Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Тема урока: Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетический код, раздел «Органическая химия и молекулярная биология». Тип урока: Урок усвоения новых знаний (лекционное занятие с элементами индивидуальной работы учащихся). I. Цель урока
II. Основная воспитательная идея
III. Комплексные задачи урокаА. Доминирующие образовательные задачи.
Б. Доминирующие воспитательные задачи урока.
В. Доминирующие задачи развития.
IV. Учебное оборудованиеМодели РНК и ДНК; модель-аппликация «Синтез белка». Компьютер с мультимедийным проектором (большим монитором). Компьютерный курс «Открытая биология 2.6» или «Химия, Биология, Экология» или мультимедтийная библиотека «Биология - молекулярная и клеточная биология, 10–11 классы» из серии «Открытая Коллекция» (все продукты ООО «ФИЗИКОН»). V. Структура урокаКраткий план занятия: Занятие рассчитано на один академический час в кабинете биологии с одним компьютером (оптимальный вариант - с мультимедийным проектором).
Подробный конспект занятия.
Если позволяет время урока и работоспособность учащихся, целесообразно дать на этом же уроке часть теоретического материала следующего урока, а именно общее описание этапов биосинтеза белка в клетке, транскрипцию (также используя лингвистические аналогии) и процессинг. Важно подчеркнуть принципиальное сходство процессов репликации и транскрипции (с использованием интерактивных моделей 3.10. Репликация ДНК, 3.11. Транскрипция)
По учебнику: Общая биология: Учеб. для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / Д.К.Беляев, Н.Н. Воронцов, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. Д.К. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2000. - § 13, 14. По учебнику: Рувинский А.О., Высоцкая Л.В. и др. Общая биология. Учебник для школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 2000. - § 13-15. Задачи для домашнего решения (по усмотрению учителя): 1. По приводимому ниже фрагменту ДНК нужно построить иРНК и по таблице найти, какие аминокислоты эта иРНК кодирует (считаем, что задана: 1 вариант – смысловая нить ДНК, 2 вариант – комплементарная смысловой нить ДНК). В Ответе записать двухцепочечную молекулу ДНК, иРНК и аминокислотную последовательность. АТГГААТЦГТААГЦГ2. Что имеет большую массу - белок или кодирующий его структурный ген? Реши задачу: 1) для глюкагона, состоящего из 29 аминокислотных остатков; 2) в общем виде - для белка из N аминокислотных остатков. Какое свойство генетического кода положено в основу задачи? Средняя молекулярная масса одного аминокислотного остатка Mr ак = 110 а.е.м. (Da), средняя молекулярная масса одного нуклеотида Mr н = 345 а.е.м. (Da). 3. Посетите сайт «ДНК – носитель информации» (http://www.dna2.narod.ru/) Е.А.Шумилова из Владивостока. На нем рассматривается возможность кодирования любой информации в виде нуклеотидов ДНК. Он основан на идее (и даже предлагает специальную программу для этого) кодировать обычные фразы типа "Маша, я по тебе соскучился!" в виде последовательности нуклеотидов: аденина, гуанина, тимина и цитозина. Кроме того, в других разделах сайта можно найти словарь терминов и популярный рассказ о современных ДНК-технологиях. Подготовьте небольшое сообщение о полимеразной цепной реакции. Общая биология, органическая химия, 10 класс. Тема урока: Образование иРНК по матрице ДНК. Матричный принцип биосинтеза белков, раздел «Органическая химия и молекулярная биология». Тип урока: Комбинированный урок с закреплением знаний, новым материалом, решением проблемных вопросов и познавательных задач; групповая работа. I. Цель урока
II. Основная воспитательная идея
III. Комплексные задачи урокаА. Доминирующие образовательные задачи.
Б. Доминирующие воспитательные задачи урока.
В. Доминирующие задачи развития.
IV. Учебное оборудованиемодели РНК и ДНК; модель-аппликация «Синтез белка». Кабинет информатики, имеющий рабочие места перед компьютерами и обычные столы для лекционной работы. Компьютерный курс «Открытая биология 2.6» или «Химия, Биология, Экология» (или мультимедтийная библиотека «Биология - молекулярная и клеточная биология, 10–11 классы» из серии «Открытая Коллекция» (все продукты ООО «ФИЗИКОН»). Предполагаемый образовательный продукт, который будет создан учащимся. Текстовый документ, предпочтительно MS Word, с ответами на вопросы (возможно выполнение заданий и решение задач на распечатанном бланке); по итогам мнений учащихся о личном вкладе в групповую работу преподаватель рассчитывает Коэффициент индивидуального участия (КТУ) и – с его помощью – индивидуальный рейтинговый балл каждого участника занятий. V. Структура урокаКраткий план занятия: До занятия учителю необходимо проверить корректность работы всех компонентов компьютерного курса «Химия, Биология, Экология» (обратить внимание на интерактивные модели и тесты, после проверки последних обнулить результаты последнего тестирования). Перед уроком необходимо открыть на всех машинах стартовую страницу компьютерного курса «Химия, Биология, Экология» и текстовый документ «Задания для групповой работы учащихся» (или в ходе урока раздать распечатанные бланки для работы) Занятие рассчитано на один академический час в кабинете информатики, имеющем рабочие места перед компьютерами и обычные столы для лекционной работы. Указанное время каждого этапа ориентировочное, т.к. все группы работают в своем темпе, учитель лишь рекомендует переходить от этапа к этапу и напоминает о возможности вернуться к заданиям.
Подробный конспект занятия.
Николаев – 30% Бережная – 35% Михайлова – 20% Волгин – 15% По этим данным будет рассчитываться коэффициента индивидуального участия ученика в общем результате.
По учебнику: Общая биология: Учеб. для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / Д.К.Беляев, Н.Н. Воронцов, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. Д.К. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2000. - § 14. По учебнику: Рувинский А.О., Высоцкая Л.В. и др. Общая биология. Учебник для школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 2000. - § 15.
Рекомендации для учителя по оцениванию заданийОценивание рекомендуется осуществлять в форме накопительного рейтинга (каждый из видов работы оценивается в некоторое произвольное количество баллов и набранные за разные виды работ баллы суммируются). Предлагаемые максимальные баллы «Задания для групповой работы учащихся»:
Для получения индивидуального рейтингового балла ученика необходимо набранное группой количество баллов умножить на рейтинговый коэффициент индивидуального участия в групповой работе. Приведенные цифры являются ориентировочными, учитель может сам менять коэффициенты в зависимости от условий конкретного урока. Задания для групповой работы учащихсяКласс 10 Участники группы: ______________________________________________ Блок 1Внимание!
1. Переведите приведенную ниже последовательность на язык аминокислот. AUGUCCAGAGCAUACCCGUAUUCU Сколько аминокислот в пептиде? 2. Ниже приведены две последовательности нуклеотидов, различающиеся между собой по 11 позициям из 18. Переведите обе последовательности в белки. Сколько аминокислотных различий между ними? 1) AUGUCUAGAUUAGGCUCA 2) AUGAGCCGGCUCGGAAGU 3. Переведите приведенную ниже последовательность в белок. Запишите полученный белок. А теперь попробуйте удалить первые два нуклеотида и получить другой пептид. Запишите полученный пептид и сравните с первым. UAUGCUAAGAUUCCUUUCGGA 4. Необходимо по молекуле белка восстановить последовательность нуклеотидов (точнее, один из возможных вариантов состава) иРНК: Аминокислоты: Метионин - Аргинин - Лизин - Валин - Триптофан - (стоп-кодон) 5. Переведите приведенную ниже последовательность на язык аминокислот. Обратите внимание, что фрагмент состоит из 24 мономеров. Сколько аминокислот в пептиде?
6. Переведите приведенную ниже последовательность в белок. Запишите полученный белок. Сколько аминокислот в пептиде? UACAGACCCAUAUGCGGUACUUGA Блок 2Чтобы сравнить два ключевых понятия биосинтеза белка, воспользуемся четырьмя вопросами из «алгоритма Цицерона». Отвечая на руководящие вопросы, составьте определения понятий:
Вопросы. 1. Можно ли утверждать, что в основе процесса трансляции лежит, как и в случае с транскрипцией, принцип комплементарности? Почему? 2. Какой из ферментов (органоидов), участвующих в биосинтезе белка, «умеет переводить», т.е. знаком с обеими знаковыми системами (и аминокислотами, и белками), а также их соответствием одна другой?
Организация групповой работы учащихся Одной из форм внутриклассной дифференциации, хорошо зарекомендовавшей себя не только в личностно-ориентированной педагогике, но и еще в «старой», «советской» школе, является групповая работа. Обычно объединение учеников в группы используется при проведении лабораторных и практических работ на уроках биологии, химии, физики, но возможно применение этой формы занятий и на самостоятельных работах, в том числе носящих творческий характер. Групповая форма проведения занятий имеет ряд крупных преимуществ перед фронтальной и индивидуальной формами:
В некоторых случаях, например, при организации работы в компьютерном классе, где количество ПК меньше количества учеников, организация групповой работы является одним из наиболее эффективных подходов. Вместе с тем у групповой работы есть ряд существенных недостатков, понимание которых необходимо для их преодоления:
Каждый учитель, используя групповую форму работы, ищет и находит свои способы преодоления указанных недостатков. Уже первый этап любой групповой работы – разделение учеников и формирование групп – позволяет определиться с подходами к использованию тех или иных достоинств и преодолению недостатков этой формы работы. Разные способы формирования групп, их достоинства и недостатки, а также способы коррекции последних, представлены в таблице.
«Коэффициент индивидуального участия» ученика в общей работе Применение рейтинговой системы к оценке знаний учеников на отдельном уроке (а не только к тематическому, семестровому или годовому итогу работы учеников) может помочь в преодолении некоторых недостатков групповой работы, в том числе – такого сложно корректируемого показателя, как вклад каждого из членов группы в общий результат, и оценка этого вклада. Одним из приемов, хорошо работающих в системе накопительного3 рейтинга, является расчет коэффициента индивидуального участия. Большим достоинством этого метода является привлечение самих учеников к оценке вклада отдельной личности в общий результат. Наиболее удобным способом деления учеников на группы в этом случае является 4-й способ – набор групп руководителями из числа сильнейших (первых по рейтингу) учеников. Поясним на примере. Допустим, ученикам предстоит выполнить на спецкурсе сложное большое групповое задание, максимальный балл за которое равен 8 (накопительный рейтинг, полностью свободный от привязки к стандартной четырехбалльной системе, в котором баллы определяются исключительно сложностью задания; особенно хорошо работают на факультативах и спецкурсах). Для выполнения работы первые по рейтингу ученики набирают по очереди из остальных одноклассников группы и приступают к выполнению задания. За несколько минут до окончания занятия после сдачи групповых работ ученики рассаживаются по своим обычным местам. На небольших листочках они записывают состав своей группы, подчеркнув фамилию руководителя и отметив галочкой свою фамилию, а потом записывают против каждой фамилии вклад (в процентах) каждого в общий результат, и сдают учителю. Например, это может выглядеть так:
Михайловская – 20% Кладченко – 15% По всем ответам составляется примерно такая таблица:
Пояснения:
![]() Теперь можно справедливо оценить работу учеников на уроке. Если групповая работа оценена в 7 баллов (из 8 максимально возможных, см. выше), то «чистый» балл, который получат ученики за эту работу, получаются путем перемножения группового балла на личный рейтинговый коэффициент: Мартыненко – 7 * 1,04 = 7,28 Решетникова – 7 * 1,28 = 8,96 Михайловская – 7 * 0,88 = 6,16 Кладченко - 7 * 0,80 = 5,60 (Для вдумчивого преподавателя, обращающего внимание на отношения в классном коллективе, выставленные учениками себе и другим членам группы баллы могут рассказать многое.) Хотя такая методика имеет свои недостатки (она требует затрат некоторого времени, впрочем, не очень больших; не избавлена полностью от субъективности), она позволяет достаточно точно отразить личный вклад в общую работу в оценке, в индивидуальном балле. При желании преподаватель может и за собой зарезервировать право на выставление процентов индивидуального участия учеников в групповом деле, но только наравне с мнением учеников (учитель может быть более субъективен, к тому же он не работал с группой и не представляет «изнутри» вклада в общий успех отдельного ученика). При некоторой изощренности можно применять подобную методику и в других видах рейтинга, или просто устанавливать границы оценок в обычной четырехбалльной системе (например, 8 и более баллов - «5», 6 – 8 – «4», 4 – 6 – «3», меньше 4 баллов – «2»). В любом случае, применение коэффициента индивидуального участия позволяет повысить эффективность групповой работы, внеся в нее существенный элемент индивидуализации учебного процесса. 1 Обычно это делается так: эти 5 – 7 первых по рейтингу выходят к доске и по очереди вызывают к себе в группу одного из сидящих в классе учеников. 2 Кстати, интересный способ ранжирования учеников – силами самих учеников, по их мнению. 3 Форма рейтинга, при которой баллы учащихся, набранные ими за выполнение отдельных видов работ, суммируются и накапливаются за определенный период времени (четверть) или раздел программы (тема); итоговое ранжирование осуществляется именно по сумме набранных баллов. Смотрите также: Биосинтез белков. Понятие о гене. Днк источник генетической информации. Генетический код
229.46kb.
1 стр.
Генетический код
10.22kb.
1 стр.
Урок №17: «Генетической код. Транскрипция. Синтез белков в клетке».
29.93kb.
1 стр.
П. С. Плешакова р п. Умет Уметского района Тамбовской области Семинарское занятие
76.54kb.
1 стр.
Структура и биосинтез нуклеиновых кислот
58.61kb.
1 стр.
Нии эдито (в составе онц рамн)
658.21kb.
3 стр.
Гаряев П. П. – Волновой генетический код
1345.69kb.
7 стр.
Генетический код
27.08kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний по информатике и икт
62.51kb.
1 стр.
Программа курса генетической инженерии
32.03kb.
1 стр.
Лекция Тема 7: «Биосинтез нуклеиновых кислот Репликация днк, Нуклеиновые кислоты. Проблемы концепции Мир рнк»
64.31kb.
1 стр.
«Код ДНК. Транскрипция» Тест 1 27.58kb.
1 стр.
|