Главная
страница 1
Классный час «Моя Родина – Россия» 1 класс
Савина Ирина Владимировна, учитель начальных классов
Цели: углубить и уточнить представление о Родине – России;

познакомить с государственными символами России;

развивать интерес к традициям и быту своего народа;

формировать у учащихся стремление больше знать о своей Родине;

учить бережному отношению к историческому наследию и традициям народов России;

прививать чувство гордости за страну, в которой живёшь;

воспитывать патриотический дух школьника.
Оборудование: презентация «Моя Родина – Россия»; фотографии: «Президент России Д.А.Медведев», «Флаг России», «Герб России», «Гимн России».
Ученик 1 .

Жура- жура- журавель!

Облетел он сто земель,

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?

Отвечал он пролетая:

-Лучше нет родного края! (П.Воронько)
Ученик 2

Где зелёной тучей тополя

Застят неба голубой простор,

С ясным солнцем повстречался я,

С ясным солнцем начал разговор.

- Солнышко, ты в блеске и тепле

Проплываешь у любых ворот.

Где всего прекрасней на земле,

И какой понравился народ?

- Каждый, - шепчет солнышко, - хорош.

Не могу обидеть никого.

А где ты родился и растёшь,

Там, дружок, прекраснее всего.

Горы, море или ширь полей…

Родина! Она всего милей!

Учитель. Сегодня наш классный час посвящён нашей Родине – России.. Ребята, а как вы понимаете слово «родина»?

Послушайте, пожалуйста, что такое Родина для К.Д.Ушинского.

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков наши отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное;

Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку; как мать защищает и бережёт от всех врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

Отрывок из произведения К.Д.Ушинского «Наше Отечество».


Презентация «Моя Родина – Россия»
Учитель

- Что мы родиной зовём? (Слайды 2-4)


Есть в нашей стране город, в котором мечтают побывать многие из нас. Этот город главный в нашей стране.

-Вы догадались?

- Какой город, является столицей нашей родины? (Слайд 5)

Столица России – Москва. Это самый большой город в стране и один из самых красивейших в мире.


- Как вы понимаете выражение: Москва – сердце России.

- Кто знает, кто основал Москву? В каком году?

Москва древний город. Первое упоминание в летописи 1147 года. Суздальский князь Юрий Долгорукий на красивом месте построил крепость. На высоких холмах вокруг крепости и вдоль рек Яуза и Неглинная располагались посады – села во главе с большим деревянным укреплением – Кремлем. Главная достопримечательность Москвы – Кремль. В 2007 году Москве исполнилось 860 лет.
- А кто возглавляет нашу страну? (Слайд 6)

Главой нашего государства является Президент Д.А.Медведев.


Учитель.

Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – флаг, герб и гимн.

Символы России ( Слайды 7-9)
- Сколько цветов на нашем флаге?

- В каком порядке они расположены на флаге?

Государственный флаг развивается над правительственными учреждениями. Флаг имеет три горизонтальные полосы: белая, синяя, красная. С 1993 года – государственный флаг Российской Федерации.

Белый цвет означает благородство и чистоту, это цвет свободы и независимости.

Синий - верность и честность, стремление к миру.

Красный – отвагу, героизм, огонь и готовность не жалеть своей крови при защите Родины.


Ученик

ФЛАГ РОССИИ – ТРИКОЛОР


Флаг России – триколор,

Три полоски ловит взор.

И у каждой новый цвет,

А у цвета свой секрет.


Снизу красный – самый яркий,

Цвет побед в сраженьях жарких,

Русской кровью что добыты

И народом не забыты.


В середине флага – синий,

Словно Волга по равнине…

Синеву родимых рек

Любит русский человек.


Сверху, словно облака,

Цвет снегов и молока.

Чистый белый – мира цвет,

Говорит он – войнам нет!

(И. Агеева)
Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен двуглавый орел. Правой лапой сжимает скипетр, в левой – держава. Скипетр и держава напоминают об историческом прошлом нашей Родины. Когда-то они служили знаками царской власти. Скипетр - жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Крылья птицы похожи на солнечные лучи. А сама золотая птица – солнце. Орел – царь птица, которая символизирует силу, мудрость и мужество. Над головой орла три короны, которые означают единую связь трех дружественных народов- русских, украинцев и белорусов. Одна голова орла обращена на восток, другая на запад. Так как наша страна расположена в Европе и Азии. На груди орла – герб Москвы. Он представляет всадника на белом коне. В правой руке – серебряное копье, которое помогло победить змея. Черный змей – символ зла. Всадник – Георгий Победоносец. С именем Георгия Победоносца связана легенда.

Жители одного государства каждый год отдавали на съедение дракону (змею) собственных детей, чтобы избежать разорения страны. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой воин по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его.

Издавна змей считается олицетворением зла, образом врага. Святой Георгий стал символом храброго рыцаря, защитника от сил зла.


Ученик

ГЕРБ РОССИИ


У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

(В. Степанов)
Гимн – торжественная песня, славящая страну. Звучит в особо торжественных случаях. Например, при награждении победителей спортивных соревнований. При исполнении гимна встают, проявляя тем самым уважение к стране, чей гимн звучит. Слова гимна отражают историю страны. Гимн прославляет могущество и величие государства. Музыку сочинил композитор А.Александров, а слова С.Михалков.
Учитель.

Главный закон страны - Конституция (Слайд 10)


Ученик

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Человек имеет право

Жить и жизнью наслаждаться.

Человек имеет право

Отдыхать и обучаться.

Человек имеет право

Петь, плясать и веселиться,

Человек имеет право

Домом, Родиной гордиться.

Человек имеет право

«Нет!» – сказать всем страшным войнам,

Человек имеет право

Жить трудом своим достойно.

Человек имеет право

Принимать любую веру,

Человек сам выбирает,

Чьему следовать примеру.

Человек имеет право

На всех прав своих защиту.

Все права детей и взрослых

В Конституции ищи ты.

(О. Манойлина, И. Агеева)
Денежная единица страны - 1 рубль (Слайд 11)
Учитель. Города России ( Слайды 12-19)

Ученик


ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО
Города старинные,

Звон колоколов.

Словно птицы-лебеди

Суздаль и Ростов.

На широкой Волге

Тверь и Кострома,

Башенки резные,

Чудо-терема.


Города старинные,

Крепость на реке.

Новгород на Волхове,

Муром на Оке.

Здесь дружины храбрые

В бой вели князья,

Конного и пешего

Недруга разя.


Города старинные

Мастерами славные.

Улицы кузнечные,

Улицы гончарные.

Площади торговые,

Праздничные ярмарки –

Из Ельца – матрёшки,

А из Тулы – пряники.


Города старинные –

К солнышку лицом –

Для России стали

Золотым кольцом.

(В. Степанов)
Учитель

Наша страна по территории самая большая. Необъятна Россия. В Архангельске стоит долгая суровая зима. А на юге в Ялте люди купаются в море. В Петербурге ещё ночь, а в Иркутске уже солнце встало. Утро наступает в Красноярске на 4 часа раньше, чем в Донбассе.

Представьте себе, что мы совершаем путешествие по её просторам. (Слайды 20-29)
В европейской части протекает самая длинная река в Европе – Волга. Её длина составляет 3530км. Для сравнения: длина реки Сена во Франции всего лишь 776км. Длина реки Рейн в Германии – 1320км.
На территории нашей страны находится самое глубокое озеро в мире Байкал. Максимальная глубина достигает до 1620метров. Для сравнения, например, глубина озера Виктория, которое находится в Африке - достигает 82м. Глубина озера Чад 4-11м.

Байкал – чудо природы. Среди всех водоемов мира байкальская вода самая прозрачная.


Учитель. Россия - многонациональная страна. В нашей стране насчитывается до 160 народов. Нет ни одной страны в мире, где бы вместе жили люди стольких национальностей: хакасы и русские, татары, башкиры и буряты, калмыки и дагестанцы, эскимосы и эвенки, чукчи…

У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы. По одежде мы определяем, какому народу принадлежит тот или иной человек.

(СЛАЙДЫ 31,32)
Ученик

Российская семья


Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.

(В. Степанов)

Учитель. Знакомство с промыслами народов России (С произведениями современного декоративно–прикладного искусства).

Когда мы говорим Хохлома, Дымково, Палех мы представляем себе коллективы творчески работающих художников – живописцев, резчиков по дереву, граверов, которые создают вещи большой художественной ценности. (СЛАЙДЫ 33-41)
Ученик.

ГЖЕЛЬ


Кто не любит этих дивных

И изысканных изделий,

Этих мягких, плавных линий

И лазури красок гжели?!


Лишь два цвета – так не броски,

Но таят в себе немало:

Белоствольные берёзки,

Из снежинок покрывало,


Купол неба здесь высокий,

И озёра голубые,

И цветочек синеокий

На полях ржаных России...


Перепутать с чем-то трудно

Синецветье нашей гжели.

Мы, любуясь этим чудом,

Все глаза уж проглядели!

(Н. Радченко ■)
САМОВАР

Самовар раздула Тула,

Тула – древняя земля –

Белой скатертью взмахнула

От Заречья до Кремля.
Самовар гудит и топчет

Топку в небо белый дым.

Где ты ни был днём ли, ночью –

Словно дома рядом с ним.


Он гудит в лесной избушке,

В городах, среди степей…

Из него нередко Пушкин

Чаем потчевал друзей.


Полководец, князь Суворов

За собой его возил.

Самовар наш нюхал порох,

Видел крепость Измаил.


Он гудит, не уставая,

Двести лет уже подряд,

Самовар – душа живая –

Друг веселью, сказке брат.

(В. Степанов)
ХОХЛОМА

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,
Рощи-перелески,

Шёлковые всплески,

Шёлковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.
У красы точёной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.


Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный,

Праздничный наряд!


Роспись хохломская –

Песня колдовская,

В терема-светлицы

Просится сама.

И на целом свете

Нет таких соцветий,

С хохломой сравнится

Только хохлома.

(П. Синявский)
“Палех”
Плещутся звезды в мерцающих далях,

Светится снег, хоть в ладони бери.

Сказочный Палех, загадочный Палех

Скачет на тройке в отцветах зари.

Ожили краски и в душу запали,

Русским напевом заслушался мир.


Сколько кудесников вырастил Палех

Сколько диковин красою затмил.

Вешнее солнце в шкатулке хранится,

Не увядает старинный секрет.

Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы.

Палех рисует России портрет.

П. Синявский.
ДЫМКА

Красок многоцветье

Радужной картинкой.

Полюбуйтесь, дети,

Вы нарядной дымкой.
Дамы в ярких шляпках,

Нянюшки в оборках,

В солнышках лошадки,

Индюки, коровки...


До чего же пёстрый

Хоровод их ярок!

Надо выбрать сёстрам

С ярмарки подарок.


Только выбрать трудно –

Разбежались глазки:

Все они как будто

Из народной сказки.

(Н. Радченко ■)
МАТРЁШКА
Покорил весь Божий мир

Самый русский сувенир.

И в полметра, и с ладошку,

Кукла яркая – Матрёшка.


Наша кукла непростая,

Наша кукла – составная.

Ловко прячутся друг в дружке

Деревянные подружки.


Раскрывай и посмотри,

Сколько спряталось внутри.

(И. Агеева)
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца -

Чудо-роспись Городца!

Л. Куликова.


БАЛАЛАЙКА
Треугольная доска,

А на ней три волоска.

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент –

Самый русский инструмент.


Ученик .

Россия - самая большая в мире страна.( Слайды 42-52)


Ученик.

Как велика моя земля,

Как широки её просторы!

Озера, реки и поля,

Леса и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем,

Дальневосточный край в тот час

Уже встречает солнце.

Н.Забила
Ученик

Наша родина – самая богатая природными ресурсами страна.
Ученик

Цепью вздымаясь, уходят за тучи

Снежные шапки и горные кручи.

В их глубине изумруд и топаз –

Это у нас! Это у нас!
Ученик.

В чаще кедровой,

В трущёбах таёжных

Много лисиц и куниц осторожных;

Прыгают серны, пасутся олени,

Лоси подходят к воротам селений.


Ученик.

Степи, озёра, леса и поля –

Всё это наша родная земля!
Учитель.

Наша страна имеет многовековую историю. По-разному называлась Россия: Киевская Русь, Московское царство, Российская Советская Федеративная социалистическая республика (РСФСР), Советский Союз. Но во все времена, как бы, ни называлась наша родина, она могла гордиться своими славными сынами – воинами, государственными деятелями, рабочими, крестьянами, писателями. Художниками, музыкантами. На плечи российского народа легли самые тяжёлые испытания, и им одержаны самые великие победы нашей родины.


Ученик 1

Если в годину жестокой войны

Каждый встаёт на защиту страны,
Ученик 2

Если врагов побеждает она, -

Это, конечно наша страна!
Ученик 3

Если отважные люди-герои

В смелом полёте полмира покроют,
Ученик 4

Год проплывут на дрейфующей льдине,


Ученик 5

Выстроят город в безводной пустыне,


Ученик 6

Сыщут погибшее судно на дне, -


Все: Это , конечно, в нашей стране!
Ученик.

Россия
Россия, ты – великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой.

И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает.

Каскад хребтов в горах мечты таит.

Речной поток от жажды исцеляет,

А степь родная хлебушек родит.


Твоими городами мы гордимся.

От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,

А Петербург историю хранит.


В земле твоей богатств поток неиссякаем,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Как мало, о тебе ещё мы знаем.

Как много изучить нам предстоит.


Учитель

Ребята, любите свою родину, берегите её, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России!


Смотрите также:
Классный час «Моя Родина Россия»
127.59kb.
1 стр.
Классный час в 1 классе россия родина моя цели:- развивать познавательный интерес к истории своей Родины, родного края
122.12kb.
1 стр.
Классный час по теме: «Россия Родина моя»
73.91kb.
1 стр.
Классный час в 7 классе. Классный Вовк Л. Е. Цель: воспитывать бережное отношение к историче­
152.48kb.
1 стр.
Классный час «Родина моя»
144.52kb.
1 стр.
Л. Д. Гущина Классный час, посвященный 75-летию Алтайского края. «Моя малая Родина»
58.59kb.
1 стр.
Классный час в 1 классе «россия родина моя»
46.16kb.
1 стр.
Классный час «Россия Родина моя!»
61.49kb.
1 стр.
Сценарий концертной программы «Россия Родина моя»
52.1kb.
1 стр.
Классный час «Овеянные славою флаг наш и герб»
124.45kb.
1 стр.
Урок по теме (6-ой час) 87 с. 143 146 87 с. 147 149 88 Самостоятельная работа 88 с. 158 160 88 умк «Перспективная начальная школа»
9898.82kb.
63 стр.
Классный час по теме «С малой родины начинается Россия»
115.11kb.
1 стр.