kb.
9 стр.
Муниципальное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
451.53kb.
1 стр.
Вопросы к зачету по дисциплине «Специальная педагогика»
27.26kb.
1 стр.
Роль педагогической интеграции в развитии личности
64.72kb.
1 стр.