Главная
страница 1


О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В НИДЕРЛАНДАХ
Под государственно-частным партнерством (ГЧП) в Нидерландах понимается долгосрочное сотрудничество между государственными органами и частными компаниями при совместной реализации проектов на основе разделения задач, ответственности и рисков. Государственно-частное партнерство в большинстве случаев включает финансирование проектов со стороны частных компаний.

При реализации механизмов ГЧП государство выступает в роли заказчика, который определяет желаемый конечный результат участия в проектах бизнес-кругов и контролирует выполнение проектов. Исполнители предлагают формы, механизмы и средства их осуществления. Основными целями ГЧП является ускорение и оптимизация осуществления проектов: максимизация качества при фиксированных издержках или минимизация издержек при фиксированном качестве конечного продукта за счет использования опыта и инновационных возможностей компаний.

Основными сферами применения механизма ГЧП в Нидерландах являются крупные инвестиционные проекты в области строительства и развития инфраструктуры. Одной из наиболее распространенных форм ГЧП в Нидерландах является проектирование, строительство, финансирование, обслуживание (и управление) - DBFM(O): design, build, finance, maintain (and operate). DBFM(O) является формой договора, предусматривающей передачу заказчиком (государство) выполнения различных этапов строительного проекта, включая финансирование, исполнителю (частные компании). Затраты на реализацию проекта несет исполнитель. Оплата его услуг осуществляется на периодической основе в соответствии с заранее согласованными результатами его деятельности. В роли исполнителя нередко выступают консорциумы нескольких организаций. Перспективной формой ГЧП в Нидерландах также считают заключение контрактов на проектирование и строительство (DB), а также на проектирование, строительство и обслуживание (DBM), особенно в случае если речь идет об относительно малозатратных проектах.

Специальная законодательная база ГЧП в Нидерландах отсутствует. Вопросы применения механизмов ГЧП регулируются общими нормами права (конституционного, гражданского, налогового). Политическая основа ГЧП в Нидерландах была заложена докладом «Получение добавленной стоимости за счет сотрудничества» (Доклады нижней палаты Парламента Нидерландов за 1997-1998 годы, том 2), в котором определены базовые принципы ГЧП и требования, предъявляемые к нему. Они получили дальнейшее практическое развитие в некоторых распоряжениях, принятых на уровне министерств и ведомств. Так, вопросы ГЧП отражены, в частности, в положении о Министерстве финансов Нидерландов (№ BWBR0018723), в соответствии с которым это министерство и Генеральное казначейство осуществляют рекомендательную функцию применительно к реализации проектов государственно-частного партнерства. Министерство финансов Нидерландов контролирует заключение контрактов между государственными органами и бизнесом и обеспечивает эффективность государственных капиталовложений.

Наиболее активными заказчиками в рамках ГЧП являются Министерство транспорта и Министерство жилищного строительства, территориального планирования и охраны окружающей среды Нидерландов (в октябре 2010 года были объединены в единую структуру - Министерство инфраструктуры и окружающей среды Нидерландов), Министерство обороны Нидерландов, Государственная служба управления водным хозяйством и Государственная строительная служба.

Среди основных проектов ГЧП, которые были реализованы или находятся на стадии подготовки в Нидерландах, можно отметить следующие:



  • строительство и эксплуатация автодорог, тоннелей и железных дорог;

  • развитие внутренних водных путей;

  • строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация жилых строений и комплексов, зданий министерств, ведомств и государственных организаций;

По инициативе Государственной службы управления водным хозяйством в Нидерландах был создан Центр знаний в области ГЧП, который содействует широкому использованию опыта, накопленного при реализации проектов государственно-частного партнерства, и распространению соответствующей информации среди заинтересованных сторон. Центром разрабатывается также инструментарий ГЧП (в частности, стандартные контракты в этой сфере и механизмы определения эффективности сотрудничества государства и бизнеса). О результатах этой деятельности Центр на регулярной основе информирует нижнюю палату парламента страны, Центр взаимодействует с представителями голландских министерств и компаний, а также с зарубежными партнерами (прежде всего Франции, Великобритании и Германии). В ходе этих контактов осуществляется обмен информацией, прежде всего с новыми членами ЕС и другими странами, наращивание потенциала в области ГЧП. Этому способствуют, в частности, организуемые Центром тренинги и семинары, в том числе международные.

Применительно ко всем проектам, включенным в Долгосрочный план развития инфраструктуры, пространственного планирования и транспорта Нидерландов, определяются пути оптимизации их реализации. В частности, проводятся исследования рынка, призванные продемонстрировать возможности ускорения реализации проектов, повышения качества конечного продукта или снижения затрат за счет привлечения участников рынка, Также проводится сопоставление преимуществ (с точки зрения сроков реализации и издержек) традиционного финансирования проектов и использования механизмов ГЧП (Public-Private Comparator). Эта процедура применяется в отношении всех намеченных проектов стоимостью более 60 млн. евро. В случае выбора в пользу ГЧП производится отбор наилучшего исполнителя (исполнителей).


ГЧП в сфере транспортной инфраструктуры

Среди завершенных проектов ГЧП в области развития инфраструктуры можно отметить строительство участка автодороги N 31 между г. Леуварден и г. Драхтен (контракт на проектирование, строительство, финансирование и обслуживание), развитие дорожной инфраструктуры в провинции Северный Брабант, строительство высокоскоростной железнодорожной линии. В стадии реализации находится проект расширения дорожного тоннеля в г. Амстердам. В планах - строительство и расширение автодорог и магистралей, замена шлюза в Северном море.


ГЧП в строительстве

Вопросы ГЧП в строительной области входят в компетенцию Государственной строительной службы. Она, в частности, занимается оценкой потенциала использования ГЧП в отношении всех проектов жилищного строительства стоимостью более 25 млн. евро (решение об обязательности подобной процедуры было принято в 2005 году). Выбор формы государственно-частного сотрудничества осуществляется службой совместно с Минфином Нидерландов и заказчиком работ. В большинстве случаев приоритет отдается модели DBFMO.

Первым завершенным проектом в сфере строительства стала реновация здания Министерства финансов Нидерландов в г. Гааге. Среди проектов, в настоящее время находящихся в стадии реализации, можно выделить возведение нового здания Налоговой службы Нидерландов в г. Дутинхем (разработка проекта, строительство, финансирование и обслуживание; контракт на 15 лет), строительство зданий Исполнительной службы в сфере образования и Налоговой службы в г. Гронииген, а также центра для содержания под стражей задержанных правонарушителей в г. Роттердам. В ближайшее время по схеме ГЧП планируется возведение здания пенитенциарного учреждения в г. Заанстад, Нидерландского центра биоразнообразия в г. Лейден, здания, ранее занимаемого Министерством жилищного строительства, территориального планирования и охраны окружающей среды Нидерландов, в г. Гаага, Службы автомобильного транспорта и судоходства в г. Дельфт и Верховного суда в г. Гааге (контракт DBFMO на 30 лет).
ГЧП в области обороны

В последние годы внимание Минобороны Нидерландов к ГЧП значительно возросло. С 2008 года концепция ГЧП включена в официальную политику Нидерландов в области обороны, в соответствии с которой, в частности, «Минобороны Нидерландов привлекает другие стороны к оказанию услуг в том случае, если при этом обеспечивается повышение их качества или снижение затрат». При этом применительно к каждому проекту стоимостью более 25 млн. евро предусматривается сопоставление трех вариантов исполнения: силами Министерства, в сотрудничестве с частными структурами или на основе договора подряда. Во многих случаях приоритет отдается модели DBFMO. Именно по этой схеме реализуется один из крупнейших в Нидерландах проектов ГЧП - создание на месте казарм в г. Утрехт многоцелевого военного комплекса. Этот проект, реализация которого была начата в феврале 2009 года, стал первой инициативой Минобороны Нидерландов, реализующейся в форме ГЧП. В целях его исполнения Минобороны Нидерландов был заключен долгосрочный контракт на 25 лет с консорциумом 3 частных компаний. В сотрудничестве с бизнес-структурами Минобороны Нидерландов реализует проект по техническому обслуживанию авиадвигателей военных самолетов. В планах - создание на месте бывшей базы ВВС Сустерберг музея Минобороны Нидерландов.


ГЧП в сфере здравоохранения

Министерство здравоохранения, благосостояния и спорта Нидерландов совместно с Минфином Нидерландов стремятся к тому, чтобы разработка, строительство, финансирование и обслуживание новых зданий медицинских учреждений передавались частным компаниям. По их мнению, это позволит здравоохранительным учреждениям сконцентрироваться на выполнении своей основной функции - предоставлении медицинских услуг. К настоящему времени в этой сфере не было реализовано проектов ГЧП, однако проведенные исследования продемонстрировали, что использование механизмов ГЧП в здравоохранении может позволить значительно оптимизировать реализацию инициатив по созданию новых лечебных учреждений.


ГЧП в сфере образования

В 2009 году было объявлено о реализации первого проекта ГЧП, предусматривающего проектирование, строительство, финансирование и обслуживание здания Международной школы в г. Эйндховен. Начат подбор компаний-участников. Ожидается, что в ближайшие годы государственно-частное партнерство станет более значимым механизмом реализации проектов в области образования.


Таким образом, основные усилия в области ГЧП в Нидерландах ориентированы, прежде всего, на эффективное и ускоренное развитие инфраструктуры и активизацию строительства национально значимых объектов. По мере дальнейшего развития механизмов ГЧП больший акцент будет делаться на развитие инфраструктуры на региональном и муниципальном уровнях. К проектам ГЧП привлекаются практически только голландские компании.



Смотрите также:
О государственно-частном партнерстве в нидерландах
69.35kb.
1 стр.
Закон саратовской области об участии саратовской области в государственно-частном партнерстве принят
80.99kb.
1 стр.
О государственно-частном партнерстве в Португалии Согласно «Зеленой книге»
19.99kb.
1 стр.
Показательным примером является сотрудничество Мэрии г. Казани и инвестиционной группы компаний asg по возрождению исторического центра г. Казани в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве
22.09kb.
1 стр.
Вопрос: Что происходит в жизни организаций соотечественников в Нидерландах, в которой вы принимаете активное участие в качестве члена бюро Нидерландского совета российских соотечественников /нсрс/ ?
62.69kb.
1 стр.
Правовое положение ценных бумаг в международном частном праве
1466.85kb.
5 стр.
О развитии государственно-частного партнерства
33.01kb.
1 стр.
Программа семинара «Инновационный менеджмент. Система управления и стимулирования инновационной деятельности в Германии и Нидерландах» Германия, Нидерланды 25. 05-30. 05. 2009
22.45kb.
1 стр.
Зарубежный опыт государственно-частного партнерства и перспективы го применения в республике казахстан
108.48kb.
1 стр.
Программа обучения „ Информационные техналогии и мотивация в партнерстве
20.47kb.
1 стр.
Ограничение прав интеллектуальной собственности в публичных интересах в международном частном праве
687.34kb.
3 стр.
Социальная филантропия: роль и место в партнерстве властных и предпринимательских структур
34.27kb.
1 стр.