Главная
страница 1 ... страница 20страница 21страница 22страница 23страница 24

Несмотря на огромную работу, число беспризорников продолжало увеличиваться, а в 1921–1925 годы беспризорность приняла угрожающие размеры. Сказались хозяйственная разруха, голод, эпидемии, вызванные империалистической и последовавшей за ней Гражданской войной. По данным официальной статистики, в 1922 году общее число беспризорников и детей, лишенных всяких средств к существованию, составляло 7 млн. Реальное же количество беспризорных в тот период было еще больше. Беспризорность переросла в важнейшую государственную и общественно-педагогическую проблему. Тысячи бараков, детских уличных столовых и ночлежек были разбросаны практически по всей стране.

Попечением о беспризорных занимались различные ведомства и организации (наркомздрав, наркомпрос, НКВД, профсоюзы, комсомол, партийные органы, женотделы и т.д.). Помимо них учет беспризорников вели органы ГПУ, милиция, уголовный розыск и транспортные подразделения. Правда, такая раздробленность только мешала борьбе с этим социальным пороком, а основная тяжесть работы ложилась на местные органы народного образования, при которых были созданы отделы социально-правовой охраны несовершеннолетних.

Специальным решением ВЦИК и Наркомпроса РСФСР был принят закон «Об организации дела борьбы с детской беспризорностью». Среди основных мероприятий, направленных на решение этой проблемы, стали (наряду с помещением беспризорных в детдома) назначение опеки, передача детей на договорных началах в крестьянские семьи, ремесленникам и кустарям (им предоставлялся дополнительный земельный надел на каждого взятого ребенка, бесплатное право его обучения в школе и единовременное пособие в 70 руб.), направление подростков на производство в государственный сектор, оказание адресной материальной помощи на дому детям, стоящим на грани нищеты и беспризорности, защита прав и интересов детей и подростков, развертывание внешкольной работы по месту жительства при активном содействии пионерских организаций и комсомола. Беспризорных активно вовлекали в школьные занятия, кружки самодеятельности, пионеротряды. Оборудовались общежития для одиноких матерей, им оказывалась единовременная материальная помощь. Наркомпрос РСФСР узаконил на производстве бронь для подростков из детдомов.

В то время в России насчитывалось 2777 специальных учреждений для беспризорных. Основными типами учреждений являлись приемники для оказания первой социальной помощи, детдома для детей дошкольного и школьного возраста, для физически дефективных и умственно отсталых и, наконец, детские городки как комплексы разнотипных учреждений. Основную группу в них составляли дети от 8 до 14 лет. По социальному происхождению это были дети ремесленников, кустарей, мелких служащих, погибших солдат.

Основная задача детдомов заключалась в том, чтобы дать воспитанникам общее политехническое образование и практические трудовые навыки для общественно полезной трудовой деятельности. С этой целью при детдомах России было организовано свыше тысячи мастерских, они получили около 230 земельных участков [9, с. 6].

Таким образом, проблема беспризорности несовершеннолетних несколько раз чрезвычайно остро заявляла о себе в нашей стране. Следует признать, что даже в тяжелейших экономических условиях государство находило возможность так или иначе решать наиболее острые проблемы беспризорности, выделять для этого немалые финансовые средства.

В настоящее время государство и общество сталкиваются с новыми проблемами, т.к. современные беспризорники во многом отличаются от беспризорников того времени. Если раньше они в основном воровали, то теперь сфера их деятельности значительно расширилась. Изучение причин детской беспризорности позволило обнаружить, что современных беспризорников можно классифицировать по-раз­ному: по тому, как они зарабатывают себе на жизнь, как они стали беспризорниками, каков характер их бродячей жизни и т.д.

Так, например, по «специальности» беспризорники сегодня представлены следующими группами:



  1. «Бутылочники» – основные их доходы складываются из выручки от сданных бутылок.

  2. «Воришки» в основном промышляют мелкими кражами в транспорте, камерах хранения, ларьках и т.д. Именно их чаще всего используют взрослые преступники, если нужно «постоять на карауле» или при задержании взять вину на себя за определенную плату, т.к. несовершеннолетнего все равно отпустят.

  3. «Рэкетиры» занимаются вымогательством у мелких частников, торгующих в основном в подземных переходах или на провинциальных рынках.
    Ситуации из фильма, когда торговка пирожками ухитрялась обратить в бегство целую орду беспризорников, канули в лету. Сейчас безопаснее не отдать деньги взрослым грабителям, чем беспризорнику, на чьей территории развернута мелкая торговля.

  4. «Грабители» нападают в основном на ровесников или пьяных взрослых, чаще группами, чем по одному.

  5. «Попрошайки» – этим занимаются главным образом дети от 6 до 10 лет в центре города, в метро, на рынках. Одни попрошайничают просто с протянутой рукой, другие – нагло приставая к прохожим, третьи обзаводятся табличкой с не всегда правдивым содержанием.

  6. Несовершеннолетние девочки-подростки занимаются в основном про­сти­ту­цией, чаще всего не одни, а со взрослым сутенером.

  7. Среди беспризорников есть «носильщики», которые помогают донести багаж до вагона (иногда унося его насовсем), и «продавцы», которые занимаются перепродажей сигарет и мороженого.

Помимо «специальностей», беспризорники делятся по типам:

1. Оседлый, который живет на одном и том же вокзале или в одном и том же подвале несколько месяцев, а если его забирают правоохранительные органы, возвращается обратно, когда отпустят. В определенном районе их знают в лицо и по фамилиям, как и их непутевых родителей.

2. Сезонный, который едет на заработки, например, убирать урожай.

3. Кочующий. Смысл его существования – бродить в зависимости от времени года по всей России в поисках хлебных мест.

4. Случайный, волею судьбы выброшенный на улицу, а вовсе не специально убежавший. Первое время он бродит просто так, пока не приобретет «специальность».

5. Семейный, который бродяжничает вместе со своей матерью, братьями и сестрами [10].

Современные беспризорники отличаются и по внешнему виду от бес­при­зор­ни­ков дореволюционной и Советской России. Нынешний, как правило, одет по необходимости: лишнюю, мешающую свободно передвигаться одежду выбрасывает, а нужную приворовывает тут же. Вообще, беспризорники могут менять верхнюю одежду несколько раз в неделю, чего не скажешь о рубашках и земляного цвета майках. Какие-то общие черты во внешнем облике беспризорников отсутствуют. Это зависит от возраста, «стажа» кочевой жизни и «профессии». Самых старших вообще трудно отличить от обычных детей, если не приглядеться и не усмотреть во взгляде что-то особенное, заторможенное и решительное одновременно. «Попрошайки» предпочитают одеваться жалостливее и не мыться, остальные худо-бедно за собой смотрят, особенно те, что работают на выезде. Они умываются достаточно часто и иногда моют голову, что привело бы в праведный гнев беспризорников двадцатых. Ходить с длинными ногтями считается не совсем приличным, поэтому их обкусывают. В отличие от беспризорников двадцатых, за собаками они не ухаживают, потому что собак у них нет, а если бы и были, они бы, скорее всего, их мучили. Речь беспризорника не отличается буйством фантазии: говорят, как правило, мало, даже между собой, но многозначительно, очень много ругаются. От нервных заболеваний и простуд голоса резкие и сиплые. Свистеть, громко смеяться, танцевать и надоедать прохожим не любят. Они лишены демонстративности, ненавязчивы и мечтают только об одном: чтобы к ним не приставали [10].

Таков в общих чертах социальный портрет современного беспризорника. Неутешительно выглядят и официальные данные, отражающие количество беспризорников на сегодняшний день. К сожалению, ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве безнадзорных и беспризорных в России. Максимальная оценка дана председателем Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны В. Озеровым – от 2 до 5 млн, минимальная – Министром образования В. Филипповым – от 100 до 500 тыс. Согласно оценкам Министерства труда и социального развития РФ, в стране около млн безнадзорных и беспризорных детей, по оценкам Министерства внутренних дел РФ – 560 тыс. [3, с. 23]. В среднем, как считают специалисты, в каждом крупном городе от 20 до 45 тыс. беспризорных детей и подростков [9, с. 120].

Более наглядно всю сложность ситуации можно представить по оценке детской преступности. За последнее десятилетие в 2 раза (до 1,2 млн) увеличилось число подростков-правонарушителей, доставленных в органы внутренних дел, более чем в 2 раза – несовершеннолетних, совершивших убийства и покушения на убийства, в 1,5 раза – совершенных ими грабежей, в 2,4 раза – несовершеннолетних, задержанных за незаконное приобретение и изготовление наркотиков [3, с. 23]. Необходимо отметить, что в каждый последующий год количество детских правонарушений больше, чем в предыдущий. Так, в 1998 году произошел рост преступности несовершеннолетних на 3,6 %, который продолжался в 1999 году еще более высокими темпами и составил 208, 3 тыс. преступлений, то есть вырос на 10 %. Кроме этого, наблюдается качественное изменение характеристик самой подростковой преступности. В настоящее время она отличается высокой степенью организованности. Групповой характер стал специфической особенностью преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, со­вер­шив­ших преступления в составе групп, превышает 70 %. Особую опасность приобретает тенденция все более широкого участия подростков в преступной деятельности взрослых. Криминологические исследования свидетельствуют, что более трети преступлений подростки совершают под непосредственным руководством взрослых. Так, с участием взрослых в 1999 году совершено 44 041 преступление, в 2000 году – 45 612. За все виды преступлений в 1999 году осуждено свыше 146 тыс. несовершеннолетних, из них за совершение умышленного убийства – 1079 человек, в 2000 году – 1185. Различны и возрастные группы осужденных несовершеннолетних преступников. Статистика свидетельствует о том, что преступность несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к «омоложению». Так, если в 1998 году за различные преступления были осуждены 43 тыс. подростков в возрасте 14–15 лет, то в 2000 году их число выросло до 48 тыс. Поэтому самой острой становится проблема преступности малолетних, не достигших 14-летнего возраста, а также подростков, которые не подлежат уголовной ответственности [3, с. 6].

Такова действительность, напрямую связанная с будущим России. На этом фоне сохранение человеческого потенциала как главного богатства стра­ны приобретает особую значимость. Именно сохранение, расширенное воспроизводство и развитие человеческого потенциала составляют необходимую предпосылку экономического, политического, культурного и духовно-нрав­ственного развития России, важнейшую составля­ющую ее национальной безопасности. Поэтому детская безнадзорность и беспризорность рассматриваются нами как показатели состояния национальной безопасности России. Несовершеннолетние, попадая в разряд беспризорников, живут очень вольготно: не учатся, не работают и никому не подчиняются, но что самое страшное, многих из них это устраивает, они не осознают того, что в цивилизованном обществе человек должен находиться в определенных рамках, ограничивающих вседозволенность и тем самым препятствующих анархии. Распространение безнадзорности и беспризорности – это очевидная угроза нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества.

Государственными органами предпринимаются определенные меры для решения этих проблем. В настоящее время правовую базу системы профилактической и реабилитационной работы составляет Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.). Данный закон определяет основные направления деятельности, устанавливает ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации за организацию профилактической работы. Во исполнение Закона в 2000 году Правительством утверждено более ста нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства [3, с. 70]. В 2002 году Правительством утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2003–2006 гг. (координатор – Министерство труда и социального развития РФ), включающая 5 подпрограмм, в том числе подпрограмму «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В ней обозначены и, что самое главное, профинансированы основные мероприятия: создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности; организация и проведение мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации [5, с. 14].

Необходимо отметить конкретные практические меры и результаты проводимой профилактической и реабилитационной работы. Министерством образования РФ, органами управления образованием субъектов РФ ведется централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, что позволяет передавать их на воспитание в семьи. Так, в 1999 году было передано под опеку (попечительство) 58,5 тыс. детей, в 2000 году – 65,9 тыс.; усыновлено в 1999 году 24 238 детей, в 2000 году – на 80 детей меньше, из них российскими посторонними гражданами в 1999 году – 6964, в 2000 году – 7391, отчимами и мачехами в 1999 году – 11 009, в 2000 году – 10 475, иностранными гражданами в 1999 году – 6265, в 2000 году – 6292. Помимо традиционных форм устройства ребенка в семью, развиваются приемные и патронатные семьи. В то же время вследствие наличия большого числа детей, лишенных родительского попечения, и ряда негативных тенденций, ограничивающих возможности их устройства в семьи (социально-экономическое положение в стране, низкий материальный уровень потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, проблемы с выплатами на усыновление детей, недостаточная информированность населения о возможности взять ребенка на воспитание в семью и т.д.), одной из основных форм социальной защиты детей, оставшихся без родительского попечения, остается помещение их в государственные учреждения, число которых продолжает увеличиваться. В настоящее время в России функционирует 1329 детских домов и детских домов-школ с контингентом 98,8 тыс. детей, 157 школ-интернатов для детей-сирот (24,5 тыс. детей) и 203 школы-интерната для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья (19,5 тыс. детей). Кроме этого, продолжается работа по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого (для несовершеннолетних 11–18 лет, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, но освобожденных от уголовной ответственности или наказания) и открытого (для детей и подростков с устойчивым противоправным поведением, отказывающихся посещать образовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями, сверстниками, в том числе условно осужденных за совершение преступлений) типов, досуговых, образовательных и оздоровительных учреждений системы дополнительного образования детей [3, с. 90].

Проблема безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних актуальна для всех регионов Российской Федерации, в том числе и для Челябинской области. По оперативным данным правоохранительных органов, только за первые 5 ме­сяцев 2002 года по области выявлено 5218 безнадзорных и беспризорных детей. Остается острой проблема детей, оказавшихся вне образования, это дети, выбывшие из школы до завершения обязательного образования и не продолжившие учебу в другом учреждении. Они фактически прекратили учебу в школе, формально оставаясь в списках учащихся, или вообще никогда не учились в школе. Согласно данным Главного управления образования и науки, полученным на основе региональной системы учета несовершеннолетних, не посещающих общеобразовательные учреждения, в целом по области на протяжении 2001–2002 учебного года их количество не увеличивалось, но сохранялось высоким: ноябрь 2001 года – 1101 чел. (0,3 % от общего количества несовершеннолетних), январь 2002 года – 1023 чел., апрель 2002 года – 1094 чел. Обостряется проблема ранней безнадзорности детей. Ежегодно в дома ребенка поступают 250 новорожденных детей, оставленных в родильных домах и переданных на попечение государства.

Преступность несовершеннолетних за последние три года в Челябинской области уменьшилась на 10,5 % (с 5420 преступлений в 1999 году до 4850 в 2001 году), удельный вес несовершеннолетних участников преступлений в общем количестве лиц, совершивших преступления, снизился с 12 % до 10,4 %. В структуре подростковой преступности преобладают преступления корыстной направленности. Их доля среди всех преступлений, совершенных несовершеннолетними, по итогам 2001 году составляет 82 %, при этом растет количество тяжких и особо тяжких преступлений против личности: число умышленных убийств учеличилось на 90,6 %, фактов причинения тяжкого вреда здоровью – на 32,8 %. В 2001 году выявлено 185 преступлений несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотиков (в 2000 году – 184), на 28,6 % уменьшилось количество подростков, совершивших преступление в состоянии наркотического опьянения. Доля групповых преступлений в структуре подростковой преступности за три года снизилась с 73,4 % до 65,3 %, групповая преступность несовершеннолетних за указанный период также уменьшилась на 20,5 % (с 3981 преступления до 3165). На профилактический учет в ОВД в течение 2001 года были поставлены 10 129 несовершеннолетних и 1474 родителя.

Отметим, что на основе реализации правовых, социальных, медико-пси­холого-педагогических и иных мер в Челябинской области под патронажем Губернатора П.И. Сумина и первого вице-губернатора А.Н. Косилова создана и функционирует система, обеспечивающая профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В декабре 2001 года Законодательным собранием области принят закон Челябинской области «О защите и охране прав детей». В городах и районах развита сеть специальных учреждений, направленных на поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, которая обеспечивает комплексную поддержку детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, сокращает возможность их самовольного ухода из семей и развития бродяжничества.

Основная работа по профилактике безнадзорности и беспризорности в Челябинской области осуществляется в учреждениях образования. Главным управлением образова­ния и науки области совместно с органами внутренних дел, социальной защиты населения, здравоохранения, областной КДНиЗП ведется комплекс­ная работа по снижению числа безнадзорных и беспризорных детей и подростков: от организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период до разработки и практической реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, способствует система воспитательно-образовательной работы в условиях массовой школы, развитие средствами дополнительного образования, приобщение к труду, в том числе производительному, физкультуре и спорту. В образовательных учреждениях формируются службы сопровождения образовательного процесса, направленные на оказание психологической, социальной, правовой помощи детям, их родителям и педагогам. В настоящее время детские дома на 82 % укомплектованы психологами, на 73 % – социальными педагогами (школы такими специалистами укомплектованы пока лишь на 30 %).

Большая работа по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних проводится в Челябинске. Для более эффективного решения вопросов обеспечения прав детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрация города, руководствуясь общепринятыми международными нормами, ориентирует управления социальной сферы на привлечение внебюджетных средств для реализации социальных проектов. С этой целью ведется работа с различными международными и российскими общественными и государственными фондами, крупными промышленными предприятиями, частными лицами. По ини­циативе главы города В.М. Тарасова были созданы попечительские советы детских домов, приютов, школ-интернатов и образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня 70 % коммерческих организаций города оказывают благотворительную помощь больницам, школам, приютам, домам ребенка.

Стало уже традиционным проведение общегородских акций. Акция «Брошенные дети» проводится ежегодно с 1998 году и направлена на выявление и предупреждение детской безнадзорности, оказание помощи детям, попавшим в социально опасное положение, самовольно уходящим из дома, занимающимся бро­дяжничеством и попрошайничеством. Акция «XXI век – без наркотиков» проводится ежегодно с 1996 года с целью усиленной профилактики против наркомании: фонд «Жизнь без наркотиков» ведет компьютерную диагностику школьников (психоэмоциональное и психофизическое состояние, определение «групп риска»), организует «Горячую линию», выезды «Информационного автобуса», соревнования «Спорт против наркотиков», выпуск телепередачи «Доктор советует», спецвыпуск газеты «На здоровье» и т.д. Традиционная федеральная межведомственная профилактическая операция «Подросток» проводится с целью организации летнего отдыха и труда подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел. Снижение подростковой преступности в Челябинске в течение лета стало возможным благодаря большой организационной работе, проводимой всеми заинтересованными службами и ведомствами по обеспечению максимальной занятости несовершеннолетних «группы риска». Акция «Образование – всем детям» направлена на предотвращение роста количества детей и подростков, не занятых учебой, и профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Акция «За­щита» проводится с целью оказания помощи детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, и активизации информационно-консультативной работы по предупреждению жестокого обращения с детьми.

Вместе с тем, оценивая положительные результаты деятельности органов и учреждений по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте данной проблемы, характеризующейся более широким спектром причин и проявлений. На наш взгляд, для эффективного решения этой проблемы необходимо совершенствовать существующую систему профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних путем развития правовых, организационных, финансовых, информационных и других механизмов, в основе которой было бы комплексное скоординированное и субординированное взаимодействие всех имеющих отношение к данной проблеме государственных и муниципальных органов, общественных организаций, учреждений образования, семейных институтов и т.д.

Прежде всего необходима действенная правовая основа, которая бы обеспечивала законодательное регулирование государственной политики в отношении семьи и детства. В качестве первоочередных мер специалисты называют следующие:

– принять федеральный закон об основах государственной молодежной политики, предусматривающий формирование новых эффективных механизмов социализации детей и молодежи в условиях рыночных отношений;

– принять федеральный закон о развитии детско-юношеского спорта в Российской Федерации;

– вернуться к разработке законопроекта о профилактике насилия в семье и обществе;

– разработать законодательную основу формирования ювенальной юстиции и рассмотреть вопрос о создании органа по защите прав ребенка;

– поддержать законопроект «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» в части повышения уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних;

– внести изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части разработки механизма направления подростков в центры временной изоляции и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
6202.6kb.
24 стр.
Программа Патриотического воспитания Подрастающего поколения на 2010-2015 годы
129.54kb.
1 стр.
Программа нужна для духовного и физического воспитания, воспитания подрастающего поколения
400.1kb.
1 стр.
Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса Учитель: Барашкова С. А
615.36kb.
4 стр.
Методическая разработка классного часа «270-летию Оренбурга посвящается…»
158.36kb.
1 стр.
Влияние телевидения на формирование нравственных ценностей у подростающего поколения
34.74kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов 3,4 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
1672.05kb.
7 стр.
Методические проблемы обучения программированию в основной и средней школе
65.94kb.
1 стр.
Герои «Молодой гвардии»
59.77kb.
1 стр.
Дополнительного образования детей
86.13kb.
1 стр.
Программа "Нравственные аспекты полового воспитания в школе"
8.82kb.
1 стр.
План мероприятий по подготовке и проведению «Дней защиты-2002»
37.18kb.
1 стр.