Главная
страница 1
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Форма проведения: круглый стол.

Цель. Познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями; убедить в необходимости здорового образа жизни; развивать умение выступать перед аудиторией своих сверстников.

Ведущий. Сегодня мы проводим классный час из цикла «Здоровый образ жизни». Он пройдет в форме круглого стола. Ребята подготовили краткие сообщения по теме. Будьте внимательны. В трех выступлениях допущены грубые ошибки. Вам предстоит их обнаружить и исправить. Итак, начинаем.

Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю, это здоровье».

Важнейшим элементом здорового образа жизни является рациональное питание.

«Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и им легче было бы управлять своей душой и телом», – так говорил Л. Н. Толстой.



Все эти слова написаны заранее на «раскладушке» и читаются по ней.

1-е выступление.

С интенсивностью жизни, работоспособностью человека, устойчивостью организма к внешней среде и к инфекционным заболеваниям прямо связано питание.

Доказана его связь с настроением человека. Правильное питание снижает усталость, улучшает самочувствие, уменьшает раздражительность и возбужденность.

Для поддержания хорошего здоровья пищевой рацион каждого человека должен быть ограниченным по объему и полноценным по набору продуктов.

Рекомендации по рациональному питанию очень индивидуальны, но существуют принципы, придерживаться которых должны все.

Прежде всего, строгое соблюдение ритма приема пищи. Ритмично в человеке все: работа внутренних органов, клеток, тканей, частота дыхания, пульсация сердца.

Доказано, что нормальная желудочная секреция может поддерживаться только при наличии четко установленных промежутков между приемами пищи.

Соблюдение ритма приемов пищи во многом является залогом хорошего аппетита. Специалисты считают, что основной прием пищи должен быть принят днем, а меньшая часть после 18 часов. Вечером не стоит есть мясо, не полезны вечером острые блюда, также крепкий чай и кофе.

Есть еще одно правило: отучаться насыщаться пищей до предела. В этом случае происходит стойкое растяжение желудка и бороться с этим очень трудно. Нужно встать из-за стола вовремя, чтобы еще оставалось желание поесть.

Пищу надо есть с вниманием и удовольствием, не спеша прожевать и почувствовать вкус.

Подсознательно оказывают благотворное влияние на пищеварение оформление блюд, сервировка стола.

На сегодня твердо установлено, что для живых существ необходимо по крайней мере 10 металлов. Это железо, медь, магний, кобальт, цинк, марганец, молибден, натрий, калий, кальций. Их называют металлами жизни. Человек может получить эти вещества, употребляя в пищу сырые растительные продукты питания.

Что может быть полезней,

Чем овощей бальзам и фруктов сок?

Они целебны ото всех болезней

И жизни нашей удлиняют срок.



Ведущий. Сохранению и укреплению здоровья человека способствуют высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка и закаливание.

Ученик читает стихотворение.

Неправда, что выхода нет

Из разного рода несчастий:

Сердечно-сосудистых бед

И радикулитных напастей.

Спасенье от натиска их

В простом и проверенном средстве:

Бегом – на своих на двоих

С веселым азартом, как в детстве.

Бегом – если холод и мрак,

Бегом – если грязь под ногами,

Бегом – если свора собак

Пройдет полдистанции с вами,

Бегом – да не вспыхнет ни в ком

Трусливая фраза: «Ну, хватит»!

Бегом – вопреки ей – бегом,

Покуда восторг не охватит.

Восторг от того, что сейчас

В порядке и мышцы, и нервы.

Восторг от сознанья, что в вас

Открылись большие резервы.

2-е выступление.

В последние время мы часто слышим слово – гиподинамия. Это недостаточная, пониженная двигательная активность, причем как характерная особенность всего образа жизни.

Действительно, современному человеку приходится затрачивать все меньше физических усилий. Но самой природой в человеке заложена потребность в движении, в мышечном усилии, и подавление этой потребности ведет к тяжелым последствиям для здоровья.

В последнее десятилетие одной из главных причин преждевременной смерти людей стали болезни сердечно-сосудистой системы. Ученые определили, что при гиподинамии особенно страдают кровеносные сосуды, сердце и нервная система.

В Ижевске врачи взяли под наблюдение 1416 школьников. Все они были здоровы, не имели отклонений в физическом развитии, но половина из них занималась физкультурой на уроках в школе, а половина, кроме того, посещала спортивные секции.

Обследования показали, что у занимающихся дополнительно спортом физическое развитие происходит более гармонично. У них выше жизненная емкость легких, больше мышечная сила.



3-е выступление.

Подвижный, быстрый человек

Гордится стройным станом.

Сидящий сиднем целый век

Подвержен всем изъянам.

Закаливание – одна из форм укрепления здоровья человека. Закаливание необходимо проводить с постепенно нарастающей силой раздражения. Это значит, необходим постепенный переход от более высоких температур к более низким и от малой продолжительности процедур к большей.

Способов закаливания много. Очень простой и эффективный способ закаливания – это хождение босиком. Дело в том, что подошвы ног – несколько необычный участок кожи нашего тела. Там расположены точки – проекции наших внутренних органов. Нажимая на них, можно снять боль, оказать лечебное воздействие на определенные органы.

Регулярно по утрам, умываясь, потопчитесь на вязаном бугристом коврике босыми ногами. И вы убедитесь, как сразу же к вам придет ощущение бодрости после сна, организм будет лучше подготовлен к умственной и физической работе. Полезны контрастные горяче-холодные ванны.

1000 лет назад великий врач Древнего Востока Авиценна писал:

С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,

И проживешь 100 лет, а может быть, и более.

Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.

Природою лечись – в саду и чистом поле.

Закаливанию способствуют пребывание на свежем воздухе, водные процедуры. Много радости приносит купание. Через нервные окончания, которые расположены в коже, водные процедуры оказывают влияние на весь организм человека.

Но если будешь действовать по принципу: все, с сегодняшнего дня начинаю закаляться, снимаю обувь, обливаюсь холодной водой, наверное, дело закончится насморком, если не хуже. Нужно ходить босиком, но очень часто сырые ноги становятся причиной простуды, головной боли. Дело в том, что подушечки четырех ногтевых фаланг пальцев ног (кроме больших пальцев) связаны с лобными гайморовыми пазухами. Недаром народная мудрость гласит: «Держи ноги в тепле, а голову в холоде».

Ведущий. Человек, соблюдающий здоровые формы жизнедеятельности, свободнее переносит психоэмоциональные трудности, легче переносит стрессовые ситуации. Говорят так: «Где любовь да совет, там и горя нет».

4-е выступление.

Эмоциональная сфера человека может резко колебаться в течение суток, часов и даже минут, в зависимости от самых разных поводов.

Эмоции сопровождаются изменениями функционирования многих систем организма, не подвластных воле: учащается пульс, изменяются частота и глубина дыхания, поднимается давление.

Солнечный свет, лунные блики, шум дождя, обращённое к вам слово, чья-то мимолётная улыбка – всё находит отзвук в нашем сознании, привлекает или отталкивает, вызывает радость или тревогу.

Умение владеть собой зависит не только от эмоциональной сферы человека, но и от индивидуального уровня воспитанности и волевых качеств человека.

В ком воля есть и сильный дух,

Тот победит любой недуг.

Болезнь отступит перед гордым,

Перед бесстрашным, непокорным.

5-е выступление.

Измерять себя как личность нужно своим отношением к людям. Хороший человек прежде всего видит в людях хорошее, а плохой – только плохое. Хороший человек не в силах оскорбить другого, плохой, наоборот, находит удовлетворение в унижении, оскорблении другого.

Когда мы говорим о культуре человека, то вкладываем в это понятие и способность управлять своим настроением.

Вот важнейшие нормы нравственности, которые стремился передать своим ученикам Василий Александрович Сухомлинский: «Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радости или горести ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей людям. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо».



Ведущий. Немалую роль в сохранении здоровья играет борьба с вредными привычками: курением и алкоголем.

Врач, академик Фёдор Углов опубликовал статью «Всесильная сигарета?». Послушаем её.

«Я не могу писать спокойно о табаке, о дыме, о курящих в подъездах подростках, о матерях с сигаретой в зубах – вообще о курении не могу писать и говорить холодно, рассудочно. Мне до боли жаль человеческого здоровья, бездумно переведённого в дым. Мне нестерпимо жаль жизней, истлевших на кончике сигареты.

Выкуренная сигарета, каждая, стоит курящему 15 минут жизни. Последствия курения для человека надо рассматривать не только с точки зрения смертности, но и заболеваемости.

Да, курение, к счастью, не всегда приносит смерть, но всегда приносит или усугубляет болезнь. Известно, что среди курильщиков смертность от болезней вдвое выше, чем у некурящих. Особенно долог у них процесс выздоровления после хирургических операций. Чаще других маются курильщики кашлем, простудами.

...Курение мужчин – беда. Курение женщин – дважды беда, ибо угроза от женской сигареты двойная: и для самой курильщицы, и для её ребёнка. Выяснилось, что дети отстают в физическом и умственном развитии не только потому, что их отец пьёт, но и потому, что мать курит.

Механика отравления детского организма проста: в табачном дыму помимо никотина содержатся вещества высочайшей токсичности – угарный газ и бензидин. Это нервные яды. А центральная нервная система ребёнка не защищена: доступ яда к мозгу плода свободен.

...Люди давно хотели каким-либо образом уменьшить вредное влияние курения на организм человека. И в настоящее время специалисты разных стран стремятся к этому.

Они хотят оставить от табака лишь вкусовые качества и запах. Но пока самые лучшие сигареты в мире калечат здоровье людей. Фильтр задерживает часть никотина. Но смолистые и другие вредные вещества проходят через фильтр беспрепятственно. Современные сигареты мягче, но не безвредны.

...Америка – очень удобная страна: нет проблемы перекусить, позвонить, доехать. В Америке неудобно, пожалуй, только одно – курить. Курильщиков никто не притесняет, но в то же время с сигаретой чувствуешь себя каким-то ущербным. 42 % американцев активно выступают за полное запрещение табака. Сигареты в Америке есть, причём любые, но где-нибудь сбоку, в уголке. Спросите – продадут. По такому же принципу «ведут себя» и автоматы.

Такие трудности американцы создали только ради того, чтобы ограничить подросткам доступ к сигаретам.

В Америке резко ограничена реклама сигарет: рекламные щиты на улицах – подальше от школ, на телевидении реклама запрещена вовсе, а уважающие себя газеты принципиально отказываются от рекламы табачных компаний.

Исследования показали, что некурящий взрослый под воздействием рекламы курить не начнёт, но если человек уже курит, то постоянная реклама стимулирует его, и шансов бросить у него меньше. А подростки и дети становятся буквально жертвами ярких роликов. У них создаётся впечатление, что курение – это широко приемлемая и, главное, одобряемая общественная норма.

Курение для сегодняшней Америки – не норма, а дикость. Умный и образованный человек не может не знать, насколько курение вредит его здоровью. Если он это знает и продолжает курить, значит, он необразованный или неумный.

Железная американская логика».

Ведущий. Есть такой анекдот. Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет.

Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:

– А почему стариком не буду?

– Потому что до старости не доживёшь.

– А почему собака не укусит?

– Так с палкой ведь будешь ходить.

– А почему вор в дом не залезет?

– Потому что всю ночь будешь кашлять.»

Запомните:

Кто курит табак – тот сам себе враг.

Табак уму не товарищ.

Курильщик – сам себе могильщик.

Пауза.

Ведущий. Употребление алкоголя – это тоже вредная привычка организма.

6-е выступление.

«Пьянство – есть упражнение в безумии», – писал Пифагор.

Человек не знал алкоголя долгие сотни тысяч лет. Приобщение к пьянству – сравнительно молодая ошибка человечества. Перейдя на оседлый образ жизни, люди стали заниматься земледелием, овладели гончарным искусством.

Они заметили, что достаточно поставить в закрытом сосуде раздавленные ягоды винограда или другие плоды, как через несколько дней можно обнаружить напиток, обладающий, как им казалось, чудодейственными свойствами. У людей появлялись болтливость, хвастливость, агрессивность.

Но наши далёкие предки пили в строго определённых ситуациях, связанных с обрядами и обычаями, а не для того, чтобы напиваться.

В России водка появилась в XVI веке, когда алхимиками был выведен способ перегонки алкоголесодержащих жидкостей. Было высказано предположение о целебных свойствах водки, и растворы её продавались сначала в аптеках под названием «огненная вода».

Алкоголь требует к себе в жертву не только взрослых людей, но и их будущее.

Например, на чердаке сарая, где тайком гнали самогон, лежали 160 куриных яиц для последующей инкубации. Каково же было удивление хозяев, когда из яиц вылупилось только 78 цыплят. 40 из них вскоре погибли, а 25 оказались уродами. Зародыши отравились парами спирта и эфирных масел.

Всё это относится и к человеку. В пьющих семьях 38 % детей оказываются недоразвитыми и больными. В 2 раза чаще дети рождаются мёртвыми. Алкоголь укорачивает жизнь в среднем на 17 лет. Алкоголь не только ослабляет тело, но и разрушает личность.

Знаменитый русский физиолог Павлов с полным основанием писал: «Не пейте вина, не огорчайте сердце табачищем и проживёте столько, сколько жил Тициан». А он прожил более девяноста лет, что по тем временам немало.



Ведущий. Недаром говорят: «Потянешься за водкой – будет жизнь короткой».

Пьянство ведёт за собой 6 зол: бедность, раздор, болезнь, потерю репутации, позор и ослабление умственной активности.

Итак, подведём итог нашего разговора, решив маленький кроссворд.

1. Наш круглый стол сопровождали стихотворные строки великого врача Древнего востока. Его имя... (Авиценна.)

2. Утренняя процедура. (Зарядка.)

3. Необходимое качество характера человека. (Доброта.)

4. Жидкость, оказывающая отрицательное воздействие на все жизненно важные органы и системы. (Алкоголь.)

5. «Ледяная вода полезна для тела и ума», – так говорил русский полководец... (Суворов.)

6. Автор басни «Заяц во хмелю»? (Михалков.)

7. Назовите фамилию всемирно известного русского физиолога. (Павлов.)

8. Фамилия француза, который завёз семена табака из Португалии? (Нико.)

9. Необходимое условие экономии времени. (Режим.)

10. Содержащийся в этом фрукте пектин удаляет из организма все вредное для него, содержит большое количество железа. (Яблоко.)

По вертикали мы получаем ещё одно название вредной привычки. Это НАРКОМАНИЯ. О ней мы поговорим в следующий раз.

В заключение мы покажем вам сценку о пользе спорта как важного фактора здорового образа жизни.

Действующие лица. Боги: Зевс (в красной накидке), Аид (в чёрной накидке), Гермес (в жёлтой накидке, на голове корона с крылышками), Геркулес (в спортивном древнем наряде), хилый ученик, три ученика (в спортивной форме).

1 ученик. Спорт – это здоровье!

2 ученик. Спорт – это крепкие мышцы!

3 ученик.

В спорте во все времена

Воля стальной быть должна.

Воля куёт характер,

И только она!

1 ученик.

Спортсмен преодолел себя,

А это значит очень много.

И главное здесь даже не рекорд

И не блестящие поверхности медали.

Здоровье – главное.

Его приносит спорт!

2 ученик.

А что делали с теми,

Кто не хотел заниматься спортом в Греции,

На родине Олимпийских игр?



Спортсмены уходят. Входят боги: Зевс, Aид, Гермес.

Зевс. Продолжаем заседание.

Переходим к следующему вопросу. Гиподинамия... Слыхали такое слово?



Боги. Гиподинамия... Что это такое?

Зевс. Болезнь ХХ века (хлопает в ладоши). Ввести!

Спортсмены вводят Геркулеса. Боги глядят с восхищением.

О! Красавец! Вот это наша работа!



Зевс. Но когда это было?

Аид. 3 миллиона 575 тысяч лет назад.

Зевс. А теперь? Что мы имеем в данный текущий мо­мент? Внести!

Спортсмены вносят хилого ученика.

Геркулес. Ты откуда такой взялся?

Ученик. Из школы.

Боги. Откуда, откуда?

Ученик. Из школы № 1 города…

Геркулес. А ты на физкультуру-то ходишь?

Ученик. Не-а. У меня справка.

Зевс. Что?!

Аид. Это, великий Зевс, могучий манускрипт. Стоит его показать учителю, как он сразу же отпускает ученика с урока.

Зевс. А что... сии документы у всех есть?

Геркулес. У них есть ещё два магических слова: «Забыл костюм».

Зевс. Зарядку по утрам делаешь?

Ученик. Нет.

Геркулес. Ну, хоть в школу-то пешком ходишь?

Ученик. Нет. На автобусе езжу.

Боги (указывая на него). Вот она, гиподинамия.

Гермес. Чем же ты занимаешься?

Ученик. Учусь. Завтра у меня сочинение по литературе. Пять стихов задолжал, да ещё реферат по географии. Сами бы попробовали! Времени-то не хватает.

Геркулес. А Пифагор?! Учёный. Великий математик.

А был олимпийским чемпионом в кулачном бою.



Аид. А Платон? Великий философ. Всю жизнь занимался гимнастикой. И до глубокой старости сохранил юношескую силу.

Зевс. Выходит, к Эребу под хвост всю нашу работу?

Геркулес. На колесо и выстегать его! В Тартар его! В мешок – и к Посейдону!

Зевс. Со скалы его сбросить!

Все. Правильно!

Боги хватают хилого ученика.

Ученик. Ой, ой! Не надо! Я больше не буду.

Зевс. Ну что, извлёк урок?

Ученик. Извлёк, убедили. Буду каждый день делать зарядку. Запишусь в спортивную секцию. Не пропущу ни одного урока физкультуры.

Зевс. То-то. Запомни:

Спорт – это здоровье.



Геркулес. Спорт – это крепкие мышцы.

Аид.

В спорте во все времена

Воля стальной быть должна.

Геркулес. Друзья! За мной. Вперёд – к победе!

Внеклассное мероприятие «ТРИ СТУПЕНИ, ВЕДУЩИЕ ВНИЗ»



Цель. Показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, используя научные данные в борьбе с этим злом.

Задачи. Доказать пагубность дурных привычек; вывести «формулы здоровья», то есть способы борьбы с дурными привычками.

Каждый класс получает задание с условным названием «наркоманы», «курильщики» и «алкоголики»: нужно убедительно доказать вред дурной привычки; вывести формулу здоровья – кратко и в любой форме.


Оформление классного часа

Три ступени,







курение

ведущие







алкоголизм

вниз







наркомания

Ведущий. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

К факторам риска, способствующим развитию болезней, относятся различные воздействия агрессивной среды.

Особое место среди них занимают так называемые «дурные привычки» и склонности – курение, алкоголь и наркотики. Сегодня человечество переживает кризис: в результате распространения среди подростков курения, пьянства, наркомании и токсикомании.

Минздрав свидетельствует, что наша нация постепенно вымирает: растёт детская смертность, число детей, имеющих психологические отклонения увеличивается. Почти каждый третий школьник в России пробовал наркотик.

По оценкам экспертов, если мы будем пить и курить так же, как пьем и курим сейчас, то, к примеру, Нижний Новгород вымрет к 2070 году, а если не будем противодействовать наркотикам, то и намного раньше.

На этом классном часе мы должны будем подвести итог нашим беседам под общим девизом «За здоровый образ жизни».



7 КЛАСС

Ведущий. Многие считают, что курение – это не болезнь и ничего страшного для курильщика и окружающих его людей в курении нет. Мы сейчас попробуем доказать, что курение – это вред, зло, которое несет в себе несчастье.

Сценка «Не кури».

Ученица.

Что случилось в нашем классе?

Почему огонь и дым?

Мальчики (хором).

Это мы сигару курим,

Повзрослеть скорей хотим.

Ученица.

Вы не знаете, что такое курение?

Это же заблуждение:

Вы не повзрослеете,

А отравитесь и заболеете.

От курения не взрослеют,

А болеют и стареют.

Не пройдет и пары лет,

Станешь ты, как старый дед.

1-й курильщик.

У меня изнеможение,

Прекратить пора курение.

2-й курильщик.

Пожелтели наши лица…

Мы же не самоубийцы!

Ученица. Как противен этот дым!

1-й и 2-й курильщик. Курить больше не хотим!

Главный курильщик.

Вы – сплошная малышня,

Не пример вы для меня,

Испугались наставления!

Продолжаю я курение.

Я – не хлюпик, не сопляк,

Буду я курить табак!

Пускает дым и падает в обморок.

Ученица.

Эх, не слушал ты меня,

Не протянешь ты и дня.

Смерть его уж стережет,

Только врач его спасет.

Все (кричат). Доктор, доктор!

1-й курильщик.

Дайте, доктор, нам ответ,

Будет жить он или нет?

Доктор.

Может, ноги не протянет,

Только инвалидом станет…

Курильщик, весь желтый, встает.

Объясните, что со мной?

Неужели я больной?

Доктор.

Что за глупые вопросы?

Это все от папиросы!

Ученики. Так что же такое – курение?

Ученица. Это дым из носа и рта…

Доктор.

А в легких сажа, грязнота.

Зачем вы себя засоряете

И жизнь свою сокращаете?



Ученица.

Курильщикам разум надо иметь,

Неплохо бы им поскорей поумнеть!

Ведущий. В табачном дыме более 400 компонентов, 40 из них имеют канцерогенные свойства, способные вызвать раковые заболевания. Наиболее опасен радиоактивный полоний 210. Попадая с табачным дымом в организм, он накапливается в бронхах, а также в почках и печени. Содержащийся в табаке никотин относится к ядам.

Твое имя – сигарета.

Ты красива, ты сильна.

Ты знакома с целым светом,

Очень многим ты нужна.

Мозг и сердце ты дурманишь

Молодым и старикам,

Независимо от знаний,

Скажем прямо, слабакам.

Запомни: человек не слаб,

Рожден свободным. Он не раб.

Сегодня вечером, как ляжем спать,

Ты должен так себе сказать:

«Я выбрал сам себе дорогу к свету

И, презирая сигарету,

Не стану ни за что курить.

Я – человек! Я должен жить!»

Все вместе. Мы свой выбор сделали!

Несут пепельницу с окурками в мусорное ведро.

8 КЛАСС

Ведущий. Курение – это вредная привычка, она стара, как мир. Не уступает по древности ему и другой порок – пьянство. «Вода смерти» или «Зеленый змий» немало горя принес людям во всем мире. Английский поэт Роберт Бернс с сарказмом перечисляет поводы для пьянства. Его слова и спустя два столетия актуальны.

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы,

Крестины, свадьба и развод,

Мороз, охота, новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Успех, награда, новый чин

И просто пьянство – без причин.



Инсценировка басни И. А. Крылова «Два мужика».

«Здорово, кум Фаддей!» – «Здорово, кум Егор»! –

«Ну, каково, приятель, поживаешь?» –

«Ох, кум, беды моей, что вижу, ты не знаешь!

Бог посетил меня: я сжег дотла свой двор

И по миру пошел с тех пор». –

«Как так? Плохая, кум, игрушка!» –

«Да так! О Рождестве была у нас пирушка;

Я со свечой пошел дать корму лошадям;

Признаться, в голове шумело;

Свечу я как-то заронил, насилу спасся сам;

А двор и все добро сгорело.

Ну, а ты как?» – «Ох, Фаддей, худое дело!

И на меня прогневался, знать, бог:

Ты видишь, я без ног;

Как сам остался жив, считаю, право, дивом.

Я тож о Рождестве пошел в ледник за пивом

И тоже чересчур, признаться, я хлебнул

С друзьями полугару;

А чтоб в хмелю не сделал я пожару,

Так я свечу совсем задул:

Ан, бес меня впотьмах так с лестницы толкнул,

Что сделал из меня совсем не человека,

И вот я с той поры калека». –

«Пеняйте на себя, друзья! –

Сказал им сват Степан. – Коль молвить правду, я

Совсем не чту за чудо,

Что ты сожег свой двор, а ты на костылях:

Для пьянства и со свечою худо;

Да вряд, не хуже ль и впотьмах».



Ведущий. Больше всего от пьянства страдают дети. Вот такое письмо – крик души – прочитали мы в газете «Сельские огни» из Кинкнура.
Почему мой папа такой?

Вечно пьяный и вечно злой?

Никогда за собой не следит,

И на всех почему-то сердит.

Открывает пинком он дверь

И врывается в дом, как зверь.

Нас обзывает плохими словами,

Все в доме пинает ногами.

Мама шепчет мне тихо:

– Беги!


А мне слышится крик:

– Помоги!

Я – мужчина. Но я еще мал,

А то папе я твердо б сказал:

– Мне стыдно, что ты папа мой.

Уходи! Нам не нужен такой.



Все вместе (держась за руки). Мы сделали свой выбор, а пьянству сказали: «Нет!»

Бутылку и рюмку несут в мусорное ведро.

9 КЛАСС

1-й ученик. Как доказать, что наркомания – самое страшное зло.

2-й ученик. Прочитайте дневник наркоманки Барбары Росек. Это настоящая исповедь девушки, прожившей всего 21 год.

Листает дневник.

«20 декабря 1997 года. Многие наркоманы страдают от бессонницы. Их организм «спит», только погруженный в наркотический дурман.

24 декабря. У наркомана нет будущего. В своей беде он одинок. А близких он обрекает на боль, страдания из-за него.

3 января. Наркоман не может быть полноценным человеком: ни гражданином Родины, ни матерью, ни отцом, так как цель жизни у наркомана – достать наркотики. Наркоман не живет более 10 лет».

…Цвет лица землист. А он не старый…

В доме холод, грязь… И тишина…

Дети в школе умственно отсталых,

И в психиатрической жена.

Слаб и вял он, словно из мочала

Сотворен… А он, при всем при том,

Человеком тоже был сначала,

Тенью человека стал потом.



С. Викулов

Все вместе. Мы не хотим такой участи ни для себя, ни для других. Мы сделали свой выбор – здоровье.

Ампулы и шприцы относят в мусорное ведро.

Двадцатый век – проблемный век!

Об этом помни, человек!

Токсикоманы, наркоманы

Переступили жизни край,

Хотелось им всех благ честивых,

Но их душа не божий рай.

Людьми вновь стать

Предельно трудно.

Дурман приходит лишь на миг,

И вот тогда услышать можно

Их сердца стук, сознанья крик.

Предать, убить, унизить могут,

Велик звериный их удел.

Кто виноват? Кто прав? Не знают!

Их жизнь – тупик!

Их жизнь – предел!

Не допустить такое можно,

Так нужно, важно и возможно!

Об этом помни, человек.

Двадцатый век, проблемный век!

Елена Быкова

Ведущий. Что же можно сделать, чтобы не допустить вымирания человечества от вредных привычек и пороков? Ваши формулы здоровья?

А. П. Чехов сказал: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Я желаю, чтобы среди вас не было равнодушных ни по отношению к себе, ни по отношению к окружающим. А теперь давайте вынесем приговор дурным привычкам. Все вместе, хором: Казнить! Нельзя помиловать!

Очень часто мы жалуемся на трудное время, на то, что страшно выйти на улицу, на то, что среди людей мы чувствуем себя одиноко, что нас не понимают, не хотят с нами считаться. А может быть, причина кроется в том, что мы часто не замечаем того, кто рядом с нами, не видим, что ему бывает плохо и его боль «больнее» наших переживаний? Но мы торопимся, «толкаемся», у нас свои дела и заботы.

Черствеем сами душой, но требуем от ближних любви и заботы, от окружающих – внимания, чуткости…


ИМЯ бЕдЫ – НАРКОТИКИ

Классный час пресс-конференция

8 класс

Ничто нельзя взять у природы искусственно... с помощью опиума или вина. То, что называют у нас наркотическими веществами, не есть вдохновение, а искусственное возбуждение и раздражение.



Ралф Эмерсон,

американский философ, эссеист, поэт

В последнее время одной из самых острых стала проблема нравственного воспитания подрастающего поколения.

Алкоголизм, наркотики, преступность – все это вызывает тревогу.

С каждым годом все более серьезной опасностью становится распространение наркотиков и потребление их подростками. Со страниц газет «кричат» заголовки: «Молодежь выбирает самоубийство», «Старых наркоманов не бывает», «Наркотики или жизнь», «За пять лет потребление наркотиков в России увеличилось среди молодежи в 3 раза».

Наркотики и другие психоактивные вещества сегодня – это составная часть «молодежной культуры», ее элемент, пусть еще не повсеместно распространенный, но захватывающий все новые школы, колледжи, дискотеки, дворы. Масштабы и темпы ее распространения на сегодня в стране таковы, что уже встает вопрос о физическом и моральном здоровье значительной части молодежи, о социальной стабильности в будущем.

Известно, что наркоманы – тяжелобольные люди, у которых трансформируются все стороны личности: биологическая, психоэмоциональная и духовная, и уже к тридцати годам своей жизни многие из них умирают.

В Российской Федерации принята концепция государственной политики по контролю за наркоманами, утвержденная Президентом России. Эта страшная проблема привлекла внимание общественности, прошли специальные слушания в Государственной Думе, а администрации некоторых регионов приняли различные постановления. Во всех этих материалах борьба с наркоманией признана общегосударственной задачей.

Как сберечь человеческое в человеке? Как в нашей неправедной жизни спасти наших детей? Эти проблемы глубоко волнуют сегодня учителей, и они используют все средства, чтобы предупредить подростков, уберечь их от шага, который уведет их в пропасть.

Проблеме наркомании можно посвятить пресс-конференцию.

Пресс-конференция – форма, заимствованная из передач телевидения и радио. При подготовке данного мероприятия следует помнить, что в основе его лежит методика проведения вечера вопросов и ответов.

Пресс-конференция может включать лекцию, ответы на вопросы ее участников (письменные, устные), просмотр литературы, библиографический обзор книг и статей по теме. Форма пресс-конференции, как правило, привлекает подростков, всегда интересно услышать ответ на только что заданный вопрос.

Вопрос. Что такое наркотики?

Ответ. Наркотики – это ядовитые вещества и соединения.

Их классификация такова:

 во-первых, это яды растительного происхождения, используемые в чистом виде (марихуана, гашиш, получаемые из индийской конопли; грибы);

 во-вторых, это ядовитые вещества растительного происхождения, подвергаемые химической переработке (гашишное масло, опий, морфин, героин, кофеин, кокаин, крэк);

 в-третьих, синтетические, то есть искусственно созданные соединения («Экстази», ЛСД, фенциклидин, амфетамины, барбитураты, «Винт», ацетон, бензин, клей «Момент»).

Вопрос. Как человек втягивается в употребление наркотиков?

Ответ. Условно этот процесс можно разделить на несколько стадий: первая проба происходит, как правило, в группе сверстников по совету более «опытных», из стремления «быть как все», значительно реже – самостоятельно, из любопытства или по каким-либо личным мотивам («назло» родителям или как способ ухода от проблем). Дальше наблюдается «знакомство» с разными видами наркотиков или так называемое «поисковое» поведение («эксперименты» с различными наркотиками).

Затем возникает групповая зависимость, то есть наркотики употребляются только в определенных условиях, например в знакомой компании, отсюда рукой подать до формирования психической зависимости – наркотик употребляется для того, чтобы вновь испытать наркотическое опьянение или чтобы улучшить настроение. И, наконец, неизбежно формируется физическая зависимость: наркотическое вещество включается в систему обмена веществ в организме (человек уже не может обходиться без наркотика, его отсутствие причиняет физические и душевные страдания.)



Вопрос. Кто становится наркоманом?

Ответ. Любой человек, употребляющий наркотики. Подростки чаще и легче становятся наркоманами из-за неустойчивости обмена веществ и психики. Среди подростков наркоманами обычно становятся те, кто избегает любых физических или психологических нагрузок, нуждается в притоке легкой, развлекающей информации. Почти всегда они зависят от круга общения.

Другой тип характера подростков – наркоманов проявляется в склонности к «сильным» ощущениям, наркотическое опьянение для них – это способ «разрядиться», «ударить по мозгам».

Еще одна категория подростков – те, кто любит покрасоваться перед сверстниками, быть в центре внимания. На самом же деле они нередко испытывают сильную неуверенность в себе и используют наркотик для повышения активности, преодоления страха, как способ «казаться больше, чем есть на самом деле».

Вопрос. Что может привести к развитию наркомании у человека?

Ответ. Во-первых, наследственная предрасположенность, то есть наличие среди близких родственников двух и более людей с зависимостью к алкоголю или наркотикам. Во-вторых, ослабленность вследствие физического или психического заболевания. И в-третьих, временная неустойчивость психики из-за каких-либо житейских проблем. Кстати, стрессовым может быть и событие, значительно меняющее жизнь человека в лучшую сторону. Большой успех, например. Среди наркоманов немало успешных и благополучных людей.

Большую роль играет возраст, именно в подростковом возрасте риск формирования наркотической зависимости наиболее высок.



Вопрос. Почему подростки наиболее подвержены наркомании?

Ответ. В подростковом возрасте очень сильно желание освободиться от контроля и постоянного руководства со стороны взрослых, от необходимости выполнять «взрослые» правила и нормы. Особенно привлекает то, что не дозволено. «Запретным плодом», который, как известно, сладок, в этой ситуации становится наркотик. Подростки часто стремятся доказать в группе сверстников свою «крутизну»; употребление в этих целях наркотиков представляется им очень сильным аргументом. Если же в компании кто-то предлагает попробовать наркотики, то не каждый сумеет отказаться, так как именно группа сверстников становится для подростка источником норм, ценностей, стандартов поведения.

Вопрос. Как вести себя, чтобы избежать ситуации с наркотиками?

Ответ. Часто именно окружение начинает «давить» на подростка, провоцировать его, вынуждая попробовать наркотик. Чтобы избежать этого, необходимо помнить: совсем необязательно выполнять требования группы. И вообще, нужны ли «друзья», стремящиеся нанести тебе вред? Умей сказать: «Нет!». Можно использовать различные варианты отказа, например, назвать причину («Я знаю, что это опасно для меня», «Я уже пробовал, и мне не понравилось»). Ты не обязан объяснять всем свои причины. Иногда достаточно просто сказать: «Нет».

Часто бывает проще избегать ситуации (места, компании), в которых предлагают наркотики.



Вопрос. Можно ли узнать наркомана по внешнему виду?

Ответ. Достаточно точно определить, употребляет ли человек наркотики, может только специалист. Среди внешних признаков чаще всего выделяют: чрезмерную худобу, нездоровый цвет лица, бледность мимики (лицо похоже на маску), сухость и бледность кожных покровов, суженный или расширенный зрачок (отсутствие реакции на свет), иногда наблюдаются отечность, нарушение пластичности (замедленный или ускоренный темп движений, дрожание рук и головы), суетливость. На поздних стадиях заболевания наступает истощение, наркоман перестает следить за своим внешним видом, становится неопрятен.

Вопрос. В каких состояниях наркоман может представлять опасность?

Ответ. Наркоман представляет опасность как для окружающих, так и для себя самого, если он находится в состоянии сильного опьянения, с потерей способности правильно воспринимать окружающий мир. Когда наркоман страдает от отсутствия наркотика и пытается добыть деньги на его покупку, он может причинить вред здоровью и благосостоянию окружающих, а также себе самому.

Вопрос. Как лечат наркоманов?

Ответ. Если говорить о видах лечения, то их существует достаточно много, но все они сводятся к двум основным подходам, дополняющим друг друга: медикаментозному (с применением лекарственных средств) и психотерапевтическому (лечение «словом»). Лечение наркомании – сложный, длительный процесс, который может растянуться на годы. Он проходит в несколько этапов: устранение острых проявлений заболевания (ликвидация опьянения и «ломки») с помощью медикаментов, коррекция нарушений настроения и поведения (депрессии, агрессивности и других) с помощью медикаментозных и психотерапевтических методов. А затем начинается самый продолжительный этап: психологической и социальной реабилитации – во время этого периода лечения большинству больных лучше находиться в специальных реабилитационных центрах. К сожалению, наркомания на сегодняшний день – одно из самых трудноизлечимых заболеваний и очень много больных погибают от наркотиков, не сумев избавиться от «наркотического рабства».

Вопрос. Есть ли противоядие от наркотиков?

Ответ. В случае передозировки героином очень часто возникает состояние, когда прекращает работать так называемый дыхательный центр, расположенный в мозге, при этом, если не оказана своевременная медицинская помощь, человек умирает от остановки дыхания. Для того, чтобы его спасти, врачи вводят такой препарат, который блокирует действие героина на организм, что приводит к восстановлению дыхания и нейтрализует введенный наркотик. Но существуют другие виды наркотиков, для которых такие препараты еще не найдены.

Вопрос. Можно ли насильно излечить наркомана?

Ответ. Наркомания – заболевание хроническое, значит, говорить об окончательном излечении будет неправильным; можно добиться длительного (иногда пожизненного) отказа от употребления наркотиков. Решающую роль в этом играет желание самого больного, но бывают ситуации, когда человек, погибая от наркотиков, не может решиться на то, чтобы обратиться за помощью к врачам. В этом случае возможно применение мер принуждения. Теоретически можно создать условия, в которых больной не сможет употреблять наркотики, но в конце концов выбор – погибать от наркотиков или стараться выжить, избавившись от них, – делает сам больной.

Вопрос. Какова средняя продолжительность жизни наркомана?

Ответ. Если наркоман употребляет наркотики внутривенно, то при благоприятном стечении обстоятельств примерно через 7–10 лет непрерывного злоупотребления он может умереть. Конечно, есть наркоманы, живущие 15–20 лет и более. Это в тех случаях, если периоды приема наркотиков у них перемежаются со временем, когда наркотики не принимаются. Но есть и такие, которые погибают через 6–8 месяцев после начала регулярного приема.

Вопрос. Что делать, если друг (подруга) – наркоман?

Ответ. На этот счет существуют различные точки зрения.

Профессиональные психиатры советуют держаться от него подальше. Исправить его не удастся, от этого можно отказаться сразу. Здесь возможны две ситуации: либо ты еще не употребляешь наркотики, в таком случае 80 % за то, что он приучит тебя к ним со временем. Либо ты уже употребляешь, тогда ты никогда не прекратишь, пока будешь общаться с другом-наркоманом.

Даже если вы оба решите бросить наркотики и лечиться одновременно, само общение будет постоянно провоцировать вас к возобновлению наркотизации.

Вопрос. В какие места наркоманы делают себе инъекции и как увидеть их следы?

Ответ. Во все места, где есть вены: на сгибах рук, бицепсах, в то место, где носят наручные часы (кисть), в ноги, пах, шею. От уколов остаются следы – маленькие красные точки, они идут по ходу вены, очень часто остаются гематомы (синяки). При вдыхании наркотиков через нос таких следов не будет, однако нос при этом становится припухшим.

Вопрос. Почему наркоманы приобщают других людей к наркотикам?

Ответ. Первая причина в том, что наркоман ощущает чувство вины или неполноценность из-за употребления наркотиков.

Наркоман чувствует, что окружающие его трезвые и здоровые люди не понимают его, не хотят с ним общаться, и поэтому предлагает наркотики кому-то еще, чтобы снять с себя часть вины, приобщить другого человека к собственной неполноценности, уверив себя, что он «не один такой плохой». Предлагая наркотики неопытным подросткам, наркоман чаще добивается успеха.

Вторая и главная причина в том, что наркоман вынужденно и обязательно становится распространителем наркотиков – дилером. Наркоман покупает, например, 20 доз наркотиков по оптовой цене. Потом он перепродает по розничной цене 15 доз, оставшиеся 5 бесплатных доз – для себя. Так он обеспечивает других и себя.

Чтобы заработать побольше, наркоман стремится найти неопытного покупателя – новичка, не информированного ни о вреде наркотиков, ни о ценах на «зелье». Иногда наркоманы просто грабят или вымогают деньги и ценности.



Вопрос. Какие могут быть дети у наркоманов?

Ответ. Человек, начавший употреблять наркотики в подростковом возрасте, редко становится родителем (в связи с резким сокращением продолжительности жизни и нарушением репродуктивной функции).

Дети наркоманов часто рождаются с уже сформировавшейся зависимостью от наркотиков, через 6 часов после родов у таких младенцев начинается «ломка». Если в роддоме не знают, как оказать новорожденному наркоману экстренную помощь, он, как правило, погибает. Но даже тех, кого врачам удается спасти, ждет в будущей жизни много испытаний, в том числе букет психических и физических болезней. Кроме того, у этих детей чаще, чем у других, имеются пороки развития внутренних органов и конечностей.


Смотрите также:
Классный час «Здоровый образ жизни»
100.02kb.
1 стр.
Классный час из цикла «Здоровый образ жизни»
302.36kb.
1 стр.
Классный час "Правила здорового образа жизни"
153.84kb.
1 стр.
Здоровый образ жизни и спорт
82.77kb.
1 стр.
Программа «Здоровый образ жизни»
158.9kb.
1 стр.
Классный час «Искусство за здоровый образ жизни»
55.01kb.
1 стр.
Классный час «Мы за здоровый образ жизни»
116.7kb.
1 стр.
Здоровый образ жизни и здоровье Думается, ни у кого нет сомнения в том, что
31.48kb.
1 стр.
Конкурса чтецов «Мы за здоровый образ жизни» Увлечения: хореография, спорт Тема исследовательской работы: «Кто же такой барон Мюнхгаузен: Выдумка писателя или реальный человек»
146.76kb.
1 стр.
«Великие личности России. Петр I.»
163.18kb.
1 стр.
«Здоровый образ жизни»; закрепление лексических и орфографических навыков; тренировка грамматических навыков
42.65kb.
1 стр.
План проведения акции,,Мы за здоровый образ жизни’’ /2012
38.71kb.
1 стр.