Главная
страница 1страница 2страница 3
Александр Строганов




ЯД ОСЯЗАНИЯ

Драма в двух действиях

© А. Строганов




ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

КАМИЛЛА (КАМИЛЛЬ) КЛОДЕЛЬ

ОГЮСТ РОДЕН

ДЕТКА



В пьесе использованы стихи Поля Клоделя.
Действие происходит в 1899 году, в Париже, в доме 19 по Набережной Бурбон, где не спится женщине по имени Камилла Клодель, крестное имя Камилль.
Крестное имя (Камилль) в случае абсолютного одиночества, имеет значение, не меньшее, чем имена глиняных ангелочков за мутными стеклами шкафа.
Или имена равнополосатых кошек, которые, в отличие от ангелочков, не взирая на многочисленность, (в доме 19 по Набережной Бурбон) ведут себя тихо. Так тихо, что их можно и не заметить. Не заметить или принять за статуэтки. Временами (по причине такого тихого поведения) равнополосатые кошки имеют больше оснований именоваться статуэтками, нежели собственно статуэтки нередко шумных глиняных ангелочков.

Или имя Детка. Если даже не существует такого имени, Детка, ( существует, раз уж произнесено однажды вслух) имя это все равно обозначено уже и относится к конкретному человеку, мальчику, юноше, будущему мужчине, мужчине, будущему мужчине, юноше, мальчику, одним словом, к конкретному человеку.
Имя выбрано женщиной. Женщиной по имени Камилла, волею обстоятельств, проживающей в двух черных захламленных комнатах в доме 19 по Набережной Бурбон. Камиллой или Камилль (в церковных записях), Камиллой, что созвала, полон дом, глиняных этих ангелочков и, чтобы не было скучно, налепила для них равнополосатых кошек.

Или наоборот.
Впрочем, и то и это не имеет никакого значения, ибо и то и это тускнеет, растворяется, исчезает, тускнеет, растворяется, исчезает, тускнеет, растворяется, исчезает, тускнеет и исчезает, стоит произнести, стоит произнести вслух, и даже не вслух, а просто четко и громко, не обязательно громко, можно и невнятно или про себя, или просто вспомнить одно имя - Роден.
Роден.

Огюст Роден.

Произнести это имя и остаться без сна.

И остаться без памяти (в памяти только Роден, только Роден и никого больше, только Роден и никого, и ничего больше).

И остаться без памяти.

И, оставшись без памяти, сутки, двое, трое, несколько суток вспоминать или придумывать заново имена всем этим ангелочкам, кошкам, высохшим цветам, кошкам, вспоминать свое имя, Камилла. Или Камилль.

Камилла или Камилль.

Или Камилла.

Или Камилль, что мягче, объективно красивее, значительно красивее, нежнее, тоньше, талантливее. Что есть лучшее на свете имя, во многом потому, что это имя дано при крещении.
Вот два имени.

Которое из двух?

Когда пасмурно — Камилль.

Когда солнечно — Камилла.

Или наоборот.

Впрочем, солнечных дней последнее время не бывает.

Как будто и не было никогда.
Впрочем, и то, и это не имеет значения, когда в тридцать пять лет ты уже обрел абсолютное одиночество.

Абсолютное одиночество — это когда на протяжении многих-многих миль вокруг никого нет.

И в тебе самом нет никого.

Никого.

Никого, кроме Детки.

Никого, кроме Детки, разумеется.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ
Детке на вид лет шестнадцать — семнадцать.

У Детки вьющиеся золотистые волосы, что роднит его с вышеупомянутыми ангелочками, равно, как и с другими ангелочками, какими их привыкли изображать все, или почти все, кто изображает ангелочков, начиная с того первого, или (почему бы и нет?) с той первой, кто, собственно, видел их.

Если, разумеется, тот, кто их видел - действительно видел их.

А не выдумал, что, впрочем, также не имеет значения.
С ангелочками Детку роднит розовощекость, и уже занимающаяся склонность к полноте, которую пока еще (пока еще!) может угадать только художник, (художник!) а лучше скульптор.

Нет, не художник, непременно скульптор.

Тот единственный, кто владеет пространством.
Сперва шепчет пространству на ухо, сперва целует его кончиками пальцев, поглаживает, а затем овладевает им (осязание!).

Осязание.

Осязание.

Видели бы вы при этом их глаза.

Глаза скульптора и глаза пространства.

Затем Детки превращаются в ангелов.

Или амуров.

Или наоборот.

Впрочем, и это не имеет значения.
Сейчас Детка является фрагментом пространства.

Именно и только так - фрагментом пространства.

Детка неподвижен.

Детка точно врос в дышащее чернильное пятно между двумя шкафами (двумя шкафами, набитыми глиняными попрошайками) и выглядывает оттуда. Нет, не выглядывает, смотрит, рассматривает восседающего в кресле колосса.

Колосс

Колосс в белых одеждах.

Тучный, мраморный, покрытый испариной колосс.

Колосс, чье имя — табу в этом доме.

В этом, и любом другом доме.

Повсюду, где еще теплится надежда на спасение.
Так должно быть.

Так должно быть по его, деткиному разумению.

Так должно быть, ибо так хочет Камилла, а ее желание — закон для Детки.
Имя колосса - табу, ибо имя это — Роден.

Огюст Роден.

Прости, Камилль.
Роден, в свою очередь, тоже рассматривает Детку. Как будто со злостью. Как всегда со злостью рассматривает он фрагменты пространства, оценивая то, чем будет обладать в обозримом будущем.

Непременно будет обладать в обозримом будущем, не будь он колоссом Роденом, Роденом скульптором.

Всегда.

До последнего дня.

До последнего вздоха.
В его взгляде яд.
Яд.

Превращающий в послушный материал все живое.

Превращающий в послушный, податливый, блеклый, безвольный материал все живое.

Яд осязания.
ДЕТКА (Шепчет.) Прости, Камилль.

РОДЕН (Его голос громоподобен, подстать внешности.) Что? (Пауза.) Ты бормочешь что-то, я не могу разобрать слов.



Пауза.

ДЕТКА (Шепчет.) Прости, прости меня, Камилль. Я не имею представления, как он мог попасть сюда. Не имею ни малейшего представления. И то сказать, я доподлинно не знаю кто он. Я только догадываюсь. Я могу только догадываться.

РОДЕН Что?

Пауза.

ДЕТКА (Шепчет.) Я могу только догадываться, кто он. Но догадки мои, Камилль, ужасны. (Пауза.) Но, быть может, еще все обойдется? Быть может, это совсем не он, а кто-нибудь другой. (Пауза.) Быть может, твой страх передался мне, а у страха, ты сама знаешь, глаза велики, но уж очень он похож на мраморную глыбу. (Пауза.) Не может другой так походить на мраморную глыбу. (Пауза.) Уж если это другой, притом, что он так похож на эту самую мраморную глыбу, то, вероятнее всего, я так думаю, вероятнее всего... их двое.

РОДЕН Что ты там бормочешь про мрамор?!

Пауза.

ДЕТКА (В голос.) Нет.

РОДЕН Что, «нет»?

ДЕТКА Нет.



Пауза.

РОДЕН Нет?

ДЕТКА Нет.

Роден принимается смеяться.

Этот смех — извержение Везувия.

Этот смех — гибель Помпеи.

Гибель Камилль.

ДЕТКА (Шепчет.) Это он, Камилль! Это определенно он! Как странно, я совсем не знаю человека, никогда не видел его, но не тени сомнений, это — он. (Пауза.) Бедная Камилла. Бедная Камилль.



Смех Родена обрывается внезапно.

Гримаса боли искажает его лицо.

Пауза.

Боль отпускает.

РОДЕН Где она? (Пауза.) Где она? (Пауза.) Что ты молчишь?



Пауза.

ДЕТКА Кто «она»?

РОДЕН Камилла.

Пауза.

ДЕТКА (Немедленно севшим голосом.) Кто, простите?

РОДЕН Камилла.

Пауза.

ДЕТКА Вы изволили сказать, Камилла?

РОДЕН Да, я изволил сказать именно так. (Пауза.) Я назвал именно это имя. (Пауза.) Камилла. (Пауза.) Другого имени как будто не звучало.

Пауза.

ДЕТКА Женщина?



Пауза.

РОДЕН А сам ты как думаешь?

ДЕТКА Судя по имени — женщина.

РОДЕН Верно. (Пауза.) И где же она?



Пауза.

ДЕТКА Вы имеете в виду Камиллу?

РОДЕН Мое терпение имеет границы. Прошу принять это во внимание. (Пауза.) Я жду ответа.

Пауза.

ДЕТКА А как она выглядит, эта ваша Камилла?

РОДЕН Как она выглядит?! (Пауза.) Как она выглядит, спрашиваешь ты? (Пауза.) По твоему разумению это должно служить доказательством того, что ты будто бы совсем не знаешь, о ком идет речь. Я угадал?

Детка пожимает плечами.

РОДЕН Пожимаешь плечами? (Пауза.) Хорошо. Я скажу тебе. (Пауза.) Нет, лучше я задам вопрос. Довелось тебе уже встретить самую красивую женщину на свете? (Пауза.) Нет, не так. Довелось ли тебе уже встретить женщину, о которой ты подумал, — Наверное, вот это и есть самая красивая женщина на свете, и ничего лучшего я никогда не встречу. (Пауза.) Узнал ли ты уже, что такое каждый день всматриваться в знакомых, малознакомых, совсем незнакомых женщин и сравнивать, сравнивать, сравнивать до бесконечности и убеждаться в том, что первое впечатление не подвело тебя? (Пауза.) Испытал, как это просыпаться шесть раз за ночь в ожидании следующего дня с единственной мыслью о возможном свидании?



Пауза.

ДЕТКА Ничего подобного я не испытал. Мне еще рано думать о таких вещах.

РОДЕН Рано думать о таких вещах?

ДЕТКА Да. Мне еще рано думать о таких вещах.



Пауза.

РОДЕН А ты хитрец!

ДЕТКА Я бесхитростен. Все говорят, что я совсем бесхитростен, и меня можно легко обвести вокруг пальца.

Пауза.

РОДЕН (Про себя.) Мы так долго не виделись. Кто знает, как она теперь выглядит? Ходят разные слухи. Впрочем, люди есть люди, они любят представлять в невыгодном свете заложников славы. Особенно, если речь идет о совершенстве. А в данном случае мы, кажется, имеем дело с совершенством. Не меньше, не меньше… Совершенством, которое позволяет себе головокружительную свободу и некоторые странности. (Пауза.) Очень большие странности. (Пауза.) Очень и очень большие странности. (Пауза.) Констатирую растерянность. (Пауза.) Что не в моем репертуаре. (Пауза.) Кажется, ей удалось пробить меня. (Пауза.) Этого не удавалось еще никому, Камилла. (Пауза.) Девочка Камилла. (Пауза.) И когда же это у тебя прорезались зубки? Когда я упустил тебя? (Пауза.) Кто ты, что ты теперь? (Пауза.) Растерянность и волнение. (Пауза.) Констатирую волнение. (Пауза.) Зачем я пришел сюда? Черт знает что такое!



Долгая пауза.

РОДЕН (Детке.) Так что ты говоришь? Бесхитростен? (Пауза.) Бесхитростен и бескорыстен?

ДЕТКА Все говорят, что я совсем бесхитростен, и меня можно легко обвести вокруг пальца.

РОДЕН А зачем же, в таком случае, ты так упорно врешь мне? (Пауза.) Зачем ты так тщательно скрываешь ваше знакомство?

ДЕТКА Наше знакомство? (Пауза.) С кем? (Пауза.) С той красивой женщиной?

РОДЕН Ты прекрасно знаешь, о ком я говорю. (Пауза.) У тебя совсем не получается врать. (Пауза.) Сам-то ты как думаешь - получается у тебя врать?



Пауза.

ДЕТКА Нет.



Пауза.

РОДЕН И никогда не получалось?

ДЕТКА Нет.

Пауза.

РОДЕН Страдаешь от этого?

ДЕТКА Нет.

Пауза.

РОДЕН Ничего. Еще научишься. (Пауза.) Обязательно научишься. (Пауза.) Еще как научишься! У тебя замечательный учитель. (Пауза.) И не захочешь, так придется научиться.

ДЕТКА Замечательный учитель?

РОДЕН Блистательный. (Пауза.) Самый лучший. (Пауза.) А знаешь почему? (Смеется.) Говорю это по секрету. Только тебе. (Шепотом.) Она, в свою очередь, была моей ученицей.



Пауза.

ДЕТКА О ком вы?

РОДЕН О ней, о ком же еще? О ней, только о ней, все мысли о ней.

Довольно легко для своей комплекции Роден вскакивает с кресла и хватает Детку за ухо.

Детка морщится и повизгивает как собачонка.

ДЕТКА (Скороговоркой.) Видите ли, дело в том, что я не понимаю о чем вы говорите, я, вроде бы слышу все, каждое ваше слово слышу, вас нельзя не услышать, потому что вы говорите четко и ясно, редко кто умеет так вот четко и ясно говорить, и я, вроде бы, слышу, и не слышу одновременно, то есть, слышу, но понять не могу, господин Роден.

РОДЕН (Отпускает ухо Детки.) Господин Роден?

Пауза.

ДЕТКА Простите.



Пауза.

РОДЕН Ты сказал, господин Роден?



Пауза.

ДЕТКА Я так сказал?

РОДЕН Да, именно так ты и сказал.

Пауза.

ДЕТКА Простите меня, простите меня, ради Бога, просто я все время, последнее время думал о нем, вот и вырвалось.



Пауза.

РОДЕН Ты думал о Родене?

ДЕТКА О господине Родене, да.

РОДЕН Любопытно. (Пауза.) И что же ты думал о нем?

ДЕТКА Хорошее, только хорошее, исключительно хорошее думал! Да разве можно думать о нем плохо?

Пауза.

Роден вновь погружается в кресло.

РОДЕН И что же хорошего думал ты о господине Родене?

ДЕТКА Кавалер, кавалер, кавалер, все время крутилось это «кавалер», почему кавалер, не знаю, но ведь это совсем не дурно, кавалер, даже очень хорошо, кавалер, не всякому дано быть кавалером...

РОДЕН Довольно!



Пауза.

ДЕТКА Можно не продолжать?

РОДЕН Хватит!

ДЕТКА Я мог бы многое рассказать вам о Родене, о кавалере Родене…

РОДЕН Довольно! (Пауза.) Хватит ломать комедию! Мне теперь не до шуток! (Пауза.) У меня очень болит голова. (Про себя.) Теперь я знаю, что такое утраченные иллюзии. Это смертельная головная боль. Нестерпимая головная боль. (Детке.) Чрезвычайно, необыкновенно, до тошноты болит голова. (Пауза.) У меня тысячу лет так не болела голова...

ДЕТКА Вам тысяча лет?

РОДЕН Бери больше.

ДЕТКА В таком случае позвольте полюбопытствовать...

РОДЕН Довольно! (Пауза.) Я задал вопрос, изволь мне на него ответить! (Пауза.) Где Камилла? (Пауза.) Камилла Клодель, скульптор, моя ученица, бывшая моя ученица, соизволившая снимать этот Богом забытый угол, и, как я вижу, отсутствующая в настоящее время? (Пауза.) Итак, я повторяю вопрос, где она, а если быть точнее, где ее носят черти, эту, с позволения сказать... мою бывшую ученицу?!

Пауза.

ДЕТКА Вы тоже скульптор, как и господин Роден?

РОДЕН Да, да, черт возьми!

Пауза.

ДЕТКА Во Франции так много скульпторов!

РОДЕН Где она?!

Пауза.

ДЕТКА Вы — злой?

РОДЕН Что?

ДЕТКА Вы — злой?



Роден смеется.

Смеется долго.

РОДЕН Кто ты, мальчик? (Пауза.) Натурщик? (Пауза.) Сколько тебе лет? (Предельно мягко, даже вкрадчиво, что выглядит нелепо.) Не нужно меня бояться. Бояться меня не нужно, нужно отвечать на мои вопросы. Мне очень нужна хозяйка, временная хозяйка этого помещения.



Пауза.

ДЕТКА Вы не ответили мне. Вы - злой?

РОДЕН Зачем тебе?

Пауза.

ДЕТКА Мне нужно знать.

РОДЕН И какой прок в том, что я отвечу тебе? Я тоже умею обманывать. О, как я умею обманывать! Тебе и не снилось! Я – великий мастер лжи. Величайший мастер лжи!

Пауза.

ДЕТКА И все же мне хотелось бы услышать ответ на свой вопрос. (Пауза.) Мне было бы спокойнее. (Пауза.) Мне было бы намного спокойнее, если бы вы согласились ответить на мой вопрос.

РОДЕН Вообще-то первым вопрос задал я.

ДЕТКА Мой вопрос важнее.

РОДЕН Наглец.

ДЕТКА Но мой вопрос важнее.



Пауза.

РОДЕН Я не злой.



Пауза.

ДЕТКА Спасибо.

РОДЕН Пожалуйста.

Пауза.

ДЕТКА А это правда?

РОДЕН Ну, вот что...

ДЕТКА Правда?

РОДЕН Что «правда»?

ДЕТКА Правда то, что вы сказали?

РОДЕН Правда.

Пауза.

ДЕТКА И вы не причините никому зла?

РОДЕН Нет. (Пауза.) Мало того, я спасу кое-кого, если, конечно, встречусь кое с кем. (Пауза.) Кое-кому грозит кое-какая опасность. А я пришел для того, чтобы предупредить кое-кого об этом.

Пауза.

ДЕТКА (Грустно.) Не правда. (Пауза.) Вы не для этого пришли.



Пауза.

РОДЕН Не для этого?

ДЕТКА Нет.

Пауза.

РОДЕН А для чего же, по-твоему, я пришел?

ДЕТКА Вам просто хочется увидеть ее.

Пауза.

РОДЕН Кого?

ДЕТКА Камилль.

Пауза.

РОДЕН Камилль?

ДЕТКА Да.

Пауза.

РОДЕН (Про себя.) Ах, да, Камилль. Совсем забыл. Ее крестное имя. Она иначе и не назвала себя никогда. Только Камилль. Ни в коем случае – Камилла. Огромная, огромная разница. Это только кажется, что одна буква ничего не меняет. Меняет все. Кардинально. Ну, конечно же, Камилль. (Пауза.) Какая, черт, разница, Камилла или Камилль? (Пауза.) Нет. Только Камилль. Камилла – это вульгарно. Камилла – это для Родена. А для госпожи Клодель, тонкой изысканной госпожи Клодель - исключительно Камилль. Да, да именно, Камилль. (Пауза.) Не Камилла, а Камилль. (Детке.) Итак, где она?



Пауза.

ДЕТКА А знаете, мне кажется, что вы не обманываете меня.

РОДЕН Где она?

Пауза.

ДЕТКА Ее нет.

РОДЕН Да?

ДЕТКА Да, ее нет. (Пауза.) И не будет. (Пауза.) Она ушла. (Пауза.) Навсегда. (Пауза.) Далеко. (Пауза.) Очень далеко. (Пауза.) Нет, и не будет. (Пауза.) Нет, и не будет. (Пауза.) Нет, и не будет. (Пауза.) Нет, и не будет.



Долгая пауза.

РОДЕН (Вздыхает.) Как тебя звать?

ДЕТКА Детка.

Пауза.

РОДЕН Как?

ДЕТКА Детка.

Пауза.

РОДЕН Это она называла тебя так?

ДЕТКА Да.

Пауза.

РОДЕН А остальные? Как называют тебя остальные?

ДЕТКА Никак.

Пауза.

РОДЕН Что же, никто не называет тебя по имени?

ДЕТКА Никто. Я не из их мира.

Пауза.

РОДЕН Как ты сказал?

ДЕТКА Я не из их мира.

Пауза.

РОДЕН Ты из ее мира?

ДЕТКА Да.

Пауза.

Роден поднимается, берет Детку за руку и выволакивает на свет.

РОДЕН А ну-ка, покажись, дай, рассмотрю тебя хорошенько.

ДЕТКА (Сопротивляется.) Не нужно, не нужно меня рассматривать.

РОДЕН Что еще за нежности? Что за дурацкие нежности? Я должен тебя рассмотреть.

ДЕТКА (Тщетно пытается вырваться.) Нет! Не нужно меня рассматривать! Не нужно меня рассматривать!!!

Борьба.

РОДЕН Да ты же теперь знаешь чем я занимаюсь!



Борьба.

ДЕТКА Я не пригоден в пищу! Я болен!



Борьба.

РОДЕН Ты знаешь, что я скульптор!



Борьба.

ДЕТКА Я не пригоден в пищу! Я болен!



Борьба.

РОДЕН А ты знаешь, что я самый лучший скульптор?



Борьба.

ДЕТКА Я не пригоден в пищу! Я болен!



Борьба.

РОДЕН Ты знаешь, что люди почитают за честь позировать мне?



Борьба.

ДЕТКА Я не пригоден в пищу! Я болен!



Борьба.

РОДЕН Никто не собирается тебя есть.



Борьба.

ДЕТКА Я болен!



Борьба.

РОДЕН Да ты знаешь кто я?



Борьба.

ДЕТКА Не знаю, я болен, говорю же вам!



Борьба.

РОДЕН Я все равно сильнее!



Борьба.

ДЕТКА Пустите меня!



Борьба.

РОДЕН Знаешь ты, кто я?



Борьба.

ДЕТКА Да!



Борьба.

РОДЕН Знаешь, кто я?



Борьба.

ДЕТКА Да!



Борьба.

РОДЕН Ты знаешь меня?



Борьба.

ДЕТКА Да!



Оба падают.

Роден оказывается сверху.

Детка кричит от боли.

Роден отпускает его, усаживается на пол.

Детка усаживается на пол напротив Родена.

У Детки носом идет кровь.

РОДЕН (Одышка.) У тебя кровь.

ДЕТКА Пройдет.

Пауза.

РОДЕН Ты только что сказал, что знаешь меня?

ДЕТКА Знаю.

РОДЕН И кто же я?

ДЕТКА Вы и есть Роден.

Пауза.

РОДЕН Как?

ДЕТКА Вы и есть Роден.

Пауза.

РОДЕН Вот ты и выдал себя. Уличаю тебя во лжи.

ДЕТКА Нет.

Пауза.

РОДЕН Ты сразу узнал меня. Сразу, как только увидел.

ДЕТКА Нет. (Пауза.) Только когда почувствовал на себе вашу силу. (Пауза.) Вы очень сильный человек, господин Роден, самый сильный человек на свете, господин Роден. (Пауза.) Не случайно вы ищете самую красивую женщину на свете, господин Роден. (Пауза.) Такова жизнь богов. Боги тянутся друг к другу. (Пауза.) Какая-нибудь некрасивая женщина, наверное, и не заинтересовала бы вас, господин Роден. (Пауза.) И даже красивая, но не самая красивая женщина, наверное, тоже не заинтересовала бы вас, господин Роден. (Пауза.) Правильно я рассуждаю, господин Роден?

Пауза.

РОДЕН (Про себя.) Боги тянутся друг к другу. Да. В этом что-то есть. (Детке) А кто это придумал?

ДЕТКА Что именно, господин Роден?

РОДЕН «Боги тянутся друг к другу»?

ДЕТКА Я же сам и придумал, господин Роден.

Пауза.

РОДЕН Ты издеваешься надо мной?

ДЕТКА Нет. С чего вы взяли, господин Роден?

РОДЕН Ерничаешь?

ДЕТКА Как могло это придти вам в голову, господин Роден?

РОДЕН У тебя такой тон.

ДЕТКА Вам только кажется, господин Роден.

Пауза.

РОДЕН А полное имя мое ты тоже знаешь?

ДЕТКА Огюст Роден.

РОДЕН (Горько улыбаясь.) Великий Огюст Роден.

ДЕТКА Великий Огюст Роден. (Пауза.) Кавалер Огюст Роден. (Пауза.) Великий.

Долгая пауза.

РОДЕН (Изображает голос Великана.) Так что же ты сопротивлялся?! (Пауза.) Разве можно противиться самому Огюсту Родену?! Разве твоя Камилль не рассказала тебе, что такое Огюст Роден? Разве не научила тебя?



Пауза.

ДЕТКА Чему?

РОДЕН Тому, что сопротивляться Родену бессмысленно и, самое главное, глупо. Глупо, понимаешь?

ДЕТКА Нет.



Пауза.

РОДЕН Что, «нет»?

ДЕТКА Не научила. (Пауза.) Она научила меня другому.

РОДЕН Да? И чему же она научила тебя?

ДЕТКА Она научила меня тому, что осязание — это яд.

Пауза.

РОДЕН Как?!

ДЕТКА Осязание — яд. (Пауза.) Оно превращает предметы в золото. (Пауза.) Все — все предметы превращает в золото, но убивает осязающего.

Пауза.

РОДЕН (Смеется.) Кого убивает?

ДЕТКА Осязающего.

Пауза.

РОДЕН Сколько тебе лет, Детка?

ДЕТКА Десять.

Пауза.

РОДЕН Сколько?!

ДЕТКА Десять.

Пауза.

РОДЕН Кто ты?

ДЕТКА Я сын хозяина этого дома. (Пауза.) Всего этого дома. (Пауза.) И мне десять лет. (Пауза.) Я сын хозяина этого дома и трогать меня нельзя. (Пауза.) Меня никто не трогает. (Пауза.) Никогда. (Пауза.) Мой отец — очень суровый человек, быть может, даже более суровый, чем вы, и ему не нравится, когда чужие приходят в его дом. (Пауза.) Ему не нравится, когда чужие приходят в его дом. И мне не нравится, когда чужие приходят сюда.

Пауза.

РОДЕН (Перебирается в кресло.) Вот как?

ДЕТКА Да.

Пауза.

РОДЕН А почему ты решил, что я — суровый человек?

ДЕТКА Очень, очень суровый человек. (Пауза.) Вы причинили мне боль. (Пауза.) Вы всем причиняете боль. (Пауза.) Так уж у вас получается. (Пауза.) Может быть, вы и не желаете того сами, но так уж у вас получается.

Пауза.

РОДЕН Я не думал об этом. Но, наверное, ты прав.

ДЕТКА Еще как прав! (Пауза.) Вы подумайте об этом. (Пауза.) Пожалуйста.

Пауза.

РОДЕН Так значит ты — не натурщик?

ДЕТКА Нет.

Пауза.

РОДЕН И Камилла никогда не просила тебя позировать ей?

ДЕТКА Нет.

Пауза.

РОДЕН И тебе десять лет?

ДЕТКА Десять лет.

РОДЕН (Взрывается) Сколько тебе лет, негодяй?! (Пауза.) Что ты делаешь здесь, негодяй?! (Пауза.) Что ты делаешь здесь, в ее комнатах, негодяй?! (Пауза.) Что тебе здесь нужно, мелкий лгунишка?! (Пауза.) Встань!



Детка поднимается.

Пауза.

РОДЕН Ты волочишься за ней?! (Пауза.) Отвечай, ты волочишься за ней?! (Пауза.) Вы близки?! (Пауза.) Она темпераментна, не правда ли? О, да, она самая темпераментная женщина в мире! Мы то с тобой это знаем, не правда ли?! (Пауза.) А теперь, должно быть, темперамента еще прибавилось? (Пауза.) Теперь, когда она окончательно тронулась! Не так ли?! (Пауза.) Что ты молчишь, развратник? (Пауза.) Почему ты молчишь, сын хозяина?!



Пауза.

ДЕТКА Я не понимаю, о чем вы говорите.

РОДЕН Понимаешь! Ты все отлично понимаешь! (Пауза.) А, может быть, ты просто вор? (Пауза.) Может быть ты просто таскаешь ее работы? Отвечай как на духу, покуда цел! (Пауза.) Ты хотя бы знаешь им цену?! (Пауза.) Отвечай! (Пауза.) Много ты украл?! Отвечай, Детка!

Пауза.

ДЕТКА Это вы вор, господин Роден. (Пауза.) И знаете это лучше моего.



Долгая напряженная пауза.

Как разрешение, Детка падает без чувств.

Тяжелый, мраморно белый Роден в кресле не делает попыток оказать ему помощь.

Он размышляет.

В его взгляде яд.

Затемнение.

КАРТИНА ВТОРАЯ


Мы возвращаемся к началу первой картины.

Чернильное пятно с Деткой между двумя шкафами.

Кресло с восседающим в нем белым колоссом Роденом.

Все как будто то же самое, но есть одно отличие.

У Детки к спине прилажены картонные крылья. Большие наивные картонные крылья. И с этими крыльями он, как ни странно, уже не похож на ангелочка. С этими крыльями в нем появилось что-то неестественное, отталкивающее, неприятное.

Сверху, откуда-то из соседних квартир, доносятся механические и фальшивые звуки расстроенного фортепиано.

За окнами выглянуло холодное солнце, разбавило чернила, осветило пыль, тряпичные фигурки равнополосатых кошек и обесценило фигуры действующих лиц.

На фоне механических и фальшивых звуков расстроенного фортепиано пауза выглядит неловкой.

Роден и Детка с любопытством рассматривают друг друга.

РОДЕН Ты кто?



Пауза.

ДЕТКА А вы?

РОДЕН Роден. Господин Роден, Огюст Роден, скульптор. (Пауза.) Не слышал моего имени?

ДЕТКА Нет.



Пауза.

РОДЕН Что же, Камилла не рассказывала тебе про меня?

ДЕТКА Рассказывала.

РОДЕН А говоришь, что не слышал моего имени?

ДЕТКА Она никогда не произносит вашего имени. У нас запрещено произносить ваше имя. (Пауза.) Если произнести вслух ваше имя, может случиться беда.

РОДЕН Вот как?

ДЕТКА Да, уж я-то знаю.

Роден смеется.

РОДЕН Так кто ты, все же?

ДЕТКА Ангел, разве вы сами не видите?

Пауза.

РОДЕН Что же, мне так и называть тебя, ангел? У тебя нет другого имени?

ДЕТКА Камилль называет меня Деткой. И вы можете называть меня так, раз уж вы с ней знакомы.

РОДЕН Камилль? Что за бесполое имя?

ДЕТКА Это ее крестное имя.

Роден смеется.

РОДЕН Надо же? (Пауза.) И что, похожа она теперь на свое имя? Мы давно не виделись.

ДЕТКА Мы все похожи на свои имена. Вот вы похожи на Родена, я похож на Детку.

Пауза.

РОДЕН А сколько тебе лет?

ДЕТКА Десять.

РОДЕН Ну, предположим, тебе не десять лет, но, что-то от Детки в тебе есть. (Пауза.) Ты живешь в этом доме?

ДЕТКА Да. Я - сынишка хозяина. Все говорят так, будто бы я сынишка хозяина. (Пауза.) А Камилль говорит, что я — ангел.

Пауза.

РОДЕН Ну, на ангела, предположим, ты совсем не похож.

ДЕТКА Похож, еще как похож! Раз уж Камилль говорит, что похож, значит - определенно похож.

Пауза.

РОДЕН (Прищурившись, как это обыкновенно делают художники.) Нет, не похож.



Пауза.

ДЕТКА Она их лепит с меня.

РОДЕН Кого?

ДЕТКА Ангелочков. (Грустно.) Хотя, иногда мне кажется, что она делает это исключительно из-за того, что не хочет меня обидеть. Она вполне могла бы обойтись и без меня. Ей достаточно было бы взглянуть в зеркало. (Шепотом.) Ведь она — тоже ангел.

РОДЕН И она — ангел?

ДЕТКА Не может быть сомнений.



Роден смеется.

РОДЕН У нее тоже есть крылья?

ДЕТКА Конечно.

РОДЕН И тоже картонные?

ДЕТКА Зачем вы так? У нее — другие. С прожилками, как у бабочек.

РОДЕН Как у бабочек?

ДЕТКА Ее крылья намного лучше моих… хотя нет, мои же делала она! (Пауза.) Может быть, потому-то она и лепит ангелочков с меня, а не со своего отражения? (Пауза.) Вот оно что? (Пауза.) А, может быть, она скучает по брату? Я очень-очень похож на ее брата. (Пауза.) Да, но она тоже похожа на своего брата. Еще больше, чем я. (Пауза.) Все это такая загадка. (Пауза.) Вы не знаете ее брата? (Пауза.) Нет, вы не знаете ее брата. (Пауза.) Он далеко. Очень далеко. Можно считать, что его нет.

РОДЕН (Про себя.) Он очень близко. Очень и очень близко. В опасной близости, как говорят.

ДЕТКА Брата нет. Кто же остался? Она, да я. (Пауза.) А больше и нет никого. (Пауза.) Может быть, с отражения трудно лепить? (Пауза.) Я же не знаю. Я же – не скульптор. Я же не знаю. (Пауза.) А, может быть, ей просто не хочется меня обидеть? (Пауза.) Не знаю. (Пауза.) Совсем запутался. (Пауза.) По-моему, я счастлив. Хотя и не знаю, что это такое. (Пауза.) А вы знаете, что такое счастье? (Пауза.) Никто не знает. (Пауза.) Может быть, это — когда с тебя лепят ангелочков?

РОДЕН Может быть. (Пауза.) Очень может быть.



Долгая пауза.

РОДЕН Так ты — натурщик?

ДЕТКА Нет, что вы, что вы?! Нет!

Пауза.

РОДЕН Но если ты позируешь ей?..

ДЕТКА Я не позирую ей! Она никогда не заставляет меня стоять часами. Голеньким на холодном полу!

РОДЕН (Смеется.) А ты думаешь, что натурщики стоят часами голыми на холодном полу?

ДЕТКА Конечно. Иначе ничего не выйдет. Иначе ничего не выйдет.

Пауза.

РОДЕН Почему?

ДЕТКА Иначе очень трудно ухватить сходство.

Пауза.

РОДЕН Почему?

ДЕТКА В движении они не похожи на себя. Совсем не похожи на себя.

РОДЕН А на кого же они похожи в движении?

ДЕТКА На натурщиков. Болтливых, смешливых людей, готовых раздеться в любую минуту по первому требованию. В движении они похожи на натурщиков.

РОДЕН Так они и есть натурщики.

ДЕТКА (Вздыхает.) Ах, если бы это было так. (Пауза.) Они — совсем другое. (Пауза.) Уж я то знаю.

РОДЕН Откуда?

ДЕТКА Камилль рассказывала мне.

Пауза.

РОДЕН Значит, ты — не натурщик?

ДЕТКА Нет.

Пауза.

РОДЕН И не хотел бы им быть?

ДЕТКА У меня слабые легкие.

Пауза.

РОДЕН Так кто же ты? Только не говори, что ангел, я этого больше не вынесу.



Пауза.

ДЕТКА А почему я должен что-то выдумывать? (Пауза.) Ангел. Как есть – ангел. Тут уж ничего не попишешь.

РОДЕН Ну, уж если ты и ангел, то падший.

Пауза.

ДЕТКА (В ужасе.) Падший?

РОДЕН Да.

Пауза.

ДЕТКА Падший ангел?!

РОДЕН Именно так.

Пауза.

ДЕТКА Это — скверно. (Пауза.) А вы знаете это наверняка?

РОДЕН Да.

Пауза.

ДЕТКА А как вы это узнали?

РОДЕН Во-первых ты врешь, а настоящие ангелы врать не умеют.

Пауза.

ДЕТКА И когда же я соврал?

РОДЕН Ты сказал, что тебе десять лет, а тебе намного больше.

ДЕТКА Десять, верьте мне, десять!



Пауза.

РОДЕН Ну, хорошо, пусть будет так. (Пауза.) Будем считать, что я уже совсем старый и слепой, и не могу разобрать любовные прыщики на твоем лице.

ДЕТКА Любовные прыщики?

РОДЕН Ну да, любовные прыщики, я их так называю. Они появляются на лице позже, чем в десять лет и говорят о том, что их обладатель уже способен любить. (Пауза.) Но существует еще и «во-вторых», а уж против этого самого «во-вторых» не попрешь.



Пауза.

ДЕТКА А что «во-вторых»?

РОДЕН Крылья. (Пауза.) Крылья-то у тебя не настоящие.

ДЕТКА Настоящие! Самые, что ни на есть настоящие крылья! (Пауза.) Я же говорил - их сделала Камилль. Из картона.

РОДЕН (Смеется.) Ах, да, я совсем забыл.

Пауза.

ДЕТКА Нужно быть более внимательным.

РОДЕН (Смеется.) Прости.

Пауза.

ДЕТКА Теперь вы не сомневаетесь, что я ангел?

РОДЕН (Смеется.) Да, пожалуй.

Пауза.

ДЕТКА А вот то, что касается падшего...

РОДЕН Что, что?

ДЕТКА …что касается падшего ангела... вы перечисляли… что у меня прыщи, что я соврал... что картонные крылья… и то сказать, когда вы это заявляли, вы еще не знали о том, кто сделал их мне... что касается доказательств... ну, того, что я — падший ангел... что касается подтверждений тому... больше у вас ничего нет?



Пауза.

РОДЕН А разве этого мало?

ДЕТКА А больше у вас ничего нет? Нет?

РОДЕН Нет.

ДЕТКА (С облегчением.) Слава Богу!

Пауза.

РОДЕН А отчего ты так разволновался?

ДЕТКА Мало ли?

Пауза.

РОДЕН Мало ли?

ДЕТКА Ну да, ну да, мало ли о чем вы могли подумать?

Пауза.

РОДЕН О чем мог я подумать?

ДЕТКА Мало ли? (Пауза.) Нафантазировать можно все что угодно.

Долгая пауза.

РОДЕН С некоторых пор я перестал фантазировать.



Пауза.

ДЕТКА Совсем?

РОДЕН Пожалуй что, совсем.

Пауза.

ДЕТКА Заболели или состарились?

РОДЕН Ни то и ни другое.

Пауза.

ДЕТКА А что же?

РОДЕН Видишь ли, с некоторых пор фантазии мои стали, как бы это выразиться, стали обращаться в реальность.

ДЕТКА Правда?!

РОДЕН Да, к сожалению.

ДЕТКА Но об этом мечтают все! Все до одного! Кого не спроси.

РОДЕН Э—э, не так все просто. (Пауза.) Мечты мечтам рознь. (Пауза.) Из этих грез иногда получается такое... прямо скажем, не по себе становится. (Пауза.) Если не сказать больше.

Пауза.

ДЕТКА Думаю, что это болезнь.

РОДЕН Нет, не то.

ДЕТКА А я говорю вам болезнь.

РОДЕН Нет.

ДЕТКА Болезнь. (Пауза.) Я знаю. (Пауза.) У меня есть близкая знакомая, самая близкая знакомая, так вот, с ней происходит в точности то же самое. (Шепотом.) А она больна. Все говорят, что она больна. И я знаю, что это так.

РОДЕН Все же больна?

ДЕТКА (Шепотом.) Конечно. (Пауза.) Не может быть сомнений.

РОДЕН Камилла?

ДЕТКА (Громко.) Я сказал Камилла?



Пауза.

РОДЕН Нет, но...

ДЕТКА Разве я сказал Камилла?

Пауза.

РОДЕН Нет, но...

ДЕТКА Я не говорил Камилла. Я не знаю, кто это, Камилла. Я говорил о другой женщине. И та женщина больна. Вот и все, что я сказал.

Пауза.

РОДЕН Ну и черт с тобой. (Пауза.) Я здоров как бык.

ДЕТКА Больны.

РОДЕН Здоров как бык.

ДЕТКА Исключено. После всего, что вы рассказали...

РОДЕН Здоров как бык.



Пауза.

ДЕТКА (Подходит к Родену.) А тогда дайте мне вашу руку.



Пауза.

РОДЕН Мою руку? Зачем?

ДЕТКА Разве так часто ангелы просят вас о чем-нибудь?

Пауза.

РОДЕН (Протягивает руку.) Ну что ж, пожалуй. На, возьми.



Детка кусает Родена за руку.

Роден вскрикивает от боли и неожиданности.

РОДЕН Зачем, зачем ты сделал это?

ДЕТКА (Заливисто смеется.) Что бы вы убедились, что я настоящий ангел, а не снюсь вам.

Пауза.

РОДЕН Ты сделал мне больно.

ДЕТКА А без боли - никуда. (Пауза.) Без боли теперь никуда. (Пауза.) Так уж все устроилось.

Пауза.

РОДЕН Зачем ты сделал это? Ведь ты именно хотел причинить мне боль.

ДЕТКА Чтобы убедиться в том, что вы настоящий. (Пауза.) Когда Камилль рассказывала о вас, мне казалось, прости Камилль, но мне казалось, что она все выдумывает. Знаете, как часто взрослые выдумывают для детей разные страшные истории, чтобы втереться к ним в доверие?

РОДЕН (Смеется.) Втереться к детям в доверие?

ДЕТКА Да, именно так.

РОДЕН Но зачем же втираться к детям в доверие?

ДЕТКА Чтобы получить от них все, что им, взрослым, нужно.

Пауза.

РОДЕН А не проще ли потребовать от них то, что нужно?

ДЕТКА Нет. (Пауза.) Это не проходит. (Пауза.) И вы знаете это.

РОДЕН Не знаю.

ДЕТКА Знаете. (Пауза.) Превосходно знаете. (Пауза.) Иначе не стали бы втираться в доверие ко мне.

РОДЕН А разве я втираюсь к тебе в доверие?

ДЕТКА А как же? (Пауза.) Не станете же вы утверждать, что если бы не хотели втереться ко мне в доверие, стали бы разговаривать со мной в тех же тонах, что разговаривали до того, как я укусил вас больно? (Пауза.) Вам ведь было больно?

РОДЕН Да.

ДЕТКА Ну вот. (Пауза.) Не станете же вы утверждать, что вы — добрый человек, самый добрый на земле человек?

РОДЕН Не стану.



Пауза.

ДЕТКА Было бы странно после всего того, что поведала мне Камилль.

РОДЕН И что же такого ужасного она поведала?

ДЕТКА Ангелы не разглашают секретов. (Пауза.) Скажу одно. Если вы на одну тысячную (тысячная это очень мало, не правда ли?), так вот, если вы хотя бы на одну тысячную совершили то, о чем говорила Камилль, небо покарает вас. И тут уж вам будет не отделаться укушенным пальцем.



Пауза.

РОДЕН (Смеется.) Да?

ДЕТКА Смею вас уверить.

Пауза.

РОДЕН А скоро Камилла придет?

ДЕТКА Камилль!

РОДЕН Пусть будет Камилль.



Пауза.

ДЕТКА Она здесь.

РОДЕН (Встает с кресла.) Здесь?!

ДЕТКА Да.



Пауза.

РОДЕН Она здесь?!

ДЕТКА А где же ей быть?

Пауза.

РОДЕН Так что же ты морочишь мне голову? Она здесь?!

ДЕТКА Да. (Пауза.) В соседней комнате. (Пауза.) Пригласить ее?

РОДЕН Он еще спрашивает! Я уже битый час дожидаюсь ее. (Пауза.) Слушай, Детка, у меня не так много времени. Веди ее скорее сюда…



Знакомая гримаса боли, Роден закрывает глаза.

Пауза.

ДЕТКА Как вы думаете, мне лучше пойти за нею с крыльями или снять их? (Пауза.) У меня съемные крылья. (Пауза.) Как вы думаете, мне лучше пойти за нею с крыльями или снять их? (Пауза.) Что вы молчите?

РОДЕН (Не открывая глаз.) Какая разница?

Пауза.

ДЕТКА Может быть лучше снять их?

РОДЕН (Не открывая глаз.) Все равно.

Пауза.

ДЕТКА Нет, совсем не все равно. Если я приведу ее вам с крыльями, вы подумаете, — Это ангел принес мне ее.

РОДЕН (Осторожно открывает глаза.) Когда-то подобные мысли приходили мне в голову.

ДЕТКА И что? (Пауза.) Ничего хорошего из этого не получилось. (Пауза.) В таком случае, какой смысл идти в крыльях?

РОДЕН Никакого.

Пауза.

ДЕТКА Она подумает, — Это ангел принес меня к нему, и станет терпеть все ваши издевательства. (Пауза.) Уж лучше снять их.

РОДЕН Все равно.

Пауза.

ДЕТКА А что вы подумаете, когда увидите меня без крыльев?

РОДЕН Ничего не подумаю. У меня, действительно, очень мало времени.

ДЕТКА Вы подумаете, — Да это не ангел, а мальчишка всего-навсего. Укусил меня. Притом больно. (Пауза.) Как бы в этот момент, ваша рука не поднялась на меня? А у вас тяжелая рука. Вы ведь великий скульптор?

РОДЕН (Встает.) Я сам приведу ее!

Роден отправляется в соседнюю комнату.

Детка решительно преграждает ему путь.

ДЕТКА Ну, допустим, не такой уж вы великий скульптор. Не самый великий. Во всяком случае, менее великий, чем Камилль.

РОДЕН (Пытается оттеснить Детку.) К твоему сведению она - всего лишь моя ученица.

ДЕТКА (Не уступает.) Она лучше вас!

РОДЕН Долго еще намерен ты издеваться надо мной?!

ДЕТКА (Не уступает.) Где это вы видели, чтобы ангелы издевались над людьми? Ангелы помогают людям. Всегда помогают в трудную минуту. И просто так, помогают, не дожидаясь этой трудной минуты. Если бы они помогали только в трудную минуту, согласитесь, можно было бы заподозрить их в корысти, но ангелы совершенно бескорыстны. Уж вы поверьте мне, совершенно бескорыстны.

РОДЕН Почему ты не пускаешь меня?

ДЕТКА Это нехорошо, вот так врываться в мастерскую. Вы скульптор, должны бы знать. Разве вам нравится, когда вам мешают? Только представьте себе: вы, как раз сворачиваете голову очередной своей Психее. Вы так долго готовились к тому, чтобы сделать это. Вы мучились, потому что в вас еще осталось немного тепла, обыкновенного человеческого тепла. Там, внутри, под глыбой мрамора еще бьется обыкновенное человеческое сердце. И вот, когда, наконец, вы решили совершить это необходимое, мучительное для обоих, но необходимое действие. Когда, наконец, яд осязания начинает действовать, вдруг к вам врывается кто-нибудь. Не важно кто. Пусть даже скульптор, пусть даже самый добрый человек на свете. И ваша рука, ваша божественная рука зависает в воздухе. И Психея остается с головой. И слезы льются по вашим щекам и по ее щекам. И небо с треском падает на землю!

РОДЕН (Пытается оттолкнуть Детку.) Да пусти же!

ДЕТКА (Не уступает.) Не могу, простите. Это - в ваших интересах.

РОДЕН В моих интересах?

ДЕТКА Да.

РОДЕН Почему?

ДЕТКА Не могу объяснить, но чувствую. И мне жаль вас, какой — никакой, а все же вы скульптор. А я испытываю слабость к скульпторам.

РОДЕН Ко всем, или одной из них?

ДЕТКА Ко всем без исключения, и знаете, почему? (Пауза.) Да потому что безумно люблю Париж. А в Париже все скульпторы. Как же не любить вас?

РОДЕН Водишь меня за нос? Да пусти же!

ДЕТКА (Не уступает.) Нет.

РОДЕН Пусти! (Замахивается.)

Пауза.

ДЕТКА Вы замахнулись на меня? (Пауза.) Мне не показалось? (Пауза.) Вы подняли руку на ангела?

РОДЕН Ты!.. Ты!.. Ты!..

Роден хватается за голову и падает в кресло.

Пауза.

ДЕТКА Голова? (Пауза.) У вас болит голова? (Пауза.) Вот видите, к чему все это приводит? (Пауза) Эй! (Пауза.) Вы утомились? Решили немного поспать? (Пауза.) А как же Камилль? (Пауза.) Вам больше не хочется ее видеть? (Пауза.) Вы уснули, или все же умерли, наконец?



Пауза.

РОДЕН (Отнимает руки от головы.) Что значит «умерли, наконец»? Ты, что, желаешь моей смерти, маленький негодник? (Пауза.) Что ты молчишь?



Пауза.

ДЕТКА Честно?

РОДЕН Да, мне хотелось бы получить от тебя хотя бы один честный ответ.

Пауза.

ДЕТКА Нет.



Пауза.

РОДЕН У тебя не получается врать. (Пауза.) У тебя не получается врать?

ДЕТКА Нет.

Пауза.

РОДЕН Никогда не получалось?

ДЕТКА Нет.

Пауза.

РОДЕН Страдаешь от этого?

ДЕТКА Нет.

Пауза.

РОДЕН Ничего, еще научишься. (Пауза.) Обязательно научишься. (Пауза.) У тебя хороший учитель.



Пауза.

ДЕТКА Хороший учитель?

РОДЕН Очень хороший.

Пауза.

ДЕТКА О ком вы?

РОДЕН О ней, все о ней.

Пауза.

ДЕТКА Как же после этих слов я приведу ее к вам?



Пауза.

РОДЕН Не приводи. (Пауза.) Я передумал. (Пауза.) Я отдохну немного, боль уляжется, и пойду прочь. (Пауза.) Кажется, я немного не рассчитал своих сил. (Пауза.) Я, действительно, постарел.

ДЕТКА Сейчас, сейчас вы увидите ее.

РОДЕН Не нужно.

ДЕТКА Вот только решу, как же все-таки поступить с крыльями. (Пауза.) Пойду, как есть. (Пауза.) У вас же мало времени? (Пауза.) Вы торопитесь? (Пауза.) Все торопятся, все время торопятся. (Пауза.) А куда торопиться? (Пауза.) Вот я, совсем еще маленький, десять лет. Разве это возраст? И то никуда не тороплюсь, потому что знаю торопиться — опасно, очень опасно, смертельно, смертельно опасно. (Пауза.) Сейчас, сейчас я приведу ее. (Пауза.) Теперь, когда вам плохо, это просто необходимо сделать. (Пауза.) Сейчас.

РОДЕН Спасибо, не нужно. (Пытается встать, но вновь опускается в кресло.)

ДЕТКА Я уже иду за ней.

РОДЕН Нет! Нет! Я не хочу ее видеть!



Детка исчезает в соседней комнате.

РОДЕН (Про себя.) Он решил убить меня. (Громко) Слышишь, ты, маленький негодяй, я не хочу ее видеть! (Про себя.) Зачем я пришел сюда? Зачем? (Пауза.) Зачем я пришел к ней? (Пауза.) Теперь, когда такая пустота? (Пауза.) Камилла и пустота. (Пауза.) Пустота и маленькая моя Камилла. (Пауза.) Разве сочетается это? (Пауза.) Что случится, когда они соединятся вместе? (Пауза.) Разве не умру я сразу же, на месте, как только это произойдет? (Пауза.) Как же болит голова! Ужасная боль! (Пауза.) А, может быть, я пришел сюда умереть? (Пауза.) Провидение привело меня в этот дом для того, чтобы я умер. (Пауза.) Вот такая неприятность. (Пауза.) Почему бы и нет? Я сделал все, а я сделал все, фантазии потускнели, слез больше нет как будто, себя совсем не жаль. (Пауза.) Слиться с другими нагими и остановить дыхание. (Пауза.) Моя любовь - тоска по аду. (Морщится от боли.) Я помню, как первый раз ты появилась у меня в мастерской... Нет, только не это, только не воспоминания. (Пауза.) Так. Сейчас я увижу ее. (Пауза.) Говорят, она очень подурнела. (Пауза.) Зачем я пришел? (Пауза.) Так. Нужно сосредоточиться. (Пауза.) Теперь, когда, благодаря стараниям родного брата, и моим… Моим? И моим стараниям, не стесняйся, Роден, ты уже не мальчик… Итак. Теперь, когда, благодаря нашим стараниям она отправится в приют… Черт! (Пауза.) Как, должно быть, это страшно, когда ты уже не принадлежишь себе. (Пауза.) Ладно, я – испорченный человек. Со мной все ясно. Но Поль? Любимый, дорогой, единственный брат. (Пауза.) Почему Поль? (Пауза.) Брат Поль. Поэт Поль. Дипломат Поль. Почему? (Пауза.) Быть может, свершается дьявольская, чудовищная, дьявольская несправедливость? (Пауза.) Это у меня есть все основания настаивать на приюте для тебя! У меня, которого ты, девочка, измучила! У меня, благодаря тебе потерявшего способность работать! У меня, что вынужден прятаться от твоих выкрутасов! Но при чем здесь Поль? (Пауза.) Что-то здесь не так! (Долгая пауза.) Так надо. (Пауза.) Так надо, и все. (Пауза.) И все. (Пауза.) Так надо. (Пауза.) И все. (Долгая пауза.) Спасу ее. Расскажу все. И уйду. Убегу, уеду, растворюсь, а вы как хотите. (Осматривается.) Ни одной работы! (Пауза.) Из чего следует, что она превзошла меня? (Пауза.) Ничего нет! Нет, ровным счетом, ничего! (Пауза.) Стыдно, как стыдно становиться старым! (Пауза.) Говорят, что в этой лечебнице действительно облегчают страдания. (Искаженным, подчеркнуто фальшивым голосом.) Говорят, что в этой лечебнице действительно облегчают страдания. (Пауза.) Говорят. (Долгая пауза.) Предупрежу ее и тотчас уйду. (Пауза.) Хорошо бы ее вообще не видеть. (Пауза.) А я закрою глаза. Скажу все с закрытыми глазами - и уйду! (Пауза.) Что-то долгонько их нет. (Пауза.) Трусоват, кавалер! (Пауза.) И трусоват! И очень хорошо! Проживу на пять часов дольше. (Пауза.) А что, пойду-ка я, пока не поздно.



Роден встает с кресла.

В этот момент в дверях появляется Детка.

Музыка наверху приобретает бравурные и, вместе с тем, кукольные оттенки.

Детка волочит за собой огромный деревянный ящик.

Устанавливает ящик посреди комнаты и, улыбаясь, смотрит на Родена.

РОДЕН Что это?

ДЕТКА Не что, а кто.

Пауза.

РОДЕН Кто это?

ДЕТКА (Улыбается.) Камилль.

Пауза.

РОДЕН Кто?

ДЕТКА (Улыбается.) Мадмуазель Камилль. (Пауза.) Камилль Клодель, собственной персоной, господин Роден.

Пауза.

РОДЕН В ящике?

ДЕТКА Именно так.

Пауза.

РОДЕН А что с ней?

ДЕТКА Ничего. (Пауза.) Все в порядке.

Пауза.

РОДЕН Что она делает в этом ящике?



Пауза.

ДЕТКА В этом ящике?

РОДЕН В этом ящике.

ДЕТКА Не могу знать, господин Роден. (Пауза.) В этом ящике может уместиться весь Париж. (Пауза.) Весь мир может уместиться в этом ящике. А уж чем может в нем заниматься крохотная, не больше спичечной головки, Камилль не могу знать. (Прикладывает ухо к ящику.) Какое-то шевеление.

РОДЕН Так открывай же!

Детка берется за крышку ящика, приоткрывает ее, вновь закрывает.

ДЕТКА А вы поверили, что она там, господин Роден?

РОДЕН Не поверил, но это не имеет никакого значения.

Пауза.

ДЕТКА Пари?

РОДЕН Какое пари?

ДЕТКА Ну как же, в таких случаях как правило заключают пари.

РОДЕН В каких случаях?

ДЕТКА Ну как же, когда один человек совершенно уверен в чем-нибудь, а другой человек в не меньшей степени уверен в обратном.



Пауза.

РОДЕН Но ты же не человек?

ДЕТКА Ах, вот как? (Смеется.) Выкрутились, выкрутились, господин Роден, кавалер Роден. (Пауза.) Вам, господин Роден, пальца в рот не клади. (Приоткрывает крышку, заглядывает в ящик.) Так что же будем делать?

РОДЕН Не знаю. Во всяком случае, играть с тобой я не намерен.



Пауза.

ДЕТКА (Торжественно и громко.) Внимание! Мадмуазель Камилль Клодель из ящика!



Музыка становится нестерпимо громкой.

Детка извлекает из ящика фигурку ангелочка, протягивает ее Родену.

РОДЕН (Силится перекричать музыку.) Что это?

ДЕТКА (Силится перекричать музыку.) Мадмуазель Камилль Клодель из ящика!

Музыка внезапно обрывается, и воцаряется тишина.

Роден намеревается уходить.

ДЕТКА Куда вы, господин Роден?

РОДЕН Я сказал, что играть с тобой не собираюсь.

ДЕТКА А я с вами не играю. Какие уж тут игрушки?

Детка подносит фигурку к самому лицу Родена.

РОДЕН Ты уже показывал мне это.

ДЕТКА Это другое.

Пауза.

РОДЕН Что это?

ДЕТКА Мадмуазель Камилль Клодель из ящика.

Пауза.

РОДЕН (Пытается говорить спокойно.) Это не она.

ДЕТКА Она.

Пауза.

РОДЕН Не она.

ДЕТКА Она.

Пауза.

РОДЕН Не она.

ДЕТКА Она.

Пауза.

РОДЕН Прощай! (Направляется к выходу.)

ДЕТКА Стойте! Я пошутил! Остановитесь! Остановитесь же!

Роден останавливается.

ДЕТКА Я пошутил. (Пауза.) Согласен, может быть, не совсем удачно. (Пауза.) Но я не солгал вам. Это она. (Пауза.) Здесь все — она. (Пауза.) Все мы здесь — она.

РОДЕН Прощай.

ДЕТКА Нет. (Подходит к ящику.) Вы готовы?



Пауза.

РОДЕН Это — твой последний шанс, маленький шут.

ДЕТКА Да. (Пауза.) Но вы не ответили, готовы ли вы? Вы так долго не виделись.

РОДЕН Готов.



Пауза.

ДЕТКА Но, может быть, вам все же лучше было бы сесть в кресло?



Пауза.

РОДЕН Я пойду.

ДЕТКА Я теперь серьезен. (Пауза.) На самом деле мне не хотелось бы, чтобы с вами случилось что-нибудь скверное.

РОДЕН Ну же, открывай ящик.



Сверху с нарастающей громкостью доносится барабанная дробь, как в цирке или при расстреле.

ДЕТКА Мадмуазель (Дробь.) Камилль (Дробь.) Клодель!



Детка открывает ящик.

Сотни, тысячи бабочек вырываются из ящика на свободу.

Они заполоняют все пространство комнаты.

Их так много, что мы уже и не видим ни Детку, ни Родена.

Не видим мы и мадмуазель Камилль Клодель, которая (а почему бы и нет?) вслед за бабочками покидает странное свое пристанище.

Затемнение.

следующая страница >>
Смотрите также:
Яд осязания драма в двух действиях А. Строганов действующие лица
643.39kb.
3 стр.
Иерихон комедия в 2х действиях А. Строганов действующие лица
766.83kb.
4 стр.
Драмы маскарад драма в 4-х действиях, в стихах действующие лица
865.46kb.
4 стр.
Юлия Савиковская Неудачная репетиция (Семейная драма в 5 действиях) Действующие лица
1196.15kb.
8 стр.
Субботни к (третья редакция) Драма в двух действиях. Действующие лица: Оксана Иванна—тренер Фёдор Геннадий папы с топорами славик Ле
599.02kb.
4 стр.
Драма в 4-х действиях. Действующие лица
718.36kb.
4 стр.
Комедия в двух действиях по мотивам одноименного романа Джессики Адамс действующие лица
1243.86kb.
4 стр.
Носитель драма в 2-х действиях действующие лица
671.97kb.
5 стр.
Александр Вампилов. Старший сын Комедия в двух действиях действующие лица бусыгин
872.39kb.
4 стр.
Пьеса в двух действиях
515.55kb.
3 стр.
Сказка-притча в двух действиях. Действующие лица: Орхэ-охотник Талга Мать Орхэ Шаман Дочь Пурги
264.31kb.
1 стр.
С лариса Румянцева, 2006 девятая жизнь пьеса в двух действиях Действующие лица
583.45kb.
4 стр.