Главная
страница 1страница 2страница 3



КОМПЛЕКС МЕР

по модернизации в 2012 году

общего образования

муниципального образования «Верхнекетский район» Томской области


  1. Текущее состояние системы общего образования в Верхнекетском районе.



Состояние сети учреждений и контингента обучающихся

Система общего образования Верхнекетского района представлена учреждениями трех типов. Из общего количества общеобразовательных учреждений 6 являются бюджетными, 3 - казенными и 1 – автономным. В 10 ОУ района (с 2-мя филиалами) обучается 1838 обучающихся (с УКП), в том числе 1006 в райцентре в 2 школах и 832 в 8 сельских школах, 5 из которых – малокомплектные. Структура сети образовательных учреждений соответствует запросам населения. В общеобразовательных учреждениях работает 207 педагогических работников, в т.ч. 165 учителей. Средний возраст учителя - 46 лет.



Основные показатели системы общего образования

Верхнекетского района.

Одним из ключевых направлений развития общего образования в рамках инициативы Президента «Наша новая школа» является введение во всех общеобразовательных учреждениях новых федеральных государственных образовательных стандартов.

В Верхнекетском районе работа по переходу на ФГОС велась в соответствии с планом-графиком подготовки и введению ФГОС начального общего образования. С целью обеспечения непрерывного изучения состояния и динамики перехода с 01.09.2011 г. первых классов на новые федеральные государственные образовательные стандарты в общеобразовательных учреждениях Верхнекетского района проводился муниципальный мониторинг готовности общеобразовательных учреждений к введению ФГОС. В мониторинге приняли участие все общеобразовательные учреждения муниципалитета. По итогам мониторинга во всех общеобразовательных учреждениях муниципалитета созданы условия для работы в новых условиях. Для осуществления учебного процесса выбраны учебно-методические комплексы, с учетом федерального перечня учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в учебном процессе.

Образовательные программы НОО разработаны в соответствии с требованиями к структуре образовательных программ рабочими группами всех общеобразовательных учреждений муниципалитета (100%). Учебные планы включают в себя как обязательные занятия, так и занятия по выбору обучающихся и их родителей (внеурочная деятельность). Наполнение блока внеурочной деятельности представлено 5-ю направлениями, из которых большее количество часов представлено общеинтеллектуальным, на втором месте – спортивно-оздоровительное, далее по рейтингу – общекультурное, социальное, духовно-нравственное. Это говорит о том, что сегодня запросы родителей (законных представителей) направлены на получение в итоге высокоинтеллектуальной и здоровой личности, способной принимать самостоятельные и ответственные решения в современных условиях жизни.

В районе особое внимание уделяется одаренным детям, начиная с дошкольного возраста. С целью обеспечения непрерывности развития одаренного ребенка, обеспечивающего повышенный уровень и широту образовательной подготовки, разработана сетевая модель взаимодействия общеобразовательных учреждений по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей в рамках сетевого муниципального олимпиадного центра, который объединяет одаренных детей муниципалитета и лучших педагогов района и области. Основной идеей работы муниципального олимпиадного центра (МОЦ) является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей района.

Очевидно, что важным ресурсом повышения качества образования являются педагогические кадры, уровень их квалификации, возможности для карьерного роста. Поэтому ключевое направление работы нашей системы образования – деятельность, направленная на развитие кадрового потенциала сферы образования.

В детских садах число педагогических работников с высшим образованием составляет 31%. В общеобразовательных школах доля педагогов с высшим образованием 70,4%.

Показателем качественного состава педагогических кадров образовательных учреждений является уровень квалификации учителей. 25,7% педагогических работников имели в 2011 году высшую и первую квалификационную категорию. Доля руководителей с высшей квалификационной категорией остается стабильной и составляет 29%.

Для эффективного развития кадрового потенциала образования района создается современная инфраструктура методической службы, обеспечивающая повышение квалификации педагогов в межкурсовой период:

- создан и работает методический совет,

- работают районные методические объединения,

- проводятся конкурсы профессионального мастерства.

Все образовательные учреждения муниципалитета (100%) перешли на новую систему оплаты труда, ориентированную на результат образовательной деятельности. В сравнении с 2010 годом заработная плата учителей выросла в среднем по муниципалитету более чем на 30%.

В муниципальную систему образования активно привлекаются молодые специалисты и учителя, имеющие базовое непедагогическое образование.

Переход на новые федеральные государственные стандарты не возможен без изменения современной школьной инфраструктуры, а именно оснащения образовательного процесса современным оборудованием. Во всех средних школах обеспечен свободный доступ педагогов и детей к ресурсам сети Интернет. В 62% школ полностью или частично организованы площадки для свободного самовыражения обучающихся (театр, газета, журнал, телевидение, радио и др.). Однако в части обеспечения современным оборудованием ОУ имеется ряд проблем, а именно: только одно учреждение имеет современную библиотеку с читальным залом и с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах и выходом в сеть Интернет. Более половины школ (63%) не имеет средств сканирования и распознавания текстов, таким образом, не имеет возможности распечатки и копирования бумажных материалов.

Ни одна школа района не имеет возможности оперативного общения с родителями обучающихся через электронные дневники и классные журналы. Не во всех ОУ созданы и функционируют площадки для диалога между всеми участниками образовательного процесса, в том числе и в рамках перехода на ФГОС нового поколения.

В целях оздоровления, отдыха, полезной занятости, формирования здорового образа жизни школьников на территории Верхнекетского района реализуются различные организационные формы отдыха детей.

Одним из важных условий поддержания здоровья школьников и способности к эффективному обучению является организация горячего питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях. В 2011 году удельный вес обучающихся, охваченных горячим питанием, составил 99 % от общего количества обучающихся муниципальных ОУ. С целью улучшения организации горячего питания обучающихся, повышения качества приготовляемых блюд и кулинарных изделий, сохранения здоровья школьников, обмена опытом и внедрения дополнительных методик по удешевлению питания организован районный конкурс на лучшую школьную столовую, призовой фонд данного конкурса будет использован на приобретение оборудования для школьных столовых.

Управлением образования рекомендовано включение на каждой ступени образования курсов, направленных на здоровьесбережение, а так же включение в учебные планы ОУ третьего часа физической культуры.

Вместе с тем, несмотря на динамичное развитие системы образования, в муниципалитете остается ряд нерешенных проблем, которые необходимо решать в ближайшее время:

- недостаточный охват детей в возрасте от 1,5 до 7 лет дошкольным образованием. Рост рождаемости привел к тому, что существующая сеть учреждений дошкольного образования не удовлетворяет потребности населения в дошкольном образовании;

- не доведен до нормативного показатель соотношения количества учителей и обслуживающего персонала (70:30), что влечёт за собой неоправданные расходы бюджетных средств;

- часть школьников не охвачена услугами дополнительного образования;

- происходит старение педагогических кадров.

В целом, полученные результаты позволили сформировать задел и являются основанием для дальнейшей модернизации общего образования, но существуют определенные риски:

- несоответствие учебного оборудования, учебно-методических комплексов и транспортного обеспечения ряда школ современным, закреплённым новыми стандартами, требованиям к условиям реализации и оснащённости образовательного процесса;

- недостаточная пропускная способность Интернет-трафика, в том числе сдерживающая развитие дистанционного обучения в востребованных объёмах и формах;

- недостаточный уровень закрепления в школах молодых педагогов, дисбаланс в возрастном цензе педагогических коллективов школ;

- недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов, совмещающих преподавание нескольких предметов, обусловленный нехваткой педагогов-предметников в сельских малокомплектных школах.


  1. Итоги реализации комплекса мер по модернизации в 2011 году системы общего образования в Верхнекетском районе.

Основными направлениями реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Верхнекетского района в 2011 году являлись следующие:



  • повышение заработной платы учителей ОУ, реализующих программы общего образования,

  • переход ОУ на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,

  • повышение квалификации, профессиональная переподготовка учителей и руководителей ОУ, совершенствование системы аттестации,

  • приобретение школьных автобусов,

  • осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.

         Состояние системы образования Верхнекетского района характеризуется в настоящее время следующими показателями:

- средняя наполняемость классов – 13,8 человек, в т.ч.:

* старшей ступени – 11,2,

* средней – 16,1,

* начальной – 12,3;

- доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников – 10,6%;

- доля ОУ, в которых осуществлена интеграция с системой дополнительного образования (от общего количества ОУ) -20%;

- доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений - 60%;

- количество компьютеров на 10 обучающихся – 0,88 единиц;

- доля учителей, получивших в установленном порядке первую квалификационную категорию 1,2%, высшую квалификационную категорию -0,6% и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей – 15%;

- доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности педагогических работников - 32%;

- доля учителей в возрасте до 35 лет – 21%;

- среднестатистический тестовый балл ЕГЭ – 53,44;

- рейтинг района по показателю среднего тестового балла ЕГЭ – 17 место.


Для управления реализацией комплекса мер модернизации муниципальной системы общего образования создана муниципальная стратегическая команда по реализации проекта (Постановление Администрации Верхнекетского района от 19.10.2011г. №1127), утверждены рабочие группы муниципальной стратегической команды по направлениям проекта (Приказ Управления образования Администрации Верхнекетского района от 19.10.2011г. № 265).

Приказом Управления образования администрации Верхнекетского района от 19.10.2011 года № 264 определен муниципальный оператор реализации проекта.

Постановлением Администрации Верхнекетского района от 26 октября 2011 года №1158 утвержден комплекс мер по реализации проекта модернизации общего образования муниципального образования «Верхнекетский район» Томской области.

Приказами образовательных учреждений УО Администрации Верхнекетского района утверждены школьные стратегические команды по реализации проекта модернизации общего образования, назначены школьные операторы электронного мониторинга, утверждены комплексы мер по модернизации в 2011 году по образовательным учреждениям, разработаны школьные сетевые графики реализации проекта.

На сайте Управления образования и сайтах общеобразовательных учреждений созданы баннеры «Модернизация общего образования», на которых в актуальном режиме размещается информация по реализации проекта.

На протяжении последних лет муниципальное образование «Верхнекетский район» активно осуществляет модернизацию системы образования в рамках:

- приоритетного национального проекта «Образование»;

- федерального  и регионального Планов первоочередных действий по модернизации общего образования (в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»);

- проектов федеральной целевой программы развития образования (на территории образовательного пространства БСШ №1  прошла апробация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и с 01.09.2009 г. (Приказ Управления образования Администрация Верхнекетского района от 01.01.2009 г. № 120) первые классы в качестве эксперимента переведены на ФГОС).

- региональных проектов (Томская область в период с 2008 по 2010 годы реализовывала региональный комплексный проект модернизации образования (КПМО));

- региональных долгосрочных и муниципальных долгосрочных и ведомственных целевых программ;

       Одной из стратегических задач, решаемых в рамках комплекса мер по модернизации системы общего образования в Верхнекетском районе в 2011 году, стало продолжение усовершенствования финансовых моделей, обеспечивающих достижение нового качества образования.

В Верхнекетском районе установлена прозрачная система финансирования школ - введена система нормативно-подушевого финансирования общеобразовательных учреждений (на основании Закона Томской области от 17 декабря 2007 года № 276-ОЗ «О выделении субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования в рамках общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях). На основании утвержденной методики расчета абсолютных значений региональных базовых нормативов финансовых затрат для определения объема субвенций муниципальным образованиям установлен порядок распределения средств субвенции между образовательными учреждениями в размере не менее минимальных муниципальных нормативов финансирования. Применение дополнительных корректирующих коэффициентов к минимальным базовым нормативам обусловлено рядом ранее сложившихся факторов (большинство малокомплектных школ находятся за рекой), необходимо предусмотреть введение дополнительного коэффициента качества, учитывающего результат образовательной деятельности учреждения и увеличение, тем самым, стимулирующего фонда в тех учреждениях, где результаты выше.

В течение 2011 года создавались нормативные и правовые условия перехода учреждений в новый статус бюджетных, автономных и казенных, осуществлен переход образовательных учреждений в новый статус.

Новая отраслевая система оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений введена в Верхнекетском районе с 01.09.2008г. В районе используется модель определения базовой части фонда оплаты труда по окладам в разрезе профессионально-квалификационных групп и нормирования внеурочной деятельности. Используется ключевой принцип учета в базовой части оплаты труда сложности, приоритетности учебного предмета, интенсивности труда и оплаты внеурочной деятельности; распределение фонда оплаты труда по категориям персонала; определение стимулирующего фонда и распределение стимулирующих надбавок с участием управляющих советов.

Успешно апробирована модель финансирования из регионального дополнительного обособленного централизованного фонда стимулирования (6,462 млн. руб. из областного бюджета в 2011 году), распределяемого на муниципальном уровне в соответствии с установленным порядком проведения оценки результатов деятельности образовательных учреждений.

Отдельной субвенцией финансируется выплата надбавки педагогическим работникам за квалификационную категорию (4,810 млн. руб. из средств областного бюджета в 2011 году). Также отдельной субвенцией финансируется ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководства. Вознаграждение выплачивается из двух источников финансирования – федеральный и областной бюджеты. В 2011 году 116 учителей Верхнекетья получали вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в объеме 2,840 млн. руб.

Дополнительным механизмом повышения доходов учителей и привлечения молодых специалистов в отрасль является выплата стипендии Губернатора лучшим учителям в размере 1,214 млн. руб. в 2011 году. В рамках комплексной целевой программы «Демографическое развитие муниципального образования «Верхнекетский район» Томской области на 2008-2012 годы» (поддержка кадрового обеспечения муниципальных учреждений образования Верхнекетского района) на поддержку молодых специалистов в 2011 году направлено 390 тыс. руб.

Эффективность введения новых финансовых механизмов подтверждается полученными результатами:


  • созданы условия для перехода учреждений в новые виды бюджетных, автономных и казенных на основе подушевого нормативного финансирования;

  • повышена с 1 сентября 2011 года средняя заработная плата учителей (более чем на 30%) и сокращен разрыв заработной платы учителей Верхнекетского района и заработной платы в экономике Томской области;

  • обеспечена существенная доля стимулирующих выплат в общем фонде оплаты труда и высокий уровень дифференциации заработной платы учителей в зависимости от результатов и качества образовательной деятельности;

   С 2010 года в Верхнекетском районе осуществлен переход к образовательной  сети повышения квалификации работников образования и удовлетворения спроса каждого педагога на индивидуальные образовательные маршруты, реализуется персонифицированная модель повышения квалификации, дистанционные технологии повышения квалификации, также создана персонифицированная база данных о повышении квалификации работников образования на муниципальном уровне, позволяющая осуществлять мониторинг развития учительского корпуса. Подходы к решению вопроса обновления кадрового состава и повышения уровня профессиональной компетентности педагогов были ориентированы на конкретные потребности коллективов каждого учреждения, в том числе с учётом особенностей кадровых проблем сельских малокомплектных школ. Был сделан акцент на построении индивидуальных траекторий обучения с использованием возможностей как учреждений дополнительного образования, так и методических служб всех уровней (школьный, муниципальный, областной), что наряду с индивидуализацией формата повышения квалификации обеспечило и непрерывность процесса обучения и поддержки педагогов.

В результате, внедрение новых подходов к организации повышения квалификации педагогов на основе выбора образовательных программ и реализации модульно-накопительной системы повышения квалификации с широким использованием возможностей информационных технологий и дистанционного обучения позволило достичь следующих результатов:

- увеличился общий охват участников и спектр курсовых мероприятий, исходя из запросов педагогов и требований к развитию кадрового потенциала

           В районе накоплен опыт управления комплексными проектами, в частности, с 2008 года действует система электронного мониторинга состояния и развития системы образования (в связи с реализацией проекта КПМО).

Анализ качественных изменений в системе общего образования Верхнекетского района подтверждает эффективность используемых механизмов модернизации, заданных данным проектом.

          

В полной мере осуществлена реализация Постановления Администрации Верхнекетского района от 26 октября 2011 года «О комплексе мер по модернизации общего образования в муниципальном образовании «Верхнекетский район» в 2011 году.  На основе утвержденных данным Постановлением механизмов управления реализацией комплекса мер достигнуты значения основных параметров проекта в рамках следующих направлений расходования средств субсидии:


  • приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное и компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование (для школьных столовых) - 787,2 тыс. рублей;

  • пополнение фондов школьных библиотек - 605,85 тыс. рублей;

  • развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) - 505,82 тыс. рублей;

  • повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей – 320,07 тыс. рублей;

  • модернизация базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения школьников (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения) – 248,55 тыс. рублей;

  • осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования - 1428 тыс. рублей.

Система мониторинга реализации Проекта является на данном этапе реально действующим механизмом управления Проектом, который обеспечивает достижения взятых Верхнекетским районом обязательств.

Эффективность от использованных механизмов модернизации системы общего образования:



1. Сокращение разрыва между средней заработной платой учителей в Верхнекетском районе в 2011 году и средней заработной платой в экономике Томской области в течение сентября – декабря 2011 года выглядит следующим образом:

1-й квартал 2011 года

Планируемый уровень соотношения заработной платы в 3-м и 4-м кварталах 2011 года к 1-му кварталу 2011 года

3-й квартал 2011 года к 1-му кварталу
2011 года

4-й квартал 2011 года к 1-му кварталу
2011 года

71 %

82,7%

87,8 %

108,4%

Средняя заработная плата учителей по итогам 4-го квартала 2011 года составила 23476 рублей.

2. Запланированное значение показателя «Доля учителей, получивших
в установленном порядке первую, высшую квалификационную категории и подтверждение соответствия занимаемой должности по новой модели аттестации педагогических работников» достигнуто. Новая модель аттестации педагогических работников является не формальной процедурой, а управленческим механизмом, гарантирующим адекватность увеличения средней заработной платы учителей за результаты их труда. В рамках Проекта будет продолжена разработка нормативных, правовых и финансовых оснований для достижения существенной дифференциации
в заработной плате педагогических работников и, прежде всего, учителей, имеющих квалификационные категории, и учителей без квалификационной категории (в сопоставимых условиях).

следующая страница >>
Смотрите также:
Комплекс мер по модернизации в 2012 году общего образования муниципального образования «Верхнекетский район» Томской области
404.37kb.
3 стр.
К комплексу мер по модернизации общего образования в Челябинской области
54.59kb.
1 стр.
Комплекс мер по модернизации в 2012 году общего образования Самарской области
473.69kb.
4 стр.
Комплекс мер по модернизации в 2012 году общего образования Самарской области
463.33kb.
4 стр.
Городской округ Серпухов План проведения мероприятий по модернизации общего образования города Серпухова в 2011-2012 учебном году Цель комплекса мер по модернизации общего образования городского округа Серпухов
89.1kb.
1 стр.
География реализации Проекта модернизации системы общего образования Калачевского муниципального района
156.03kb.
1 стр.
Нормативно-правовая база реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Московской области
71.13kb.
1 стр.
Комплекс мер по модернизации общего образования Удмуртской Республики в 2012 году
63.96kb.
1 стр.
Постановление №145 зато сибирский Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования на территории городского округа закрытого административно-территориального образования Сибирский Алтайского края в 2012 году
207.72kb.
1 стр.
Аналитическая справка по результатам итогов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году. В соответствии приказом министерства образования области от 05. 09
82.65kb.
1 стр.
Справка о реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Камчатском крае в 2012 году и основные направления реализации проекта в 2013 году
140.97kb.
1 стр.
Отчет о выполнении Плана по реализации мероприятий по модернизации общего образования Пушкинского муниципального района в 2012 году
360.1kb.
1 стр.