Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Принято на заседании «Утверждаю»_______ МС
директор МОУ Ком. СОШ ____________2011 г. ___________________2011 Председатель МО _________________ Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейное дело» для 1 класса на 2011-2012 уч.г. Составила учитель начальных классов Бабина М.В,
Комсомольск 2011 г. Пояснительная записка. Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Актуальность программы. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия. Цель: Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно – воспитательной работы. Задачи: Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей; Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями; Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии. Ожидаемые результаты. Появится интерес к истории своего отечества и родного края. У учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению. Укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни. Обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с другими историческими и литературными источниками. Продолжительность программы: данная программа рассчитана для учащихся 1 -4 классов. Объём программы: 126часов, которые распределяются следующим образом: 1класс – 24часов, 2 класс – 34 часа, класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. 1 час в неделю в каждом классе.
1. Вводное занятие. О чём будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы. Знакомство со школьным музеем. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др. ; государственные, частные, муниципальные, школьные. 2.Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений. 3.Свидетели истории. Газеты, журналы, книги – важные источники сведений о родном селе, районе, области, о героях Вов, ветеранах ВОв, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории». 4. Ваши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея: книги, брошюры, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне, дневники, планы, фотографии, стенгазеты, боевые листки, воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей, вещественные памятники ( символы, атрибуты). 5.Поисково- исследовательская и научная деятельность музея. Музеи как современные научные и поисково - исследователькие центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, исследования в области истории, теории и методики музейного дела. 6. Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники. 7. Учёт и хранение собранных документов и вещей. Книга учёта (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в неё вносить. Как хранить собранные материалы. 8. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов). 9. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Посещение экскурсий в школьном музее. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников. 10.Забота о ветеранах – наш священный долг. Связь следопытского поиска с тимуровской работой. Какую помощь можно оказать ветеранам. 11.Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств. 12. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18в.) Начало коллекционирования древностей, Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частные коллекционирование) 13. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец 17 – первая половина 19 в.) Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 – первой четверти 18 в. Кунсткамера учебных и научных учреждений. Иркутский музеум. Коллекционирование в России в конце 18 – первой половине 19 в. 14. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные). 15. Подготовка и проведение итогового мероприятия. Подведение итогов обучения. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов, оформление экспозиций и выставок. Учебно-тематический план.
Список литературы: Альманах «Отечество», выпуск 7, 2001 г. Журналы «Патриот Отечества», №2, 2004 г., №8, 2009 г. Журналы «Воспитание школьников», 2000 -2008 гг. Музееведение. – М., 1998г. Журналы «Классный руководитель», 2000 – 2008гг. Смотрите также: Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейное дело» для 1 класса
106.28kb.
1 стр.
Рабочая программа внеурочной деятельности анимационной студии мульт-кино-школа «Счастливый дитенок»
669.81kb.
4 стр.
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе для кружка «Мультимедийный английский»
295.04kb.
1 стр.
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире красоты»
300.76kb.
1 стр.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса «Юные музееведы» составлена на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]
143.83kb.
1 стр.
Рабочая программа по внеурочной кружковой деятельности для 1 класса
153.42kb.
1 стр.
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению
316.97kb.
1 стр.
Рабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс)
460.64kb.
2 стр.
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе для кружка
174.44kb.
1 стр.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «детский фитнес»
90.49kb.
1 стр.
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно эстетическому направлению школьный театр
589.18kb.
3 стр.
Рабочая программа по предмету география Для 9 класса 431.02kb.
2 стр.
|