Главная
страница 1
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА СОТОВОЙ СВЯЗИ В УКРАИНЕ

Саенко Владимир Дмитриевич

ДонНТУ


Кафедра “Экономики и маркетинга”

v-saenco@yandex.ru


Abstract


SaencoV.D. Condition and prospect of development of the market of mobile communication in Ukraine. Clause is devoted to problems of development of branch of mobile communication in conditions of transitive economy. In clause the brief review of the market is given, the basic participants and their market share are determined, the attempt is done to plan prospects of development.
В последнее десятилетие востребованность услуг связи в мире достигла пикового уровня, что отражает новые требования к объему и качеству получаемой информации. С другой стороны увеличение объема предоставляемых услуг, позволило снизить цены на них, что увеличило соответственно целевой потребительский рынок.

Украина, которой в наследство от СССР досталась недостаточно развитая и устаревшая система связи, не могла оставаться в стороне от мировых тенденций, и как многие страны, частично компенсировала отставание внедрением мобильных систем связи.


Рынок сотовой связи Украины без сомнения является одним из самых молодых, прогрессивных и динамично развивающихся. Причем как с точки зрения внешних влияний на отрасль, так и с точки зрения взаимоотношений между субъектами рынка.

За последние несколько лет в отрасли сотовой связи в Украине произошёл гигантский количественный и качественный скачок. Количество пользователей выросло более чем в 10 раз. Популярность вышеуказанного вида связи неуклонно возрастает, о чем свидетельствуют статистические данные. Обслуживание сотовой связью в 2000 году возросло на 167%. В конце этого же года количество пользователей сотовой связи достигло 855 тыс. чел. (для сравнения: в 1999 году их было только 320 тыс., а в 1998 году – менее 140 тис.). К середине октября 2001 г. количество абонентов составило около 1,7 млн. чел., а к середине ноября – около 2 млн. В настоящее время количество пользователей сотовой связи составляет около 2,2 млн. чел.


Сотовая связь в 2000 г. принесла 1230,9 тыс. грн. дохода, что составляет 17,4% всех поступлений в отрасли (что вобщем составляет 7077,3 тис.грн. – 34% прибавилосьб к доходам 1999 года). Доля же всей отрасли связи в ВНП Укрины, по итогам 2000 года, составила 4,2%, что в принципе соответствует доли отрасли в развитых странах. Однако, это к сожалению говорит не о высоком уровне развития отрасли, а о низком уровне ВНП в стране.
Стоит обратить внимание и на то, что обеспеченность стационарными телефонами в Украине на одного человека составляет 21/100, на семью – 54/100 (в развитх странах – соответственно 55 – 70/100 и 90 – 120/100), а среднее время ожидания установки телефона – 5,1 года. Это, конечно, не лучшее состояние дел. Зато именно этот фактор во многом определяет успех и бурное развитие сотовой связи. И сегодня многие специалисты считают, что впереди – огромные возможности для роста как количества пользователей услугами связи, так и повышения их качества, поскольку обостряется конкурентная борьба между операторами, которые непосредственно оказывают услуги связи, а также между диллерами, которые продают потребителям сотовые терминалы.
Как уже говорилось выше, в Украине более 2млн. пользователей сотовой связи, что составляет около 4,5% населения. Потенциал для роста количества абонентов сотовой связи в Украине действительно огромен потому что (по крайней мере в больших городах) доля тех, кто пользуется сотовой связью, в дальнейшем может достичь величины, которая сейчас характерна для развитых стран – там всреднем более 50% населения активно пользуется сотовыми телефонами.
Сотовая связь является специфическим высокотехнологичным продуктом массового пользования, спрос на который в момент проникновения на рынок не соответствует тенденциям спроса на стандартные товары. Сотовая связь по существу является уникальным товаром, спрос на который, несмотря на тяжелое экономическое положение Украины неуклонно возрастал, причем ежегодные темпы роста количества абонентов составляют 2,1 – 2,2 раза.
На сегодня, в Украине реально действуют 5 операторов сотовой связи. Среди них оказывают услуги UMC, Kyivstar GSM, DCC, WellCOM и Golden Telecom GSM. Лидером (пока не по объемам доходов, а по числу абонентов) стала компания КИЕВСТАР GSM, наростившая за 2001 год количество своих клиентов почти вчетверо. Одна из составляющих успеха компании – правильно выбранная целевая группа потенциальных абонентов: основные маркетинговые усилия КИЕВСТАР GSM, были направлены на молодежь. Чуть отстает от лидера первый оператор украинской сототвой связи - компания UMC (Ukrainian Mobile Communications). Однако следует отметить, что отставание UMC заключается только в меньшем количестве клиентов, тогда как прибыльность ее выше. Доходы UMC за первое полугодие 2001 года более чем втрое превысили доходы «КИЕВСТАРа» (при приблизительно одинаковом количестве абонентов) – 593,8 млн. грн. и 195,3 млн. грн. соответственно.
Кроме этих двух явных лидеров на рынке присутствуют также менее крупные операторы: Golden Telecom GSM – около 50 тыс. абонентов, WellCOM – около 35 тыс., DCC – около 45 тыс. Проблема первых двух – очень маленькое покрытие: WellCOM работает только в Киеве и приморской зоне, а Golden Telecom – еще и в Одессе. DCC вообще формально не является оператором сотовой связи из-за своего «нестандартного» стандарта – D-AMPS, основная зона покрытия которого – юг и центр Украины.
По мнению экспертов и опыту развития рынка сотовой связи в восточноевропейских странах, интенсивный рост рынка продолжается примерно до уровня 10% обеспеченности населения, после чего темпы прироста абонентов снижаются. Таким образом в период с 2002 по 2004 годы количество абонентов, на наш взгляд может достичь 4 – 4,5 млн.чел. Технические возможности двух основных операторов: UMC и КИЕВСТАР GSM не будут, вероятно, являться лимитирующей характеристикой развития рынка.
Вместе с тем прирост количества абонентов будет во многом зависеть от маркетинговой и в частности ценовой политики компаний.
Литература:

  1. Невдяев Л.М. Мобильная связь 3-го поколения. Серия изданий «Связь и бизнес», М.: МЦНТИ, ООО «Мобильные телекоммуникации», 2000г - 208с.

  2. Ратынский М.В., Телегин А.В. Телефон в кармане. Путеводитель по сотовой связи. / Под ред. Д.Б. Зимина– М.: Радио и связь, 2000г - 248с.

  3. Евдокимов Ф.И., ГавваВ.М. Азбука маркетинга. - Д.: «Сталкер», 1998г.

  4. Журнал «Маркетинг и реклама» №1, стр. 12-20, 2002г.


Смотрите также:
Саенко Владимир Дмитриевич
46.23kb.
1 стр.
Игорь и Юлия Саенко: «Приятно делать то, что получается»
69.21kb.
1 стр.
Васильев Владимир Дмитриевич
94.04kb.
1 стр.
Капинос владимир дмитриевич
14.81kb.
1 стр.
И. В. Малиновский. «О жизни генерал-майора Вольховского»
119.27kb.
1 стр.
Школьный праздник урожая
8.81kb.
1 стр.
Суворовец Куцын Владимир Дмитриевич, 24. 12. 2001, 11 л. Юй-Ки Марина Витальевна, педагог-организатор фгкоу «усву мо рф» 6 рота 3 взвод Номинация «В моей семье – защитник Родины». По стопам славных предков
58.28kb.
1 стр.
Выращивание сельскохозяйственных культур
186.67kb.
1 стр.
Статья В. Саенко "Про кирзачи и фуфайку, или "Второй заход" во власть А. С. Власова, предварительные итоги", опубликованной в газете "Новая жизнь" 23. 01. 1999 г
67.52kb.
1 стр.
Методические рекомендации по оформлению исследовательской работы на конкурс "моя законотворческая инициатива"
284kb.
1 стр.
Младший сержант Исаков Владимир Тимофеевич геройски погиб при выполнении интернационального долга в Афганистане. Исаков Владимир Тимофеевич
34.41kb.
1 стр.
Владимир Маканин. Голоса
855.55kb.
7 стр.