Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 им. А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады В О П Р О С Ы для изучения "Бхагавад-гиты" Саратов - 2002 Данное пособие предназначено для групп духовного общения (нама-хатт). Вопросы в нем составлены таким образом, чтобы позволить человеку глубоко осознать духовные истины и освоить их не просто на на уровне ума, а прежде всего научиться применять их в своей жизни. Основным материалом для изучения служит книга "Шесть уроков по "Бхагавад-гите", которая является одним из лучших пособий для изучения "Бхагавад-гиты". Но пытливым и серьезным ученикам мы рекомендуем также изучать и материал самой "Бхагавад-гиты". Ко многим урокам приводится список стихов "Бхагавад-гиты", в которых изучаемые темы могут быть поняты более глубоко. В каждом уроке данного пособия некоторые вопросы выделены звездочкой ( * ). Это самые важные вопросы в этом уроке, их рекомендуется разбирать особенно внимательно и глубоко. Составитель: Говардхан Гопал дас. Набор и верстка: Белокобыльская И. Институт Ведической Культуры, Саратов, 2002г. 16 1
Содержание Раздел I. Введение в "Бхагавад-гиту". Урок № 1. Жизнь человека и жизнь животного……………………….стр. 1 Урок № 1. Жизнь человека и жизнь животного. Урок № 2. Различные способы получения знания. Непогрешимая ведическая мудрость………………………стр. 1 1* Что на самом деле отличает человека от животного? Урок № 3. Уникальность "Бхагавад-гиты" и условия Приведите пример проявления истинного человеческого начала в вашей необходимые для ее понимания……………………………стр. 2 жизни. Урок № 4. Понятие о гуру и гуру-парампаре. 2. Охарактеризуйте современную цивилизацию . Квалификация гуру и ученика…………………………….стр. 2 3. Приведите примеры страданий, которые доставляет нам материальное Урок № 5. Общее представление о душе………………………………стр. 3 существование. Урок № 6. Характеристика души………………………………………стр. 3 4* Какие выводы вы можете сделать для себя? Урок № 7. Душа и Сверхдуша………………………………………….стр. 4 Подумайте, какие конкретные поступки вы могли бы совершить, опираясь Урок № 8. Разнообразие священных писаний…………………………стр. 5 на это понимание? (Например: постоянно ходить на группу, читать регулярно Урок № 9. Личностная форма Господа……………………………….стр. 5 мантру, изучать книги и т.д.) Урок № 10. Кришна - источник всего…………………………………..стр. 6 Урок № 11. Явления и деяния Господа Кришны………………………стр. 6 Рекомендуемая литература: Урок № 12. Реинкарнация……………………………………………….стр. 7 "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр. 5 - 6. Урок № 13. Три гуны материальной природы………………………….стр. 7 Урок № 14. Закон кармы…………………………………………………стр. 7 Урок № 15. Как заботиться о других?…………………………………стр. 8 Урок № 2. Различные способы получения знания. Урок № 16. Искусство умирать…………………………………………стр. 8 Непогрешимая ведическая мудрость. Урок № 17. Принципы преданного служения…………………………..стр. 9 Урок № 18. Освобождение от материальных страданий………………стр. 10 1. Охарактеризуйте пратьякшу и ануману. Приведите примеры ограниченности Урок № 19. Настоящие проблемы жизни……………………………….стр. 10 этих способов познания мира. Урок № 20. Карма-йога, гьяна-йога, аштанга-йога……………………стр. 11 2. Что является основной причиной, почему мы при помощи своих чувств и ума Урок № 21. Общие принципы практики бхакти-йоги………………….стр. 11 не можем постичь Абсолютную Истину? Урок № 22. Бхакти-йога - высшая из всех систем йоги……………...стр. 12 3* Охарактеризуйте четыре несовершенства человека и приведите Урок № 23. Судьба различных йогов после смерти……………………стр. 12 примеры того, как они проявляются в вашей жизни. Урок № 24. Поклонение Божествам……………………………………..стр. 13 4. Как познать то, что находится за пределами этого мира? Урок № 25. Прасад………………………………………………………..стр. 13 Почему шабда праман является безупречным знанием? Урок № 26. Шраванам и киртанам……………………………………….стр. 14 5* Как вы можете применить в жизни изученный материал о трех Урок № 27. Практика сознания Кришны………………………………..стр. 15 разных способах получения знаний? 6. Что такое Веды? 7. Приведите пример непогрешимости Вед. 8. Что должен сделать человек, который действительно стремится к тинному пониманию жизни? 2 15
9. В чем суть индуктивного метода получения знаний? Приведите Урок № 27. Практика сознания Кришны . примеры этого. 10. В чем суть дедуктивного метода получения знаний? 1. В чем разница между духовной и материальной деятельностью? 11. Почему Веды сравниваются с матерью? 2* Как должна совершаться духовная деятельность? Объясните как вы это понимаете.
"Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр. 6 - 13. 4* Обсудите, какие понимания могут заставить вас стремиться внима- тельно и искренне повторять святые имена Бога.
должны стоять на алтаре и почему, зачем нужно внимательно 1. Охарактеризуйте уникальность "Бхагавад-гиты" среди других ведических следить за чистотой алтаря и др.) произведений. 6. Почему следует стремиться избегать принимать пищу, приготовлен- 2. Содержит ли "Бхагавад-гита" в себе реальную историческую основу ную людьми с сильным материалистическим сознанием? или является аллегорией? 7. В чем цель приготовления и предложения пищи Господу? 3. Как нужно стремиться понять "Бхагавад-гиту"? 8. Обсудите важность практического преданного служения. 4. Что является главной темой "Бхагавад-гиты"? 9. Почему нужно стремиться постоянно читать вайшнавскую литературу? 5* В каком духе нужно стремиться понимать "Бхагавад-гиту"? 10. Почему нужно стремиться постоянно общаться с преданными? Приведите примеры того, как этот дух может быть выражен в вашем личном умонастроении и поступках. Рекомендуемая литература: 6. Почему знание, изложенное в "Бхагавад-гите", не может устареть? 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр.169 - 179. 7. Почему "Бхагавад-гита" была поведана на поле битвы? 8. От кого нужно слушать "Бхагавад-гиту"? Рекомендуемая литература: 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр.14 - 17. 2) "Бхагавад-гита" 9.2, 4.34.
1. Приведите примеры того как мы естественно подчиняем себя другим людям. О чем это говорит? 2. Почему мы не должны пытаться сами понять духовную природу? 3. Как ведическое знание передается нам? 4. Какие сампрадаи передают духовное знание в Кали-югу? 5. Какой гуру может быть назван истинным духовным учителем? 14 3
5. Как влияет употребление мяса на сознание? 6. Охарактеризуйте "профессионального" гуру, претендующего на роль 6. Почему для человека предназначена именно вегетарианская диета? духовного учителя. Приведите примеры таких гуру. 7. Какие аргументы выдвигает наука против употребления в пищу мяса? 7. Каковы критерии истинного гуру? 8. Как можно преодолеть кармические реакции за убийство растений? 8. В чем состоит долг каждого цивилизованного человека? Объясните как вы 9* Почему нужно предлагать Господу пищу, прежде чем есть ее самому? это понимаете? 10. Как Кришна вкушает наши подношения? 9* Перечислите качества истинного ученика. Как вы их понимаете и как можете проявить в своей жизни?
1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр.155 - 159, 166-169. 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр.18 - 26 2) "Бхагавад-гита" 9.26, 3.13. 2) "Бхагавад-гита", Введение. 3) "Бхагавад-гита" 4.1, 4.2, 4.3. Урок № 26. Шраванам и киртанам . Раздел II. Наука о душе. Урок № 5. Общее представление о душе. 1. Какие два вида кришна-катхи существует? 2* От какой привычки в познании Абсолютной Истины следует 1. Что такое душа? Какая аналогия для объяснения этого может обязательно избавиться и какую привычку нужно развить? Объясните быть использована? почему это так? 2. Приведите доказательства существования души (запомните их и 3. Дайте перевод слова маха-мантра? используйте для объяснения другим людям). 4. Какие указания дают священные писания по поводу метода духовного 3* Как обрести совершенное понимание природы души? Почему самосовершенствования для нашего времени. эксперимент и метод размышлений не очень годятся для этого? 5* Почему именно практика повторения святого имени является 4. Что такое грубое и тонкое тело? Из чего они состоят? предписанным методом для Кали-юги? 5. Опишите взаимоотношения между телом и душой. 6. Каким образом человек, ведущий активный образ жизни, может одновременно заниматься духовной практикой? Рекомендуемая литература: 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр. 27 - 32. 2) "Бхагавад-гита" 2.17, 7.4, 7.5. Рекомендуемая литература: 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр.159 - 166. Урок № 6. Характеристики души. 3) "Шримад-Бхагаватам" 1.1.10. 2) "Бхагавад-гита" 10.9, 8.7. 1. Как проявляется индивидуальность души? 2. Душа - это энергия или личность? 3. В чем принципиальное отличие материии и духа? 4. Какую форму имеет душа и для чего эта форма предназначена? 5* Почему мы страдаем в этом мире? Объясните , как вы это понимаете .
6. Где находится душа? 10. Кто такие кришна-бхакты? 7. Каков размер души и можно ли ее увидеть? 8. Почему монистическая философия "все мы - Боги" приятна сердцу Рекомендуемая литература: обусловленной души? 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр.139 - 146. 9. На что указывает "Бхагавад-гита" по поводу нашей природы? 3) "Шримад-Бхагаватам" 6.14.5. 10.* Почему мы склонны совершать ошибки и почему живые существа, 2) "Бхагавад-гита" 8.13 - 8.16. живущие в духовном мире, непогрешимы? Объясните как мы, даже живя в этом мире, можем стать непогрешимыми. Что лично вам нужно делать, чтобы обрести непогрешимость? Раздел № 6. Практическое применение "Бхагавад-гиты". Рекомендуемая литература: Урок № 24. Поклонение Божествам. 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр. 33 - 37. 2) "Бхагавад-гита" 2.12, 2.13, 2.20, 2.22, 2.23, 2.25, 15.16, 15.17. 1. Опишите духовный мир. Что вас больше всего вдохновляет в этом описании? 2. Зачем заниматься преданным служением? 3. Что такое сознание Кришны? Урок № 7. Душа и Сверхдуша 4. Зачем Верховный Господь проявляет Себя в качестве Божества? 5* В чем разница между поклонением Божеству и поклонением идолу? 1. Кто такая Сверхдуша? Через какие примеры это можно объяснить? 2. В чем разница между душой и Сверхдушой? 6* В чем суть философии майавади и почему она очень разрушительна 3* Какое распространенное заблуждение относительно природы души для духовной жизни? Можете ли вы привести примеры проявле- существует? Что является истинной причиной его популярности ния этой философии в современной эзотерической литературе? и в чем его главная опасность? Объясните подробно как вы это 7* Зачем Верховный Господь проявляет Себя в качестве Божества? понимаете. 8* Почему мы можем считать Божество неотличным от Господа? 4. О чем говорит философия "ачинтйа-бхеда-абхеда таттва"? 5. В чем разница между сознанием души и Сверхдуши? Рекомендуемая литература: 6. Назовите двух владельцев нашего тела. Кто из них является 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр. 147 - 155. главным , а кто вторичным? 7. Почему живое существо является забывчивым? Какой пример это Урок № 25. Прасад. иллюстрирует? 8. Что такое прямое осознание и косвенное осознание? 1. Что означает любовь, и как она может быть проявлена по отноше- 9. Почему Господу не нужно разрабатывать проект материального нию к Богу? мира? 2* Объясните следующее противоречие: Кришна является источником всего что есть в мироздании, и тем не менее, Он принимает Рекомендуемая литература: подношения, которые делает Ему преданный. 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр. 37 - 44. 3. Почему нельзя предлагать Кришне мясо, рыбу, яйца? 2) "Бхагавад-гита" 13.22, 13.23, 15.15, 18.61. 4. Почему тот кто ест мясо несет ответственность за убийство животных? 12 5 Раздел III. Кто такой Бог? Почему существуют разные Урок № 22. Бхакти-йога - высшая из всех боги и разные священные писания? систем йоги. Урок № 8. Разнообразие священных писаний. 1. Что означает слово "бхаджате", употребляемое в "Бхагавад-гите" ( 6.47) ? Объясните его смысл. 1* Почему существуют различные священные писания? 2. Каких результатов мы достигаем, практикуя бхакти-йогу? Объясните подробно. Объясните это для ступени вайдхи-бхакти и ступени рагануга - 2. Охарактеризуйте уровень сознания людей, которым пропове-
3. В чем суть милости Шри Чайтаньи Махапрабху - юга-аватары 3. Что является сутью всех священных писаний? Перечислите века Кали? эти характеристики наизусть. 4* Что является главным "лекарством" и "диетой" в практике 4. Во всех религиях есть ограничения на мясо и секс. Объясните преданного служения? Как часто вы пользуетесь ими? подробно, почему эти ограничения отличаются друг от друга. 5* Обсудите качества преданного и приведите примеры ситуаций из 5. Каков исторический возраст основных религиозных традиций? своей жизни, в которых вы могли бы их развивать. 6. Почему есть писания с очень низкими духовными стандартами? 6. Что вы обретете , если будете развивать в себе все эти качества? Каков удел таких священных писаний? 7. Назовите писания, специально предназначенные для Кали-юги.
1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр.135 - 139. Рекомендуемая литература: 2) "Бхагавад-гита" 6.46, 6.47, 12.13 - 12.20. 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр.45 - 51. 2) "Бхагавад-гита" 4.1, 4.2, 4.3, 7.2 Урок № 23. Судьба различных йогов после смерти. Урок № 9. Личностная форма Господа. 1. Кто такой Бог? 1. Почему высших планет нельзя достичь искусственными методами? 2. Почему Бога называют различными именами? Какой пример это объясняет? 3* Почему Бог должен быть Личностью? 2. Почему преданного не интересуют высшие планеты этой вселенной? 4. Назовите три аспекта Бога и охарактеризуйте каждый из них. 3. Каких результатов можно достичь в практике дхьяна-йоги? 5. Охарактеризуйте форму Господа? Какие указания в различных 4. Почему душа не может вечно находиться в брахмаджйоти? священных писаниях относительно нее содержатся. Какой вывод из этого вы можете сделать относительно практики 6* Почему Шрила Прабхупада в своих книгах называет Господа гьяна-йоги? Верховная Божественная Личность? 5. Какова судьба имперсоналистов? 6. Что такое любовь в материальном мире? Рекомендуемая литература: 7. Что ожидает того человека, кто искренне практикует бхакти-йогу? 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр.51 - 55. 8. Перечислите различные классы живых существ. 2) "Шримад-Бхагаватам" 1.1.1, 1.2.11. 9. Кто такие арии? 3) "Бхагавад-гита" 7.7. 6 11
1* Объясните, опираясь на "Бхагавад-гиту"(стихи 9.17 - 9.18 и 1. Опишите кратко лестницу йоги. Какова ее цель? коментарии к ним), что все, с чем мы соприкасаемся, является 2. Почему нельзя просто отказаться от деятельности? Назовите как Кришной. Какой вывод из этого вы можете для себя сделать? минимум три причины. 2. Кто является источником всех аватар ? Что об этом говорят 3. Что такое карма-йога? писания? 4. К каким двум результатам приводит процесс карма-йоги? 3. Как Кришна управляет многочисленными вселенными? Какой 5* Что такое майа? Объясните подробно, раскрывая положение жи- пример это хорошо иллюстрирует? вого существа. 4. Объсните разницу между Кришной и Вишну. 6. Какие два класса трансценденталистов существует? 5. Чем знание обычного человека отличается от знания, которым 7. Кого называют гьяна-йогом? обладает Господь? 8. В чем трудности пути гьяна-йоги? 6. Почему, чтобы понять "Бхагавад-гиту" нужно ее слушать в 9. Охарактеризуйте процесс аштанга-йоги. смиренном умонастроении, принимая Шри Кришну как Верховную 10. Какие ограничения для практики аштанга-йоги существуют в Личность Бога? Кали-югу? Рекомендуемая литература: Рекомендуемая литература: 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр. 56- 64. 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр. 119 - 129. 2) "Бхагавад-гита" 9.17, 9.18, 4.5. 2) "Бхагавад-гита" 3.8, 3.28, 3.30, 3.31, 7.19, 12.1, 12.2, 12.5.
1. Какие виды практики преданного служения существуют? 1. Объясните в чем различие между памятью обычного человека и памятью 2. Каких два процесса бхакти-йоги существует? В чем их суть? Господа. 3* Что является естественным состоянием живого существа? Как оно 2. Чем тело Кришны отличается от нашего тела? может проявляться и к каким последствиям приводят эти разные его 3. Расскажите о трех основных пуруша-аватарах Господа и их проявления? Объясните подробно. функциях. 4* Каким образом мы можем пробудить спящую в нас любовь к Кришне? 4. Как происходит управление вселенной? 5* Как могут практиковать преданное служение те, кто не может следо- 5* Кому поклоняясь, мы можем удовлетворять все свои потребности? вать регулирующим принципам бхакти-йоги? Какой пример иллюстрирует это? Какой вывод из этого вы 6* Если человек в силу социальных, религиозных или семейных можете сделать для самих себя? обстоятельств не может быть в связи с преданными, то как он может духовно развиваться? Рекомендуемая литература: 7* Объясните суть прямого и постепенного пути постижения 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр.64 - 73. Верховной Личности Бога. Какой из этих путей особо 2) "Шримад-Бхагаватам" 4.31.14. рекомендует "Бхагавад-гита" и почему? 3) "Бхагавад-гита" 4.5, 4.6, 7.21 - 7.26. Рекомендуемая литература: 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр. 129 - 135. 2)"Бхагавад-гита" 12.8 - 12.12, 12.20.
8 9
2. Почему существует так много форм жизни? 3. В чем разница в смерти преданного и в смерти демона? 3. Приведите примеры того как ваши различные желания могут быть 4. Почему жизнь сравнивается с подготовкой, а смерть с выпускным учтены при выборе следующего вашего тела. экзаменом? Что именно будет проверяться на этом экзамене? 4. Что такое сварупа? 5. Почему неверна идея, что можно всю жизнь удовлетворять свои 5* Объясните как закон кармы соответствует концепции Бога как чувства, а в момент смерти просто подумать о Кришне и вернуться Высшего Существа, исполненного сострадания. в духовный мир? 6. Почему несостоятельна концепция вечных страданий в аду? 7. Как проявляется милосердие Бога? Почему даже самый падший человек может прогрессировать? Рекомендуемая литература: 8. Почему даже хорошая карма плоха? " Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр. 101 - 107. 9* Как нужно действовать , чтобы не сковывать себя законами кармы? В чем разница между человеком, находящимся под влиянием закона кармы, и человеком свободным от этого влияния? 10* Как вы можете действовать в своей жизни, чтобы не связывать себя Урок № 17. Принципы преданного служения. кармическими последствиями?
"Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр. 91 - 98. невежества" ) ? 2. Как вы понимаете выражение "нужно принять авторитет Бога,
3. Почему деятельность по удовлетворению чувств является причиной 1. Почему давать людям духовные знания гораздо важнее, чем материального рабства? заботиться об их телах? 4. Объясните как вы понимаете выражение "для того, чтобы освобо- 2. Почему люди не могут быть счастливы, несмотря на все свои диться из круговорота рождения и смерти, недостаточно просто усилия? Объсните, как вы поняли пример с клеткой и попугаем. теоретически понимать, что мы не есть это тело, нужно действовать 3. Что является подлинной благотворительностью? на духовной платформе". 4. Почему чистый преданный Бога является истинным доброжелателем 5* Объясните подробно смысл каждого из следующих принципов всей людей? преданного служения: 5* Какие выводы для себя вы можете сделать, исходя из этого мате- 1) регулярное повторение на четках Харе Кришна мантры; риала? Проговорите это подробно. 2) постоянное изучение ведических писаний таких как "Бхагавад-гита" и "Шримад-Бхагаватам"; Рекомендуемая литература: 3) употребление в пищу только освещенной вегетарианской пищи; "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр. 98 - 101. 4) предлагать Господу плоды своего труда. Урок № 16. Искусство умирать. Рекомендуемая литература: 1. Как вы понимаете выражение "благодаря своему невежеству, люди 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр. 107 - 110. попусту тратят огромное количество энергии"? 2) "Бхагавад-гита" 3.9. 2. Как преданные наслаждаются жизнью в сознании Кришны? 10 7
Раздел V. Различные формы йоги. Раздел IV. Материальная природа, Время и Карма. Высшая система йоги. Урок № 12. Реинкарнация. Урок №18. Освобождение от материальных страданий. 1. Что такое реинкарнация? Опишите в общем этот процесс. 1. В какой шлоке "Бхагавад-гиты" Господь подчеркивает верховное 2. Приведите упоминания о законе реинкарнации в различных духовных положение практики бхакти-йоги по отношению к другим сис- традициях. О чем это говорит? темам йоги? Что именно говорит Господь? 3* Почему важно знать о реинкарнации? Как вы можете применить это 2. В каком случае человека можно назвать йогом? знание в своей жизни? 3. Дайте характеристику материалиста. 4. Какие шесть изменений происходят с нашим телом? 4. Кто такие карма-канди и в чем их главное отличие от материалистов? 5. Как эволюция души проявляется в жизни человека? 5* Подумайте, можно ли традиционные религиозные системы ( христианство, ислам) отнести к разделу карма-канды? Рекомендуемая литература: 6. Для чего предназначена карма-канда и в чем ее главный недостаток? "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр.74 - 86. 7. Почему разумный человек не ставит перед собой цель сделать лучше жизнь в этом мире?
1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр.111 - 114. 1. Что такое паварга? Как она проявляется в жизни человека? 2) "Бхагавад-гита" 6.47, 8.15 , 8.16. 2* Охарактеризуйте, как гуны влияют на мировоззрение человека и его поступки. Приведите примеры людей, находящихся под влиянием различных гун.
примеры.
1* На что направлены усилия науки и почему они бессмысленны? 4. Какие различные цели ставят перед собой люди, находящиеся под Каким примером это можно проиллюстрировать? влиянием разных гун ? Что является подлинной целью человеческой 2. Что является действительно настоящими проблемами жизни? жизни? Объясните как вы это понимаете. 5. Можете ли вы в связи с этим сказать, что принимаете все решения 3. Охарактеризуйте каждую следующую проблему человеческой жизни: в соответствии со своей волей? рождение, старость, болезни. 6. В результате чего возникают наши желания? 4. Что человек должен глубоко понять, чтобы начать духовную жизнь? 5. Какие три вида материальных страданий существуют? Рекомендуемая литература: 6. Почему существуют страдания? 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр. 86 - 91. 7. При помощи каких двух средств Господь учит нас? 2) "Бхагавад-гита" 14.6 - 14.18, 3.5, 18.40. Рекомендуемая литература: Урок № 14. Закон кармы. 1) "Шесть уроков по "Бхагавад-гите" стр.114 - 119. 3) "Шримад-Бхагаватам" 1.7.5, 3.30.16, 3.30.17, 3.30.18. 1. Опишите механизм перевоплощения. Что такое смерть и рождение c точки зрения этого процесса? Смотрите также: Урок № Жизнь человека и жизнь животного ст
198.77kb.
1 стр.
Сочинение «Как технологии меняют мою жизнь и мою страну»
77.5kb.
1 стр.
Урок в 1 классе по теме: Жизнь птиц. Цели урока : продолжить формирование представлений детей о разнообразии животного
45.17kb.
1 стр.
Уроки: глава I: Богатый папа, бедный папа глава II урок 1: Богатые не работают за деньги
2447.34kb.
12 стр.
Темы для рефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей
41.1kb.
1 стр.
Реферат по дисциплине «Концепции современного естествознания»
413.96kb.
1 стр.
Урок Человек родился
25.96kb.
1 стр.
Рассказу Тэффи Н. А. «Жизнь и воротник»
118.06kb.
1 стр.
Урок по теме «духовная жизнь общества»
27.57kb.
1 стр.
Гроссман в Рецензия на роман в с. гроссмана «жизнь и судьба»
113.16kb.
1 стр.
Ромен Роллан Жизнь Рамакришны
3160.04kb.
26 стр.
Урок обсуждение: «Чужого горя не бывает», по рассказу Б. Васильева «Экспонат №…» 48.7kb.
1 стр.
|