Главная
страница 1 ... страница 10страница 11страница 12страница 13



7. Особенности образовательного процесса, применяемые в нем

педагогические технологии, формы, методы и приемы.
I ступень - начальное общее образование.
Организация учебного процесса в начальных классах является фундаментом образовательной системы школы. Успешность реализации образовательной программы во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:

· формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников;

· овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений, освоении азбуки рефлексии и творчества;

· развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях.

Для реализации личностно - ориентированного учебного взаимодействия педагоги первой

ступени применяют следующие приемы и методы:

1. метод проектов;

2. методы диалога;

3. приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;

4. игровые методы;

5. рефлексивные приемы и методы;

6. методы диагностики и самодиагностики.

С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного коммуникативного, эстетического и физического потенциала личности младших школьников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения учебных занятий: урок-экскурсия; урок-путешествие; урок-соревнование; урок взаимообучения; интегрированный урок; урок-игра.

Содержание внеучебной деятельности учащихся начальной ступени обучения обусловлено целевым ориентиром – моделью выпускника начальной школы. Оно направлено на формирование интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление индивидуальных особенностей.

Формы организации воспитательного процесса: праздники, коллективное творческое дело, викторины, конкурсы, выставки, экскурсии, беседы и др.

Ученическое самоуправление осуществляется в рамках классного коллектива - система индивидуальных и групповых поручений.



II ступень - основное общее образование
Учебный процесс на второй ступени обучения выстроен на основе принципов личностно-ориентированного подхода. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальных интеллектуальных показателей развития ребенка, его творческого развития, реализация атмосферы сотрудничества учащихся и преподавателей в достижении желаемого результата, обеспечение общего универсального образования, установленного государственными стандартами для общеобразовательных школ, овладение обучающимися содержанием образования на повышенном уровне по отдельным предметам и изучение дополнительных спецкурсов по профильным дисциплинам, максимальное использование гуманитарных дисциплин для формирования духовной сферы личности, формирование и развитие навыков самостоятельной работы и научно – исследовательской деятельности.

Учителями используются следующие приемы и методы построения личностно-ориентированного педагогического взаимодействия:



  1. Приемы актуализации субъектного опыта учащихся (опора на житейский опыт ребенка или на ранее приобретенные знания в учебном процессе, «вызов» у учащихся ассоциаций по отношению к новому понятию, формирование отчетливого осознания границы между известным и неизвестным и др.);

  2. Методы диалога и полилога;

  3. Приемы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора, свободного и ограниченного учителем;

  4. Игровые методы;

  5. Организация групповых форм работы на уроках;

  6. Проектная методика;

  7. Создание учащимися и педагогами мультимедийной продукции, используемой в процессе обучения.


III ступень - среднее (полное) общее образование
Избрав личностно - ориентированный подход в качестве методологической ориентации, учителя 10-11 классов организуют процесс обучения в соответствии с принципами, индивидуальности, творчества, доверия и поддержки. Образовательный процесс в классах с углубленным изучением предметов носит личностно – ориентированную направленность, содержит широкий спектр форм обучения и воспитания, сочетающих традиционные и нетрадиционные подходы к разным видам учебно – воспитательной деятельности.

Технологический арсенал их педагогической деятельности составляют формы, методы и приемы, которые соответствуют таким требованиям, как:



  • Диалогичность;

  • Деятельностно-творческий характер;

  • Устремленность на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии;

  • Направленность на поддержку развития субъектных качеств и индивидуальности учащихся;

  • Предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно значимого выбора.

Наиболее успешно обеспечивает эффективность учебного процесса следующие педагогические условия:

  • оптимальное применение интеллектуальных, творческих решений конкретных учебных задач;

  • рациональное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм организации учебных занятий;

  • использование форм организации обучения, создающих условия для проявления интеллектуальных способностей ученика.

В процессе обучения старшеклассников используются следующие приемы и методы:

  1. Приемы актуализации субъектного опыта учащихся

  2. Методы диалога;

  3. Приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора

  4. Методы диагностики и самодиагностики;

  5. Организация групповых форм работы на уроках;

  6. Проектная методика;

  7. Создание учащимися и педагогами цифровых образовательных ресурсов, используемых в процессе обучения

Основными формами организации занятий являются: урок, практическое занятие, лабораторная работа, так же используются: урок-лекция, урок-семинар, деловая игра, урок-практикум, урок-зачет по итогам отчетного периода, по итогам изучения разделов.
8. Мониторинг реализации образовательной программы
Основу мониторинга реализации образовательной программы составляет система оценки контроля и учета знаний.

Система оценки контроля и учета знаний позволяет отследить как рост познавательных интересов учащихся, их стремление к знаниям, так и уровень сформированности ключевых компетенций. Она включает в себя диагностические методы, тесты, контрольные работы. Сравнительный анализ, производимый по четвертям по различным предметам, позволяет отследить эффективность процесса обучения и учения, определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Система промежуточной аттестации функционирует в соответствии с положением о промежуточной аттестации МЬОУ г. Иркутска СОШ №19.

Кроме этого предусмотрено проведение аналитических срезов, анкет, тестов, что позволяет в динамике отследить становление школы, всех ее коллективов, а также эффективность управленческой деятельности, компетентность всех членов администрации.

Методические объединения разрабатывают, а администрация утверждает критерии оценки, что позволяет вынести объективное решение о путях дальнейшего развития и о необходимой коррекции отдельных направлений деятельности школы.

Основу методического обеспечения при проведении промежуточной аттестации составляет: работа педагогических советов, деятельность методических объединений (разработка дидактического материала, обмен опытом, введение и апробация новых форм работы) , проведение внутришкольных семинаров и круглых столов, разработка творческих отчетов учителей по самообразованию.

Для изучения эффективности функционирования образовательной системы используются следующая совокупность критериев, показателей и методов исследования.


Показатели

Методики изучения

Конкурентоспособность учебного заведения

Качество общеобразовательной

подготовки выпускников 1 ступени.



Контрольные работы, проверка

техники чтения и т.п.



Качество подготовки выпускников 2

ступени


Итоговая государственная аттестация; результаты распределения по каналам получения среднего (полного) общего

образования



Качество подготовки выпускников 3

ступени


Итоговая государственная аттестация

Поступление выпускников в высшие

учебные заведения



Методики статистического анализа


Участие учащихся, педагогов школы в смотрах, конкурсах, олимпиадах

Личностное развитие

Уровень сформированности общеучебных умений и навыков

Диагностика и коррекция

Уровень мотивации учебной

деятельности учащихся



Диагностика и коррекция


Уровень воспитанности учащихся школы

Диагностика и коррекция


Выявление наличия вредных привычек у учащихся

Социологический опрос

Уровень физического здоровья учащихся

Данные медицинского осмотра;

данные призывной комиссии райвоенкомата; данные о пропусках уроков по болезни



Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведении

Удовлетворённость учащихся,

педагогов и родителей

жизнедеятельностью в школе


Социологический опрос


Библиография:

1. Арцев М.Н., Как подготовить образовательную программу школы. Развитие школы

2. Егорова В.В. Рекомендации по разработке образовательной программы школы. Развитие школы.

3. Комментарии к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. Ред. В.И.Шкатулла. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001.

4. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления (в вопросах и ответах). – М.: Педагогическое общество России.

5. Развитие школы: модели и изменения. Леон де Калувэ, Эрнест Маркс, Март Петри -Калуга, 1996.

6.Ромадина Л.П. Справочник завуча. Организационно-методические, психолого-педагогические материалы (для директоров школ, заместителей директоров по УВП и начальной школе). – М.:Центр «Педагогический поиск», 2003.

7. Степанов Е.Н. Критерии, показатели и методы изучения, анализа и оценки реализации образовательной программы

8. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

9.Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного,и среднего (полного) общего образования. / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. – М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998.



10.Шоган В.В. Технологии личностно ориентированного урока: Учеб.- метад. пособ. для учителей, методистов, кл. руководителей, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003.


<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Образовательная программа мбоу г. Иркутска сош №19 Иркутск, 2012 паспорт программы наименование программы
1473.98kb.
13 стр.
Паспорт программы развития мбоу сош №4 имени А. С. Пушкина ст. Каневская Краснодарский край Наименование Программы Программа развития мбоу сош №4 ст
371.91kb.
3 стр.
Образовательная программа 2012 г. Паспорт программы наименование Программы
3831.52kb.
20 стр.
Паспорт программы наименование Программы
2957.49kb.
17 стр.
Паспорт Программы (краткая аннотация Программы развития) Наименование программы
533.77kb.
3 стр.
Годовой календарный учебный график мбоу г. Иркутска сош №32 Начало учебного года
138.9kb.
1 стр.
Образовательная программа мбоу сош №58 г о. Самара основная школа утверждено: 29. 08. 2012 год
2994.55kb.
12 стр.
Председатель Управляющего Совета / С. В. Масова/ Утверждено Приказ №54/19 от 31. 08. 2012 Директор мбоу сош №3 / Н. Б. Шамина/ образовательная программа
5809.34kb.
35 стр.
Информация о результатах открытой предметной олимпиады «Эрудит» по русскому языку, математике и окружающему миру для учащихся начальных классов 2
309.26kb.
3 стр.
Пояснительная записка образовательная программа начального общего образования мбоу сош №54 разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
94.6kb.
1 стр.
Паспорт программы наименование программы: целевая воспитательная программа развития волонтерского движения
185.01kb.
1 стр.
Паспорт программы наименование программы
245.82kb.
1 стр.