Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» всероссийского педагогического портала МЕТОДКАБИНЕТ.РФ (www.методкабинет.рф) МОУ Большенагаткинская сош Программа кружка «Музееведение» Лекомцева Ирина Олеговна, учитель истории, руководитель кружка «Музееведение» МОУ Большенагаткинская СОШ Цильнинского района Ульяновской области 2012-2013 уч. г. Пояснительная записка Современный музей – концентрированное воплощение духовных устремлений культуры, ее прошлого и настоящего. В музейном пространстве посетитель вступает в диалог с различными эпохами, культурами, личностями. Музейное собрание – маленькая модель мира, помогающая человеку ориентироваться, адаптироваться в реальном мире, решать проблемы. В ХХ веке мир вступил в полосу «музейного бума», выражающегося в музеефикации памятников истории и культуры, природных объектов, открытии новых музеев, активизации работы ранее созданных музеев, в том числе работы с посетителями. Музей играет все большую роль в воспитании и образовании человека. Изучением всех этих сторон деятельности музея занимается наука «Музееведение», или «Музеология». Музееведение – достаточно новая, формирующаяся дисциплина, изучающая особого рода отношение человека к действительности – музейное – и феномен музея, порожденный этим отношением; исследует процессы сохранения и трансляции социально значимой информации посредством музейных предметов, развитие и направления музейной деятельности. Данная программа рассчитана на 34 часа кружковой работы , из расчета 1 час в неделю. Кружок предназначен для учащихся 9-11 классов.
1.Способствовать гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся. 2.Сохранять и развивать культурно-историческое наследие. 3.Сформировать представление о науке музееведение, ее предмете и структуре. 4.Способствовать интеллектуальному развитию и гуманизации личности учащихся. Основные понятия Музейное дело – вид общественной деятельности, включающий комплектование, учет, хранение, охрану, изучение и использование культурного наследия и осмысление этих процессов; музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство – создание музеев и музейной сети, организация управления музеями – музейный менеджмент, подготовка, переподготовка и повышение квалификации музейных работников и создание соответствующих учреждений); музейную практику (научно-фондовая, научно-просветительская, рекреационная, экспозиционная, научно-исследовательская и издательская работа); музееведение как науку. Музей (по уставу ICOM, принятому на XVI Генеральной ассамблее этой организации в 1989 г.) – «постоянно действующее, некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся исследованием, приобретением, хранением, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования и удовлетворения духовных потребностей». Музейная сеть – исторически сложившаяся совокупность музеев, действующая на определенной территории. Имеет два употребления: музейная сеть определенной страны, региона независимо от их профиля (музейная сеть СССР, музейная сеть РФ и т.п.) или совокупность музеев определенного профиля (сеть исторических музеев, сеть технических музеев и т.п.). Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов, научно-вспомогательных материалов и средств научной информации, обеспечения, хранящихся в музее. В состав собрания входят фонды музея (основной, обменный, дублетный, научно-вспомогательный), библиотека и архив музея. В более узком смысле – совокупность музейных коллекций. Музейные фонды – совокупность всех материалов, поступивших на хранение в музей в соответствии с принятыми правилами (законами, инструкциями, положениями и т.д.), документирующих социально значимые феномены и процессы, связанных с профилем музея и служащих средством музейной коммуникации, а также относящиеся к ним научно-вспомогательные материалы. Состоят из фонда музейных предметов и фонда научно-вспомогательных материалов (в естественнонаучных музеях есть еще фонды научных сырьевых материалов). Музейная коллекция – совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес как единое целое. Складываются в результате целенаправленных усилий по их формированию Учебно-тематический план
Структура курса: Теоретическая часть 1. КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ 2. ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА 2.1. История музейного дела в мире 2.2. История музейного дела в России 2.3. Музеи Ульяновска 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Научно-фондовая работа музеев 3.1. Комплектование музейных фондов 3.2. Учет музейных фондов 3.3. Требования к музейным зданиям 4 . Экспозиционная работа музеев 4.1. Теория экспозиционной работы 4.2. Методы создания музейных экспозиций 4.3 Экспозиционное оборудование 4.4Художественное проектирование музейной экспозиции
5.2.Классификация экскурсий 5.3. Методическая разработка экскурсии 5.4. Требования к экскурсоводу 6. Другие формы культурно-образовательной работы в музеях 1 Лекции . 2 Конкурсы, викторины, олимпиады 3. Праздники
8. Подготовка и проведение викторины “Гордись своей малой родиной” для уч. 7 кл. 9. Подготовка и проведение лекции “История Большенагаткинской школы” ( 8-11 кл ) 11. Подготовка и проведение праздника “Этих дней не смолкнет слава” ( 5-6 кл ) 12. Экскурсия в г. Ульяновск.
Классификация музеев по масштабам деятельности, форме собственности, административно-территориальному признакам. Выделение типов музеев. Профили музеев. Музеи отдельных отраслей культуры. 2.История музейного дела.(3часа). История музейного дела в мире, в России ,в Ульяновске. Первые музеи Древней Греции, Древнего Рима. Становление музейного дела, музееведения. Появление новых типов и профильных групп музеев. Формирование и усиление роли международных организаций, занимающихся проблемами сохранения культурного наследия. Русские музеи, Эрмитаж. Смена приоритетов в деятельности музеев. История ульяновских музеев. Ульяновск -город-музей. Музеи Ульяновска органично вплетены в культуру и архитектуру города. История многих ульяновских музеев уходит корнями в прошлое, когда симбирские ученые и коллекционеры собрали и подарили городу громадное культурное и научное наследие. Ульяновск по праву можно назвать городом-музеем.
Основа деятельности музеев работа с фондами, создание оптимальных условий для отбора, сохранения, исследования, использования музейных предметов. Этапы работы с фондами. Способы комплектования музейных фондов. Воспроизведение музейных предметов. Учет музейных предметов и коллекций. Требования к музейным зданиям. Проектирование. 4.Экспозиционная работа музеев. (5 часов). Теория экспозиционной работы. Этапы создания экспозиций. Постоянные и временные экспозиции. Экспозиционные комплексы. Участники экспозиционной работы. Экспонаты. Методы создания экспозиций. Систематический, ансамблевый, тематический методы. Инсталляции. Виртуальные экспозиции. Экспозиционное оборудование. Тексты в экспозиции. Технические средства. Модульные системы. Художественное проектирование музейной экспозиции. Раскладка и генеральный проект. Вернисаж. 5.Культурно-образовательная работа музеев. (6 часов). Выработка специфических форм работы с людьми. Основная форма культурно-образовательной работы музеев подготовка и проведение экскурсий. Экскурсии как особый вид коммуникации. Классификация экскурсий по профилю, целевой направленности, по широте охвата тематики, по составу экскурсантов, по месту проведения. Методическая разработка экскурсии. Основные части. Развернутый план. Методы установления контакта с посетителями. Требования к экскурсоводу. Движение, жестикуляция, эмоциональный настрой. Завершение экскурсии. 6.Другие формы культурно-образовательной работы в музеях.(2 часа). Базовые формы культурно-образовательной работы: лекции, консультации, научные чтения, конкурсы, праздники, игры и т.д. Лектории и музейные коллекции. Консультации для индивидуальных посетителей. Кружки при музеях. Знакомство с музейной коллекцией через конкурсы, викторины, олимпиады. Нетрадиционные формы работы с посетителями. Музейный праздник. Презентации. Ролевые игры. Интегральные формы работы музея. 7.Практическая часть.(14 часов). Экскурсионная работа в районном музее (место базирования - школа ) Применение полученных знаний на практике. Подготовка и проведение экскурсий по районному музею, викторины «Гордись своей малой родиной» ( на основе материалов этнографического зала музея) , лекции «История школы» ( на основе материалов зала истории школы ), праздника «Этих дней не смолкнет слава» ( на основе материалов залов боевой и трудовой славы). Исследовательская работа. Дополнение коллекции музея. Экскурсия в г. Ульяновск. Список литературы: 1. Долак Я. «Музеология – настоящее и будущее» Спб.,2009 2. Ионина Н.А. «Сто великих музеев» М.,1999 3. Майоров А.В. «Музеология как научная дисциплина» Спб.,2005 4. Сотникова С.И. «Подготовка музейных специалистов: История и современное состояние» М.,2005 5. Поправко Е.А. «Музееведение» М.,2008 6 .Шляхтина Л. ,Зюкин С. «Основы музейного дела» Спб.,2000 7. Шулепова Э.А. «Основы музееведения» М.,2005 8. Юренева Т.Ю. «Музееведение» М.,2007 9. Большая Российская Энциклопедия музеев М.,2009 10. Краткий словарь музейных терминов М.,1974 Интернет-ресурсы: www.unesko.ru www.museum.ru Смотрите также: Программа кружка «Музееведение»
116.71kb.
1 стр.
Программа кружка «Цветоводство»
220.67kb.
1 стр.
Программа работы кружка «Игровая ритмическая гимнастика»
58.61kb.
1 стр.
Общие теоретико-методологические вопросы музееведения
118.3kb.
1 стр.
В. И. Программа кандидатского экзамена по специальности 24. 00. 03 «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов». Тюмень, 2011. Программа
232.5kb.
1 стр.
Программа: «Историческое краеведение и музееведение»
502.96kb.
4 стр.
Программа кружка «Юные экологи-краеведы» (V-VII классы) Программа кружка «Туристы-экологи»
354.78kb.
1 стр.
Программа модифицированного типа хореографического кружка "Капелька" (художественно-эстетическое направление) для детей
94.25kb.
1 стр.
Программа химического кружка для учащихся 6-7 классов
200.48kb.
1 стр.
Программа кружка для работы с детьми дошкольного возраста. Зато г. Снежногорск
574.16kb.
3 стр.
Рабочая программа театрального кружка «Колокольчик»
151.43kb.
1 стр.
Программа школьного краеведческого кружка. Разработана учителем Воротилкиной Т. П. село Канашево 118.71kb.
1 стр.
|