Главная
страница 1страница 2 ... страница 30страница 31

Оглавление.


Введение ______________________________________2
Особенности социальных общностей_______________3
Социальные связи_______________________________3

Социальное взаимодействие_______________________4


Социальные отношения, социальная структура и социальные системы______________________________5
Социальные институты____________________________6
Основные виды социальных общностей______________8
Причины дезорганизации социальных общностей______9
Заключение _____________________________________9
Глоссарий_______________________________________10
Список использованной литературы_________________11

Введение.

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает , что , во-первых , все социальные явления и процессы рассматриваются как системы , обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых , изучается процесс их функционирования и развития ; в-третьих , выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое . Наиболее общей и сложной социальной системой является общество , а ее элементами -люди , социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом , который они занимают , социальными функциями (ролями) , которые они выполняют , социальными нормами и ценностями , принятыми в данной системе , а также индивидуальными качествами ( социальные качества личности , мотивы , ценностные ориентации , интересы и т. д. ).

Социальная система может быть представлена в трех аспектах . Первый аспект - как множество индивидов , в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства ( город , деревня, трудовой коллектив и т. д. ) ; второй - как иерархия социальных позиций ( статусов ), которые занимают личности , включенные в деятельность данной системы , и социальных функций (ролей) , которые они выполняют на основе данных социальных позиций ; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы . Первый аспект связан с понятием социальной общности , второй - с понятием социальной организации и третий - с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности , социальной организации и культуры.


Особенности социальных общностей.


Характерной особенностью социальной общности ( город, деревня, трудовой коллектив , семья и т. д. ) является то, что социальные системы складываются именно на ее базе . Социальная общность представляет собой совокупность людей , которую характеризуют условия их жизнедеятельности ( экономическое , социально-статусное , уровень профессиональной подготовки и образования , интересы и потребности и т. д. ) , общие для данной группы взаимодействующих индивидов ( нации классы, социально-профессиональные группы , трудовые коллективы и т. п. ); принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям ( город, деревня, регион) , принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам( семья, образование, наука, политика, религия, и т. д. ) .

Социальные связи.


Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов .

В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух ( нескольких ) объектов. Связь является наиболее глубоким проявлением такой совместимости . В социальных исследованиях выделяются различные типы связей : связи функционирования , развития , или генетические , причинные связи, структурные связи и т. д. В гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных связей , т. е. связей , устанавливаемых только в плоскости знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта , смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии , так и в результатах исследования .

Под « социальной » связью обычно понимают набор факторов , обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях , в определенное время , для достижения тех или иных целей . Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от персональных качеств отдельных личностей . Это связи индивидов друг с другом , а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира , складывающиеся в ходе их практической деятельности . Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей , составляющих данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия , контроля , отношений , а также институциональные связи .

Социальное взаимодействие.

Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп , образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей . Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы , имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом . Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами , которые , являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности , различаются по социальным позициям ( статусам ) и ролям .

Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер , явлений и процессов общественной жизни , осуществляющееся посредством социальной деятельности . Оно имеет место как между обособленными объектами ( внешнее взаимодействие) , так и внутри отдельного объекта , между его элементами ( внутреннее взаимодействие ) .

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны . Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия . Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу , основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения . Это, как правило , межличностные ( или социально-психологические ) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени . Механизм социального взаимодействия включает индивидов , совершающих те или иные действия ; изменения в социальной общности или обществе в целом , вызываемые этими действиями ; влияние этих перемен на других индивидов , составляющих социальную общность , и , наконец , обратную реакцию индивидов .

Социальные отношения, социальная структура и социальные системы.


Взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений . Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами .

В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой . Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов , находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект . Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы . Понятие «социальная структура» есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента - социальный состав и социальные связи . Социальный состав - это набор элементов , составляющих данную структуру . Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов . Таким образом , понятие социальной структуры включает в себя , с одной стороны, социальный состав , или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества , с другой- социальные связи составляющих элементов , различающихся по широте распространения их действия , по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития .

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои , группы , различные по их социальному положению , по их отношению к способу производства . Это устойчивая связь элементов в социальной системе . Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности , как классы и классоподобные группы , этнические , профессиональные , социально- демографические группы , социально- территориальные общности ( город , село , регион) . Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями . Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов , профессиональных , культурных , национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Социальные институты.


Другой тип социальных систем складывается на основе общностей , социальные связи которых обусловлены объединениями организаций . Такие социальные связи называются институциональными , а социальные системы - социальными институтами . Последние действуют от имени общества как целого . Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни .

Следовательно , социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления . Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе . Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы , обычаи , административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится , с одной стороны , к применению санкций в отношении поведения , нарушающего социальные ограничения , с другой - к одобрению желательного поведения . Поведение индивидов обусловлено их потребностями . Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами , и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей , принятой данной социальной общностью или обществом в целом . Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности . Воспитание и социализация направлены на то , чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности .

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград . В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль . Их задача сводится не только к принуждению . В каждом обществе существуют институты , осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений , свободу слова , права на получение определенной формы и величины дохода , на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например , литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества , поиска новых художественных форм ; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней , формальной ( « материальной» ) структуры , так и внутренней , содержательной .

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях . Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц , учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие , то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц , обеспечивающих данную социальную функцию . Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях , характерных для системы юстиции ( роль судьи , прокурора , адвоката, следователя и т. д. ) .

Социальный институт , таким образом , определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения . Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач . Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности , конкретными функциями , обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей , а также системой санкций , обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения .

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть . Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг . Семья также один из важных социальных институтов . Ее деятельность ( отношения между родителями , родителями и детьми , методы воспитания и т. д. ) определяется системой правовых и иных социальных норм . Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты , как система образования , здравоохранение , социальное обеспечение , культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии .

Институциональные связи , как и иные формы социальной связи , на основе которых складываются социальные общности , представляют собой упорядоченную систему , определенную социальную организацию . Это система принятых видов деятельности социальных общностей , норм и ценностей , которые гарантируют сходное поведение их членов , согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей , устанавливают способы удовлетворения их потребностей , разрешают конфликты , возникающие в процессе повседневной жизни , обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом . В случае когда это равновесие начинает колебаться , говорят о социальной дезорганизации , об интенсивном проявлении нежелательных явлений ( например , таких , как преступления , алкоголизм , агрессивные действия и т. п. ).

Основные виды социальных общностей.


Функционирование социальных отношений , институтов контроля и организаций порождает сложную систему социальных связей , управляющую потребностями , интересами и целями людей . Эта система сплачивает индивидов и их группы в единое целое - социальную общность и через нее - в социальную систему . Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных общностей , так и ее функции . Внешняя структура общности может быть определена , например , ее объективными данными : сведениями о демографической структуре общности , профессиональной структуре , об образовательной характеристике ее членов и т. п.

Функционально социальные общности направляют действия своих членов на достижения групповых целей . Социальная общность обеспечивает координацию этих действий , что ведет к повышению ее внутренней сплоченности . Последняя возможна благодаря образцам поведения , нормам , определяющим отношения внутри этой общности , а также социально-психологическим механизмам , направляющим поведение ее членов .

Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие , как семья , трудовой коллектив , группы совместного проведения досуга , а также различные социально-территориальные общности ( поселок, небольшой город , крупные города , регион и т. д. ) . Скажем , семья осуществляет социализацию молодежи в ходе освоения ею нормативов общественной жизни, формирует у нее чувство безопасности , удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных переживаниях , предотвращает психологическую неуравновешенность , помогает преодолеть состояние изолированности и т. д.

Территориальная общность , ее состояние также влияют на характер поведения ее членов , в особенности в сфере неформальных контактов . Профессиональные группы кроме возможности решения чисто профессиональных вопросов формируют у членов чувство трудовой солидарности , обеспечивают профессиональный престиж и авторитет , контролируют поведение людей с позиций профессиональной морали .


Причины дезорганизации социальных общностей.


Социальные процессы ( демографический , миграционный , урбанизации, индустриализации ) в качестве нежелательного результата могут оказать деструктивное , дезорганизационное воздействие на социальные общности . Явления дезорганизации отражаются как на внешней ( формальной) структуре общностей , так и на внутренней , функциональной их характеристике . Так , если с внешней стороны процессы типа миграции , развития городов , промышленности и т. д. Ведут к распаду больших семей , складывавшихся ранее из двух или трех поколений , в производственных группах - к текучести кадров и т. д. , в территориальных общностях - к росту числа мигрантов в составе коренного населения , к нарушению естественной половозрастной структуре , то дезорганизация функций таких общностей выражается в расшатывании ценностей , нарастания противоречивости стандартов и образцов поведения , ослаблении нормативной структуры общности , то в свою очередь ведет к росту отклонений в поведении ее членов .

К числу социальных причин , дезорганизующих личность, можно отнести ее участие либо в нескольких социальных общностях , навязывающих ей противоречащие социальные ценности и образцы поведения , либо в таких , для которых характерна неопределенность социальных ролей , т. е. требований, предъявляемых к индивиду , отсутствие социального контроля , неясность критериев оценок поведения . Как правило , такого рода явления связаны с ослаблением социально-психологического эффекта общности , служащего средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания .

В этих условиях так называемые нормальные социальные общности не во всех случаях оказываются в состоянии обеспечить выполнение ряда их существенных функций , т. е. снабдить индивида последовательной , внутренне не противоречивой системой нормативов поведения , стимулировать чувство солидарности и принадлежности к ней , предоставить упорядоченную систему ступеней социального престижа и признания и т. д.

Заключение.


Высокая степень единства людей в социальных общностях , их сплоченность ( коллективность ) , сходность их позиций объективно способствует снижению числа правонарушений . Когда степень единства ( интегрированность) социальной общности ( класса , общества) достаточно высока , то падает количество отклонений в поведении членов этой общности . Наоборот , рост числа отклонений в поведении - показатель распада ее интегрированности . В некоторых случаях неэффективность влияния , например , на подростка со стороны ближайшей социальной общности ( семьи ) , недостаточность его социализации ( в смысле включения в систему ценностей и норм поведения, характерных для общества в целом ) могут привести к усилению влияния на него стихийно складывающихся группировок , где бытуют противоправные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. Сюда можно отнести некоторые группы подростков с антисоциальным поведением , воров-рецедивистов , алкоголиков и т. д. Влияние таких социальных общностей часто бывает прямо связано с низким социально-воспитательным эффектом семьи , школьного или производственного коллектива , звеньев политической системы общества . Еще один момент , на который следует обратить внимание , также связанный с ослаблением социальных связей между людьми, - это негативные последствия научно-технической революции: урбанизация , возникновение больших городов и т. д. Хотя она исторически прогрессивна , но может вызвать и некоторый рост аморальных явлений , связанных с перемещением людей , миграцией населения.

Глоссарий.


Социальная общность - совокупность людей , которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов ; принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям , принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам .

Социальная связь - набор факторов , обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях , в определенное время для достижения тех или иных целей .

Социальное взаимодействие - взаимное влияние различных сфер , явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности.

Социальные отношения - относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами .

Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов , находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект .

Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру.

Список использованной литературы.


«Социология» Москва издательство «Мысль» 1990 год.

Ленин В. И. Полное собрание сочинений том 1

Маркс , Энгельс , Соч. Том 1 и Том 23

«Сократический поворот» в философии: идеи и метод философии Сократа. Проблема человека.
Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос (но только на первый взгляд). Собеседник дерзко и нехотя отвечал на него, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал и это доходило до того, что собеседник, в конце концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойно удалялся. И этой своей исключительностью, гениальностью, избранностью Сократ и прославился.

Сократ при этом пользуется грозным и непобедимым оружием-иронией. Cократовская ирония выступает в качестве диалектической ловушки, при посредстве которой обыденный здоровый смысл оказывается вынужденным выйти из всяческого своего окостенения и дойти - не до самодовольного всезнайства, а до имманентной ему самому истины, -эта ирония есть не что иное, как форма, свойственная философии в ее субъективном отношении к обыденному сознанию.

Эта ирония казалась идущей от какой-то загадочной, демонической силы Сократа, ставящей его над людьми, как бы талантливы и умны они ни были. Разгадка этого внутреннего превосходства, этой силы, скрытой за добродушной ухмылкой, в том, что сам Сократ неуязвим. В его сбивающих с толку речах все время чувствуется некая уверенность и основательность человека, который хотя и не имеет готового ответа на свои вопросы, но знает нечто большее, а именно: во имя чего идет поиск и как именно его надо вести, что придает его иронии необоримую силу Антея. Эта внутренняя основательность Сократа исходит также из его убеждения о возможности рационального осмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во всех, даже темных и мистических, сторонах и тончайших движениях человеческой души и интеллекта. Сократ убежден, что во всей пестроте жизненных переживаний есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который может быть выражен единой идеей, понятием.

Испытывая других на мудрость, Сократ сам отнюдь не претендует на звание мудреца, оно, по его мнению, приличествует богу. Если человек самодовольно полагает, что на все он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший, ему незачем ломать голову в поисках наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше по бесконечным лабиринтам мысли. Он почивает на лаврах истины, которые на поверку оказываются собранием самых убогих, плоских представлений обывательской премудрости. Так почитающий себя мудрецом оказывается всего лишь премудрым пескарем.



" Я знаю только то, что ничего не знаю." Это излюбленное выражение, кредо сократовской собственной позиции. " Я ничего не знаю" - это значит, что как бы далеко я ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь на достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины. Не будем забывать, что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды, но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа те из софистов, которые сделали искусство доказывать правое и неправое своей профессией. Кто покушается на самодовольство темных и пустых людей, тот сначала человек беспокойный, потом нестерпимый, и наконец, преступник, заслуживающий смерти. Первым полушутливым, полусерьезным обвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана "Облака". В которой Сократ изображается мастером "кривых речей". В один из дней 399 года до н.э.. жители Афин читали выставленный для всеобщего обсуждения текст: " Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец, против Сократа, сына Софраникса из дома Алопеки. Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание — смерть". Мошенники мысли не простили Сократу его иронии, слишком разорительной для них. В речах Сократа на суде, с большой художественной силой переданных Платоном, поражает то, что он сам сознательно и решительно отрезает себе все пути к спасению, он сам идет навстречу смертному приговору. В его рассуждениях подспудно бьется мысль: раз уж, афиняне, вы дошли до такого позора, что судите мудрейшего из эллинов, то испейте чашу позора до дна. Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя, не мне выносите приговор, а себе, на вас ложиться несмываемое клеймо. Лишая жизни мудрого и благородного человека, общество себя лишает мудрости и благородства, лишает себя стимулирующей силы, ищущей, критической, беспокоящей мысли. И вот меня, человека медлительного и старого( Сократу было тогда 70 лет ), догнала та, что настигает не так стремительно, - смерть, а моих обвинителей, людей сильных и проворных, - та, что бежит быстрее, - испорченность. Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости. У порога смерти Сократ пророчествует, что тотчас после его гибели постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его покарали. Сократ сам осудил себя на смерть, и, уже осужденный, твердо отказался от реальной возможности бежать из тюрьмы и уйти в изгнание. Он добровольно дал распять себя на кресте " отеческих законов " и поступил весьма хитроумно и дальновидно, лучшим образом продемонстрировав неистинность этих законов всему миру. Пророчество Сократа сбылось: позор пал на головы его судей, и прежде всего на головы обвинителей. Они, так же как тиран, судивший Зенона Элейского, были побиты каменьями и, как сообщает Плутарх, повесились, так как не вынесли презрения афинян, лишивших их "огня и воды".

Смерть Сократа явилась последним и самым обличительным, самым гениальным его философским произведением, вызвавшим глубокое брожение умов и могучий общественный резонанс на протяжении многих веков человеческой истории. Юный ученик Сократа - Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. " Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость ?" - вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности и который породил другой вопрос: " Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью?" Так родилась первая философская утопия о "справедливом" (для своего времени) общественном строе, оказавшая впоследствии большое влияние на возникновение и развитие утопического социализма.

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем " тенденции, или линии Платона " в античной философии.

Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности общества. И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, "столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение". Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этом отношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.

Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, - необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознание, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию. Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим "прислушиваться к природе", ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах, - знаменитый "демон" Сократа.

Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека.

Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т.п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производила пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок времен года; более того, движение солнца происходит на таком расстоянии от земли, чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п.

Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методологически направленного к определенной цели спора. Не ограничиваясь руководящей ролью в пределах своего философско-политеческого кружка, Сократ бродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественных собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел "беседы" с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские, религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную пропаганду своего этического идеализма.

Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей. Задаче нахождения "всеобщего" должен был, по мысли Сократа, способствовать его особый философский метод. "Сократовский" метод, имевший своей задачей обнаружение "истины" путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической "диалектики". "Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем



раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины". Между тем как Гераклит учил о борьбе противоположностей, как о движущей силе развития природы, сосредоточив свое внимание, главным образом, на объективной диалектике, Сократ, опираясь на элейскую школу ( Зенон ) и софистов ( Протагор ), впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части "сократического" метода: "ирония" и "майевтика" - по форме, "индукция" и "определение" - по содержанию. "Сократический" метод - это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская "ирония". Однако Сократ ставил своей задачей не только "ироническое" раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться "истины". Поэтому продолжением и дополнением "иронии" служила "майевтика" - "повивальное искусство" Сократа ( намек на профессию его матери ). Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию "всеобщего" как основы истинной морали. Основная задача "сократического" метода - найти "всеобщее" в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной "индукции" и "определения".

Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующие их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще. "Индукция" и "определение" в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если "индукция" - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то "определение" - это установление родов и видов, их соотношения, "соподчинения". Вот как, например, в разговоре с Евтидемом, готовившимся к государственной деятельности и желавшим знать, что такое справедливость и несправедливость, Сократ применил свой "диалектический" метод мышления. Сначала Сократ предложил дела справедливости заносить в графу "дельта", а дела несправедливости - в графу "альфа", затем он спросил Евтидема, куда занести ложь. Евтидем предложил занести ложь в графу "альфа" (несправедливости). То же предложил он и в отношении обмана, воровства и похищения людей для продажи в рабство. Равным образом на вопрос Сократа можно ли что-либо из перечисленного занести в графу "дельта" (справедливости), Евтидем отвечал решительным отрицанием. Тогда Сократ задал Евтидему вопрос такого рода: справедливо ли обращение в рабство жителей несправедливого неприятельского города. Евтидем признал подобный поступок справедливым. Тогда Сократ задал подобный же вопрос относительно обмана неприятеля и относительно кражи и грабежа добра у жителей неприятельского города. Все эти поступки Евтидем признал справедливыми, указав, что он первоначально думал, будто бы вопросы Сократа касаются только друзей. Тогда Сократ указал, что все поступки, первоначально отнесенные к графе несправедливости, следует поместить в графу справедливости. Евтидем согласился с этим. Тогда Сократ заявил, что, следовательно, прежнее "определение" неправильно и что следует выдвинуть новое "определение": "По отношению к врагам такие поступки справедливы, а по отношению к друзьям несправедливы, и по отношению к ним, напротив, следует быть как можно справедливее". Однако и на этом Сократ не остановился и, снова прибегая к "индукции", показал, что и это "определение" неправильно и требует замены его другим. Для достижения этого результата Сократ снова обнаруживает противоречия в положении, признанном собеседником за истинное,а именно в тезисе о том, что в отношении друзей следует говорить только правду. Правильно ли поступит военачальник, спрашивает Сократ, если он, для того чтобы поднять дух войска, солжет своим войнам, будто бы приближаются союзники. Евтидем соглашается, что подобного рода обман друзей следует занести в графу "дельта", а не "альфа", как это предполагается предыдущим "определением". Равным образом, продолжает "индукцию" Сократ, не справедливо ли будет, если отец обманет своего заболевшего сына, не желающего принимать лекарство, и под видом пищи заставит его это лекарство принять, и тем самым своей ложью вернет сыну здоровье. Евтидем соглашается, что и такого рода обман следует признать делом справедливым. Тогда Сократ спрашивает его, как назвать поступок того человека, который, видя своего друга в состоянии отчаяния и боясь, как бы он не кончил жизнь самоубийством, украдет или просто отнимет у него оружие. Эту кражу, или этот грабеж, Евтидем также вынужден занести в графу справедливости, нарушая снова предыдущее "определения" и приходя к выводу, подсказанному Сократом, что и с друзьями не во всех случаях надо быть правдивыми. После этого Сократ переходит к вопросу о различии добровольного и недобровольного поступка, продолжая свою "индукцию" и добиваясь нового, еще более точного "определения" справедливости и несправедливости. В конечном итоге получается определение несправедливых поступков как тех, которые совершаются в отношении друзей с намерением им навредить. Истина и нравственность для Сократа - понятия совпадающие. " Между мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководствуется этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его...

Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо него, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если попытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость".

Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)

2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)

3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие). Только "благородные люди" могут претендовать на знание. А "земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих себя... ведь они знают только то, что имеет отношение к телу и служит ему... А потому, если познание самого себя есть признак разумности, никто из этих людей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла". Рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о рабах), недоступно знание.

Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был идеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократовская проповедь добродетели имела политическое назначение. Он сам говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическую деятельность. При этом политическое воспитание афинского гражданина велось им в таком направлении, чтобы подготовить восстановление политического господства аристократии, вернуться к "заветам отцов".

По Ксенофонту, Сократ восторгается "самыми древними и самыми образованными государствами и народами", потому что они "самые набожные". Больше того: " ...он думает, что ему не стыдно будет взять за образец персидского царя", потому что персидский царь считает земледелие и военное искусство благороднейшими занятиями. Земля и военное искусство - исконная принадлежность "благородных господ", родовой землевладельческой аристократии. Сократ, по Ксенофонту, воспевает земледелие. Он дает возможность сулить "хорошие обещания рабам" и "приохочивать рабочих и склонять их к послушанию". Сельское хозяйство - мать и кормилица всех искусств, источник жизненных потребностей для "для благородного господина", лучшее занятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту и силу, побуждает к храбрости, дает отличных и наиболее преданных общему благу граждан. При этом сельское хозяйство противополагается городским занятиям, ремеслам как вредящим делу и разрушающим душу. Сократ на стороне отсталой деревни — против города с его ремеслами, промышленностью и торговлей. Таков идеал Сократа. Надо было воспитать адептов этого идеала. Отсюда неустанная, непрерывная, изо дня в день ведущаяся пропагандическая деятельность Сократа. Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности. Он хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, не требовательных, благоразумных, справедливых в отношениях ко своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верить в богов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и не позволять себе "дерзости" изучать мир, небо, планеты. Словом, гражданин должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках "благородных господ". Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметил так же классификацию государственных форм, исходя из основных положений своего этико-политического учения. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.

Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам, в особенности направляя острие своей критики против античной демократии как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственной власти.

Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о космосе, вопроса о человеке со всеми его связями он ставит антропозитизм. Сократ претендовал на роль просветителя. Он же враг изучения природы (вмешательства в дело богов). Задача его философии - обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы - безбожное дело. По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу (человек), а затем ведет к объективному духу (бог). Опять же по Сократу, особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это нравственность. А истинная нравственность — это знание того, что хорошо. И элитарность знания ведет к добродетели.

Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.

Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она хорошо потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания как этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические, другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие — как еритические. Его признавали "своим" самые разные идеологические течения, ему в вину ставились философские односторонности и однобокости, в которых Сократ не мог быть повинен. Те критерии, которыми мы идеологически расчленяем философию нового времени на различные школы и направления, Сократу, а тем более к его предшественникам, неприменимы.

История хорошо поработала также над тем, чтобы все мертворожденное в наследии Сократа довести до своих крайних пределов окаменелости, до канонизированных идолов массового сознания, оттенив тем самым живые и животворные родники сократовской мысли - его иронию и диалектику.


Эстонско-Американский Бизнес Колледж

Северо - Восточный филиал

ФИЛОСОФИЯ

число:


-----------

М. Хомяков

Экономический ф-тет

WE-202
---------------

---------------

Ведущий преподаватель


НАРВА 1997

Список литературы:




  • « Сократ, Платон, Аристотель, Сенека » Жизнь замечательных людей, биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Издательство «Республика» 1995.

  • « История западной философии » Б. Рассел «Миф» Москва 1993.

  • « Краткий очерк истории философии ». Издательство «Мысль» Москва. 1967. Под редакцией М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова.

  • « 106 философов. Жизнь, судьба, учение », «Таврия» Симферополь, 1995. 1-ый том, Анатомия мудрости.

  • « Философская энциклопедия ». Главный редактор Ф. В. Константинов.

  • « История философии в кратком изложении » Москва «Мысль» 1991.

  • « История философии: Запад - Россия - Восток: Книга первая. Философия древности и средневековья. » Под редакцией проф., Н. В. Мотротиловой, Москва 1996.

  • « Западная философия от истоков до наших дней » 1-ый том античность. ТОО ТК «Петрополис» Санкт - Петербург 1994. Джованни Реале и Дарио Антисери.

  • « Истории античной философии » в конспективном изложении А. Ф. Лосев, Москва «Мысль» 1989.

Действительно ли существуют другие вселенные,галактики?

Можно ли поверить в иные цивилизации? Откуда взялись

эти"летающие тарелочки",так хорошо всем известные?

На эти вопросы можно отвечать по-разному.Уфологи

до сих пор спорят о происхождении НЛО,и других

аномальных явлениях,в часности,так хорошо всем

известного,"Тунгусского метеорита".

В 60-х годах ученые стали исследовать Тунгусскую

проблему.Результаты были засекречены.Только через пять

лет нашлись люди,которые решили самостоятельно начать

иследования этого феномена.

В 1965 году профессор И.С.Астапович опубликовал резуль-

таты обработки многочисленных данных о полёте Тунгус-

ского тела и пришел к выводу,что оно летело почти точно

с юга на север по прямой,соединяющей Иркутск и Вановару

В этом убеждали не только очевидцы.При полете тела в

атмосфере возникает мощная баллистическая волна. Она

рождает звуки и при пологой траектории,вызывает даже

легкие сотрясения почвы.Кроме того,трение летящего тела

о воздух приводит к обраованию электростатических

зарядов,а их постепенное рассасывание в атмосфере

наблюдатель воспринимает как потрескивание или шорох.

По всем данным выходит,что тунгусское тело действитель-

но двигалось с юга на север,что уже невероятно.

Но в том же 1965 году выясняется,что к месту катастрофы

загадочное тело прилетело точно с востока! Об этом

говорили многочисленные очевидцы,опрошенные в 60-е годы

в районах,лежащих к востоку от селения Вановары-

-ближайшего населенного пункта к эпицентру взрыва. К

тому же выводу привел математический анализ вывала леса

вокруг эпицентра.В этом вывале четко проявляется ось

симметрии-проекции Тунгусского тела на земную пов-ность

Таким образом,нас встречает неожиданная загадка:как

могло Тунгусское тело иметь две разные траектории-южную

и восточную,то есть,по просту говоря,повернуть???

Для познания причин Тунгусского взрыва нужно знать,

Каков был наклон атмосферной траектории ТТ к пл-сти

горизонта.

К интересным выводам можно прийти таким путем:многие

наблюдатели к востоку от эпицентра видели пылевой след

Тунгусского тела,слышали звуки,порожденные его полетом

в атмосфере.Но и пылевые следы и звуки возникают лишь

тогда,когда тело снизится до 50км.-выше такие эффкеты

не наблюдаются.Значит,и по этим данным,зная расстояние

от эпицентра до наблюдателя,легко вычислить наклон

траектории.Десять градусов оказываются тем верхним

пределом за который заведомо не выходил этот наклон.

Если мы сравним результаты"восточного"тела с "южным",

то они окажуться схожими.


Отсюда следуют важные выводы. ТТ обладало высокой мех.

прочностью,а стало быть,и значительной плотностью.

В самом деле-оно пролетело в нижних слоях атмосферы

многие сотни километров со скоростью во много раз

превышающей скорость пули(начальная скорость при влете

в атмосферу не могла быть меньше 11км/с).Сопротивление

атмосферы при этом составляло на большем учаске полета

десятки и даже сотни кг. на квадратный см.Для сравнения

поясню,что пемза выдерживает предельную статистическую

нагрузку в 20 кг/кв.см,кирпич-60кг/кв.см.Подчеркну,что

речь идет о статистических"спокойных"нагрузках.При ди-

намических нагрузкх сопротивляемость разрушению падает

в два-три раза.Значит ТТ было гораздо прочнее и плотнее

кирпича! Легко оценить минимальную плотность ТТ,считая,

что в конце полета непосредственно перед взрывом оно

имело скорость около 2км/с-при меньшей скорости тело,

вторгающееся в атмосферу,просто не светится,что не

скажешь про ТТ. В тот момент давление составляло 78кг/см

а значит,плотность тела была не меньше 2г/куб.см.

Итак,ТТ приблизилось к месту своего взрыва по очень

полотой траектории с наклоном не более 10 гр.Взорвавшись

в воздухе на высоте 5-7км.,оно взрывной волной разметало

вековую тайгу на площади,равной площади Московской

области.В радиальном вывале нет следов баллистической

воздушной волны - той,которая образуется в воздухе

при полете тела. А это значит,что ТТ непосредственно

перед взрывом не превышало скорость равную 1-2 км/с.

Но тогда при такой скорости кинетической энергии

тела просто не хватит для взрыва такой мощности,

равном примерно 40 МГТ,а именно таким и был Тунгусский

взрыв.

Что же взорвалось? Взрывы бывают разные.Например,



механические.Под этим термином в астрономии понимают

взрыв метеорита при его ударе о землю .При мгновенной

остановке кинетическая энергия метеорита расходуеться

на разрушение кристаллической решетки твердого тела,в

результате чего метеорит становится похожим на очень

сильно сжатый газ.Такой газ мгновенно расширяется-а это

и есть взрыв.

В 1968 году окончательно выяснилось: Тунгусский ме-

теорит на Землю не падал,механического взрыва не было.

Что же тогда произошло?

Перебирая разные варианты ответов ученые пришли к

выводу,что этот взрыв очень похож на термоядерный.Но

и кое-чем отличается:как,например,объяснить резко

усилившийся прирост ратительности в районе эпицентра

взрыва,или свечение неба после катастрофы, хотя в

других местах, где проводились высотные ядерные взрывы,ничего похожего не наблюдается...

Мне кажеться,что на самом деле там произошла

авария НЛО,но и все факты подталкивают нас к такому

выводу.
Что бы доказать,что НЛО не миф, я приведу еще кое-какие

факты.


Вы думаете,что НЛО наблюдается и наблюдалось только в

наше время? Если вы так думаете,то глубоко ошибаетесь.

НЛО наблюдалось еще в древнем Риме и тому есть докум.

доказательства.В 1552 году н.э.Ликосфенес собрал

сведения о 59 древнеримских "знамениях". Вот некоторые

из них:


222 год до н.э."Когда Гней Домиций и Гай Фанний Были

консулами,в небе появилось сразу три Луны"

218 год до н.э."В области Амитерно много раз появлялись

неизвестные люди в белых одеяниях.В Праэнесте- пылающие

лампы с небес.В Арпи - щит в небе.В небе были видны

призрачные корабли."

214 год до н.э."В Адрии в небе появился алтарь и нечто,

напоминающее фигуру человека около него"

Похожее описано в библейском писании.Там говорится

о том,как некий пророк видел в небе второе солнце.

Но не будем останавливаться в прошлом и вернемся в

настоящее.Нло проявляют свою активность не только

на Земле,но и в космосе и,даже на Луне.Студент

японского унивирситета через мощный телескоп

зафиксировал на Луне тени,двигающиеся по её пов-сти.

Совершенно случайно он смог определить скорость и

диаметр Неопознанного Летающего Объекта.Его скорость

оказалась приблизительно равной 200 км/с,а его

диаметр - 20км.!

НЛО наблюдаются и в космосе.Русские космонавты не раз

наблюдали что-то похожее...

Продолжать можно очень и очень долго,но вывод один:

данные обьекты ни что иное,как посланники иной

цивилизации!



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


следующая страница >>
Смотрите также:
2 Особенности социальных общностей 3
5002.8kb.
31 стр.
Решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг
1992.6kb.
16 стр.
Занятие по теме: «Продвижение информации о политических партиях и депутатах в социальных сетях: задачи, сроки, показатели эффективности. Воздействие политической рекламы на молодежь в социальных сетях»
42.14kb.
1 стр.
Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола
153.04kb.
1 стр.
Семинару: «Особенности работы с детьми девиантного поведения в условиях загородного лагеря»
23.85kb.
1 стр.
Об одной особенности президентских республик Политическая нестабильность и широкая президентская власть А. И. Кулябин
329.56kb.
1 стр.
Социальная структура общества
67.82kb.
1 стр.
Особенности молодёжных субкультур на примере хип-хопа 09. 00. 13 религиоведение, философская антропология, философия культуры
346.7kb.
1 стр.
Возникновение и развитие социологи
1656.6kb.
32 стр.
Методическое пособие для психологов, социальных педагогов и социальных работников белсэнс минск 2005 ббк 878. 5
2265.35kb.
13 стр.
А. Г. Тишкина Историко-географические предпосылки формирования
251.54kb.
1 стр.
Чечевин Г. Б. Вольно-народная колонизация как фактор складывании русских этнокультурных общностей в Сибири
128.51kb.
1 стр.