Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5 Методическое письмо При определении количества часов на изучение учебного предмета «Музыка» следует руководствоваться базисным учебным планом 2004 года, в котором отводится следующее количество часов: в 1 классе – 33 часа; во 2, 3 и 4 классах – по 34 часа, в 5, 6, 7 классах – по 35 часов. В 8 классе в соответствии базисным учебным планом 2004 года вводится учебный предмет «Искусство» (Музыка и ИЗО), на преподавание которого отводится 35 часов в год. Учебный предмет «Искусство» (Музыка и ИЗО) может преподаваться как отдельными курсами по музыке и ИЗО (по 17-18 часов), так и интегрированным курсом (35 часов). Программа интегрированного курса «Искусство» разработана авторским коллективом Сергеевой Г.П., Кашековой И.Э., Критской Е.Д. (Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы. /Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.), но учебник и методические пособия для реализации данного курса выйдут не раньше 2010-2011 годов. Поэтому для реализации содержания государственного образовательного стандарта и сохранения преемственности в выборе программ рекомендуется в 2009/2010 учебном году в 8 классе закончить программу Кабалевского Д.Б. «Музыка» отдельным курсом в уплотненном варианте – в объеме 17 часов. В 8 классе в федеральном базисном учебном плане на ступени основного общего образования предусмотрено изучение содержания образования краеведческой направленности учебного предмета «Искусство» за счет регионального компонента в объеме 1 часа. Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента. В соответствии с требованиями базисного учебного плана рекомендуется проведение в 8 классе во 2 полугодии самостоятельного краеведческого модуля «Музыкальные традиции Ярославского края» (объем – 17 часов). В 9 классе ведется преподавание предмета «Искусство» на основе курсов «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Синтез искусств» по региональному учебному плану, утвержденному приказом от 12.05.2006 №01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана». Изучение предмета "Искусство" и оценивание результатов обучения по нему осуществляется в соответствии с учебным планом школы и реализуемыми программами: если обучение ведется по программе интегрированного курса "Искусство" в соответствии с установленным в учебном плане наименованием предмета "Искусство", то выставляется одна итоговая отметка; если реализуются две учебные программы по отдельным предметам "Музыка" и "Изобразительное искусство", которые при комплектовании школьного учебного плана фиксируются отдельными строчками, то ставятся две итоговые отметки (на основании письма Департамента образования Администрации Ярославской области № 01-10/933 от 15.05.2007.
В федеральный перечень учебников по учебному предмету «Музыка», допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год, включены следующие учебно-методические комплекты:
В федеральный перечень учебников по учебному предмету «Музыка», рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в начальной школе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год, включены следующие учебно-методические комплекты:
В федеральный перечень учебников по учебному предмету «Музыка», рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в основной школе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год, включены следующие учебно-методические комплекты:
Таким образом, законченными учебно-методическими линиями являются следующие программы и УМК: 1. Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка (1-8 классы). 2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка (1-7 классы). 3. Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка (1-7 классы). В 2009/2010 учебном году не рекомендуется использовать УМК Баклановой Т.И. «Музыка» и Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В. «Музыка» в связи с незавершенностью авторской линии. Особенности преподавания учебного предмета «Музыка» в 4 классе В IV классе завершается процесс музыкального образования и воспитания в начальных классах. Развитие музыкальной культуры школьников как части их общей и духовной культуры направлено на решение следующих задач:
Содержание УМК для 4-го класса выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что и во 2-ом и 3-ем классах: «Россия – Родина моя»; «День, полный событий»; «О России петь – что стремиться в храм»; «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»; «В музыкальном театре»; «В концертном зале»; «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». В 4-ом классе происходит обобщение всего материала начальной школы. В результате изучения предмета «Музыка» учащиеся должны знать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), «разыгрывания» и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради. В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы. Особенности преподавания учебного предмета «Музыка» в 8 классе В 8 классе для реализации содержания государственного образовательного стандарта и сохранения преемственности в выборе программ рекомендуется в 2009/2010 учебном году в 8 классе закончить программу Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. 3-е издание. – Москва: Просвещение, 2006год) в уплотненном варианте – в объеме 17 часов. Содержание уроков в 8 классе направлено на реализацию следующих содержательных единиц государственного образовательного стандарта:
Целью уроков музыки в 8 классе является расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в музыкально-образовательном процессе. Содержание раскрывается в следующих учебных темах: «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» и «Великие наши современники». Тема первой четверти «Современность в музыке» включает в себя музыкальный материал тем «Что значит современность в музыке» и «Наши великие современники». Изучение тем строится на основе жанрового (соната, симфония, опера, камерные жанры), интонационно-стилевого (русская классическая школа, западная музыка, духовная музыка), эмоционально-образного подходов к изучению музыкального искусства. Важно, чтобы школьники почувствовали своеобразие творческого стиля композитора, неповторимость его музыкального подчерка, проявили свое отношение к художественно-образному и духовно-ценностному строю музыкальных произведений, написанных композиторами разных эпох и национальностей. В рамках этой четверти обобщается учебный материал всех лет обучения музыке. Творчество Баха, Бетховена, Мусорского, Прокофьева изучается с точки зрения нравственно-ценностного подхода: как размышление о вечных вопросах бытия, рождающее глубокие чувства и способствующее нравственному росту слушателей. Песенный материал этой четверти основан на бардовских песнях и песнях отечественных композиторов-песенников. Тема второй четверти «Взаимопроникновение серьезной и легкой музыки» включает в себя материал темы «Музыка серьезная и музыка легкая». Во второй четверти учащиеся изучают взаимодействие легкой и серьезной музыки на основе их взаимопроникновения и взаимовлияния. Необходимо, чтобы учащиеся поняли различие между значениями термина «легкая музыка»: музыка легкая по содержанию и музыка легкая для восприятия. В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года и в связи с освоением новых содержательных тем в программе 8 класса обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:
В 8 классе продолжается работа учащихся в рамках исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов. В результате изучения предмета «Искусство» в 8 классе учащиеся должны
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Реализация содержания образования краеведческой направленности по предмету «Искусство» в 8 классе В 8 классе в федеральном базисном учебном плане предусмотрено изучение содержания образования краеведческой направленности учебного предмета «Искусство» за счет регионального компонента в объеме 1 часа. Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента. В соответствии с требованиями Базисного учебного плана рекомендуется проведение в 8 классе во 2 полугодии самостоятельного краеведческого модуля «Музыкальные традиции Ярославского края» (объем – 17 часов). Изучение музыкальной культуры родного края является важной составляющей частью школьного музыкального образования, которое реализуется в государственном образовательном стандарте и находит претворение в следующих формулировках: «панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре; конкурсы и фестивали юных музыкантов как формы творческого самовыражения учащихся и демонстрации их достижений в области музыкального искусства как возможность открытия новых дарований; знакомство с творчеством региональных музыкальных коллективов и солистов – исполнителей народной, академической и эстрадной музыки; раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников центров отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования». Региональный компонент в содержании общего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя родного края, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение знаний о культуре родного края каждым учащимся; повысить статус образования как фактора развития региона; содействовать формированию: познавательной, коммуникативной, нравственной и эстетической культуры учащихся. Обращение к региональному содержанию в образовании, его разумно организованное изучение является мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения, которое направлено, в первую очередь, на воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к традициям родного края. Определяя место регионального содержания в музыкальном образовании школьников, нужно отметить, что коренной перестройки традиционного содержания обучения музыки не предполагается, региональное содержание по музыке последовательно и систематически включается как в урочную, так и внеурочную деятельность учащихся. Изучение регионального содержания по предмету «Музыка» надо проектировать как сквозную содержательную линию, проходящую через все годы обучения в начальной и основной школе. В 8 классе в соответствии с требованиями Базисного учебного плана рекомендуется проведение самостоятельного краеведческого модуля «Музыкальные традиции Ярославского края». Пример рабочей программы данного курса дан в приложении к методическому письму. Целью изучения регионального содержания в рамках предмета «Искусство» является воспитание интереса и бережного отношения к музыкальной культуре родного края, приобщение к национальной культуре русского народа. Основными задачами, решаемыми в процессе изучения регионального содержания при изучении предмета «Музыка», являются следующие:
Музыкальная культура Ярославского края имеет многовековую историю: это культурное наследие, запечатленное в фольклоре народных мастеров, в народных традициях и обрядах; на Ярославской земле прошли детство и юность великого русского поэта Н.А. Некрасова, на чьи стихи написаны прекрасные песни и романсы; здесь родина певца-«золотого тенора» Л.В. Собинова и священника-композитора В. Зиновьева, видного деятеля культуры Н.Н. Алмазова. Современная музыкальная жизнь Ярославля достаточно насыщена и разнообразна: в области существует большое количество музыкальных коллективов, таких как симфонический оркестр филармонии под руководством М. Аннамамедова, оркестр русских народных инструментов «Струны России» под руководством Е. Агеева, камерный ансамбль «Барокко» под руководством И.В. Попкова, ансамбли русских народных инструментов «Серпантин», «Скоморошина», профессиональная хоровая капелла «Ярославия», хор камерной музыки «Глас». В Ярославской области ежегодно проводятся фестивали: международный фестиваль хоровой и колокольной музыки «Преображение», Собиновский фестиваль оперной музыки, международный фестиваль «Джаз над Волгой», международный фестиваль органной музыки им. Л.И. Ройзмана, международный фестиваль «Искусство движения», фестиваль духовной музыки имени В. Зиновьева. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов. В приложении к методическому письму приводятся примерные рабочие программы для 4 класса (по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка») и для 8 класса (по программе Кабалевского Д.Б. «Музыка»), примерная программа курса музыкально-краеведческой направленности «Музыкальные традиции Ярославского края». Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №
Утверждена приказом по школе Смотрите также: О преподавании «Музыки» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
684.67kb.
5 стр.
О преподавании «Географии»в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
225.94kb.
1 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
523.72kb.
4 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
528.68kb.
4 стр.
Инструктивно-методическое письмо о преподавании географии в 2009 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области
708.53kb.
3 стр.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе на 2009-2010 учебный год 7 класс
188.86kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
733.46kb.
5 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета
573.87kb.
3 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура»
858.43kb.
3 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
186.41kb.
1 стр.
О преподавании обществознания в 2009-2010 учебном году
2829.69kb.
14 стр.
О преподавании истории в 2009-2010 учебном году 2834.98kb.
10 стр.
|