Главная
страница 1
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии

Отделение востоковедения


Программа дисциплины

Теория японского языка


для направления/ специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика
подготовки бакалавра

Автор программы: преподаватель М. М. Киреева e-mail: mkireeva@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры Восточной филологии «___» _______ 2013 г.

Зав. кафедрой Аникина В.В. _______________________________(подпись)


Рекомендована секцией УМС «___»__________ 2013 г.

Председатель Маслов А.А._______________________________ (подпись)


Утверждена УС факультета ______________________ «___»_________2013 г.

Ученый секретарь Макарова И.В.__________________________ (подпись)

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями

университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Теория изучаемого восточного языка».

Программа разработана в соответствии с:


  • образовательным стандартом Государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет», по направлению подготовки 032100.62 «Востоковедение, африканистика», уровень подготовки – бакалавр (Москва, 2010);

  • Образовательной программой подготовки бакалавра по направлению подготовки 032100.62 «Востоковедение, африканистика»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 032100.62 «Востоковедение, африканистика», утвержденным в 2012 г.
  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Теория изучаемого восточного языка» являются:

- формирование у студентов основных понятий о структуре японского языка, о его фонетике, лексике, морфологии и синтаксисе;

- знакомство студентов с историей изучения японского языка и современным состоянием лингвистического знания о нем;

- развитие у студентов навыков использования понятийного и методологического аппарата лингвистики при анализе японского языка.
  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать структуру японского языка, его типологические характеристики;

  • Уметь анализировать тексты на японском языке с точки зрения их лингвистической структуры;

  • Иметь навыки использования понятийного и методологического аппарата лингвистики при анализе японского языка.



В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК- Б1

Владеет основным понятиям лингвистики, применяет лингвистические подходы при анализе текстов на японском языке

Интерактивные лекции

Дискуссии на семинарских занятиях




Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б6

Умеет извлекать необходимую информацию из лингвистической литературы, сопоставлять и оценивать информацию, использовать ее для анализа текста


Самостоятельная работа Подготовка к семинарам, подготовка домашнего задания в форме доклада

Способен применять полученные знания в области теории языка в собственной научно-исследовательской деятельности 

ИК – Б5.3/7.1

Применяет знание основ лингвистики для сопоставления и анализа текстов на японском языке.

Интерактивные лекции, дискуссии на семинарских занятиях, подготовка домашнего задания


Способен осознавать и учитывать социокультурные различия в профессиональной деятельности

СЛК –Б2

Осознает значимость универсальных и уникальных черт в японском языке и японской культуре

Интерактивные лекции, подготовка домашнего задания
  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин «Основной восточный язык», обеспечивающих базовую (общепрофессиональную) подготовку.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • Базовый курс восточного языка

  • Продвинутый курс восточного языка

  • Практикум письменного перевода

  • Классический восточный язык

  • Теория перевода и межкультурная коммуникация


  1. Тематический план учебной дисциплины







Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа










Лекции

Семинары и практические задания




1

Происхождение, история развития японского языка

10

4

4

8

2

Фонология и морфонология японского языка

6

2

2

6

3

Основы морфологии японского языка.

10

2

2

6

4

Глагольное словоизменение.

2

2

2

8

5

Синтаксические служебные единицы

16

2

2

8

6

Прочие части речи (местоимения, наречия и т.д.)

12

2

2

8

7

Типологическая характеристика синтаксиса японского языка

6

2

2

8

8

Особенности синтаксиса японского языка

10

2

2

8

9

Полипредикативные конструкции

22

2

2

8




Итого:

108

20

20

68


  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

4 модуль

Параметры

Текущий(неделя)

Домашнее задание

1

В форме письменной работы

Итоговый

Экзамен

1

Устный экзамен (120 мин.)


    1. Критерии оценки знаний, навыков


Критериями оценивания освоения дисциплины являются: активность студентов на семинарских занятиях, качество выполнения аудиторных самостоятельных работ и выполнения домашнего задания.

Оценка самостоятельной работы студентов формируется по результатам их участия в дискуссии на семинарах и на основе результатов тестов.

Итоговый контроль по дисциплине представляет собой устный экзамен.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


  1. Содержание дисциплины


Тема 1. Происхождение, история развития японского языка Генеалогическая принадлежность японского языка. История развития японского языка. История письменности. Основные диалекты Японии. Основные функциональные стили. Японская лингвистическая традиция.

Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 4 часа.



Тема 2. Фонология и морфонология японского языка. Система фонем японского языка. Структура слога и сочетаемость фонем. Чередование фонем. Основные сведения о просодии в японском языке: тоновые контуры и ударение.

Объем нагрузки: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.



Тема 3. Основы морфологии японского языка. Виды морфем: корни и аффиксы. Классификация частей речи. Основные способы словообразования (словосложение, префиксация, аффиксация, сцепления). Именное словоизменение.

Объем нагрузки: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.



Тема 4. Глагольное словоизменение. Семантические классы глаголов. Наклонения глаголов. Время в японском языке. Незаключительные суффиксы глаголов: залоги, адрессив, гоноратив и т.д.

Объем нагрузки: лекции – 2 часов, семинары – 2 часов.



Тема 5 Синтаксические служебные единицы. Вспомогательные глаголы. Вербализатор. Послелоги (эллипсис послелога). Показатели имен лиц. Показатели множественного числа.

Объем нагрузки: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.



Тема 6 . Прочие части речи. Связки. Личные местоимения. Непредикативные прилагательные. Наречия. Идеофоны. Обособленные. Междометия, Аидзути. Классификация частиц.

Объем нагрузки: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.



Тема 7. Типологическая характеристика синтаксиса японского языка. Японский язык как язык номинативно-аккузативного строя, как язык в зависимостным маркированием синтаксических связей, как язык с последовательным левым ветвлением.

Объем нагрузки: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.



Тема 8. Особенности синтаксиса японского языка. Подлежащее. Прямое и непрямое дополнение. Топик. Конструкции с неканоническим оформлением членов предложения. Порядок слов и структура предложения. Японский язык как язык с развитым синтаксисом.

Объем нагрузки: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа



Тема 9. Полипредикативные конструкции. Основные классы полипредикативных конструкций. Сочинение предикатов. Конструкции с предикатными обстоятельствами (время, уступка, причина, условные конструкции). Относительные предложения. Конструкции с предикатными актантами.

Объем нагрузки: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа.

Общий объем самостоятельной работы, включая подготовку домашнего задания – 28 часов.

  1. Образовательные технологии

  2. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы: активные и интерактивные формы проведения занятий - интерактивные лекции, дискуссии на семинарских занятиях, разбор практических задач и кейсов. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

      9.1 Тематика заданий текущего контроля



Примерные темы семинарских занятий:

1. Переходные и непереходные глаголы.

2. Особенности употребления условно-временных конструкций в японском языке.

3. Части речи: Идеофоны. Обособленные. Междометия, Аидзути. Классификация, особенности употребления.



Примерные вопросы для подготовки домашнего задания

  1. Доклады на тему «История отечественного востоковедения»

  2. Доклады на тему «Диалекты Японии»

    Примерные задания самостоятельных работ:

  1. Разделите слова на фонемы, слоги и моры:

じどうしゃ(自動車)、こんやく(婚約)、しゅっぱつ(出発)

При делении на фонемы использовать знаки международного фонетического алфавита (используются в лекции и учебнике).

При делении на слоги использовать одну из систем транскрипции японского языка.При делении на моры использовать или знаки хираганы, или одну из систем транскрипции японского языка.


  1. Определите части речи слов в предложениях.

Использование терминологии, принятой в учебнике, обязательно!

Например: 本を買います。→ 本(имя)を(послелог)買います(глагол)。

1)А: 林さんはそんな本を買わないでしょう。

  В: いいえ、買いますよ。

2)したいことはたくさんある。しかし、人生は短い。

3)このケーキ、食べないなら、俺が食べちゃうぞ。



  1. Продолжите предложения:

1. Японский язык - язык с последовательным левым ветвлением.

Это означает, что…

Например, …

2. В японском языке доминирующим является порядок слов SOV.

Это означает, что…

Например, …


      9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену (итоговый контроль)

  1. Генеалогическая принадлежность японского языка.

  2. История развития японского языка. История письменности.

  3. Основные диалекты и функциональные стили.

  4. Японская лингвистическая традиция.

  5. Система фонем японского языка. Структура слога. Просодия.

  6. Классификация частей речи.

  7. Основные способы словообразования (словосложение, префиксация, аффиксация, сцепления).

  8. Именное словоизменение.

  9. Семантические классы глаголов.

  10. Наклонения глаголов. Заключительные суффиксы глаголов. Время в японском языке.

  11. Незаключительные суффиксы глаголов: залоги, адрессив, гоноратив и т.д.

  12. Вспомогательные глаголы. Вербализатор.

  13. Послелоги (эллипсис послелога).

  14. Показатели имен лиц. Показатели множественного числа.

  15. Связки.

  16. Личные местоимения.

  17. Непредикативные прилагательные. Наречия.

  18. Идеофоны. Обособленные. Междометия, Аидзути.

  19. Классификация частиц.

  20. Типологическая характеристика синтаксиса японского языка.

  21. Подлежащее.

  22. Прямое и непрямое дополнение.

  23. Топик.

  24. Конструкции с неканоническим оформлением членов предложения.

  25. Порядок слов и структура предложения. Японский язык как язык с развитым синтаксисом.

  26. Основные классы полипредикативных конструкций. Сочинение предикатов.

  27. Конструкции с предикатными обстоятельствами (уступка, причина).

  28. Конструкции с предикатными обстоятельствами (время, условие).

  29. Относительные предложения.

  30. Конструкции с предикатными актантами.


  1. Порядок формирования оценок по дисциплине


Результирующая оценка по дисциплине «Теория изучаемого восточного языка» формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 24.06.2011 г. (протокол №26).

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оцениваются правильность выполнения предлагаемых на занятии заданий, активность участия в дискуссиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оцениваются правильность выполнения самостоятельных работ, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.

Оценка за текущий контроль (домашняя работа) учитывает результаты выполнения студентом домашней работы - Отекущий.

Результирующая оценка за итоговый контроль выставляется по следующей формуле:

О итоговый = k1·Оэкз. + k2Отекущий + k3·Осам. работа + k4·Оаудиторная

При этом удельный вес форм контроля распределяется следующим образом:



k1 = 0,2

k2 = 0,2

k3 = 0,3

k4 =0,3

Способ округления накопленной оценки итогового контроля: в пользу студента.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

      11.1 Базовый учебник


В. М. Алпатов, П. М. Аркадьев, В. И. Подлесская. Теоретическая грамматика японского языка.[В 2-х книгах] М., 2008.

      11.2 Дополнительная литература


Makino S., Tsutsui M. (2009). A Dictionary of Basic Japanese Grammar. Tokyo.
  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения занятий по дисциплине используется ноутбук и проектор.


Смотрите также:
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
156.26kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
153.69kb.
1 стр.
Программа дисциплины Экономический перевод для направления/специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
200.78kb.
1 стр.
Программа дисциплины Продвинутый курс японского языка
229.82kb.
1 стр.
Программа дисциплины (факультатив) Стилистика и диалектология японского языка
162.57kb.
1 стр.
Программа дисциплины практикум чтения на классическом японском языке для направления 032100. 62 «Востоковедение и африканистика» подготовки бакалавра
121.46kb.
1 стр.
Программа дисциплины История западных цивилизаций  для направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра
520.3kb.
7 стр.
Программа дисциплины Классический китайский язык
242.93kb.
1 стр.
Программа дисциплины Методика написания курсовых работ для направления 032100. 62 «Востоковедение» подготовки бакалавра
769.83kb.
5 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032100. 62 «Востоковедение, африканистика»
223.67kb.
1 стр.
-
1131.72kb.
9 стр.
-
1118.54kb.
7 стр.