Главная
страница 1

Метод оценки структурных параметров стеблевого слоя льняной тресты

УДК 378 14: 301

ПЕРВОКУРСНИК КГТУ: МОТИВЫ ВЫБОРА ВУЗА И ПРОФЕССИИ

М.В. Киселева
В статье представлены результаты анкетирования первокурсников, поступивших в вуз в 2009 году. Данное социологическое исследование позволило выявить уровень профессионального самоопределения первокурсников, сделать выводы о значимости факторов, влияющих на выбор вуза и специальности, обозначить необходимость нахождения наиболее эффективных способов информирования молодежи о престижности и качестве образования в КГТУ.

Анкетирование, мотивы поступления в вуз, критерии выбора профессии, престижность специальности.
Выбор вуза – это основной этап процесса профессионального самоопределения для выпускников школ, а для вуза ежегодный прием нового контингента обучающихся – не только количество, но и «качество» студентов. Очевидно, что проблема выбора вуза на сегодняшний день имеет большое значение как для абитуриентов, так и для руководства высших учебных заведений.

Руководству высшего учебного заведения необходима информация о факторах, обусловливающих выбор вчерашними школьниками тех или иных профессий, необходимо знание мотивов поступления в конкретный вуз. Учет этих факторов особенно важен при проведении целевой рекламной акции вуза для абитуриентов, при планировании и осуществлении коммерческого набора, а также для открытия новых специальностей и развития имеющихся направлений подготовки. В связи с этим важно знать мнение первокурсников по целому ряду вопросов, связанных как с поступлением, так и с первыми впечатлениями от пребывания в вузе.

Отдел мониторинга и менеджмента качества образования КГТУ в период со 2.11.09 по 30.11.09 г. провел социологическое исследование среди первокурсников КГТУ, которые были зачислены в наш вуз в сентябре 2009 года. Целью данного исследования являлось изучение:

– мотивов выбора вчерашними абитуриентами нашего вуза для обучении (данная информация позволяет получить данные, целенаправленно ли первокурсники поступали в КГТУ, на определенный факультет, на конкретную специальность);

– факторов, повлиявших на выбор специальности абитуриентами (эта информация позволяет получить сведения относительно того, чем руководствуется абитуриент при поступлении в КГТУ);

– удовлетворенности первокурсников выбором нашего вуза (ответ на данный вопрос дает представление о том, оправдались ли ожидания первокурсников относительно своего поступления);

– первоначальной оценки студенческой жизни в стенах нашего университета (вуз может получить информацию, насколько комфортно (в психологическом аспекте) первокурсникам учиться в стенах нашего университета);

– представлений первокурсников о будущей работе и др.

Актуальность исследования. В настоящее время на рынке образовательных услуг представлены сотни вузов, которые могли бы удовлетворить самым разным требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям. Абитуриенты находятся перед сложным выбором. Руководству КГТУ необходимо сделать все возможное, чтобы абитуриент обоснованно остановил свой выбор на нашем вузе. Для этого необходимо выяснять, на какие критерии и показатели ориентируются абитуриенты, на что обычно обращают внимание поступающие и их родители в процессе принятия решения о поступлении? Какие критерии выбора являются важными практически для всех категорий абитуриентов, а какие отличаются в зависимости от материального положения, места жительства, пола? Из каких источников черпают будущие абитуриенты информацию о вузе: полагаются в первую очередь на средства массовой информации, рейтинги и оценки вузов, мнение знакомых, родителей или на информацию, распространяемую вузом в ходе приемной кампании?

Благодаря данному социологическому исследованию руководство университета может получить ответы на многие из вышеназванных вопросов, а также дополнительную информацию относительно особенностей нового набора студентов, которую можно назвать «Портрет первокурсника – 2009».

Выборка. В ходе анкетирования было опрошено 459 респондентов. Из них 53% составили девушки и 47% юноши. Количество юношей увеличилось на 4,5%, по сравнению с прошлым годом. Первокурсники, участвующие в опросе, представляли 27 специальностей нашего вуза, многие из которых участвовали в анкетировании почти стопроцентным составом. Общее количество участников опроса составили 50% от генеральной совокупности первокурсников. Студентов-бюджетников участвовало в опросе в два раза больше, чем студентов с полным возмещением затрат, что отражает общую картину по вузу. Большинство опрошенных первокурсников (62%) проживают в квартире с родителями, около 30% – в общежитии. Следовательно, можно предположить, что основная масса первокурсников имеет хорошие условия для обучения вне стен вуза.

Результаты исследования. Цели получения высшего образования можно разделить на прагматичные — «сделать карьеру», «получить диплом», мотивы самоопределения — «интерес к профессии», «призвание», «желание быть образованным», также иногда встречаются мотивы, если можно так сказать, «внешнего принуждения, мотивы, зависящие от внешних обстоятельств» (отсрочка от армии, настойчивые советы родителей, традиции семьи), а также могут присутствовать такие далекие от обучения мотивы, как «желание развлечься, пожить студенческой жизнью». Именно эти варианты ответов мы предоставили для выбора нашим респондентам, давая возможность выбрать несколько вариантов при ответе на вопрос «Назовите наиболее значимые мотивы получения Вами высшего образования».

Опрос показал, что наиболее значимым мотивом получения высшего образования у наших первокурсников является желание быть образованным, интеллектуально развитым человеком, а также (на втором месте по значимости) возможность найти подходящее место работы. Можно констатировать, что доля респондентов, получающих высшее образование только из-за нежелания идти в армию, работать или ради беззаботной студенческой жизни, невелика. Очень небольшое число первокурсников, которыми движет желание угодить родителям при поступлении в вуз – 1,2%.

На вопрос относительно того, является ли сегодня высшее образование гарантией жизненного успеха, ответы первокурсников распределились следующим образом: позитивные ответы дали 55% опрошенных. Затруднились выразить свое мнение 14% респондентов. По мнению трети первокурсников (31%), высшее образование не дает никаких гарантий достижения успеха в жизни. Практически также отвечали первокурсники в ходе опроса в 2008 году. Более других в ценность высшего образования для успеха своей дальнейшей жизни верят студенты ЛМФ (62,5%) и ИУЭФ (58%), ответ «нет» доминирует на ГФ. Таким образом, опрос показал, что на сегодняшний день половина первокурсников КГТУ связывают свои успехи в жизни с получением высшего образования и примерно такое же количество предполагают, что наличие высшего образования у человека еще не гарантирует успех в дальнейшей жизни. Правы обе категории респондентов, высшее образование скорее не гарантия жизненного успеха, а его первая предпосылка, первая ступенька к реализации профессионального успеха, который для большинства людей является составной частью успеха в жизни. Личный успех в современном обществе определяется в том числе уникальными знаниями, специфической квалификацией, которой владеет человек, а не только количеством материальной собственности.

На первом месте среди факторов выбора вуза оказалось «наличие в вузе интересующей специальности». Следующий по значимости критерий – «престижность вуза». На третьем месте «совет родителей» и «необходимость получить диплом». В 2008 году на третьем месте было «чувство призвания к профессии». Выявление определяющих факторов для различных групп важно, в первую очередь, для руководства, которое стремится привлечь в свой вуз наиболее талантливых и, в современных экономических условиях, платежеспособных абитуриентов.

Может порадовать тот факт, что только 1,2% первокурсников признались в том, что их выбор был случайным и не вполне осознанным. Также только 0,82% (в 2008 году – 2,5%) сразу после поступления в университет откровенно признаются, что не будут работать по данной специальности (даже если такая возможность представится).

В ходе опроса были выявлены не очень существенные различия в структуре мотиваций бюджетных и коммерческих студентов при выборе нашего вуза. Например, количество студентов, которым было безразлично, куда поступать, примерно одинаково среди обеих групп респондентов (1,2–1,4%). Также у «коммерсантов» несколько выше интерес к будущей профессии, и количество поступивших по призванию на 25% больше среди коммерческих студентов по сравнению с бюджетниками. Сегодня абитуриенты за свои деньги стараются получить ту профессию, которую хочется, которая им интересна. Влияние совета родителей и родственников отметили одинаковое количество первокурсников (16%). Возможность получить дополнительную квалификацию привлекает в большей степени студентов-бюджетников. Проучившись на бюджетных местах (бесплатно), они готовы заплатить уже за дополнительную квалификацию: второе высшее или повышение квалификации через ИДПО. В целом же резких различий в мотивах поступления, явного преобладания какого либо мотива не обнаружилось. Можно предположить, что разница в успешности обучения «коммерческих» студентов и «бюджетников» (если она существует) определяется не мотивами к обучению в конкретном вузе (мотивации при поступлении примерно одинаковые), а скорее разной довузовской школьной подготовкой и наличием или отсутствием собственных познавательных интересов, мотивов получения интересующей специальности.

После определения наиболее значимых мотивов выбора учебного заведения респондентам был задан вопрос, насколько оправдались их ожидания в отношении поступления в выбранный вуз – КГТУ: «Если бы Вам снова пришлось выбирать учебное заведение?». Ответы респондентов показывают, что большинство из них учатся именно в том вузе, который был выбран (рис. 1). Как видим, 66% опрошенных первокурсников подтверждают свой выбор нашего университета в 2009 году (в 2008 году данный показатель был 71%).




Рис. 1. Подтверждение выбора нашего университета первокурсниками КГТУ

Для сравнения. Независимое рейтинговое агентство «РейтОР» провело социологическое исследование среди первокурсников 11 ведущих вузов Москвы, в ходе которого было опрошено 783 респондента [1]. Специалисты выяснили, в какой степени оправдались ожидания респондентов в отношении выбранного ими вуза (рис. 2).




Рис. 2. Подтверждение выбора вуза

первокурсниками ведущих вузов Москвы
Как видим, среди наших первокурсников 14,4% выбрали вариант ответа «поступал бы в другое учебное заведение», в исследовании «РейТОра» – 13,8%. Правда, мы предоставляли еще варианты «затрудняюсь ответить» и «не стал бы никуда поступать». Но в целом наши данные близки к данным, полученным в 11 ведущих вузах Москвы. Везде примерно 10–15% абитуриентов в силу различных обстоятельств идут учиться не туда, куда хотелось бы. Для вуза важнее сделать все возможное, чтобы это количество не увеличивалось к пятому курсу.

Мнение, подтверждающее выбор университета, выяснялось нами среди студентов различных факультетов КГТУ. Наибольший процент первокурсников, подтвердивших свое желание учиться в КГТУ, на механическом факультете (75,8%); затруднились ответить по большей части «фастовцы» (25,3%), вероятно, эти абитуриенты еще не могут оценить свою удовлетворенность поступлением; наибольшее количество первокурсников, которые поступали бы в другое учебное заведение (19,3%), в ИУЭФ и ЮИН (16,7%).

Если рассматривать этот вопрос не только по факультетам (институтам), но и по специальностям, то опрос показал, что однозначно поступили бы вновь на свои специальности при предоставлении повторного выбора первокурсники следующих специальностей: «Конструирование швейных изделий» (100%) и «Технология и оборудование производства натуральных волокон» (100%). Также большой процент подтвердивших свой первоначальный выбор на специальностях «Технология машиностроения» (93,3%), «Технология текстильных изделий» (83%), «Технология швейных изделий» (83,3%), «Лесоинженерное дело» (77,8%), «Юриспруденция» (71,2%), «Защита в чрезвычайных ситуациях» (71,4%), «Информационные системы и технологии» (70%). Это мнение студентов сразу после поступления, конечно, интересна динамика по этому показателю с переходом на старшие курсы вплоть до выпуска. Как и по вопросу мотивов поступления в вуз, каких-либо резких отличий в мнениях по повторному выбору вуза среди «бюджетников» и «коммерсантов» не было выявлено.

Так как большинство респондентов подтвердили свой выбор нашего университета для обучения, можно сделать вывод, что абитуриенты поступали в КГТУ осознанно и с высокой степенью информированности о вузе и специальностях.

Проведенное исследование показало также, что абитуриенты в целом хорошо информированы о специальностях нашего вуза. Фактор «недостаток информации о других специальностях» выбрали только 3% механиков, почти 6% технологов и 2% ФАСТа, у остальных первокурсников данный фактор нулевой.

Опросы, организованные среди первокурсников, имеют вполне практическое значение. Важным моментом в профориентационной работе является использование различных форм продвижения информации о нашем вузе, при этом наиболее активно должны использоваться те источники, которые доступны потенциальным абитуриентам. Для этого в анкете было предоставлено на выбор пять источников информации: «дни открытых дверей», «родственники и друзья», «реклама в средствах массовой информации – газеты, радио, телевидение», «университетский сайт, информация в Интернете», «школа». Результаты опроса показали, что реже всего, чтобы узнать о своем будущем вузе, абитуриенты заглядывают в газеты, слушают радио и телевизор. Также мало информации о КГТУ могут получить абитуриенты в школе. Основными источниками информации о КГТУ для первокурсников служили, во-первых, университетский сайт, Интернет, на втором месте – мнение о вузе родственников и друзей и на третьем — дни открытых дверей в КГТУ. Современная молодежь черпает очень много сведений из Интернета с сайтов различных вузов. Возможно, что даже внешний вид сайта, полезность и разнообразие информации на нем для молодежи уже является определенной характеристикой вуза. Зная это, можно сделать вывод, что более интенсивно необходимо заниматься качеством информации о вузе и специальностях, размещаемых на сайте университета. Ее реально читают абитуриенты, зачастую на ее основе принимаются решения о поступлении.

В ходе анкетирования выяснялись не только мотивы поступления в вуз, но и мотивы выбора специальности. Все учащиеся выпускных классов школы стоят перед проблемой выбора профессии, которая бы способствовала достижению их жизненных целей, реализации интересов и планов. На что они ориентируются при выборе будущей профессии? В анкете было предложено 9 вариантов ответов на этот вопрос. В первую очередь, респонденты отмечают интерес к специальности. На втором месте важный критерий при выборе профессии — престижность на рынке труда, которая ассоциируется с ее востребованностью на рынке труда. По мнению респондентов, получаемая профессия должна быть не только интересной, но и хорошо оплачиваемой.

Первые два критерия составляют основные требования, предъявляемые абитуриентами к специальности. Также интересным для первокурсников представляется изучение предметов по выбранной ими специальности. Наравне с предыдущим критерием важно для вчерашних абитуриентов мнение родственников и друзей.

Остальные критерии по уровню значимости существенно уступают первым двум. И только о 10%, намеревавшихся получить второе высшее образование, можно с уверенностью говорить, что они не будут работать по первой специальности, полученной в университете. Об этих же 10% студентов можно сказать и то, что они не удовлетворены (или не совсем удовлетворены) выбором специальности, профессии. Профессия должна быть интересна. Другой вопрос, что будущая профессия должна соответствовать способностям обучающегося и его личностным характеристикам, но это предмет более глубокого исследования, которое в рамках нашего социологического опроса не проводилось. Мы отслеживаем пока процент первокурсников, поступивших на определенные специальности в связи с большим интересом к будущей профессии, поскольку ранее в наших исследованиях была выявлена прямая зависимость этого показателя с академической успеваемостью. Успехи учебной деятельности студентов примерно на 70% обусловлены именно мотивацией, а на долю способностей психологи оставляют всего 30% [2].

Надо отметить, что затруднились определиться в факторах, повлиявших на выбор профессии, очень незначительное количество первокурсников (в основном таких на всех факультетах 1–2%, только на ТФ – 5%).

Для проведения эффективной рекламной кампании по привлечению потенциальных абитуриентов в наш университет необходимо знать, как рано старшеклассники определяются со своим выбором вуза, чтобы успеть донести до них информацию о КГТУ. Для этого в анкету был включен вопрос «Когда Вы окончательно определились с выбором специальности, по которой проходите обучение в КГТУ?». Как показали результаты опроса, около трети респондентов определялись с поступлением в вуз в самый последний момент, примерно одинаковое количество (24,4%) абитуриентов выбрали для себя вуз более чем за год до окончания школы и менее чем за полгода до окончания школы. И примерно такое же количество (22,7%) потенциальных абитуриентов определились примерно за год до окончания среднего учебного заведения. Зная эту информацию можно более точно планировать начало рекламных акций во времени, хотя явного и резкого преобладания какого-либо временного отрезка не выявлено. Единственно, что можно рекомендовать — начинать работать по привлечению абитуриентов примерно за два года до их окончания школы и не снижать активности этой работы вплоть до самого последнего момента перед окончанием приема результатов ЕГЭ (28,5% поступающих принимают окончательное решение в самый последний момент).

Также в ходе опроса мы попытались выяснить мнение первокурсников об оценке избранной ими специальности со стороны общества. Присутствие данного вопроса в нашей анкете вполне обосновано, так как очевидно, что осознание важности и нужности своей профессии людям является стимулом для более успешного обучения студента. 73% первокурсников КГТУ уверены, что выбранная ими профессия очень важна и перспективна для общества (в 2008 году этот показатель составлял 71%). Данный факт позволяет надеяться на успешное обучение в вузе и формирование хорошей профессиональной направленности респондентов. Еще 8,7% подчеркивают важность своей специальности, признавая при этом ее бесперспективность (в 2009 году – 10%).


Выводы

Сегодня наиболее важным является ориентация абитуриентов на результат обучения – востребованность выбранной области знаний в обществе, возможность успешного трудоустройства после окончания вуза – «престижность вуза и профессии на рынке труда», наряду с интересом к выбранной профессии. Среди факторов, обусловливающих выбор профессии, наиболее значимым является интерес к избранной области деятельности, наименее важным – семейные традиции.

На основе результатов данного исследования можно рекомендовать нашему вузу в период проведения различных мероприятий, связанных с приемной кампанией, больше уделять внимание презентации первой группы приоритетных критериев выбора вуза: «престижность КГТУ», «интерес к специальности» и «востребованность выпускника на рынке труда», поскольку будущие студенты хотели бы знать свои возможности на рынке труда как выпускники нашего вуза.

Представляется очень важным такое направление организации исследований в вузе, как мониторинг карьерных траекторий выпускников вуза, чтобы их успешными примерами привлекать потенциальных абитуриентов.

Очень важно расширять объем информации о нашем вузе, в том числе его материально-технической базе, стоимости обучения в вузе на коммерческих местах, социальной поддержке студенчества, возможности проявления творческих способностей студентов (кружки, театральная студия, КВН и т.п.), о предоставляемых возможностях для занятий спортом и отдыха (спортивные секции, лагерь, профилакторий), о комфортности общежитий и т.д. Многие из этих позиций могут привлечь абитуриентов, которые еще колеблются в выборе вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Выбор вуза: оправданы ли ожидания? [Электронный ресурс]: – Режим доступа : http://www. ucheba.ru/vuz-article/6418.html.

  2. Вербицкая А. Развитие мотивации в контекстном обучении / А. Вербицкая, А. Бакшаева // Вестник высшей школы. – 1998. – №1.


FIRST-YEAR STUDENT: MOTIVES OF UNIVERSITY AND OCCUPATION CHOICE

M.V. Kisseleva
Article features results of a questionnairing done among university first-year students entered in 2009. Present investigation has allowed to establish level of professional self-determination among first-year students, to draw conclusions about significance of factors affecting choice of educational establishment of higher education and specialty, as well as to underline necessity of finding the most effective methods of informing the youth about prestigiousness and quality of education at the Kostroma State Technological University (KSTU).

Questionnaire of first-year students, motives for entering university, occupational choice criteria, speciality prestigiousness.
Поступила 30.03.2010


Смотрите также:
Первокурсник кгту: мотивы выбора вуза и профессии
131kb.
1 стр.
Правила выбора профессии (в помощь выбирающему профессию) значение правильного выбора профессии
625.02kb.
4 стр.
Здоровье и выбор профессии
139.39kb.
1 стр.
Если тебе первокурсник имя Тебе, первокурсник!
508.51kb.
7 стр.
Разработана кафедрой русского языка Целью проведения праздничных мероприятий является укрепление престижа кгту как «института дружбы народов»
34.85kb.
1 стр.
В кгту-каи будут готовить специалистов для сп «соллерс-фиат»
18.21kb.
1 стр.
«основы выбора профессии»
342.38kb.
1 стр.
Электоральные размежевания и мотивы голосования
530.66kb.
3 стр.
Литература 2011 год Научные труды молодых ученых кгту. Выпуск 12, часть 8,5 п л. 75 экз
25.49kb.
1 стр.
Что в имени твоём?
163.23kb.
1 стр.
«Формирование исследовательской компетенции обучающихся как условие развития личности»
59.83kb.
1 стр.
Прошла X юбилейная межвузовская научно-практическая студенческая конференция в имэп кгту 14 мая 2013 г в Имэп кгту прошла xмежвузовская научно-практическая конференции студентов «Проблемы развития экономики и менеджмента в России
58.5kb.
1 стр.