МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор
доцент С.М. Юшаев
______________________
«_____»__________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Операционные системы, среды и Интернет - технологии»
для направления подготовки
050100 «Педагогическое образование»
по профилю
«Информатика»
Квалификация (степень) выпускника - б
акалавр
Форма обучения
Очная
Грозный- 2011 г.
Принципы построения курса
В дисциплине "Операционные системы" должно уделяться внимание операционным системам, средам и системам программирования, исходя из Государственного образовательного стандарта, который вступил в силу в 2000г. Именно в таком ключе и строится рабочая программа для студентов, обучающихся по специальности, относящейся к направлению "Информатика и вычислительная техника", специальностей 230101 и 230105.
В читаемой дисциплине изучаются основные понятия ОС, принципы их построения, их функционирование. В последние годы практически повсеместно персональные компьютеры работают под управлением современных 32-битовых ОС, использующие возможности микропроцессоров для создания и организации эффективных и защищенных вычислений. Наиболее популярными ОС являются системы Windows 95/98, Windows NT 4.0, начинается переход к Windows ME и семейству ОС Windows 2000 компании Microsoft. Наиболее распространены ОС, решающие сетевые проблемы - UNIX и Linux, OS/2 Warp, Netware.
В дисциплине рассматриваются практические вопросы построения прикладных программ на основе архитектуры "клиент-сервер", ориентированной на работу с серверами баз данных и серверами приложений. Эти вопросы затрагиваются не с точки зрения технологии их реализации, а со стороны методов разработки соответствующих прикладных программ.
Для успешного изучения дисциплины студенту необходимо знать материал, излагаемый в дисциплинах "Информатика и программирование", "Основы алгоритмизации и программирования", "Численные методы".
1. Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний и информационной культуры в области истории развития и современного состояния информационных технологий.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Операционные системы, сети и интернет-технологии» относится к вариативной части профессионального цикла (3.2.17).
Для освоения дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии» студенты используют знания, умения, навыки, полученные и сформированные в ходе изучения предмета «Информатика» в общеобразовательной школе.
Изучение дисциплины «Операционные системы, сети и интернет-технологии» является базой для дальнейшего освоения студентами дисциплин «Информационные системы», «Компьютерное моделирование», «Программирование», курсов по выбору профессионального цикла, прохождения педагогической практики.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих специальных компетенций:
- готов применять знания теоретической информатики, фундаментальной и прикладной математики для анализа и синтеза информационных систем и процессов (СК-1);
- способен использовать математический аппарат, методологию программирования и современные компьютерные технологии для решения практических задач получения, хранения, обработки и передачи информации (СК-2);
- владеет современными формализованными математическими, информационно-логическими и логико-семантическими моделями и методами представления, сбора и обработки информации (СК-3);
- способен реализовывать аналитические и технологические решении в области программного обеспечения и компьютерной обработки информации (СК-4);
- готов к обеспечению компьютерной и технологической поддержки деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной работе (СК-5);
- способен использовать современные информационные и коммуникационные технологии для создания, формирования и администрирования электронных образовательных ресурсов (СК-6);
- умеет анализировать и проводить квалифицированную экспертную оценку качества электронных образовательных ресурсов и программно-технологического обеспечения для их внедрения в учебно-образовательный процесс (СК-7).
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
– принципы построения компьютерных сетей
– протоколы и технологии передачи данных в сетях
– состав и принципы функционирования Интернет-технологий
– принципы построения и использования информационных и интерактивных ресурсов Интернет
– принципы создания мультимедиа-продуктов и использования мультимедиа-технологий
уметь:
– разрабатывать и использовать мультимедийные сетевые информационные ресурсы
– разрабатывать простейшие сетевые приложения, основанные на архитектуре клиент-сервер
владеть:
– способами создания информационных и интерактивных Интернет-ресурсов
– навыками обмена информацией с использованием различных Интернет-сервисов
– способами использования мультимедиа-оболочек и технологий, создания мультимедиа-приложений.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы
|
Всего
часов/зач.ед.
|
семестры
|
|
1
|
2
|
Аудиторные занятия:
|
88\3з.е
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
Лекции
|
35\1.5 з.е
|
18\1 з.е
|
17/0.5з.е.
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
Семинары (С)
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
53\1.5з.е.
|
36\1 з.е
|
17/0.5з.е.
|
Курсовой проект / курсовая работа
|
|
|
|
Расчетно-графические работы (РГР)
|
|
|
|
Самостоятельная работа
|
92\3з.е.
|
46/1.5з.е
|
46/1.5з.е.
|
В том числе:
|
|
|
|
Подготовка к экзамену
|
36
|
|
46/1.5з.е
|
Подготовка к зачету
|
|
46/1.5з.е.
|
|
Коллоквиум
|
|
|
|
Вид отчетности (зачет, экзамен)
|
|
зачет
|
экзамен
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
ВСЕГО в часах
|
216
|
|
|
ВСЕГО в зач.единицах
|
6
|
|
|
5. Содержание разделов дисциплины
№
|
Наименование дидактической единицы (раздел)
|
Содержание разделов
|
1
|
2
|
3
|
1
|
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОС
|
Основные принципы построения ОС: принцип модульности, функциональной избыточности, генерируемости ОС, функциональной избирательности, виртуализации, независимости программ от внешних устройств, совместимости, открытой и наращиваемой ОС, мобильности (переносимости), обеспечения безопасности вычислений. Требования, предъявляемые к многопользовательским ОС: мультипрограммность и многозадачность, приоритеты задач (потоков), наследование приоритетов, синхронизация процессов и задач.
|
2
|
ЭВОЛЮЦИЯ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ
|
Появление первых ОС. Появление мультипрограммных ОС для мэйнфреймов. Особенности современного этапа развития ОС.
|
3
|
НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОС
|
Понятие операционной среды. Понятие вычислительного процесса и ресурса. Диаграмма состояний процесса. Реализация понятия последовательного процесса в ОС. Процессы и треды. Классификация ОС. ОС для автономного компьютера - ОС как виртуальная машина, ОС как система управления ресурсами.
Функциональные компоненты ОС. Управление процессами. Управление памятью. Управление файлами и внешними устройствами.
|
4
|
АРХИТЕКТУРА ОС
|
Ядро и вспомогательные модули ОС. Ядро в привилегированном режиме. Многослойная структура ОС. Микроядерная архитектура ОС. Концепция. Преимущества и недостатки. Монолитные ОС. Распределение и использование ресурсов в ОС. Переменные оболочки ОС UNIX, ограничивающие ресурсы. Совместимость и множественные прикладные среды. Способы реализации прикладных программных сред.
|
|
5
|
УПРАВЛЕНИЕ ВВОДОМ – ВЫВОДОМ.
|
Система ввода – вывода. Подсистема буферизации. Буферный КЭШ. Драйверы. Организация связи ядра ОС с драйверами. Ввод – вывод в системе UNIX
|
6
|
УПРАВЛЕНИЕ ЗАДАЧАМИ В ОС
|
Планирование и диспетчеризация процессов и задач. Стратегии планирования. Дисциплины диспетчеризации. Качество диспетчеризации и гарантии обслуживания. Диспетчеризация задач с использованием динамических приоритетов.
|
7
|
ПРОЦЕССЫ И ПОТОКИ
|
Мультипрограммирование в системах пакетной обработки, в системах разделения времени, в системах реального времени. Мультипроцессорная обработка. Понятие "процесс" и "поток". Создание процессов и потоков.
|
8
|
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ И ПОТОКОВ
|
Планирование и диспетчеризация. Состояния потока, процесса. Вытесняющие и невытесняющие алгоритмы планирования. Алгоритмы планирования, основанные на квантовании. Алгоритмы планирования, основанные на приоритетах. Смешанные алгоритмы планирования. Моменты перепланировки. Планирование в системах реального времени.
|
9
|
МУЛЬТИПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ПРЕРЫВАНИЙ
|
Назначение и типы прерываний. Программные прерывания. Диспетчеризация и приоритезация прерываний в ОС. Очереди обработки прерываний. Fork - уровень программы обработки прерывания. Функции центрального диспетчера прерываний на примере Windows NT. Процедуры обработки прерываний и текущий процесс. Системные вызовы.
|
10
|
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ПОТОКОВ
|
Независимые и взаимодействующие вычислительные процессы и потоки. Цели и средства синхронизации. Необходимость синхронизации и «гонки». Критические секции. Блокирующие переменные.
Средства синхронизации и связи при проектировании взаимодействующих вычислительных процессов. Использование блокировки памяти при синхронизации.
Синхронизация процессов посредством операции "ПРОВЕРКА" и "УСТАНОВКА". Семафорные примитивы Дейкстры. Использование семафоров при проектировании взаимодействующих вычислительных процессов и потоков. Мьютексы.
|
11
|
СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ПРОЦЕССОВ И ПОТОКОВ
|
Мониторы Хоара. Почтовые ящики. Конвейеры и очереди сообщений. Сигналы.
|
12
|
ПРИМЕРЫ СОЗДАНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЗ ПРОЦЕССОВ И ПОТОКОВ
|
Пример создания многозадачного приложения с помощью системы Borland Delphi. Пример создания комплекса параллельных взаимодействующих программ, выступающих как самостоятельные вычислительные процессы.
|
13
|
ПРОБЛЕМА ТУПИКОВ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НИМИ
|
Понятие тупиковой ситуации при выполнении параллельных вычислительных процессов и потоков. Разделение ресурсов системы на два класса - повторно используемые (или системные) ресурсы (типа RR или SR -rensable resource или system resourse) и потребляемые (или расходуемые) ресурсы (типа CR - comsumable resourse).
Пример тупика на ресурсах типа CR, на ресурсах типа CR и SR, на ресурсах типа SR.
Методы борьбы с тупиками. Предотвращение тупиков. Обнаружение тупиков. Выход из тупика.
|
14
|
УПРАВЛЕНИЕ ПАМЯТЬЮ В ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
|
Функции ОС по управлению памятью. Память и отображение, виртуальное адресное пространство. Алгоритмы распределения памяти. Простое непрерывное распределение и распределение с перекрытием (оверлейные структуры). Распределение статическими и динамическими разделами. Разделы с фиксированными и подвижными границами.
Свопинг и виртуальная память. Сегментный, страничный, сегментно-страничный способ организации памяти. Алгоритмы обработки запросов на выделение памяти. Алгоритмы "откачки" и "подкачки" страниц. Простой свопинг, свопинг с ограниченной перекачкой. Защита памяти.
|
15
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ В СОВРЕМЕННЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
|
Распределение оперативной памяти в Microsoft Windows NT. Распределение оперативной памяти в OC UNIX.
|
16
|
СОВРЕМЕННЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
|
Состав базовых команд ОС UNIX (Linux). Встроенные и внешние команды. Аргументы команд, перенаправление вввода-вывода. Языки пакетной обработки Shell и Cshell - оболочки системы. Семейство операционных систем UNIX. Общая характеристика семейства OC UNIX, особенности архитектуры. Основные понятия системы UNIX. Функционирование системы UNIX. Межпроцессные коммуникации в UNIX. Операционная система Linux. Семейство операционных систем OS/2 Warp компании IBM. Особенности архитектуры и основные возможности OS/2 Warp 4.5. (Warp-основа).
Сетевая ОС реального времени QNX (разработка канадской фирмы QNX Software Systems Limited 1999).
|
6. Лабораторный практикум
Лабораторные занятия проводятся на основе методического руководства к лабораторному практикуму.
№
|
Наименование работы (объем в часах) и ее краткое содержание
|
Деятельность студентов, цели, включая домашнюю подготовку
|
Объем час/з.е.
|
1
2
3
|
Основные принципы ОС
-
Функции ОС по планированию вычислительных ресурсов.
-
Аппаратные и программные ресурсы.
-
Формирование очередей и их обслуживание.
-
Создание управляющих таблиц (таблица управления задачей, процессом, потоком).
-
Модель системной программы "ПЛАНИРОВЩИК".
-
Система отображения информации о динамике планирования.
-
Индивидуальные задания к работе и требования к ее выполнению.
-
Контрольные вопросы.
-
Приложение - демонстрационный материал, временные диаграммы, таблицы статистических данных, разработка программ на языке СИ в ОС Windows.
Диспетчеризация и планирование процессов и потоков
-
Состояние процесса, потока.
-
Вытесняющие и невытесняющие алгоритмы планирования - диспетчеризации.
-
Алгоритмы планирования, основанные на квантовании и приоритетах.
-
Моменты перепланировки.
-
Диспетчеризация прерываний в ОС.
-
Функции центрального диспетчера прерываний.
-
Модель диспетчера задач (процессов): конфигурация, взаимодействие проблемных и системных процессов ( "предки" и "потомки"), управления динамической очередью к CPU.
-
Индивидуальные задания к работе и требования к ее выполнению.
-
Контрольные вопросы.
-
Приложение - демонстрационный материал, временные диаграммы диспетчеризации процессов, графики оценки качества функционирования алгоритмов - "Диспетчер процессов", "Планировщик процессов".
-
Разработка программ на языке СИ в ОС Windows NT.
-
Многозадачная операционная система. Моделирование функций
-
Аспекты функционирования ОС UNIX (юникс-подобных)
-
Управление процессами.
-
Синхронизация процессов.
-
Планирование процессов.
-
Модель операционной системы: конфигурация, состояние процесса, взаимодействие процессов в системе, управление памятью, управление файлами, пользовательские процессы.
-
Индивидуальные задания к работе и требования к ее выполнению.
-
Контрольные вопросы.
-
Приложение (демонстрационный материал, временные диаграммы алгоритмов и графики оценки качества функционирования ОС, разработка программ на языке СИ в ОС Windows NT).
| -
изучает методический материал по методам планирования предоставления вычислительных ресурсов задачам, процессам, потокам в многопользовательских ОС;
-
знакомится с программной моделью MULTIV, имитирующей функции планировщиков верхнего и среднего уровней;
-
формирует пользовательские запросы на предоставление ресурсов (статическое распределение);
-
применяет заданные алгоритмы управления ресурсами (FIFO, PRT,RR и др.);
-
анализирует качество функционирования алгоритмов;
-
отражает полученные результаты на уровне графиков оценки качества функционирования "ПЛАНИРОВЩИК'а".
-
изучает методический материал по динамическим алгоритмам диспетчеризации и планирования доступа процессов к основному ресурсу ВС - CPU;
-
знакомится с программной моделью DISPATSH, имитирующей функции динамического управления очередью готовых на выполнение процессов;
-
формирует перечень системных запросов, связанных с управлением доступа к CPU множества процессов;
-
применяет заданные алгоритмы планирования и диспетчеризации (квантования, приоритет);
-
проектирует требования к оптимальной загрузке CPU;
-
анализирует каче6ство диспетчеризации по статистическим данным: % загрузки CPU, % загрузки ОП;
-
отражает результаты работы на уровне графиков и временных диаграмм.
-
изучает методический материал по функционированию ОС (управляющие функции вычислительными ресурсами);
-
знакомится с программной моделью МОS, имитирующей функции управления ресурсами;
-
формирует пользовательские запросы на динамическое предоставление ресурсов (дескриптор процесса и др.)
-
применяет заданные алгоритмы управления ресурсами (например, алгоритмы синхронизации процессов);
-
анализирует качество функционирования управляющих алгоритмов по полученным результатам моделирования (изменение % загрузки ресурсов во времени).
-
отражает полученные результаты на уровне графика оценки качества функционирования ОС.
|
13/1.5
13/1.5
13/1.5
|
4
|
Управление виртуальной памятью
-
Функции ОС по управлению памятью: отслеживание свободной и занятой памяти;
-
Выделение памяти процессам (первоначально и динамически); вытеснение процессов из оперативной памяти на диск и возвращение их в ОП; настройка адресов программы на конкретную область физической памяти.
-
Модель управления ОП на примере страничной организации: параметры системы управления памятью; стратегии замещения страниц; стратегии рабочего набора (РН).
-
Цели моделирования: настройка, развитие, проектирование.
-
Индивидуальные задания к работе и требования к ее выполнению.
-
Контрольные вопросы.
-
Приложение (демонстрационный материал, временные диаграммы алгоритмов управления, графики эффективности работы вычислительной системы в зависимости от выбранных алгоритмов управления ОП, разработка программ обработки прерываний на языке СИ в ОС Windows NT).
| -
изучает методический материал по динамическим и статическим алгоритмам управления ОП;
-
знакомится с программной моделью VIRT, имитирующей функции менеджера памяти;
-
формирует набор параметров - "настройка" - с целью получения максимальной производительности вычислительные системы;
-
проектирует дополнительные требования к производительности ВС (сбалансированность загрузки отдельных составляющих ВС); рассматривает ряд конфигураций ВС на основании соотношений стоимости и производительности;
-
анализирует качество функционирования системы управления ОП и влияние алгоритмов на скорость ВС и ее сбалансированность.
-
отражает результаты моделирования на уровне графиков оценки качества функционирования менеджера ОП.
|
13/1.5
|
7. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
|
Наименование раздела
дисциплины
|
Лекции часы/з.е
|
Лаб.зан.
часы/з.е.
|
СРС/з.е.
|
Всего
часов/з.е.
|
1
|
Особенности построения ОС
|
2/0.1
|
3/0.1
|
6/0.2
|
13/0,4
|
2
|
Назначение и функции ОС.
|
2/0.1
|
3/0.1
|
6/0.2
|
13/0,4
|
3
|
Эволюция ОС. Особенности современного развития ОС
|
2/0.1
|
3/0.1
|
6/0.2
|
13/0,4
|
4
|
Архитектура ОС. Совместимость и множественные прикладные среды.
|
2/0.1
|
3/0.1
|
6/0.2
|
13/0,4
|
5
|
Управление вводом-выводом.
|
2/0.1
|
3/0.1
|
6/0.2
|
13/0,4
|
6
|
Управление задачами в ОС.
|
2/0.1
|
3/0.1
|
6/0.2
|
13/0,4
|
7
|
Процессы и потоки. Понятие "процесс" и "поток".
|
2/0.1
|
3/0.1
|
6/0.2
|
13/0,4
|
8
|
Планирование процессов и потоков.
|
2/0.1
|
3/0.1
|
6/0.2
|
13/0,4
|
9
|
Мультипрограммирование на основе прерываний.
|
2/0.1
|
3/0.1
|
6/0.2
|
13/0,4
|
10
|
Проектирование параллельных взаимодействующих вычислительных процессов и потоков.
|
2/0.1
|
3/0.1
|
6/0.2
|
13/0,4
|
11
|
Средства коммуникации для процессов и потоков
|
2/0.1
|
3/0.1
|
6/0.2
|
13/0,4
|
12
|
Примеры создания параллельных взаимодействующих вычислительных процессов и потоков.
|
2/0.1
|
3/0.1
|
6/0.2
|
13/0,4
|
13
|
Проблема тупиков и методы борьбы с ними
|
2/0.1
|
3/0.1
|
6/0.2
|
13/0,4
|
14
|
Управление памятью в ОС. Функции ОС по управлению памятью.
|
2/0.1
|
3/0.1
|
6/0.2
|
13/0,4
|
15
|
Распределение оперативной памяти в современных операционных системах
|
2/0.1
|
3/0.1
|
6/0.2
|
13/0,4
|
16
|
Современные ОС.
|
2/0.1
|
3/0.1
|
6/0.2
|
13/0,4
|
8. Экзамен
Экзамен по дисциплине проводится во 2 семестре. Экзаменационный билет содержит теоретический и практический вопросы. Примерный перечень вопросов приведен в разделе "Контрольные вопросы".
-
Особенности построения ОС.
-
Назначение и функции ОС.
-
Эволюция ОС. Особенности современного развития ОС.
-
Архитектура ОС. Совместимость и множественные прикладные среды. Способы реализации прикладных программных сред.
-
Управление вводом-выводом. Система ввода – вывода. Подсистема буферизации.
-
Управление задачами в ОС. Планирование и диспетчеризация процессов и задач. Стратегии планирования.
-
Процессы и потоки. Понятие "процесс" и "поток". Создание процессов и потоков.
-
Планирование процессов и потоков. Планирование и диспетчеризация.
-
Мультипрограммирование на основе прерываний. Назначение и типы прерываний. Программные прерывания.
-
Проектирование параллельных взаимодействующих вычислительных процессов и потоков.
-
Средства коммуникации для процессов и потоков.
-
Примеры создания параллельных взаимодействующих вычислительных процессов и потоков.
-
Проблема тупиков и методы борьбы с ними.
-
Управление памятью в ОС. Функции ОС по управлению памятью. Память и отображение, виртуальное адресное пространство.
-
Распределение оперативной памяти в современных операционных системах.
-
Современные ОС.
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
1.Системное программное обеспечение /А.В.Гордеев, А.Ю.Молчанов. - Спб.: Питер, 2001. - 736с. илл.
2.Сетевые операционные системы/ В.Г.Олифер, И.А.Олифер. - Спб.: Питер, 2001. - 544с., илл.
3. Робачевский А.М. Операционная система UNIX.- СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 2000. - 528с., илл.
4. Соломон Д.,Руссинович М. Внутреннее устройство Microsoft Windows 2000. Мастер-класс./Пер. с англ. - Спб.: Питер, 2001. - 752с., илл.
5. Максвелл С. Ядро Linux в комментариях./Пер.с англ. - К.: Диасофт, 2000.
6. Костер Х. Основы Windows NT и NTFS. - M.: Издательский отдел "Русская редакция" ТОО "Сhannel Trading Ltd", 1996.-440с., илл.
7. OS/2 Warp изнутри. В 2-х томах./М.Минаси, Б.Камарда и др./Пер с анг. - Спб.: Питер, 1996.Т1. - 528с., илл.Т2-512с., илл.
8. Таненбаум Э. Современные операционные системы. 2-ое изд. – СПб.:Питер, 2002, - 1040с.. илл.
Дополнительная литература
9. Кейлингерт П. Элементы операционных систем - М.: Мир, 1985. - 295с., илл.
10. Кейслер С. Проектирование операционных систем. - М.: Мир, 1986. - 680 с., илл.
11. Кинг Д. Создание эффективного программного обеспечения. - М.: Мир, 1991. - 434с.,илл.
12. Касаткин А.И. Управление вычислительными ресурсами (справочное пособие). - Минск.: ВШ, 1992. - 432с., илл.
13. Концептуальное моделирование информационных систем./Под ред. В.В.Фильчикова. - Спб: СПВУРЭ ПВО.,1998. - 356с., илл.
14. Липаев В.В. Проектирование программных средств. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: ВШ, 1990 - 303, илл.
Методические указания
15. Многозадачная операционная система. Моделирование функций./ Методические указания к лабораторной работе по дисциплине "Системное программное обеспечение". Составитель:Коршикова Л.А. - Новосибирск.:НГТУ, 2001. - 26с., илл.
16. Многозадачные операционные системы. Управление памятью./Методические указания к лабораторной работе по дисциплине "Системное ПО". Составитель: Коршикова Л.А. - Новосибирск.: НГТУ, 2001. - 26с., илл.
17. Коршикова Л.А. Операционные системы как системы управления вычислительными ресурсами: Учебное пособие. - Новосибирск.: НГТУ, 2001. - 64с., илл.
18. Коршикова Л.А. Лабораторный практикум по дисциплине "Операционные системы": Методическое пособие. - Новосибирск.: http://ermak.cs.nstu.ru/mos1/lb_default.php.
19. Коршикова Л.А. Методические указания к курсовой работе по дисциплине" Системное программное обеспечение" Новосибирск.:http://ermak.cs.nstu.ru/mos1/spomet.php
20. Коршикова Л.А. Операционные системы как системы управления вычислительными ресурсами.Ч.2. Управление памятью: Учебное пособие. – Новосибирск.: Изд-во НГТУ, 2003. – 103с., илл.
-
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Практические занятия должны проводиться в специализированной аудитории, оснащенной современными персональными компьютерами и программным обеспечением в соответствии с тематикой изучаемого материала. Число рабочих мест в аудитории должно быть таким, чтобы обеспечивалась индивидуальная работа студента на отдельном персональном компьютере. Аудитория также должна быть оснащенной современным компьютером с подключенным к нему проектором с видеотерминала на настенный экран, или иным аналогичным по функциональному назначению оборудованием.
Лекционная аудитория должна быть оснащена проектором видеосигнала на настенный экран с возможностью подключения аналогового VGA-источника сигнала, либо подключенным к проектору современным персональным компьютером.
Разработчик:
Ассистент кафедры «Информатика»
_________/Тарамова Э.А./
СОГЛАСОВАНО:
Зав.кафедрой «Информатики» ___________/Хатаева Р.С./
Эксперт от факультета __________ /Джамбетов Э.М./
(Член рабочей группы ЧГПИ по ФГОС от факультета)
Начальник УМО __________/Идрисова Р.А./
«Утверждено»:
на заседании кафедры информатики «____»___________ 2011г.
зав. кафедрой ____________________________ /Хатаева Р.С./
на заседании совета
физико-математического факультета «____» _____________2011г.
декан физико-математического ф-та ____________/Джамбетов Э.М./