Главная
страница 1


Управление образования и науки

Тамбовской области

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Тамбовский бизнес-колледж


ОТЧЕТ

о межрегиональной

научно-практической конференции
Формирование системы

непрерывного образования



Тамбов, 2011
Нужно много учиться,

чтобы немногое знать

Шарль Монтескье
Непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Цель непрерывного образования - целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" определяет непрерывное образование как процесс реализации преемственных основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ.

«Если раньше образование получали на всю жизнь, то в современном мире необходимо образование в течение всей жизни. Поэтому уже в школьном возрасте нужно сформировать у ребёнка привычку постоянно учиться и совершенствоваться, научить учиться», - отметил Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко на заседании коллегии Министерства 22 февраля 2011 года.

Директор Департамента профессионального образования Минобрнауки России Татьяна Давыденко отметила, что по экспертным оценкам в ближайшие 10 лет около 80% используемых сегодня технологий устареет, а 80% работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад. «Объём информации постоянно увеличивается, знания и компетенции постоянно совершенствуются, и современный человек должен постоянно повышать свой образовательный уровень, своё профессиональное мастерство. Способность к постоянному обучению становится важнейшим качеством, определяющим конкурентоспособность человека на рынке труда», - подчеркнула Т. Давыденко.



17 марта 2011 года в стенах федерального государственного образовательного учреждения Тамбовский бизнес-колледж состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Формирование системы непрерывного образования».
Организаторами конференции выступили: Управление образования и науки Тамбовской области, ФГОУ СПО Тамбовский бизнес-колледж.
Цель конференции: оценка, анализ и систематизация опыта работы образовательных учреждений Тамбовской области в сфере непрерывного образования в соответствии с потребностями региона.

Задачи:

  • обеспечение качественного и эффективного профильного обучения на старшей ступени школьного образования;

  • обсуждение актуальных проблем проектирования и организации образовательного процесса на всех этапах непрерывного многоуровневого образования в регионе;

  • инновационное взаимодействие учебных заведений и работодателей с целью качественного обеспечения кадрами рынка труда региона;

  • определение перспективных путей развития непрерывного образования в условиях реализации концепции социально-экономического развития РФ и Модели образования 2020;

  • формирование новых экономических механизмов регулирования системы непрерывного образования региона.


СОСТАВ

организационного комитета

научно-практической конференции


Файзулина И.Э.

начальник отдела начального и среднего профессионального образования управления образования и науки области, председатель.

Мешкова Л.Л.

председатель совета директоров учреждений среднего профессионального образования, директор ФГОУ СПО Тамбовский бизнес-колледж, доктор экономических наук, заместитель председателя.

Калинов Н.Ф.

президент Торгово-промышленной палаты Тамбовской области, заместитель председателя

Агаркова Е.И.

проректор по научно-методической работе ТОИПКРО, к.п.н., доцент.

Панасина И.А.

начальник отдела общего и дошкольного образования управления образования и науки области.

Павлова Е.А.

главный специалист-эксперт отдела общего и дошкольного образования управления образования и науки области.

Стегачева М.А.

главный специалист-эксперт отдела начального и среднего профессионального образования управления образования и науки области.

Незнанова Л.А.

ведущий специалист-эксперт отдела начального и среднего профессионального образования управления образования и науки области.

Титова И.А.

заместитель директора по профориентационной работе и трудоустройству выпускников ФГОУ СПО Тамбовский бизнес-колледж.

Чернокозинская С.В.

заместитель директора по научно-методической работе ФГОУ СПО Тамбовский бизнес-колледж, к. ю.н., доцент.


Основные направления работы конференции:

  1. Непрерывное образование как механизм сетевого взаимодействия «школа-колледж-вуз-предприятие».

  2. Пути адаптации молодых специалистов к существующим условиям на рынке труда.

  3. Ресурсные центры – как система подготовки специалистов, имеющих новые профессиональные компетенции.

  4. Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников.

  5. Особенности процесса социализации и профориентации в условиях региональной политики.

  6. Условия профессионального роста специалиста через непрерывное образование.

  7. Рынок труда—потребности и реальности сегодняшнего дня.

  8. Профильное обучение, как показатель качества образования.

  9. Роль корпоративной культуры в психологической и профессиональной адаптации молодого специалиста.

  10. Правовые вопросы в современной системе трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

В конференции приняли участие:

  • Федеральный институт развития образования Минобрнауки РФ

  • Управление образования и науки Тамбовской области

  • ФГУ ИОЦ «Новый город», г. Москва

  • Торгово-промышленная палата Тамбовской области

  • Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования

  • Управление занятости населения Тамбовской области

  • Комитет образования г. Тамбова

  • Тамбовская таможня

  • Российский новый университет

  • ООО «Бухгалтерское бюро № 1»

  • ТОГУ Центр занятости населения г. Тамбова

  • ТОГУ Центр занятости населения Тамбовского района

  • ГОУ СПО «Тамбовский областной базовый медицинский колледж»

  • ТОГОУ СПО «Приборостроительный колледж»

  • ТОГОУ СПО «Многоотраслевой техникум»

  • Филиал ТОГОУ СПО «Многоотраслевой техникум» Пичаевский район

  • ТОГОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»

  • ФГОУ СПО Кирсановский колледж гражданской авиации

  • ТОГОУ СПО «Строительный колледж», г. Жердевка

  • ТОГОУ СПО «Железнодорожный колледж»

  • ГОУ СПО «Моршанский текстильный техникум»

  • ТОГОУ СПО «Технологический техникум», г. Уварово

  • ГОУ СПО «Железнодорожный колледж», г. Мичуринск

  • ГОУ СПО «Мичуринский политехнический колледж»

  • МОУ СОШ № 3 г. Рассказова

  • ТОГОУ СПО «Чакинский аграрный техникум»

  • ГОУ СПО «Моршанский строительный колледж»

  • МОУ СОШ № 36 г. Тамбова

  • МОУ СОШ № 31 г. Тамбова

  • МОУ ДПО Центр оценки качества образования, г. Тамбов

  • ФГОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

  • ТОГОУ СПО Промышленно-технологический колледж

  • ТОГОУ СПО «Индустриально-промышленный техникум», г. Рассказово

  • ТОГОУ СПО Многоотраслевой техникум

  • МОУ СОШ № 24 г. Тамбова

  • ФГОУ СПО Тамбовский аграрный колледж

  • Филиал МОУ Староюрьевской СОШ, с. Поповка

  • ТОГОУ СПО «Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева»,

п. Строитель

  • МОУ Лицей № 28 им. Н.А. Рябова

  • Некоммерческое партнерство «Тамбовский техникум экономики и предпринимательства»

  • ТОГОУ СПО «Аграрно - промышленный техникум», г. Кирсанов

  • ФГОУ СПО Уваровский химический колледж

  • ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»

  • ФГОУ СПО «Кирсановский аграрный техникум»

  • ТОГОУ СПО «Котовский индустриальный техникум»

  • ФГОУ СПО «Мичуринский аграрный колледж»

  • ТОГОУ СПО «Политехнический колледж», г. Тамбов

  • ТОГОУ «Татановский детский дом»

  • МОУ СОШ № 5 г. Тамбова

  • МОУ Староюрьевская СОШ

  • Платоновская СОШ Рассказовского района Тамбовской обл.

В конференции приняли участие более 80 делегатов с учебных заведений, предприятий и организаций со всех районов Тамбовской области. Участие представителей ФИРО Минобрнауки РФ, ФГУ ИОЦ «Новый город», Российского нового университета изменили рамки конференции, присвоив ей всероссийский уровень.

Конференцию открыло выступление студентки ФГОУ СПО Тамбовского бизнес-колледжа Коровиной Ольги, исполнившей песню «Тамбовочка», которая стала визитной карточкой мероприятия.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась директор ФГОУ СПО Тамбовский бизнес-колледж, Заслуженный учитель РФ, д.э.н., председатель совета директоров ссузов Тамбовской области, Почетный работник высшего образования Мешкова Людмила Леонидовна


Приглашенные гости конференции

К участию в конференции были приглашены:



  • Астафьева Наталья Егоровна начальник Управления образования и науки Тамбовской области

  • Солдатова Татьяна Юрьевна – генеральный директор ФГУ ИОЦ «Новый город», к.п.н., Почетный работник высшего образования РФ

  • Калинов Николай Федорович – президент Тамбовской областной торгово-промышленной палаты

  • Минаев Владимир Александрович – проректор по инновационно-образовательной деятельности Российского нового университета, профессор, д.т.н., академик РАЕН, заслуженный учитель Высшей школы РФ

  • Митрофанов Александр Михайлович начальник отдела профессионального обучения и профориентации Управления занятости населения Тамбовской области, к.п.н., доцент

  • Каменский Виктор Михайлович – директор ТОГУ ЦЗН Тамбовского района.



В работе пленарного заседания приняли участие:


  • Дохолян Самвел Бахшиевичведущий научный специалист Центра стратегического развития Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, кандидат психологических наук, профессор

  • Файзулина Ирина Эдуардовна – начальник отдела начального и среднего профессионального образования Управления образования и науки Тамбовской области

  • Воронкова Людмила Николаевна директор Центра делового образования Тамбовской областной торгово-промышленной палаты

  • Черкасова Майя Владимировна – начальник отдела организации профессионального обучения и профессиональной ориентации ТОГУ Центр занятости населения г. Тамбова

  • Воронцов Евгений Борисович – заместитель директора по учебной работе ТОГОУ СПО «Приборостроительный колледж»

  • Панова Марина Константиновна – начальник отдела Тамбовской таможни, подполковник таможенной службы

  • Воинов Алексей Сергеевич – генеральный директор ООО «Бухгалтерское бюро № 1»

Вела конференцию заместитель директора по научно-методической работе ФГОУ СПО Тамбовского бизнес-колледжа, к.ю.н., Чернокозинская Светлана Васильевна.






Тезисы выступлений участников пленарного заседания
Дохолян

Самвел Бахшиевич

ведущий научный специалист

Центра стратегического развития Федерального института развития образования

Министерства образования

и науки РФ,

кандидат психологических наук, профессор

В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию. В качестве основного механизма, который призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики, а также снизить недопустимо высокие потери средств, расходуемых на целевую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов средней квалификации, рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника.

Ведущим понятием компетентностного подхода становится «образовательный модуль», при этом итоговая компетентность в той или иной профессиональной сфере представляется совокупностью таких модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно-компетентностный.

Компетенции рассматриваются как феномен, отражающий существующий баланс интересов общества (в меньшей степени, государства), образовательных институтов, работодателей, а также потребителей услуг. И основной вопрос формулируется так: какие компетенции и на каком этапе профессионального образования должны быть сформированы?

Модульно-компетентностный подход находится в русле концепции непрерывного образования («образования в течение всей жизни»), поскольку имеет целью формирование высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования – с другой.

Такой подход к построению содержания образования позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их. При этом обеспечивается переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций, их упорядочивание и систематизация, что, в конечном счете, приводит к повышению мотивации обучающихся в их освоении.

Гибкость модульных образовательных программ профессионального образования, основанных на компетенциях:

- позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне;

- дает возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей;

- позволяет применять одни и те же модули как элементы сразу нескольких учебных программ (техника безопасности, эффективное общение и т.д.)

Следует подчеркнуть, что принципы модульно-компетентностного подхода имеют прямое отношение только к практико-ориентированной (модульной) составляющей образовательных программ СПО и НПО и не относятся к общеобразовательному блоку дисциплин, который должен строиться на традиционной основе. Как показывают многие отечественные и зарубежные исследования, попытки перевести общеобразовательные и общепрофессиональные предметы на модульный поход, основанный на компетенциях, приводят к снижению качества общеобразовательной и общепрофессиональной составляющих профессионального образования, что недопустимо в ситуации реализации стратегии обучения в течение всей жизни, когда знания превращаются в основной капитал человека.








Файзулина

Ирина Эдуардовна

начальник отдела начального и среднего профессионального образования Управления образования и науки Тамбовской области




Обеспечение устойчивого функционирования и развития системы начального и среднего профессионального образования, как ресурса социально-экономического развития региона предполагает решение следующих актуальных задач:



  1. Достижение динамического баланса между потребностями рынка труда и возможностями региональной системы начального и среднего профессионального образования

  2. Формирование рациональной региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования

  3. Разработка механизмов участия работодателей в решении проблем профессионального образования.

Реализация целевой программы «Формирование и развитие кадрового потенциала Тамбовской области на 2009-2012 годы», утвержденной постановлением администрации области от 28.04.2009 № 482 и комплексной программы развития профессионального образования Тамбовской области на 2011-2015 годы (Постановление администрации области от 11.03.2010 г. № 236) требует от учреждений начального и среднего профессионального образования области формирования эффективной системы образования, соответствующей потребностям личности и общества.

Под системой непрерывного образования подразумевается совокупность образовательных программ, образовательных структур и механизмов регулирования их деятельности.



Ключевые направления создания системы непрерывного образования региона:

  • формирование единого образовательного пространства региона на основе интеграции образовательных учреждений и образовательных систем

  • создание организационно-экономических механизмов функционирования системы непрерывного профессионального образования в Тамбовской области

  • формирование сетевой инфраструктуры, обеспечивающей реализацию программ непрерывного профессионального образования.

В условиях экономики, основанной на знаниях, для учреждений среднего профессионального образования важной становится подготовка специалистов среднего звена с одновременным получением рабочей профессии. В области начато формирование сети территориально-отраслевых колледжей, реализующих программы непрерывного профессионально образования.

Еще одним элементом данной системы является реализация проекта регионального образовательного кластера «Школа – колледж – предприятие». Речь идет о глубоких интеграционных процессах между профильной школой, учреждениями среднего профессионального образования и современными предприятиями различных видов экономической собственности. Создана система базовых школ, нуждающихся в новых подходах профильного обучения на старшей ступени среднего (полного) общего образования, которые необходимо ориентировать на потребности инновационной экономики. В результате реализации проекта (с 1.09.2009 г.) большое развитие получили интегрированные программы среднего (полного) профильного, начального и среднего профессионального образования, которые уже с успехом реализуют многоуровневые учебные заведения – колледжи. Проект поддержан региональными объединениями работодателей («Торгово-промышленная палата Тамбовской области», «Ассоциация промышленников и предпринимателей Тамбовской области» и др. В рамках профильного обучения осуществляется реализация 13 программ среднего профессионального образования.

Учреждения начального и среднего профессионального образования становятся основным ресурсом для подготовки и переподготовки взрослого населения под актуальные задачи региона. Новыми структурами в региональной образовательной политике становятся центры профессиональных квалификаций.

Другим направлением развития непрерывного образования становится участие колледжей в введении прикладного бакалавриата, организация эффективного взаимодействия «школа – колледж (техникум) – вуз).

В области проводится работа по созданию на конкурсной основе ресурсных центров по базовым отраслям. В настоящее время создано 8 центров: по строительсту, деревообработке, торговле и общественному питанию, транспорту, металлообработке, легкой промышленности. На базе ФГОУ СПО Тамбовского бизнес-колледжа открыт ресурсный центр по одному из приоритетных направлений развития экономики – малого и среднего предпринимательства.

Формирование сиетемы непрывного образования в регионе сегодня является одной из актуальных задач. Дальнейшая его реализация потребует от учреждений начального исреднего профессионального образования следующих действий:



  • организация эффективного взаимодействия с образовательнми учреждениями в рамках профильного обучения и профессиональной ориентации;

  • выстраивания в учреждениях системы непрывного образования НПО-СПО с выходом на договоры с высшими учебными заведениями и работодателями;

  • расширение перечня образовательных услуг для взрослого населения.




Воронкова

Людмила Николаевна
директор Центра делового образования Тамбовской областной торгово-промышленной палаты

Тамбовская областная торгово–промышленная палата — это негосударствен­ная некоммер­ческая организация, объединяющая предприятия и предпринимателей для реализации целей и задач, определенных законом РФ «О торгово–промышленных палатах» и Уставом Палаты, среди главных целей — содействие развитию региональной и российской экономики, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, фор­мированию современной промышленной, финансовой и тор­говой инфраструктуры, созда­нию благоприятных условий для предпринимательской де­ятельности.

Тамбовская областная ТПП представляет интересы малого, среднего и крупного бизнеса, охватывая своей деятельностью все сферы предпринимательства — промышленность, внутреннюю и внешнюю торговлю, сельское хозяйство, финансовую систему, услуги.

Тамбовская областная ТПП была учреждена 12 сентября 1995 года по инициативе деловых кругов области. За 14 лет своего существования она стала целостной функциональной структурой, аккумулирующей и защищающей интересы предпринимателей. Основой ТО ТПП является ее членская база, работа с которой строится через четырнадцать комитетов, среди которых: Комитет по развитию потребительского рынка, Комитет по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, Комитет по предпринимательству в сфере строительства и жилищно–коммунального хозяйства, Комитет по безопасности предпринимательской деятельности и другие.

Основные направления деятельности ТПП:


  • представление и защита интересов тамбовских предпринимателей в отношениях с органами власти;

  • содействие межрегиональной и международной деятельности хозяйствующих субъектов Тамбовской области, продвижение их продукции и услуг на внутренний и внешний рынки;

  • содействие формированию благоприятной правовой среды и инфраструктуры предпринимательства;

  • информационное обслуживание предпринимателей;

  • деловое образование, повышение квалификации управленческих кадров, специалистов предприятий;

  • предоставление комплекса услуг, содействующих предпринимательской деятельности.

Наличие в регионе профильных профессиональных учебных заведений различного уровня, центров подготовки и переподготовки кадров, научно-исследовательских институтов и разнопрофильных предприятий позволяет создать единый производственный научно-образовательный комплекс для подготовки высококвалифицированных кадров. В настоящее время стала возможной реализация программы создания и функционирования на базе Тамбовской ТПП системы многоступенчатого непрерывного профессионального образования. Палата объединила на своем пространстве интересы:  образовательных учреждений различного уровня - высшего, среднего и начального образования;  предприятий;  общественных организаций и объединений работодателей.

Данная ситуация позволяет говорить о возможностях совместной деятельности учебных заведений, предприятий и объединений работодателей, формирующей систему непрерывной профессиональной подготовки. Палата берет на себя функции центра сетевой системы подготовки рабочих и специалистов.






Черкасова

Майя Владимировна
начальник отдела организации профессионального обучения и профессиональной ориентации ТОГУ Центр занятости населения г. Тамбова



Для создания целостной и эффективной системы непрерывного профессионального образования, которая бы оперативно реагировала на изменения потребностей населения в образовании и эффективно решала задачи социально-экономического, нравственно-воспитательного характера в интересах личности, государства и общества, необходимо формирование гибкой и диверсифицированной инфраструктуры непрерывного образования, в которую сойдут образовательные учреждения профессионального образования различных уровней, учебные центры, институты развития образования, службы занятости, объединения работодателей и т.д.

Наряду с традиционными формами непрерывного образования (повышение квалификации, обучение и переподготовка работающих граждан, бизнес-образование) должны получить широкое развитие такие направления, как обучение безработных граждан, инвалидов, женщин по целевым программам, мигрантов, граждан, уволенных с военной службы.

Одними из основных направлений работы Тамбовского городского центра занятости населения являются: реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан.

Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области на 2011 год включает в себя:


  • Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников).

  • Опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства.

  • Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности.

  • Профессиональная переподготовка врачей.

  • Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.

  • Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

  • Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Достижение целей, определенных ведомственной целевой программой «Содействие занятости населения Тамбовской области на 2009-2011 годы», будет способствовать разви­тию рынка труда Тамбовской области, созданию эффективной системы непрерывного образования в регионе. Вклад в достижение стратегической цели концепции непрерывного образования Тамбовским городским центром занятости населения оценивается через снижение уровня регистрируемой безработицы, удовлетворение потребностей работодателей в трудовых ресурсах, поддержку граждан, потерявших, не нашедших, но пытающихся найти работу.


Воронцов

Евгений Борисович
заместитель директора

по учебной работе

ТОГОУ СПО «Приборостроительный колледж»

Основа модели параллельного обучения в системе «Колледж-класс» состоит в организации единого образовательного пространства учреждений среднего (полного) общего и среднего профессионального образования.

Его создание должно опираться на ряд общих принципов и учитывать определенные условия, применение которых обеспечивает возможность получения школьниками полноценного среднего образования и качественного профессионального обучения.

Соблюдение данных принципов позволяет выпускникам средних общеобразовательных школ выбирать возможную траекторию своего дальнейшего образования: продолжить обучение в колледже и завершить получение среднего профессионального образования с квалификацией «техник» в течение 1 года и 10 месяцев или поступать в высшие учебные заведения.

К числу выделяемых принципов создания единого образовательного пространства целесообразно отнести нижеследующие.

1. Разработка учебных планов колледж - класса в соответствии с действующими нормативными актами, регулирующими применение образовательных программ в общем среднем и среднем профессиональном образовании - ГОС СПО, а теперь в ближайшей перспективе ФГОС СПО, по профилю предложенных к выбору учащимися специальностей, федерального базисного учебного плана среднего (полного) общего образования и учебных планов предлагаемых профилей.

2. Интегративный подход к разработке модели параллельной реализации общего среднего (полного) и среднего профессионального образования, что означает разработку двух учебных планов содержательно равнозначных в части соответствующей профильному обучению и обеспечивающих выполнение образовательных программ школой и колледжем.

3. Реализация профессиональных образовательных программ СПО в колледж - классах в соответствии со школьным базисным учебным планом профильного обучения или осуществление обучения учащихся на уровне СПО в рамках времени, отводимого на профильное обучение в 10 -11 классах СОШ.

4. Система сопряжения и взаимодополнения учебных дисциплин старшей ступени общеобразовательной школы с соответствующими дисциплинами общего гуманитарного и социально-экономического цикла, цикла естественнонаучных дисциплин, изучаемыми на уровне СПО для сокращения общего срока обучения на уровне среднего профессионального образования на один год, в случае продолжения обучения учащихся колледж-класса в колледже.

5. Учет опережающего изучения дидактических единиц учебных дисциплин школьного курса (физики, математики) по отношению к базирующемуся на них учебному материалу общепрофессиональных и специальных дисциплин СПО, что накладывает определенные ограничения на возможность выбора для колледж - классов профессиональных образовательных программ, реализуемых в колледжах.

6. Необходимость сохранения логики построения учебного материала общепрофессионального и специального циклов дисциплин СПО, изучаемых учащимися 10 – 11 классов.

Соблюдение данных принципов позволяет выпускникам СОШ выбирать возможную траекторию своего дальнейшего образования: продолжать обучение в колледже и завершать получение среднего профессионального обучения с квалификацией «техник» в течение 1 года и 10 месяцев или поступать в высшие учебные заведения.

Практический опыт разработки учебных планов профессиональных образовательных программ различных специальностей в нашем колледже и результаты взаимодействия со средними общеобразовательными школами г. Тамбова и области также показал большое значение определенных условий создания единого образовательного пространства. К ним следует отнести следующие условия:

  • качество взаимодействия администрации образовательных учреждений с администрацией колледжа означает взаимную поддержку, совместный поиск путей решения постоянно возникающих проблем, создание доброжелательной, дружественной атмосферы при взаимодействии представителей коллективов образовательных учреждений разных типов, нахождение общего языка взаимопонимания при взаимодействии.

  • создание колледж-класса на основе трехсторонней договорной системы взаимодействия родителей учащихся, администрации МОУ СОШ и ОУ СПО выступает правовой основой воспитания у учащихся школы понимания значимости получения профессионального образования, уподобляет старшеклассников в их психологическом самовосприятии студентам колледжа, обеспечивает более высокий и качественный уровень их социализации.

  • оперативное взаимодействие коллективов школы и колледжа при выявлении проблем организации учебного процесса в колледж-классе обеспечивает реализацию интегрированного образовательного процесса параллельного профильного обучения;.

  • использование летнего времени после завершения программы 10 класса на организацию первичной профессиональной практики позволяет сократить до минимума потери сроков производственной практики в рамках профессиональной образовательной программы СПО.


Итогом проделанной коллективом колледжа явилась разработка и внедрение в 2009 г. в ТОГОУ СПО «Приборостроительный колледж» и МАОУ СОШ № 36 г. Тамбова модели создания единого образовательного пространства на основе реализации программы среднего (полного) общего образования информационно-технологического профиля и профессиональной образовательной программы специальности СПО 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей».

После завершения обучения в средней общеобразовательной школе выпускники имеют два основных пути дальнейшего обучения на более высоком образовательном уровне: продолжить обучение в колледже путем зачисления их по итогам государственной аттестации сразу на 3-ий курс обучения, в данном случае по специальности СПО 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей», или идти поступать в ВУЗ в соответствии с профилем обучения в СОШ.

Согласно «Соответствию специальностей среднего профессионального
образования», утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355 в связи с внедрением федеральных государственных стандартов 3 поколения (ФГОС), дальнейшая реализация представленной модели параллельного профильного обучения по предложенной специальности требует разработки обновленного учебного плана по специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы» с поправкой перечня общепрофессиональных дисциплин и внедрением ряда профессиональных модулей. Создание обновленного учебно-методического комплекса должно быть ориентировано на реализацию компетентностного подхода в подготовке будущих специалистов. Разработка основной профессиональной образовательной программы по данной специальности проводится сотрудниками колледжа в текущем учебном году.

Отличительной особенностью выбранной нами модели организации параллельного профильного обучения в системе «Школа-колледж» («Колледж-класс») и создания единого образовательного пространства ТОГОУ СПО «Приборостроительный колледж» и МАОУ СОШ № 36 г. Тамбова при подготовке по специальности СПО 230106 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» является возможность избежать необходимости введения дистанционного обучения, на котором основана работа колледж-классов в ОУ СПО Ростовской области. Она позволяет сохранять в условиях колледжа объемы общепрофессиональной и специальной подготовки в соответствии с требованиями ГОС СПО.







Панова

Марина Константиновна
начальник отдела

Тамбовской таможни, подполковник таможенной службы



Модернизация экономики, обусловленная действием законов рыночных отношений, связана с кардинальными изменениями во всех отраслях, которые требуют от специалистов, участвующих в этих процессах, нового мышления и новых знаний.

Цифровые технологии, биотехнологии, развитие коммуникационных сетей, расширение торговли - все это дает больше возможностей для развития личности, но и содержит огромный риск. У людей появляется больше свободы в формировании своего образа жизни, однако, это налагает на них все большую ответственность за свою собственную жизнь. Все сильнее увеличивается разрыв между теми, кто преуспевает на рынке труда, постоянно поддерживая и обновляя свои навыки, и теми, кто безнадежно отстает, не поспевая за стремительно растущими профессиональными требованиями. Все эти перемены можно описать как переход к «обществу, основанному на знании» или информационному обществу, то есть такому, где основу экономики составляют нематериальные товары и услуги и где знания и умения приобретают первостепенное значение. В таком обществе люди сами ответственны за свой успех, они должны стать хозяевами своей судьбы и активными гражданами.

Те знания и навыки, которые мы получаем в детстве и юности, вовсе не гарантируют нам успеха на всю оставшуюся жизнь. И даже периодическое повышение квалификации еще не является решением проблемы. Непрерывное образование рассматривает процесс обучения как учение длиною в жизнь. И его основой служат те базовые навыки, которые человек получает в молодости. В информационном обществе эти навыки должны быть пересмотрены и расширены. К ним надо добавить умение учиться и желание продолжать свое обучение самостоятельно. Образование принципиально понимается как незавершенное.

Однако, чтобы поддержать такое желание, человеку необходим позитивный учебный опыт в молодом возрасте, а также практические возможности продолжить обучение. Личная мотивация к учению и разнообразные образовательные ресурсы являются ключевыми факторами непрерывного образования. Необходимо развивать не только предложение, но и спрос на образовательные услуги, особенно среди тех, кто до сих пор не был активно вовлечен в процесс обучения.

Существуют три вида образовательной деятельности: формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата; неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером; информальное образование, индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.

До сих пор при формировании политики в области образования учитывалось лишь формальное образование, а остальным двум категориям не уделялось практически никакого внимания. Континуум (это означает неразрывность, связанность) непрерывного образования делает неформальное и информальное образование равноправными участниками процесса обучения. К примеру, то, что компьютеры в первую очередь захватили сферу домашнего пользования и стали мощным ресурсом индивидуального познания мира, подчеркивает значение информального образования и доказывает его огромные резервы. Термин «образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования. Недавно появился термин «образование шириною в жизнь» (lifelong learning), который акцентирует не только постоянство процесса обучения, но и разнообразие его форм - формальное, неформальное и информальное. Он напоминает нам, что обучение может быть одновременно приятным и полезным и происходить как в образовательном учреждении, так и в семье, в компании друзей, на рабочем месте или в клубе по интересам.

Формируя политику в области непрерывного образования, государство все более обращает внимание не только на его экономическую необходимость, вызванную особенностями меняющегося рынка труда, но и на его социально-культурную значимость. Пересматриваются традиционные представления о разделе полномочий между общественностью и органами власти. Система управления вынуждена передавать все больше полномочий в руки самих граждан, привлекая их к принятию решений. Однако такой процесс увеличивает разрыв между социально активными гражданами и теми, кто по разным причинам исключен из общественной жизни. Образование становится ключевым фактором не только профессионального, но и личного успеха. Как сейчас образование играет главную роль при вхождении человека в профессиональную среду, так в будущем оно будет решающим для его «включенности» в общество (social inclusion).

Стратегия непрерывного образования должна базироваться на сотрудничестве органов власти, общественных организаций, так называемых "социальных партнеров" и работодателей поскольку именно они ближе всего связаны с интересами и потребностями отдельных граждан и сообществ. Помимо этого, должна усиливаться связь между учреждениями формального и неформального образования. В процессе создания непрерывной системы образовательных услуг, ориентированной на потребности личности, все организации культурно-просветительского характера постепенно сольются в единую образовательную сеть. Этот процесс уже идет в создании новой инфраструктуры непрерывного образования и образовательные учреждения должны активнее открывать свои образовательные возможности для широких кругов общества.

Подполковник таможенной службы Панова М.К., отмечая большую роль Тамбовского бизнес-колледжа в патриотическом воспитании молодежи, вручила в дар музею колледжа фотографию сотрудников таможенной службы и ветеранов Великой Отечественной войны












Воинов

Алексей Сергеевич
генеральный директор

ООО «Бухгалтерское

бюро № 1»

На ситуацию, сложившуюся сегодня на рынке труда, можно взглянуть с разных позиций. В силу различных причин работодатели часто не могут подобрать требуемые кадры.



Обсуждая эту проблему, сейчас модно критиковать государство за его бездействие, за то, что не создаются рабочие места, за то, что средние зарплаты не дотягивают до приемлемого уровня, и.т.д. Однако от того, что мы критикуем, вряд ли что-то будет меняться. Меняться надо нам, необходимо встраивать себя в ритм жизни, приспосабливать к требованиям окружающей нас действительности.  В настоящее время работодатель должен прямо заявлять,  специалист какого уровня ему требуется. Необходимо разработать систему трехсторонних договоров между абитуриентами, НПО и СПО, предприятием, которые будут определять права и обязанности сторон, обеспечив закрепление выпускников на рабочем месте по специальности.

Рекомендации молодым специалистам к существующим условиям на рынке труда:


  • Максимум до 2-ого курса необходимо четко определиться со своей будущей специальностью, профессией, причем оценить всё реально, отдавая отчет себе в своих наклонностях, способностях.

  • Ни в коем случае нельзя останавливаться на получении только одного среднего профессионального (высшего образования) - самый тупиковый путь иметь только одно образование. Одно образование сейчас, в отличие от времен 5 -10 летней давности ничего не гарантирует т.к. доступно почти всем. Если выбранная ранее Вами специальность не привлекает Вас, то необходимо срочно получать 2-е образование (идеальный расклад, когда получаете техническое или юридическое образование - основное и дополнительное экономическое).

  • Необходимо обладать, как говорят в маркетинге, уникальным конкурентным преимуществом: либо стаж работы по предполагаемой специальности, несколько образований, знакомые в ряде сфер бизнеса.

  • Навыки, которыми должны владеть все независимо от образования: водительские права со стажем, иностранный язык без словаря, компьютер на уровне продвинутого пользователя (весь MS Оffice, Нэт, почта, операционные системы).

  • Желательно знание 1С, или IRP системы, хотя бы поверхностное.

  • Если не удается сразу найти то, что надо, то первые работы необходимо рассматривать с точки зрения стажа/опыта и возможности закончить 2-е образование.

  • При выборе работы мониторить рынок на предмет заработных плат в выбранной вами сфере, для того, что бы соответственно выстраивать свои ожидания.

  • Ну и конечно, резюме и навыки самопрезентации - то без чего действительно тяжело пробиться в хорошую компанию.

  • Не бойтесь собеседований, учитесь вести переговоры и грамотно «продавать себя». На собеседования можно ходить, даже если не собираешься работать, просто за получением опыта и ценной возможностью пообщаться с людьми. Быть всегда готовым ответить о своих планах на ближайшие 3 года (очень частый вопрос, говорящий о многом).

  • Лучше попытаться зацепиться в крупной компании, пусть даже на небольшой з/п (большему удастся научиться).

  • Каждый проработанный день повышает Вашу стоимость на рынке труда, если этот день потрачен с пользой для самообразования или приобретения регалий.

 В заключении хотелось выступить в защиту среднего профессионального образования. В защиту получения образования в ссузе можно привести немало аргументов, и первый из них – это практическая ориентация получаемых знаний. Обучение в колледже предполагает не только занятия в аудиториях, но и стажировки на профильных предприятиях. До сих пор иногда случается, что колледж воспринимается как более низкая ступень образования, чем вуз. Это не так. Она не ниже, а просто ведет в другом направлении. Колледж призван обеспечить не научно теоретические, а профессиональные знания. Главная задача вузов – подготовка научных кадров, а колледжей – компетентных и грамотных специалистов-практиков, востребованных на современном рынке труда, тех, кого с полным правом можно назвать «технической элитой». Сложно сказать, что из этого почетно и востребовано…


Пленарное заседание завершилось выступлением директора ФГОУ СПО Тамбовского бизнеса-колледжа, которая отметила актуальность, объективность, практическую значимость докладов участников. Мешкова Л.Л. отметила плодотворность сотрудничества Тамбовского бизнес-коледжа с Управлением образования Тамбовской области, ФИРО Минобрнауки РФ, ТОТПП, службами занятости г. Тамбова и Тамбовской области, работодателями, выразившихся в конкретных положительных результатах взаимодействия. Поблагодарив участников конференции за активное участие, Людмила Леонидовна пожелала всем эффективной творческой работы в деле развития и совершенствования системы непрерывного образования Тамбовской области и выразила надежду на дальнейшее взаимовыгодное и перспективное сотрудничество.




В перерыве участники имели возможность поближе познакомиться друг с другом и в непринужденной обстановке, за чашкой чая обсудить проблемы, поднятые на конференции






Далее конференция продолжила свою работу по секциям:
Секция

«Непрерывное образование – механизм сетевого взаимодействия «школа—колледж—вуз—предприятие»
Руководитель – Незнанова Л.А.,

ведущий специалист-эксперт отдела начального и среднего профессионального образования управления образования и науки Тамбовской области




Секция

«Социально-психологические проблемы

трудоустройства выпускников»

Руководитель секции Чернокозинская С.В.,

зам. директора по НМР

ФГОУ СПО ТБК





Секция

«Условия профессионального роста специалиста через непрерывное образование»
Руководитель секции Болтнева Л.А., зам. директора по УВР МОУ СОШ № 3

г. Рассказова

Конференция сопровождалась работой методической выставки.

На выставке были представлены материалы ФГОУ СПО Тамбовского бизнес-колледжа по различным направлениям деятельности:


  • издательская;

  • учебно-методическая;

  • научно-исследовательская;

  • проектная и инновационная;

  • воспитательная работа.

А также были представлены грамоты и благодарственные письма, подтверждающие достижения колледжа в области науки, спорта, образования, воспитания и т.д.


По окончании конференции всем участникам были вручены сертификаты






По итогам конференции была принята Резолюция, которая предусматривает комплекс мер по развитию непрерывного образования:

1.Формирование механизмов регулирования системы непрерывного образования.

2. Формирование конкурентного рынка услуг в области непрерывного

образования.

3. Механизмы обеспечения качества.

4. Поддержка общедоступных образовательных электронных ресурсов.

5. Изменение механизмов финансового обеспечения программ и стимулирование спроса на услуги непрерывного образования.

Обсудив актуальные проблемы формирования системы непрерывного образования, как основы инновационного развития региональной экономики, конференция рекомендует:


  1. Отделу начального и среднего профессионального образования Управления образования и науки Тамбовской области:

1.1.Продолжить работу по реализации проекта регионального образовательного кластера «Школа-колледж-предприятие» для создания гибкой и диверсифицированной инфраструктуры непрерывного образования, на основе консолидации образовательных и производственных структур.

1.2.Осуществлять постоянный мониторинг спроса и предложения на рынке образовательных услуг

1.3.Осуществлять контроль и оценку взаимосвязи содержания программ непрерывного образования с развитием сфер занятости региона.

1.4.Сформировать прогноз потребности региона в услугах непрерывного образования

1.5.Разработать эффективную методику статистического учета по непрерывному образованию

1.6. Принять участие в разработке независимого рейтинга программ и организаций непрерывного образования.



  1. ТОГОАУ ДПО «Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования»:

2.1.Оказывать методическое сопровождение разработки программ дополнительного общеобразовательного и профессионального образования

2.2.Совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров соответствующего уровня образования и квалификации в соответствии с потребностями общества и государства.

2.3. Привлекать для преподавания специалистов из реального сектора экономики.


  1. Директорам общеобразовательных учреждений Тамбовской области:

3.1.Обеспечить преемственность программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, чтобы каждая последующая программа базировалась на предыдущей.

3.2. Разработать новые подходы к организации профильного обучения на старшей ступени среднего (полного) общего образования, которые необходимо ориентировать на потребности инновационной экономики.

3.3. Разработать механизмы, обеспечивающие профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профильной школы.

3.4. Организовать эффективное взаимодействие с профессиональными учреждениями в рамках профильного обучения и профессиональной ориентации.



  1. Директорам учреждений начального и среднего профессионального образования Тамбовской области:

4.1.Продолжить разработку программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, обучения и переподготовки работающих граждан), ориентированных на потребности рынка труда, а также обучение инвалидов, мигрантов, граждан, уволенных с военной службы.

4.2.Развивать партнерство образовательных учреждений НПО и СПО с работодателями, профессиональными сообществами и другими экономическими структурами

4.3. Разработать нормативное, правовое и методическое обеспечение независимой оценки качества программ непрерывного образования.

4.4. Совершенствовать работу ресурсных центров с учетом предыдущего опыта работы по профессиональной ориентации, консультированию, независимой сертификации квалификаций.

4.5. Регулярно обновлять информацию на сайте образовательного учреждения о результатах аккредитации, сертификации, существующих образовательных программах, курсах, преподавательском составе, чтобы позволить заказчику сделать обоснованный выбор.
В ходе обсуждения участники отметили, что приоритетным направлением совершенствования механизмов регулирования системы непрерывного образования становится внедрение разнообразных форм стратегического партнерства учреждений профессионального образования и предприятий-работодателей.

Участники конференции рекомендуют работодателям:



  • внести предложения по изменению нормативной базы в сфере труда с учетом изменений в содержании профессий и квалификационных требований к ним;

  • участвовать в проведении общественной аккредитации программ профессионального образования и обучения, определении качества предоставляемых услуг и формировании конкурентной среды среди образовательных учреждений, расширяя число поставщиков образовательных услуг.



«Нужно вытаскивать таланты, работать с ними и стараться создать для них такие условия, которые сохранят для нас эти таланты, а не позволят им раствориться на каких-то заграничных просторах».

Президент Российской Федерации

Д.А. Медведев




Смотрите также:
Отчет о межрегиональной научно-практической конференции Формирование системы
392.9kb.
1 стр.
Материалы межрегиональной научно-практической конференции
1801.44kb.
7 стр.
Научно-художественные сезоны в Смольном институте Программ а I межрегиональной научно-практической конференции
92.95kb.
1 стр.
Программа XIX межрегиональной научно-практической конференции Йошкар-Ола 28 февраля 2013 г
158.21kb.
1 стр.
Программа межрегиональной научно-практической конференции
28.71kb.
1 стр.
Республики бурятия
56.87kb.
1 стр.
Программа четвертой межрегиональной научно-практической конференции
79.96kb.
1 стр.
Положение о школьном этапе научно практической конференции научного общества учащихся
112.31kb.
1 стр.
Использование информационных технологий в
57.62kb.
1 стр.
Программа проведения Межрегиональной научно-практической конференции
72.52kb.
1 стр.
Кировская государственная медицинская академия
3462.6kb.
48 стр.
Программ а международного форума «Голография Экспо – 2005» и научно-практической конференции
152.29kb.
1 стр.