Главная
страница 1
Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г.Суровикино Волгоградской области
Открытый урок
по физической географии

7 класс


Тема урока:
«Антарктида –


«ледяной континент» Земли»

Урок разработан

учителем географии
Марьяниной Е. И.

Январь 2013 г.


Тема урока: «Антарктида – «ледяной континент» Земли».

Цель урока: выяснить влияние физико-географического положения на особенности природы материка.

Учебно-воспитательные задачи:



  1. Дать характеристику географическому положению Антарктиды, пользуясь географическими картами и другими источниками информации.

  2. Объяснить причинно-следственные связи на примерах влияния физико-географического положения материка на его природу.

  3. Способствовать развитию самостоятельной работы школьников, используя различные приёмы и методы обучения (работу в группах; практическая работа в парах; информационные средства обучения на уроке)

Ход урока:

Деятельность учителя: Здравствуйте ребята!

Садитесь пожалуйста. Мы продолжим знакомиться с южными континентами Земли. Послушайте одноклассника и определите о каком материке пойдёт речь :




Деятельность ученика ( читает текст на фоне слайдов, задает вопрос классу)
- Я думаю, что вы догадались, что речь идёт об Антарктиде?!

Записывает тему на доске: Антарктида – южный континент Земли.

Деятельность учителя – Посмотрите на слайд, подберите образное выражение для этого материка, или сформулируйте своё (спросить 2-3 детей, кто что подобрал)
- Откройте рабочие тетради и запишите тему урока. Мне наиболее импонирует: «Антарктида – ледяной континент Земли».

учитель – На предыдущем уроке, я давала вам опережающее задание, используя разные источники информации узнать как можно больше об этом материке. Какие вопросы у вас возникли?
учитель – я хочу представить вам своих помощников и ваших консультантов, они внимательно прослушают вопросы и выберут те, которые соответствуют первому уроку по изучению материка, и с помощью компьютера и проектора вы ведут их на экран.

( Учащиеся проговаривают вопросы)



учитель – «Как вы думаете, какова же целя нашего урока?»
(помощники слушают и выводят цель урока на слайд)

Варианты ответа – Раз это первый урок по теме, значит мы должны выяснить физико-географическое положение повлияло на особенности его природы.

Варианты ответа
И почему Антарктида не нагревается, являясь самым южным континентом Земли?!

учитель – Чтобы достичь цели урока, я предлагаю вам ответить на вопросы, используя различные источники информации: дополнительная литература, карты атласа, интернет-ресурсы.
Вы сегодня не просто ученики, вы ученые-полярники.
- Представитесь, пожалуйста! (топографы и метеорологи; работа в группах).

Деятельность учителя - Раздаёт вопросы, ограничивает время в группе – 3 минуты.

- Во время работы, вы можете обращаться за помощью ко мне или к нашим консультантам! (Приложения 1,2)



Учитель – Ребята, время вышло, давайте послушаем вас, а помощников я попрошу выделить главные причины, которые влияют на особенности природы материка и вывести их на слайд.

Деятельность учащихся – Отвечают на вопросы, зачитывая их. Работают с картами у доски! Делают вывод.

Консультанты выводят вывод на слайд (приложение 3)



учитель – Посмотрите на слайд, согласны ли вы с тем, что сформулировали наши консультанты?
- Я попрошу помощников раздать вам основные выводы по первому уроку.

- Как вы думаете, достигли ли мы цели урока?



Учитель – А сейчас, я предлагаю вам выполнить практическую работу в контурных картах (приложение 4, время работы 5-7 минут)

Деятельность учащихся – Выполняют работу, обмениваются контурными картами, проверяют друг друга, ставят оценки.

учитель – Много белых пятен на карте Антарктиды, не случайно у вас сегодня возникло много вопросов, один из них: «Почему этот материк был открыт позже всех континентов Земли?» У меня в руках замечательная книга и я хочу попросить, чтобы кто-то из вас, ребята, зачитал несколько строк от первого лица.

Деятельность учащихся - «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдинами морях в поисках Южного материка, настолько велик, что я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что ни один человек никогда не решится на большее, чем сделал я, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».

учитель – Спасибо. А вот о том кому принадлежит это высказывание об Антарктиде поговорим на следующем уроке.

учитель – благодарит за работу, ставит оценки ученикам

Деятельность учителя – Записывает на доску домашнее задание: параграф 38, подготовить в группах презентацию об исследователях Антарктиды.

Приложение 1

Задание №1 – Топографы.
1. Как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана? Как это влияет на особенности природы материка? (ответ у доски, по карте)

2. Найдите на физической карте Антарктиды Южный полюс. К чему привело положение материка в районе южного полюса?

3. Как изображена Антарктида на карте полушарий и глобусе? Объясните разницу в изображении. (Ответ у доски)

Задание №2 – Метеорологи.

Воздух нагревается не от прямого воздействия солнечных лучей, а от земной поверхности. Подумайте, почему поверхность Антарктиды не нагревается?

Каков угол падения в этих широтах солнечных лучей?

Какой вывод вы можете сделать? (в помощь учащимся дополнительная литература, интернет-ресурсы).



Приложение 2

Задание №1 – Метеорологи.
1) С помощью климатической карты в атласах определить среднесуточную температуру лета и зимы на территории материка. Почему Антарктиду называют полюсом холода Земли?

2) Определите климатические пояса, в которых расположен материк? Какие воздушные массы здесь формируются и каковы их особенности? (в помощь учащимся дополнительная литература, интернет ресурсы).


Ответы:
1) лето - - 30◦С ( не выше )
Зима бывает ниже 70◦С

Там зарегистрирована самая низкая температура на Земле – 89,2◦С

2) Арктический и субантарктический.

Приложение 3

Особенности природы Антарктиды являются следствием следующих причин:



  1. Географическое положение в высоких широтах.

  2. Наличие полярной ночи.

  3. Ледяной покров отражает до 90% солнечного тепла.

  4. В области постоянного высокого давления нет облачности.

  5. Это самый высокий материк Земли (на каждые 100 м вверх температура воздуха понижается на 0,6◦С

Приложение 4

Практическая работа



  1. Подпишите название материка.

  2. Выделите на контурной карте линии градусной сети: южный полюс; нулевой меридиан; южный полярный круг.

  3. Подпишите название объектов береговой линии материка: океаны, омывающие континент; моря; полуострова; океанические течения.

  4. Ответьте письменно в тетрадях на вопрос:

Какую территорию земной поверхности принято называть Антарктикой? (Учебник стр.181)

При выполнении практической работы используйте карты атласа.


Смотрите также:
Открытый урок по физической географии 7 класс Тема урока: «Антарктида «ледяной континент» Земли» Урок разработан учителем географии Марьяниной Е. И
53.74kb.
1 стр.
Урок географии 7 класс Суховеева Т. В., учитель географии цо №324, город Москва. Тип урока : урок-путешествие
90.1kb.
1 стр.
Урок географии. Индийский океан. Класс: 7 Тема раздела : Океаны и материки. Урок 23 Тип урока: урок открытия нового знания
75.08kb.
1 стр.
Интегрированный урок географии и литературы в 11 классе Орловская Светлана Петровна, учитель географии
127.37kb.
1 стр.
Урок географии в 8 классе в разделе «Природные зоны России»
51.45kb.
1 стр.
Урок №7 по географии в 6 классе. Тема урока: «Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий»
99.6kb.
1 стр.
Урок для 7 класса. Разработан учителем Купиковой Н. А. Тема урока: Классы рыб. Хрящевые и костные рыбы. Урок в 7 кл
42.46kb.
1 стр.
Темы урока: Торговля в средние века- история
31.61kb.
1 стр.
Методическая разработка урока географии в 6 классе Тема : Тема: Реки. Воды суши. Изучение нового материала. Урок-исследование
70.8kb.
1 стр.
Урок разработан учителем географии моу
71.54kb.
1 стр.
Открытого урока по предмету «Мир вокруг нас», проведенного в 4 «А» классе 20 февраля 2008 года. Тема урока: «Страницы всемирной истории». Урок разработан и проведен учителем Жиляковой Ир. Вас
66.11kb.
1 стр.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
1 стр.