Главная
страница 1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СД.01 «Дирижирование»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070106.01 «Хоровое дирижирование»

(среднее профессиональное образование)

Специализация «Руководитель народного хора»

Содержание



  1. Пояснительная записка_________________________________________3

  2. Учебно-тематический план дисциплины __________________________5

  3. Самостоятельная работа студентов ______________________________5

  4. Содержание учебной дисциплины_______________________________6

  5. Требования к промежуточной аттестации_________________________6

  6. Зачетно-экзаменационные требования___________________________ 7

  7. Примерный репертуарный список_______________________________7

  8. Библиографический список ____________________________________9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе:

- требований Государственного Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0503 «Хоровое дирижирование» специализации «Руководитель народного хора» (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 года (регистрационный № 03-0503-П), введенного в действие с 1.09.2002 года;

- примерной программы по учебной дисциплине «Дирижирование» для специальности 0503 – Хоровое дирижирование (специализации 05.03.01 «Хоровое дирижирование» - повышенный уровень среднего профессионального образования) Федерального ГОУ «Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных»;

- «Рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин» методического совета ГОУ СПО «Тюменский колледж искусств»;


Учебная дисциплина «Дирижирование» является одной из важнейших в цикле специальных дисциплин отделений по подготовке руководителей народных ансамблей и хоров.
Цели и Задачи дисциплины:

  1. расширить общий культурный и музыкальный кругозор студентов, развить их художественный вкус, привить любовь к хоровому искусству;

  2. обеспечить освоение профессиональных дирижерских навыков на примерах лучших образцов хоровой литературы, понимание трактовки музыкальных произведений различных стилей и эпох.

В данный учебно-методический комплекс включены произведения русской, советской и зарубежной классики, а так же русские народные песни в лучших, опробованных хоровой практикой, обработках. Исходя из особенностей данной специализации, значительное место занимают произведения, написанные специально для народного хора: оригинальные сочинения советских композиторов и обработки народных песен.

Часовой объем дисциплины (5-й, 6-й, 7-й, 8-й семестры) – 72 часа.

В 5-м и 6-м семестре изучаются различные приемы дирижирования хоровыми произведениями, записанными в простых размерах, с разнообразными штрихами, динамикой, темпами.

В 7-м семестре изучаются произведения, записанные в сложных размерах. В 8-м семестре изучаются произведения с элементами имитационной и подголосочной полифонии, сочинения смешанного изложения. В каждом семестре студенту необходимо изучить менее 3-х произведений.

Изучение нового произведения предполагает глубокий анализ хоровой партитуры, умение сыграть партитуру на фортепиано, хорошо знать (петь) хоровые голоса и аккордовую вертикаль. Только после этой работы студент допускается к дирижированию произведением, совместно с педагогом ищет наиболее эффективные способы и приемы передачи хорового звучания в дирижерском жесте.

Особое внимание следует обратить на важное значение поэтического текста, умение его выразительно прочесть как стихотворение, осмыслив содержание.

Работа над партитурой для народного хора представляет собой особую сложность. В силу особенностей фактуры, довольно узкого диапазона, своеобразия вокальных красок и приемов для народного хора «не звучит» на фортепиано- основном инструменте для работы в классе дирижирования. Поэтому в классе следует как можно больше внимания уделять пению всех голосов, свободному владению вокальной партитурой, ориентированию на народные тембры и диапазоны. Существенную помощь в этой работе окажет прослушивание в классе аутентичных звукозаписей.

В подборе программы для студентов необходимо учитывать, что среди них могут быть выпускники различных отделений музыкальных школ, что требует индивидуального подхода к составлению репертуара.


Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины
Дирижирование как особый вид деятельности; формирование практических навыков работы с творческим коллективом; освоение технически мануальных средств дирижирования;

Первоначальное прочтение и охват хорового произведения в целом; детальный разбор авторского текста; применение художественно оправданных технических приемов; слуховой контроль, управление процессом исполнения; анализ исполняемых произведений; освоение дирижерских схем сложных и смешанных размеров, часто применяемых в народной музыке; накопление репертуара, включающего хоровые произведения различных жанров, форм, стилей.



Учебно-тематический план дисциплины




Наименование темы

Общее количество часов

В том числе самостоятельные занятия

3 курс

46

10

1.

Дирижерская техника, ее задачи и значение для управления хором

1




1.1

Дирижерский аппарат и его составляющие. Основные принципы мануальной техники

1




2.

Тактирование

5




2.1.

Приемы вступления и окончания

5




2.2.

Паузы, цезуры, дыхание

6




2.3.

Различные виды фермат и синкопы

6




2.4.

Агогика, разнообразие динамики

6




2.5.

Различные виды звуковедения

6




4 курс

46

10

3.1.

Ритмические трудности

6




3.2.

Размеры 6\8, 9\4,9\8, 12\8 в различных темпах.

6




3.3.

Размер 3\4 и 3\8 в быстром темпе

6




3.4.

Несимметричные размеры

6




3.5.

Переменные размеры

6




3.6.

Элементы полифонии

6






По учебному плану – 36 часов в год индивидуальных занятий, самостоятельных занятий – 10 часов в год.
Самостоятельная работа студентов включает в себя:

  • Выучивание наизусть материала, пройденного в классе (дирижирование всех сочинений, игра сочинений без сопровождения, пение голосов)

  • Подробный музыкально-теоретический анализ хоровых партитур, изучаемых в классе (устный и письменный в виде аннотации)

  • Чтение специальной литературы, написание кратких конспектов, касающихся творчества композиторов, произведения которых исполняются в классе.

  • Работа над сценическим образом.


Содержание учебной дисциплины

III курс (5-й и 6-й семестры)
Изучение различных музыкальных произведений с гомофонно-гармонической фактурой, разнообразных по содержанию, жанру, складу хорового письма, небольших по объему.

Изучение различных дирижерских приемов. Штрихи legato, marcato, staccato.

Различная динамика с агогическими изменениями. Контрастные сопоставления динамики: f-p, ff-pp, crescendo, diminuendo, morendo.

Акценты, синкопы. Ферматы (снимаемая и не снимаемая).

Ферматы на паузе, на тактовой черте. Дирижирование произведений с размером 3\4, 4\4 и 2\4.

Произведения с сопровождением и без сопровождения.

Технические приемы дифференциации рук дирижера.
IV курс (7-й и 8-й семестры)
Закрепление навыков дирижерской техники, полученных на III курсе и овладение более сложными приемами дирижирования.

Дирижирование хоровыми произведениями с размером 6\8, 9\4,9\8, 12\8 в различных темпах.

Размер 3\4 и 3\8 исполняемый в быстром темпе, дирижируется на «раз».

Смена темпа и метра. Переменный размер.

В программу данных семестров входит освоение произведений для смешанного хора, что вносит дополнительную сложность в обучение студентов.

Студент должен пройти 5-6 произведений с элементами подголосочной и имитационной полифонии.



Задачи курса:

  1. изучение видов полифонии и форм ее воплощения;

  2. овладение искусством выявления главного тематического материала в хоровой партитуре дирижерскими средствами;

  3. расширение навыков и приемов дирижирования на материале произведений большей трудности.


Требования к промежуточной аттестации:

  1. Игра одного сочинения.

  2. Партитура a capella. Игра и пение голосов наизусть.

  3. Дирижирование сочинения под рояль

  4. Представление сведений о жизни и творчестве композитора (конспект, собеседование)

  5. Представление образцов творчества композитора несколькими музыкальными примерами (напевание или наигрывание в фактуре).


Зачетно-экзаменационные требования
Студенты представляют на зачет или экзамен (в конце каждого семестра) 2 произведения (без сопровождения и с сопровождением).

Студент дирижирует двумя произведениями под рояль.

Оценка складывается из качества исполнения партитуры на фортепиано, дирижирования, письменной аннотации на одно произведение из зачетно-экзаменационной программы, а так же результатов устного опроса, включающего в себя:


  • Знание содержания, формы, тонального плана, умение напеть (наиграть) несколько образцов хорового творчества композиторов;

  • Пение наизусть любого голоса дирижируемого произведения без сопровождения, а также аккордовой вертикали (можно по нотам)

  • Пение по нотам хоровых партий в произведении с сопровождением.


Примерный репертуарный список

III курс

Произведения для хора без сопровождения
Анцев М. «Ива»

Иванников В. Обр. польской н.п. «Висла»

Ипполитов-Иванов М. «В разлуке с Родиной»

Кюи Ц. «Всюду снег»

Леонтович М. обр. украинской н.п. «За рiчкою, за Дунаэм»

Леонтович Н. обр. украинской н.п. «Пiшов милый»

Новиков А. обр. р.н.п. «Дубинушка»

Ребиков В. «Горные вершины»

Свешников А. «Родимый край»

Свешников А. «Гаснет вечер»

Свешников А. обр. р.н.п. «Ночь уже наступает»

Сметана Б. «Моя звезда»

Соколов Вл. Обр. польской н.п. «Речька»

Соколов Вл. Обр. финской н.п. «Серая птичка»

Шимкус С. Обр. литовской н.п. «Пион»

Юрлов А. Обр. р.н.п. «У меня ль во садочке»

Алябьев А. «Песня о молодом кузнеце»

Благообразов С. Обр. р.н.п. «Ай, на горе дуб,дуб»

Тиличеева Е. «Нахимовцы»

Глиэр Р. «Из моря смотрит островок»

Гречанинов А. Обр. р.н.п. «За реченькой яр хмель»

Даргомыжский А. «По волнам спокойным»

Кюи Ц. «В лесу»

Мендельсон Ф. «Зима и лето»

Новиков А. Обр. р.н.п. «Ой, да ты, калинушка»
Произведения для хора с сопровождением
Гречанинов А. Обр. р.н.п. «Сеяли девушки яровой хмель»

Кюи Ц. «Заря лениво догорает»

Кюи Ц. «Осень»

Мокроусов Б. «Песня о Волге»

Новиков А. Обр. р.н.п. «Посею лебеду на берегу»

Раутио К. «Земля карелов»

Триодин П. Обр. р.н.п. «Ах, ты степь широкая»

Чайковский П. «Пойду ль, выйду ль я» хор из оперы «Чародейка»


IV курс
Произведения без сопровождения
Новиков А. Обр. р.н.п. «Степь да степь кругом»

Парцхаладзе М. «Снова осень»

Римский-Корсаков Н. Обр. «Со вьюном я хожу»

Свешников А. Обр. р.н.п. «Белая черемуха»

Танеев С. «Вечерняя песня»

Флярковский А. «Осинка-грустинка»

Шуберт Ф. «Встречайте день мая»

Шуберт Ф. «Далёкой»

Шуберт Ф. «Какая ночь»

Шуберт Ф. «Липа»

Шуберт Ф. «Тишина»

Эрнесакс Г. «Моя страна»

Александров А. Обр. р.н.п. «Горы»

Анцев М. Обр.р.н.п. «В сыром бору тропина»

Архангельский А. Обр. р.н.п. «Ночка моя, ночка»

Благообразов С. Обр. р.н.п. «СО вьюном я хожу (канон)

Гречанинов А. «На заре»

Новиков А. Обр. р.н.п. «Уж ты, поле мое»

Овчинникова Т. Обр. р.н.п. «Во кузнице»

Орлов В. Обр. р.н.п. «Вейся, вейся, капустка»

Полтавцев И. Обр. р.н.п. «Долинушка, долинушка»

Полтавцев И. Обр. р.н.п. «Как пойду я на быструю речку»

Свешников А. Обр. р.н.п. «Светит светел месяц»

Танеев С. «Венеция ночью»

Чесноков П. «Не цветочек в поле вянет»

Чесноков П. Обр. р.н.п. «Ах ты, канава»

Шебалин В. «Утес»

Гребенкин В. Обр. вятской н.п. «Красота ли моя, красота»


Произведения для хора с сопровождением

Пономарьков И. Обр. р.н.п. «Ивушка»

Чайковский П. «На море утушка купалася»

Блантер М. «Вечная слава героям»

Мокроусов Б. «Шли два друга»

Новиков А. «Дороги»

Гребенкин В. Обр. вятской н.п. «На улице гагара да кулик»
Библиографический список

Основная:

1. Андреева, Л. М. Методика преподавания хорового дирижирования / Л. М. Андреева. – Москва : Музыка, 1969. – 120 с.

2. Безбородова, Л. А. Дирижирование : учебное пособие / Л. А. Безбородова. – Москва : Просвещение, 1990. – 159 с.

3. Дмитревская, К. П. Анализ хоровых произведений : учебное пособие / К. П. Дмитревская. – Москва : Музгиз, 1965. – 172 с.

4. Живов, В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения : вопросы истории, теории, методики / В. Л. Живов. – Москва : Музыка, 1987. – 95 с.

5. Казачков, С. А. Дирижерский аппарат и его постановка / С. А. Казачков.– Москва : Музыка, 1967. – 109 с.

6. Казачков, С. А. От урока к концерту / С. А. Казачков. – Казань : Изд-во Казан. Ун-та, 1990. – 343 с.

7. Малько, Н. А.Основы техники дирижирования / Н. А. Митько. – Москва : Музыка,1965. – 219 с.

8. Мусин, И. А. О воспитании дирижера : очерк / И. А. Мусин. – Ленинград : Музыка, 1987. – 217 с.

9. Мусин, И. А. Техника дирижирования / И. А. Мусин.– Ленинград : Музыка, 1967. – 352 с.

10. Мюнш, Ш. Я – дирижер / Ш. Я. Мюнш. – Москва : Музыка,1982. – 63 с. – Изд. 3.

11. Ольхов, К. А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров / К. А. Ольхов. – Ленинград : Музыка, 1979. – 200 с.

22. Ольхов, К. А. О дирижерском жесте и его элементах // Хоровое искусство. – Ленинград : Музыка, 1967. – с. 42-75. – Вып. 1.

13. Ольхов, К. А. Теоретические основы дирижерской техники / К. А. Ольхов. – Ленинград : Музыка, 1984. – 160 с. – Изд. 2.

14. Пазовский, А. М. Записки дирижера / А. М. Пазовский. – Москва : Сов. Композитор, 1968. – 558 с. – Изд. 2.

15. Птица, К. Б. О хоровом дирижировании // Работа в хоре / под ред. Локшина Д.Л. – Москва : Профиздат, 1964. – с. 226-287. – Изд. 2.

16. Птица, К. Б. Очерки по технике дирижирования хором / К. Б. Птица. – Москва : Музгиз, 1948. – 160 с.

17. Сивизьянов, А. С. Дирижерское выражение музыкальных элементов и стилей / А. С. Сивизьянов. – Шадринск : Изд-во ПО Исеть, 1997. – 372 с.

18. Хайкин, Б. Э. Беседы о дирижерском ремесле : статьи / Б. Э. Хайкин. – Москва : Сов. Композитор, 1984. – 240 с.

Дополнительная:

19. Бернстайн, Л. Концерты для молодежи / Л. Бернстайн. – Леинград : Сов. композитор, 1991. – 227 с.

20. Вуд Г. О дирижировании / Г. Вуд. – Москва : Музгиз, 1958. – 104 с.

21. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – Минск : Современное слово. 1998. – 480 с.





Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
118.62kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
348.76kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
139.08kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 070105 «Дирижирование
209.79kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс д ля студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 070105 «Дирижирование
319.61kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство»
90.17kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению: 070100. 62 «Инструментальное исполнительство»
174.03kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070801. 65 «Декоративно-прикладное искусство»
156.7kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство»
113.04kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актёрское искусство»
133.82kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
777.07kb.
5 стр.