Главная
страница 1
Волгоградское муниципальное учреждение культуры

«Централизованная система городских библиотек»

Центральная городская библиотека

Информационно-библиографический отдел




тематический обзор

к 100-летию со дня рождения

Анатолия Наумовича Рыбакова





Волгоград 2011

91.9: 83

О-60


Составитель:

Пименова О.П.

Редактор:

Гречишникова О.В.



«Откровенно о судьбах человеческих» : тематический обзор / Центральная городская библиотека, Информационно-библиографический отдел; [сост. О.П. Пименова; ред. О.В. Гречишникова]. – Волгоград, 2011. – 14 с.

Анато́лий Нау́мович Рыбако́в

(1911—1998) — советский, российский писатель

Автор романов «Кортик», «Бронзовая птица», «Водители», «Тяжёлый песок». Огромный общественный резонанс получил роман-трилогия «Дети Арбата». Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).

14 января 1911 года в городе Чернигове родился известный писатель. И в этот день мы отмечаем 100-летний юбилей Анатолия Наумовича Рыбакова.

В начатой для себя и не законченной писателем автобиографии, одной из тех скупых исповедей, которые рано или поздно появляются в столе любого литература, можно найти характеристику разных представителей тех двух семей, из которых вышел писатель Рыбаков. Некоторые из этих людей раннего детства найдут отражение и в книгах Рыбакова. И по книгам писателя, и по немногим автобиографическим признаниям легко установить, что его любовь, симпатии и интерес всегда принадлежали преимущественно к материнской семье, жившей в городе Сновске (теперь Щорс), Черниговской губернии. Этот город и дом описаны будут впоследствии в «Кортике» - первые яркие воспоминания детства запечатлены на начальных страницах первой книги Рыбакова. И еще одно незабываемое впечатление: летом 1919 года семья Рыбакова переехала с Украины в Москву.

В Москве Рыбаков окончил седьмую школу в Кривоарбатском переулке. Писатель с удовольствием вспоминает распорядок жизни в этой необыкновенной школе: «Мы проводили в школе весь день, с утра и до вечера. У нас не было обслуживающего персонала, мы все делали сами: раздавали пищу в столовой, мыли посуду, убирали школьные помещения, дежурили на вешалке, в библиотеке, благоустраивали территорию... В школе царил особый дух коллективизма, высокой нравственности, бескорыстности…».

С благодарностью и нежностью вспоминая свою необыкновенную школу, Рыбаков, однако, видит и некоторые недостатки воспитания в этом особом учебном заведении: здесь презирали поэзию, литературу и вообще эстетику. К счастью для Рыбакова, для его писательского будущего, он с самых ранних лет, еще дома, прочно приохотился к чтению и к шестнадцати годам перечитал почти всех великих классиков мировой литературы, предпочитая Пушкина, Бальзака и Толстого, любя Гоголя, Чехова, Есенина, Бабеля, а также Стендаля, Франса и Мопассана. Эти литературные пристрастия сохранились навсегда, однако и деловое направление любой школы тоже навсегда наложило отпечаток и на жизненный путь, и на характер поздно выявившегося литературного таланта. В юности Рыбаков о литературе и не помышлял.

Он поступает на автодорожное отделение Транспортно-экономического института. Учится, работает, занимается общественной работой, все интересы и заботы сосредоточены вокруг производства. Так впервые вошла в биографию Рыбакова профессия, определившая на многие годы его жизнь и впоследствии заметно отразившаяся на направлении его творчества.

Рыбаков говорил: «…Писателем может быть только человек, серьезно занимающийся тем делом, которое он делает, независимо, литература это или не литература… Литература требует от человека способности выкладываться целиком…». Самому Рыбакову, прежде чем стать писателем, предстоял еще долгий жизненный опыт.

В 1934 году Рыбаков окончил Институт инженеров транспорта. Начинаются годы его скитаний по России. Писатель обещает когда-нибудь в будущих книгах рассказать и об этих памятных годах его молодых странствий, неизмеримо обогативших его впечатлениями бытия.

Великая Отечественная война застает Рыбакова в Рязани, где он более или менее прочно обосновался на автобазе, которая описана в романе «Водители». В первые же дни войны будущий писатель мобилизован рядовым и уже на фронте становится офицером. Закончил войну он в Берлине в должности начальника автослужбы 4-го гвардейского стрелкового корпуса, входившего в состав 8-й гвардейской армии, которой командовал генерал Чуйков. После окончания войны Рыбаков еще около года оставался в Германии, штаб его корпуса стоял в маленьком городке Райхенбахе.

Рыбаков справедливо считает себя в долгу перед войной как писатель: «Война еще не отражена в моих книгах, если не считать военных глав в повести «Неизвестный солдат»… Если судьба отпустит мне еще несколько лет жизни, то военный роман будет написан».

Еще не опубликовано ни одной строчки, но именно с 1946 года писатель исчисляет свою литературную биографию. Писатель объясняет причину своего позднего прихода в литературу: «…У меня было трепетное отношение к слову, к книге, я преклонялся перед писателями, они казались мне людьми необыкновенными, а сама литература – великим, святым и недоступным мне делом. Попытка писать самому представлялась мне графоманством, нескромностью – слишком высокие образцы были передо мной…». Впоследствии Рыбаков вспоминал о легкости, с которой он будто бы писал свои первые книги: «Легче всего написать первую книгу. Труднее, когда появляется опыт… Перечитывая свои ранние книги, я удивляюсь тому, как легко решал всякие сложности. Теперь легкости нет. Новую книгу пишу так, будто ничего до этого не писал».

Летом 1946 года началась работа непосредственно над повестью «Кортик» и одновременно процесс обучения писательскому ремеслу. В апреле 1947 года, узнав адрес Детгиза, Рыбаков положил первую готовую рукопись на стол редактора. В сентябре 1948 года «Кортик» вышел в свет. К этому времени автор повести уже плодотворно работал над романом «Водители». Впоследствии появились: «Лето в Сосняках», «Каникулы Кроша», «Неизвестный солдат», «Екатерина Воронина» и др.

Оглядываясь на путь, пройденный Рыбаковым-литератором, прежде всего видишь перед собой во всех отношениях очень пеструю картину, свидетельствующую не только о богатых возможностях, но и о долгих поисках самого себя: писатель находит себя в жанре детской приключенческой повести и тут же переходит к серьезным социальным романам; он начинает с воспоминаний о далеких 20-х годах, но скоро обнаруживает острое чувство современности; опыт собственной жизни подсказывает ему темы, связанные с тяжким трудом транспортников, но характер и темперамент влекут его к изображению веселых забав школьников; ему удается убедительно передать молчаливую сдержанность гордой одинокой женщины и еще убедительнее – болтливую непринужденность пятнадцатилетнего подростка. Все отчетливее вырисовывается в этом пестром мелькании тем, лиц, времен, впечатлений нечто цельное и последовательное, а именно: стремление писателя запечатлеть в образах биографию поколения, детство которого совпало с революцией, юность – с первыми пятилетками, человеческая зрелость – с Отечественной войной, а писательская – с 60-ми годами нашего века.

Литературный путь А.Н. Рыбакова начался после войны, когда писателю было уже 37 лет. Тогда, в 1948 году, вышел в свет и сразу же завоевал читательские сердца «Кортик» — увлекательные приключения Миши Полякова и его друзей, которые разыскивали таинственное оружие, исчезнувшее еще во время первой мировой войны. Повесть была написана по всем правилам приключенческого жанра: энергичное действие, романтическая тайна и неожиданные повороты сюжета — вот главные темы, составляющие все разнообразие картин и событий этой книги и держащие ее маленького читателя в напряженном ожидании необыкновенного. Но были уже в этой веселой повести еще две особенности, характерные именно для таланта Рыбакова, определенные его биографией и его отношением к миру.

Во-первых, колорит времени, краски эпохи его детства, на которое ложились яркие события недавней революции, ощутимое дыхание только что притихшей гражданской войны, непримиримых классовых столкновений — ими определяются все переживания, мечтания и поступки Миши Полякова и его товарищей, всегда просто устанавливающих и точно знающих, что хорошо и что плохо, на чьей они стороне и потому как именно им следует поступать и действовать. Раздумиям, сомнениям, колебаниям здесь нет места.

Во-вторых, здесь четко обозначились основные нравственные качества героя Рыбакова; герой «Кортика» при всех своих детских чертах уже маленький мужчина, решительный, любознательный, энергичный, всегда поступающий в согласии со своими убеждениями и представлением о хорошем и плохом. Это останется навсегда, все любимые герои А.Рыбакова, сколько бы им ни было лет, чем бы они ни занимались и как бы они ни назывались, строго хранят комплекс мужской чести, где на первом месте мужественная отвага и готовность отстаивать справедливость, а подлость всегда называется подлостью, в какие бы одежды она ни рядилась.

«Кортик» имел большой читательский успех, но А.Рыбаков не пошел по уже проторенному пути вслед за первой книгой, а попробовал свои писательские силы совсем в ином жанре.

В 1950 году он издал большой роман «Водители», которому в 1951 году была присуждена Государственная премия СССР. Это была книга о шоферах и шоферском труде, о радостях и горестях рабочего человека, о проблемах современного производства. Ни материал, ни сюжет, ни стиль романа нисколько не напоминали первую повесть А.Рыбакова, и только имя героя «Водителей», молчаливого начальника автобазы — Михаил Григорьевич Поляков,— выдавало внутреннее намерение автора дать картину судьбы поколения, начавшего свой путь при свете первых пионерских костров и принявшего на свои плечи главный груз великой войны. Но пока это было только отдаленное намерение, и связь между героем «Кортика» и героем «Водителей» была чисто условной, важной главным образом для автора, который, надолго расставаясь с воспоминаниями своей юности, делал знак, что не хочет оставить их навсегда.

В 1955 году А.Рыбаков выпускает в свет еще одну большую книгу для больших, роман «Екатерина Воронина».

В нем речь опять шла о работниках транспорта, но теперь о тех, кто трудится в речных портах, на пароходах, кто связан с водой, с Волгой. В «Екатерине Ворониной» А.Рыбаков продемонстрировал еще одну грань своего писательского дарования — знание женской психологии и умение ее изображать. Страстная Дуся Ошуркова, нежная, домашняя Соня Ермакова, властная и суровая бабка Екатерины Ворониной и забитая, бесталанная ее мать – целый мир, длинная галерея женских портретов, в которых старшее поколение современников Рыбакова без труда узнает знакомые черты, знакомые судьбы. Но, окончив этот роман о взрослой женщине, диспетчере волжского порта, писатель сразу же вернулся к приключениям своих маленьких героев, полюбившихся маленьким читателям; он пишет «Бронзовую птицу» (1956) — продолжение приключений Миши Полякова и его друзей в летнем пионерском лагере. И снова книга имеет успех, и снова ее автор ищет новых тем и новых литературных путей, перемежая работу над книгами о Кроше с работой над «взрослыми» произведениями — киносценариями, пьесами и небольшим по объему, но очень серьезным по содержанию романом «Лето в Сосняках» (1964), где впервые в своем творчестве применяет прием сопряжения разных временных планов, когда действие свободно переходит из прошлого в настоящее и обратно. Он воспользуется этим приемом в повести «Неизвестный солдат».

«Лето в Сосняках» не переиздавался с 1964 г., основан во многом на воспоминаниях автора о деятелях больших промышленных новостроек тридцатых годов.

Начальный эпизод романа – самоубийство тихого инженера Колчина – стремительно вводит читателя в события этого романа, заставляя читателя активно участвовать в решении его центральных проблем – проблем нравственной ответственности, исторической вины, человеческой совести и моральной расплаты за прошлое. Все вместе прямые и запутанные линии столь разных человеческих жизней, переплетенные на небольшом пространстве романа, горячо и убедительно свидетельствуют о драматизме и противоречивости времени, пережитого поколением, к которому принадлежит писатель Рыбакова.

Совершенно с новой и неожиданной стороны дарование Рыбакова раскрылось в романе «Тяжелый песок». Писатель показал свою способность сочетать интерес к самым простым обыкновенным людям, к их быту, характерам, труду с высоким героическим и поэтическим началом. «Тяжелый песок» вобрал в себя и старинные забавные семейные предания, и знание судеб своих современников. Но в отличие от прежних книг писателя этот роман возвышается над обыденностью своим трагическим и героическим финалом: роман завершается романтической картиной исхода пленников фашизма из гетто. Обреченные на страшную и безвестную гибель, люди предпочли ей борьбу во имя человеческого достоинства.

Но почему все-таки книги о Кроше можно смело назвать «новым» для А.Рыбакова явлением по сравнению с первыми его детскими повестями? Ведь и здесь, как и в «Кортике», как и в «Бронзовой птице», главные персонажи — школьники, ведь и здесь в центре сюжета веселые и забавные происшествия, только на этот раз случившиеся на автобазе во время производственной практики одного восьмого класса, ведь и здесь герой повести наделен чертами любознательности, мужественной отваги и честности, которые уже ясно проглядывали в Мише Полякове.

Новым было прежде всего то, что Крош, Сережа Крашенинников, жил и действовал не когда-то давно, а в то самое время, когда писалась о нем книга, он был современником и своего создателя, и своего читателя, и яркие приметы городской жизни 60-х годов вошли уже в «Приключения Кроша», чтобы еще свободнее и обильнее вылиться на страницах «Каникул Кроша». Читатель приключений Кроша — и юный и взрослый (а Крош быстро завоевал симпатии и того и другого) — имел полную возможность сверить поступки героя, обстановку его жизни, его язык, суждения, шутки с тем, что он сам только что видел, слышал, думал и пережил, а эта самостоятельная работа всегда доставляет читателю особенное дополнительное удовольствие. Эстетический показатель Рыбакова в приключениях Кроша — юмор, его веселая и необидная улыбка, с которой писатель наблюдает, как его герой взрослеет, одерживая маленькие победы и выдерживая маленькие поражения. Юмор, с которым писатель передает исповедь Кроша, сохраняет для читателя истинный масштаб событий жизни героя — значительных для него самого, но не столь уж громадных для всего остального человечества, другими словами, одновременно и действительно серьезных и действительно обыкновенных.

И вот здесь мы переходим к другой новой черте детских повестей Рыбакова 60-х годов по сравнению с более ранними его повестями. Хотя прошло уже почти два десятилетия, как Крош впервые появился на Свет, думается, что и сегодняшний читатель легко признает его своим современником. Обаятельность и притягательность характера этого героя, созданного А.Рыбаковым в 60-е годы, неотделимы от его современности. Современен самый взгляд Кроша на мир, на жизнь, где он прежде всего хочет различать мнимое и настоящее от фальшивого. В повестях о Кроше эти ситуации более доступны для каждого мальчика или девочки нашего времени и в то же время уже в силу одной своей распространенности более опасны для их внутреннего мира, для их будущего. Сюжет «Приключений Кроша» сосредоточен вокруг производственных успехов школьников и тайны исчезновения отнюдь не романтического кортика, а самых простых деталей от самого простого грузовика, пережитое на практике Крошем приобретает серьезность и значительность, потому что за обыкновенными житейскими происшествиями здесь стоят такие общие и важные человеческие представления, как честность, справедливость, мужество, ответственность. Крош, как истинное дитя нашего времени, не любит «высоких» слов, но, по сути дела, он борется, он воюет за самые высокие и устойчивые нравственные ценности, и это сделало книги о Кроше характерными произведениями советской прозы 60-х годов, когда в ней особенно открыто и заостренно выразился ее высокий нравственный пафос. При этом при всех положительных, достойных подражания качествах Кроша в нем нет ничего дидактического, то есть открыто поучительного, он все время остается живым и естественным, а автор смотрит на него с веселой улыбкой, снисходительной, но и внимательной к его излишней иногда самоуверенности, к его беспомощности в иных случаях, к его склонности делать поспешные выводы — в общем, ко многим недостаткам, свойственным возрасту героя, прекрасно переданному во всех трех повестях.

В первой повести о Кроше ее герой только вступил в тот трудный период жизни, когда пятнадцатилетний человек уже твердо знает, что он стал взрослым, но старшие еще редко признают за ним это в полную меру. Отсюда возникает излишняя настороженность к постороннему мнению о себе, многие недоразумения, излишне подчеркнутое стремление отстоять свою самостоятельность. В повести «Каникулы Кроша» Сережа Крашенинников на год стал старше, но теперь он на самом деле должен действовать самостоятельно, без помощи старших, а иногда и вопреки им, искать и находить твердые критерии для очень сложных психологических и исторических явлений. В «Приключениях Кроша» мальчик больше всего был озабочен логичностью как своих собственных поступков, так и других людей. «Обругал меня, а потом назвал молодцом… Где логика?» Этим наивным недоумением героя кончается первая повесть о Кроше. Но читатель хорошо понимает, что директор автобазы прав и обругав Кроша за отсутствие дисциплины, и похвалив его за честность. Видимое противоречие в словах директора — это как бы следующий вопрос запутанной задачи, которую жизнь предлагает решать герою А.Рыбакова.

В «Каникулах Кроша» расширяется внешний мир, окружающий героя, и усложняются внутренние проблемы, с которыми он сталкивается. Здесь Крош выходит не только за двери школы, но и за ворота автобазы в необозримые пространства Москвы: ее улицы, магазины, дворы, пляжи, кафе, читальни, спортивные залы, пригороды, мотели, автобусы, поезда — все доступно на каникулах и все интересно, когда ты впервые соприкасаешься с громадным современным городом. Но интереснее всего новые люди, с которыми приходится познакомиться Крошу, новые товарищи, новые девочки, и особенно искусствовед Веэн — воплощение в глазах мальчиков свободы, элегантности, успеха.

Но Веэн — это логическое следствие той склонности к эгоистическому противопоставлению своих интересов интересам всех остальных людей, которая уже обозначилась в приятелях Кроша: вполне определенно и, кажется, безнадежно в Игоре и еще не очень уверенно в Косте. Веэн — это типичный психологический комплекс, венчающий погоню за «красивой жизнью» во что бы то ни стало, беспринципность и опасное и ложное житейское правило, которому уже готов был следовать Костя: меня обманывают, — значит, и я могу обманывать; окружающие меня люди поступают аморально, — значит, и я имею право поступать так же.



Снова писатель использует любимый сюжетный прием: он энергично развертывает действие вокруг тайны исчезнувшей в конце 40-х годов коллекции старинных японских миниатюрных скульптур. Крош едва не становится участником темных спекуляций мнимых «искусствоведов». Но в повести А. Рыбакова акцент не на детективном сюжете исчезновения, поисков и находок, а на психологической и нравственной подоплеке этой истории. Устоит Крош или не устоит перед соблазном корысти, перед страхом ответственности, перед инерцией равнодушия? Нелегко в шестнадцать лет за ослепительной оболочкой рыцарей «красивой жизни», за их демонстрацией своего превосходства над «обыкновенными» людьми, за их почти интеллигентной корректностью распознать фальшь, пустоту. И где-то в отдалении прошлых лет гнусные преступления. Надо обладать хорошим душевным здоровьем и чувством собственного достоинства, чтобы не соблазниться этими масками. Герой Рыбакова ими обладает и выходит победителем из этого серьезного испытания.

В третьей повести о Кроше, в «Неизвестном солдате», мир героя еще более широк и не столько разнообразен, сколько подвижен, а житейские обстоятельства еще ответственнее: теперь Крош кончил школу, в университет не попал, и вот он ищет утешения в неудачах и выхода из положения далеко от дома, далеко от Москвы, в тихом провинциальном Корюкове, где неожиданно для самого себя становится слесарем на строительстве шоссейной дороги. Здесь А.Рыбакову снова пригодился его инженерный опыт для описания обстановки дорожного строительства, а Крошу пригодился его опыт летней производственной практики. Но не только провинция, деревня и Сибирь входят в мир повзрослевшего Кроша, в него властно входит прошлое страны, голос минувшей войны, и входят они не как отвлеченный урок истории, а как сила, имеющая прямое отношение к сегодняшнему поведению и самоощущению человека. И опять мир расширяется для любознательного и упорного героя Рыбакова через разгадку новой тайны, которая ждет его в скромных буднях дорожного слесаря. Ведь и Крош почти примирился с решением начальника участка просто перенести мешающую могилу, удовлетворился решением, продиктованным вполне «логичными» соображениями: необходимостью как можно скорее закончить дорогу, ведущую в новый туристский центр — древний Поронск. И это достойный способ почитания прошлого и исторических традиций. Но Сережа Крашенинников (он теперь решительно не хочет, чтобы его называли Крошем) ищет способа совместить два противоборствующих друг другу долга: большой, общий и личный, свой, не столь внешне обязательный, но для него очень важный и жизненно необходимый. Сережа пробует идти именно по этому пути и, пройдя через внешние и внутренние препятствия, в конце концов и приносит посильное утешение безутешной матери погибшего солдата, и сам приобретает профессию, место в жизни и любовь товарищей. Но значит ли решение Сережи в конце повести, что автор в какой-то мере оправдывает ложь во спасение как правило, как этический закон? Сначала упорно искать и с трудом найти настоящее имя похороненного у дороги солдата, а затем выдать его могилу за могилу другого — где же логика? Но так мог бы спросить Крош из первой книги рыбаковской трилогии. У взрослых людей, ищущих правды и справедливости, такого недоумения не возникнет, как не возникло его у героев «Неизвестного солдата», молчаливо и благодарно принявших решение Сережи вернуть матери сына, хотя бы и мертвого. Есть законы жизни, которые логически не сформулируешь, и, вероятно, не всегда даже надо пытаться это делать, чтобы не опошлить их кажущейся элементарностью. Хорошо, что герой «Неизвестного солдата» восстановил истину о подвиге скромного Краюшкина, хорошо, что внучка погибшего научилась незнакомому ей чувству благодарного уважения к деду. Но прекрасно, что и Сережа Крашенинников, и Зоя Краюшкина, и все люди со строительного участка Воронова сумели немного утешить безутешную солдатскую мать, нашли в себе благородную сдержанность, без лишних слов, без холодной приверженности к формальной истине, выполнив один из главных законов человечности, — помочь нуждающемуся в помощи. Все пять погибших солдат сложили головы на древней земле тихого города, куда не суждено им было дойти, все пять и еще миллионы покоятся в нашей земле, и лучший памятник им — честность, справедливость, мужество их детей и внуков, что живут сейчас на этой самой земле. Такие мысли приходят, когда закрываешь книгу с тремя повестями А.Рыбакова о Кроше.

В 1987 году был опубликован роман «Дети Арбата». Над этим романом Рыбаков работал двадцать лет и еще столько же ждал возможности издать книгу. «Дети Арбата» - роман о поколении тридцатых годов, к которому принадлежит сам писатель, это еще одно живое и личное свидетельство о Великой Эпохе, полной трагических противоречий. Миллионы читателей в нашей стране, а затем и во всем мире – книга переведена на десятки языков и признана бестселлером за рубежом – с волнением следили за судьбами героев.

И вот «Страх» (35-е и др. годы) – продолжение «Детей Арбата». Действие здесь происходит во второй половине тридцатых годов. Читатель встретится с уже знакомыми героями и узнает, как дальше складывается их жизнь в период гнетущего тотального преследования и подозрительности, массовых «чисток», фальшивых «процессов».

«Анатолий Рыбаков написал не просто честную и сильную книгу, как он сам говорит, о «черных временах»… Речь даже не о том, как различать времена: тут заранее не предугадаешь, и каждое поколение будет различать их исходя из собственного опыта. Речь о том, как человеку выдержать в любые времена. Потому что времена делаются людьми. Хотя люди думают, что они тут ни при чем и что все наносит на них «ветром истории» или злоумыслом плохих вождей. Так кто же выдержит? Выдержит только тот, кто возьмет на себя тяжесть признать, что это он делает время. Делает его и отвечает за него». Эти слова критика Л. Аннинского о книге «Дети Арбата» полностью подходят к роману Анатолия Рыбакова.



Основные даты жизни А. Н. Рыбакова

1(14) января 1911 года родился в Чернигове.
С 1919 года жил в Москве, на Арбате, д. 51.

В 1930 году поступил в Московский институт инженеров транспорта.



5 ноября 1933 года арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на три года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда).

С 1938 года по ноябрь 1941 года работал главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта.

С ноября 1941 года по 1946 год служил в Советской армии в автомобильных частях.

В 1960 году полностью реабилитирован.

А. Н. Рыбаков умер 23 декабря 1998 года (87 лет) в Нью-Йорке. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Основные даты творчества А. Н. Рыбакова

В 1947 году А. Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие повести для юношества — повесть «Кортик» (1948) и её продолжение — повесть «Бронзовая птица» (1956). Обе повести были экранизированы — фильм «Кортик» в 1954 году (повторно в 1973 году), фильм «Бронзовая птица» в 1974-м.

«Приключения Кроша» (1960) с продолжениями «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Их экранизации — «Приключения Кроша» в 1961 году, «Каникулы Кроша» в 1979 году, «Минута молчания» в 1971 году и «Неизвестный солдат» в 1984 году.

Романы: «Водители» (1950), «Екатерина Воронина» (1955), экранизированный в 1957 год,. В 1964 году публикует роман «Лето в Сосняках».

В 1975 году вышли продолжение повестей «Кортик» и «Бронзовая птица» — повесть «Выстрел» и фильм по ней — «Последнее лето детства» (1974).

В 1978 году увидел свет роман «Тяжёлый песок».

Роман «Дети Арбата», написанный ещё в 60-х годах и опубликованный только в 1987 году.

В 1989 году вышло продолжение романа «Дети Арбата» — роман «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 году — роман «Страх», в 1994 году — «Прах и пепел».

В 1995 году было издано собрание сочинений в семи томах. Позднее — автобиографический «Роман-воспоминания» (1997).

В 2005 году вышел телесериал «Дети Арбата». В 2008 году вышел телесериал «Тяжёлый песок».



Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1951) — за роман «Водители» (1950)

  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1973) — за сценарий фильма «Минута молчания» (1971)

  • два ордена Отечественной войны I степени

  • орден Отечественной войны II степени

  • орден Трудового Красного Знамени

  • орден Дружбы народов

Список использованной литературы

Рыбаков, А. Н. Дети Арбата : роман / А. Н. Рыбаков. - Москва : Кн. палата, 1988. - 560с. - (Попул. б-ка).

Рыбаков, А. Н. Кортик. Бронзовая птица / А. Н. Рыбаков. – М.: Стройиздат, 1983. – 447 с.: ил. – (Б-ка приключений. В 20-ти т; т. 13)

Рыбаков, А. Н. Прах и пепел : роман / Рыбаков А.Н. - Москва : ТЕРРА, 1993. - 413с.
Рыбаков, А. Н. Роман-воспоминание / Рыбаков А.Н. - Москва : ВАГРИУС, 1997. - 383с.,[16]л. фот. - (Мой 20 век).
Рыбаков, А. Н. Собрание сочинений. В 4т. Т.1. Кортик; Бронзовая птица; Выстрел / А. Н. Рыбаков. - Москва : Сов. Россия, 1981. - 524с., 1л. портр.
Рыбаков, А. Н. Собрание сочинений. В 4т. Т.2. Приключения Кроша; Каникулы Кроша; Неизвестный солдат / А. Н. Рыбаков. - Москва : Сов. Россия, 1981. - 397с.
Рыбаков, А. Н. Собрание сочинений. В 4т. Т.3. Водители; Екатерина Воронина : романы / А. Н. Рыбаков. - Москва : Сов. Россия, 1982. - 366с.
Рыбаков, А. Н. Собрание сочинений. В 4т. Т.4. Лето в сосняках; Тяжелый песок : романы / А. Н. Рыбаков. - Москва : Сов. Россия, 1982. - 416с.

Рыбаков, А. Н. Страх: роман в 2-х книгах / А. Н. Рыбаков. – М.: Изд-во «Кн. палата», 1991. – 576 с. – (Попул. библиотека)

Рыбаков, А. Н. Тридцать пятый и другие годы: кн.1: роман / А. Н. Рыбаков. - Москва : Известия, 1988. - 351с.
Рыбаков, А. Н. Тяжелый песок : роман / А. Н. Рыбаков. - Москва : Известия, 1981. - 331с., 1л. портр. - (Б-ка "Дружбы народов").

Старикова, Е. Анатолий Рыбаков: очерк творчества / Е. Старикова. – М.: Детская литература, 1977. – 111 с.

***


Рыбаков, А. Н. Я начал писать, когда приличные писатели уже умирают : [беседа / беседовала А. Ковалева] // Известия. - 2011. - № 4(14-16 января). - С. 9.
Семанов, С. Сталинская контрреволюция и арбатские дети / С. Семанов // Наш современник. - 2004. - N10. - С. 221-226.

Электронные ресурсы

Биография Рыбакова [Электронный ресурс] // Litra.ru http://www.litra.ru/biography/get/biid/00681671238102050779/ (21.01.2011)


Биография, творчество, интересные факты, награды и премии [Электронный ресурс] // Рыбаков, Анатолий Наумович - Википедия <http://ru.wikipedia.org/wiki/> (21.01.2011)
Интернет-дайджест [Электронный ресурс] // Анатолий Наумович Рыбаков http://ribakow.narod.ru/lib/Ryibakov_Roman-vospominanie_247.html (21.01.2011)






Смотрите также:
Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система городских библиотек» Центральная городская библиотека
205.07kb.
1 стр.
Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система городских библиотек» Центральная городская библиотека
278.98kb.
1 стр.
Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система городских библиотек» Центральная городская библиотека
295.31kb.
1 стр.
Волгоградское муниципальное учреждение культуры «Централизованная система городских библиотек»
513.93kb.
4 стр.
Виртуальный музей как востребованный формат библиотечной услуги в модельной библиотеке Марина Викторовна Малахова, заведующая методико-библиографическим отделом мкук «Корочанская центральная районная библиотека имени Н
98.98kb.
1 стр.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Централизованная библиотечная система города Таганрога Центральная городская публичная библиотека имени А. П. Чехова Информационно-библиографический отдел Русский – это звучит гордо!
457.92kb.
3 стр.
Центральная библиотека имени м. Ю. Лермонтова муниципального учреждения культуры «централизованная библиотечная система города ярославля»
1131.11kb.
5 стр.
Пленарное заседание Панько Вера Ивановна, муниципальное учреждение культуры «Централизованная система муниципальных библиотек г. Омска» г. Омск
2207.04kb.
11 стр.
Положение о платных услугах в мбук «Центральная городская библиотека»
144.01kb.
1 стр.
Муниципальное учреждение культуры «Кингисеппская центральная городская библиотека» к 625-летию основания города
719.69kb.
4 стр.
Муниципальное учреждение Централизованная библиотечная система Центральная библиотека Бердск, 2008
499.85kb.
3 стр.
Муниципальное учреждение культуры «Централизованная Библиотечная Система г. Подольска»
31.29kb.
1 стр.