Главная
страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

«Аз» и «Буки»

путь к науке

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры в 5 кл. Учитель Матюнина И.Н

1.История праздника.

Учитель. В 1863 г. Церкви всех славянских стран широко отпраздновали тысячелетие со дня создания славянского письма. В том же году в России Священный синод принял постановление, согласно которому «в память совершения тысячелетия от первоначального освящения нашего языка Евангелий и веры Христовой установить каждогодное, начиная с сего 1863г, в 11 день мая церковное празднование преподобным Кириллу и Мефодию, отправляя всеношное бдение, литургию и хвалебное пение сим преподобным...»

Ведущий 1. С того момента и вплоть до 1917г. в России отмечали церковный праздник День святых равноапостальных братьев Кирилла и Мефодия. В советской России надолго забыли об этом празднике. Только в 1986г. праздник в честь славянских просвятителей был возрожден. Он получил название День славянской письменности и культуры. В 1991г. за датой 24 мая был официально закреплен всероссийский праздник-день славянской письменности и культуры.

Ведущий 2.Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих языков - семьдесят!- имеет письменность на основе кириллицы.

Ведущий 1.

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

И.Бунин


Ведущий 2. В 863г. просвященные братья Константин и Мефодий прибыли из Византии в земли славян. Оба хорошо знали славянский язык, владели даром убеждения. Основной из задачей была проповедь христианства. Легенда говорит, что Константин сперва не хотел брать на себя эту миссию. Он считал, что без письменности христианское просвещение невозможно.

Ведущий 1. Возвратившись в Византию, Кирилл отправился искать покоя. На побережье Мраморного моря, на горе Олимп после долгих лет разлуки братья встретились в монастыре, где и Мефодий скрывался от мирской суеты. Сошлись чтобы открыть новую страницу истории.

Ведущий 2. В 863г. в Константинополь прибыли послы из Моравии. Моравией называлось одно из западнославянских государств IX-X веков, которое находилось на территории нынешней Чехии. Столицей Моравии был город Велеград, ученые до сих пор не установили его точное месторасположение. Послы попросили прислать в свою страну проповедников, чтобы рассказывать населению о христианстве. Император решил отправить в Моравию Кирилла и Мефодия. Кирилл, прежде чем отправиться в путь, спросил, имеют ли моравы азбуку для своего языка. «Ибо просвещение народа без письмен его языка, подобно попыткам писать на воде»,- объяснил Кирилл. Ответ на заданный вопрос был отрицательным. Тогда братья начали работу. В их распоряжении были не годы, а месяцы. В короткий срок была создана азбука моравов. Она была названа в честь одного из ее создателей - Кирилла. И вы хорошо знакомы с ее названием. Это…(кириллица).

Ведущий 1. Составлена она была по довольно простому принципу. Сначала в нее были включены все греческие буквы, которые у славян и греков обозначали одинаковые звуки, потом были добавлены новые знаки - для звуков, не имевших аналогов в греческом языке. Каждая буква имела свое название: «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро» и так далее. Кроме того, буквами можно было обозначать числа: буква «аз» обозначала 1, «веди»-2, «глаголь»-3. Всего в кириллице было 43 буквы.

Ведущий 2. Без изменения кириллица просуществовала в русском языке практически до Петра I , при котором были внесены изменения в начертании некоторых букв. Он убрал устаревшие буквы: «юс большой», «юс малый», «омега» и «ук». Они существовали в алфавите только по традиции, а на деле без них прекрасно можно было обойтись.

Ведущий 1. В 1918г. из русского алфавита «ушли» еще несколько устаревших букв: «ять», «фита», «ижица», «ер» и «ерь».За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось только две: «й» и «ё». Их придумал в XVIII в. известный русский писатель и историк Н.М Карамзин. И вот наконец в современной азбуке осталось… Сколько букв? (33).

Ведущий 2. При помощи славянской азбуки Кирилл и Мефодий очень быстро перевели основные служебные книги с греческого на славянский. Первыми славами, написанными при помощи славянской азбуки, были начальные строки Евангелия от Иоана: « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Успешная миссия Кирилла и Мефодия вызвала резкое недовольство византийского духовенства, которое пыталось опорочить славянских просветителей. Чтобы защититься, братья едут в Рим и там продолжают начатое дело.

Ведущий 1. Длительное путешествие в Рим, напряженная борьба с врагами славянской письменности подорвали здоровье Кирилла. Он тяжело заболел. Перед смертью взял с Мефодия слово продолжать просвещение славян.

Ведущий 2. Вскоре после смерти Мефодия папа римский Стефан V запрещает под страхом церковного отлучения славянское богослужение в Моравии. Ближайших учеников Кирилла и Мефодия арестовывают и после истязаний изгоняют. Трое из них- Климент, Наум и Ангеларий- нашли благосклонный прием в Болгарии. Здесь они по-прежнему переводили с греческого на славянский, составляли различные сборники, прививали населению грамотность.

Ведущий 1. Уничтожить дело православных просветителей не удалось. Огонь, зажженый ими, не погас. Их азбука начала шествие по стране. Из Болгарии кириллица попала в Киевскую Русь.

Учитель.

Наше интеллектуальное состязание посвящено Дню славянской письменности и истории книжной Руси. Главное дело жизни братьев-просветителей станет предметом сегодняшней игры.

Участвуют две команды «Аз» и «Буки».

Итак, начинаем игру.

I тур. Вопросы древности- ответы современности.

-Как возникло слово «азбука»

(слово произошло от названий начальных букв «аз» и «буки»)

-Что общего между словами «азбука» и «алфавит»

(слово «алфавит» составлено из названий тех же первых букв по-гречески «альфа» и «бета», в ином произношении «вита»)

-Первые буквы алфавита известны любому. А вот постарайтесь назвать следующие:

(Г-«глаголь», Л-«людие», П-«покой»)

-Объясните, что такое «ер», «еры», «ерь».Назовите современное название этих букв:

«твердый знак», «ы», «мягкий знак»

-Надо составить слова из букв, названия которых даны на этих карточках в славянском варианте. (команды получают карточки с заданиями и приступают к работе.)

(«Веди», «есть», «слово», «наш», «аз»- «весна»; «слово», «есть», «слово», «твердо», «рцы», «аз»-«сестра»)

-Как называется наука ,изучающая рукописные книги как памятники культуры?

(кодикология)

-Где были центры рукописной книги на Руси в XI в?

(Чудов монастырь, Андроников монастырь, Траще-Сергиев монастырь, книгописные мастерские при Успенском соборе Московского Кремля, а так же в Переславле-Залесском, Ростове Великом, Галиче, Вологде, Суздале).

-Когда появилась первая печатная азбука?

(«Азбука», напечатанная во Львове в 1574 г. И.Федоровым)

-Как называются две основные формы рукописной книги?

(Свиток и кодекс)

-Какой город стал родиной пергаментных книг?

(Пергам)

-Как называлась первая печатная газета, появившаяся в России при Петре I

(«Ведомости»)

-Когда и в связи с чем на Руси была введена кириллица?

(В X-XI вв. в связи с принятием христианства.

-Как называются славянские азбуки?

(Кириллица и глаголица)

-Кто был русским книгопечатником?

II тур. Аз и буки-основа науки.

Учитель: Вам будут заданы вопросы, к каждому из которых даны три варианта ответа. Ваша задача - выбрать правильный ответ. (команды получают карточки с вопросами.)

1.Из какого произведения древнерусской литературы мы можем узнать о Кирилле и Мефодии?

-Из «Сказания о Борисе и Глебе»;

-«Повесть временных лет»;

-«Житие Феодосия».

2. Сколько букв было в кириллице?

- 33;


- 38;

- 43.

3. Назовите древнейшую книгу на Руси, написанную кириллицей.

- «Остромирово Евангелие»;

- «Апостол»;

- «Псалтырь»

4. В мае 1912г. был открыт памятник отцам славянской письменности Кириллу и Мефодию. В каком городе установлен памятник?

- в Москве;

- Киеве;

- Владимире.

5. Названия первых букв азбуки известны любому. Попробуйте предположить, как назывались буквы, которые вы видите на розданных карточках. Ваша задача вписать названия букв в левый столбик таблицы. Выигрывает команда, которая за 5 минут впишет наибольшее число названий.

Л

«Люди»

С

«Слово»

Н

«Наш»

О

«Он»

П

«Покой»

М

«Мыслете»

Т

«Твердо»

Р

«Рцы»

6. А сейчас познакомимся с кириллицей поближе на практике. Предлагаю вам написать с помощью кириллицы записку для своих соперников, записка должна состоять из 6 слов. ( Каждой команде выдается таблица с кириллицей).

III тур. «Писание прилежно»

Вначале вы расскажете, каково происхождение доставшихся вам предметов и каково их назначение. А потом покажете. Как надо было ими пользоваться. Приготовились? Открывайте коробки.

Следующий конкурс потребует от вас не только знаний, но и навыков обращения с некими загадочными предметами.( Предметы лежат в двух закрытых коробках).Пусть каждая команда выберет по коробке.

1 коробка: перо, лист бумаги и пузырек с чернилами (перо бралось из левого крыла гуся. Чтобы подготовить перо к работе надо его очинить: отрезать кончик, чуть расцепить и заострить; пергамент- особым способом выделанная телячья кожа; чернила делались из «дубовых орешков», которые надо было поварить в кислоте с железными опилками.

2 коробка: пласт березовой коры и палочка (писало).Писалом процарапывались буквы на бересте, а тупым концом можно было затереть ошибку.

(После рассказов капитаны обмениваются коротенькими письмами, написанными по-старинному.)

(Подводятся итоги игры)

IV тур. Отгадай-ка!

(командам по очереди загадывают загадки).

1.Хорошо видит, а слепой.(неграмотный)

2.Мал малышок, да мудрые пути указывает.(перо)

3.Без ног приходит, без языка рассказывает.(письмо)

4.Черные птички

На каждой страничке

Молчат-ожидают.

Кто их отгадает.

(Буквы).


5.Семя плоско,

Поле гладко,

Кто умеет

Тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит.



(Бумага, буквы, слова.)

Учитель: Вот и подошло к концу наше интеллектуальное состязание, посвященное Дню славянской письменности и культуры. Надеюсь, оно было не только интересным, но и познавательным.


Смотрите также:
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры в 5 кл. Учитель Матюнина И. Н история праздника
73.27kb.
1 стр.
Урок в 8 классе по Истории православной культуры земли Смоленской, посвящённого Дню славянской письменности и культуры
73.53kb.
1 стр.
День славянской письменности и культуры Учитель
76.25kb.
1 стр.
Мы проведем это праздник достойно в саратове готовятся к торжествам, приуроченным ко Дню славянской письменности и культуры, которые пройдут в нашем городе с 17 по 24 мая
52.93kb.
1 стр.
Урок – конференция с элементами Праздника. День славянской письменности и культуры, посвящённый памяти святых Кирилла и Мефодия
178.52kb.
1 стр.
Дни славянской письменности и культуры
145.25kb.
1 стр.
План основных праздничных мероприятий, посвященных Дням славянской письменности и культуры в Москве 2013 г
94.06kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению Дня славянской письменности и культуры
871.09kb.
5 стр.
Урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры Цель
68.92kb.
1 стр.
Отчет о проведении открытых уроков, посвященных Дню славянской письменности и культуры
142.83kb.
1 стр.
Открытое мероприятие, посвящённое Дню Матери «Образ Богородицы в искусстве»
150.79kb.
1 стр.
Программа июнь 2009 года 1 июня (понедельник)
46.28kb.
1 стр.