Главная
страница 1


В европейской миграционной политике рома подвергаются дискриминации
[22/02/2010] Правительства европейских стран не предоставляют мигрантам-рома такой же защиты, как другим нуждающимся. Мигрантов-рома насильственно возвращают в те места, где они подвергаются риску нарушений прав человека.
В Германии, Австрии и "бывшей Югославской Республике Македония" большое число мигрантов-рома имеет статус, на основании которого их просто терпят на территории страны, в основном предоставляя временную защиту от выдворения. Это не предоставляет право на проживание или социальное обеспечение. В Германии этот статус называется "duldung" ("терпимое лицо").
Имеются заслуживающие доверие сообщения о том, что рома из стран, не входящих в ЕС, скорее получают статус "терпимого лица", чем более долгосрочный статус, по сравнению с выходцами из третьих стран, не являющихся цыганами.

Эти аспекты были рассмотрены в исследовании ("Недавние процессы миграции рома в Европе"), которое было опубликовано совместно мной и Кнутом Воллебеком, Верховным комиссаром ОБСЕ по национальным меньшинствам, в апреле 2009 года.


В этом исследовании содержится анализ существующих стандартов в сфере прав человека в контексте миграции в Европе, а также в нем уделяется большое внимание дискриминации, с которой по-прежнему сталкиваются мигранты-рома. В завершении исследования излагается ряд рекомендаций в отношении тех действий, которые следует осуществить государствам-членам для укрепления эффективной защиты основных прав мигрантов-рома в Европе.
Я уже сталкивался с этим вопросом в связи с насильственным возвращением рома, ашкали и египтян в Косово1. После посещения Косово в марте 2009 года я опубликовал доклад, в котором делается вывод о том, что в Косово нет инфраструктуры, обеспечивающей прочную реинтеграцию возвращающихся лиц. Это тем более касается рома.
Еще одно посещение Косово в середине февраля убедило меня в том, что эта ситуация не изменилась. В самом Косово с 1999 года по-прежнему находятся примерно 20 000 внутренне перемещенных лиц, которые не смогли вернуться в места своего первоначального проживания. Уровень безработицы в Косово составляет примерно 50%, и в настоящее время там просто нет достаточных возможностей для обеспечения человеческих условий жизни для дополнительного числа возвращающихся лиц.
Стратегия по реинтеграции, поддерживаемая властями в Приштине, на практике не осуществляется, ответственные лица на муниципальном уровне не знают о своих обязанностях, и при этом нет даже бюджета, который выделялся бы на эту стратегию.
Особое беспокойство вызывает тот факт, что некоторые рома, которые были насильственно возвращены в Косово, в конце концов, оказались в зараженных свинцом лагерях Чесмин Луг и Остероде на севере Митровицы, где уже на протяжении десятилетия живут семьи рома, в том числе дети, испытывая самые серьезные последствия для здоровья2.
И хотя сейчас наконец-то разработаны планы по переводу жителей этих лагерей в менее опасные условия, тем не менее, семьи рома и ашкали, проживающие там, отчаянно нуждаются в срочной помощи и интенсивных медицинских услугах. Они не должны ждать еще дольше3.
Предложения для них должны учитывать и их опасения за собственную безопасность – они не забыли события 1999 года, когда они были изгнаны – а также их стремление к тому, чтобы их дети получали школьное образование на понятном им языке. Должна быть у них и возможность найти работу. И это должно быть приоритетом, в том числе для международного сообщества, которое несет часть ответственности за существующий кризис.
Отношения между властями Косово и правительствами европейских стран не являются отношениями между равными партнерами, на самом деле они глубоко ассиметричны. Когда прием беженцев выдвигается как условие на переговорах о либерализации визового режима или предоставления других привилегий, то власти в Приштине вынуждены просто сдаваться, и при этом судьба беженцев отходит на второй план.
Все это вызывает вопросы о соглашениях о реадмиссии, которые предлагаются сейчас европейскими правительствами. Я прихожу к выводу, что на настоящий момент необходимо продолжать только добровольные возвращения – по-настоящему добровольные.
В течение 2009 года состоялось более 2 600 насильственных возвращений, причем 429 были связаны с рома и ашкали. Большая часть этих людей приехала из Германии, Швеции, Австрии и Швейцарии. Сейчас проводятся приготовления к еще большему количеству возвращений.
И в таких делах необходимо, разумеется, индивидуально оценивать потребности в защите этих лиц. Однако при этом нужно особо учитывать уязвимое положение рома и ашкали в Косово в наши дни.

В целом, правительства европейских стран, как представляется, не согласны с тем, что рома нуждаются в защите. Политика Европейского Союза состоит в том, что все государства-члены ЕС должны рассматриваться как "безопасные страны происхождения" в отношении друг друга в вопросах предоставления убежища. Следовательно, гражданину одного государства-члена ЕС не может быть предоставлена международная защита в другом государстве-члене ЕС.


Но может быть отрезвляюще подействует тот факт, что в то время как, например, цыганам из Венгрии отказывают в убежище во Франции, то цыгане из этой же страны – и из Чешской Республики – обращаются с просьбой предоставить им убежище в Канаде и получают его.
В действительности, согласованные директивы ЕС не поддерживают прав рома. На практике, "Директива о свободном передвижении" имеет для рома другие последствия, нежели для иных граждан. В этой Директиве предусматривается, что каждый гражданин ЕС имеет право проживать в любом государстве-члене ЕС в течение трех месяцев без какого-либо иного условия, помимо наличия действующего паспорта. Однако для более длительного проживания заинтересованное лицо должно доказать, что оно не является бременем для принимающего государства, благодаря тому, что имеет рабочее место или соответствующие финансовые ресурсы. При этом большинство рома не могут выполнить это требование.
Кроме того, защищающие положения "Директивы о свободном передвижении" нарушаются намного легче в отношении рома, чем в отношении любой другой установленной группы. Выдворение рома проводится в нарушение законодательства ЕС. В некоторых случаях разрушение жилищ рома используется как метод убеждения рома в том, что они должны уехать "добровольно".
Дискриминация рома в миграционной политике практически не встречает возражений почти во всех странах. И это неудивительно, учитывая подспудные антицыганские настроения во многих регионах Европы.
Однако настало время пересмотреть такой подход.
Выталкивание семей рома в разные страны, как это происходит сейчас, является негуманным. От этого страдают дети – ведь многие из них родились и выросли в принимающих странах еще до того, как они были оттуда высланы.
Помимо этого, сама политика возвращения является неэффективной. Из тех, кто был насильственно возвращен в Косово, не менее 70-75% не смогли там реинтегрироваться и переехали на другое место жительства или вернулись в те страны, откуда они были высланы, используя незаконные каналы.
Во многих случаях провалилась и попытка высылать рома из одной страны ЕС в другую, поскольку рома используют свое право в качестве граждан ЕС передвигаться на территории Европейского Союза

Государства, тратящие значительные суммы на то, чтобы вернуть рома в свои страны происхождения, могли бы лучше использовать эти деньги, направляя их на такие меры, которые позволили бы этим лицам социально интегрироваться в собственных обществах.


Томас Хаммарберг


1 Все ссылки на Косово, идет ли речь о территории, учреждениях или населении, в этом тексте должны пониматься в полном соответствии с резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН и не предопределяя статус Косово.

2 Согласно заслуживающей доверие информации, предоставленной мне в Косово, только в 2009 году не менее 18 вернувшихся семей в конце концов оказались в этих лагерях.

3 Помимо рома, в Косово существует два других меньшинства, живущих в весьма схожих условиях, а именно ашкали и египтяне.



Смотрите также:
[22/02/2010] Правительства европейских стран не предоставляют мигрантам-рома такой же защиты, как другим нуждающимся. Мигрантов-рома насильственно возвращают в те места, где они подвергаются риску нарушений прав человека
56.28kb.
1 стр.
Международный Фонд защиты свободы слова «Адил соз» Мониторинг нарушений свободы слова в Казахстане в апреле 2010 года в апреле 2010 г мониторинг нарушений свободы слова фонда «Адил соз» зафиксировал 93 сообщения
636.97kb.
8 стр.
Информация для Рабочей группы по проблемам защиты прав человека в связи с прохождением военной службы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
575.11kb.
4 стр.
Добрый вечер, наш гость сегодня поэт Роман Ерыкалов. Но говорить мы сначала будем не о поэзии, а о Булгаковском центре. Рома, расскажи, как этот центр возник и что ему сейчас угрожает
26.44kb.
1 стр.
Заместитель председателя Правительства Ставропольского
5922.34kb.
21 стр.
Индивидуальные Экскурсии из Гаваны с русскоговорящим гидом 2013 2014
79.48kb.
1 стр.
Задача №1 (12 баллов) Мигранты
106.51kb.
1 стр.
Проблемы реформирования механизма защиты прав человека в рамках ООН
145.83kb.
1 стр.
Образовательная программа по обучению: основам Прав Человека; стратегиям и тактикам защиты общественных интересов; ведению общественных кампаний и акций солидарности
22.54kb.
1 стр.
Минздравсоцразвития россии федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей
49.26kb.
1 стр.
Э. Успенский. Рассказ «Чебурашка» Чтение рассказа, ответы на вопросы. Краткий пересказ по вопросам
88.73kb.
1 стр.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
37.74kb.
1 стр.