Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 средняя общеобразовательная школа с. Новосельское
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Литература, 7 класс Составила: Саенко Валентина Семёновна, учитель русского языка и литературы 2 квалификационной категории Принято на заседании педагогического совета Протокол № ____ «__»_______2013г. 2013- 2014 1. Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, М. Просвещение 2009. с учётом образовательной программы МБОУ-СОШ с.Новосельское. Цели обучения Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
В образовательном плане МБОУ - ООШ с. Новосельское в 2013-2014 учебном году на изучение литературы в 7 классе предусмотрено 70 часов. Результаты обучения Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 7 класса. 2. Учебно-тематический план.
3. Календарно-тематическое планирование
4. Содержание тем учебного курса. Главнейшие роды литературы: эпос, лирика, драма. Богатство и разнообразие их жанров Богатство и разнообразие всех трёх родов литературы. Судьба эпоса, лирики и драмы в судьбе разных народов. Постоянное обновление жанров. Новое содержание и старые формы. Т е о р и я. Роды и жанры литературы.
Жизнь жанров фольклора: самые древние и самые молодые жанры. Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Сатирическая драма «Барин». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры, именуемые «фофанцы». Ученики в роли «фофанцев». Знакомство с жанрами народной драматургии и их особенностями. Т е о р и я. Жанры народного театра. Живые жанры современного фольклора. Особенности новгородских былин.
Самые популярные жанры литературы XIX века. Золотой век русской поэзии. Лирика и поэмы. Классические жанры русской прозы XIX века: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров. Расцвет жанра басни в начале века. Т е о р и я. Жанры эпоса. Жанры лирики. Жанры драмы.
Басня в античной литературе. Басни Эзопа. Басни древних авторов Греции и Рима. Басни Ж. де Лафонтена. Русская басня XVIII века. А.П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX века. Великий баснописец И.А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова. Т е о р и я. Басня и притча.
Сюжеты и герои баллад. Цензурные преграды при их публикации. Авторы, подсказавшие Жуковскому сюжеты баллад (Гёте, Шиллер и др.). Баллада «Рыбак» -перевод одноимённой баллады Гёте. Сюжет баллады и фольклор. Образ русалки в знакомых ученикам произведениях и его воплощение в прозе и балладе. Баллада «Перчатка». Смелость рыцаря и чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова. Из истории баллады Истоки жанра баллады. Место баллад Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей XIX и XX веков. Баллада в устном народном творчестве, в школьном фольклоре. Т е о р и я. Романтическая баллада.
Т е о р и я. Жанры лирики поэта. Жанры эпоса: роман, повесть, рассказ. Из истории романа Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в русской литературе.. Т е о р и я. Роман.
Т е о р и я. Романтический герой. Рифма. «Словарь рифм» Лермонтова. Н.В. Гоголь «Ревизор». История создания комедии. Россия XIX века в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии. Т е о р и я. Афиша комедии. Ремарки. Образ героя драматического произведения Особенности отражения действительности на страницах драматического произведения. Структура драматического произведения и его герои. Ремарки и диалог как приёмы создания образа. И.С. Тургенев Стихотворения в прозе. («Русский язык». «Собака». «Дурак». «Щи» и др.) Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений. «Русский язык» - выражение преданной и безграничной любви к Родине. Соотнесение личной судьбы с судьбой страны. Т е о р и я. Стихотворение в прозе.
Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в его лирических и лироэпических произведениях. «Размышления у парадного подъезда» как отклик на самые острые вопросы современности. Сюжет произведения и его герои. Автор в лирике поэта. Стиль, отвечающий теме.. Т е о р и я. Стиль.
Т е о р и я. Гротеск. Из истории жанра сатиры Сатира – одна из форм комического. Сатира в произведениях классиков: Пушкина, Лермонтова и Щедрина. Т е о р и я. Сатира в лирике и прозе.
Т е о р и я. Сказ как жанр эпоса. Марк Твен Америка и её люди в зеркале сатиры Твена. Повести «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» как автобиографические повести о детстве и отрочестве юмориста. Рассказ «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» как памфлет. Особенности сатиры Твена. Сюжет, герои и приёмы изображения. Гротеск как приём. Т е о р и я. Памфлет.
Юмористические рассказы молодого Чехова. «Хирургия». Стремительность развития сюжета. Необычность оформления юморески. «Жалобная книга». Выразительность юмористических характеристик героев. Забавный набор реплик. Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Инсценировки рассказов Чехова по выбору. Конкурс инсценировок. Т е о р и я. Юмореска.
Искусство портрета в творчестве писателей XIX века. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в поэме. Портрет в лирическом произведении. Портрет в искусстве слова и других видах искусства. Т е о р и я. Портрет.
Т е о р и я. Новые жанры в искусстве. Лирика начала ХХ века Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В.Я. Брюсов. «Гимн человеку», «Труд»; И.А. Бунин. Изгнание», «У птицы есть гнездо…»; К.Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего…»; Игорь Северянин. «Не завидуй другу…»; Р. Киплинг. «Если…», «Заповедь» и др. Нравственная проблематика в лирике ХХ века. Богатство и разнообразие жанров и формы стиха. Т е о р и я. Сонет.
Максим Горький, его творчество и роль в судьбе русской культуры. «Старуха Изергиль». Сочетание в рассказе реалистического повествования и легенд о Данко и Ларре. «Легенда о Данко» как утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении «Старуха Изергиль». Романтический сюжет и романтический образ Данко. «Старый Год». Т е о р и я. Место эпических жанров в творчестве писателей ХХ века.
Проблема творчества в произведении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяковского – мир гипербол. Сатирические гимны поэта. Особенности стиха Маяковского. Т е о р и я. Тонический стих Маяковского.
Т е о р и я. Драматическая сценка. К.Г. Паустовский Поэтическая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества. «Рождение рассказа». Герой рассказа и его мучительные поиски творческого подъёма, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса. Т е о р и я. Замысел и его реализация в произведении искусства.
Особенности эпических произведений, их общность и отличия. Роман и его судьба. Повесть и рассказ. Возможность примерного разграничения этих трёх жанров. Т е о р и я. Связь между жанрами эпоса.
Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, в которых на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны. Привлечение произведений, изученных ранее. М.А. Шолохов «они сражались за Родину» (фрагменты). Битва за Родину в первые месяцы войны. Трагические события отступления армии. Эпизоды боёв в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений. Т е о р и я. Описание событий войны по их живым следам. Ф.А. Абрамов «О чём плачут лошади». Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые автором в рассказе. Рыжуха и её диалог с рассказчиком-автором. Логика истории и развитие связей природы и человека. Т е о р и я. Сюжет и аллегорические герои. А.Т. Твардовский «Как после мартовских метелей…». «Июль – макушка лета». Богатство тематики Твардовского. Тема ВОВ и мирных трудовых будней. Лирические раздумья поэта. Картины родной природы. Природа и человек. Т е о р и я. Тематика в лирике. А. Вампилов «Несравненный Наконечников». Водевильное решение проблемы выбора призвания. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьёзные проблемы весёлого жанра. Замысел незавершённого водевиля. Т е о р и я. Водевиль. В.Г. Распутин «Уроки французского». Трудные годы в жизни страны на страницах рассказа. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, её умение помочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рассказа. Т е о р и я. Война на страницах послевоенной прозы. Р. Шекли Рассказ «Запах мысли». Герой – Лерой Кливи и обитатели планеты З-М-22. что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении. Т е о р и я. Жанры научной фантастики. Из истории эссе Особенности жанра. Популярность в литературе. «Радость творчества» - эссе К.Г. Паустовского. Т е о р и я. Эссе.
Пародия как жанр критико-сатирической литературы. Пародия разных эпох и её роль в истории литературы. Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж. Т е о р и я. Пародия. Фельетон. Шарж.
Итоги чтения за год и анализ составляющих его жанров. Жанры, которые используются в деловой речи учеников. Рекомендации по самостоятельному чтению во время каникул. Самостоятельное чтение и литературные игры на досуге. 5. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса. В итоге к концу 7 класса должны быть сформированы следующие знания и умения: - знать авторов и содержание изученных художественных произведений - знать основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы и жанры всех трех родов. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров - определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы; - привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения; - создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи; - отличать стихотворную речь и ее особенности, силлабо-тонический стих от тонического; - привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения; - работать со справочными материалами , в том числе энциклопедическими изданиями - обнаруживать связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений. 6. Перечень учебно-методического обеспечения. 1. Курдюмова Т.Ф. Литература 7 кл.- М.: Просвещение, 2010 2. Финтисова О.А. Литература 7 кл. Поурочные планы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой. – Волгоград: Учитель. 2010 3. Турьянская Б.И. Литература в 7 классе Урок за уроком. М. Русское слово. 2009. 4. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе. М. Просвещение. 2011.
1.Охременко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе. М. Дрофа 2008. 2. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 классы. М. Дрофа. 2010 Смотрите также: Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Т
293.64kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В
312.58kb.
4 стр.
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»
181.69kb.
1 стр.
Примерная программа по литературе Разработана учителем русского языка и литературы Приваловой Т. Н. Рабочая программа по литературе, 5 класс
168.08kb.
1 стр.
Рабочая программа по литературе 6, 7, 8,9 классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Разработчик : Чуркина Г. М
846.83kb.
5 стр.
Рабочая программа по предмету «Русская литература» для 7 класса
900.61kb.
5 стр.
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл
500.85kb.
2 стр.
Программа основного общего образования по физике часть 1
1027.4kb.
5 стр.
Рабочая программа по учебному курсу «Биология. Общие закономерности»
208.35kb.
1 стр.
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся 5 «А» класса создана на основе
784.67kb.
5 стр.
Программа по литературе для 11 класса создана в соответствии с: Законом РФ от 10. 07. 1992г. «Об образовании»
269.62kb.
1 стр.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 776.1kb.
3 стр.
|