Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


Министерство образования Ульяновской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования




В.Н. Артамонов

ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ

ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
СИНТАКСИС.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Учебно-методическое пособие

Ульяновск

2011
Ответственный редактор: Курошина Л.Н. – методист кафедры филологического образования УИПКПРО.
Артамонов, В.Н.

Трудные вопросы грамматики русского языка в школе. Синтаксис. Словообразование. Практикум: учебно-методическое пособие для учителей русского языка, студентов и аспирантов / автор и составитель В.Н. Артамонов. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 70 с.




Рецензенты:
Галушко Е.Ф.доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова, к.ф.н.

Екимова С.М. – учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 78, учитель высшей квалификационной категории.

Практикум предназначен для учителей русского языка и литературы, слушателей курсов УИПКПРО, а также для студентов-филологов, аспирантов – всех, кто в том или ином объёме изучает современный русский литературный язык.

В практикуме представлены упражнения (практические задания) по таким разделам современного русского литературного языка, как «Словообразование» и «Синтаксис», справочные материалы по наиболее трудным вопросам названных разделов, демонстративные варианты тестовых заданий, используемые автором в качестве контроля полученных слушателями курсов УИПКПРО на выходе лингвистических компетенций (без ключей). Прилагаются статьи автора и составителя, посвящённые проблемам словообразования и синтаксиса, ранее опубликованные в межвузовских сборниках Ульяновска и Санкт-Петербурга.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2011.

Артамонов В.Н., 2011.




ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
I. Словообразование 5

1. Справочные материалы 5

2. Практикум 8
II. Синтаксис 11

1. Справочные материалы 11

2. Практикум 14
III. Тестовые задания 45
Библиографический список 58
Приложения

1. Об изучении словообразовательных норм

в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» 62
2. Использование логического и психологического

методов исследования в целях разграничения

подлежащего и сказуемого 64
3. Алгоритм определения синтаксической функции

присубстантивных косвенно-падежных форм имён существительных 68



ВВЕДЕНИЕ
Практикум предназначен прежде всего слушателям УИПКПРО, учителям русского языка и литературы, для которых в течение двух семестров читается одноимённый теоретико-практический курс грамматики русского языка. Выбор разделов «Словообразование» и «Синтаксис» не является случайным, хотя автор ни в коем случае не сомневается в важности «Фонетики», «Лексики» или «Морфологии». Однако работа в качестве председателя экспертной комиссии по проверке ЕГЭ по русскому языку, а также в качестве члена жюри, а в 2010 г. – председателя жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку убеждает автора в том, что именно вопросы выбранных разделов вызывают у школьников наибольшие затруднения. Помимо упражнений, в практикум включены справочные материалы по наиболее трудным вопросам словообразования и синтаксиса, тестовые задания, которые автор предполагает использовать в целях проверки полученных слушателями на выходе лингвистических компетенций (поэтому ключи с ответами отсутствуют). Кроме того, прилагаются статьи автора и составителя пособия по вопросам словообразования и синтаксиса, опубликованные ранее в межвузовских сборниках Ульяновска и Санкт-Петербурга, которые могут быть полезными школьному учителю, но являются недоступными из-за небольшого тиража и особенностей распространения, когда количество экземпляров практически соответствует количеству авторов.

Автор выражает искреннюю признательность своим учителям и коллегам Татьяне Витальевне Егоровой, много лет читающей курс словообразования в Ульяновском государственном педагогическом университете, и Игорю Германовичу Осетрову, лекции которого навсегда привили автору любовь к грамматике родного языка.


I. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ


Справочные материалы
1. Морфемные (аффиксальные) способы образования слов

в современном русском языке






Способ словообразования

Примеры

1

Приставочный (префиксальный)

подкласс, премудрый, запросто, перечитать

2

Суффиксальный (в том числе нулевая суффиксация или бессуффиксный)

поэтесса, зеленоватый, темно, разрисовывать, бегǾ, насыпьǾ

3

Приставочно-суффиксальный (конфиксальный)

подсвечник, приплясывать

4

Постфиксальный

кто-то, где-нибудь, куда-либо, умываться

5

Сложение основ

сине-зеленый, слабонервный

6

Включение

манка, мореходка, минералка

2. Неморфемные способы образования слов в современном русском языке






Способ словообразования

Примеры

1

Морфолого-синтаксический (конверсия)

имена существительные, образованные от имён прилагательных и причастий: неуспевающий, чужой, дежурный

2

Лексико-синтаксический (сращение)

дорогостоящий, вечнозелёный, долгоиграющий

3

Аббревиация

НИИ, ГИБДД, УлГТУ, УИПКПРО

4

Лексико-семантический (семантическая деривация)

звёзды эстрады – звёзды (небесные светила)

5

Сложение слов

диван-кровать, плащ-палатка, кресло-качалка

3. Общие словообразовательные значения






Значение

Соотношение лексического значения и частеречной принадлежности производного и производящего слов

Примеры

1

Модификационное

Лексические значения практически совпадают (различия носят количественный характер); слова одной части речи

соавтор – автор, неглупый – глупый, беленький –белый, пробежать – бежать

2

Транспозиционное

Лексические значения тождественны; части речи разные

дыхании[j]е – дышать, выдохǾ – выдыхать, нежность – нежный, синьǾ – синий

3

Мутационное

Лексические значения разные, части речи разные

молчаливый – молчать, насыпьǾ – насыпать

4. Частные словообразовательные значения модификационного типа






Часть речи, в рамках которой происходит словообразование

Словообразовательное значение

Пример

1

Имя существительное

невзрослость (детскость)

тигрёнок – тигр

увеличительность

домище – дом

уменьшительность

столик – стол

часть целого

подгруппа – группа

совместность

соавтор – автор

женскость

студентка – студент

единичность (выделительность)

снежинка – снег

собирательность

комарь[j]ё – комар

подобие

дымка – дым

2

Имя прилагательное

высокой степени проявления признака (качества)

злющий – злой

низкой степени проявления признака (качества)

синеватый – синий.

3

Глагол

интенсивное действие

размахаться – махать

чрезмерное действие

пересолить – солить

недостаточное (неполное) действие

недосолить – солить; приоткрыть – открыть

сопроводительное (добавочное) действие

припевать – петь

присоединение (приближение)

приехать – ехать; подойти – идти

действие, совершающееся в собственных интересах

припрятать – прятать

доведение действия до конца

допеть – петь, нарисовать – рисовать

5. Частные словообразовательные значения транспозиционного типа




Словообразовательная модель

Словообразовательное значение

Пример

1

Имя существительное от глагола

отвлечённое действие

стрельба – стрелять

2

Имя существительное от имени прилагательного или причастия

отвлечённый признак

робость – робкий

6. Частные словообразовательные значения мутационного типа






Словообразовательная модель

Словообразовательное значение

Пример

1

Имя существительное от имени прилагательного

предмет или лицо по признаку

мудрец – мудрый

2

Имя существительное от глагола

лицо по действию (деятель)

строитель – строить

инструмент действия

будильник – будить

результат действия

отпечаток – отпечатать

3

Имя прилагательное от глагола

признак по действию

молчаливый – молчать

4

Имя прилагательное от имени существительного

признак, присущий лицу или предмету, названному производящим словом

нахальный – нахал

принадлежность лицу или животному

лисий – лиса

признак по наличию того, что названо производящим словом

злобный – злоба

признак по отсутствию того, что названо производящим словом

безумный – ум

5

Глагол от имени существительного

лишить того, что названо производящим словом

обескровить – кровь

6

Глагол от имени прилагательного

придать признак, названный производящим словом

озеленить – зелёный

приобретать признак, названный производящим словом

желтеть – жёлтый

7. Образец словообразовательного разбора


Озеленить (2а), слово дано в начальной форме;

1) словообразовательная соотнесенность – озеленить – зелёный;

2) словообразовательная членимостьо-зелен-и-(ть) – зелёный;

3) способ словообразования – морфемный суффиксальный;

4) общее словообразовательное значение – мутационное; частное словообразовательное значение – придать признак, названный производящим словом;

5) словообразовательная модель – глагол от имени прилагательного с помощью конфикса (приставки и суффикса) ои… с названным словообразовательным значением;

6) словообразовательный тип – продуктивный: очистить, осветлить, обелить, обезопасить.
Практикум
Задание 1. Найти словообразовательную соотнесённость данных слов, т. е. подобрать мотивирующее слово (словосочетание), которое, с современной точки зрения, выступает в качестве производящей базы для анализируемого слова.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ: раздевалка – раздеваться; слово «раздевалка» мотивировано словом «раздеваться» семантически (раздевалка – место, где раздеваются); производное и производящее слова имеют формально совпадающую часть раздева. Следовательно, между этими словами существует формально-семантическая связь – словообразовательная соотнесённость.


Привлекательность, очернить, заречный, купальня, желтеть, терпеливый, соревнование, доход, мудрец, иголочка, укрупнить, героиня, глазастый, вдуматься, притворство, простонародный, мечтатель, синь, обезоружить, свисток, рогатый, грабеж, молчаливый, генеральша, боязливость, лай, озеленить, подкрашивание, заждаться, воровство, отцвести, подгруппа, туповатый, перевязка, забывчивый, глушь, искупление, измельчить, притворщик, битва, совестливый, выход, утеплить, гадалка, правдолюбец, отпечаток, выиграть, доброта, раскрыть, бессмертие, сокурсник, философствовать.
Задание 2. Провести а) словообразовательный, б) морфемный анализ данных слов; сравнить их результаты. Словообразовательный анализ производится по образцу, представленному в справочных материалах, морфемный анализ по принципу «матрёшки» и подбором родственных слов.
Беззлобный, переутомление, обыск, бусинка, сенокосилка, суетливый, недовольство, сверхскоростной, пугало, ослабление, беззаботный, покраснеть, приказ, наловчиться, затворничество, требовательный, раскраска, пригородный, фронтовичка, заготовка, учительский, задымить, дошкольница, покрывало, беззаботность, прорыв, превосходство, избыточный, безденежье, гостья, проигрыватель, раздобриться, подголосок, разрез, выпиливание, бессонница, булочник, надлом, лживость, остаточный, неумелость, всхлипывание, уплотнитель, выключатель, обессилеть, покраснение, подсказка, узорчатый, победительница, преимущество, зачётка, взмах, обогащение, распределитель, безработица, отдых, обезьянничать, слезливость, открывалка, гниль, болезненный, задвижка, игольчатый, столкновение, неудержимость, обезлесить, раскрашивание, завязь, тихо, прикосновение, страдалец, непонятливость, лавочник, проявитель, безбоязненный, застёжка, взрыв, веселье, обесцвечивание, бессмыслица, кипятильник, углубление, подделка, неулыбчивость, усложнить, мечтательный.
Задание 3. Дать словообразовательную характеристику выделенным словам и привести (если это возможно) примеры слов общелитературного языка, образованных по той же модели, что и данные окказионализмы.

Образец выполнения: Гостьё идёт по лестнице (Маяковский). Индивидуально-авторское образование гостье (в литературном языке – гость – гости) произведено от существительного гость при помощи суффикса [j] и имеет модификационное значение «собирательности». По образцу общелитературных слов: комарьё, ворьё, зверьё и т. п.


1. Со дня приезда в Зайцы не видел Леон дядю столь деятельным и оживлённым, как в день гнатия (или гонения? А может, на украинский манер, гоньбы?) самогона (Козлов). 2. Эту часть Демгородка изолянты между собой именовали «Кунцевом» – и действительно, самые крупные злодеятели периода демократической Смуты проживали именно здесь (Поляков). 3. Длинноножие, впрочем, помогало: там, где коренастая Лукина пробегала два шага, Ёлке требовался только один (Аксёнов). 4. Деревья уже начинали желтеть, господа. И багроветь, милостивые государи. И законьячиваться в глубине рощ, если это кому-нибудь интересно (Аксёнов). 5. Однажды адмирал Рык сказал, что у капитализма и социализма есть свои сильные и слабые стороны, поэтому слабые стороны разумнее всего отбросить, а сильные, напротив, объединить и взять на вооружение. В связи с этим, для начала, Избавитель Отечества предложил отказаться в быту от слов «товарищ» и «господин», а обращаться друг к другу по-новому – «господарищ», что больше соответствует тому особому пути, которым двинулась возрожденная Россия (Поляков). 6. В субботу вместо традиционного обращения к российскому народу по телевизору показали пресс-конференцию адмирала Рыка, которую он давал отечественным и зарубежным корреспондентам по случаю окончания судебного процесса над «заправилами и пособниками псевдодемократического антинародного режима». Тогда-то он и заявил, что все эти врагоугодники и отчизнопродавцы будут изолированы от общества в специальных садово-огородных посёлках (Поляков). 7. И вот тогда он [бывший земледельческий лидер. – В. А.] решил написать новейшую историю демократии в России, о чём оповестил общественность через газету «Голос». Общественность, в особенности некоторые наисторичившие личности, забеспокоилась, как бы он что-нибудь там не перепутал, и стала довольно часто заглядывать в домик № 49 – подсказать, уточнить, прокомментировать, обозначить… (Поляков). 8. – А эти демокрады, – поинтересовался Иван Петрович, – сдают валюту-то? (Поляков). 9. Между тем на даче в Серебряном Бору происходил один из парадоксов революции: крик сезона танец чарльстон восхищал буржуазный «пожилаж» и возмущал передовую молодёжь (Аксёнов). 10. Спортивно грамотная публика на него [Бориса. – В. А.] явно глаз положила, и в частности некая Ирье Ыун, гонщица из «Калева», двадцатилетняя голуболупоглазица чистой балтийской породы (Аксёнов). 11. Купи? Да где куплево-то? В одном кармане пусто, в другом ничего нет (Некрасов). 12. Что касается мелкодетья (последнее словечко являлось плодом уже самого героя и титана), то оно, то есть Никитушка и Архи-Медушка, буквально устраивали на него [Бориса Никитича. – В. А.] засады, чтобы, напав внезапно, зацапать и зализать (Аксёнов). 13. – Эх, планы, планы! – засмеялся Ставриди. – Как говорят, начерчиллили планов – и никаких рузвельтатов! – Хе-хе, – без улыбки произнес боцман. – Вот обождите, они начерчиллят, а нам с вами рузвельтатить придётся! (Пикуль). 14. …охрана вокзала не растерялась, троих арестовала, остальные упрыгнули на проходящий поезд (Солженицын). 15. Проскочить через «шлюз» на волю было невозможно – ни одинокому беглецу, ни группе отморозков, ни даже всей тюрьме, коли надумала бы, осумасшедшив, пойти на приступ ворот (Г. Вайнер). 16. Есть тут кое-какие тонкости. И отдельные толстости (Г. Вайнер). 17. Полк медленно объезжал дом кругами, как говорят русские таксисты в Нью-Йорке – «круизировал»… (Г. Вайнер). 18. А потом хоть и тесно, но уже не столько ждали сзади, и уже мог бы Олег немножечко и отслониться (Солженицын). 19. Олег даже не пытался втесниться, стоял сбоку (Солженицын). 20. Беря от санитарки первый стакан барлевой взвеси, она проплеснула неловко: оказалось, что её рука – столько раз тут же, в резиновых перчатках, твёрдо выминавшая животы – трясётся (Солженицын). 21. Ночь попрохладнела, а роса была невелика (Солженицын).
Задание 4. Определить лексическое значение созданных студентами окказионализмов. Оценить окказионализмы с точки зрения уместности употребления в придуманных контекстах.
1. Жестоко природа над ним пошутила… ну, ладно ушастый, так ещё и бровастый!. 2. Да я перемотоблочил весь огород в поисках клада. 3. Заглянув в шкаф, она обнаружила там полнейшее безнарядье. 4. Диета сама по себе штука полезная, но задиетиться до обмороков, это, на мой взгляд, уже слишком! 5. Никогда в жизни не видел такого лентяища! 6. Осенью на озере безлебедье. 7. В России началась чизбургеризация. 8. Она уже два года как мужатая. 9. Пенсионеры говорят, что в медведевщину жизнь стала лучше. 10. В этом году осень необычайно красиво листопадится. 11. Зарощный дачный посёлок посетила природоохранная инспекция. 12. Животастый мужчина застрял в проходе. 13. От мороженого остался только олизок. 14. Клоун обезгрустил мальчика. 15. Это был не гном, а гномище. 16. Он такой бегса. Никогда не сидит на месте. 17. Стоит опоздать домой, начнётся такая корьба. 18. Сильно дождило, буквально сбивало с ног. 18. Лучшего сопевца, чем он, не найти. 19. Она сегодня такая недовольная, как будто всех людей разненавидела. 20. Не с её умишкой решать эту проблему. 21. Молодой человек, с виду простун, шёл мне навстречу. 22. В классе стояла крикотня. 23. Сергей занимался каратэ 12 лет и был хорошим бителем.

II. СИНТАКСИС


Справочные материалы
1. Методы анализа предложения




Метод

Представители

Принцип анализа

1

Логический

Ф.И. Буслаев,

Н.И. Греч



В основе каждого предложения лежит схема суждения «S есть P». Суть анализа предложения состоит в том, чтобы найти в нём главные члены, которые соответствуют компонентам данной схемы, и второстепенные члены (дополнение, определение и обстоятельство).

2

Формальный

Ф.Ф. Фортунатов,

А.А. Шахматов,

А.М. Пешковский


Синтаксис – учение о грамматических словосочетаниях, то есть таких, в которых грамматическая форма слова в одной части словосочетания обозначает отношение данного предмета мысли к другому предмету, к другой части словосочетания (другими словами: за каждой грамматической формой закреплена специфическая синтаксическая функция).

3

Психологический

А.А. Потебня,

Д.Н. Овсяннико-Куликовский



Любое высказывание членится на две части: данное (прежде познанное, тема) и новое (вновь познаваемое, рема)

следующая страница >>
Смотрите также:
Трудные вопросы грамматики русского языка в школе
1246.46kb.
6 стр.
Краткий очерк изучения истории русского языка в русском и зарубежном языкознании. Образование русского языка
37.94kb.
1 стр.
«Практический курс немецкого языка»
65.47kb.
1 стр.
Лабораторная работа №1. Формальные грамматики и их свойства. Дана грамматика. Построить вывод заданной цепочки
77.79kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по олимпийскому и паралимпийскому образованию для использования на уроках русского языка в начальной школе
226.97kb.
1 стр.
Изучение теоретических понятий на уроках литературы выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24
92.01kb.
1 стр.
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
52.88kb.
1 стр.
Работников образования кафедра литературы, русского и иностранного языков Электив 9 ономастические исследования и лингвокраеведческая работа в школе
648.2kb.
3 стр.
Полезные ссылки для учебы Портал "Русский язык" справочно-информационный сайт
77.31kb.
1 стр.
Курс русского языка
60.91kb.
1 стр.
Год год русского языка татьяна ясинская
44.35kb.
1 стр.
Проект школьного праздника «День Матери»
124.1kb.
1 стр.