Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4


Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ


О НЕКОТОРЫХ ОСНОВНЫХ ИТОГАХ РАБОТЫ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ



АПРЕЛЬ 2000 – АПРЕЛЬ 2004

Москва


октябрь 2004 г.

О некоторых основных итогах работы

Профсоюза работников народного образования и науки

Российской Федерации

за период с апреля 2000 года по апрель 2004 года

О деятельности Профсоюза, направленной на повышение

уровня оплаты труда работников образования,

совершенствование нормирования их труда
В результате настойчивых требований Профсоюза, под воздействием Всероссийских коллективных действий работников образования и науки, в том числе с участием представителей профсоюзов здравоохранения, культуры за четыре года на федеральном уровне дважды принимались решения о повышении заработной платы работникам образования и других бюджетных отраслей.

Справочно: По данным Госкомстата РФ за прошедшие 4 года (2003 г. к 1999 г.) заработная плата в промышленности увеличилась в 3,5 раза, в образовании - в 3,8 раза.

В связи с повышением ставок и окладов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы с декабря 2001 года в 1,89 раза разрыв в оплате труда работников образования с оплатой труда в промышленности в I квартале 2002 г. сократился с 57 % до 39 %.

В целом на повышение ставок и окладов ЕТС для работников образования было направлено из федерального бюджета около 27,4 млрд. рублей, из консолидированных бюджетов субъектов РФ – порядка 48 млрд. рублей. Месячный фонд оплаты труда в вузах системы Министерства образования РФ вырос при этом на 534,5 млн. руб. (6,4 млрд. руб. – в расчете на год).

С 1 октября 2003 года была проведена индексация ставок и окладов в 1,33 раза всем работникам образования, а не отдельным категориям, как предполагалось Правительством РФ. Для реализации этого решения из федерального бюджета в субъекты РФ были направлены средства в порядке оказания финансовой помощи в объеме 11,0 млрд. рублей (помимо 10,0 млрд. руб., предусмотренных на эти цели ранее).

На 2004 год была сохранена ответственность федерального центра в виде долевого финансирования расходов на реализацию принятого им решения в 2003 году об индексации заработной платы работникам образования и других бюджетных отраслей в сумме 100 млрд. рублей, которые были предусмотрены в ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год». Эти средства направляются ежемесячно из федерального бюджета в виде дотаций бюджетам субъектов РФ для частичного возмещения расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Следует отметить, что до коллективных действий работников бюджетной сферы Федеральное правительство не предполагало оказывать финансовую помощь на эти цели бюджетам субъектов РФ.

На проведение индексации ставок и окладов работников образования в 1,33 раза из федерального бюджета было выделено в расчете на год 17,0 млрд. рублей, из консолидированных бюджетов субъектов РФ – 43,5 млрд. рублей. В частности, по вузам системы Министерства образования РФ повышение оплаты труда по ЕТС на 33% привело к росту месячного фонда оплаты труда на 642,3 млн. руб. (7,7 млрд. руб. – в расчете на год).



В результате проведения индексации ставок и окладов работников общеобразовательных учреждений в декабре 2001 года и в октябре 2003 года (в целом в 2,6 – 2,9 раза) заработная плата, например, начинающего учителя с учебной нагрузкой, на 30 % превышающей установленную норму, и доплатой в размере до 25 % из надтарифного фонда, увеличилась в среднем на 1,4 тыс. рублей в месяц (17,0 тыс. рублей в год), учителя со стажем свыше 20 лет – на 1,7 тыс. рублей (20,8 тыс. рублей в год).

Среднемесячная зарплата доцента вуза, финансируемого из федерального бюджета, возросла в среднем на 1,7 тыс. рублей, профессора – на 2,1 тыс. рублей в месяц, соответственно в год 20,3 тыс. рублей и 25,4 тыс. рублей, т.е. в целом в 2,2 раза.

С 1 января 2003 г., во многом благодаря ранее достигнутой договоренности Профсоюза с Вице-премьером Правительства РФ В.И. Матвиенко о необходимости принятия дополнительных мер по повышению уровня материального обеспечения работников учреждений высшего профессионального образования, докторам наук надбавка за ученую степень была увеличена на 1 тыс. руб. в месяц (12 тыс. рублей в год), что привело в целом по вузам Министерства образования РФ к росту месячного фонда оплаты труда на 18,1 млн. руб. (217,2 млн. руб. – в год); кандидатам наук надбавка за ученую степень была увеличена на 600 руб. в месяц (7,2 тыс. рублей в год), что привело к росту месячного фонда оплаты труда на 51,5 млн. руб. (617,9 млн. руб. – в год).

Благодаря обязательству сторон Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ (внесенному по инициативе Профсоюза работников народного образования и науки РФ) на протяжении 7-8 лет ставки и оклады по ЕТС признавались минимальными государственными гарантиями оплаты труда для соответствующих профессионально-квалификационных групп работников бюджетной сферы на всей территории России вопреки неоднократным попыткам придать ЕТС рекомендательный характер. С февраля 2002 года этот статус ЕТС закреплен в Трудовом кодексе РФ.

Профсоюзам бюджетной сферы в 2003 году удалось приостановить реализацию предложенного Минтрудом России проекта концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, не предусматривавшей никаких (кроме МРОТ, равного 600 рублей) федеральных государственных гарантий по уровням ставок и окладов работников образования, а также удалось не допустить реализации предложенных Министерством образования России принципов построения отраслевой системы оплаты труда работников образования, которые не обеспечивали создания необходимых условий для закрепления высококвалифицированных специалистов в отрасли, привлечения в систему образования молодых кадров, стимулирования квалифицированного, качественного труда.

Профсоюзом подготовлен альтернативный законопроект «О системах оплаты труда работников бюджетных учреждений», предусматривающий механизм регулирования порядка и условий оплаты труда работников по отраслям бюджетной сферы и обеспечивающий сохранение федеральных государственных гарантий по оплате труда. Он направлен депутатам нового созыва Государственной Думы, поддерживающим позицию Профсоюза о сохранении на федеральном уровне государственных гарантий уровней оплаты труда работников квалифицированного труда. Депутат О.Н.Смолин высказал готовность внести данный законопроект от своего имени на рассмотрение Государственной Думы.

Профсоюз считает, что согласиться на переход на отраслевую систему оплаты труда в образовании возможно при условии сохранения ставок и окладов, устанавливаемых на федеральном уровне, в качестве федеральных минимальных государственных гарантий и увеличения бюджетных ассигнований на оплату труда не менее чем в два раза, а также сохранения единых сроков введения ставок (окладов) и их индексации в последующем.

Министерством образования РФ совместно со специалистами ЦК Профсоюза проведена значительная работа по разработке отраслевой системы оплаты труда в сфере образования. Разработаны схемы должностных окладов и ставок заработной платы по всем основным категориям работающих в отрасли, в том числе по научным работникам.

В частности, найдены компромиссные решения с Министерством образования РФ по формированию отраслевых подходов к дифференциации размеров ставок заработной платы и должностных окладов, предусматривающих сохранение принципа установления по результатам аттестации размеров ставок для педагогических работников вне зависимости от величины их педагогического стажа, являющихся мощным стимулом для молодых учителей и воспитателей к продолжению педагогической деятельности, поскольку в этом случае на основе добровольной аттестации они вправе сами решать: ожидать повышения заработной платы через каждые пять лет при увеличении педагогического стажа либо, совершенствуя свою квалификацию и профессионализм, пройти аттестацию, получить вторую, первую или высшую квалификационную категорию, а следовательно, более высокий уровень оплаты труда.

В 2002 году на примере Воронежской области Всероссийский центр уровня жизни Министерства труда РФ по заказу Профсоюза и с участием специалистов Профсоюза осуществил научно-экспериментальную разработку минимального отраслевого норматива оплаты труда в образовании, который был определен уровнем воспроизводственного минимального потребительского бюджета работника с учетом его семейной нагрузки и региональных особенностей условий жизни населения. При определении размеров ставок и окладов по новым схемам оплаты труда в ходе разработки проекта отраслевой системы оплаты труда в сфере образования ЦК Профсоюза и Министерство образования России ориентировались в том числе на уровень определенного ВЦУЖ минимального отраслевого норматива оплаты труда.

Совместно с Министерством образования РФ проведена работа по уточнению тарифно-квалификационных характеристик работников образования для утверждения их Минтрудом РФ в виде двух нормативных правовых актов: квалификационного справочника по должностям работников образования, предусматривающего их должностные обязанности, и отдельно по разрядам оплаты труда работников с конкретными требованиями к их квалификации.

Принимая во внимание, что благодаря активной позиции Профсоюза, массовому направлению в адрес федеральных органов государственной власти писем и телеграмм коллективов образовательных учреждений, внесенное Правительством РФ при формировании федерального бюджета на 2003 год предложение об отмене установленного законом повышения ставок и окладов на 25 % специалистам, работающим на селе, не нашло поддержки, указанные категории работников продолжают в течение 2003-2004 гг. получать оплату труда, исходя из повышенных на 25% ставок и окладов. Сохранение этого повышения только для учителей сельских общеобразовательных учреждений позволило дополнительно получать на каждую ставку заработной платы ежемесячно от 400 до 500 рублей (4,8 – 6,0 тыс. руб. в год). За два года эта сумма для всех учителей сельских общеобразовательных учреждений (а их по данным статистики 637600 чел.), составит дополнительно более 6 млрд. руб.

Профсоюзом проводится значительная работа по проблемам, связанным с продолжительностью рабочего времени (нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений.

С участием специалистов аппарата ЦК Профсоюза разработаны нормативные правовые акты по упорядочению норм и режима рабочего времени педагогических работников, в частности, принято постановление Правительства РФ «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», а также подготовлены необходимые комментарии по этому вопросу. Обязательства сторон по этому вопросу нашли отражение в Отраслевом соглашении, заключенном между Министерством образования РФ и Профсоюзом на 2004-2006 годы.

Твердую позицию Профсоюз занял при рассмотрении рабочей группой Министерством образования РФ под руководством бывшего советника министра А.А.Пинского предложений об изменении порядка нормирования труда учителей и переводу их на штатно-окладную систему нормирования и оплаты труда, предусматривающих установление верхнего предела учебной нагрузки, плавающей нормы часов урочной работы с разницей в 8 часов без дополнительной оплаты, возложение на учителей несвойственных им обязанностей и другие новации.

Проведя глубокую и всестороннюю проработку предложенного варианта штатно-окладной системы оплаты труда с учетом исследований ученых, с участием практических работников в сфере образования (директоров школ и др.) Профсоюзу удалось доказать, что введение такой системы нарушает принцип вознаграждения за труд в зависимости от его сложности, количества и качества, установленный статьей 129 ТК РФ, может привести к уравниловке, нарушению мобильности системы начисления заработной платы с учетом складывающейся кадровой ситуации, не приведет к разгрузке и высвобождению времени учителя на подготовку к работе, а наоборот повлечет за собой неоправданное увеличение продолжительности рабочего времени учителя и перегрузку обучающихся. Профсоюзу пока удалось приостановить дальнейшую проработку этого вопроса в Министерстве образования и науки РФ, федеральных органах исполнительной власти в сфере образования.





О правозащитной деятельности Профсоюза

Правозащитная деятельность Профсоюза, его территориальных и первичных профсоюзных организаций осуществляется по следующим основным направлениям, которые в целом определяют содержание этой работы:

участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

участие в договорном регулировании социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства на всех его уровнях;

досудебная и судебная защита прав и интересов работников образования;

взаимодействие с государственными органами надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;

информационно-методическая работа по правовым вопросам.

Понимая исключительную важность участия Профсоюза в установлении общеобязательных правил поведения, в особенности касающихся правового статуса работника образования в социально-трудовой сфере, усиления его социально-правовой защиты, а также обеспечения нормального функционирования системы образования в целом, Профсоюз разрабатывал и вносил свои законодательные предложения, способствовал закреплению в федеральном законодательстве многих защитных норм.

Особое внимание в этом направлении за последние два года было уделено работе над Трудовым кодексом Российской Федерации и по обеспечению его реализации. В результате удалось закрепить в этом основополагающем законе о труде такие важные и значимые для работников отрасли защитные положения, как установление дополнительной ответственности собственника (учредителя) бюджетного учреждения в трудовых отношениях, в том числе за погашение долгов по заработной плате и ее своевременное повышение; определение размеров тарифных ставок и окладов единой тарифной сетки в качестве основных государственных минимальных гарантий по оплате труда работников бюджетной сферы; закрепление права работников на приостановку работы в случае задержки выплаты заработной платы и получение денежной компенсации за каждый день задержки, закрепление особенностей регулирования труда педагогических работников и целый ряд других норм.

В процессе дальнейшего совершенствования трудового законодательства ЦК Профсоюза подготовил с участием территориальных профсоюзных организаций и представил профсоюзной стороне рабочей группы поправки к Трудовому кодексу РФ (в целом около 40 поправок, более 2/3 из которых вошли в состав предложений от профсоюзной стороны РТК в окончательном варианте), направленные на защиту прав и интересов работников образования.

К числу таких поправок относятся, в частности, предложения по снятию ограничений на работу по совместительству как по продолжительности работы (не 16 часов в неделю, а половина месячной нормы), так и по занимаемой должности (право на внутреннее совместительство по аналогичной профессии, специальности и должности); по закреплению механизма реализации статей 142 и 236 о приостановке работы в связи с невыплатой заработной платы и о выплате денежной компенсации при нарушении срока выплаты заработной платы и других причитающихся работнику выплат независимо от вины работодателя; по усилению гарантий беременных женщин и женщин, работающих на селе, и многие другие.

При разработке в 2002 году совместно с Министерством образования РФ постановления Правительства РФ о продолжительности ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников образовательных учреждений удалось решить вопрос об увеличении отпуска отдельных педагогических работников на 14 календарных дней: мастерам производственного обучения всех образовательных учреждений, методистам, педагогам-организаторам и социальным педагогам общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Старшим мастерам производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования отпуск был увеличен вдвое.

Профсоюз активно участвует и в разработке подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Трудового кодекса РФ. Так, специалисты ЦК Профсоюза приняли непосредственное активное участие в подготовке таких важных для отрасли документов, принятых за последний год, как постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», постановление «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», определяющее особенности работы по совместительству педагогических работников, в котором, в основном, сохранены принципы работы по совместительству педагогических работников, которые применялись до введения в действие Трудового кодекса РФ.

Для преподавателей вузов восстановлена прежняя предельная норма работы по совместительству, составляющая половину месячной нормы рабочего времени; для педагогических, работников из числа работников культуры - месячная норма рабочего времени; педагогическая работа в тех же школах, дошкольных и других учреждениях для детей по-прежнему совместительством не является, не является совместительством и преподавательская работа руководящих работников в том же учреждении для детей и др.). По применению указанного постановления подготовлены необходимые комментарии.

При проведении реформы пенсионного обеспечения предполагалась отмена права педагогических работников на досрочное пенсионное обеспечение.

Во многом благодаря настойчивости и совместным усилиям Профсоюза, профсоюзных организаций работников народного образования и науки всех уровней в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранилось право педагогических работников на досрочное назначение трудовой пенсии до наступления общеустановленного пенсионного возраста при наличии специального стажа не менее 25 лет.

В настоящее время в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей получают трудовую пенсию по старости, назначаемую за 5-12 лет до наступления общеустановленного пенсионного возраста 436689 человек, из которых продолжают работу 375582 человека. Только в 2003 году пенсия досрочно была назначена 26463 педагогическим работникам.

Размер средней ежемесячной пенсии педагогических работников по состоянию на 31 декабря 2003 года составлял 1687 руб. 78 коп., что за 12 месяцев каждому пенсионеру в среднем дополнительно к заработной плате принесло 20253 руб. Таким образом, примерно, доход каждого работника за счет выплачиваемой досрочно назначенной пенсии был увеличен в среднем более чем на 70% при средней заработной плате педагогических работников школ и дошкольных учреждений (немногим более 2 тысяч рублей). Нетрудно посчитать, сколько средств дополнительно получат работники, если пенсия до общеустановленного срока выплачивается в течение 5-12 лет.

Доход всех пенсионеров, являющихся педагогическими работниками и получающих трудовую пенсию, назначенную досрочно, за один 2003 год составил 8 млрд. 850 млн. руб.

Принимая во внимание, что при назначении досрочно трудовой пенсии остается много неразрешенных вопросов, связанных с исчислением специального стажа, Профсоюз продолжает работу с Минтрудом РФ, Пенсионным Фондом РФ, судебными органами, в т.ч. Конституционным судом РФ.

Несмотря на то, что с реализацией этого права на практике в настоящее время возникает множество проблем, в том числе правового характера, оперативное распространение положительного опыта судебной защиты пенсионных прав педагогических работников на местах в форме специальных информационных бюллетеней ЦК Профсоюза, размещенных в том числе в сети Интернет на сайте Профсоюза, способствует конкретному преодолению трудностей при досрочном назначении трудовой пенсии многим педагогическим работникам.

Требования и предложения Профсоюза по сохранению действующих льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности в ходе осуществляемой реформы жилищно-коммунального хозяйства были учтены в Федеральном законе от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг». Однако бремя ответственности за обеспечение реализации этих льгот ложится теперь на территориальные профсоюзные организации субъектов РФ, которым необходимо занять самую активную позицию по недопущению снижения существующего уровня прав и гарантий в этой сфере и принять участие в разработке соответствующих региональных законодательных актов, цель которых - установить финансовый механизм обеспечения этих льгот.

Это тем более важно, поскольку, к сожалению, федеральные органы исполнительной власти, субъекты Российской Федерации толкуют соответствующие положения Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ в сторону передачи на уровень субъектов Российской Федерации полномочий не только по определению порядка возмещения расходов на предоставление льгот, но и самого порядка предоставления этих льгот, напрямую увязывая реализацию этих полномочий с социально-экономическим положением регионов.

Реально такой подход может привести к тому, что в разных субъектах Российской Федерации с объективно различной финансовой и социально-экономической ситуацией работники будут по-разному пользоваться правом, которое гарантируется государством в соответствии со статьей 19 Конституции РФ одинаково для всех граждан независимо от места жительства, что, безусловно, приведет к дискриминации и ущемлению прав граждан в этой сфере.

Учитывая такую необоснованную позицию органов власти, ЦК Профсоюза инициировал обращение в Правительство РФ по данной проблеме от имени нескольких общероссийских профсоюзов, представляющих интересы работников образования, здравоохранения, культуры, ветеринарных работников, и предложил свой вариант ее нормативно-правового решения в форме проекта постановления Правительства РФ. Однако на этом уровне проблему пока не удается решить так, как того бы нам хотелось.

Вместе с тем многочисленные решения судов от низшей до высшей инстанции по данному вопросу показывают правильность позиции Профсоюза, в том, что действующий порядок предоставления этих льгот должен быть сохранен. Так, например, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 17 ноября 2003 года вынесла определение, которым уже с учетом положений Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ подтверждается, что федеральным законодательством права и льготы не отменены, а лишь установлен иной порядок обеспечения их предоставления, в соответствии с чем, субъекты РФ должны до 1 января 2005 года установить своими законодательными актами механизм возмещения расходов в рамках межбюджетных отношений на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

По имеющейся у нас информации из регионов в Оренбургской, Ростовской и Томской областях приняты законы, а в Камчатской и Тюменской областях в нарушение установленного порядка приняты решения органов исполнительной власти по этому вопросу, которые изменяют действующий централизованный порядок предоставления этих льгот, предусматривая нормы, существенно нарушающие трудовые права работников, в частности:

исключающие членов семьи педагогических работников и пенсионеров из числа лиц, пользующихся правом на льготу; предусматривающие действие льгот только в сельской местности без учета рабочих поселков (поселков городского типа);

устанавливающие дополнительные условия, ограничивающие права работников путем введения требований к уровню образования, объему выполняемой работы, а также путем применения социальной нормы площади жилья в целях ограничения размеров возмещения расходов на оплату жилья и коммунальных услуг и т.д.).

В связи с этим ЦК Профсоюза обратился в Генеральную прокуратуру РФ и к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой вмешаться и принять необходимые меры по обеспечению соблюдения федерального законодательства в этой сфере и восстановлению нарушенных жилищно-коммунальных прав педагогических и других работников в субъектах Российской Федерации.

Как известно, еще в январе 2000 года на Всероссийском съезде работников образования Профсоюз внес предложения по законодательному восстановлению ответственности органов государственной власти за положение муниципальных общеобразовательных учреждений, которые нашли поддержку при обсуждении вопросов развития образования на заседании Государственного совета РФ в августе 2001 года, а теперь в определенном виде выразились и в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений».

Этот закон, который явился результатом многолетней борьбы Профсоюза, в том числе в форме Всероссийских акций, за решение вопроса обеспечения своевременности выплаты заработной платы работникам общеобразовательных учреждений, формирует правовую основу для создания финансово-экономического и организационно-правового механизмов обеспечения устойчивого финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений. Закон закрепляет механизм выделения органами государственной власти субъектов РФ субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов).



следующая страница >>
Смотрите также:
О некоторых основных итогах работы профсоюза работников народного образования и науки РФ
705.73kb.
4 стр.
Постановление Г. Новосибирск № 2010 г. О проведении I открытого форума профсоюзных лидеров Восточного округа «Проект -54», посвященного 20- летию Профсоюза работников народного образования и науки РФ и Дню учителя
78.73kb.
1 стр.
Профсоюз работников народного образования и науки
34.96kb.
1 стр.
Информация о состоянии информационной работы в Ивановской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ
39.64kb.
1 стр.
Утверждено президиумом рк профсоюза 13 декабря 2011 года
189.01kb.
1 стр.
Пояснительная записка к отчету о правозащитной работе Томской областной организации Профсоюза в 2012 году
211.9kb.
1 стр.
Отчет о работе свердловского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ по защите и представительству прав и интересов членов профсоюза
199.25kb.
1 стр.
Ивановская областная организация профсоюза работников народного образования и науки
909.23kb.
6 стр.
Ивановская областная организация профсоюза работников народного образования и науки
932.83kb.
6 стр.
Владимирская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ
46.56kb.
1 стр.
Центральный комитет профсоюза работников народного образования и науки рсфср
87.22kb.
1 стр.
В управление Министерства
25.92kb.
1 стр.