Главная
страница 1


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ

Ректор


Белорусского государственного университета

С. В. Абламейко

___ марта 2009 г.

Регистрационный № УД-______/баз.

ПРОБЛЕМАТИКА СОВРЕМЕННЫХ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Учебная программа для специальности

1-23 01 73 Средства массовой информации














2009 г.

СоставителИ:

Воробьев Василий Петрович, заведующий кафедрой социологии журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент
Дубовик Сергей Валентинович, заведующий кафедрой теории и методологии Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент
Белякова Людмила Петровна, доцент кафедры периодической печати Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент
Саенкова Людмила Петровна, заведующая кафедрой литературно-художественной критики Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент
Касько Владимир Константинович, доцент кафедры периодической печати Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент
Залесский Борис Леонидович, преподаватель кафедры зарубежной журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета

Рецензенты:

Стрельцов Борис Васильевич, профессор кафедры журналистики Института парламентаризма и предпринимательства, доктор филологических наук, профессор
Дорощенок Петр Леонидович, заведующий кафедрой истории журналистики Института журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой периодической печати Института журналистики Белорусского государственного университета

(протокол № 5 от 16. 01. 2009 г.);


Научно-методическим советом учебно-методического объединения по журналистике

(протокол № 3 от 05.02.2009 г.);

Ответственный за выпуск: В. К. Касько
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью данного учебного курса является формирование четких представлений об особенностях освещения в сред­ствах массовой информации наиболее актуальных социально-экономиче­ских проблем современности, требующих разрешения, придания им гласности и коллективного осмысления. Изучение состояния современной проблемной публицистики, ее истории, тенденций и перспектив является одним из самостоятельных разделов теории и методологии журналистского творчества и важнейшей составной частью дисциплин специализации, положенных в основу высшего профильного образования и овладения профессиональными знаниями в области аналитического публицистического творчества: глубокого по содержанию и совершенного по форме и способам подачи информации.

Программа курса состоит из семи разделов и предусматривает знакомство прежде всего с теорией и историческими аспектами предмета, тематическим срезом дисциплины и особенностями освещения наиболее злободневных проблем на страницах различного типа изданий.

Лекционный курс направлен на формирование теоретической базы как молодых, так и более опытных журналистских кадров в области современных представлений о наиболее значимых проблемах, затрагиваемых средствами массовой информации.

Семинарские занятия и самостоятельная внеаудиторная работа направлены на изучение практического пласта творче­ской разработки наиболее актуальных проблем современности различными мастерами пера, в различных изданиях, в разные времена, в разнообразной жанровой палитре.

Преподавание курса «Проблематика современных СМИ» максимально адаптировано к развитию индивидуальных особенностей творческой личности и направлено на становление профессиональных подходов к разработке проблематики в практической творческой деятельности.

Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:

– усвоение слушателями знаний о предмете с четким разграничением представления понятий «проблема» в научно-теоретическом и публицистично-прикладном значениях этого полисемического понятия;

– формирование мировоззренческих представлений о типологии современных проблем материального и духовного миров, общности и различиях возникновения и преодоления проблем, детерминированности их связи и особенностях освещения в средствах массовой информации;

– самостоятельная ориентация в сути существующих теоретических и практических проблем развития современной цивилизации.

– на конкретных примерах проследить, как происходит обмен межрегиональной информацией в местной прессе.




ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Наименование раздела



Аудиторные занятия

Всего часов

Лекции

Лабораторные занятия

1.

Социально-экономическая проблематика

4

10

14

2.

Социально-политическая проблематика

4

10

14

3.

Социально-бытовая проблематика

4

10

14

4.

Проблемы культуры в СМИ

4

10

14

5.

СМИ Союзного государства

2

6

8

6.

Региональные СМИ

2

6

8

7.

Международная журналистика

2

6

8

Всего

22

58

80


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
Тема 1. Сущность, содержание и цели социальной политики

Социальная политика: сущность и общие положения. Субъекты и цели социальной политики. Типы и тенденции социального развития.

Функции и основные задачи социальной политики. Основные сферы осуществления социальной политики.
Тема 2. Социальная структура общества (стратификация). Закономерности, критерии и типы социальных группировок

Социальная структура общества – сущность и содержание, инфраструктура. Социальные группы: определение, закономерности формирования, потребности и условия их воспроизводства.

Критерии и типы социальных группировок. Социальные институты как отражение социальных потребностей.
Тема 3. Проблема бедности и пути ее решения

Понятие бедности, ее масштабы. Кто такие бедные?

Опыт борьбы с бедностью. Общий план действий. Стратегия борьбы с бедностью.
Тема 4. Рынок труда и его функции. Занятость населения. Безработица: социально-экономические последствия, основные виды, пути сокращения

Понятие рынка труда, его границы. Инфраструктура рынка труда. Сущность занятости. Политика занятости в Беларуси.

Безработица: сущность, понятие, виды. Социально-экономические последствия безработицы.
Тема 5. Социальное партнерство как ключевое направление согласования интересов его субъектов и обеспечения реализации социальной политики

Объективные предпосылки и условия возникновения социального партнерства. Сущность социального партнерства.

Содержание и механизм социального партнерства.
Тема 6. Социальные конфликты и пути их разрешения

Социально-трудовые отношения как источник конфликтов. Основная классификация конфликтов в социально-трудовой сфере и понятия об их разрешении или урегулировании.

Подведомственность конфликтов. Принципы, способы разрешения конфликтов.
Тема 7. Зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики

Модели социальной политики: основные принципы построения. Социальные преобразования в странах Западной Европы и США.

Опыт социальных реформ в странах СНГ и Балтии. Национальные основы и особенности формирования и реализации социальной политики в Японии.

РАЗДЕЛ 2

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
Тема1. Социально-политическая и идеологическая

проблематика в СМИ
Принципы классификации проблем. Социально-политические методы взаимодействия с органами управления и СМИ.

Планирование и работа отдела. Распределение “сфер интересов” корреспондентов. Составление карты контактов.


Тема 2. Методика и технология сбора информации

Социологический опрос – формулировка задачи. Составление выборки, разработка опросных листов. Устное интервью – этапы работы. Составление официального письма в организации. Телефонный опрос. Запрос информации по электронной почте. Посещение официальных и неофициальных мероприятий. Использование официальных данных и официальных ответов из организаций. Использование статистической информации. Создание новостного повода. Соблюдение этических норм.




Тема 3. Методика и технология обработки информации

Необходимость теоретической подготовки по конкретной тематике. Отбор фактологического материала. Факт как отправная точка для собственных рассуждений. Обработка опросных листов. Использование готовой социологической информации при написании материала. Сопоставление информации из разных источников. Обобщение информации, выявление тенденций и закономерностей в социально-политических явлениях. Составление итоговой статьи.


Тема 4. Профсоюзная тематика

Трудовые отношения и занятость; профсоюзная тематика. Демографические проблемы, миграция и эмиграция, проблема “утечки умов”. Проблема районных городов. Разбор наиболее интересных текущих материалов.


Тема 5. Проблемы здравоохранения

Проблема обеспечения лекарствами, положение инвалидов, социальное обеспечение пенсионеров и ветеранов. “Афганская” и чернобыльская тема. Проблема противоречия интересов государства, личности и общественных групп. Разбор наиболее интересных текущих материалов.




Тема 6. Экологическая проблематика

Техногенные катастрофы и их ликвидация, восполнение природных ресурсов. “Полоса потребителя” – экспертиза товаров и услуг в СМИ. “Черный пиар”. Этические нормы и коммерческий интерес журналиста. Разбор наиболее интересных текущих материалов.


Тема 7. Правоохранительная тематика

Работа правоохранительных органов и деятельность правозащитных организаций – сотрудничество через преодоление конфликта. “Тюремная” и криминальная тема: погоня за сенсацией или аналитический подход? Бизнес и криминал. Роль прессы в создании имиджа бизнесменов. Судебный очерк. Разбор наиболее интересных текущих материалов.


Тема 8. Детская проблематика

Положение детей, школьное и внешкольное образование, детские и юношеские организации, проблема патриотического воспитания молодежи, служба в вооруженных силах и дискуссии вокруг закона об альтернативной службе. Молодежные общественно-политические движения. Освещение проблем, связанных с распространением наркотиков. Разбор наиболее интересных текущих материалов.



Тема 9. Проблемы семьи и быта

Семья как меняющийся социальный институт в изменяющемся обществе. Проблема сиротства и безнадзорности. Женская тема в прессе: женские общественные объединения. Тема проституции - “клубничка”, “чернуха” или диагноз социальной болезни? Разбор наиболее интересных текущих материалов.


Тема 10. Научная и научно-техническая проблематика

Основные требования к ее освещению в массовой прессе. Разнообразие жанров. Необходимость специализации автора по конкретным отраслям науки. Использование Интернета для получения информации. Разбор наиболее интересных текущих публикаций.


Тема 11. Религиозная тема в массовой прессе

Конфессии. Церковные институты. Православные СМИ и их отличие от светских. Контакты с религиозными организациями.


Тема 12. Морально-этическая проблематика

Основные юридические нормы. Герой и дело его жизни. Герой и антигерой. Свобода слова и редакционная корпоративная культура. Колонка обозревателя как специфический жанр. Пресса и выборы. Социальная ответственность журналиста как профессионала и личная позиция журналиста как человека.



РАЗДЕЛ 3

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
Тема 1. Введение в дисциплину. Предмет, задачи и цели курса. Историческая динамика развития газетной проблематики и современный общественно-политический процесс

Обозначение идеологической значимости изучения данной дисциплины. Исторический экскурс и определение места и роли аналитического публицистического творчества на страницах прессы в идеологическом контексте. Социально-политическое звучание аналитического выступления как индикатора и катализатора прогресса общества. Вектральная направленность проблемной публицистики на поиск оптимального решения актуальных социально-бытовых проблем современности.


Тема 2. Гносеологический и герменевтический аспекты отражения и формирования общественного мнения

Знание о мире и мир знаний. Постижение реалий действительности посредством их отражения в публицистике и эффекты восприятия переданной информации. Логистика добываемой журналистом,


хранящейся, передаваемой и воспринимаемой потребителем информации. Эффекты прямой и обратной пропаганды.
Тема 3. Классические, традиционные и инновационные представления о проблемном публицистическом выступлении

социального звучания. Объект, предмет и субъект исследования публициста и роль аналитической публикации в прессе

Дифференциация оттенков понятия “проблемное публицистическое выступление” в зависимости от целей, функций и методов его подготовки. Публицистика как вид общественно-политической литературы и форма выражения общественно-политической мысли. Публицистика как “острое идеологическое оружие” и инструмент социального самопознания. Публицистика и творчество как антиподы манипулятивных информационных технологий.

Методологические особенности публицистического творчества. Публицистика как отражение реалий современной картины мира на острие события и факта. “Живая” жизнь как поле творческой деятельности публициста. Тема. Идея. Герой. “Гвоздь” номера. Сенсация и злободневность. Мастерское искусство вдохновенно вдохновлять.
Тема 4. Научно-литературный базис и творческая природа

проблемной публицистики

Публицистика: между наукой, литературой, проповедью. Особенности лингвистической организации публицистического текста. Форма и содержание. Документальность и художественность. Понятие “публицистический образ” как центральная категория созидательной публицистики. Субординационная зависимость публицистического образа (отражения) от реального прообраза (отражаемого, прототипа). Инновационный характер и социально-политическая функция “созидательной” публицистики. Понятие “созидательная” публицистика и ее социальная роль. Творческий поик интересной темы, оригинального решения, героев-новаторов. “Расшивка” узких мест посредством гласности и развязка сложных узлов социально-бытовых перекрестков современности. Когнитивная функция публицистики ее организующая и мобилизующая роли.


Тема 5. Феноменология организации мышления и творчества журналиста-аналитика. Влияние авторской позиции

на характер публикации

Объективное и субъективное, рациональное и иррациональное в творчестве публициста. Мировоззрение и мироощущение журналиста.

Свобода слова, свобода мысли и свобода выбора метода подачи информации. Исследовательское и заказное в творчестве журналиста. Исполнительство, партийность, вдохновенная убежденность. Тенденциозная и “качественная” пресса.

Квалификация и компетентность, уровень и диапазон творческой деятельности публициста. Профессиональная “ось координат” создания публицистического образа современности. Публицистическое отражение реалий действительности как форма социального знания об окружающей среде, доступного массовому потребителю информационной продукции. Специализация журналиста и прессы. Профессиональное амплуа. Детерминизм уровня постановки проблемы и глубины ее творческой разработки с профессиональной компетентностью автора публикации и квалификационной подготовкой. Фрагментарность творчества манипулятора и полнота передаваемого мира действительности посредством детали, факта, комментария в творческом публицистическом образе.


Тема 6. Профессиональный ракурс и квалификационный рейтинг журналиста-аналитика. Правдоискательство и правдоподобность

Эвристический и эссеисский методы в журналистике: взаимоисключающие и взаимодополняющие начала – общее, особенное, авторское. Плодотворчество и псевдотворчество. Поиск правдивого факта и “подгонка” фактов под событие. Деталь как творческое отражение картины мира в публицистическом образе и монтаж “картинки” из деталей действительности. Выбор точки наблюдения и точки отсчета события. Фрагментарность и целостность.

Качество публицистической рефлексии. Представление о коэффициенте корреляции. Субъективные и объективные факторы искажения публицистическими средствами в процессе отражения явлений, событий, фактов, характеров. “Пятнадцатый камень сада Реандзи” и другие символы бренности человеческого познания. Субординационная зависимость качества публицистической рефлексии от степени тенденциозности издания и профессионализма публициста.
Тема 7. Информационно-коммуникативная и когнитивная функции прессы. Максимализация эффекта адекватности постижения и рефлексии современной картины мира

Познавательная, просветительская и эстетическая функции публицистики как альтернатива обывательской журналистике широкого (массового) потребления. Познавательная журналистика как источник объективной информированности массовой аудитории, формирования общественного мнения и развития плодотворной коммуникабельности. Реалии и мифы мира прессы.



РАЗДЕЛ 4

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ В СМИ
Тема 1. Культура в эпоху глобализации и её место в мировых СМИ. Понятие «культуры» в человеческом обществе

Виды искусства, внимание к ним со стороны прессы (история взаимодействия).

Культурные конфликты в современном мире, отражение их в прессе. Диалог культур как способ разрешения культурных конфликтов. Роль прессы в организации диалога культур.

Культура как одна из FIVE TOP тем, которые интересуют СМИ во всём мире.

«Культурная журналистика» как спасательный круг в мире общества потребления.

Тема 2. Функции «культурной журналистики» в современном обществе (просветительская, воспитательная, мировоззренческая, развлекательная, эстетическая). Особенности журналистской деятельности в освещении вопросов искусства

Разнообразие и особенности функций темы культуры в современной журналистике. Журналист как гид, помогающий ориентироваться в потоке культурных событий. Журналист как просветитель и историк. Журналист как интерпретатор культурных событий. Журналист как художник, создающий собственное произведение, способное удовлетворить эстетические потребности человека.


Тема 3. «Культурная журналистика» как особый вид творчества

«Культурная журналистика» как особый вид творчества, дисциплинирующий сознание и влияющий на воображение. «Культурная журналистика» как особая форма деятельности, удовлетворяющая эстетические потребности человека. Журналистский текст об искусстве как самостоятельное культурное событие.

Разные аспекты творчества: мотивационные, операционные, интеллектуальные, личностные. Взаимодействие интеллекта и интуиции в деятельности журналиста, освещающего тему искусства.
Тема 4. Специализированные культурные издания Беларуси

Тематические, функциональные, организационные особенности специализированных изданий по культуре. Современные белорусские культурные холдинги. Издания по культуре и издания, освещающие разные виды искусства. Специализированные литературные издания. Специализированные газеты и специализированные журналы. Мастерство журналистов, освещающих вопросы культуры. Обозреватели по культуре, арт-журналисты, критики, медиакритики.

Эффект диалога с читательской аудиторией.
Тема 5. Темы культуры в ежедневных и еженедельных СМИ

Выбор темы и точки зрения (внимание к событиям, которые получают резонанс в масштабах страны, к известным личностям, которые стали news-makerami. Рубрикация в зависимости от видов искусств и интересов издания.

Особый «культурный» язык в разных СМИ: в массовых, специализированных, таблоидных изданиях. Девальвация понятия культуры в таблоидах и «глянцевых» изданиях. Масскультовые тенденции в журналистике. Погоня за сенсациями. Культурная сенсация и особенности подачи в разных СМИ. Зарубежная культура на страницах

белорусских газет, принципы и формы освещения. Проблемы освещения белорусской духовной культуры в региональных СМИ.


Тема 6. Структура отдела культуры в газете.

Особенности планирования и организации работы

Работа корреспондента. Редактор отдела как организатор и активный читатель. Штат обозревателей. Внештатные обозреватели. Обозреватель как авторитетная личность. Работа с авторами. «Не имей сто друзей, а имей сто авторов».


Тема 7. Жанры публикаций на темы культуры.

Принципы их использования

Информационное сообщение, заметка, анонсы, отчет, зарисовка. Информационный повод для публикаций. Интервью на темы культуры (новостное, портретное, проблемное). Особенности создания «культурного» репортажа (новость рассказывается от первого лица, даёт возможность читателю перенести себя на место события, обязательность «эффекта присутствия». Ситуации, в которых прибегают к репортажу).Культурная аналитика: использование корреспонденции и статьи для постановки проблемы и серьёзного разговора. Принцип подбора фактов для анализа. Рецензия как «королева» жанров, которые используются в анализе произведения искусства (двойная адресность. Особенности рецензирования произведения дебютантов).

Место художественно-публицистических жанров эссе и очерка в современных белорусских культурных изданиях.
Тема 8. Методы работы журналиста в области культуры.

Как стать профессионалом?

Погружение в творческую среду (знание ситуаций в организациях и творческих коллективах, внимание к их творчеству). Знание контекста ( истории отдельных видов искусств, событий, которые предшествовали ситуации, способствовали появлению ярких личностей). Работа с «информаторами». Планирование рабочего дня, тайминг (умение в потоке событий выбрать именно то, что наиболее интересно изданию, способность ухватить одновременно несколько событий). Тип мышления журналиста (выбор событий, доверие интуиции, чувство темы).


Тема 9. Авторское «Я» в публикациях на тему культуры.

Право на субъективизм. Палитра разных мнений. Креативная подача (выбор заголовка, который интригует, или помогает создать контекст события, кратко и ярко отражает самую суть; деление текста с помощью подзаголовков, которые облегчают восприятие текста; использование выносок и врезок при верстке, которые акцентируют внимание на определённых мыслях или тезисах; подбор фото). Право на творческий эксперимент (не забывать о необходимости единства формы и содержания). Гонзо-журналистика как глубоко субъективный авторский стиль. Главные уроки этого вида журналистики.



Тема 10. Сосуществование традиционной и «новой» журналистики. За кем будущее?

«Блоги» как способ самовыражения. «Блоги» как источник новостей. Размывание жанров в «новой журналистике (текст как «поток сознания»; главное – собственное мнение, а не система аргументации). Интерактивность «новой» и традиционной журналистики ( обратная связь «автор-читатель» в действии: выход без посредников непосредственно на читателей; возможность читателю оставить свой отклик на текст, вступить в открытую дискуссию с «блогером»).


РАЗДЕЛ 5

СМИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Тема 1. Особенности формирования белорусского медиарынка

Взаимодействие государственных и частных СМИ. Смешанные формы экономической самостоятельности.

Государственная информационная политика. Основные этапы развития государственной политики в сфере СМИ. Стабилизация информационной политики в 2000-е годы. Факторы стабилизации: социальная ориентированность экономики, демократизация общественных отношений, определение роли СМИ, принцип информационной безопасности.

Правовые основы функционирования белорусских СМИ. Закон «О печати и других средствах массовой информации».


Тема 2. Предпосылки создания

Союзного государства Беларуси и России

Содержание Договора о создании Союзного государства. Перспективы развития Союзного государства.



Тема 3. Органы управления Союзным государством

Высший государственный совет. Постоянный совет Союзного государства. Парламентское собрание Союзного государства.


Тема 4. Основные масс-медийные проекты

Союзного государства

Интернет-издания. Печатные издания. Телерадиовещание.

Газета «Союз Беларусь-Россия» – орган Совета министров Союзного государства. Опыт издания газеты «Союз-Беларусь» на базе газеты «Советская Белоруссия». Анализ номеров газеты. Графическое исполнение. Опыт распространения.

Газета «Союзное вече» – орган Парламентского собрания Союзного государства. История создания газеты. Основная тематика. Издание вкладыша «Союзное вече» на базе газеты «Звязда».


Тема 5. Телерадиообъединение Союзного государства (ТРО)

Опыт изготовления теле- и радиопередач союзной тематики. Основные темы. Причины неэффективности программ ТРО.

Анализ программ ТРО: «Крестьянская застава» и «Москва-Минск». Жанровые особенности. Аудитория программ.

Анализ радиопрограммы «Вести Союзного государства».


Тема 6. Новые тенденции в развитии СМИ

Союзного государства

Взаимодействие со СМИ стран СНГ. Содержательный комплекс белорусских СМИ. Задачи белорусской журналистики на современном этапе. Укрепление суверенитета и независимости государства как одна из важнейших задач деятельности СМИ.


РАЗДЕЛ 6

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ
Тема 1. Типология белорусской региональной прессы

Различные секторы СМИ: государственные, государственно-общественные, частные, традиционные и новые. Их место и информационный порядок в демократическом, гуманистическо-ориентированном обществе. Плюрализм и толерантность в сфере массовой деятельности региональной печати.


Тема 2. Районная пресса Беларуси

Районная печать Беларуси на современном этапе. Факторы повышения влияния местной прессы на воспитание общественного сознания. Основные условия определения приоритетной проблематики районных газет, их идейно-тематическая и публицистическая направленность.


Освещение идеологической, политической, военно-патриотической, сельской тематики. Основные тенденции оформления районной печати.
Тема 3. Типология и структура региональных СМИ на современном этапе

Областные, межрегиональные, вечерние газеты Республики Беларусь. Общественно-политические издания – содержание и направленность. Информационно-коммерческие газеты в условиях рыночных отношений.


Региональная, культурно-просветительская печать. Региональные детские, молодежные, женские газеты и перспективы их развития. Издательская деятельность частных изданий.
Тема 4. Редакция региональной газеты и ее аудитория

Социологическое изучение рынка потребителей информации. Работа редакции с письмами читателей. Организационно-массовая работа.

Аудитория газеты как субъект журналистской деятельности. Руководство региональной прессой.
РАЗДЕЛ 7

МЕЖДУНАРОДАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
Тема 1. Освещение международной тематики в белорусских средствах массовой информации (районных и городских газет)

Роль и место международной тематики в современной белорусской прессе всех уровней: центральной, областной, отраслевой, местной. Анализ экономических факторов как главного критерия белорусской дипломатии на современном этапе. Национальные программы Республики Беларусь, нацеленные на международное сотрудничество. Основные экономические факторы, стимулирующие развитие белорусской внешней политики на современном этапе.

Особенности формирования и закономерности развития свободных экономических зон Беларуси, предприятий с иностранным капиталом и представительств зарубежных фирм в нашей стране, еврорегионов на белорусской территории, побратимских связей в развитии международного сотрудничества белорусских регионов, приграничного взаимодействия со странами-соседями. Обзор белорусской прессы по внешнеполитической и внешнеэкономической проблематике.
Тема 2. Итоги мониторинга белорусской региональной прессы по освещению международной тематики

Тематическое и жанровое разнообразие публикаций по международной проблематике в городской и районной прессе Республики Беларусь.

Объективные трудности в освещении данной тематики. Рекомендации по улучшению освещения международной жизни белорусских регионов в организационном, техническом, образовательном и творческом плане
Тема 3. Тематика двусторонних экономических отношений регионов Республики Беларусь с зарубежными государствами на страницах городских и районных белорусских газет

Основные приоритеты Республики Беларусь в развитии двусторонних экономических отношений с зарубежными странами. Роль межрегионального сотрудничества в обеспечении устойчивого роста товарооборота нашей страны с основными партнерами – Россией, странами СНГ, Европейского союза. Основные сложности в освещении данной тематики на страницах белорусской региональной прессы.


Тема 4. Тематика сотрудничества Республики Беларусь с международными организациями на страницах

региональной прессы нашей республики

Обзор основных глобальных, универсальных, региональных, субрегиональных, специализированных международных организаций. Особенности освещения их деятельности и сотрудничества с ними Республики Беларусь в региональной прессе нашей страны. Жанровое разнообразие, стилистические, композиционные и другие особенности материалов.



ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА
РАЗДЕЛ 1

  1. Байтеров М. Бедность и политика адресной социальной помощи малообеспеченным семьям // Человек и труд. -- 2001., № 1.

  2. Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению. Московский центр Карнеги. М., 1998.

  3. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. — М.: Экономика, 1998.

  4. Горкин А.П. Социальная энциклопедия. М., 2000.

  5. Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.

  6. Лебедева Л. Политика вспомоществования в США: разумная прагматичность // Человек и труд. -- 2000. № 4.

  7. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006  –  2010 годы // СБ. Беларусь сегодня. – 24.02.06 (http://w3.economy.gov.by).

  8. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996 г.

  9. Семичин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. — М.: Мысль, 1996.

  10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.: Дело, 1993.

  11. Экономика труда и социальные отношения. Курс ключевых лекций / Под ред. Волгина Н.А., Ракитского Б.В. — М.: Изд-во РАГС, 1998.

  12. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова. Гл. 30 - «Проблемы социальной сферы». М., Проспект, 1998 и 1999 гг.


РАЗДЕЛ 2

  1. Акопов, А. И. Методика типологического исследования периодичес-

  2. Афанасьев, В. Г. Социальная информация. – М.: Мысль, 1994. – 148 с.

  3. Бабосов, Е. М. Социальные аспекты научно-технической революции.–Минск:БГУ, 1976.–478 с.

  4. Беларусь: Государство для человека. Национальный отчет о человеческом развитии. – Минск, 1997. – 84 с.

  5. Вараб’ёў, В. П., Дубовік С. В. Журналістыка: ад А да Я. Даведнік.–Мінск: БДУ, 2002.– 216 с.

  6. Гуревич, С. М. Газета и рынок. Как добиться успеха: Пособ. для журналистов. – М.: Евразия, 1998. – 240 с.

  7. Данилов А. Н. Переходное общество: Проблемы системной транс-

  8. Дубовік, С.В. Асобая місія сацыяльнага нарыса // Маладосць – 2000. – №3.– С. 200 – 208.

  9. Засурский, И. Масс-медиа второй республики. М.: МГУ, 1999. – 271 с.

  10. Матусевич, Е. В., Мельников, А. П. Начала политологии: Учеб. пособ. для вузов. – Мінск: Мастацкая літаратура, 1998. – 112 с.

  11. Милюхин, И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М.: МГУ, 1999. – 275 с.

  12. Решетников, С. В., Яскевич, Я. С, Новиков, В. Т. Политический процесс в современной Беларуси: субъекты, особенности, тенденции // Веснік БДУ. Сер. 3. – 1996. – № 2. – С. 18 – 21.

  13. Современная советская журналистика. – М.: МГУ, 1999. – 349 с.

  14. Стральцоў, Б. В. Розумам і сэрцам // Вдохновение – 2000. – Июнь – октябрь. – С. 3.

  15. Эдмонт, Б. Ламбет. Приверженность журналистскому долгу: Об этичном подходе в журналистской профессии (Пер. с англ.) – М.: Нац. институт прессы, 1998. – 65 с.

РАЗДЕЛ 3

  1. Белякова, Л. П. Мир газетного образа. – Минск, 2003.

  2. Горохов, В. М. Публицистика: теория и практика. – М., 1995.

  3. Государственная программа по возрождению села на 2005 – 2010 гг.

  4. Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения. –СПб., 2001.

  5. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – 

  6. Лукашенко, А.Г. Край сердцем любимый. Выступление Президента перед студентами и преподавателями БГУ. – Советская Белоруссия,  14 февр. 2008 г.

М., 2001.

  1. Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Г. Корко-носенко. – СПб., 2002.

  2. Прохоров, Е. П. Публицистика: Природа. Закономерности. – М.: Искусство, 1992.

  3. Современная журналистика: методология, творчество, перспективы: Сб. науч. ст. / Редколл.: Н. Т. Фрольцова (гл. ред.). – Минск: БГУ, 2008.

  4. Стрельцов, Б. В. Метад i жанр. Мінск, 2001.


РАЗДЕЛ 4

  1. Басин, М., Шилович, М. Синергетика и Internet. – СПб.: Наука, 1999.

  2. Бондарева, Е.Л. Освещение литературы и искусства в СМИ. – Мн.: БГУ, 2004.

  3. Дапаможнік для журналістаў Цэнтральнай і Усходняй Еўропы. – Мінск: БФС, 1995.

  4. Ионин, Л. Социология культуры. – М., 1996.

  5. Лазутина, Г. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2006.

  6. Медыя і камунікацыя. – Мінск: БК, 2000.

  7. Носов, Н. Виртуальный человек. – М.: Магистр, 1997.

  8. Стрельцов, Б.   Основы   публицистики.   Жанры.   –   Мінск: Университетское, 1990.

  9. Теория культуры: Учеб. пособ. – СПб.: Питер, 2008.

  10. Фихтелиус, Э. Новости: сложное искусство работы с информацией. – М.: МедиаМир, 2008.

  11. Шчахаціхін, М. Нарысы з гісторыі беларускага мастацтва. – Мінск: Навука і тэхніка, 1993.

  12. Яковлев, Е. Эстетика: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Гардарики, 2006.


РАЗДЕЛ 5

  1. Арако, В. В., Биндюков, Н. Г. Информационная политика как важный фактор поддержки процесса единения Беларуси и России // Информационный бюллютень собрания Союза Беларуси и России. – 2000. – № 3 (10). – С. 36 – 40.

  2. Дубовік, С. В. СМІ постсацыялістычнай Беларусі: пошук новай рацыянальнасці. – Мінск: БДУ, 2003.

  3. Кара-Мурза, С. Образ будущего и проекты прошлого // Наш современник. – 1998. – № 3 – С. 168 – 176

  4. Климук, Б. И. Нам жить вместе! – Сов. Белоруссия. – 28 сентября 1996. – С. 3.

  5. Лесин, М. О. СМИ Союзного государства // Российская газета. – 1999. – 17 августа 2006.


РАЗДЕЛ 6

  1. В. В. Русакевич, Л. С. Ананич, В. П. Воробьев и др. – Минск, 2004.

  2. Газета + радио. В помощь редакторам региональных СМИ /

  3. Дубовік, С. В. СМІ постсацыялістычнай Беларусі: пошук новай рацыянальнасці. – Мінск, 2003.

  4. Касько, У. К. Сацыяльнае кіраванне СМІ // Сацыяльныя аспекты развіцця беларускай журналістыкі. – Мінск, 2003. – Вып. 6.

  5. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики. – М., 2002.

  6. Рэгіянальная прэса: традыцыі, вопыт, перспектывы. – Мінск, 2007.

  7. Свораб, А. К. Асноўныя тэндэнцыі афармлення рэгіянальнай прэсы // Сучаснае дэмакратычнае грамадства і функцыянаванне сістэмы масавай камунікацыі. – Мінск: БДУ, 1998.

  8. Стральцоў, Б. В. Метад і жанр. Асновы творчага майстэрства журналіста. – Мінск, 2002.

  9. Стяжкин, В. Е. Региональная и локальная периодика. – М., 1996.


РАЗДЕЛ 7

  1. Залесский, Б. Л. Регионы России – в Беларуси // Журналистика – 2008: Материалы конференции – Минск: БГУ, 2008.

  2. Залесский, Б. Л.Освещение международной тематики в белорусской региональной прессе // Региональная пресса: традиции, опыт, перспективы: Материалы конференции. – Минск: БГУ, 2007.

  3. Залесский, Б. Л. Белорусский экспорт и средства массовой информа-ции // Журналистика – 2007: Материалы конференции. – Минск: БГУ, 2007.

  4. Залесский, Б. Л. Подготовка журналистов-международников:система спецкурсов // Журналистика – 2006: Материалы конференции. – Минск: БГУ, 2006.



Смотрите также:
Учебная программа для специальности: 1-23 01 73 Средства массовой информации
106.28kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-23 01 73 Средства массовой информации
271.22kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности: 1-23 01 73 Средства массовой информации 2009г
531.38kb.
2 стр.
Средства массовой информации
165.43kb.
1 стр.
Средства массовой информации о молодежной политике в ярославской области
1266.47kb.
8 стр.
Закон республики беларусь 17 июля 2008 г. N 427-з о средствах массовой информации
597.51kb.
3 стр.
Декларация о средствах массовой информации и правах человека А. Статус и независимость печати и других средств массовой информации
62.8kb.
1 стр.
Элвин тоффлер. Третья волна
7126.32kb.
42 стр.
Учебная программа для специальности 1-53 01 02 Автоматизированные системы обработки информации 2010 Составитель
101.2kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1 53 01 02 " Автоматизированные системы обработки информации" 2010 Составитель
142.38kb.
1 стр.
Влияние Средства Массовой информации на подростков
111.67kb.
1 стр.
Закон республики беларусь 17 июля 2008 г. №427-з о средствах массовой информации Принят Палатой представителей 24 июня 2008 года Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года глава 1 общие положения
451.15kb.
3 стр.