Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

Муниципальное казённое общеобразовательное казённое учреждение средняя общеобразовательная

школа № 10 п. Белореченск Омутнинского района Кировской области

Утверждаю:

Директор МКОУ СОШ № 10

п. Белореченск

Омутнинского района

Кировской области

Н. П. Белых

Приказ № от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

11 класс

на 2011-2012 учебный год

Автор-составитель: Ларичева

Наталья Валентиновна,

учитель МХК,

высшая категория

п. Белореченск 2011г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г, и типовой программы Л. А. Рапацкой (издание 2010 г)

Данный курс является базовым и изучается в 11 классе в течение 1 часа в неделю, 33 часа в год.

Обучение ведётся по учебнику Л. А. Рапацкой «Мировая художественная культура» 11 класс, М.- Владос, 2010 г., допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.


Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; толерантного отношения к культурным традициям различных народов.

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведение искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Задачи:

  1. повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;

  2. воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;

  3. раскрытие художественно-образного языка изображения окру жающей действительности в различных видах и жанрах изобра зительного искусства;

  4. развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;

  5. развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.

Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

  1. формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного  разностороннего развития собственной личности;

  2. формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;

  3. формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.

Курс “Мировая художественная культура” ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли.

В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический.

Учебно-тематическое планирование уроков МХК в 11 классе – 1 час в неделю – 33 часа в год.


Разделы программы


Темы


Содержание изучаемого материала

Требования к уровню подготовки учащихся


Раздел I.

Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре ХIХ – начала ХХ в. – 8ч.





Стили и

направления

в искусстве.

Романтизм

в художественной

культуре


Европы XIX в:

Открытие


«внутреннего

человека».






. Шедевры

Музыкального

искусства эпохи

романтизма


















Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и пессимизма.

Мир реальности и мир «новой реальности»:



Социокультурные доминанты эпохи. Основные направления и стили в искусстве. Поиск нового художественного языка. Дифференциация и синтез. Художественная картина мира в романтическом искусстве разных видов.»Отец романтизма» - Джордж Ноэл Гордон Байрон. Романтическое направление в европейской литературе (Э.Т.А. Гофман, Дж.Байрон, В. Гюго, В. Скотт, Г.Гейне, А. Дюма В. Гюго).  Сказка в творчестве братьев Гримм, Х.К. Андерсена. Живопись (Эжен Делакруа, Франсиско Гойя).

Музыка в эпоху Романтизма. Рождение оперы. (Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнер, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Н. Шопен, Ференц Лист и др.) Идейная насыщенность и судьба опер «Кармен»Дж.Бизе, «Прометей» Ф. Лист.

Импрессионизм и его открытия. Эстетические взгляды импрессионистов. Передача мимолетных впечатлений от восприятия окружающего мира. Представители импрессионизма французской живописи — К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, Э.Дега, К.Писсаро, А. Сислей. Основные проявления импрессионизма — одухотворенная пейзажность, детализация, тонкость в передаче нюансов, повышенная изобразительность музыкального звучания и “музыкальность” живописи.Импрессионизм в музыке (К. Дебюсси, М. Равель).

Деструктивные, антигармоничные начала бытия — главная тема экспрессионизма.

Экспрессионизм в изобразительном искусстве (Э. Мунк, Э. Нольде, Ф. Марк К.Кельвиц, О. Кокошка, Отто Дикс)

Экспрессионизм в музыке (Г. Малер, А. Шенберг, А. Онеггер  и др.) “Нововенская школа” и развитие музыкального экспрессионизма. Творчество А.Шенберга и А. Берга. Новое понимание красоты в постимпрессионистской живописи ( А.Тулуз-Лотрек, П.Гоген, В. Ван Гог). Скульптуры О.Родена — новые пластические возможности. Язык символов во французской поэзии (Ш.Бодлер).

Литературное творчество А. Франсу, Р. Роллана, Артура Клонан-Дойля, Р. Стивенсона, Оскара Уайльда, Дж. Киплинга,, Генриха Манна, Шарля Бодлера.Символизм как философская «сверхидея». Творчество С. Дали. искусства кон ца XIX ~ начала XX в. Художественный язык модерна. А. Гауди, Эйфель.


Знать:

- основные эпохи в художественном развитии человечества;

-культурные доминанты различных периодов в развитии мировой художественной культуры;

-основные стили и направления в мировой художественной культуре;

- основные идеи романтизма;

- творчество европейских писателей, художников эпохи романтизма.

- творчество европейских музыкантов романтизма . (Дж. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнер, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Н. Шопен, Ф. Лист и др.).

- основные характеристики импрессионизма;

- творчество художников импрессионистов (К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, Э.Дега, К.Писсаро, А. Сислей);

- основные характеристики музыки импрепссионизма

- основные характеристики экспрессионизма;

-- творчество художников экспрессионизма (Э. Мунк, Э. Нольде, Ф. Марк К.Кельвиц, О. Кокошка, Отто Дикс);

- основные характеристики музыки эксперессионизма;

- художественный «язык» модерна;

-- творчество художников писателей «нового времени»;

- основные характеристики символизма;



Уметь:

-отличать произведения искусства различных стилей;

-сформулировать свое оценочное суждение о произведениях и жанрах искусства;

-пользоваться справочной литературой по искусству, анализировать и интерпретировать ее.



Раздел II                               Художествен-

ная

 культура России



19-нач. 20в.

12 ч.






Фундамент

национальной

классики:

шедевры


русской

художественной

культуры

1-й пол 19 в.

Течения и

направления

в русской

культуре 18-нач.19 в.

Пореформенная

эпоха России.

Товарищество

Передвижников

– выдающееся

явление в русской

культуре.

Художественная

культура России

пореформенной

эпохи.

Переоценка



Ценностей

в художественной

культуре

«Серебряного века»:

открытие

символизма.











































































Эстетика

Эксперимента

и ранний

русский авангард.

В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм


«Золотой век» развития культуры в России. Соотношение основных этапов развития русской и европейской художественных культур. Особенности формирования национального художественного мышления.

Два течения: славянофильство и западники.. Просветительский, учительский пафос литературы. Нравственно-философские проблемы в творчестве Н.А. Некрасова, И.О. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого

Диалог классицизма и романтизма в поэзии (В.Жуковский,К. Рылеев, А. Пушкин, Е.Баратынский, Ф. Тютчев, М. Лермонтов). Усиление свободомыслия, идеи декабристов. Завершение «дворянского этапа» развития культуры. Рождение образа «маленького человека» (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь).

Рождение критического реализма. Творчество Н.Гоголя.



Расцвет русского театра, формирование национальной актерской школы. А.Островский и русский театр. Творчество А. Алябьева.

Поздний классицизм в архитектуре. Архитектура столиц и провинций. Завершение этапа классицизма в русской архитектуре (русский ампир). Проекты А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Тома. Творчество К. И. Росси (Сенат, Синод, Александрий ский театр в Петербурге). Архитектурные проекты В. П. Стасова, О.И. Бове, Д. Жилярди.) Романтизм, сентиментализм в различных видах искусства. Сочетание классицистских и романтических образов в изоб разительном искусстве. Обращенность живописи к внутренне му миру человека (О.А. Кипренский). Развитие жанровой живописи, ее задушевная теплота и лиричность (В. А. Тропинин, А.Г. Венецианов). Сочетание классицизма и романтизма в русской  живописи (О. Кипренский, А. Венецианов, К. Брюллов и др.).Критический реализм в изобразительном  искусстве (П. Федотов). Критический реализм в изобразительном  искусстве (П. Федотов). Переход от романтизма и классицизма к реализму в русской живописи (К.Брюллов, О. Кипренский, П. Федотов).


— Творчество А.А. Иванова. Портрет в искусстве передвижников. Передвижники. Бытовой жанр в живописи Портретные образы И.Н.Крамского («Портрет Л.Н.Толстого». Картины И.Е.Репина и В.И.Сурикова — вершина передвижничества и начало нового этапа в развитии национального русского искусства. Исторические полотна Сурикова. . Работы В.Г. Перова, предвосхищение эстетики передвижниче ства. Творчество И.Я. Крамского, Н.Н. Ге, В.В. Верещагина.Становление реалистического пейзажа (А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; Ф.А.Васильев «Оттепель», И.И.Шишкин «Рожь»). Пейзажи И.И.Левитана, И. Куинджи. «Былинный стиль» произведений В.М. Васнецова. Архитектурные проекты К. Тон. Храм Христа Спасителя. Скульптурные проекты М. Микешина , А. Опекушина, М. Творчество композиторов “Могучей кучки” (М.Мусоргский, А. Бородин, Н.Римский-Корсаков). Гений П.Чайковского. Реализм в музыке М.П. Мусоргского.

Серебряный век» как этап, завершающий традицию развития русской художественной культуры от древности до советского периода. Расцвет искусства на новой философско-эстетической почве. Роль литературы в духовной жизни общества. Символизм в русской поэзии (Бальмонт, А.Белый, А.Блок, В. Брюсов). Футуризм в литературе. Символизм в живописи. Кубизм и абстракционизм в изобразительном искусстве. М.А.Врубель, В.А.Серов. Проявления новаторства в скульптуре начала ХХ в. Обращение к работе в дереве в творчестве А.С.Голубкиной и С.Т.Конёнкова. Стиль модерн (особняк С.П.Рябушинского, построенный Ф.О.Шехтелем), неорусский стиль (Покровская церковь Марфо-Мариинской обители, построенная А.В.Щусевым), неоклассицизм (дача Половцева, построенная И.А.Фоминым).
Полифония стилей в музыкальном искусстве “серебряного века”. Символизм,его воплощение в музыке А.Скрябина. Неоклассические и классические идеи в музыке ( С.Танеев, Н.Метнер).

Рождение теории «искусства будущего» в художественной культуре «серебряного века». Рождение русского авангарда: революция художественная в преддверии революции социальной. «Черный квадрат» Малевича — ключевое произведение искусства ХХ в. В.В.Кандинский и теория беспредметности. Многообразие объединений, творческих групп («Мир искусства», «Бубновый валет», «Голубая роза» и др.). Эпатаж в творчестве М.Ф.Ларионова и Н.С.Гончаровой. Литературный авангард (В. Маяковский, В. Хлебников, А. Кручёных, Б. Пастернак)

Неоклассицизм в искусстве «серебряного века» как попытка вернуться к традиционной «вечной красоте» художественных образов Объединение художников «Мир искусства»: выставки, журнал. Синтез искусств: музыкальный и драматический театр, книга. А.Н.Бенуа и С.П.Дягилев — ключевые фигуры объединения, Акмеизм и адамизм в поэзии («Цех поэтов»). «Новое дыхание» романтического искусства. Обращенность к судьбе России в романтически возвышенной русской поэзии. Тема родины в творчестве Ф.К. Сологуба, А. Белого, А.А. Блока. Художники «Мира искусства». Творчество В. Серова., Б. Кустодиева.Н. Рериха, М. Нестерова.

Музыкальные стили второй половины ХХ в. Авангард — мечты о будущем: направления, методы, стили.

Музыка А.Прокофьева И. Стравинского и Д. Шостаковича. Музыка А. Шнитке , Э.Денисова.

Поздний романтизм в музыке С. Рахманинова.



Знать:

— основные эпохи в художественном развитии человечества;

— культурные доминанты различных эпох в развитии мировой

художественной культуры;

— идеи, пропагандируемые течением славянофильства и западников;

— роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

— основные особенности художественного развития России;

— выдающиеся памятники и произведения различных эпох.

- выдающихся архитекторов классицизма и их проекты (А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Тома. К. И. Росси (Сенат, Синод, В. П. Стасов, О.И. Бове, Д. Жилярди);

- выдающихся русских художников (О.А. Кипренский, В. А. Тропинин, А.Г. Венецианов, К. Брюллов и др),

- идеи, пропагандируемые русскими художниками-передвижниками;

— роль и место классического наследия в художественной культуре современности;

— творчество выдающихся русских художников-передвижников (В.Г.Перова, И. Репина, И. Сурикова, И. Левитана,А. Саврасова, И. Крамского,И. Шишкина, В. Васнецова и др);

выдающиеся скульптурные произведения России

пореформенной

эпохи;

-- идеи петербуржских композиторов «могучей кучки»;



-творчество композиторов «могучей кучки»;

— выдающихся русских писателей-символистов (А. Блок, К. Бальмонт, А. Ахматова, П. Кончаловский, Н. Гончаров,А. Белый и др.); .

- выдающихся художников «серебрянного века» (В. Борисова-Мусатова, В..Врубеля, В. Серова);

- музыкальные идеи и новаторство А. Скрябина

— основные особенности художественного развития России;

—- творческие объединения, («Мир искусства», «Бубновый валет», «Голубая роза» и др.);

-.выдающихся художников авангардистов (К. Малевич, И. Машков, В. Кончаловского М.Ф.Ларионовой, Н.С.Гончаровой);



- творчество и идеи писателей-авангардистов (В. Маяковский, В. Хлебников, А. Кручёных, Б. Пастернак)

- основные характеристики неоклассицизма и позднего романтизма;

- идеи творческого объединения, «Мир искусства»;

-.выдающихся художников неоклассицизма и позднего романтизма (В. Серова., Б. Кустодиева.Н. Рериха, М. Нестерова);



- творчество и идеи писателей-авангардистов (Ф.К. Сологуба, А. Белого, А.А. Блока)

Ум е т ь:

— самостоятельно оценивать произведения искусства;

— объяснять непреходящую роль классики для духовного развития

современного человека;

— показать на конкретных примерах место и роль художественной культуры России в мировой художественной культуре;

— сформулировать свое оценочное суждение о популярных жанрах современного искусства;

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее;

— показать на конкретных литературных примерах элементы символизма;

— сформулировать свое оценочное суждение о произведениях авангардистского направления;


  Раздел III.                                         Европа и Америка: художественная

 культура ХХ в. –



6 ч.

Литературная

классика ХХ века:

полюсы добра

и зла.




Музыкальное

искусство в нотах

и без нот.







Театр и киноискусство ХХ в. Культурная дополняемость. Художественная культура Америки: обаяние молодости. Искусство Латинской Америки-

Реализм и модернизм «нового поколения». Литература. Наследие Ф. Кафка. Модернистское направление – экзистенциализм (существование). А. Камю, Жан Поль Сартр, Дж. Джойс, Г. Гессе, Э. Ремарк, Р. Рильке, ф. Лорке.

Преемственность и новаторство в литературе XX века, проблема положительного героя, новая художественная образность (Э.М. Ремарк, Г. Гессе, А. Камю, А. де Сент-Экзюпери и др.)

Музыкальное искусство Америки ХХ в. Национальные композиторские школы XX века, рождение новых направлений в музыкальном искусстве, музыкальный авангард (К. Орф, Г. Лорка, Ф. Пуленк и др.)

Симфонии Г. Малера. Детское и музыкальное воспитание Карла Орфа.

Объединение молодых французских композиторов -«Шестёрка». Художник-мыслитель в музыкальном творчестве – француз Артуз Онеггер.

Композитлорская английская школа Б. Бриттена.Зарождение электронной музыки . авангард Оливье Мессиана.

Э. Мак-Доуэлл — основоположник америкаской профессиональной музыки.Зарождение жанра “мюзикл”. Спиричуэлс как основа современного джаза. Истоки джаза.

Блюз. Б.Лукас - певец блюза. Блюз сегодня. Творческий облик Л. Бернстайна. Мюзикл “Вестсайдская история”.

Рок-н ролл – Э. Пресли. Америка - родина новых видов массовой музыкальной культуры второй половины ХХ в. Рок-музыка, творчество Э. Пресли. Значение ансамбля “Битлз” для развития американской и европейской рок-музыки. Эстетика рока, его разновидности и роль в культуре. Рок опера.

Развитие европейского театра. Драматург Бертольд Брейхт, реформатор театра, основоположник «эпического театра». Французский драматург Эжен Ионеско – театр абсурда», антипод реалистической драмы. «Театр жестокости» Антонен Арто. «Театр смерти», польский режиссёр Тадеуш Кантон.



Знать:

- особенности и направленность развитии литературы Европы и Америки 20 века;

- новаторские идеи писателей Европы и Америки.

- основные виды театров данной эпохи;

- основные идеи кинематографа;

- режиссёров и артистов немого кино;

- историю и особенности развития американской культуры;

- основные направления американской музыки;

-музыкальных исполнителей Америки;

-историю развития кинематографии и Голливуда;

- артистов американского кино;

- историю и особенности развития латиноамериканской культуры;

- основные характеристики латиноамериканской музыки;

- стилевые особенности в литературе Латинской Америки;

- стилевые архитектурные особенности Латинской Америки.

- основные стили в музыке (джаз, рок-н-ролл, бит, рок-опера); музыкальных исполнителей данных стилей;

основные идеи кинематографа;

- режиссёров и артистов «немого» кино.






Основоположники кинематографа Луи Жан и Огюст Люмьер. Немое кино. Поиск новых форм общения с аудиторией и новых средств художественной выразительности (П. Брук, М. Рейнхард и др.) Проблема элитарности и массовости в киноискусстве (Ч. Чаплин, А. Вайда, А. Куросава и др.)

Арт-бизнес в США. История «фабрики грёз» - Голливуда. Бродвей. Шоу-бизнес и искусство. Художественно-развлекательные программы средств массовой коммуникации. Воплощение «великой американской мечты» в художественных произведениях литературы, архитектуры, живописи, музыки, кино (, Ф. Купер, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер; Р. Кент, С. Дали; Д. Гершвин; В. Флеминг, М. Монро идр.)

Индеанизм как возвеличение древних традиций Америки в процессе художественно-культурного самопоределения народов Латинской Америки.

Литераторы и художники как общественные и государственные деятели, интеллектуалы и творцы художественных ценностей ( аргентинцы Д.Ф.Сармьенто, Э. Эччевериа, кубинец Х. Марти и др., Х.Л.Борхес, Н.Гильен, Г.Маркес, П.Неруда). Праздники, карнавалы, танцевальные марафоны и фестивали “самбы”в Бразилии , “танго” в Аргентине, “фламенко” в Чили как явления массового народного творчества. Архитектура городов Латинской Америки ( Рио-Де-Жанейро, Буэнос Айрес, Вальпараисо, Мехико). Градостроительные идеи ХХ в. (О.Нимейер). Функционализм в архитектуре. Романтическо-реалистическая, мифо-поэтическая литература народов Латинской Америки ХХ в. (Ж. Амаду Писатель Г. Маркес, мексиканские живописцы Хосе Диего мария Ривера, Давид Альфаро Сикейрос.

Бразильский композитор Эйтор Вилла Лобос.


Уметь:

- анализировать литературный текст;



- выражать своё мнение, давать характеристики музыкальных композиций;

— пользоваться справочной и специальной литературой по искусству, анализировать и пересказывать ее.




следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 10 класс на 2011-2012 учебный год
534.94kb.
4 стр.
Рабочая программа по курсу «мировая художественная культура» 11 класс на 2011-2012 учебный год
732.42kb.
4 стр.
Рабочая программа по предмету "Мировая художественная культура"
206.05kb.
1 стр.
Пояснительная записка Программа по предмету «Мировая художественная культура»
1176.04kb.
5 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Мировая художественная культура»
269.87kb.
1 стр.
Мировая художественная культура. Древность, Средние века, Новое время. 10 класс (35 ч)
353.12kb.
1 стр.
Программа мировая художественная культура для основного общего образования
954.1kb.
5 стр.
Учитель Райшина Татьяна Валентиновна п. Целинный 2011 пояснительная записка рабочая программа
341.71kb.
1 стр.
Рабочая программа курса «искусство» 8-9 класс 2011-2012 учебный год
367.98kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа полного среднего образования 11 класс 2011-2012 учебный год
291kb.
1 стр.
Ефремовой Ольги Венияминовны 6 класс 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
297.94kb.
1 стр.
Лекция «Мировая художественная культура»
11.5kb.
1 стр.