Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 27страница 28

сведения о кадрах


По состоянию на 1 января 2006 года в системе социальной защиты населения Челябинской области работает 9 532 человек, из которых 4 107 – руководители и специалисты, в т.ч.: 190 человек – в Министерстве социальных отношений, 1 502 человека – в территориальных управлениях социальной защиты населения, 778 человек – в домах-интернатах, 826 человек – в комплексных центрах социальной обслуживания, 811 человек – в специализированных детских учреждениях.

Диаграмма 1. Распределение руководителей и специалистов по полу и возрасту


Диаграмма 2. Распределение руководителей и специалистов по уровню образования


Диаграмма 3. Распределение руководителей и специалистов, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, по видам образования


Диаграмма 4. Распределение руководителей и специалистов, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, по видам образования,
в том числе имеют высшее образование



Всего обучаются в высших и средних профессиональных учебных заведениях 608 человек.

За последний год численность руководителей и специалистов, имеющих высшее профессиональное образование возросло на 1 % (27 чел.) и составляет 1 726 человек.

Повышение профессионального уровня руководителей и специалистов системы социальной защиты населения является одним из приоритетных направлений развития кадров в Министерстве. В течение 2005 года прошли обучение на курсах повышения квалификации 363 человека, из них:


  1. в Министерстве социальных отношений – 38;

  2. в территориальных управлениях социальной защиты населения – 66;

  3. в областных государственных учреждениях – 151;

  4. в комплексных центрах социального обслуживания – 31;

  5. в специализированных детских учреждениях – 77.

В 2005 году образовательный уровень среди государственных служащих Министерства социальных отношений области не изменился. Все они в основном имеют высшее профессиональное образование.

Двое государственных служащих имеют ученую степень, в том числе один – ученое звание «доцент по кафедре социальной работы».

Сведения по базовому профессиональному образованию характеризуются следующими данными:


  1. высшее профессиональное образование имеют 145 человек (76,3 %):

Диаграмма 5. Распределение руководителей и специалистов Минсоцотношений, имеющих высшее профессиональное образование

Со средним профессиональным образованием работает 36 специалиста (18,9 %).


19 специалистов Министерства обучаются по заочной форме в высших учебных заведениях, из них второе высшее образование получают 3 человека, по направлению «юриспруденция» и «экономика».

В 2005 году всего прошли курсы повышения квалификации 38 человек:



  1. при Уральской академии государственной службы 36 человек, из них по направлениям:

  2. «Государственное и муниципальное управление» – 18 человек;

  3. «Управление финансами» – 15 человек;

  4. «Организация и проведение торгов на закупку продукции для государственных и муниципальных нужд» – 3 человека.

  5. при Московском государственном университете, высшей школе экономики – 2 человека.

Проходят профессиональную переподготовку 8 государственных служащих по направлениям:

  1. «Государственное и муниципальное управление» – 3 человека;

  2. «Управление финансами» – 2 человека;

  3. «Управление социальными процессами» – 3 человека.

Продолжается сотрудничество по подготовке специалистов для системы социальной защиты населения:

  1. с Челябинским юридическим техникумом по подготовке специалистов со средним профессиональным образованием, по специальностям: «Правоведение», «Право и организация социального обеспечения», «Финансы». Было всего выдано 44 направления. По результатам вступительных экзаменов зачислено на дневное отделение 24 человека, на заочное – 10 человек.

  2. с Челябинским государственным университетом по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, по специальности «Социальная работа». Из 15 кандидатов зачислено на дневное отделение 1 человек, на заочное отделение 4 человека.



социальная поддержка семьи и детства


Одним из условий успешного функционирования семьи и воспитания ребенка, снижения социальной напряженности в обществе является развитие сферы социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей.

Основными направлениями работы с семьей и детьми на сегодня являются:

  1. развитие сферы различных видов социальной помощи и социальных услуг с акцентом на усиление адресности;

  2. организация социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;

  3. профилактика социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних, внедрение новых технологий;

  4. реализация целевых программ по улучшению положения детей;

  5. проведение областных мероприятий, ориентированных на повышение статуса семьи и материнства.

Численность семей с несовершеннолетними детьми, нуждающихся в социальной поддержке, по сравнению с предыдущим годом практически не изменилась. По состоянию на 1.01.2006 г. на учете в органах социальной защиты населения состоит 220 806 семей (получатели пособий – 226 676 семей, в них несовершеннолетних – 304 тыс. детей), относящихся к категории малоимущих, в которых 340 138 несовершеннолетних детей. По-прежнему значительную долю среди этих семей составляют неполные семьи, то есть семьи с одним кормильцем – 72 тыс. (32 %).

Социальная помощь семье и детям

Для социальной поддержки семьи и детей в области функционирует следующая сеть учреждений: комплексные центры социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в социальной реабилитации, центры помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Всего 92 (в 2004 году – 89). В 2005 году были созданы отделения по работе с семьей и детьми в комплексном центре социального обслуживания населения Пластовского муниципального района и комплексном центре социального обслуживания населения Курчатовского района города Челябинска. С января 2005 года функционирует Муниципальное учреждение социального обслуживания «Центр помощи семье и детям» г. Челябинска, созданное на базе детского загородного лагеря «Утес».

Объем социальных услуг, предоставляемых малоимущим семьям и детям через управления и комплексные центры социального обслуживания населения за счет всех источников финансирования, ежегодно возрастает.

Объем социальной помощи малоимущим семьям с детьми





2003 г.

2004 г.

2005 г.

Объем услуг в тысячах единиц

508

453,3

783,9

Общая стоимость услуг (млн. рублей)

79,8

90,2

87,4

Значительная доля в социальной поддержке семей отводится, по-прежнему, организации отдыха и оздоровления детей. Особенность оздоровительной кампании - ее круглогодичный характер: дети оздоравливаются в течение всего каникулярного времени, а не только летом. Традиционным и наиболее рациональным видом организации оздоровления детей из малоимущих семей являются лагеря дневного пребывания. В целях усиления контроля организации оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства, Министерством была создана комиссия.

В 2005 году на организацию отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства, из федерального бюджета было выделено 29,5 млн. рублей. Оздоровлено через систему социальной защиты 17,4 тыс. детей.

По путевкам Минздрава России во Всесоюзном оздоровительном лагере «Орленок» отдохнули 10 детей.

К сожалению, количество детей, оздоровленных в 2005 году, снизилось, так как стоимость 1 путевки ежегодно растет, а сумма средств, выделяемых из федерального бюджета на летнее оздоровление, уменьшается.

Одна из основных задач в работе с семьей и детьми – развитие сферы социальных услуг не материального характера: социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические, социально-медицинские и пр. Ежегодно растет объем оказанных социальных услуг не материального характера.



Объем социальных услуг малоимущим семьям и детям (единиц)

Наименование учреждения

Оказано услуг не материального характера

в 2004 году

в 2005 году

Челябинский областной центр социальной защиты «Семья»

63 161

79 799

Магнитогорский центр психолого-педагогической помощи семье и детям

35 658

34 667

Специализированные учреждения для несовершеннолетних

864 568

1 585 746

Реабилитационные центры для детей-инвалидов (Кусинский областной, г. Магнитогорск, г. Челябинск)

59 029

76 219

УСЗН

49 101

58 528

КЦСОН

29 563

67 632


Социальная реабилитация детей-инвалидов

Особой категорией детей, нуждающейся в социальной реабилитации, являются дети-инвалиды. В области сегодня функционируют Кусинский областной реабилитационный центр, Челябинский областной центр социальной защиты «Семья» с отделением реабилитации, Магнитогорский социально-реабилитационный центр, Челябинский центр социальной реабилитации «Здоровье». Здесь постоянно ведется работа по внедрению новых форм и методик комплексной социальной реабилитации детей, расширяются виды социальных услуг.

В сентябре 2005 года на базе МУ «Социально-реабилитационный Центр для детей с ограниченными возможностями» г. Магнитогорска состоялось заседание коллегии Министерства. Членами коллегии был одобрен и предложен для распространения интересный опыт работы данного учреждения по социальной реабилитации детей-инвалидов.

Ежегодно в учреждениях проходят реабилитацию свыше 5 000 детей.



Профилактика безнадзорности несовершеннолетних

Одной из проблем, которую решают органы социальной защиты, является социальное сиротство, детская беспризорность и безнадзорность.

В области функционирует 25 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, рассчитанных по нормативным показателям на 950 койко-мест. Через данные учреждения ежегодно проходит более 2,5 тыс. детей. Усилена реабилитационная работа с семьями, откуда поступают дети. Развитие семейных форм устройства детей позволило жизнеустроить 1 304 ребенка, что составило около 50 % от числа детей, прошедших реабилитацию в специализированных учреждениях за год. Из числа жизнеустроенных детей удалось возвратить в родные семьи (около 44 %), устроить на усыновление (0,3 %), под опеку (7,6 %), в приемные семьи (1,1 %) детей. На 7 % снизилось количество детей, повторно попавших в специализированные учреждения для несовершеннолетних. Детям предоставляются медицинские, социально-педагогические, психологические и пр. услуги в рамках реабилитации.

В целях усиления профилактики социального сиротства органы социальной защиты населения выявляют и берут на учет семьи, в которых родители склонны к злоупотреблению алкоголем, тунеядствуют, не занимаются воспитанием детей. Мероприятия, проведенные в данном направлении, позволили снизить количество семей, находящихся в социально опасном положении. В течение 2005 года на учет было поставлено 820 семей, снято с учета в связи с улучшением обстановки в семье – 465.

Новые подходы к профилактике социального сиротства отрабатываются сегодня на базе Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» и трех экспериментальных площадок – Металлургический район г. Челябинска, г. Сатка и Нагайбакский район. В рамках федеральной целевой программы «Дети России» здесь реализуется инновационный проект «Социальная работа с несовершеннолетними из неполных семей», который рассчитан на 2003-2006 годы.

В настоящее время завершен 1 этап проекта: сформированы и отрабатываются технологии оказания социальных услуг неполным семьям. В 2006 году будет дана оценка эффективности внедрения новых технологий работы с семьей и детьми.

По результатам реализации проекта ЧОЦСЗ «Семья» совместно с Министерством социальных отношений области подготовлен методический сборник «Проект «Социальная работа с несовершеннолетними из неполных семей» по итогам работы 2003-2005 годов.

С 1 января 2005 года на базе ЧОЦСЗ «Семья» открыто стационарное реадаптационное отделение, на базе которого отрабатывается новый подход к профилактике социального сиротства. В течение 2005 года курс реабилитации на базе отделения прошли 52 ребенка в возрасте от 7 до 17 лет. Все дети, попавшие в отделение, имели серьезные психологические проблемы, связанные со стрессом. Причины стрессов: развод родителей, смерть близких людей, жестокое обращение со стороны родителей и сверстников, суицидальные попытки и т.п. Работа с детьми велась по индивидуальным программам по различным направлениям: психолого-педагогическому, медико-социальному и др. Работа проводится и с родителями, опекунами и другими законными представителями ребенка. Разработана программа семинара-практикума «Эффективный родитель». Из 52 детей у 22 проблемы в результате пребывания в отделении реадаптации были сняты. 30 детей поставлены на патронаж, который осуществляют специалисты ЧОЦСЗ «Семья» и специалисты органов социальной защиты населения территорий, на которых проживают дети.



Реализация программ по семье и детству

Одним из направлений работы по социальной поддержке семьи и детей является реализация федеральной целевой программы «Дети России» и областных целевых программ «Дети-инвалиды», «Социальная защита семьи и детей».

В рамках федеральной целевой программы «Дети России» подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ЧОЦСЗ «Семья» в 2005 году было выделено 300 тыс. рублей на реализацию проекта «Социальная работа с несовершеннолетними из неполных семей».

Так, на реализацию областной целевой программы «Дети-инвалиды» согласно утвержденному бюджету области на 2005 год было выделено 1 170 тыс. рублей. В соответствии с мероприятиями программы средства были направлены на дальнейшее развитие реабилитационной базы учреждений социального обслуживания детей-инвалидов: Челябинского детского дома-интерната (300 тыс. руб.), Кусинского областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями (500 тыс. руб.), Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» (370 тыс. руб.). На выделенные средства приобретено современное реабилитационное и технологическое оборудование, что позволяет применять в работе с детьми-инвалидами новые методики и технологии.

Постоянно обновляются методы реабилитационной работы и воспитательного процесса в профессиональных училищах-интернатах. Профессиональное училище-интернат № 1 и Профессиональное училище-интернат № 2 включены в подпрограмму «Дети-инвалиды» областной целевой программы «Дети Южного Урала», что позволит улучшить материально-техническую базу учреждений и внедрить новые методики в работе с детьми-инвалидами.

На реализацию областной целевой программы «Социальная защита семьи и детей» было выделено 1 650 тыс. рублей. Все средства были предназначены для развития базы Челябинского областного центра социальной защиты «Семья» и направлены на ремонтно-строительные работы, приобретение технологического, компьютерного оборудования, мебели, комплектов для психологической разгрузки.

В рамках областной целевой программы «Дети Южного Урала» для укрепления и развития материально-технической базы специализированных учреждений было выделено по 500 тыс. рублей, Троицкому детскому дому-интернату – 1 000 тыс. рублей. Всего – 14 100 тыс. рублей.

Социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В целях исполнения федерального законодательства в части обеспечения неразрывности осуществления полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1 января 2006 года Министерству социальных отношений области переданы следующие функции:



  1. регионального оператора государственного банка данных о детях;

  2. организационно-методическое руководство учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (52 учреждения);

  3. координация деятельности по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различные формы семейного воспитания.

С целью осуществления планомерной передачи названных функций Министерством проводилась большая подготовительная работа в 2005 году: формировалась нормативно-правовая база; состоялись межведомственные совещания с Министерством образования и науки области, а также рабочие совещания с заместителями глав муниципальных образований по социальным вопросам и пр.

Повышение статуса семьи

Сегодня семья, как никогда, нуждается в поддержке со стороны государства и общества в целом. Не менее значимым в работе с семьей и детьми является проведение областных мероприятий по тематике семьи, материнства и детства. Традиционными стали областные праздники, посвященные Международному женскому дню, Дню матери, Международному дню семьи, ежегодные областные фестиваля творчества детей-инвалидов «Искорки надежды». В 2005 году из областного бюджета на их проведение было выделено 3 375 тыс. рублей.

Всё активнее проходит ежегодная акция, объявленная Губернатором области, «Подарим новый год детям». В рамках этой акции из средств областного бюджета выделено 10 млн. рублей на приобретение новогодних подарков. Всего из различных источников было выделено 35 016,9 тыс. рублей. Общее количество подарков, выданных детям, – 604 318.

Действующая сегодня система социальной защиты семьи и детства способствует снижению социальной напряженности в обществе, созданию условий для оказания комплексной помощи семье и детям.



Перспективные направления деятельности по организации социальной поддержки семьи и детей

1. Усиление профилактики семейного неблагополучия:



  1. смещение акцентов на социально здоровую семью, испытывающую некоторые трудности,

  2. оказание помощи таким семьям посредством развития сферы различных услуг.

2. Развитие социальной поддержки семьи:

  1. усиление докризисной профилактики социального неблагополучия семьи посредством развития сферы различных социальных услуг,

  2. усиление адресности социальной помощи и социальных услуг,

  3. принятие исчерпывающих мер по сохранению ребенка в семье.

3. Совершенствование форм по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  1. активизация работы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разные формы семейного воспитания,

  2. усиление работы с неблагополучными семьями,

  3. развитие альтернативных форм устройства детей в семью: усыновление, опека (попечительство), приемные семьи, патронатное воспитание и пр.

Количество малоимущих семей с детьми, состоящих на учете в органах социальной защиты населения

Наименование городов и районов области

Количество семей

В том числе по категориям

многодетные семьи

неполные семьи

семьи с детьми-инвалидами

семьи с опекаемыми детьми

семьи в соц. опасном положении

прочие
семьи


всего

в них детей

Всего

в них детей

всего

в них детей

всего

в них детей

всего

в них детей

всего

в них детей

всего

в них детей

Аша

4 994

6 738

336

1 048

1 226

1 454

240

245

177

207

70

134

2 945

3 650

Верхний Уфалей

3 733

5 033

155

496

1 386

1 751

98

104

128

147

39

72

1 927

2 463

Еманжелинск

4 217

5 481

155

575

1 212

1 370

125

126

11

14

36

50

2 678

3 346

Златоуст

11 473

18 782

523

1 672

2 729

3 007

455

464

536

570

220

348

7 010

12 721

Карабаш

1 592

1 832

52

182

250

284

43

43

71

74

54

107

1 122

1 142

Карталы

5 722

7 305

480

1 623

705

825

164

167

117

152

136

319

4 120

4 219

Касли

3 192

4 673

206

685

1 208

1 511

130

138

114

129

59

129

1 475

2 081

Катав-Ивановск

5 244

7 024

211

695

938

1 182

134

142

84

99

115

235

3 762

4 671

Копейск

7 342

9 911

314

1 005

1 636

2 323

329

331

65

110

78

186

4 920

5 956

Коркино

5 083

8 968

408

1 441

2 394

3 412

187

192

235

274

15

32

1 844

3 617

Кыштым

2 904

4 356

133

455

1 174

1 761

137

142

118

178

55

114

1 287

1 706

Магнитогорск

13 701

18 152

1 143

3 786

7 094

8 192

1 287

1 308

366

443

73

145

3 738

4 278

Миасс

9 038

16 357

1 283

4 620

1 533

2 563

475

482

159

348

140

279

5 448

8 065

Пласт

2 074

4 564

263

933

259

518

87

88

79

83

173

340

1 213

2 602

Сатка

7 055

9 668

251

881

2 403

3 493

375

377

94

114

294

582

3 638

4 221

Троицк

7 071

10 093

357

1 239

2 743

3 495

151

190

13

23

90

180

3 717

4 966

Усть-Катав

2 506

3 297

111

380

662

865

97

115

42

50

34

56

1 560

1 831

Чебаркуль

2 206

4 630

130

520

580

1 150

125

125

67

77

29

58

1 275

2 700

Челябинск











































- Калининский

7 684

11 372

356

1 182

4 296

6 186

501

507

395

417

21

42

2 115

3 038

- Курчатовский

7 302

13 123

497

1 693

3 279

5 979

514

516

356

370

50

106

2 606

4 459

- Ленинский

7 542

11 867

307

976

5 433

8 159

576

576

164

425

108

184

954

1 547

- Металлургический

5 405

8 282

359

1 256

2 910

3 738

472

536

186

210

26

48

1 452

2 494

- Советский

4 578

7 987

141

498

1 798

3 077

362

395

192

216

82

139

2 003

3 662

- Тракторозаводский

8 643

10 721

503

1 710

5 241

5 894

513

533

354

375

47

94

1 985

2 115

- Центральный

3 276

4 005

87

271

1 940

2 163

203

207

120

130

19

30

907

1 204

Южноуральск

3 537

4 405

287

927

1 053

1 194

113

113

66

72

45

84

1 973

2 015

Агаповский р-н

2 902

6 686

361

1 261

547

1 522

105

114

84

110

124

236

1 681

3 443

Аргаяшский р-н

4 123

7 588

725

2 538

316

730

133

133

168

199

41

104

2 740

3 884

Брединский р-н

4 931

7 597

418

1 254

688

1 375

134

137

82

129

107

242

3 502

4 460

Варненский р-н

4 413

6 164

293

931

758

1 052

101

101

89

115

23

65

3 149

3 900

Верхнеуральский р-н

3 380

5 600

200

602

455

911

154

154

150

170

167

381

2 254

3 382

Еткульский р-н

2 759

3 928

200

659

373

500

106

108

81

96

70

150

1 929

2 415

Кизильский р-н

2 900

5 782

622

2 297

1 579

2 258

75

141

61

71

75

184

488

831

Красноармейский р-н

4 382

5 907

386

1 277

1 825

1 974

142

161

14

14

15

26

2 000

2 455

Кунашакский р-н

4 485

7 200

615

2 176

912

1 240

121

153

101

127

118

282

2 618

3 222

Кусинский р-н

3 032

4 912

350

1 192

980

1 305

111

126

122

145

69

131

1 400

2 013

Нагайбакский р-н

2 692

5 054

420

1 470

732

1 369

107

118

70

73

93

132

1 270

1 892

Нязепетровский р-н

2 000

2 804

113

352

315

622

64

65

39

46

141

262

1 328

1 457

Октябрьский р-н

2 897

5 070

357

1 854

578

767

82

95

74

92

35

103

1 771

2 159

Сосновский р-н

4 625

7 736

326

1 072

1 091

1 125

149

159

137

166

87

154

2 835

5 060

Троицкий р-н

3 958

5 117

299

948

532

632

88

97

108

173

146

346

2 785

2 921

Увельский р-н

2 259

5 376

339

1 247

511

1 126

118

121

117

130

117

241

1 057

2 511

Уйский р-н

3 598

5 283

288

1 012

571

722

94

95

110

144

101

204

2 434

3 106

Чебаркульский р-н

2 616

4 841

429

1 411

1 085

1 358

103

105

91

120

32

73

876

1 774

Чесменский р-н

2 105

5 055

460

1 604

329

816

66

66

81

105

40

112

1 129

2 352

Озерск

4 897

6 772

181

583

1 410

1 725

464

466

138

154

11

23

2 693

3 821

Снежинск

1 998

2 791

57

182

794

1 033

160

160

11

13

30

57

946

1 346

Трехгорный

1 865

3 054

153

482

734

1 004

84

85

28

30

54

113

812

1 340

Локомотивный п.

820

1 133

36

118

194

245

20

20

25

31

8

10

537

709

Итого

220 751

340 076

16 676

57 271

73 391

100 957

10 674

11 142

6 290

7 760

3 812

7 724

109 908

155 222

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Бюллетень за 2005 год Челябинск 2006
6670.6kb.
28 стр.
Бюллетень за 2006 год Челябинск 2007
4968.37kb.
25 стр.
Бюллетень №2, август 2005 май 2006 владивосток 2006
56.68kb.
1 стр.
Бюллетень за 2010 год Челябинск 2011
4491.52kb.
30 стр.
491 от 7 июня 2006 г. О дополнении перечня проектов на 2006 год федеральной целевой программы «Русский язык (2006-2010 годы)», финансируемых за счет средств федерального бюджета, выделяемых по направлению расходов «прочие нужды»
244.18kb.
1 стр.
Закон республики таджикистан об органах прокуратуры Республики Таджикистан Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2005 год, №7, ст. 398; 2006 год, №3, с
546.06kb.
3 стр.
Бюллетень сибирской медицины bulletin of siberian medicine том 4, 2005. Приложение 1
7835.37kb.
52 стр.
Учебно-производственный план (мз ср рф) Факультета усовершенствования врачей на 2005-2006 год
57.93kb.
1 стр.
Решение Ученого совета по вопросу «Об итогах научной деятельности мэи в 2005 году и задачах на 2006 год»
44.59kb.
1 стр.
Закон Краснодарского края от 26 декабря 2005 г. N 965-кз "О краевом бюджете на 2006 год"
34.14kb.
1 стр.
Статистика фк «Барановичи» сыграл в первой лиге 112 матчей (+42=23-47; 129-152). Вот какие места занимал клуб по сезонам: 2004 – 7 (из 16), 2005 – 9 (16), 2006 – 10
155.05kb.
1 стр.
Об образовании
841.84kb.
3 стр.