Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

Полноцветная графика

1. Природа цвета.

2. Параметры цвета.

3. Хроматические и ахроматические цвета.

4. Основные цветовые модели.

5. Функционирование цвета.

6. Особенности применения цвета в печатных СМИ.

Задание


Проанализировать использование цвета в изданиях (на выбор).

Литература


Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне.

Àðõåéì Ð. Èñêóññòâî è âèçóàëüíîå âîñïðèÿòèå. Ïðîãðåññ. Ì., 1974.

Âàðòàíîâ À.Â. Öâåòîâîå ñåìàíòè÷åñêîå ïðîñòðàíñòâî. – Ì., 1995.

Äèçàéí ïåðèîäè÷åñêèõ èçäàíèé. (Ïîä ðåä. Ëàçàðåâè÷ Ý.À.). — Ì., Èçä-âî ÌÃÓ. 2000.

Добкин С. Ф. Оформление книги. Редактору и автору. — Москва, «Книга». 1985.

Донни О’Квин. Допечатная подготовка. Руководство дизайнера.

Дубровин В. Современные настольные издательские системы. — Ж. «Современная полиграфия». 1994.

Петренко В.П. Основы психосемантики. М., 1997.

Романычева Э., Яцюк О. Дизайн и реклама. Компьютерные технологии.

Владимир Скоробогатько. Цвет газет – не цвет мира. Иллюстрация в западноевропейской прессе. // Профессия – журналист, № 2, 2001 г., с. 28-31.

Тимофеев Г., Тимофеева Е. Графический дизайн. Учебный курс.

Филин В.Н. Менеджмент цвета. // Новости полиграфии. №15. 1998.

Яцюк О., Романычева Э. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама.

Практическое занятие № 11



Оборудование
и программное обеспечение допечатных процессов

1. Современная электронная редакционно-издательская техника (компьютер, мониторы, сканеры, принтеры).


2. Настольная издательская система (НИС).

3. Локальные сети.

4. Программное обеспечение (ПО) (Software).

Литература


Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель.

Гасов В., Цыганенко А. Информационные технологии в издательском деле и полиграфии. — М., 1998.

Донни О’Квин. Допечатная подготовка. Руководство дизайнера.

Дубровин В. Современные настольные издательские системы. Ж. «Современная полиграфия». 1994.

Лени Г., Баррет Дж. Настольные издательские системы. — М., 1993.

Пикок Дж. Издательское дело. — М., Эком, 2002.

Романычева Э., Яцюк О. Дизайн и реклама. Компьютерные технологии.

Ситников В.П. Издательское дело. М.: АСТ, 2002.

Стефанов Стефан. Подготовка печатных изданий к тиражированию. — М., 2002.

Филин Владимир. Фотокамеры и сканеры: друзья или конкуренты? // Журналист. № 2, 2005 г., с. 42-43.

Хаскин Дэвид. Программы для тех, кто терпит бедствие в информационном море. //PS, №9, 1995.

Шкаев А.В. Настольные издательские системы. — М., «Радио и связь», 1994.

Шушан Р., Райт Д., Льюис Л. Дизайн и компьютер. — М., «Русская редакция», 1997.

Сайты


        1. http://www.intel.ru — компании Intel

        2. http://www.pcmag.ru — сайт журнала «PC Magazine»

        3. http://www.compytery.ru — сайт журнала «Upgrade»


Практическое занятие № 12

Интернет

1. Краткая история сети интернет.


2. Способы подключения к сети интернет.

3. Структура сети интернет.

4. Модемы.

5. Браузеры.

6. Услуги сети интернет.


Задания

1. Выявить содержательные особенности сайтов: www.kak.ru, www.newspaper-design.ru, www.rudesign.ru

2. Используя интернет ресурсы, найти максимум информации об особенностях создания и функциях газетного логотипа.

3. Зарегистрировать собственный электронный адрес на сайте mail.ru, ознакомившись с правилами создания почтового ящика. Отправить и принять почту.

4. Сделать сравнительный анализ электронных версий газет «Ведомости» (http://vedomosti.sfo.ru), «Вечерний Новосибирск» (http://www.vn.ru), «Советская Сибирь» (http://www.sovsibir.ru). Выделить общее и особенное в структуре и оформлении сайтов.


Литература


Гасов В., Цыганенко А. Информационные технологии в издательском деле и полиграфии. — М., 1998.

Гуревич С.М. Номер газеты. М., «Аспект пресс», 2002.

Ситников В.П. Издательское дело. М.: АСТ, 2002.

Хаскин Дэвид. Программы для тех, кто терпит бедствие в информационном море. //PS, №9, 1995.

Шушан Р., Райт Д., Льюис Л. Дизайн и компьютер. — М., «Русская редакция», 1997.

Практическое занятие № 13

Полиграфия




1. Полиграфическая продукция.


2. Печатающие и непечатающие элементы.

3. Типоформирующие признаки, оказывающие воздействие на структуру, графику и полиграфическое исполнение СМИ.


Задание

Проанализировать полиграфическую продукцию различных видов (визитки, календари, бланки, буклеты, методические пособия, газеты, журналы и т.п.). Определить, какие функции она выполняет. Доказать, что дизайн и полиграфическое исполнение отражают ее специфические особенности.

Литература


Бакшин В. В. Оформление газет разного типа. — М., 1981.

Ворошилов В. Техника и технология СМИ. Конспект лекций. СПб, 2001.

Гиленсон П. Г. Справочник технического редактора. — Москва, 1978.

Дизайн периодических изданий. (Под ред. Лазаревич Э.А.). — М., 2000.

Лапатухин В.С. Способы печати. Проблемы классификации и развития. — М., 1976.

Новожилов А. Современные полиграфические технологии. //«Полиграфист и издатель». 1997.

Оформление периодических изданий. (Под ред. Киселева А. П.). — М. 1988.

Пикок Дж. Издательское дело. — М., 2002.

Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства. — М., «Книга», 1991.

Попов В. В., Гуревич С. М. Производство и оформление газеты. — Москва, 1977.

Серов С.С. Парадоксы современного дизайна. // Новости полиграфии. №17.1997.

Ситников В.П. Издательское дело. М., 2002.

Стефанов С. Полиграфия для рекламистов и не только. — Москва, 2002.

Сурнин Д. Как оценить качество дизайна газеты? Список необходимых вопросов. — Москва, 2002.
Задания для лабораторных работ
1. Повторить дизайн визитки (на выбор из оригинал-макета № 1). Разработать собственный дизайн визитки.

2. Верстка полосы формата А4 из двух материалов по оригинал-макету № 2.

3. Верстка полосы формата А4 из двух материалов по оригинал-макету № 3.

4. Найти и исправить ошибки в верстке полосы (см. оригинал-макет № 4).

5. Верстка полосы формата А4 из трех материалов по оригинал-макету № 5.

6. Верстка 1-й полосы формата А4 школьной газеты «Шкода» по оригинал-макету № 6.

7. Верстка тематической полосы формата А4 «Скоро, скоро — Новый год!» по оригинал-макету № 7.

8. Верстка полосы формата А3 из четырех материалов по оригинал-макету № 8.

9. Верстка тематической полосы формата А3 «День семьи» по оригинал-макету № 9.

10. Верстка полосы формата А3 из четырех материалов по оригинал-макету № 10 (оригинал-макет уменьшен до формата А4). Создание коллажей (на выбор из двух).

11. Верстка тематической полосы формата А3 «Абитуриент-2006» по оригинал-макету № 11.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
А) Рекомендации по проведению лекций и семинаров.

Курс разделен на три раздела «Допечатные технологии», «Газетное производство», «Электронные средства». Темы в курсе изучаются в порядке следования их в программе, что соответствует принципу их преемственности и возрастания степени сложности.

Особое внимание следует уделить следующим темам: «Типология полиграфической продукции», «Шрифтовая графика»,«Заголовочный комплекс», «Иллюстративные материалы», Инфографика»,«Макетирование», «Верстка», «Интернет», «Способы печати», «Телевидение», «Радиовещание».

Основная сложность дисциплины заключается в техническом характере информации, в связи с этим при проведении лекций необходимо делать акцент на принципах работы аппаратуры и функционирования технологий.

При изучении следующих тем: «Способы печати», «Оборудование и программное обеспечение допечатного процесса», «Интернет», «Телевидение», «Радиовещание», — планируются экскурсии в типографии, редакции газет, теле- и радиопрограмм.

По темам «Композиционно-графическая модель СМИ», «Полноцветная графика», «Шрифтовая графика» рекомендуется выступление с рефератами и докладами.

Для глубокого понимания предмета необходимы лабораторные занятия в компьютерном классе с пакетом программ: PageMarker (или InDezign, CorelVentura, QwarkXPress), PhotoShop, CorelDraw.
Б) Порядок решения задач, обсуждение ситуаций.

Основными формами работы являются: практические занятия, семинары, деловые игры, пресс-конференции, научные конференции и т.д. Студентам предлагается выполнение творческих заданий (творческая верстка полосы, составление кроссвордов, викторин, интеллектуальных игр).

Тесты проводятся по темам, наиболее насыщенным понятийно-терминологическим аппаратом («Шрифтовая графика», «Способы оформления текстовых блоков», «Иллюстративные материалы», «Способы печати», «Оборудование и программное обеспечение допечатного процесса») и по итогам всего курса.
В) Рекомендации по использованию материалов УМК.

Курс проводится в соответствии с материалами УМК, в том объеме, по тем темам и практическим заданиям, которые зафиксированы в УМК. Список литературы необходимо постоянно пополнять новыми научными источниками. Приветствуется систематическое изменение тестовых и некоторых практических заданий.


Г) Рекомендации по работе с различными информационными источниками.

Преподаватель должен систематически изучать новую научную литературу по курсу (новые учебно-методические пособия, научные сборники, специализированные журналы) для углубления своих представлений по предмету и корректировки УМК. Для более эффективного проведения практических занятий, обсуждений творческих и профессиональных вопросов необходимо регулярное обращение к практике прессы, телевидения, радиовещания и интернет-журналистики.


Д) Рекомендации по подготовке к зачету / экзамену.

Допуском к экзамену является выполнение всех семинарских заданий, выполнение творческих проектов, контрольной верстки, активное участие в обсуждении практических заданий.

Контрольная верстка по итогам первого семестра дисциплины проводится по оригинал-макету полосы формата А4 с 3 текстами и 2 иллюстрациями.

Контрольная верстка по итогам второго семестра дисциплины проводится по оригинал-макету полосы формата А3 с несколькими текстовыми и иллюстративными материалами, в том числе коллажем, и сложной системой дополнительных элементов.

Экзамен проводится по билетам.

Е) Рекомендации по подготовке к лекциям / практическим занятиям.

Необходимо обратить внимание на постоянные обновления в области редакционной и полиграфической техники. В связи с этим при подготовке к практическим и лекционным занятиям преподаватель должен регулярно изучатьновую научную литературу, научно-популярные журналы проводится по оригинал-макету полосы формата А3 с несколькими текстовыми и иллюстративными материалами, в том числе коллажем, и сложной системой дополнительных элементов.

Экзамен проводится по билетам.

Е) Рекомендации по подготовке к лекциям / практическим занятиям.

Необходимо обратить внимание на постоянные обновления в области редакционной и полиграфической техники. В связи с этим при подготовке к практическим и лекционным занятиям преподаватель должен регулярно изучать новую научную литературу, научно-популярные журналы по тематике, просматривать специализированные интернет-ресурсы.

,

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

А) Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины
Так как дисциплина предполагает проведение семинаров, практических и лабораторных заданий, то студенты должны эффективно распределять время на посещение библиотек, изучение электронных ресурсов, выполнения практических упражнений и творческих проектов.

Кроме того, необходимо регулярно знакомиться с информацией СМИ различных типов для подборки интересных примеров, ошибок в области техники и технологии СМИ.

Навыки макетирования, верстки и анализа композиционно-графической модели рекомендуется использовать в период практики, получая опыт не только в журналистской деятельности, но и в работе секретариата, отдела выпуска.

Б) Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы, требования к представлению результатов СР, критерии оценки результатов

При подготовке к семинарским занятиям необходимо обращать внимание на дискуссионность изучаемых вопросов, преемственность открытий в сфере СМИ, специфику техники того или иного СМИ в зависимости от формата и аудитории.

При оценивании подготовки к семинарам учитывается полнота информации, умение рассуждать по изучаемому вопросу, видеть взаимосвязь с изученными темами. При выполнении творческих заданий высоко оценивается оригинальность и функциональность работы.
В) Рекомендации по использованию материалов УМК

В начале изучения курса необходимо ознакомиться с программой изучаемой дисциплины для получения общего представления о предмете, цели и задачах. В процессе подготовки к занятиям помогут сформулированные вопросы к темам, списки литературы по каждой теме.


Г) Рекомендации по работе с различными информационными источниками

Самоподготовка предполагает работу с дополнительной литературой, научными статьями в журналах: «КАК», «Журналист», «Полиграфист и издатель», «Полиграфия», «Курсив», «КомпьютерПресс», «Publish», анализ конкретных изданий, отработку навыков макетирования, обработки текстов, компьютерной верстки, работы с диктофоном и видеокамерой, освоение Интернета.


Д) Рекомендации по подготовке к зачету/экзамену

Допуском к экзамену является посещение лекционных занятий, участие в семинарах, выполнение заданий. Пропущенные занятия и семинары отрабатываются в письменной форме. Экзамен проходит в виде собеседования по билетам. Допуском к экзамену является выполнение контрольной верстки.


Е) Рекомендации по подготовке к лекциям/ практическим занятиям

При подготовке к практическим занятиям необходимо ответить на все вопросы, прочитать предлагаемую литературу, выполнить все задания, изучить указанные электронные ресурсы. Приветствуется привлечение студентами дополнительной литературы, помимо той, которая указана в УМК.

Студенты выполняют не менее 3 крупных контрольных работ за семестр («Альбом шрифтов», «Анализ композиционно-графической модели», «Инфографика в деловых газетах»).

Для углубленного изучения отдельных тем студентам необходимо посетить типографии, полиграфические комбинаты, редакции газет, радио- и телепрограмм, — в целях получения реального представления о технологических процессах.



Виды самостоятельной работы для студентов ОЗО

На самостоятельную работу по дисциплине «Техника и технология СМИ» отводится 212 часов 2, 3и 4 семестрах. В этот объем входит чтение и конспектирование литературы, указанной к практическим занятиям; выполнение заданий к практическим заданиям, анализ журналистских текстов; подготовка реферативных сообщений; выполнение творческих заданий; выполнение тестовых заданий; подготовка к контрольной работе и семестровым экзаменам и зачетам.

На лекции отводится 6 аудиторных часов.

ФОНДЫ КОНТРОЛЯ
Итоговый и промежуточный контроль

Промежуточный контроль. В течение изучения данного курса студенты регулярно получают практические домашние задания (аналитический обзор композиционно-графической модели СМИ, создание альбома шрифтов, макета и оригинал-макета полосы, верстка полос по макетам, оригинал-макетам либо в креативной подаче, составление кроссвордов и викторин с использованием изученных терминов терминам, подготовка докладов по выступлениям специалистов в периодической печати и т.п.), выполнение некоторых из них рассматривается как контрольные работы и является основанием для допуска студента к сдаче зачета и экзамена. Для контроля освоения разделов учебной дисциплины предусматривается проведение тестирования по разделам.

Итоговый контроль. По итогам изучения всего курса проводятся экзамены в 3 и 4 семестрах. Результаты контроля проставляются в приложении к диплому (выписке из зачетной книжки). Итоговый контроль вариативен: выполнение тестовых заданий (АСТ-тест), либо ответы на вопросы билетов и выполнение анализа композиционно-графической модели газеты/журнала.

Образец варианта контрольной работы прилагается.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
488.35kb.
5 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
830.04kb.
5 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
429.14kb.
3 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
767.22kb.
4 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
669.22kb.
6 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 16 методические рекомендации для студентов 19
296.1kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
796.71kb.
4 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
482.7kb.
3 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
421.17kb.
3 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
933.51kb.
5 стр.
Методические рекомендации для студентов
570.51kb.
5 стр.