Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ... страница 20страница 21страница 22страница 23страница 24 Несмотря на огромную работу, число беспризорников продолжало увеличиваться, а в 1921–1925 годы беспризорность приняла угрожающие размеры. Сказались хозяйственная разруха, голод, эпидемии, вызванные империалистической и последовавшей за ней Гражданской войной. По данным официальной статистики, в 1922 году общее число беспризорников и детей, лишенных всяких средств к существованию, составляло 7 млн. Реальное же количество беспризорных в тот период было еще больше. Беспризорность переросла в важнейшую государственную и общественно-педагогическую проблему. Тысячи бараков, детских уличных столовых и ночлежек были разбросаны практически по всей стране. Попечением о беспризорных занимались различные ведомства и организации (наркомздрав, наркомпрос, НКВД, профсоюзы, комсомол, партийные органы, женотделы и т.д.). Помимо них учет беспризорников вели органы ГПУ, милиция, уголовный розыск и транспортные подразделения. Правда, такая раздробленность только мешала борьбе с этим социальным пороком, а основная тяжесть работы ложилась на местные органы народного образования, при которых были созданы отделы социально-правовой охраны несовершеннолетних. Специальным решением ВЦИК и Наркомпроса РСФСР был принят закон «Об организации дела борьбы с детской беспризорностью». Среди основных мероприятий, направленных на решение этой проблемы, стали (наряду с помещением беспризорных в детдома) назначение опеки, передача детей на договорных началах в крестьянские семьи, ремесленникам и кустарям (им предоставлялся дополнительный земельный надел на каждого взятого ребенка, бесплатное право его обучения в школе и единовременное пособие в 70 руб.), направление подростков на производство в государственный сектор, оказание адресной материальной помощи на дому детям, стоящим на грани нищеты и беспризорности, защита прав и интересов детей и подростков, развертывание внешкольной работы по месту жительства при активном содействии пионерских организаций и комсомола. Беспризорных активно вовлекали в школьные занятия, кружки самодеятельности, пионеротряды. Оборудовались общежития для одиноких матерей, им оказывалась единовременная материальная помощь. Наркомпрос РСФСР узаконил на производстве бронь для подростков из детдомов. В то время в России насчитывалось 2777 специальных учреждений для беспризорных. Основными типами учреждений являлись приемники для оказания первой социальной помощи, детдома для детей дошкольного и школьного возраста, для физически дефективных и умственно отсталых и, наконец, детские городки как комплексы разнотипных учреждений. Основную группу в них составляли дети от 8 до 14 лет. По социальному происхождению это были дети ремесленников, кустарей, мелких служащих, погибших солдат. Основная задача детдомов заключалась в том, чтобы дать воспитанникам общее политехническое образование и практические трудовые навыки для общественно полезной трудовой деятельности. С этой целью при детдомах России было организовано свыше тысячи мастерских, они получили около 230 земельных участков [9, с. 6]. Таким образом, проблема беспризорности несовершеннолетних несколько раз чрезвычайно остро заявляла о себе в нашей стране. Следует признать, что даже в тяжелейших экономических условиях государство находило возможность так или иначе решать наиболее острые проблемы беспризорности, выделять для этого немалые финансовые средства. В настоящее время государство и общество сталкиваются с новыми проблемами, т.к. современные беспризорники во многом отличаются от беспризорников того времени. Если раньше они в основном воровали, то теперь сфера их деятельности значительно расширилась. Изучение причин детской беспризорности позволило обнаружить, что современных беспризорников можно классифицировать по-разному: по тому, как они зарабатывают себе на жизнь, как они стали беспризорниками, каков характер их бродячей жизни и т.д. Так, например, по «специальности» беспризорники сегодня представлены следующими группами:
Помимо «специальностей», беспризорники делятся по типам: 1. Оседлый, который живет на одном и том же вокзале или в одном и том же подвале несколько месяцев, а если его забирают правоохранительные органы, возвращается обратно, когда отпустят. В определенном районе их знают в лицо и по фамилиям, как и их непутевых родителей. 2. Сезонный, который едет на заработки, например, убирать урожай. 3. Кочующий. Смысл его существования – бродить в зависимости от времени года по всей России в поисках хлебных мест. 4. Случайный, волею судьбы выброшенный на улицу, а вовсе не специально убежавший. Первое время он бродит просто так, пока не приобретет «специальность». 5. Семейный, который бродяжничает вместе со своей матерью, братьями и сестрами [10]. Современные беспризорники отличаются и по внешнему виду от беспризорников дореволюционной и Советской России. Нынешний, как правило, одет по необходимости: лишнюю, мешающую свободно передвигаться одежду выбрасывает, а нужную приворовывает тут же. Вообще, беспризорники могут менять верхнюю одежду несколько раз в неделю, чего не скажешь о рубашках и земляного цвета майках. Какие-то общие черты во внешнем облике беспризорников отсутствуют. Это зависит от возраста, «стажа» кочевой жизни и «профессии». Самых старших вообще трудно отличить от обычных детей, если не приглядеться и не усмотреть во взгляде что-то особенное, заторможенное и решительное одновременно. «Попрошайки» предпочитают одеваться жалостливее и не мыться, остальные худо-бедно за собой смотрят, особенно те, что работают на выезде. Они умываются достаточно часто и иногда моют голову, что привело бы в праведный гнев беспризорников двадцатых. Ходить с длинными ногтями считается не совсем приличным, поэтому их обкусывают. В отличие от беспризорников двадцатых, за собаками они не ухаживают, потому что собак у них нет, а если бы и были, они бы, скорее всего, их мучили. Речь беспризорника не отличается буйством фантазии: говорят, как правило, мало, даже между собой, но многозначительно, очень много ругаются. От нервных заболеваний и простуд голоса резкие и сиплые. Свистеть, громко смеяться, танцевать и надоедать прохожим не любят. Они лишены демонстративности, ненавязчивы и мечтают только об одном: чтобы к ним не приставали [10]. Таков в общих чертах социальный портрет современного беспризорника. Неутешительно выглядят и официальные данные, отражающие количество беспризорников на сегодняшний день. К сожалению, ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве безнадзорных и беспризорных в России. Максимальная оценка дана председателем Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны В. Озеровым – от 2 до 5 млн, минимальная – Министром образования В. Филипповым – от 100 до 500 тыс. Согласно оценкам Министерства труда и социального развития РФ, в стране около млн безнадзорных и беспризорных детей, по оценкам Министерства внутренних дел РФ – 560 тыс. [3, с. 23]. В среднем, как считают специалисты, в каждом крупном городе от 20 до 45 тыс. беспризорных детей и подростков [9, с. 120]. Более наглядно всю сложность ситуации можно представить по оценке детской преступности. За последнее десятилетие в 2 раза (до 1,2 млн) увеличилось число подростков-правонарушителей, доставленных в органы внутренних дел, более чем в 2 раза – несовершеннолетних, совершивших убийства и покушения на убийства, в 1,5 раза – совершенных ими грабежей, в 2,4 раза – несовершеннолетних, задержанных за незаконное приобретение и изготовление наркотиков [3, с. 23]. Необходимо отметить, что в каждый последующий год количество детских правонарушений больше, чем в предыдущий. Так, в 1998 году произошел рост преступности несовершеннолетних на 3,6 %, который продолжался в 1999 году еще более высокими темпами и составил 208, 3 тыс. преступлений, то есть вырос на 10 %. Кроме этого, наблюдается качественное изменение характеристик самой подростковой преступности. В настоящее время она отличается высокой степенью организованности. Групповой характер стал специфической особенностью преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе групп, превышает 70 %. Особую опасность приобретает тенденция все более широкого участия подростков в преступной деятельности взрослых. Криминологические исследования свидетельствуют, что более трети преступлений подростки совершают под непосредственным руководством взрослых. Так, с участием взрослых в 1999 году совершено 44 041 преступление, в 2000 году – 45 612. За все виды преступлений в 1999 году осуждено свыше 146 тыс. несовершеннолетних, из них за совершение умышленного убийства – 1079 человек, в 2000 году – 1185. Различны и возрастные группы осужденных несовершеннолетних преступников. Статистика свидетельствует о том, что преступность несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к «омоложению». Так, если в 1998 году за различные преступления были осуждены 43 тыс. подростков в возрасте 14–15 лет, то в 2000 году их число выросло до 48 тыс. Поэтому самой острой становится проблема преступности малолетних, не достигших 14-летнего возраста, а также подростков, которые не подлежат уголовной ответственности [3, с. 6]. Такова действительность, напрямую связанная с будущим России. На этом фоне сохранение человеческого потенциала как главного богатства страны приобретает особую значимость. Именно сохранение, расширенное воспроизводство и развитие человеческого потенциала составляют необходимую предпосылку экономического, политического, культурного и духовно-нравственного развития России, важнейшую составляющую ее национальной безопасности. Поэтому детская безнадзорность и беспризорность рассматриваются нами как показатели состояния национальной безопасности России. Несовершеннолетние, попадая в разряд беспризорников, живут очень вольготно: не учатся, не работают и никому не подчиняются, но что самое страшное, многих из них это устраивает, они не осознают того, что в цивилизованном обществе человек должен находиться в определенных рамках, ограничивающих вседозволенность и тем самым препятствующих анархии. Распространение безнадзорности и беспризорности – это очевидная угроза нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Государственными органами предпринимаются определенные меры для решения этих проблем. В настоящее время правовую базу системы профилактической и реабилитационной работы составляет Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.). Данный закон определяет основные направления деятельности, устанавливает ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации за организацию профилактической работы. Во исполнение Закона в 2000 году Правительством утверждено более ста нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства [3, с. 70]. В 2002 году Правительством утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2003–2006 гг. (координатор – Министерство труда и социального развития РФ), включающая 5 подпрограмм, в том числе подпрограмму «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В ней обозначены и, что самое главное, профинансированы основные мероприятия: создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности; организация и проведение мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации [5, с. 14]. Необходимо отметить конкретные практические меры и результаты проводимой профилактической и реабилитационной работы. Министерством образования РФ, органами управления образованием субъектов РФ ведется централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, что позволяет передавать их на воспитание в семьи. Так, в 1999 году было передано под опеку (попечительство) 58,5 тыс. детей, в 2000 году – 65,9 тыс.; усыновлено в 1999 году 24 238 детей, в 2000 году – на 80 детей меньше, из них российскими посторонними гражданами в 1999 году – 6964, в 2000 году – 7391, отчимами и мачехами в 1999 году – 11 009, в 2000 году – 10 475, иностранными гражданами в 1999 году – 6265, в 2000 году – 6292. Помимо традиционных форм устройства ребенка в семью, развиваются приемные и патронатные семьи. В то же время вследствие наличия большого числа детей, лишенных родительского попечения, и ряда негативных тенденций, ограничивающих возможности их устройства в семьи (социально-экономическое положение в стране, низкий материальный уровень потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, проблемы с выплатами на усыновление детей, недостаточная информированность населения о возможности взять ребенка на воспитание в семью и т.д.), одной из основных форм социальной защиты детей, оставшихся без родительского попечения, остается помещение их в государственные учреждения, число которых продолжает увеличиваться. В настоящее время в России функционирует 1329 детских домов и детских домов-школ с контингентом 98,8 тыс. детей, 157 школ-интернатов для детей-сирот (24,5 тыс. детей) и 203 школы-интерната для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья (19,5 тыс. детей). Кроме этого, продолжается работа по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого (для несовершеннолетних 11–18 лет, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, но освобожденных от уголовной ответственности или наказания) и открытого (для детей и подростков с устойчивым противоправным поведением, отказывающихся посещать образовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями, сверстниками, в том числе условно осужденных за совершение преступлений) типов, досуговых, образовательных и оздоровительных учреждений системы дополнительного образования детей [3, с. 90]. Проблема безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних актуальна для всех регионов Российской Федерации, в том числе и для Челябинской области. По оперативным данным правоохранительных органов, только за первые 5 месяцев 2002 года по области выявлено 5218 безнадзорных и беспризорных детей. Остается острой проблема детей, оказавшихся вне образования, это дети, выбывшие из школы до завершения обязательного образования и не продолжившие учебу в другом учреждении. Они фактически прекратили учебу в школе, формально оставаясь в списках учащихся, или вообще никогда не учились в школе. Согласно данным Главного управления образования и науки, полученным на основе региональной системы учета несовершеннолетних, не посещающих общеобразовательные учреждения, в целом по области на протяжении 2001–2002 учебного года их количество не увеличивалось, но сохранялось высоким: ноябрь 2001 года – 1101 чел. (0,3 % от общего количества несовершеннолетних), январь 2002 года – 1023 чел., апрель 2002 года – 1094 чел. Обостряется проблема ранней безнадзорности детей. Ежегодно в дома ребенка поступают 250 новорожденных детей, оставленных в родильных домах и переданных на попечение государства. Преступность несовершеннолетних за последние три года в Челябинской области уменьшилась на 10,5 % (с 5420 преступлений в 1999 году до 4850 в 2001 году), удельный вес несовершеннолетних участников преступлений в общем количестве лиц, совершивших преступления, снизился с 12 % до 10,4 %. В структуре подростковой преступности преобладают преступления корыстной направленности. Их доля среди всех преступлений, совершенных несовершеннолетними, по итогам 2001 году составляет 82 %, при этом растет количество тяжких и особо тяжких преступлений против личности: число умышленных убийств учеличилось на 90,6 %, фактов причинения тяжкого вреда здоровью – на 32,8 %. В 2001 году выявлено 185 преступлений несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотиков (в 2000 году – 184), на 28,6 % уменьшилось количество подростков, совершивших преступление в состоянии наркотического опьянения. Доля групповых преступлений в структуре подростковой преступности за три года снизилась с 73,4 % до 65,3 %, групповая преступность несовершеннолетних за указанный период также уменьшилась на 20,5 % (с 3981 преступления до 3165). На профилактический учет в ОВД в течение 2001 года были поставлены 10 129 несовершеннолетних и 1474 родителя. Отметим, что на основе реализации правовых, социальных, медико-психолого-педагогических и иных мер в Челябинской области под патронажем Губернатора П.И. Сумина и первого вице-губернатора А.Н. Косилова создана и функционирует система, обеспечивающая профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В декабре 2001 года Законодательным собранием области принят закон Челябинской области «О защите и охране прав детей». В городах и районах развита сеть специальных учреждений, направленных на поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, которая обеспечивает комплексную поддержку детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, сокращает возможность их самовольного ухода из семей и развития бродяжничества. Основная работа по профилактике безнадзорности и беспризорности в Челябинской области осуществляется в учреждениях образования. Главным управлением образования и науки области совместно с органами внутренних дел, социальной защиты населения, здравоохранения, областной КДНиЗП ведется комплексная работа по снижению числа безнадзорных и беспризорных детей и подростков: от организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период до разработки и практической реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, способствует система воспитательно-образовательной работы в условиях массовой школы, развитие средствами дополнительного образования, приобщение к труду, в том числе производительному, физкультуре и спорту. В образовательных учреждениях формируются службы сопровождения образовательного процесса, направленные на оказание психологической, социальной, правовой помощи детям, их родителям и педагогам. В настоящее время детские дома на 82 % укомплектованы психологами, на 73 % – социальными педагогами (школы такими специалистами укомплектованы пока лишь на 30 %). Большая работа по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних проводится в Челябинске. Для более эффективного решения вопросов обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрация города, руководствуясь общепринятыми международными нормами, ориентирует управления социальной сферы на привлечение внебюджетных средств для реализации социальных проектов. С этой целью ведется работа с различными международными и российскими общественными и государственными фондами, крупными промышленными предприятиями, частными лицами. По инициативе главы города В.М. Тарасова были созданы попечительские советы детских домов, приютов, школ-интернатов и образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня 70 % коммерческих организаций города оказывают благотворительную помощь больницам, школам, приютам, домам ребенка. Стало уже традиционным проведение общегородских акций. Акция «Брошенные дети» проводится ежегодно с 1998 году и направлена на выявление и предупреждение детской безнадзорности, оказание помощи детям, попавшим в социально опасное положение, самовольно уходящим из дома, занимающимся бродяжничеством и попрошайничеством. Акция «XXI век – без наркотиков» проводится ежегодно с 1996 года с целью усиленной профилактики против наркомании: фонд «Жизнь без наркотиков» ведет компьютерную диагностику школьников (психоэмоциональное и психофизическое состояние, определение «групп риска»), организует «Горячую линию», выезды «Информационного автобуса», соревнования «Спорт против наркотиков», выпуск телепередачи «Доктор советует», спецвыпуск газеты «На здоровье» и т.д. Традиционная федеральная межведомственная профилактическая операция «Подросток» проводится с целью организации летнего отдыха и труда подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел. Снижение подростковой преступности в Челябинске в течение лета стало возможным благодаря большой организационной работе, проводимой всеми заинтересованными службами и ведомствами по обеспечению максимальной занятости несовершеннолетних «группы риска». Акция «Образование – всем детям» направлена на предотвращение роста количества детей и подростков, не занятых учебой, и профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Акция «Защита» проводится с целью оказания помощи детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, и активизации информационно-консультативной работы по предупреждению жестокого обращения с детьми. Вместе с тем, оценивая положительные результаты деятельности органов и учреждений по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте данной проблемы, характеризующейся более широким спектром причин и проявлений. На наш взгляд, для эффективного решения этой проблемы необходимо совершенствовать существующую систему профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних путем развития правовых, организационных, финансовых, информационных и других механизмов, в основе которой было бы комплексное скоординированное и субординированное взаимодействие всех имеющих отношение к данной проблеме государственных и муниципальных органов, общественных организаций, учреждений образования, семейных институтов и т.д. Прежде всего необходима действенная правовая основа, которая бы обеспечивала законодательное регулирование государственной политики в отношении семьи и детства. В качестве первоочередных мер специалисты называют следующие: – принять федеральный закон об основах государственной молодежной политики, предусматривающий формирование новых эффективных механизмов социализации детей и молодежи в условиях рыночных отношений; – принять федеральный закон о развитии детско-юношеского спорта в Российской Федерации; – вернуться к разработке законопроекта о профилактике насилия в семье и обществе; – разработать законодательную основу формирования ювенальной юстиции и рассмотреть вопрос о создании органа по защите прав ребенка; – поддержать законопроект «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» в части повышения уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних; – внести изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части разработки механизма направления подростков в центры временной изоляции и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; Смотрите также: А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
6202.6kb.
24 стр.
Программа Патриотического воспитания Подрастающего поколения на 2010-2015 годы
129.54kb.
1 стр.
Программа нужна для духовного и физического воспитания, воспитания подрастающего поколения
400.1kb.
1 стр.
Рабочая программа по химии для учащихся 8 класса Учитель: Барашкова С. А
615.36kb.
4 стр.
Методическая разработка классного часа «270-летию Оренбурга посвящается…»
158.36kb.
1 стр.
Влияние телевидения на формирование нравственных ценностей у подростающего поколения
34.74kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов 3,4 курса очной и заочной формы обучения специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
1672.05kb.
7 стр.
Методические проблемы обучения программированию в основной и средней школе
65.94kb.
1 стр.
Герои «Молодой гвардии»
59.77kb.
1 стр.
Дополнительного образования детей
86.13kb.
1 стр.
Программа "Нравственные аспекты полового воспитания в школе"
8.82kb.
1 стр.
План мероприятий по подготовке и проведению «Дней защиты-2002» 37.18kb.
1 стр.
|