Главная
страница 1
Главное организационно-инспекторское управление Министерства культуры РСФСР. История. Уроки.

Воспоминания А. Д. Понько, ветерана Министерства культуры — начальника Главного организационно-инспекторского управления Министерства культуры РСФСР в 1975–1990 гг.
В Министерстве культуры РСФСР в течение 15 лет — с 1975 г. по 1990 г. — действовало Главное организационно-инспекторское управление. Основным его назначением была работа с местными органами культуры — министерствами культуры АССР, управлениями культуры областных и краевых исполкомов. На Главк была возложена задача планировать работу аппарата Министерства и контролировать исполнение поручений руководителей ведомства.
В РСФСР имелось 73 субъекта: 16 АССР, 6 краев, 49 областей и 2 самостоятельных города — Москва и Ленинград. В каждом из них действовали: в АССР — министерства культуры, в областях и краях — управления культуры. Существовало централизованное управление культурным строительством. Республиканские (АССР), областные и краевые органы культуры в определенной мере подчинялись и Министерству культуры РСФСР. Назначение руководителей этих органов культуры согласовывалось с Министерством культуры РСФСР. Министерство определяло для местных органов развитие сети учреждений культуры и искусства, финансы, снабжение техникой, отчетность и т. д. До 1975 г. в структуре Министерства культуры РСФСР отсутствовало подразделение, курирующее территориальные органы культуры. В отраслевых управлениях Министерства существовало лишь некое условное курирование учреждений культуры (библиотек, клубов, театров и др.) отдельными сотрудниками на местах.
В конце 1974 г. Совет Министров РСФСР в ходе проверки деятельности Министерства культуры РСФСР выявил ряд существенных недостатков в организационной работе Министерства с территориями и принял решение о создании в Министерстве Главного организационно-инспекторского управления, начальник которого становился одновременно и членом коллегии Министерства. Первым начальником Главка был назначен начальник Управления музеев Министерства Александр Иванович Ермолаев, но вскоре его перевели на работу в Совет Министров РСФСР.
В конце 1975 г., после увольнения по возрасту (мне было 53 года) из Советской Армии, меня назначили начальником отдела Сибири и Дальнего Востока Главка. В этой должности мне пришлось трудиться лишь несколько месяцев. Затем я стал начальником Главка. Вскоре после этого, в соответствии с решением Совета Министров РСФСР, меня назначили членом Коллегии Министерства.

В должности начальника Главка — члена Коллегии Министерства мне довелось проработать почти три пятилетки, до декабря 1990 г. С января 1991 г., в связи с реорганизацией структуры Министерства, Главк был преобразован в Управление территориальных программ и межнациональных культурных отношений. Начальником Управления стал бывший начальник управления музеев Министерства Евстигнеев Владимир Сергеевич. Произошли изменения в функциях этого Управления. Главная суть перемен состояла в существенном расширении прав местных органов культуры. В обязанности Министерства входило лишь определение стратегии развития культуры, Министерство не должно было заниматься всеохватывающим контролем и регулированием культурной деятельности на местах.


Обратимся к пятнадцатилетней деятельности Главного организационно-инспекторского управления. Вначале — несколько слов о проблеме взаимоотношения Министерства и территорий.
1960–1970-е и первая половина 1980-х годов XX века — время глубокой централизации управления культурным строительством в РСФСР. Основные финансовые и материальные ресурсы были сосредоточены в Министерстве культуры. Ежегодно Министерство планировало развитие культуры по каждой территории. Более инициативные из них нередко получали больше средств. Имела место неравномерность развития культуры в различных регионах. Отсутствовал достаточный контроль со стороны Министерства за расходованием средств на местах. Министерство не всегда имело полную информацию о состоянии дел в регионах и поэтому не могло в должной мере конкретно влиять на состояние культурного строительства в том или ином регионе.
Создание в Министерстве культуры Главного организационно-инспекторского управления способствовало усилению внимания Министерства культуры к территориальным органам культуры, изучению состояния развития культуры в областях, краях и республиках и выработке мер по улучшению их работы, особенно в отстающих по тем или иным причинам регионах. Значительно возросла требовательность к местным органам культуры по реализации планов развития культуры.
На Главк была возложена задача улучшения планирования работы в самом аппарате Министерства и контроля за выполнением планов, а также координации отраслевых управлений Министерства в работе с местными органами культуры.
В Главке с 1975 г. было три отдела: Нечерноземной зоны (начальник отдела Коленчук Юрий Александрович, затем Глушков Виктор Константинович), Сибири и Дальнего Востока (начальник Понько Алексей Дмитриевич, затем Нифонтов Олег Николаевич), Черноземной зоны, Поволжья и Южных районов (начальник Морозов Николай Кириллович), а также юридическая группа (заместитель начальника Главка по юридической работе (Звягин Михаил Игнатьевич). В отделах было от 4 до 9 сотрудников. Долгие годы в Главке работали старшими и ведущими инспекторами М. М. Жеро, И. А. Меландер, Р. И. Атаманова, Б. Н. Скворцов, Г. В. Якушин, Г. В. Куликова, Н. Ф. Шевырева, Л. В. Калиничева, В. М. Савельев, В. В. Кобрин, А. И. Ткачев, Н. В. Шахова, П. И. Гладун, Т. С. Маслова, Е. Д. Воронов и другие. Все они были членами КПСС и имели значительный опыт работы в органах и учреждениях культуры. Многие из них курировали одни и те же территории. За каждым из сотрудников было закреплено по 4–5 территорий.
Главк сосредоточил главное внимание на постоянном анализе состояния развития культуры в каждом регионе. Совместно с планово-финансовым управлением и Главным информационным центром мы разработали 50 основных показателей развития культуры, по которым оценивалось состояние культурного развития территорий. На каждую территорию был заведен паспорт, в котором отражались показатели культурного развития. Он постоянно пополнялся информационными данными из годовых отчетов территорий. В паспорт включались показатели и других ведомств и организаций (профсоюзов, армейских учреждений культуры и др.). В паспортах отражались показатели культурного развития той или иной территории в сравнении со средними общероссийскими или кустовыми, например, Сибири или Нечерноземья. Такой анализ открывал нам общую картину состояния культурного развития каждой территории и России в целом. Это являлось важным рычагом нашего воздействия на органы культуры и руководителей областей, краев и республик. У меня, как у начальника Главка, всегда под руками была аналитическая справка, которой я пользовался во время повседневных встреч с представителями территорий в Москве или во время командировок на местах. Активно пользовались паспортами развития культуры руководители Министерства и Правительства РСФСР при выездах на территории. По сходному примеру начали заводиться паспорта в областях и краях на районы и города.
Следующим важным рычагом воздействия Министерства на территориальные органы культуры стали введенные Министерством комплексные проверки деятельности территориальных органов культуры с одновременной разработкой планов дальнейшего развития культуры той или иной территории (совместно с партийными и советскими органами областей, краев и республик).
Главком ежегодно проводил по 3–4 комплексных проверки в краях, областях и республиках. Их итоги подводились на коллегиях Министерства, а также в обл(край)исполкомах и обл(край)комах КПСС. В 70-е годы мы обратили особое внимание на развитие культуры в территориях Нечерноземной зоны, особенно пострадавших в годы войны (Псковская, Новгородская, Брянская, Смоленская, Орловская и Ленинградская области), а также на территориях Сибири и Дальнего Востока, где бурно развивалась промышленность и освоение природных богатств (нефть, газ, уголь). С 1976 по1986 гг. мы провели более 30 комплексных проверок с одновременной разработкой планов развития культуры, в т. ч. в Красноярском и Хабаровском крае, Тюменской, Иркутской, Магаданской, Кемеровской, Омской и Амурской области, почти во всех областях Нечерноземья, а также в ряде республик Северного Кавказа (Чечено-Ингушетия и Дагестан).
Совместная работа с краевыми и областными советскими и партийными органами по разработке комплексных планов развития культуры давала положительные результаты, особенно в плане объединений материальных ресурсов для развития сети учреждений культуры и искусства, строительства помещений для театров, музеев, библиотек, сельских клубов и районных Домов культуры.
Вспоминаю первые проверки и разработку комплексных планов, которые мне довелось возглавлять в Тюменской области, Красноярском крае, Чечено-Ингушской республике, Орловской, Белгородской, Брянской областях. В то время бурно развивалась Тюменская область, в которую входили Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. В районах добычи газа и нефти строились новые города, промышленные поселки, по существу заново создавались местные органы культуры, развивалась сеть библиотек, клубов. Особое внимание мы обратили на города Тюмень, Ханты-Мансийск, Сургут, Салехард и Нижневартовск.
В областях и краях Сибири широко развернулось движение «Превратим Сибирь в край высокой культуры». Появились высшие учебные заведения культуры и искусства, которые пополнили специалистами соответствующие учреждения, особенно театры и концертные коллективы. Совместно с Красноярским крайкомом КПСС и крайисполкомом был разработан план развития искусства в Красноярским крае. В течение нескольких лет там были созданы Театр оперы и балета, симфонический оркестр, музей ИЗО и ряд других учреждений искусства. Красноярск превратился в крупнейший культурный центр Сибири.
Сложная обстановка с развитием культуры сложилась в Чечено-Ингушской республике, коренное население которой во время войны было эвакуировано в восточные районы страны. Большинство клубов, библиотек, особенно в сельской местности, оказалось разрушено, распались творческие коллективы. В связи с возвращением населения в свои районы принимались меры к быстрейшему восстановлению культурного потенциала республики. Мне с группой специалистов из Министерства довелось дважды побывать в этой республике и принять соответствующие меры.

Многие комплексные проверки проводились с участием Министра культуры Ю. С. Мелентьева (Красноярск, Тюмень, Магадан, Якутия, Саратов, Волгоград, Ленинград и др.).


Сотрудники Главка, курирующие территории, посещали их практически ежегодно, постоянно знакомились с состоянием дел на местах. Мне за пятнадцать лет довелось посетить все территории России, а в некоторых побывать по два-три раза в качестве руководителя бригад Министерства или выполняя отдельные поручения Министра. Вместе с тем, были мои посещения отдельных территорий в составе бригад Совмина РСФСР или ЦК КПСС. Каждая поездка завершалась соответствующим анализом состояния развития культуры и соответствующими рекомендациями.
Во время командировок я посещал все областные и краевые учреждения культуры и искусства и два-три сельских или городских района. Как правило, командировки завершались подведением итогов на областных или краевых активах работников культуры и искусства.
Между Главком и органами культуры всех территорий установились доверительные деловые отношения, наладились постоянные связи, осуществлялись взаимное информирование, консультации и помощь в решении всех вопросов развития культуры.
Повышению организованности и четкости работы аппарата Министерства способствовала плановость в работе и строгий контроль выполнения планов. В Министерстве составлялось несколько планов работы.
Основным был годовой план Министерства, который готовился в январе и рассматривался на итоговой годовой коллегии, проходившей с участием всех руководителей органов культуры областей, краев и республик, а также учреждений и организаций, непосредственно подчиненных Министерству. В этом плане определялись главные задачи, он содержал перечень наиболее крупных республиканских мероприятий с указанием сроков и ответственных за их исполнение.
План работы составлялся и на каждый квартал. В нем содержались мероприятия, предложенные отраслевыми управлениями и отделами с указанием конкретных сроков и ответственных исполнителей.
Кроме того, на каждый месяц составлялся план-график мероприятий, проводимых с участием Министра и его заместителей. Составлялись также планы реализации решений съездов и пленумов ЦК КПСС, а также постановлений правительств СССР и РСФСР, касающихся вопросов развития культуры.
Планирование работы Министерства проводилось сотрудником Главка М. М. Жеро и мною. В обязанности Главка входил и строгий контроль реализации этих планов, а итоги их исполнения подводились ежемесячно и ежеквартально на коллегиях Министерства или совещаниях у Министра. Все это весьма дисциплинировало работу аппарата Министерства. По каждому случаю невыполнения того или иного планового мероприятия составлялась докладная записка, и виновные строго предупреждались.
Министр культуры придавал важное значение подготовке и проведению итоговой годовой коллегии Министерства. На Главк возлагалась задача ее подготовки. Коллегия проводилась, как правило, во второй половине февраля. С основным докладом выступал Министр. Вся подготовка материалов для доклада, проекта решения коллегии и организационные вопросы возлагались на Главк. В расширенной коллегии участвовали более 200 человек, в том числе представители ЦК КПСС, Правительства РСФСР, Минфина, Госплана, руководители творческих Союзов и обществ, профсоюзов, ЦК ВЛКСМ и руководители местных органов культуры и учреждений культуры и искусства, непосредственно подчинявшихся Министерству. В подготовке материалов для доклада участвовали все отраслевые управления Министерства. Начальник Главка совместно с помощником Министра А. Е. Сабельниковым готовили основной доклад в соответствии с пожеланиями Министра, окончательный вариант которого «шлифовал» сам Министр. Особенно тщательно в докладе прорабатывались задачи органов культуры на предстоящий год. Как правило, расширенная коллегия проходила полный рабочий день. На коллегии выступали 10–12 руководителей разных категорий.
Главк осуществлял немало полезных дел по организации культурного обслуживания населения. В 1970-е годы развернулось строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, проходившей по территориям Иркутской, Читинской, Амурской областей, республики Бурятии и Хабаровского края. В Министерстве была создана и активно действовала Комиссия по культурному обслуживанию строителей БАМа. В нее входили представители профсоюзов, творческих союзов, концертных организаций и ряда министерств. Секретарем Комиссии стал один из сотрудников Главка Г. В. Якушин. В регионах, через которые проходил БАМ, активно строились клубы, библиотеки, направлялись культработники. Туда постоянно выезжали концертные бригады. Г. В. Якушин многократно посещал эти районы, проводил там большую организаторскую работу. На БАМ выезжали писатели, художники, композиторы, концертные коллективы.
Под особым контролем Главк держал развитие сельской культуры в районах Нечерноземья. Министерством было организовано социалистическое соревнование за лучшую организацию культурного обслуживания селян, учреждены три красных переходящих знамени с приличной суммой премиальных, выработаны критерии оценки развития сельской культуры. Итоги соревнования подводились каждую осень. Мне приходилось многократно выезжать на территории для вручения знамен. Действенность этой акции оказалась довольно высокой. Очень многие территории Нечерноземья существенно улучшили материальную базу сельской культуры. Во всех районных центрах были построены районные Дома культуры, а на центральных усадьбах колхозов и совхозов — Дома культуры. Все учреждения культуры на селе обеспечивались профессиональными кадрами библиотечных и клубных работников.
Много внимания Главк уделял оказанию помощи в организации культурной работы с военнослужащими, особенно в отдаленных гарнизонах, пограничных районах, в группах советских войск в Германии, Польше, Венгрии. В Главке старшими инспекторами работали пять бывших военнослужащих, опытных политработников — офицеров запаса.
Все годы Главк первостепенное внимание уделял вопросам национальной культурной политики. Тщательно анализировалось состояние культурного потенциала автономных республик, округов и областей, оказывалась всемерная помощь в становлении и развитии национальной творческой интеллигенции, в выделении средств на приобретение художественных произведений, в развитии межнациональных культурных связей. В эти годы особенно активно развивались взаимные культурные обмены. Прочно вошли в практику Дни и Декады литературы и искусства, творческие отчеты художественной самодеятельности. Десятки тысяч специалистов — национальных кадров культуры и искусства были подготовлены в высших и средних учебных заведениях культуры и искусства в Москве, Ленинграде и других городах. Многое делалось для развития культуры малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Я регулярно посещал автономные республики и округа. Во время поездок, как правило, я бывал во всех учреждениях искусств, библиотеках, музеях, проводил встречи с творческой интеллигенцией и работниками культуры других категорий. Главк постоянно посещали те или иные представители национальных республик, областей и округов.
Главк стремился принимать активное участие в работе Центрального института повышения квалификации работников культуры, а также курсов повышения квалификации в областях, краях и республиках.
По инициативе Главка была организована учеба в Центральном институте повышения квалификации заведующих районными и городскими отделами культуры. На каждом потоке я читал лекцию «О научной организации труда и стиле работы в сфере управления культурой». Как правило, сотрудники Главка при выездах на территории встречались с работниками культуры, проходившими повышение квалификации на соответствующих краевых и областных курсах.
За многие годы деятельности Главного организационно-инспекторского управления мы выработали свой стиль работы. Нередко слова «инспектор», «инспекторская проверка» воспринимаются как строгая, сухая процедура контроля, когда инспекторы роются в бумагах, выискивают недостатки, всевозможные нарушения. У нас был стиль доброжелательный. Мы ставили перед собой задачу во время так называемых проверок глубоко изучить состояние дел в интересах выработки перспектив дальнейшего развития культуры, вместе с проверяемой стороной всесторонне проанализировать достигнутые успехи, выявить резервы и определить узкие места в интересах определения перспективных задач, передать опыт работы, накопленный в других территориальных органах культуры. Наши инспектора были аналитиками, консультантами, советчиками, доброжелательными помощниками. Мы совершенно избегали придирок, нотаций, поучений. Каждый инспектор-куратор тех или иных территориальных органов культуры был по существу их представителем в Министерстве. Он чувствовал себя ответственным за дела на курируемых им территориях. Во время постоянных общений на встречах или по телефону куратор стремился передать положительный опыт или иную информацию. Инспектор являлся связующим звеном между Министерством и местным органом культуры. В Главке один раз в десять дней проводилось совещание-учеба, на которых происходил обмен опытом работы инспекторов, анализировалось состояние дел на территориях, сотрудники информировались по всем вопросам деятельности Министерства.
За пятнадцатилетний период своей деятельности Главное организационно-инспекторское управление Министерства добилось существенного улучшения согласованности и слаженности действий отраслевых управлений и отделов Министерства, повышения организованности и плановости работы как аппарата Министерства, так и территориальных органов управления культурным строительством, став своеобразным штабом Министерства. Период 1970–1980-х годов — один из самых результативных в развитии культуры и искусства в РСФСР. В эти годы совершен гигантский скачок в создании материальной базы культуры и подготовке квалифицированных кадров культуры и искусства.
Взяв эстафету культурного наследия общества, российская культура в эти годы обогатила его новым содержанием, создала свой арсенал выразительных средств, творческих достижений. Сотрудники Главка, помогая руководству Министерства и Министру в решении всех задач развития культуры, внесли свою долю труда и гордятся этим.






Смотрите также:
Главное организационно-инспекторское управление Министерства культуры рсфср. История. Уроки
132.07kb.
1 стр.
Награждены Почетной грамотой ЦК кпсс и Совета Министров СССР
295.08kb.
1 стр.
Эссе об учительнице физической культуры Лебедевой Надежде Ивановне
18.02kb.
1 стр.
Уроки культуры здоровья ростов-на-Дону 2012ббк
2075.14kb.
8 стр.
Уроки культуры здоровья ростов-на-Дону 2012ббк
1692.05kb.
8 стр.
О работе Главного управления учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры рсфср
72.04kb.
1 стр.
Реквизиты счетов республиканского бюджета для уплаты государственной пошлины
79.94kb.
1 стр.
Бенефициар: Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по Витебской области
64.19kb.
1 стр.
Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при совете министров рсфср
382.83kb.
1 стр.
Где хранится? адреса архивных учреждений
386.15kb.
3 стр.
Учебное пособие для ученика, учителя и родителей 4 класс уроки культуры здоровья ростов-на-Дону 2012
1124kb.
8 стр.
Главное управление здравоохранения
102.33kb.
1 стр.