Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Утверждаю:

Заместитель начальника метрополитена –

Главный ревизор по безопасности

__________________ Титов В.В.

«____»_________2013 года

БИЛЕТЫ
по проверке знаний по ПТЭ,

инструкций по сигнализации и по движению поездов и маневровой работе

БИЛЕТ №1.


  1. Требование ПТЭ к устройствам электрической централизации стрелок и сигналов.

Устройства электрической централизации не должны допускать:

- открытия светофора, ограждающего данный маршрут, если стрелки, включая охранные, не поставлены в надлежащее положение, а светофоры враждебных маршрутов не закрыты;

- перевода входящей в маршрут стрелки или открытия светофора враждебного маршрута при открытом светофоре, ограждающем установленный маршрут;

- открытия светофора при маршруте, установленном на занятый путь, или на линии, где основным средством сигнализации при движении поездов является АЛС – АРС, на занятый участок пути, расположенный за светофором, на расстоянии менее расчётного тормозного пути от устройств АЛС – АРС со скорости допускаемой устройствами АЛС – АРС на рельсовой цепи перед светофором или при занятом пути оборота;

- перевод стрелки под составом.

Устройства электрической централизации должны обеспечивать:

- взаимное замыкание стрелок и сигналов;

- контроль взреза стрелки с одновременным закрытием светофора, ограждающего данный маршрут;

- контроль занятости путей и стрелок на аппарате управления.



  1. Что должны обеспечивать устройства поездной радиосвязи?

Поездная диспетчерская связь должна обеспечивать одновременную хорошую слышимость переговоров на всех аппаратах промежуточных пунктов.

Устройства поездной радиосвязи должны обеспечивать непрерывную надёжную двухстороннюю связь между поездным диспетчером и машинистами поездов (составов), находящихся в пределах линии.

В провода поездной диспетчерской связи должны быть включены: поездная радиосвязь, телефоны дежурных по постам централизации и дежурных по станциям, дежурных по электродепо, операторов линейных пунктов, пунктов технического обслуживания и восстановительных формирований, мастеров мотовозных депо, тоннельной связи, релейных СЦБ, аппаратура магнитной записи переговоров с измерителем времени и провода линий других диспетчеров.

3. Когда выдаются письменные предупреждения?

Письменные предупреждения выдаются:

- при неисправности пути, контактного рельса, искусственных и других сооружений, а также при производстве ремонтных и строительных работ, требующих уменьшения скорости или остановки в пути;

- при неисправности светофора, когда невозможно привести его в запрещающее показание;

- при неисправности путевого автостопа;

- при снижении видимости сигналов светофоров, пути или при затоплении пути;

- при отправлении хозяйственного поезда с грузами, выходящими за пределы габарита погрузки, а также следующему за ним хозяйственному поезду;

- после промывки путей перегонов или станций;

- во всех других случаях, когда требуется уменьшение скорости, а также когда необходимо предупредить машиниста об особых условиях следования поезда.



4. Как подразделяются светофоры по способу управления?

По способу управления светофоры подразделяются на светофоры автоматического действия (светофоры автоблокировки) и светофоры полуавтоматического действия.



Светофоры автоблокировки обозначаются цифрами:

Светофоры полуавтоматического действия – буквами с цифрами,

или одними буквами.

К обозначению светофоров, совмещённых со светофорами ограждения металлоконструкций, добавляется буква «М» (например 331М, ПК72М).



5. Кто несет ответственность за состояние сооружений и устройств метрополитена?

Ответственность за состояние сооружений и устройств несут работники, непосредственно их обслуживающие, и начальники станций, участков, дистанций, электродепо, служб, в ведении которых находятся эти сооружения и устройства.

Указанные работники в соответствии с должностными обязанностями, каждый на своем участке, должны знать правила эксплуатации и состояние сооружений и устройств, систематически проверять их и обеспечивать высокое качество содержания, технического обслуживания и ремонта.


6. Где устанавливаются инерционные автостопы?

На станционных путях перед упорами устанавливаются инерционные автостопы и неподвижные скобы автостопов, имеющие габариты электромеханического путевого автостопа.

Инерционный автостоп должен устанавливаться на главном пути по прибытии поездов конечной станции линии, кроме станций, оборудованных устройствами контроля остановки поезда у платформы, и станций открытых наземных участков.

БИЛЕТ №2.
1. Требования ПТЭ к устройствам автоматической локомотивной сигнализации с автоматическим регулированием скорости (АЛС-АРС).

Автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости должна обеспечивать:

- передачу в рельсовые цепи и на поездные устройства сигнальных команд а предельно допустимой скорости движения в зависимости от занятости или свободности впереди лежащих участков пути, готовности или неготовности маршрута;

- сигнальное показание в кабине управления поездом о предельно допустимой скорости или запрещающее движение и требующее остановки;

- непрерывный контроль за соблюдением допустимой скорости и автоматическое торможение при превышении поездом (составом) этой скорости;

- автоматическое прекращение торможения поезда (состава) после снижения скорости до предельно допустимой и при подтверждении машинистом бдительности;

- автоматическое торможение поезда (состава) до полной его остановки перед занятым участком пути, перед участком пути, на котором нарушена целостность рельсовой цепи, при нарушении приёма сигнальных команд поездом (составом), перед светофором с красным огнём, при превышении скорости и неподтверждении машинистом восприятия торможения от устройств АРС – АЛС;

- контроль бдительности машиниста при отключённых поездных устройствах АРС;

- невозможность скатывания поезда (состава) после его остановки;

- невозможность движения поезда со скоростью более 20км/ч при нажатой педали бдительности при подаче в рельсовую цепь сигнальной команды, запрещающей движение, или при отсутствии в ней частоты.

На линиях, где АЛС – АРС является основным средством сигнализации при движении поездов, должны применяться дублирующие устройства (или устройства ограничения скорости), предназначенные для резервирования АЛС – АРС в случае отказа её аппаратуры. Порядок использования дублирующих устройств (или устройств ограничения скорости) устанавливает начальник метрополитена.




  1. Порядок осуществления временных изменений зависимостей устройств СЦБ.

Временные изменения зависимостей устройств СЦБ могут допускаться только с разрешения начальника службы сигнализации и связи по согласованию с начальником службы движения не более чем на одни сутки, а на больший срок – с разрешения начальника метрополитена.
3. Порядок выдачи устных предупреждений.

Устные предупреждения выдаются:

- о неисправности путевых устройств АЛС – АРС;

- о проследовании станции без остановки;

- об остановке поезда на станции, закрытой для высадки и посадки пассажиров;

- об остановке поезда на перегоне с указанием причины остановки;

- о следовании обкатки, перегонки электроподвижного состава впереди и сзади идущему поезду;

- о следовании поезда с погасшими сигналами, обозначавшими хвост поезда, сзади идущему поезду;

- о наличии работников метрополитена или посторонних лиц на пути перегона, станционном пути в период движения электропоездов;

- в других случаях по распоряжению поездного диспетчера (п. 18.32 ПТЭ).
4. Перечислить сигналы, подаваемые при отключенной автоблокировке входными и выходными светофорами полуавтоматического действия на линиях, где основным средством сигнализации при движении поездов является АЛС-АРС и оборудованных автоматической блокировкой без автостопов и защитных участков.

При отключённых сигнальных огнях светофоров автоблокировки входными и выходными светофорами полуавтоматического действия подаются сигналы:

- один синий огонь – разрешается движение по сигналам указателя АЛС в кабине управления поездом.

- при сигнальном показании АЛС «0» или «ОЧ» движение после остановки разрешается со скоростью не более 20 км/ч при нажатой педали бдительности до появления разрешающего сигнального показания АЛС;

- один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал».

Для поезда с отключёнными устройствами АЛС – АРС сигнал светофора один синий огонь имеет значение «Стой! Запрещается проезжать сигнал. Требуется включение сигнальных огней светофоров автоблокировки».


  1. Кто устанавливает порядок использования дублирующих устройств?

Порядок использования дублирующих устройств (или устройств

ограничения скорости) устанавливает начальник метрополитена.


  1. Что запрещается электромеханикам СЦБ в период устранения неисправности?


Электромеханикам СЦБ запрещается:

- приступать к устранению неисправностей устройств СЦБ без ведома дежурного по посту централизации или дежурного по станции и без записи в Журнале осмотра, за исключением случаев, предусмотренных в п. 6.52 ПТЭ;

- по окончании ремонта или устранения неисправности вводить в действие устройства, работа которых временно прекращалась, без совместной с дежурным по посту централизации или дежурным по станции практической их проверки и убеждения в исправности устройств и правильности показаний контрольных приборов на пульте управления.

На период проверки устройств СЦБ и устранения неисправности электромеханик обязан определить для соответствующих стрелок дополнительные меры обеспечения безопасности, о чём, после согласования с дежурным по посту централизации, делает запись в Журнале осмотра.



БИЛЕТ №3


  1. Требования ПТЭ к устройствам путевой автоматической блокировки.

Устройства автоматической блокировки с автостопами и защитными участками не должны допускать смену запрещающего показания светофора (входного, выходного, проходного) на показание, разрешающее движение, до освобождения поездом блок-участка за этим светофором и защитного участка за следующим светофором, который должен перекрыться на красный огонь, а его автостоп принять заграждающее положение. До смены показания светофора с запрещающего на разрешающее установленный у него автостоп должен принять разрешающее положение.

Устройства автоматической блокировки без автостопов и защитных участков не должны допускать смену запрещающего показания светофора на показание, разрешающее движение, до освобождения поездом блок-участка за этим светофором и перекрытия следующего светофора на красный огонь.

2.Содержание сооружений и устройств метрополитена.

Сооружения и устройства метрополитена должны содержаться в исправном состоянии и обеспечивать пропуск поездов с наибольшими установленными скоростями.

Предупреждение появления каких-либо неисправностей и обеспечение длительных сроков службы сооружений и устройств должно быть главным в работе лиц, ответственных за их содержание.
3.Порядок оформления заявок на выдачу предупреждений.

В заявках на выдачу предупреждений должны указывать:

- точное обозначение места действия предупреждения (станция, номер пути, перегон, пикет) и места установки переносных сигналов ограничения скорости, с учётом расстояния подхода и выхода состава с участка ограничения скорости, в соответствии с Инструкцией по сигнализации;

- меры предосторожности при движении поездов (маневровых составов);

- начало действия предупреждения;

- причины, вызвавшие выдачу предупреждений.




4.Назначение и обозначение повторительных, резервных и предупредительных светофоров.

Повторительный светофор повторяет все показания основного светофора. Повторительный светофор имеет обозначение того светофора, показания которого он повторяет, с добавлением оповестительной таблички с одной наклонной полосой на ней

Допускается применение резервных светофоров, которые устанавливаются на правосторонней кривой в створе с основным левосторонним светофором.

Нормально негорящие сигнальные огни резервного светофора включаются при погасании сигнальных огней на основном светофоре.

Резервный светофор имеет обозначение основного светофора с добавлением оповестительной таблички с двумя наклонными полосами на ней.

Предупредительные светофоры.

Допускается применение предупредительных светофоров, которые предупреждают о показании основного светофора.

Предупредительными светофорами подают сигналы:

- один зелёный огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью, основной светофор открыт»;



- один жёлтый огонь – «Разрешается движение с готовностью остановиться, основной светофор закрыт».

предупредительный светофор имеет обозначение основного светофора с добавлением оповестительной таблички с тремя наклонными полосами.



5.Что должен сделать каждый работник после выхода из тоннеля перед началом движения поездов?

После выхода с перегона каждый работник должен сделать отметку в Журнале контроля прохода о выходе в графе «Время выхода» и расписаться



6.Порядок производства работ посторонними организациями

Порядок производства работ посторонними организациями в эксплуатируемых сооружениях метрополитена устанавливается инструкцией, утвержденной Управлением метрополитена. Порядок производства работ посторонними организациями на расстоянии 10м от сооружений метрополитена устанавливается совместными приказами по метрополитену и строительной организации.




БИЛЕТ №4.


  1. Требования ПТЭ к устройствам диспетчерской централизации.


Устройства диспетчерской централизации должны обеспечивать:

- управление из одного пункта стрелками и сигналами станции;

- контроль на аппарате управления за положением и занятостью стрелок, занятостью путей на станциях и на прилегающих к ним перегонах, а также повторение показаний светофоров на станциях с путевым развитием;

- возможность перехода на местное управление стрелками и сигналами на самой станции;

- выполнение требований, предъявляемых к электрической централизации и автоматической блокировке.

Диспетчерская централизация может дополняться устройствами автоматической записи графика исполненного движения поездов и контроля за номерами поездов или маршрутов, прибывающих на станции с путевым развитием.


2.Порядок действий поездного диспетчера для организации движения поездов и маневровой работы в условиях неисправности устройств СЦБ.

При обнаружении неисправности устройств СЦБ поездной диспетчер (дежурный по посту централизации или дежурный по станции) обязан немедленно сделать соответствующую запись в Журнале осмотра и сообщить о неисправности электромеханику или сменному инженеру службы СЦБ.

Впредь до устранения неисправности, проверки установленным порядком работы устройств и соответствующей записи электромеханика в Журнале осмотра или сообщения им поездному диспетчеру об устранении неисправности запрещается пользоваться неисправными устройствами.

В зависимости от характера неисправности поездной диспетчер или дежурный по посту централизации, не ожидая прибытия электромеханика, должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для организации движения поездов и маневровой работы, а также для выяснения причин нарушения нормального действия устройств СЦБ.

Если будет установлена и устранена причина нарушения нормального действия устройств, разрешается возобновить пользование устройствами. О причинах нарушения нормального действия устройств и устранения их делается запись в Журнале осмотра.
3.Порядок подачи заявки на выдачу письменных предупреждений в связи с производством непредвиденных работ в экстренных случаях.
В экстренных случаях заявку на выдачу письменных предупреждений в связи с производством непредвиденных работ дают работники служб пути, тоннельных сооружений, сигнализации и связи по должности не ниже помощника дорожного мастера, помощника тоннельного мастера, электромеханика СЦБ, а также работники служб электроснабжения и электромеханической по должности не ниже мастера, электромеханика телефонограммой по тоннельной или поездной диспетчерской связи.

4.Перечислить сигналы, подаваемые светофорами автоматического и полуавтоматического действия на линиях, где основным средством сигнализации при движении поездов является автоматическая блокировка с автостопами и защитными участками.

На линиях, где основным средством сигнализации при движении поездов является автоматическая блокировка с автостопами и защитными участками, светофорами автоматического и полуавтоматического действия (независимо от назначения), подаются сигналы:

- один зелёный огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью»;

- один жёлтый огонь – «Разрешается движение с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт»;

- один жёлтый и один зелёный огни – «Разрешается движение с уменьшенной скоростью (не более 60км/ч) и готовностью проследовать следующий светофор с жёлтым огнём со скоростью не более 35км/ч, а на наземных и приравненных к ним участках – со скоростью не более 25км/ч;

- два жёлтых огня – «Разрешается проследование светофора со скоростью не более 35км/ч, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор закрыт»;

- два жёлтых огня, из них верхний мигающий – допускается применение сигнала два жёлтых огня, из них верхний мигающий. «Разрешается проследование светофора со скоростью не более 35км/ч, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор открыт»;

- один жёлтый мигающий огонь – допускается применение сигнала один жёлтый мигающий огонь. «Разрешается движение с установленной скоростью на деповские пути, попутные светофоры открыты»;

- один красный и один жёлтый огни – до реконструкции допускается применение сигнала один красный и один жёлтый огни. «Стой! Запрещается проезжать сигнал; путевой автостоп находится в заграждающем положении»;

- один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал».

Поезда с исправными устройствами АЛС – АРС следуют по сигналам светофоров со скоростью, не превышая указанную сигнальным показанием АЛС в кабине управления поездом.



Если сигнальное показание АЛС превышает скорость, разрешённую светофором, то выполняется требование сигнала светофора.

5.Порядок действий поездного диспетчера для организации движения поездов и маневровой работы в условиях неисправности устройств СЦБ.

При обнаружении неисправности устройств СЦБ поездной диспетчер (дежурный по посту централизации или дежурный по станции) обязан немедленно сделать соответствующую запись в Журнале осмотра и сообщить о неисправности электромеханику или сменному инженеру службы СЦБ.

Впредь до устранения неисправности, проверки установленным порядком работы устройств и соответствующей записи электромеханика в Журнале осмотра или сообщения им поездному диспетчеру об устранении неисправности запрещается пользоваться неисправными устройствами.

В зависимости от характера неисправности поездной диспетчер или дежурный по посту централизации, не ожидая прибытия электромеханика, должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства для организации движения поездов и маневровой работы, а также для выяснения причин нарушения нормального действия устройств СЦБ.

Если будет установлена и устранена причина нарушения нормального действия устройств, разрешается возобновить пользование устройствами. О причинах нарушения нормального действия устройств и устранения их делается запись в Журнале осмотра.
6. Порядок выхода работников метрополитена на путь тоннеля стеснённого габарита в период движения поездов.

В случае необходимости выхода работников метрополитена на путь тоннеля стеснённого габарита, работники туда доставляются на резервном поезде.

Заявка (телефонограмма) на заезд работников и место остановки резервного поезда (путь, пикет) подаётся старшим группы поездному диспетчеру по поездной диспетчерской или тоннельной связи и оформляется в Книге предупреждений (форма ДУ-15) установленным порядком.

БИЛЕТ №5.


  1. Требования ПТЭ к путевым автостопам.

У светофоров автоматической блокировки с защитными участками устанавливаются путевые электромеханический автостопы, которые должны автоматически вызывать экстренное торможение поезда (состава) при проезде светофора с запрещающим показанием.

На станциях с путевым развитием независимо от средств сигнализации при движении поездов, которыми оборудована линия, путевые электромеханические автостопы устанавливают у входных и выходных светофоров полуавтоматического действия и у маневровых светофоров, ограждающих враждебные маршруты и соединительные ветви.

У светофоров, ограждающих малодеятельные маршруты на станциях, и у маневровых светофоров на парковых путях автостопы могут не устанавливаться.

Скоба путевого автостопа должна устанавливаться с правой стороны пути перед светофором на расстоянии не более 20м.

Скоба путевого автостопа маневрового светофора на путях для оборота или отстоя подвижного состава станций постройки после 1964г. устанавливается за изолирующим стыком этого светофора по ходу движения на расстоянии от 0,7 до 1м.

На пути для оборота составов станции перекрёстным съездом перед маневровым светофором устанавливается дублирующий автостоп.

Расстояние от центра скобы путевого автостопа в заграждающем положении до внутренней грани головки ходового рельса должно быть 308 мм с отклонением не более 20 мм в сторону увеличения или уменьшения.

Возвышение скобы путевого автостопа над уровнем головок рельсов должно быть 85 мм с отклонением не более 5 мм в сторону увеличения.

На тупиковых путях перед упорами устанавливаются инерционные автостопы и неподвижные скобы автостопов, имеющие габариты путевого автостопа.

Инерционный автостоп должен устанавливаться на главном пути по прибытии поездов конечной станции линии, кроме станций, оборудованных устройствами контроля остановки поезда у платформы, и станций открытых наземных участков.


  1. Сроки действия заявок о выдаче письменных предупреждений в зависимости от должности заявителя.

Заявки о выдаче письменных предупреждений дают:

- на срок не более одних суток – работники служб пути, тоннельных сооружений, сигнализации и связи по должности не ниже дорожного мастера, помощника тоннельного мастера, электромеханика СЦБ;

- на срок не более трёх суток – начальники дистанций пути, тоннельных сооружений, сигнализации и связи;

- на срок не более пяти суток – начальники служб пути, тоннельных сооружений, сигнализации и связи.

Предупреждения на более длительные сроки устанавливается приказом начальника метрополитена, при этом в приказе об установлении предупреждения начальник метрополитена может предоставить соответствующему руководителю право отмены предупреждения после выполнения необходимых работ.


3. Перечислить виды сигналов.
«Сигналы служат для обеспечения безопасности движения, а также для чёткой организации движения поездов и маневровой работы.

Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению. Работники метрополитена должны использовать все возможные средства для выполнения требований сигнала» (п. 6.1. ПТЭ).

Сигналы подразделяются на видимые и звуковые.

Видимые сигналы выражаются цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний, цифрами и буквами.

Для подачи видимых сигналов служат сигнальные приборы – светофоры, указатели АРС, щиты, фонари, ручные диски, флаги, сигнальные указатели и сигнальные знаки.


Видимые сигналы по времени их применения подразделяются на:

- дневные – подаваемые в светлое время суток на наземных путях; для подачи таких сигналов служат щиты, диски, флаги, сигнальные указатели (стрелочные, путевого заграждения).

- ночные – подаваемые в тоннелях и в тёмное время суток на наземных путях; такими сигналами служат огни установленных цветов в ручных и поездных фонарях, в фонарях на шестах (треногах) и сигнальных указателях. На наземных путях ночные сигналы должны применяться и в дневное время суток при тумане, метели и других неблагоприятных условиях, когда видимость дневных сигналов менее 200 м;

- круглосуточные – подаваемые одинаково в светлое и тёмное время суток; такими сигналами служат огни светофоров установленных цветов, сигнальные показания АРС, квадратные щиты жёлтого цвета (обратная сторона – зелёного цвета) со светоотражателями, маршрутные и другие световые указатели и сигнальные знаки.

В тоннелях применяются только ночные и круглосуточные сигналы.

следующая страница >>
Смотрите также:
Титов В. В. 2013 года билеты по проверке знаний по птэ, инструкций по сигнализации и по движению поездов и маневровой работе
824.35kb.
5 стр.
Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Украины
4468.2kb.
24 стр.
Инструкция по движению и маневровой работе
92.18kb.
1 стр.
Компьютерные системы подготовки оперативных работников железных дорог
27.81kb.
1 стр.
Частичное изменение в расписании движения поездов "Сапсан" сообщением Москва – Санкт-Петербург
15.36kb.
1 стр.
Ведение 1 общие вопросы организации работы станции 3
511.98kb.
5 стр.
Инструкция составителю поездов и помощнику составителя поездов 2001 г. I. Общие положения
193.73kb.
1 стр.
Публичный доклад составители: Заместитель директора по учебной работе Галина Анатольевна Сбитнева
896.88kb.
5 стр.
Документы (паспорта) должны быть на руках у каждого туриста
14.61kb.
1 стр.
С 1 ноября по 30 декабря 2012 года билеты на подъёмник
151.76kb.
1 стр.
«Пятипроводная схема управления стрелочным эп»
351.31kb.
1 стр.
Перспективы развития локомотивных технических средств управления и обеспечения безопасности движения поездов
108.21kb.
1 стр.