Главная
страница 1
МОУ «Ютазинская средняя общеобразовательная школа»

Ознакомление с творчеством С.А. Губайдулиной на уроке музыки



Учитель начальных классов

2 квалификационной категории

Ганзина О.А.

2011-2012 уч.год

ПРЕДМЕТ: музыка ( 2 класс)

ТЕМА: Расскажи сказку

ЦЕЛИ:


-познакомить с творчеством С.Губайдулиной, через музыку к мультфильму «Маугли»

-познакомить с некоторыми музыкальными инструментами, проследить их соответствие музыкальным образам сказки

- -обратить внимание на то, как по-разному звучат звуки, их сочетания

-развивать умение слушать музыку, понимать ее образное содержание,

рисовать ее в своем воображении

-воспитывать уважение к музыке, к композитору.

ОБОРУДОВАНИЕ И НАГЛЯДНОСТЬ:

-медиапроектор

-аудио и видео файлы с изображением и звуками музыкальных инструментов, фрагментами из м/ф «Маугли»

-портрет С.Губайдулиной

-изображения животных

ХОД УРОКА



  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы урока

Выставка книг Р. Киплинга

-Перед вами книги, которые написал Р.Киплинг. Какие произведения вам знакомы?

-О чем писал Киплинг?



Загадки оМаугли

Мальчик вырос в волчьей стае,


Волком он себя считает,
Дружит с мишкой и с пантерой,
Ловким он слывёт и смелым.

-О чем сказка «Маугли»?

-Ребята, а как вы думаете, можно ли рассказать сказку с помощью музыки?

3. Работа по теме урока

-Мы уже знаем, что музыка не только звучит, она может изображать, передавать чувства и характеры. Многие из вас смотрели мультфильм «Маугли», а обращали вы внимание на музыку?

-Композитором, написавшим музыку к м/ф «Маугли», была С. Губайдулина.

София Асгатовна Губайдулина  родилась 24 октября 1931 года  в г. Чистополе в семье молодого инженера-геодезиста – недавнего выпускника Московского межевого института Губайдуллина Асгата Масгудовича и учительницы младших классов общеобразовательной  школы Елховой Феодосии Фёдоровны. В 1932 году, когда отец был «назначен руководителем основных геодезических работ на участке "Авиастроя", одного из гигантов первых пятилеток, семья переехала в Казань. Бремя воспитания трёх детей целиком легло на плечи мамы, так как папа по роду своей работы постоянно пребывал в командировках, и надо сказать, что она отдавала всю свою энергию и талант, чтобы дать нам хорошее воспитание и образование.

Отец С. Губайдулиной был родом из села Байраки. Его отец , дед С. Губайдулиной, Масгуд Габдулгалеевич Губайдуллин занимал должность имама соборной мечети в звании мударрис (профессор, от слова «читающий», «лектор»). Кроме того, он занимался просветительской деятельностью. При его содействии в Байряках были построены новое каменное медресе, просторное деревянное здание для  открытой им русско-татарской школы, ремесленной школы, здание для основанной им женской школы

Из воспоминаний Иды Губайдулиной



Большую часть времени в раннем детстве мы – трое сестёр - проводили с детворой нашего дома во дворе или на улице. Зимой катались на санках и самодельных лыжах, сделанных папой, с так наз. Поповой горы в конце нашей улицы. Летом, собравшись с соседями – взрослыми и детьми – большой гурьбой отправлялись купаться на реку Казанку, находившуюся в 10-15 минутах ходьбы от нашего дома. Были у нас и музыкальные развлечения.

В соседнем доме жил юноша лет пятнадцати, которого почему-то звали Шурка-дурак. Он был болен психически и потому не мог ни учиться, ни работать. Зато он играл на гармошке! И когда выходил на улицу, детвора собиралась вокруг него, веселилась, танцевала под звуки гармошки, стихийно возникали детские концерты. На этих концертах Сонечка, которой было около четырёх-пяти лет, не просто танцевала, но делала это с упоением детской души, всегда создавая какой-то образ. Как мне запомнилось, большинство её танцев начинались с позы преклонённых колен, после чего начиналось импровизационное действо… Домой она возвращалась в насквозь продранных тапочках. Иногда гармонист  выбирал какой-нибудь двор, чтобы играть свой незамысловатый репертуар, и всегда Сонечка «хвостом» следовала за ним.

Появление в доме рояля под маркой «Слесарь» - инструмента очень низкого качества – произвело на нас, детей, неотразимое впечатление и особенно, очевидно, на Соню. В одном из интервью на вопрос – что в своей жизни Соня запомнила как наиболее важное событие? – она ответила: «появление в доме рояля». Помню, с каким интересом мы сразу же стали исследовать звуковые возможности этого чудо-инструмента. Подлезая под рояль, мы прислушивались к более раскатистому его звучанию, положив на струны листы бумаги, получали звонкое дребезжание, а при соприкосновении струны с полотенцем – приглушённое звучание. Пробовали защипнуть струну пальчиками, извлекали звук на педали, вновь и вновь открывая для себя неизведанные звуковые богатства этого удивительного инструмента! Самые первые опыты со звуком, таким образом, начались у нас ещё тогда, на рояле «Слесарь». Не с тех ли пор у Сони зародилась любовь к поискам неисчерпаемых звуковых возможностей и красок?

Вскоре нас, трёх сестёр, повели к учительнице музыки – Екатерине Павловне, а через некоторое время она показала меня и Сонечку директору ДМШ № 1 – Полякову Рувиму Львовичу. Старшую сестру Верочку, музыкальные способности которой, по мнению Екатерины Павловны, оказались менее яркими, мама решила обучать частным образом немецкому языку. Проверив наши способности, Рувим Львович сказал, что меня сразу примут в школу, а вот Сонечке ещё надо подрасти. Реакция Сонечки была непредсказуема. Она вцепилась своими маленькими ручками в брюки Рувима Львовича и со слезами на глазах стала упрашивать взять её в школу. Удалившись часа на два, чтобы обсудить этот вопрос на педсовете, он, наконец,  вышел и объявил нам, что Сонечка, как и я, принята в школу. К концу 1937 года на 5-летнем юбилее со дня открытия ДМШ № 1 мы уже были участницами отчётного концерта, проходившего в Доме Красной армии (сейчас это Дом офицеров) с лучшим концертным залом в городе в то время.

-Сегодня мы на уроке вместе попробуем понять силу и глубину музыки С. Губайдулиной и вспомним сказку о Маугли через музыкальные образы, созданные композитором.

1 серия мультфильма появилась в 1967 году и сразу стала известной. Мультфильм соединил в себе захватывающий сюжет Р.Киплинга, чудесные рисунки мультипликаторов, талантливую работу актеров за кадром, но , конечно, одну из главных ролей «сыграла» С. Губайдулина, а точнее ее музыка. Все сразу поверили, настоящие джунгли должны звучать именно так (слушание вступления к мультфильму)

-Что вам представилось при прослушивании этого музыкального фрагмента?

Видеофрагмент с павлином Мором.

-Для передачи этого фрагмента Губайдулина использовала певучий и манящий тембр английского рожка (показ изображения)



Показ изображения шакала Табаки

-Как зовут этого героя сказки?

-Нравится ли он вам? Почему?

-Для передачи образа трусливого Табаки композитор использовала фагот (показ изображения и фрагмента)

Слушание фрагмента с образом Шерхана

-Как вы думаете, кого изобразила С. Губайдулина?

- Какой характер у тигра?

-Для передачи характера Шерхана Губайдулина использовала несколько инструментов . Звук когтей тигра имитируют удары тарелок и звуки латино-американского инструмента гуира (изображение), а вибрирующее звучание тромбонов (изображение) создавало иллюзию рычания тигра.



Показ изображения Багиры

-Кто на рисунке? Какую музыку вы подобрали бы для Багиры?

-Багиру композитор изобразила с помощью легкой музыки и инструментов саксофон и виолончель (изображение). Такая мелодия передает игривый и капризный характер пантеры.

-Кто еще был учителем Маугли?

-Какой медведь Балу? ( большой , неповоротливый, медленно разговаривает)

-Каким инструментом вы изобразили бы Балу?

-С. Губайдулина передала образ медведя через низкие звуки тубы (изображение), а так же удары большого барабана, передающие тяжелое биение медвежьего сердца. (фрагмент из м/ф)

4. Слушание музыки

-Иногда темы разных героев переплетаются, но, даже не видя фрагмента, можно догадаться кто участник сцены . Мы буде м слушать музыкальные фрагменты из мультфильма, и попробуете догадаться, кого изображает фрагмент



Фрагменты

Багира и Шерхан

Удав Каа и шакал Табаки

Бой с красными собаками

Прощальная песнь Акелы

5. Итог урока

- В конце мультфильма звучит тема «Весна в джунглях». Давайте послушаем ее.

-Что вам представилось?

-Как заканчивается сказка о Маугли?

- С творчеством какого композитора мы познакомились?

-Что нового вы узнали на уроке?



6. Домашнее задание

Нарисовать сцену к сказке Р. Киплинга «Маугли»


Смотрите также:
Расскажи сказку
61.52kb.
1 стр.
Третья сторона медали
107.85kb.
1 стр.
Расскажи мне сказку
78.83kb.
1 стр.
Сценарій підготували: Н. А. Єрьоміна, директор пдют н. Л. Шумейко, завідуюча організаційно-масовим відділом
126.27kb.
1 стр.
Урок 11. Змей в мифологии древних славян Тексты к уроку
484.43kb.
2 стр.
Пожалуйста, расскажи мне что происходит вокруг а то я не имею представления, даже приблизительно
14.95kb.
1 стр.
Арточка – помощница
26.71kb.
1 стр.
Интервью для журнала "Gettime"
27.01kb.
1 стр.
«Давайте напишем сказку!»
46.97kb.
1 стр.
Ольга Мяхар а обещали сказку…Глава 1
217.72kb.
1 стр.
Учебно-воспитательного дела «Один шаг в сказку»
172.39kb.
1 стр.
Добрый вечер, наш гость сегодня поэт Роман Ерыкалов. Но говорить мы сначала будем не о поэзии, а о Булгаковском центре. Рома, расскажи, как этот центр возник и что ему сейчас угрожает
26.44kb.
1 стр.