Главная
страница 1
С.В. Кричевский

Экологическая безопасность и экологическая политика аэрокосмической деятельности

Кратко рассмотрим основные аспекты экологической безо­пасности (ЭБ) и экологической политики (ЭП ) АКД.



Экологическая безопасность - «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от воз­можного негативного воздействия хозяйственной и иной дея­тельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий»1.

Экологическая политика - стратегия управления, направ­ленная на экологизацию деятельности, т. е. на ограничение ее не­благоприятных экологических воздействий и последствий.

Основными факторами, влияющими на ЭБ АКД, являются:

а) в авиации - шумы, проливы топлива (особенно в районах аэродромов, аэропортов), выбросы продуктов сгорания в атмо­сферу и др.;

б) в космонавтике - загрязнение атмосферы, шумы (особен­но в районах космодромов), падение ступеней ракет, других фрагментов, проливы токсичных компонентов топлива, загрязне­ние «космическим мусором» поверхности Земли, ОКП и др.

Кроме того, всей АКД присуще колоссальное потребление природных ресурсов (металлов, топлив, кислорода и др.), необ­ходимых для производства, эксплуатации аэрокосмической тех­ники и т. д.

На ЭБ АКД влияет и ее аварийность - непосредственно на аэрокосмическую макросистем, ее персонал и технику, а также на пользователей (пассажиров и др.), наземную инфраструктуру и окружающую среду на Земле, в ОКП.

_____________________________

* Текст опубликован в 2003 г., воспроизводится с изменениями и до­полнениями. (См.: Кричевский СВ. Экологическая безопасность и эколо­гическая политика аэрокосмической деятельности (актуальные вопросы новейшей истории) // Годичная научная конференция ИИЕТ РАН, 2003: Тезисы докладов. М, 2003. С. 433-435.)

** См. список сокращений.

1 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

Масштаб и интенсивность АКД нарастают. В России и мире растут негативные воздействия и последствия АКД для людей и природы. Из-за воздействия АКД загрязнены значительные тер­ритории на поверхности Земли, ее атмосфера, а также ОКП.

Таким образом, АКД оставляет большой, объемный, много­мерный и нарастающий «экологический след», причем это делает каждый из ее участников, особенно профессионалы, непосредст­венно управляющие ЛА, сжигающие в полетах значительные ко­личества топлива, а также кислорода, содержащегося в атмо­сферном воздухе1.

Новейшая история атмосферы, в т. ч. с учетом воздействий и последствий АКД, еще не написана, а известная монография2 уста­рела, поскольку не охватывает событий последних десятилетий.

В мире с 70-х гг. XX в. началось экологическое ограничение и нормирование АКД, причем сначала в международной граж­данской авиации. В 80-90-е гг. XX в. появились экологические нормы, требования, стандарты3, которые все более ужесточаются. Зарождаются основы экополитики. Ускоряется экологизация гражданской авиации через рыночные механизмы. Отставание России в конце XX в. в экологизации воздушного транспорта, при внедрении новых экостандартов, привело в 2001-2002 гг. к ограничению полетов в страны Европейского союза. Аналогич­ные проблемы в ближайшем будущем неизбежно возникнут и для

___________________________



1 Подробнее об этом см.: Кричевский С.В. О загрязнениях атмосферы и «экологическом следе» на Земле и в небе // Зеленый мир. 2007. № 15; Он же. Экологическая история техники (методология, опыт исследований, перспективы). С. 44-49, 71-72. Важные сведения о влиянии авиации на ат­мосферу содержатся в: Каролъ И.Л., Киселев А.А. Нужно ли менять «Бо­инг» и «Ту» на ковер-самолет?; Ростопчин В.В., Румянцев С.С. Беспилот­ные авиационные системы.

2 См.: Будыко М.И., Ронов А.Б., Яншин А.Л. История атмосферы. Л., 1985.

3 См.: Воздушный кодекс Российской Федерации. М., 1997; Между­народные стандарты и рекомендуемая практика. Охрана окружающей сре­ды: Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации. Т. 1. Авиационный шум. Т. 2. Эмиссия газовых двигателей; Мунин А.Г., Кузнецов B.C. Авиационный шум в современном мире.

космонавтики, которая явно отстает в разработке и внедрении экостандартов.

Существуют резервы повышения ЭБ, экологизации АКТ и всей АКД. Наиболее экобезопасно и перспективно воздухоплава­ние, возрождающееся на базе новых технологий, которое, кроме того, обладает техникой и технологиями для решения ряда унас­ледованных проблем экобезопасности в сфере АКД, например для поиска и транспортировки отработавших ступеней ракет из труднодоступных удаленных районов их падения.

Автор провел эколого-исторические исследования АКТ и АКД, в т. ч. актуальных вопросов ЭБ и ЭП, а также ряда конкрет­ных объектов АКТ (ракеты, самолета, космической станции «Мир» и др.), истории авиационных загрязнений, сделал ряд оце­нок (массовой эффективности, экологического баланса, эколого-экономические и др.)2.



Основные выводы

1. Изучение актуальных вопросов ЭБ и ЭП АКД позволяет сделать оценки и прогнозы, важные для экологической коррек­ции развития АКТ и АКД.

2. Формируется новое направление в науке и технике, связан­ное с обеспечением ЭБ АКТ и АКД, защитой окружающей среды.

3. Воздействия АКД на окружающую среду, на биосферу Земли и ОКП имеют глобальный характер в связи с ростом коли­чества объектов техники, объема грузопотоков, трансграничных загрязнений, особенно атмосферы и ОКП.

4. Нарастают проблемы ЭБ, темпы экологизации АКТ и АКД существенно отстают от роста неблагоприятных воздействий на людей и окружающую среду. Вводятся стандарты только для еди­ничных объектов, не учитывается суммарное воздействие, отсутст­вуют общие лимиты загрязнений атмосферы Земли от АКД.

_________________________



1 См.: Бойко Ю.С., Кричееский СВ. Удаление отходов ракетно-космической деятельности // Безопасность жизнедеятельности. 2002. № 2. С 21-25.

2 См.: Кричееский СВ. Экологическая история орбитального ком­плекса «Мир»; Он же. Экологическая история техники (методология, опыт исследований, перспективы).



Смотрите также:
С. В. Кричевский Экологическая безопасность и экологическая политика аэрокосмической деятельности
41.63kb.
1 стр.
Экологическая политика современной россии: от императивов к аргументам н. В. Шуленина
275.91kb.
1 стр.
Анкета для руководителей, получающих профессиональную подготовку в системе повышения квалификации
1326.44kb.
7 стр.
Экологическая политика государства в рыночной экономике и механизм ее реализации
540.63kb.
2 стр.
Экологическая политика рао "еэс россии" Общие положения
65.4kb.
1 стр.
Экологическая вахта Сахалина
52.77kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экологическая биотехнология» подготовлен и издан в рамках мега-проекта «Биотехнологии новых биоматериалов»
160.37kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экологическая биотехнология» подготовлен и издан в рамках мега-проекта «Биотехнологии новых биоматериалов»
244.19kb.
1 стр.
Экологическая безопасность как объект защиты уголовного права
104.44kb.
1 стр.
Экологическая безопасность в городе
1403.1kb.
6 стр.
Экомодернизация аэрокосмической деятельности россии: проблемы, стратегия, перспективы
71.83kb.
1 стр.
Экологическая безопасность и право
211.74kb.
1 стр.