Главная
страница 1

Программа учебного курса


Название курса:

Образы ГУЛАГа: память о политических репрессиях в советском и постсоветском обществе


Автор курса:

Наталья Галеткина, аспирантка 3 курса факультета этнологии Европейского Университета в Санкт-Петербурге



Статус курса:

Представленный документ является проектом учебного курса, который еще не был апробирован на практике.



Курс ориентирован на аспирантов факультета истории Европейского Университета в Санкт-Петербурге. Также может представлять интерес для слушателей факультетов этнологии, политических наук и социологии.


Курс рассчитан на 28 академических часов (14 занятий).


Резюме курса:

Предметом данного курса является коллективная память о политических репрессиях сталинского периода в советском и постсоветском обществе. При этом понимание коллективной памяти основывается на концепциях Мориса Хальбвакса и Яна Ассмана.

Слушателям предлагается обсудить следующие вопросы: как формируется и функционирует эта память, каковы ее источники и формы презентации? Существует ли в обществе некая единая коллективная память о прошлом или же она распадается на множество различных версий, представляющих память и идентичность отдельных социальных групп? Насколько меняется структура памяти по мере того, как уходят из жизни непосредственные участники событий? Какие образы превалируют в ней в тот или иной отрезок времени?

Ответы на эти вопросы мы будем искать, обсуждая научные публикации, произведения художественной и публицистической литературы, фильмы, мемориалы, памятники, музейные экспозиции, которые воспроизводят образы ГУЛАГа. Под ГУЛАГом мы понимаем не столько обозначение конкретного учреждения (Главное Управление лагерей), действовавшего в рамках советской репрессивной структуры, сколько метафору, закрепившуюся в общественном дискурсе для обозначения политических репрессий в СССР в целом.

Помимо лекций в рамках курса предполагается проведение семинарских занятий, на которых слушатели будут анализировать различные источники, влияющие на формирование памяти о политических репрессиях в СССР. К некоторым семинарам все аспиранты должны будут выполнить небольшие письменные задания объемом в 2-4 стр.; несколько добровольцев представляют свои работы для коллективного обсуждения на занятии.


Resume in English:

The subject of this course is collective memory existing in the soviet and post soviet society about political repression of Stalin’s period in the USSR. Our understanding of the notion of collective memory is based on the ideas of Maurice Halbwachs and Jan Assman.

Within the frame of the course we will discuss following problems: how is collective memory being formed and how does it function? What are the sources for images of GULAG that appear in collective memory and what are the forms of their presentation? Can we tell about the only memory shared by the whole society or it’s better to say that there are many different memories fitting different social groups and their identities? How does the structure of collective memory change as people having first-hand experience quit the stage? What images are prevailed in the collective memory about GULAG in the certain periods of time?

We will be looking for the answers by discussing works of historians, pieces of art literature and journalistic, films, memorials, monuments, museum expositions that represent images of GULAG. We understand the word “GULAG” not only as abbreviate name of institution within the frame of soviet repressive structure but as metaphor spreading in public discourse for political repression and the repressive system in the USSR as a whole.

Besides the lections the course includes seminars where students will analyze different sources making impact on forming the collective memory about political repression in the USSR. For some seminars all listeners are supposed to prepare written homework (2-4 pages). Several works will be discussed during seminars.



Обоснование курса:

Образы прошлого, существующие в обществе и входящие в багаж его коллективной памяти, не исчерпываются сюжетами и концепциями, предлагаемыми традиционной историографией. В свою очередь историография также не представляет собой единообразного потока мнений и оценок, сделанных независимо от преобладающего в обществе отношения к тому или иному историческому событию. Профессиональному историку (впрочем, как и антропологу или социологу) важно понимать источники формирования представлений о прошлом, функционирующие в современном ему обществе, осознавать разрывы, существующие между тем, что можно назвать историей и памятью. В связи с этим нам показалось интересным разработать курс, который бы дал слушателям возможность ознакомиться с некоторыми концепциями исторической памяти и через призму этих теоретических построений взглянуть на отношение советского и постсоветского общества к теме политических репрессий 1930-50-х годов.


Цели и задачи курса

Данный курс не ставит своей целью изложение событий, происходивших в СССР в указанный период. К тому же предполагается, что к моменту обучения в аспирантуре слушатели хотя бы в общих чертах знакомы с ними. В центре нашего внимания в данном случае – не ГУЛАГ сам по себе, а память о ГУЛАГе – культура этой памяти, механизмы ее формирования, источники возникновения тех или иных образов. Надеемся, что предлагаемый курс поможет слушателям освоить ключевые понятия теории исторической памяти, научит анализировать источники формирования коллективных представлений о прошлом (в том числе визуальные), разовьет навыки критического отношения к различным репрезентациям происходивших событий, а также приблизит к пониманию современного состояния общества через изучение его отношения к собственному прошлому.





Темы курса, их краткая характеристика, списки литературы и источников по темам курса:


Тема 1. Некоторые теоретические понятия и концепции исторической памяти.


Лекция: Социальные рамки памяти и «коллективная память» (М. Хальбвакс). «Культурная память» и «коммуникативная память» (Я. Ассман). «Места памяти» (П. Нора)

Семинар: Обсуждение понятийного аппарата.

Задание к семинару: проработать основную литературу по теме, сделать краткий словарь основных понятий (письменно). Во время занятия коллективно обсуждаются 2-3 варианта «словаря».


Основная литература:


Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004 - гл. 1

Нора П. Между памятью и историей (Проблематика мест памяти) // Нора П. Франция – память / Пер. Д. Хапаевой. – СПб, 1999


Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. М., 2005

Дополнительная литература:


Джадт Т. «Места памяти» Пьера Нора: Чьи места? Чья память? // Ab imperio. 2004. № 1. С. 44–71.

Зерубавель Я. Динамика коллективной памяти // Ab Imperio. 2004. №3. С. 75-89


Савельева И.М., Полетаев А.В. Социальные представления о прошлом: типы и механизмы формирования. Препринт WP6/2004/07 Серия WP6 Гуманитарные исследования ИГИТИ. М., 2004. http://www.hse.ru/science/preprint/default.html#wp6

Halbwachs M. On Collective Memory / Edited and translated by L.A.Coser. Chicago; London, 1992

Olick J. K., Robbins J. Social Memory Studies: From Collective Memory to Historical Sociology of Mnemotic Practices. In: Annual Review of Sociology, Vol.24, P. 105-140, 1998.


Тема 2. Хронология ГУЛАГа и актуализация темы репрессий в общественном дискурсе.


Лекция: ГУЛАГ как аббревиатура, как карта и как метафора. Проблема хронологических границ периода репрессий. «Тридцать седьмой год» как место памяти. ХХ съезд и «хрущевская оттепель». «Перестройка» конца 1980-х. Общественные дискуссии – участники, позиции.


Литература и источники:


"Архипелаг ГУЛАГ" (карта) http://www.ieie.nsc.ru/~parinov/svecha/AG1.jpg

Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛаг. 1918–1956. Опыт художественного исследования. Париж, 1973. (Предисловие, Гл. 2.) http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/S/Solzhenit/Gulag1/index.html


Система исправительно-трудовых лагерей в СССР: Справочник. / Сост. М.Б.Смирнов. Москва, "Звенья", 1998

http://www.memo.ru/history/nkvd/gulag/index.htm


http://www.memo.ru/history/nkvd/gulag/articles/Chapter3main.htm

Сергей Романов. "Архипелаг ГУЛАГ". Попытка картографирования // http://www.hro.org/editions/karta/nr1011/romanov.htm

"Архипелаг ГУЛАГ" (карта) // http://www.ieie.nsc.ru/~parinov/svecha/AG1.jpg

Тема 3. Коммуникативная память о ГУЛАГе
Лекция: Память репрессированных: (не)желание и (не)возможность обсуждать пережитое. Мемуары – время и обстоятельства появления. Устные рассказы. Семейная память: связь поколений, разрыв поколений.

Память депортированных народов: стигматизация как существенный элемент идентичности.



Семинар: Анализ фрагментов мемуаров, устного интервью и детских сочинений.

Задание к семинару: проработать основную литературу по теме; проанализировать фрагмент интервью/мемуаров или школьного сочинения. (письменно)



Основные источники и литература:

Волков О. Погружение во тьму. М., 1992.

Гучинова Э.-Б., Шевенова С. И. Память в наследство: Депортация калмыков в школьных сочинениях. СПб., 2005.

Уроки гнева и любви. Сборник воспоминаний о годах репрессий (1920-80-е). Вып. 5. СПб., 1993.

Человек в истории. Россия ХХ век. 1999-2000. М., 2000.

Щербакова И. Л. Память ГУЛАГа. Опыт исследования мемуаристики и устных свидетельств бывших узников // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в ХХ столетии. Сборник статей. Челябинск, 2004. С. 168-198.



Дополнительные источники и литература:


Гинзбург Л. Крутой маршрут. М., 1990.

Гаген-Торн Н. И. Memoria. М., 1994.

Гучинова Э-Б., У каждого своя Сибирь. Два рассказа о депортации калмыков // Антропологический форум. СПб, 2005. №3. С. 400-442

Так это было: Национальные репрессии в СССР. 1919-1952 годы: Худож.-док. Сборник. В 3-х тт. / С. У. Алиева (сост.). М., 1993.

Танкаева Л. К. Дойти до самой сути. М., 1997.

Хауманн Х. Переосмысление насилия эпохи сталинизма в личных свидетельствах (методические замечания) // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в ХХ столетии. Сборник статей. Челябинск, 2004. С. 199-214.

Шрейдер М. НКВД изнутри. Записки чекиста. М., 1995.

Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 47-60.



Тема 4. Официальная память: содержание и формы презентации.
Лекция: Советская идеология как основа официального исторического дискурса и преподавания истории. Репрезентация темы ГУЛАГа и ее интерпретации в школьных и ВУЗовских учебниках разных годов (сравнительный анализ).

«Секретный» доклад Н. С. Хрущева ХХ съезду КПСС. Партийные и правительственные постановления и законы о реабилитации различных групп репрессированных.



Литература и источники:

Берелович В. Современные учебники истории. Многоликая истина или очередная национальная идея? // Неприкосновенный запас, 2002, №24 (4).


Голубев А. Новейшая история России в учебниках 1995 года // Исторические исследования в России. Тенденции последних лет / Под ред. Г. Боордюгова. М. С. 56-65.

Дмитренко В.. Есаков В., Шестаков В. История Отечества. ХХ век. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М., 1998.

История СССР с древнейших времен до наших дней / Под ред. Б. Н. Пономарева, Ш., Б. Батырова и др. В 12 тт. – т. 9, гл. 4. С. 187-198

Иофе В. В. Реабилитация как историческая проблема // Вестник Мемориала (Санкт-Петербург), 2001. №6.

Зарова Л., Мисина И. История отечества. Учебник для 10 класса. М., 1992.

Орлов А., Георгиев В., Георгиева Н., Сивохина Т. История России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы и студентов. М., 1998.

Островский В.. Уткин А. История России. ХХ век. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М., 1995

«О культе личности и его последствиях». Доклад Первого секретаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н. С. XX съезду Коммунистической партии Советского Союза 25 февраля 1956 года // http://soyuzssr.narod.ru/xxmeeting/02.html

50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Тезисы ЦК КПСС. М., 1967

http:// www.memorial.krsk.ru/zakon/index.htm;



http://www.memo.ru/rehabilitate/laws/index.htm - подборка законов о реабилитации 1991-2003 гг.
Тема 5. Память и история.
Лекция: Историки как «уполномоченные» культурной памяти (Я. Ассман). Противопоставление памяти и истории (П. Нора).

Советская и постсоветская историография ГУЛАГа: темы, трактовки. Публикации архивных документов. «Народный архив» как проект создания «народной» истории. Создание и деятельность общества «Мемориал».



Семинар: ГУЛАГ как система – «макро» подходы к репрезентации темы.


Основная литература:


Административно-командная система управления: Проблемы и факты. М., 1992. С. 69–87

Иванова Г. М. ГУЛАГ в системе тоталитарного государства. М., 1997

Земсков В. Н. Заключенные, спецпоселенцы, ссыльнопоселенцы и высланные. Статистико-географический аспект // История СССР. М.,1991, №5.

Нора П. Между памятью и историей (Проблематика мест памяти) // Нора П. Франция – память / Пер. Д. Хапаевой. – СПб, 1999

Репина Л. П. Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004. № 5. С. 39 – 51.

Дополнительная литература:


Бугай Н. Л. Берия – И. Сталину: Согласно Вашему указанию… М.. 1995.

Дугин А. Н. Неизвестные документы о репрессиях 30–50-х годов (по фондам ЦГАОР) //

Земсков В. Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социологические исследования. 1991. №6 С. 10–27; №7. С.3–16 http://www.pereplet.ru/history/Author/Russ/Z/Zemskov/Articles/ZEMSKOV.HTM

Красильников С. А. Рождение ГУЛАГа: дискуссия в верхних эшелонах власти: Постановления Политбюро ЦК ВКП(б), 1929–1930 гг. // Исторический архив. 1997.  

Полян П. В далекие края. Книги о репрессивных принудительных миграциях в СССР // Неприкосновенный запас. №25 (5\2002).

Тарасов К.К. Тоталитарная система в СССР: История и пути преодоления: Указатель книг и статей на русском языке за 1988-й — первую пол. 1992 г. М., 1992.

Хаттон П. Х. Роль памяти в современной историографии // Хаттон П. Х. История как искусство памяти / Пер. с англ. В. Ю. Быстрова. СПб., 2003. С. 33-90.

Тема 6. «Овеществленные» формы памяти о ГУЛАГе: мемориалы, памятники, музеи.


Лекция с показом слайдов: Кладбища. Мемориалы. Памятники. Трансформация и полифункциональность мест памяти (на примере мемориала «Маска Скорби » в Магадане). «Твердая» и «мягкая» формы памяти (А. Эткинд). Музеи – хранилище памяти или кладбище артефактов? Проект «Виртуальный музей ГУЛАГа».


Литература и источники:


Дмитриев Ю. А. Место расстрела Сандармох. Петрозаводск, 1999.

Эткинд А. Кристаллизация памятников в растворе памяти. Культурные механизмы политической скорби в России и Германии // Культуральные исследования. Сборник научных работ / Под ред. А. Эткинда, П. Лысакова. – СПб., 2006. С.126-167

Levi P. Revisiting the Camps // The Art of Memory: Holocaust Memorials in History. Prestel, 1994.

Merridale C. Night of Stone: Death and Memory in Twentieth-Century Russia. New York: Viking, 2000.

Verdery K. The Political Lives of Dead Bodies: Re-burial and Post-socialistic Change. New York: Columbia University Press, 1999

http:// www.memo.ru/memory/martirol/index.htm - каталог «Места массовых захоронений и памятники жертвам политических репрессий».



http://www.memo.ru/museum/ – Музейные фонды "Мемориала", Москва

http://www.gulagmuseum.org - Виртуальный музей ГУЛАГа

Тема 7. Образы ГУЛАГа в художественной литературе и публицистике конца 1980-х - начала 1990-х гг.

Лекция: Произведения А. Солженицына, В. Шаламова, В. Гроссмана, А. Рыбакова и др. Литературно-художественные и общественно-политические журналы («Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Звезда» и др.) конца 1980-х - начала 1990-х гг.; их роль в формировании представлений о ГУЛАГе.

Семинар: Литературно-художественные и общественно-политические журналы периода перестройки.


Задание к семинару: проработать основные источники и литературу; охарактеризовать одно из литературных и научно-популярных периодических изданий конца 1980-х - начала 1990-х гг. с точки зрения отражения на его страницах темы ГУЛАГа (письменно).

Основные источники и литература:


Геллер М. Концентрационный мир и советская литература. Лондон, 1974.

Медведев Р. О Сталине и сталинизме. Исторические очерки // Знамя, 1989, №№1-4.

Н. Покровский. За страницей “Архипелага ГУЛАГ”// Новый мир, 1991, №9. л

Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. Опыт художественного исследования. Главы из книги. Предисловие С. Залыгина // Новый мир, 1989, №№ 8, 9, 10, 11.


Шаламов В. Из “колымских рассказов”// Знамя, 1989, № 6.

Дополнительные источники и литература:

Гроссман В. Жизнь и судьба. М., 2006.


Латынина А. Договорить до конца. (О романе А. Рыбакова “Дети Арбата”, повести С. Антонова “Васька”) // Знамя, 1987, № 12.

Лидия Гинзбург. Записи 20—30-х годов, Из неопубликованного. Вступительная статья и публикация А. Кушнера. Примечания А. Чудакова. // Новый мир, 1992, №6 .Приставкин А. Ночевала тучка золотая // Знамя, 1987, №№ 3, 4.


Рыбаков А. Дети Арбата. М., 1987.

Солженицын А. В круге первом // Новый мир, 1990, №№ 1, 2, 3, 4, 5.


Сушилина И. Современный литературный процесс в России. Учебное пособие. М., 2001. – Гл.1. Социокультурная ситуация новейшего времени и литература.

Тема 8. Роль кино и телевидения в (вос)производстве памяти о ГУЛАГе.


Лекция: Фильм Т. Абуладзе «Покаяние» и вызванная им дискуссия. «Завтра была война» Ю. Кары, «Ближний круг» А. Кончаловского. От фильма-шока к привычке и «усталости» от темы репрессий. Современные репрезентации темы ГУЛАГа в кино и на телевидении. «Холодное лето 53-го» В. Прошкина, «Утомленные солнцем» Н. Михалкова, «Дети Арбата», «Московская сага», «В круге первом» Г. Панфилова.
Семинар:

Предполагается организовать просмотр 1-2 фильмов во внеаудиторное время или же предоставить возможность самостоятельно просмотреть эти фильмы на видео или DVD до проведения семинара с тем, чтобы на занятии обсудить просмотренные фильмы.


Основная литература:


Двадцать лет без «Покаяния»: Дискуссия, посвященная двадцатилетию фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние» // Искусство кино, №11, 2004.

Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973. www.philosophy.ru/library/misc/kinoestetika.html


Чернова Н. В. Кинематограф как средство деформации исторической памяти (на примере сталинской мифологемы) // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в ХХ столетии. Сборник статей. Челябинск, 2004. С.

http://www.kinoart.ru/magazine/11-2004/0411-publications/abuladze0411/


Дополнительная литература:


The Persistence of History: Cinema, Television and the Modern Event / Ed. by V. Sobchak. London, 1996. P. 127-143.

Landy M. ed. The Historical Film: History and Memory in the Media. New Brunswick NJ: Rutgers University Press, 2001.



Тема 9. Заключительная дискуссия

Существует ли в современном российском обществе единая коллективная память о политических репрессиях? Попытка определить существующие дискурсы. Кто является сегодня «уполномоченными знания» о ГУЛАГе? Какой тип памяти («коммуникативная», «культурная») преобладает?


Литература:

Левинсон, Алексей. Люди молодые за историю без травм // "Неприкосновенный запас" 2004. №4(36).

http://www.infoline.ru/g23/1780/doc_lib/referatpriz.htm – мнения современных российских школьников о ГУЛАГе

Формы отчетности и критерии оценки:

  • участие в дискуссиях – 20 баллов

  • письменные задания к семинарам – 30 баллов

  • самостоятельный проект – 50 баллов

Самостоятельный проект представляет собой творческую работу объемом 15-20 страниц, связанную с тематикой курса. Примерные темы проектов будут предложены преподавателем, что, однако, не исключает возможности самостоятельного выбора. Это может быть работа по историографии, анализ художественных произведений (книг, фильмов, монументов) с применением рассмотренного в курсе теоретического инструментария, обзор интернет-сайтов, связанных с тематикой курса, анализ газетных публикаций и пр.



Смотрите также:
Программа учебного курса Название курса
120.81kb.
1 стр.
Учебная программа Вид Программы: рабочая программа учебного курса по географии
367.72kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса (наименование предмета) в классе основного общего образования базовый уровень учитель г. Переславль-Залесский 20 г. Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Английский язык в 6 классе»
163.03kb.
1 стр.
О программе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и методикам преподавания общая характеристика учебного курса цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
115.61kb.
1 стр.
Программа специального курса «археологический рисунок»
106.4kb.
1 стр.
Программа учебного курса Москва, 2004 содержание курса: Тема Российская система государственной власти (2 часа)
88.93kb.
1 стр.
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий москва 2005
758.1kb.
5 стр.
Программа учебного курса Преподаватель д э. н. В. В. Радаев. Характер курса элективный
93.91kb.
1 стр.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
145.73kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса «физическая культура»
1890.61kb.
12 стр.
Название курса: bi 201 экзегетика евангелия
17.29kb.
1 стр.
Программа фольклорной практики для 1 курса, 1 курса сп, 1 курса озо
232.86kb.
1 стр.