Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 «Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательные учреждения 1. Зачем вводится этот предмет? Значение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» велико. Проведение федерального эксперимента, введение нового предмета направлено на содействие семье и обществу в решении педагогических, моральных проблем. В начале 90-х годов прошлого века в нашей стране была разрушена общественно-государственная система воспитания детей и молодежи. Советская система воспитания в новых социальных условиях требовала существенной модернизации, прежде всего в плане содержания, ценностей и идеалов. Но, к сожалению, все было разрушено до основания. Российская семья, находясь в тяжелых экономических условиях, осталась наедине с проблемами воспитания своих детей. В то же время средства массовой информации, Интернет, шоу-бизнес насаждали несвойственные для народов нашей страны ценности: эгоизм, корыстолюбие, пренебрежение к труду, успех и обогащение любой ценой, неограниченное стремление к чувственным наслаждениям, свобода от ответственности и обязательств перед кем бы то ни было и др. Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - первый шаг на пути восстановления в новых условиях на принципах гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи. Государство через школу стремится поддержать усилия родителей по духовно-нравственному развитию детей, согласовать воспитание в семье и воспитание в школе. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Культурологический подход в преподавании курса ОРКСЭ означает именно изучение религиозной культуры, но ни в коем случае не обучение религиозной практике. Пример: учитель обязан адекватно донести до детей смысл крещения, исповеди и других христианских таинств, роль молитвы в жизни христианина, но заставлять детей креститься, молиться он не имеет права, это уже выход за пределы культурологического подхода. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Расширение кругозора, повышение уровня гуманитарной культуры человека немыслимо без приобретения знаний о такой важнейшей части человеческой культуры, как религия. Христианская европейская цивилизация, исламская цивилизация арабского мира, цивилизации Востока объяснимы в первую очередь из их корней – религий, их породивших. Религиозное же происхождение (и философское) имеют основные этические системы, регулирующие поведение людей в обществе. И на современном этапе нравственный выбор многих людей имеет религиозную мотивацию. Превращение этих знаний в инструмент духовно-нравственного воспитания является сегодня (на фоне острейшего нравственного кризиса общества) одной из важнейших задач, поставленных государством перед образованием. Эти соображения заставляют считать курс ОРКСЭ необходимой частью общего образования, не менее важной, чем курс истории, литературы, музыки, мировой художественной культуры и т.д. Исследователи европейского опыта преподавания религии в государственных школах приходят к выводу: «… практика преподавания религии в школах согласно конфессиональному выбору учащихся является повсеместной для европейских стран. Для Германии, Испании, Польши, Бельгии, Великобритании, Италии и многих других стран Восточной и Западной Европы … преподавание конфессиональных дисциплин является важнейшей, неотъемлемой частью государственной политики в области образования, с помощью которой достигается религиозно-этическое воспитание и духовное развитие школьников. Положительные свойства религиозного воспитания и образования в рамках уважаемых в данных государствах религиозных традиций используются в полной мере, а само усвоение этих традиций рассматривается как один из фундаментов формирования человеческой личности и достойного члена общества и гражданина своего государства» В европейских государствах сложилась устойчивая модель обеспечения права на изучение религии согласно собственному мировоззренческому выбору в светской государственной школе. Эта модель характеризуется следующими признаками: 1) уроки религии помещены в большинстве стран Европы в сетку обязательных дисциплин наравне с другими предметами. Ученик волен, согласно собственным и своей семьи религиозным убеждениям, выбирать ту религию, уроки которой он желает изучать. 2) в школьной программе преподаются конфессиональные предметы как сугубо религиозного (Закон Божий), так и культурологического характера (Основы православной культуры). Ведутся уроки конкретной религии, которые не подменяются религиоведческими (внеконфессиональными) курсами. 3) преподавание религии ведется в тесном сотрудничестве с представителями конфессий, которые и обеспечивают главный объем преподаваемых знаний. 4) в европейских государствах, как христианских по своей культуре и истории, преобладает преподавание именно христианства (католицизм или протестантизм), как главной, культурообразующей религии. В этой модели невооруженным глазом видны два подхода: А) причина выбора именно конфессиональных курсов в том, что религиоведение – чисто информативный курс, а изучение конкретной религиозной традиции – курс, позволяющий решать в первую очередь воспитательные задачи, поставленные перед школой; Б) христианство (католицизм или протестантизм) однозначно признается основой в преподавании религиозных предметов независимо от страны и ступеней образования». Кроме того, начало преподавания курса ОРКСЭ – это прерванная традиция отечественного образования. Изучение религиозной культуры в разных формах было законным элементом государственного образования в России, исключая только советский период. И если мы не исчисляем историю России семьюдесятью годами, то нет никаких причин игнорировать богатейший опыт предыдущих поколений. Этот опыт требует осмысления и творческой актуализации в современных условиях. Вся российская культура, как и культура человечества, пронизана религиозными смыслами и сюжетами. Адекватно понять смысл произведений Пушкина, Достоевского, Толстого, Булгакова возможно только в том случае, если мы будем понимать те ценности, которыми жили их авторы. Произведения иконописи, классической живописи, европейская музыка, литература, театральное искусство – все несет в себе явный или скрытый христианский подтекст. Подчас это подтекст антихристианский – но это тоже требует различения. Для гражданина России странно не знать, почему Успенский собор Московского кремля называется Успенским, и того, что стоит за этим названием. А ведь Кремль – это сердце нашей Родины, средоточие ее государственной жизни как в историческом разрезе, так и в разрезе современности. Духовный центр нашей Родины – Троице-Сергиева лавра – также заслуживает того, чтобы наши дети знали, какова ее роль в истории страны и кто такой преподобный Сергий Радонежский, почему он, как и многие другие наши соотечественники, назван святым, и почему наша страна называлась Святой Русью. Религия – фундаментальная часть человеческой культуры, и обходить ее молчанием в школе не менее странно, чем, например, литературу или музыку. Такое отношение оправдано только в системе государственного атеизма, имевшего место в нашей недавней истории, и совершенно не оправдано в современных общественно-политических условиях. Еще один серьезный мотив для введения изучения религиозной культуры в школу – активная деятельность в России, в том числе (и особенно) на Дальнем Востоке, нетрадиционных религиозных организаций. Вхождение во многие из них влечет за собой утрату всех значимых для человека связей: семейных, дружеских, профессиональных, патриотических. Спекулируя на самом главном – на духовных потребностях человека – такие организации делают своих адептов орудием для достижения неведомых им чужих целей, чаще всего коммерческого и антигосударственного (антироссийского) характера. Один из способов противодействия деятельности таких религиозных организаций – привитие ребенку «иммунитета» к деструктивным идеологиям, способности различать зерна и плевелы, духовную культуру и псевдодуховную, традиционную религию и суррогаты. Привитие такого «иммунитета» возможно только в том случае, если воспитание целенаправленно укореняет ребенка в почву конкретного традиционного, «проверенного» веками мировоззрения, транслирует определенную систему ценностей, с прозрачными посылками, с внятными критериями различения добра и зла и убедительными, абсолютными мотивами следовать именно добру. В ином случае шанс для ребенка, молодого человека оказаться в сетях «духовности» самого неожиданного качества остается весьма велик. 2. Какова нормативно-правовая база преподавания курса? Нормы международного и российского права не только не исключают изучение религий в государственной школе, но, напротив, предполагают его. Об этом говорит как ряд международных документов, так и российских. Если говорить именно о предмете ОРКСЭ, то инициатива его введения в школы РФ принадлежит Президенту. Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). По итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент дал поручение Правительству РФ от 2 августа 2009 г. № Пр-2009. 29 октября 2009 г. распоряжением Правительства РФ № 1578-р был утвержден план мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Минобрнауки России заключило соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования; сформирован под руководством Министра образования и науки РФ и начал действовать (первое заседание состоялось 7 декабря 2009 г.) Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий, утвержденного Распоряжением Правительства РФ, который осуществляет координацию и контроль реализации плана мероприятий. 3. Какова цель, структура и содержание предмета? Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКСЭ: 1) знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; 2) развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3) обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 4) развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. Структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) 4 класс Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся. Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс. 4. Кто будет преподавать? Преподавать будут школьные учителя, прошедшие специальную подготовку – курсы повышения квалификации. В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Смотрите также: О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и методикам преподавания общая характеристика учебного курса цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
115.61kb.
1 стр.
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
1500.66kb.
6 стр.
Курса «Основы религиозных культур и светской этики» «Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
95.87kb.
1 стр.
Уроках «Основы религиозных культур и светской этики»
539.4kb.
4 стр.
Разработка урока по одной из тем учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики»
420.65kb.
1 стр.
Программа «Основы религиозных культур и светской этики»
707.59kb.
5 стр.
«Актуальные вопросы введения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Проблемы и пути их решения»
52.04kb.
1 стр.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
377.18kb.
1 стр.
Изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» направлено на достижение следующих целей
82.94kb.
1 стр.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
33.93kb.
1 стр.
Учебное пособие для учащихся "Основы мировых религиозных культур" комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики.»
34.4kb.
1 стр.
О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» иметодикам преподавания 223.36kb.
1 стр.
|