Главная
страница 1

Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке РФ», 28 апреля 2010 г., Пермь

УДК 330.3

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ В ПЕРМСКОМ КРАЕ
Халиуллина Земфира Рафаиловна
Студентка ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», экономический факультет, 2 курс, специальность «Финансы и кредит»,

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, friend_2006@list.ru


В статье представлен анализ влияния территориальных особенностей на инвестиционную привлекательность Пермского края. Рассмотрены различные аспекты инвестиций региона и предложены рекомендации по совершенствованию.
Пермь является крупным городом с большим промышленным и научным потенциалом. Промышленный потенциал города представлен 63 промышленными предприятиями [5]. Научный потенциал представлен 7 высшими учебными заведениями, 25 научно-исследовательскими институтами, 7 научными организациями [5]. Наличие разнообразных природных ресурсов отличает наш регион от остальных регионов Российской Федерации. Об этом может свидетельствовать тот факт, что 80% территории Пермского края занята лесами, причем преимущественно хвойными породами.

На территории края существует более ста источников пресной воды. Их запасы составляют 1 058 тыс. м3/сут. В связи с этим можно утверждать, что водные ресурсы полностью обеспечивают потребности экономики и населения края в пресной воде. По количеству естественных и искусственных водоемов, по водным и гидроэнергетическим ресурсам край занимает 1 место на Урале (особенно благодаря таким крупным притокам Камы, как Чусовая, Сылва, Вишера и др.). Благодаря крупным рекам обеспечивается перевозка грузов речным путем. Причем этот водный путь открывает возможность попасть к 5 морям, что благоприятно влияет на сотрудничество Пермских предприятий не только с другими регионами, но и с другими странами. А это, несомненно, благоприятно сказывается на экономике нашего региона. Также удобное географическое положение обуславливается тем, что Пермь находится на пересечении железнодорожного пути из Европы в Азию (Транссибирская магистраль).

В Пермском крае разработан ряд нормативно-законодательных документов, который должен поддержать развитие экономической системы с помощью активизации инвестиционного интереса вложения денежных средств в предприятия и организации Пермского края.

Прежде всего, это Законы Пермской области «Об иностранных инвестициях в Пермском крае», «О налогообложении в Пермской области», «О бюджете содействия инвестициям в Пермской области».

Для привлечения инвесторов в наш регион существует государственная поддержка. Она заключается, например, в софинансировании инвестиционного проекта. Однако данная государственная поддержка предоставляется, если проект предусматривает социально-экономическое развитие страны, будет обеспечивать развитие инновационной системы, подразумевает институциональное преобразование. Государственная поддержка может выдаваться на срок до 5 лет.

Еще одним преимуществом Пермского края является пониженная ставка налога на прибыль. С 01.01.2010 г. ставка налога на прибыль в Пермском крае составляет 15,5% для всех организаций края. В целом по России налоговая ставка на прибыль - 20%. По данным управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, за январь – февраль 2010 г. поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет края составили 491,2 млн руб. (6%). Денежные суммы, сэкономленные на налоге на прибыль, предприятия и организации могут направить на усовершенствование и модернизацию системы производства и обслуживания, разработки новых технологий в сфере производства и обеспечение финансовой безопасности.

Стабильность развития инвестиционной сферы экономии обеспечивается также поддержкой других стран. За последние 5 лет сложились хорошие отношения в сфере инвестиций с Великобританией, США, Германией. Их доля в общем объеме иностранных инвестиций за данный период времени составляет 67%.

Для обеспечения качественного трудового ресурса на рынке труда в Пермском крае осуществляется формирование заказа на подготовку специалистов в системе образования. Правительством края проводится анализ потребности в трудовых кадрах на базе имеющихся промышленных предприятий. По его итогам формируется заявка для обучения, переподготовки, повышения квалификации специалистов, необходимых предприятиям Пермского края, в учебных заведениях за счет средств бюджета или бюджета предприятий. Можно построить в Перми нанотехнологический центр. Главными участниками должны стать студенты и ученые края, которым центр предоставит возможность для коммерциализации их разработок путем создания высокотехнологичных бизнесов. Это повлечет за собой модернизацию экономики и создание новых рабочих мест.

Также идет достаточно успешная работа на форумах, проводимых в различных городах Российской Федерации. Главной задачей, по словам Анатолия Маховикова (первый заместитель главы администрации Перми, отвечающий за привлечение инвестиций), является установление как можно больше «новых контактов с потенциальными инвесторами для того, чтобы воплотить планируемые и новые проекты, направленные на развитие нашего города». Смысл форумов состоит в том, что «инвесторы могут озвучить какие-то новые идеи, которые ранее не предлагались. Например, на сочинском форуме было предложение построить в Перми гольф-клуб и частный аэропорт». Одним из результатов такого форума стало то, что одна из немецких компаний всерьёз заинтересована в инвестициях в строительство аквапарка на территории города, невзирая на кризис.

Чтобы регион был инвестиционно-привлекательным, должны сложиться продуктивные отношения не только между властью и бизнесом, но и между различными бизнес-структурами.

Большая часть инвестиций приходит от частного сектора, нежели от государственного или муниципального сектора. В этом есть свои преимущества: государственное и муниципальное инвестирование является более консервативным, нежели частное. Частный сектор имеет более гибкий подход к реализации инвестиционного проекта.

Несмотря на то, что в Пермском крае существует речной и железнодорожный транспорт, есть большое количество территорий, до которых невозможно добраться этими видами транспорта. Остается только вариант – добираться до необходимого места автомобильным транспортом. Однако, если объективно рассматривать автомобильный транспорт, то в Пермском крае мало хороших дорог.

Проблемы развития автодорожной сети региона связаны с перегруженностью в центральной части пермской агломерации; отсутствием прямых транспортных связей с соседними регионами – республиками Коми и Башкортостан, несоответствием основного меридионального транспортного коридора потребностям по усилению интеграционных связей между основными центрами развития края. Для развития в регионе автомобильного транспорта, прежде всего, необходимо строить новые дороги хорошего качества. А это требует огромного количества денежных ресурсов.

Фактически только сейчас в нашем регионе начинается эра автомобилизации. В последние годы ведется усиленная работа по решению данной проблемы. Строятся дороги к отдаленным населенным пунктам и крупным городам края и другим регионам Российской Федерации, ведется работа по строительству и реконструкции мостов.

Результатом работы по строительству мостов служит автодорожный Красавинский мост через реку Каму, который был полностью введен в эксплуатацию в 2008 г. Он позволил разгрузить от транзитного транспорта центр города. Еще одним примером служит введение в эксплуатацию Южного обхода, соединившего Красавинский мост с Восточным обходом.

Ведется активное строительство транзитного пути из Сыктывкара через Пермский край на север Свердловской области. Не смотря на то, что его открытие планировалось в 2009 – 2010 гг. [8], строительство этой дороги не остановлено, а продолжено. И теперь открытие этой дороги перенесли на 2010 – 2012 гг. [5].

Также ведутся работы по строительству автомобильной дороги в обход Полазны. Возведение объекта необходимо для вывода транзитного транспорта из поселка. Протяженность обхода Полазны составит 6,5 км. [5].

Хотя строительство дорог может показаться не значительным, но расходы на строительство уходят относительно большие. Например, на строительство автодороги Пермь – Краснокамск, движение по которой открылось в октябре 2008 г., при протяженности 8 км составило 660 млн руб.

Возможно, для Пермского края было бы выгоднее всего производить перевозки грузов речным путем. Однако с развалом Камского Речного Пароходства доходы от судоходства значительно сократились. Теперь вместо региональных судов используются суда Нижнего Новгорода и других крупных городов Российской Федерации. Хотя в принципе перевозка при помощи регионального судоходства является более рентабельной и прибыльной, нежели перевозка груза по железной дороге.

Важным моментом, связанным со строительством дорог в Пермском крае, является работа по строительству железнодорожной сети. Железнодорожная сеть в крае характеризуется ростом перегруженности центрального узла. Участок Пермь – Соликамск, формирующий основной промышленный грузопоток, фактически является тупиковым, ограничивая доступ к лесным ресурсам и развитию северных районов края.

Железнодорожные перевозки являются одним из самых тяжелоемких способов перевозки грузов. Поэтому для экономики региона, а особенно с большим экспортом природных ресурсов и сырья, это очень важный элемент.

С 1996 г. компанией "Белкомур" ведется строительство железнодорожной ветки Архангельск-Сыктывкар-Кудымкар-Пермь. Эта железная дорога обеспечит наиболее короткий путь от Архангельска, Мурманска к республике Коми, Пермскому краю и Свердловской области.

Строительство этой дороги важно не только для пассажиров, но и для перевозок грузов. От Мурманска и Архангельска открывается свободный путь к другим странам. А это может способствовать экономическим связям не только по отношению к природным ресурсам, но и по привлечению иностранных инвестиций в наш регион. Стоит отметить, что иностранные инвестиции намного улучшили бы не только сферу производства, но и увеличили бы предложение на рынке труда. Это в свою очередь обеспечит интерес новых специалистов работать именно по их по специальности, и уменьшило бы «утечку мозгов» в другие регионы и за границу.

Однако это не самые болезненные моменты в Пермском крае. В регионе неблагоприятные климатические условия для ведения сельского хозяйства и обеспечения населения продовольствием. В некоторых районах существует опасная экологическая обстановка, что может привести не только к социальным и демографическим проблемам, но и к экономическим. Плохая экологическая обстановка способствует ухудшению здоровья населения Пермского края и, как следствие, приводит к дополнительным расходам на частые больничные работников предприятий. Что приводит к снижению производства товаров и предоставления услуг.

Незастроенные территории и нерационально распределенное место в городе тоже может оказать неблагоприятное влияние на инвестиционную ситуацию края. В центре города рядом с красивыми зеркальными офисами стоят черные бараки. Возможно, было бы оптимальным вариантом снести бараки, а бывшим жителям бараков предоставить квартиры в новых домах. А освободившиеся земли предложить инвесторам для развития бизнеса. Также город растянут по берегу реки Камы, что приводит к некоторым сложностям быстрого перемещения от одного края города к другому. Еще стоит отметить, что правый берег Камы практически не застроен. Поэтому получается, что правый берег не является экономически активной территорией. В дальнейшем можно увеличить город как раз за счет этих свободных территорий.

Некоторые экономисты могут утверждать, что в настоящее время надо бороться с кризисом, а не с проблемами инвестиционной привлекательности региона. С одной стороны, это так, сначала надо решать первостепенные задачи, а уж затем переходить к остальным. Но это борьба с кризисом рано или поздно закончится, кризис пройдет, а упущенные возможности по восстановлению экономических связей останутся в небытии. Первый заместитель главы администрации Перми Анатолий Маховиков отметил: «Спад рынка все равно закончится, а интерес к Перми и контакты смогут проявиться в дальнейшем» [3]. Необходимо широко использовать международные форумы, выставки, ярмарки, преследующие цели создания оптимальных условий для сотрудничества компаний и потенциальных инвесторов, а также экспозиции национальной инновационной системы, перспективных предприятий и компаний, обмен информацией и установление контактов между участниками.


Список литературы
1. ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 06.08.2001 N 110-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 23.11.2009 N 261-ФЗ).

2. Андреев Н. Николай Андреев: сколько будем себя позорить? // Капитал-weekly. 2008. №3. С.1-2.

3. Владислав Горин. Мы предлагаем то, что интересно бизнесу // Компаньон-magazine. 2008. №10(28). С.18-20.

4. www.ecology.permregion.ru – Муниципальное учреждение Пермский городской сельхоз

5. www.gorodperm.ru – администрация города Перми.

6. www.perm.ru – пермский региональный сервер.

7. www.permkrai.ru – портал правительства Пермского края.

8. www.r59.nalog.ru



9. www.wood.ru – лесная отрасль в Интернете.
Рекомендация специалиста
Данная статья рекомендуется к изданию, так как в ней автор рассмотрела основные проблемы Пермского края, охарактеризовала инвестиционную ситуацию и предложила некоторые рекомендации по ее улучшению в субъекте Федерации.
К.э.н., доцент Пермского государственного университета Трошина Ольга Владимировна


Смотрите также:
О демографической ситуации в Пермском крае за 2012 год[1] Демографическая ситуация
89.63kb.
1 стр.
Инвестиционная ситуация в пермском крае
91.36kb.
1 стр.
Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае"О соблюдении прав и законных интересов детей в Пермском крае в 2009 году"
1241.55kb.
8 стр.
Рабочая концепция развития студенческого спорта в пермском крае
245.96kb.
1 стр.
Гордеева Е. С. Региональные аспекты демографических параметров рождаемости в Пермском Крае
83.91kb.
1 стр.
Закон о муниципальной службе в пермском крае
453.83kb.
2 стр.
Цифровое эфирное телевидение в Пермском крае в декабре 2009 года
346.01kb.
1 стр.
Туберкулёз. Эпидемиологическая ситуация в Забайкальском крае
27.89kb.
1 стр.
Программа мероприятий в рамках Года Германии в Перми и Пермском крае на 2013 год
80.09kb.
1 стр.
О социально-экономической ситуации в Краснодарском крае в январе-сентябре 2011 года
244.5kb.
1 стр.
Законодательное собрание пермской области закон о налогообложении в пермском крае принят Законодательным Собранием
401.13kb.
1 стр.
О демографической ситуации в Пермском крае в 2009 году
67.2kb.
1 стр.